Как используют соль 3 класс
Окружающий мир.»Полезные ископаемые.Соль.»(3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что за чудо эта соль… Проект ученика 4 «А» класса МБОУ лицей № 4 г. Данков Черноухова Никиты
Что же такое соль? Соль – это сложное химическое вещество. Основным компонентом соли является хлорид натрия. В природе встречается в виде минерала галита – каменной соли. Слово «галит» означает «соль», «море». В природе встречается или в виде камня под землёй и выходящих на поверхность соляных «куполов » или содержится в растворённом виде в воде некоторых водоёмов( морей, озер).
Польза соли Без соли наша жизнь была бы просто невозможной. В любом органе человека, в его крови, слезах, поте содержится соль. Это важнейший элемент, который необходим для нормальной жизнедеятельности всех живых организмов. Хлорид натрия играет важную роль в обмене веществ, регулирует уровень жидкости в организме, поддерживает кислотный баланс крови (рН), отвечает за передачу нервных сигналов и сокращение мышц, поваренная соль служит источником образования в желудке соляной кислоты, которая является составной частью желудочного сока. Организм не способен самостоятельно вырабатывать натрий, поэтому возмещать потерю соли жизненно необходимо.
Практическая часть Проведя несколько опытов я наглядно увидел некоторые свойства соли
1.Возьмем 3 стакана с водой, соль, гречку и масло. Опыт № 1. Растворимость. 2.В каждый стакан насыпаем по ложке одного из веществ. 3.Соль растворилась, гречка опустилась на дно, а масло осталось на поверхности. Результат: соль растворима в воде.
Опыт № 2. Изменения плотности воды В банку с пресной водой опускаем сырое яйцо, яйцо тонет. В другой банке растворяем несколько столовых ложек соли. Опускаем сырое яйцо. Яйцо всплыло. Результат: соль изменяет плотность воды, вода становится более плотной и выталкивает предметы на поверхность.
Выводы Работая над проектом « Что за чудо эта соль…» я выяснил, что… бесцветные твердые кристаллы поваренной соли, хорошо растворимые в воде, играют огромную роль в жизни человека ; в организме человека в среднем содержится немногим более 400 г поваренной соли, но именно благодаря ей в нем происходит большинство обменных процессов; соль входит в состав крови и служит основой для образования в желудочном соке соляной кислоты; соль используется в различных отраслях промышленности: в пищевой и химической промышленности, также употребляется при консервировании, в качестве антисептика, в холодильном деле и т.д. нельзя однозначно ответить на вопрос о влиянии соли на наш организм; в небольших количествах она нам необходима, в больших – смертельно опасна;
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-872192
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок познания мира для 3 класса.«Соль»
Методическая разработка открытого урока
Дата: 29 ноября 2013 г
Предмет: познание мира
Цель: формировать представление учащихся о полезном ископаемом – соли
Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
Способствовать развитию познавательной активности учащихся; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.
А ) Повторение о полезных ископаемых.- Планерка.
Что такое полезные ископаемые?
-Что называют месторождением?
Назовите рыхлые горные породы. Где их используют7
-Назовите плотные горные породы. Где их используют?
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.(Известняк)
Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)
Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)
— Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
-Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
— Какие из полезных ископаемых служат топливом?
Постановка целей урока
-Почему так называется?
-Где и как добывают?
— Полезна или вредна?
-Почему люди едят соль?
Слово учителя про соль
(У каждого на парте соль в пакетике 2 видов – морская крупного помола и мелкая пищевая- экстра))
-Где добывают соль в Казахстане? (показ на географической карте)
Озеро Балхаш-это третье по площади озеро в Казахстане, после Каспийского и Аральского морей. Оно расположено на юго-востоке республики. Площадь озера18,2тыс.км,длина614км, наибольшая ширина 74 км. Балхаш делится на две части: западную и восточную.
В западной части Балхаша, куда впадает река Или, вода пресная, а в восточной части соленая.
— Как образуются соленые озёра?
Река вливается в озеро, она содержит небольшое количество соли. Вода испаряется с его поверхности, а соли остаются в озере. Озерная вода постепенно насыщается солью. Соль оседает на дно и накапливается там.
Запишем в графу добыча (Аральское море, Каспийское море и др.)
Просмотр видео ролика Выпариваемая морская соль
-А знаете ли вы как добывают соль? (просмотр видео Выпариваемая морская соль)
Заполнение графы Применение
Внимательно прочитайте текст.
Самые первые живые организмы возникли в соленой воде земного океана, в нем зародилась жизнь, вернее, жизнью стала сама соленая жидкость.
Соль содержится в слюне, желудочном соке, желчи, лимфе и даже крови человека. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток.
В странах с холодным климатом требуемая организму ежедневная норма значительно ниже, чем в странах с жарким климатом, виной тому различная потливость.
Соль издревле считалась хранительницей молодости и красоты. Чтобы предохранить лицо от морщин, врачи советовали втирать в кожу соль с медом. Чтобы вернуть себе спокойствие и уверенность, укрепить силу духа, полагалось принимать соляные ванны.
Где зародилась жизнь?
Присутствует ли соль в организме человека? Докажите.
Почему африканцы пьют соленый чай?
Как человек может расслабиться в конце дня?
Говорят: чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. А как вы думаете, пуд это сколько?
Внимательно прочитайте текст.
Говорят, что соль может принести пользу и вред. Иногда соль помогает выздоровлению, хоть сама и не лечит. В жарких странах или горячих цехах, где рабочие вместе с потом теряют много соли, советуют пить не воду, а слабый раствор поваренной соли. Также в соляных шахтах оборудуют помещения для лечения больных с заболеваниями верхних дыхательных путей.
Соленым раствором промывают раны, соль убивает бактерии и микробы.
Соль способствует задерживанию воды в организме, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления. Поэтому при болезнях почек, ожирении, отёках врачи рекомендуют снижать суточное потребление поваренной соли.
Ответьте на вопросы.
Если нет зеленки и перекиси, чем можно еще обработать рану?
Почему людям с больными почками советуют есть несоленую пищу?
При каких еще заболеваниях помогает соль?
Подумайте и ответьте на вопросы:
У вас на партах поваренная соль – грубого помола и экстра. Как вы её различаете в пакетиках?
При изучении свойств почв учёные установили, что, будучи пропитанными солью, они не пропускает воду. Это открытие было использовано при строительстве оросительных каналов и водоёмов. Если дно водоёма покрыть слоем земли, пропитанной солью, то утечки воды не происходит. Для этой цели, конечно, применяют техническую соль.
Ответьте на вопрос: Почему дно бассейна, прежде чем покрыть бетоном и кафелем, засыпают толстым слоем соли?
2. Как очистить грязную соль от песка?
Заслушивание ответов на вопросы.
Дополнение к группам
Математикам Человек к 70 годам съедает 500 кг соли – целы полтонны
Биологам Если из живой лягушки выпустить всю кровь, она «умрет»,- перестанет двигаться, прекратится дыхание и остановится сердце. Но если её кровеносные сосуды наполнить физиологическим раствором, состоящим главным образом из раствора поваренной соли в воде, «мертвец» оживет. Мускулы будут реагировать на раздражение, сердце начнет биться, восстановится дыхание.
Вернемся к нашему древу познания. Посмотрим, на какие ваши вопросы мы получили ответы, а кна какие вы найдете их дома. (Снимаем яблоки, зачитывается вопрос, озвучивается ответ)
Открытое занятие «волшебная соль»
Конспект внеклассного занятия в 3 классе.
Тема: «Волшебная соль».
Цели: Расширять представления обучающихся о соли и её свойствах через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи: Прививать интерес к объектам и явлениям неживой природы. Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы. Воспитывать любознательность, потребность в получении информации, формировать эстетические потребности.
Предметные: Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, научить использовать соль как средство для творчества. Личностные: Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его единстве и разнообразии.
Буд: формирование учебного поведения (соблюдение правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности).
Электронные образовательные ресурсы: презентация: «Соль».
— Беседа с обучающимися «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
— Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль?»
— Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
— Чтение художественной литературы, где речь идёт о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль»
— Наблюдение «Как повар использует соль?».
Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, колокольчик, коробка с солью, тарелочки с солью, мешочек с солью, пипетки, ложки, стаканчики, лупы, бутылочки для декорирования, цветная соль, вода.
Орг. момент: Ребята. У нас сегодня необычное занятие. У нас сегодня гости давайте поздороваемся с ними.
Если услышите, колокольчик, садятся девочки, зазвучит музыкальный молоточик то садятся мальчики.
Постановка проблемы: Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке? (Показывает коробочку)
Без неё, ребята повар просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт- испытаешь боль
Вы наверно, догадались. Что же это? (соль)
Вы конечно уже догадались, о чём сегодня мы будем говорить на занятии?
Ребята как вы думаете, зачем нужна соль?
Выдвижение предположений (ответы детей)
А теперь проверим, правильны ли ваши предположения.
1. Для приготовления пищи. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных блюд, для консервирования овощей соль в жизни людей была важным продуктом.
2. В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
3. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые ушибы, полоскание горла).
4. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
6.Соль нужна не только людям, но как мы с вами говорили и животным в небольших количествах.
А сейчас я приглашаю вас в волшебную чудо-лабораторию и на некоторое время стать юными исследователями, чтобы изучить свойства соли. Давайте произнесём волшебные слова: Хлоп-хлоп-
И в волшебной лаборатории очутись!
(включить волшебную музыку)
Вот мы с вами очутились в лаборатории где много оборудования и здесь проводят эксперименты и опыты. А для начала, ребята, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории при работе с солью:
не трогать руками глаза;
3.не толкать соседа во время работы;
сначала смотри, что делает учитель, а потом повтори;5.
выполнил, положи на место4
6.ничего не пробовать на вкус.
У вас на стульях висят фартуки, наденьте их. Итак, внимание!
Воспитатель: Возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какой делаем вывод? Соль не имеет запаха.
Воспитатель: Насыпьте немного соли в тарелочки. Что вы сделали: насыпали или налили? (насыпали). Вывод: значит соль, какая? Сыпучая, рассыпчатая.
Воспитатель: Возьмите щепоточку соли и потрите между пальцами. Вы что-то услышали. Правильно, хруст. А как вы думаете, почему соль хрустит? Сейчас мы это будем выяснять, но для начала протрите руки салфеткой.
Воспитатель: Юные исследователи, рассмотрите соль, что вы можете сказать про неё?(соль похожа на песок). А теперь рассмотрим соль через увеличительное стекло. На что похожа соль? (зёрнышки, кристаллы, крупинки). Какой можно сделать вывод? Соль состоит из кристаллов. Вот именно поэтому, когда кристаллики трутся друг о друга, мы слышим хруст.
Воспитатель: Продолжим изучать свойства соли. Возьмите пипетку и наберите воды. Капните немного воды на соль. Что произошло? (соль впитала воду) Делаем вывод, что большое количество соли впитывает небольшое количество воды).
Воспитатель: Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». Интересно, действительно ли соль боится воды. У вас на столах стаканчики с водой. Возьмите ложечку соли, добавьте в стакан и размешайте. Что случилось с солью? Она исчезла?(соль растворилась)Молодцы! Вы очень внимательны. Какой можно сделать вывод? Соль растворяется в воде, поэтому и в пословице говорится, что соль воды боится.
Мы работали, устали, свойства соли изучали
А теперь пришла пора отдохнуть нам детвора
Встали, дружно потянулись
И к друг другу повернулись
Всем гостям мы улыбнулись
И продолжили занятие.
Воспитатель: мы будем передавать этот мешочек с солью и говорить о её свойствах, которые мы узнали сегодня в волшебной лаборатории. Соль не имеет запаха. Сыпучая. Состоит из маленьких кристаллов. Большое количество соли впитывает воду. Растворяется в воде. Используют в медицине. Используют в пище. Небольшое количество соли нужно животным.
Воспитатель: но и это ещё не всё.
Оказывается, солью можно украсить интерьер комнаты. Посмотрите, я для вас приготовила много цветной соли. Сейчас вы каждый попробуйте сделать свою радужную баночку, вот такую. А делается это так, надо будет засыпать разноцветную соль слоями, всё это делать аккуратно, чтобы соль не перемешалась и не рассыпалась. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой (работают)
Итог: Воспитатель: ребята, благодаря исследовательской деятельности мы сегодня узнали, что соль не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.
Релаксация: Мне очень понравилось с вами работать. А вам понравилось занятие?
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №1 г. Сычевки Смоленской области
Школьная научно-практическая конференция
Информационно – исследовательский проект
по теме: «Соль в жизни человека»
Номинация «Наука и жизнь»
Проект выполнила:
ученица 3 «Б» класса
Новикова Полина
Руководитель:
учитель начальных классов
Можарова Наталья Викторовна
слайд №1. Здравствуйте. Меня зовут Новикова Полина. Я ученица 3 класса «Б»
Сычёвской средней школы № 1.
Сегодня я представлю вашему вниманию свой проект под названием
«Соль в жизни человека»
Исследовать соль как минерал, имеющий огромное значение в жизни человека
изучить исторические сведения о соли;
выявить значение соли в жизни человека;
провести различные опыты, которые помогут доказать или опровергнуть мою гипотезу;
обобщить материал и сделать выводы.
Методы работы – наблюдение, сбор и обработка информации, анализ литературы
Гипотеза – я предположила, что соль играет важную роль в жизнедеятельности человека
История и добыча соли
Соль появилась в жизни человека в незапамятные времена. Соль – старинное название Солнца – СОЛОНЬ. Она была с человеком во время всех важных жизненных событий.
Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени. Когда проголодавшийся человек садится за стол, а обед еще не готов, он с нетерпением начинает есть хлеб с солью. Никому и в голову не приходит, что из-за этого белого кристаллического порошка,
лежащего в обыкновенной солонке, люди когда-то могли сражаться, убивать друг друга, продавать в рабство и кочевать из одной страны в другую.
Добыча соли в то время была делом очень трудоемким и почетным. Обыкновенно в местах, богатых почвенной солью, рыли колодцы. В глубине колодцев появлялась соленая подпочвенная вода. Ее вытягивали из колодцев ведрами и наливали в большие котлы или сковороды, которые в старину на Руси назывались «чренами». Под чренами разводили огонь, рассол начинал кипеть, и вода испарялась до тех пор, пока на дне сковороды не осаждалась соль. На севере и на юге на берегах морей соль выпаривали из морской воды.
Способы добычи соли
естественное испарение морской воды
подземный способ добычи в рудниках и шахтах (на глубине 300 м) из отложений соляных озер
выжигание и другие способы
На специальной фабрике соль мелется и сортируется по трем сортам, в зависимости от помола
Озеро Баскунчак (озерная соль) В наши дни процесс добывания соли полностью механизирован
Я изучила виды соли.
Пищевая промышленность – употребление в пищу
Сельское хозяйство – добавляют в корм скоту, почву
дороги посыпают солью.
Вред или пользу приносит соль нашему организму?
Потребление соли играет важную роль в организме человека.
Недостаток соли сказывается на работоспособности организма, появляется слабость, головная боль.
Избыток соли вызывает болезни сердца и почек. Повышается артериальное давление.
О вреде и пользе соли ученые спорят до сих пор. Однозначного ответа на этот вопрос все еще нет.
слайд №13 Мои эксперименты
Я решила изучить, что еще «умеет» соль. Для этого я взяла обычную поваренную соль. На вкус она очень соленая
Я попробовала растворить соль в воде и вот что у меня получилось:
Я взяла банку с водой, обмакнула в неё столовую ложку и зачерпнула ею соль. Соль к ложке прилипла.
Я подумала: а что будет, если наклонить ложку вертикально, то сыпется ли с неё соль? Наверное, да, ведь соль довольно тяжелая. Я начала эксперимент: часть соли, та, что была на самом верху ложки, и правда просыпалась в банку. Прилипшие крупинки остались на месте.
Тогда я обмакнула всю ложку в воду – соль с неё исчезла.
Соль растворится даже если ложку и вовсе не наклонять – просто налить на нее воды.
Соль в воде разной температуры
Я взяла две банки с холодной и горячей водой. И положила в каждую из них по одной столовой ложке соли «с горкой». Вода в обеих банках помутнела. Но вот в банке с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в банке с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.
Влияние соли на кипение воды.
Возьмём два сосуда с водой, нагреваем, в один сосуд добавляем соль. Сосуд, в который добавили соль, закипел быстрее. Солёная вода быстрее закипает. 5 минут обычная вода, 2 минуты солёная вода.
Вывод: соль увеличивает плотность воды и, следовательно, температуру кипения
Опытные хозяйки при консервировании продуктов стерилизуют банки подсоленной водой. Соль, содержащаяся в воде, не испаряется, но стерилизация будет эффективнее, т.к. температура кипения повышена.
Влияние соли на плотность воды
Возьмём два сосуда: один с водой, другой- с солёной водой. Опустим туда яйца. Одно яйцо опустилось на дно сосуда, другое осталось на поверхности
Вывод: соль влияет на плотность воды
Большое количество соли содержится в Мёртвом море. Из-за этого у него большая плотность, превышающая человеческую. Поэтому в Мёртвом море невозможно утонуть
Соль может сохранять продукты
Я положила в банку с водой две столовых ложки соли и кубик шоколада. И оставила их стоять на подоконнике до следующего дня. На утро я вытащила кубик шоколада. От воды он стал мягким, похожим на пластилин. А от соли сделался очень соленым. Даже внутри, когда я разломила его и попробовала на вкус.
Вывод: шоколад в соленой воде не растворяется. Но может «засолиться».
Вот почему до недавнего времени соление было основным способом сохранения продуктов.
Приглядевшись, я увидела, что соль состоит из маленьких кристалликов. Получается, что соль похожа на лед – когда она попадает в воду – тает.
Вырастить кристалл из соли легко: нужно взять шерстяную нитку, добавить в воду столько соли, чтобы она уже не растворялась, и оставить на 2 недели.
Вывод: вот и получились кристаллы соли.
Соль используют и в прикладном творчестве.
Соль – отличный материал для различных поделок. Работы из солёного теста. Оформление нашей школьной столовой, 2 этаж
Подтвердилась ли гипотеза о значении соли в наши дни?
Нисколько! И в наши дни поваренная соль таит в себе много скрытых, удивительных и далеко не всем известных свойств. Без соли не может жить ни один живой организм. Соль предохраняет продукты от гниения. Она понижает температуру таяния снега и льда. Из соли приготавливается много необходимых лекарств, и соль нужна для производства самых обыкновенных предметов мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого.
Поэтому старая русская пословица «Без соли не проживешь» справедлива и в наши дни. Без соли не только не может жить человек, но не могут развиваться и многие отрасли, современной промышленности.
В ходе своего исследования я узнала, что история соли насчитывает не одну тысячу лет, что она когда – то была предметом роскоши и из – за нее начинались войны.
Узнала, что раньше люди не знали, откуда она берется, как ее добывать,
приписывали ей магические свойства – поэтому она была такой дорогой
Выяснила, что в современном мире соль используется не только в пищевой промышленности, но и в разных других областях.
Убедилась, что современный мир не приписывает соли «волшебных» свойств, но нуждается в ней не меньше наших предков
Провела практические опыты и узнала о некоторых свойствах соли
Соль используется не только для приготовления пищи, но и для многих других полезных дел.
Для своей работы я брала материал в библиотеке и в интернете.
Курлански М. Всеобщая история соли. М., «Колибри», 2007
Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. М., «Педагогика – Пресс»,1995
Почемучка. Детская энциклопедия. М., «Росмэн»,2005