Как исправить 3 по русскому языку
Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки
Ошибки в диктантах: откуда взялись «рокобесы» и «веснуски»? Учим русский с ребенком
«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами». Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.
Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» — это еще как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».
Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.
Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.
Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.
Где грамотные?
«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.
И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?
Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.
«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».
Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».
Миф о врожденной грамотности
Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?
Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!
Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.
«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».
Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?
Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.
Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.
А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:
Как подтянуть русский язык без репетитора
Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.
До школы
Начальная школа
Средняя школа
И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.
Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.
Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.
А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.
Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.
Что еще помогает подружиться с родным языком?
Проблемы с русским языком у школьников — как может помочь нейропсихология
27.09.2017 | Марина Сорокина 55 комментариев Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью. Вы узнаете пять упражнений, которые способствуют активизации всех психических функций ребенка, и в итоге — улучшению его успеваемости в школе и грамотному письму.
Пять упражнений для прогресса в учебе
Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью.
Мне бы хотелось вселить надежду в души родителей, чьи дети никогда не приносили домой за диктанты ни пятёрок, ни четвёрок, а у кого-то – даже и троек… Они никогда не слышали слова «Молодец!» от учителя русского языка. Кто ж из учителей похвалит, если в тетрадях – «как курица лапой»? Если ошибка на ошибке? Если правила знает, а «толку никакого»? Такого «молодца» и родители ругать устали, да и вообще все с ним выбились из сил: «три» ставят — «два» в уме…
Первый вопрос учителю и родителю: вы знаете детей, которые ХОТЯТ учиться плохо?
Нет! Таких детей нет. Значит, они все ХОТЯТ учиться хорошо.
Второй вопрос: хвалят ли в школе (да и дома) всех этих безграмотных троечников и двоечников?
Нет! Вроде как и не за что!
Третий вопрос: искали ли вы истинную причину этих бесконечных нелепых ошибок в тетрадках, при проверке которых руки опускаются и у учителя, и у родителя? Нашли ли вы её?
Нет! Иначе бы дела уже «шли в гору».
Мои убеждения
Я бы хотела поделиться с вами тремя убеждениями, появившимися у меня за годы работы с детьми.
Первое. В учёбе не бывает много похвалы. Невозможно «перебрать».
Похвала – это воздух, в котором ребенку можно лететь, улыбаться, стараться, хвастаться маме – меня похвалили! А отсутствие похвалы – это тёмная комната, в которой страшно ступить в любую сторону: везде ждешь неизвестного, но ужасного результата. Постепенно привыкаешь. И просто стоишь на месте. В этой тёмной комнате. Без улыбки и всякого желания шевелиться и двигаться.
Поэтому хвалите! Всех. Ещё до того, как отсутствие похвалы свяжет по рукам и ногам стремление ребенка стараться. До того, как он перестанет понимать, что такое – верить в успех.
Второе. Помочь можно всегда.
Я видела одну учительницу второго класса, которая во время урока подходила по очереди к каждому ученику, опускалась почти на корточки рядом с партой, чтобы быть на одном уровне с ребёнком, и шёпотом ПОМОГАЛА в их затруднениях. Каждому. Я даже не знаю, почему меня так впечатлила эта ситуация. Наверное, потому, что это большая редкость.
Так вот: чтобы ПОМОЧЬ, надо ПОМОГАТЬ.
Не требовать строгим поставленным голосом, не вызывать в школу бедных родителей, не задавать пару лишних упражнений каждый раз (потренируйся, дружок!), не обещать перевести в более слабый класс – весь этот набор хорошо отработан в большинстве школ. Учитель должен искать любые пути, чтобы помочь ребёнку и его родителям чувствовать себя счастливыми людьми, а не несчастными узниками «образовательных стандартов».
Взрослым надо понять: ребёнок не виноват. Он по-другому слышит слово, воспринимает его и воспроизводит.
Ведь никто не ругает детей за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность — похожая ситуация.
Помочь можно всем. Пишущим «страшно некрасиво», ошибающимся в каждом слове, читающим еле-еле, ничего не запоминающим и не понимающим — всем им можно помочь. Просто придумайте как — и скажите себе: «Я должна помочь!»
Теперь – третье убеждение. Мы с коллегами-филологами, работая в школе, а потом в учебном центре, видели много непростых детей. Занимаясь русским языком с ними, замечали:
Некоторым детям бесполезно объяснять правила, писать многочисленные диктанты, требовать «работу над ошибками»…
Мы чувствовали: надо делать с ними что-то другое. Но знаний не было. Никто в педагогических институтах (а тем более в классических университетах) не учит особенным методам работы с детьми, которые испытывают трудности в учёбе.
Начали искать, что может помочь ребёнку выбраться из «тёмной комнаты безграмотности». Много читали, ездили по стране, изучали опыт лучших педагогов. Это было ещё в конце девяностых…
Наши поиски привели к нейропсихологии.
Многим педагогам и родителям наверняка известна эта совершенно особая отрасль психологии — наука о связи работы мозга и поведения человека.
Благодаря знакомству со специалистами-нейропсихологами мы поняли: ответ на вопрос, в чём же причина безграмотности, существует.
Грамотное письмо – результат слаженной работы большого количества систем детского организма, своевременного развития многих психических функций.
А результативная учебная деятельность любого ребенка – это показатель «включённости» всех необходимых зон мозга. Именно такой подход к решению проблем школьной неуспешности используют специалисты-нейропсихологи.
Нейропсихолог может определить истинные причины школьных затруднений, расскажет родителям и педагогу, что мешает ребёнку овладеть каким-либо умением, поможет разработать упражнения, способствующие развитию и «дозреванию» соответствующих отделов мозга.
Поэтому третье убеждение — надо подключать нейропсихологию.
Соединив усилия и находки филологов и нейропсихологов, мы разработали программу, содержанием которой является не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включенность» всех психических функций ребенка.
Большую часть каждого занятия дети вовлечены в игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, свое тело, свою устную и письменную речь.
Именно эти виды заданий комплексно влияют на способность ребенка писать грамотно, повышают его способность к самоконтролю.
Нейропсихология позволяет сделать русский язык не просто бесконечным «писанием слов и предложений», она позволяет ребенку увлечься и не испытывать дискомфорта от неудач.
Если ребёнок не любит русский язык, плохо учится — обратите внимание на несколько очень полезных и в то же время очень простых упражнений, которые приносят пользу всем детям. Мы их выполняем на занятиях в нашем учебном центре. Также родители могут практиковать их и дома со своим ребенком.
Пять упражнений с использованием приемов нейропсихологии:
Все эти упражнения очень нравятся детям и очень полезны.
Подводя итог
Что должен понять учитель? Невозможно воспитывать и обучать новое поколение, не применяя достижения нейропсихологии.
Что должен понять родитель? Любой ребенок хочет учиться хорошо. Хочет, чтоб его хвалили. Хочет иметь красивые тетрадки с пятёрками и четвёрками. Надо поверить, что это возможно. Надо помочь, поддержать, предпринять все возможное.
В нужное время, пока мозг ребёнка пластичен, примерно до 10-11 лет, нужно обратиться к нужному специалисту и применить правильные методы, сделать верные шаги.
Об авторе: Марина Сорокина
Филолог, учитель русского языка высшей категории. Автор запатентованной методики преподавания русского языка по опорным сигналам «Курс интенсивного повышения грамотности», автор учебных пособий, ведущая мастер-классов и лекций. Учредитель ЧОУ ДПО «Современное образование» (г. Пермь). Автор программ «Движение. Логика. Грамотность» и «Алгоритм грамотного письма» — курсов русского языка с использованием нейропсихологических методик.
Почему дети «скатываются на тройки» и как это победить
Ребёнок перешёл из начальной школы в среднюю и скатился на тройки? Наш блогер, учитель Евгений Ланге, знает, в чём причина. Он рассказывает, почему не стоит уделять излишнее внимание оценкам и как замотивировать ребёнка учиться.
К сожалению, для большинства родителей показателем успешности ребёнка до сих пор являются хорошие отметки. Так ли это на самом деле и может ли ребёнок, получающий не только пятёрки и четвёрки, быть успешным в учёбе?
Отметка — это не показатель успешности, а только уровня знаний по конкретному предмету. В начальной школе оценки в виде зайчиков и солнышек, а позже и отметки имеют несколько другой принцип и другую значимость, чем в средней и старшей школе, так как в первых четырёх классах формируется базис, который ребёнок должен освоить для дальнейшего успешного обучения в старшей школе. К пятому классу многие родители начинают жаловаться, что мотивация у ребёнка снизилась и он «скатился на тройки». Причиной снижения успеваемости могут быть несколько связанных друг с другом факторов.
1. Пубертат
Из-за физиологических и психологических изменений у ребёнка может снижаться познавательная активность, а академические интересы заменяются социальными. На первый план выходит общение со сверстниками и принадлежность к группе. Также в этот период снижается связь с родителями. Если инициатива хорошо учиться исходила прежде всего от них, а не от самого ребёнка, то задача «хорошо учиться» больше не будет входить в зону его интересов.
2. Изменение требований к ребёнку со стороны школы
Средняя школа сильно отличается по требованиям от начальной. Где-то в начальной школе и вовсе может не быть отметок, поэтому у ребёнка к пятому классу не сформировано адекватное отношение к оцениванию. Это выражается в том, что он думает, что отметка ставится ему как человеку в целом, а не за конкретную работу. Если ребёнку вовремя это не объяснить, то внутренняя мотивация сильно падает. Также общие требования к ученикам в среднем звене жёстче, и ребёнку может быть сложно к этому привыкнуть.
3. Отношение родителей к успеваемости ребёнка
Это, пожалуй, основополагающий пункт, влияющий на успеваемость. Если для родителей успеваемость ограничивается лишь оценками, то для ребёнка, вне зависимости от его успеваемости, оценивание является постоянным стрессом. В этом случае ребёнок получает от родителей сигнал, что, хороший он или плохой, определяют исключительно его оценки, а не качества его личности. Основным методом воспитания в такой семье становится метод кнута и пряника, который даёт ребёнку понять, что любят его только за хорошие оценки. Если же для родителей более важны эмоции от обучения и познавательная активность в целом, то стресса от учёбы такой ребёнок практически не испытывает и учится адекватно относиться к своим академическим поражениям и успехам.
Как уменьшить риск снижения учебной мотивации?
1. Определить зону интересов
Интересы и увлечения ребёнка складываются практически с рождения и зависят от множества факторов. На первые же предрасположенности главным образом влияет развитие мозговых функций. На ранних этапах развития ребёнок легко и с удовольствием делает то, что у него легче всего получается, а тех задач, которые вызывают затруднения, он старается избегать. То, что ребёнок делает хорошо и что впоследствии одобряется родителями, а затем и обществом, становится частью его личности — его интересом.
Например, в первом классе ребёнку легче даётся решать задачи по математике, чем рассказывать на уроке русского и литературы, как он провёл лето. Это значит, что логическое мышление развито лучше, чем образное. У любого человека есть сильные и слабые стороны. Важно поддерживать и поощрять развитие сильных сторон и следить, чтобы слабые находились в границе возрастной нормы.
2. Снизить требования к предметам, не входящим в зону интересов
Не требуйте от ребёнка высоких достижений по тем предметам, которые не вызывают у него интереса, но объясните ему, почему он не может игнорировать эти предметы. Задайте вопрос: «Как ты думаешь, зачем взрослому человеку знания о физике, географии, биологии, даже если он не собирается связывать с этими науками свою жизнь?» Определите вместе с ним, сколько времени и ресурса он может потратить для достижения минимального результата.
Минимальный результат определяется очень легко: это выполнение всех домашних заданий и включённая работа на уроке. Даже если все эти действия выполнены формально, но качественно, этого будет вполне достаточно для освоения предмета на минимальном уровне.
Постепенно ребёнок понимает, что родители не оказывают на него давление. В этом случае изучение нелюбимого предмета больше не вызывает у него трудностей, и он легко может стать любимым. Этот феномен называется «переход от внешней мотивации к внутренней» и является самым мягким и действенным способом расширить зону интересов ребёнка.
3. Переключить внимание с оценок на личностные достижения
Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками, не упрекайте в лени или нежелании хорошо учиться — это никак не исправит положение. Самое эффективное в этой ситуации — на время вообще забыть про отметки и научить ребёнка оценивать себя исходя из собственных достижений без опоры на окружение:
Даже если за свои старания ребёнок всё равно получает тройки, он видит, что с каждым днём растёт над собой и получает вашу поддержку.
4. Дать больше самостоятельности
Дети очень не любят, когда у них «стоят над душой», это вызывает негативизм и тревогу и не приводит к положительному результату. Вместе с ребёнком договоритесь о желаемом результате (помните, что он не должен быть привязан к отметке) и сроке его достижения. Например, выполнять все домашние задания в течение недели, или «не забывать» написать условие в задаче, или не делать больше семи ошибок в одном предложении. Скажите, что вы доверяете ребёнку и уверены, что он сможет справиться с этой задачей самостоятельно.
Если же ребёнок не выполнит обещание, вернитесь к этому разговору и спокойно объясните, что ещё какое-то время вы не можете полностью оставить его без контроля. Через несколько дней повторите эксперимент. Важно, чтобы ребёнок понимал, что вы доверяете ему и готовы с ним договариваться. Постепенно он научится справляться с возложенной на него ответственностью, и даже если поначалу он будет справляться с задачей не полностью, обратите его внимание на то, чего он уже смог достичь.
Что делать, если у ребёнка нет академической зоны успеха в школе?
Если с первого класса учителя жалуются, что ребёнок неусидчив, невнимателен и плохо запоминает и воспроизводит информацию, это может значить, что какие-то его мозговые функции развиты недостаточно. В этом случае нужно обратиться к нейропсихологу. Он определит общий уровень развития ребёнка, его сильные и слабые стороны, разработает план коррекции, а также поможет адаптироваться к школьным требованиям.
Если же вначале ребёнок был успешен, а затем учебная мотивация резко сошла на нет, обратите внимание на другие его проявления: хорошо ли он питается, как часто находится в подавленном состоянии, остались ли у него интересы вне школы.
Если вы наблюдаете все эти симптомы у вашего ребёнка, то, возможно, имеете дело с подростковой депрессией и нужно обратиться сначала к неврологу, а затем к психиатру. Одновременно с этим попытайтесь пересмотреть ваши с ребёнком взаимоотношения. Возможно, вы что-то делаете не так.
Хорошист или троечник, без сомнения, может быть успешен и счастлив в школе, если у него есть дело, которым он увлечён! У нас, взрослых, дела обстоят точно так же: что-то мы делаем отлично, потому что нам это нравится, а что-то просто потому, что надо. Только нам повезло чуть больше: нас за это не оценивают по пятибалльной системе.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (Akane1988)
8 советов, как подтянуть оценки и улучшить успеваемость
Рассказываем, как исправить оценки и повысить интерес к учёбе.
Ведите конспект
Не просто слушайте объяснения учителя или видеолекцию, но и записывайте самую важную информацию. Во-первых, это поможет вам сохранить концентрацию и внимательно слушать на протяжении всего урока. Во-вторых, конспект пригодится для быстрого повторения и заучивания материала.
Задавайте вопросы
Если вы испытываете трудности в понимании предмета, обязательно задавайте вопросы – на уроке или после него. После контрольной или проверочной работы разбирайте с учителем ошибки. Педагоги обычно охотно идут навстречу ребятам, которые хотят досконально разобраться в предмете, и находят время растолковать, что осталось непонятным.
Если вам трудно сформулировать вопросы, потренируйте это умение. Возьмите хорошо известный вам материал, например, главу из учебника, и задайте десять вопросов, которые помогают его прояснить. После таких тренировок вам будет проще спрашивать о том, что осталось непонятным.
Найдите наиболее подходящий способ усвоения информации
Одним людям проще усваивать информацию на слух, другим помогает визуальный контент – рисунки, таблицы, схемы. Кому-то для понимания и запоминания надо записать информацию от руки, кому-то – повторить вслух. Кинестетикам полезно в процессе обучения ходить или что-то вертеть в руках, например, теннисный мяч.
Попробуйте экспериментальным путем определить ваш ведущий канал восприятия и подбирайте учебные методики в соответствии с ним:
Узнать свой канал восприятия вы можете на бесплатном пробном занятии с репетитором. А ещё вы получите персональные рекомендации и индивидуальную программу обучения!
Записывайте оценки
Заведите подобие классного журнала самостоятельно: запишите в столбик все школьные предметы и выставляйте напротив них все полученные оценки. К середине четверти вы будете понимать, какие предметы нуждаются в повышенном внимании, а по каким можно расслабиться. Таким образом вы определите приоритеты, составите удобный график занятий и сможете исправить оценки по важным для вас предметам.
Тренируйте память
Успеваемость в школе во многом зависит от того, насколько быстро и полно вы запоминаете информацию. Здесь помогут тренировка памяти и применение мнемонических приемов и техник.
Для улучшения памяти:
Для быстрого запоминания материала используйте мнемонические приёмы. Найдите в интернете стихи для запоминания исключений русского языка или неправильных глаголов английского языка. Читая материал по любому предмету, создавайте яркую картинку в воображении, близко связанную с вашей жизнью. Записывайте определения в виде маленьких рисунков – пиктограмм. Повесьте таблицы, схемы и другой методический материал по стенам в квартире.
Заучивать даты, новые слова в иностранном языке, термины и понятия, географические названия удобно с помощью карточек Anki. Этот способ основан на методе интервального повторения. Запоминание происходит быстрее, когда мы повторяем материал, который уже немного подзабыли, но не совсем. Программа предлагает карточки с заданиями и по скорости и правильности нашего ответа определяет оптимальный интервал для повторения. Создать свою колоду можно на любую тему и по любому предмету.
Соблюдайте режим дня и учитесь расслабляться
Человек быстрее запоминает и анализирует информацию, когда он достаточно отдыхает и высыпается. На преодоление тревоги и стресса уходит энергия, которую можно было бы потратить на занятия. Старайтесь ложиться в одно и то же время, спать не меньше 8 часов в сутки и уметь регулировать уровень стресса. Напряжение и тревогу хорошо снимают горячий душ или ванна, массаж, физические упражнения.
Правильно питайтесь
Справляться со сложными интеллектуальными задачами и меньше утомляться реально, если включить в рацион:
Попросите помощь
Если самостоятельно исправить оценки не получается, обратитесь за помощью к другим. Объяснить материал могут родители, одноклассники, друзья, старшие братья и сестры, родственники, которые разбираются в этой дисциплине. Если среди семьи и друзей помощников не нашлось, поговорите с родителями и рассмотрите вариант пригласить репетитора. На индивидуальных занятиях он определит, что именно вы не понимаете, объяснит трудные места, поможет отработать практические задания.