Как исправить боковой звук р
www.Logopedy.ru
Присоединяйтесь к нам:
Зонды постановочные
Коррекция звукопроизношения. Звук «Р»
Спесивова Нинель Евгеньевна,
логопед ГУЗ СО «Аткарская РБ»
г. Аткарск, Саратовская обл.
Сертификат о публикации: не выдавался
Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.
«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук.
Нормальное положение органов артикуляции при произнесении звука «Р».Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами примерно 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Сильная воздушная струя разрывает смычку кончика языка и нёба,язык вибрирует.
Мягкий звук «Р» отличается от твёрдого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу (примерно, как при гласном «И»), кончик языка находится несколько ниже, чем при твёрдом «Р», задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.
Недостатки произношения звука «Р» (ротацизм).
Велярное произношение. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.
Увелярное произношение. При увелярном «Р» вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармоничный характер и не сопровождается шумом.
Боковой ротацизм. При этом нарушении, вибрирует только один из боковых краёв языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через неё выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке «Л», в результате произносится звук, в котором как бы сливаются «Р» и «Л».
При «щёчном» произношении «Р» щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.
Одноударное произношение «Р». При нём, отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке.
«Кучерское» «Р». В этом случае вибрируют сближенные губы.
Замены звука «Р» парным мягким «Р», а также «Л», «Ы», «Д», «В», «Г», «Й» и др.
Мягкий «Р» может нарушаться так же, как и твёрдый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твёрдый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.
Упражнения артикуляционной гимнастики на подготовительном этапе коррекции «Р»:
«Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.
«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать губы по кругу.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Иголочка». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.
«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.
«Фокус». Рот приоткрыть, язык чашечкой высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.
«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«Лошадка». Присосать язык нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.
«Болтушка». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «дрр».
Способы постановки.
1.По подражанию. Логопед объясняет правильную артикуляцию звука, затем произносит звук, а ребёнок ему подражает.
2. Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [Ы] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).
3. Способ постановки звука [Р] от упражнения « Грибок». Ребенок присасывает язык к твердому небу («Грибок»); делает глубокий вдох через нос (язык в том же положении); делает резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика языка.
4. Постановка [Р] от звука [Ж]. Ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом двигает кончиком языка вперед-назад по альвеолам «БУГОРКАМ». При этом можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука переходят к проговариванию слогов со стечением ЖР, ДР, НР, ТР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука.
6. Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у которых не формируется воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. Особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.
7. Постановка [Р] из межзубного положения. Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». Указательным пальцем «играть» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрирующего звучания от малейшего прикосновения к нижней губе «в-в-р-р-э-э…» • Сохраняя ту же конфигурацию языка, передвинуть его за верхние зубы.
8.Если звук [Р] заменяется своей мягкой парой, то можно добиться твёрдого произношения звука следующим образом: ребёнка просят протяжно произносить «РЬ» расширяя при этом рот, что вызывает автоматическое перемещение кончика языка назад и звук становится твердым.
9. Постановка [Р] от сочетания [ТД]. Ребёнка просят по очереди произносить звуки [Т] и [Д] в сочетании [ТД] или [ТДД] в быстром темпе и ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [Д] и [Т] ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.
10. Постановка [Рь]. Длительный раскатистый [Р] последовательно соединять с гласными [И], Я, Е, Ю, растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения [Рь] в слогах, вводят слова и т. д.
Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.
1.В открытых слогах РЫ РЭ РА РО РУ:
Повтори слог;
Договори слог: го РЫ, но РА, пе РО, кегу РУ …;
Скажи с разным ударением: ры РЫ ры, РЭ рэ рэ, ра ра РА…;
Начни слово.
2.В закрытых слогах ЫР ЭР АР ОР УР:
3.В позиции между гласными ЫРЫ ЭРЭ АРА ОРО УРУ;
4.В слогах со отечением согласных БРА БРЭ БРЫ БРО БОУ и так далее с другими согласными на первом месте.
5.В начале слова в открытом слоге РАК РОТ РЫСЬ РУЛЬ и тд. в двух, трехсложных словах.
6.В середине слова в открытом слоге ГОРЫ, ПИРОГ, БАРАН и тД. с усложнением.
7.В конце слова СЫР, СЭР, ПАР, ХОР и тд с усложнением.
8.В середине слова в закрытом слоге АРБУЗ, ТЕРМОС, ТЕРКА, ЖУРНАЛ и тд
10.В словах со стечением согласных в середине КОБРА, ДОБРОТА, ВАТРУШКА и тд.
11.В « богатых» словах ТРАКТОР, ПРОРУБЬ, ПРОБИРКА, ПРОКУРОР и тд.
Повтори чистоговорку РА РА РА –НА ПАРАД ИДТИ ПОРА, и тд.
«Поэт» придумай чистоговорку РЫ РЫ РЫ –( покусали комары) и т д.
Повтори предложение по картинке за логопедом.
Вспомни и скажи предложение по картинке самостоятельно.
Составь и повтори предложение по картинке, по мнемотаблице, по опорным словам, из заданных слов, по схеме.
Далее звук автоматизируется во фразовой речи ( стихи, пересказы, рассказы, беседы).
Желаю успеха!
Звуки [Р] и [Р’].
Боковое произношение звука P и его коррекция.
При боковом произношении р вместо правильного звука слышится рль, это происходит от быстрого соединения звуков р и ль.
Кончик языка при таком произношении р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук. Такое произношение р часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является и самостоятельным искажением.
Если попросить ребенка произнести звук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышаться долгий нечистый звук ль. Посмотрев на артикуляцию ребенка, Вы увидите, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека.
Подготовительный этап начинаем с гимнастики языка и губ. При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.
Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят р проторный. Нужно, чтобы ребенок пользовался р проторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка.
Звук [Р] считается одним из самых сложных и появляется в речи ребенка к 4-5 годам. К сожалению, часто встречаются проблемы с его произношением, причем они сохраняются вплоть до взрослой жизни, если не была оказана соответствующая помощь логопеда.
Картавость – это неправильное произношение твердого и мягкого звука [Р], которое не соответствует фонетическим нормам русского языка. Этот термин можно назвать повсеместно использующимся, но у этого дефекта есть и научное название – ротацизм.
Нормальное произношение звука [Р]
При произношении звука [Р], рот раскрыт, зубы сомкнуты. Язык широкий в форме «ложечки». При произношении он поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Под напором выдыхаемой струи воздуха кончик языка дрожит. Если мышцы артикуляционного аппарата плохо развиты, либо ребенок не может с достаточно силой выдыхать струю воздуха (либо есть совокупность этих проблем), то у ребенка развивается картавость.
Основные виды ротацизма
Картавость может по-разному проявляться, в связи, с чем можно выделить несколько основных групп этого дефекта:
При этом возможны различные варианты искажения данных звуков. Чаще всего выделяют следующие виды ротацизма:
Причины картавости
Картавость может возникать из-за различных причин:
Ротацизм возникает при простой дислалии, когда наблюдается неверное произношение одного звука. Часто ротацизм входит в состав сложной дислалии, т.е. при полиморфном нарушении звукопроизношения. Ротацизм также может быть одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.
Какие методы диагностики существуют
Картавость диагностируется в ходе оценки речевого статуса ребенка. Специалист собирает анамнез, после чего проводятся следующие исследования:
В некоторых случаях также может понадобиться дополнительное обследование у ортодонта, либо неврологическая диагностика.
Можно ли и как избавиться от картавости
Родителям важно следить за тем, как именно разговаривает их ребенок. Звук Р считается одним из самых сложных при постановке, поэтому если он не выговаривается до 4,5 лет, то это можно считать физиологической нормой.
Но здесь есть одно очень важное уточнение: если у ребенка есть и другие проблемы со звукопроизношением, либо [Р] он произносит картаво, то велика вероятность того, что у него останется дефектное произношение, если не обратиться за логопедической помощью. Если ребенок уже картавит, то начинать занятия надо в возрасте 4,5-5 лет – это наиболее благоприятный период, потому что психика детей пластична, и они могут избавиться от своих проблем к началу учебного периода.
Чтобы избавиться от картавости, необходима комплексная работа логопеда. Проводится артикуляционная гимнастика, основной задачей которой является выработка верхнего подъема языка, активизация кончика языка, вызов вибрации языка, а также растяжение подъязычной связки.
Для этого проводятся следующие упражнения:
Постановка звука
После артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, можно переходить к постановке звука. Это один из методов комплексной работы, который позволяет убрать картавость у ребенка.
Постановка возможна следующими способами:
Автоматизация
Автоматизация звука проводится постепенно, начиная от простого к сложному. Сначала проводится закрепление в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Затем происходит отработка в словосочетаниях, предложениях и в чистоговорках.
Обязательно используются скороговорки со звуком Р:
«Рос в реке ершонок,
Рос, рос, стал ершом,
«Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
«Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки»
Заключение
Исправление картавости может занимать разный промежуток времени, в зависимости от причины нарушения, функциональных возможностей самого ребенка, а также других причин. Если нет нарушения тонуса мышц, то исправить дефект можно за 10-30 занятий.
Все зависит от регулярности проведения занятий, а также заинтересованности родителей в исправлении ротацизма у своего ребенка. От того, насколько вовремя они обратятся за помощью логопеда, зависит эффективность проводимой коррекции.
Ротацизм в речи — полная информация
Под ротацизмом рассматривают такой речевой дефект, когда затруднено или вовсе не возможно произношение [р].
Звук может издаваться по-разному, только не правильно. Это и шипение, и свист и т.д.
Сегодня мы поговорим про данный дефект речи. Есть ещё один очень схожий дефект — параротацизм, который встречается при нарушении произношения [рь].
Параротацизм иногда выделяют как разновидность ротацизма, так как искажение касается этого же звука [р], только в мягкой его форме.
Например, вместо «вороны» можно слышать различные варианты слова «войона», «волона» или «вогона», но только не то, что надо.
Но о параротацизме мы подробнее узнаем в одной из следующих статей.
Ротацизм в логопедии
Ротацизмом в логопедии принято называть искажение или отсутствие в речи звука [р].
Раньше это явление называли картавостью.
При таком недостатке человек (чаще ребёнок) пытается рычать, но вибрация не происходит.
Вместо «рыба» слышится «ыба», «ручка» — «учка» и т.п.
Если вы спросите — чем же отличаются конкретно ротацизм и параротацизм, то достаточно будет запомнить, что при ротацизме звук искажается или отсутствует, а при параротацизме [р] заменяется на более лёгкий для конкретного ребёнка звук. Чаще это Л.
Ротацизм встречается у детей, как без диагнозов речевого развития, так и при дислалии, ринолалии или дизартрии.
Вообще звук [р] считается самым сложным для артикуляции. Требуется сильное напряжение мышц и кончика языка.
Более 26% дошкольников страдают таким дефектом речи. А дети со стёртой дизартрией на 50% имеют ротацизм вдобавок к другим симптомам нарушения.
Фонетическая характеристика звука [Р]
[Р] является согласным звуком. Так как при его произношении участвует и шум, и голос, то он сонорный.
Образуется в передней части языка, дрожащий.
Так как воздух выходит через рот, то это звук ротовой.
Правильная артикуляция одиночного Р будет только тогда, если:
В процессе фонации происходит поднятие мягкого нёба и закрытие прохода в носовую полость.
Складки смыкаются, начинают слегка колебаться и получается звонкий Р.
При произношении мягкого Рь, кончик языка приближается к зубам-резцам, а спинка языка начинает упираться в нёбо.
В этом случае Р произносится кратко и одноударно.
Виды и формы ротацизма
В отечественной логопедии можно найти исследования различных авторов в плане классификации ротацизма.
Одни предлагают целых 30 видов дефектов произнесения [Р]. Другие останавливаются на нескольких формах.
Мы остановимся на восьми разновидностях, как наиболее часто встречающихся.
Увулярный ротацизм
В гортани каждого из нас есть небольшой отросток в виде язычка, который называется увулярным отростком.
Когда звук [Р] произносится с помощью данного отростка, то получается очень близкое по звучанию к нормальному Р.
Именно таким образом Р произносят немцы. Также чем-то напоминает французский Р. По-моему, очень красиво. Хотя в научных логопедических кругах считается нарушением.
Но это в отечественной логопедии, так как русскому Р такое произношение не пристало.
Велярный ротацизм
При велярном ротацизме мягкое небо хоть и вибрирует, но вместо Р получается только грубый рокот.
Как и увулярный, велярный ротацизм принято называть горловым. В народе, просто картавость.
Боковой ротацизм
Если вибрация происходит по краям языка, то получается РЛЬ. Это легко услышать и определить форму картавости.
Щечный ротацизм
Воздушная струя при произнесении Р может проходить между краешками язычка и щеками. Получается лёгкое колебание либо одной, либо обеих щёк.
В этом случае к голосу добавляется небольшой шум.
Одноударный ротацизм
В этом случае язык находится в правильном положении, однако вибрации не происходит.
Вместо Р получается английский D.
Двугубный ротацизм
При таком способе звукопроизношения присутствует вибрация губ, хотя язык не двигается.
Вместо Р слышится ПРР.
Носовой ротацизм
Воздушная струя может проходить через нос. Тогда слышится НГ, так как язык неподвижен.
Гортанный ротацизм
Гортанная форма звукопроизношения напоминает велярную. Однако звук получается несколько приглушённым. Это похоже больше на щелевой Г.
Для наглядности покажем формы ротацизма с их признаками и причинами возникновения в таблице.
Виды ротацизма Таблица
Форма | Признаки | Причины |
Полное отсутствие звука | Звуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласные | Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами |
Велярный ротацизм | Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет | Короткая подъязычная связка |
Увулярный ротацизм | Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума | Короткая подъязычная связка |
Боковой ротацизм | Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает | Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти |
Носовой ротацизм | Фонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ng | Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор |
Двугубный ротацизм | Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным | Парезы, слабые мышцы речевого аппарата |
Одноударный | Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. | Парезы, другие артикуляционные нарушения |
Щечный ротацизм | Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки | Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу |
Причины ротацизма
Сам по себе ротацизм является нарушением, вытекающим из таких речевых нарушений, как: механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия.
Часто ротацизму подвержены дети с ФФНР и ОНР.
Как факторы развития ротацизма рассматриваются:
Диагностика
Как правило, диагностировать ротацизм может специалист-логопед. Он беседует с родителями ребёнка, чтобы исключить факт двуязычия в семье.
После этого проводят:
Методы коррекции ротацизма
Существуют различные логопедические средства для исправления нарушений речи при ротацизме.
Иногда справиться с этим недугом с помощью таких средств просто невозможно.
Поэтому приходится прибегать к медицинской помощи. Например, чтобы исправить дефект короткой уздечки, потребуется её подрезание.
Если есть неправильный прикус, то требуется на какое-то (иногда продолжительное) время носить брекеты.
Так же и некоторые медикаментозные средства помогают достичь нужного эффекта.
Но это уже назначение должен делать, например, невролог.
Основой же коррекционной работы при ротацизме является проведение специальных занятий с логопедом.
Как правило, работа ведётся в поэтапном режиме: подготовительный этап, постановка и автоматизация звуков, переход и укрепление речи.
Подготовительный этап
Сначала необходимо познакомить человека с правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’].
Хорошо помогает в этом случае наглядность — рисунки, схемы, презентации.
Очень хорошо зарекомендовали себя звуковые видеослайды, когда обучающийся не только слышит звук, но и видит, каким образом ставится язык, растягиваются губы.
Звуковые файлы можно включать многократно.
Раньше всё это делал логопед — произносил, показывал на себе.
Сейчас на помощь пришла техника. На компьютере всё можно чётко увидеть и услышать.
Многократное воспроизведение записи облегчает задачу специалиста.
На подготовительном же этапе показывают, каким должен быть выдох при произнесении звуков [Р] и [Р’].
Проведение артикуляционной гимнастики способствует:
Далее проводится работа с дыханием. Упражнения подбираются логопедом.
Он же делает логопедический массах, если возникает необходимость в этом.
Упражнения на артикуляцию и дыхание необходимо выполнять не только в кабинете логопеда, но и дома.
Выполнение этих упражнений в домашних условиях не менее двух раз в день подготовят к основным занятиям по постановке и автоматизации звуков [Р] и [Р’].
Следует отметить, что подготовительный этап является очень важным.
И пока навыки выдерживать артикуляционную позу и контролировать выдох не сформируются, переходить к следующему этапе не стоит.
Обучаемый должен иметь сильную направленную воздушную струю.
Упражнения подготовительного этапа
Подготовка органов речи к артикуляции Р-Рь, который является сонорным, поможет овладеть вибрацией.
Следующие упражнения подготовят речевой аппарат, помогут растянуть подъязычную связку и поспособствуют развить эластичность языка.
Упражнение «Лошадка»
Язык прижимается к верхнему нёбу с последующим щёлканьем.
Громкость и темп выполнения щелчков можно изменять.
Упражнение «Кучер»
Благодаря этому упражнению развиваются губные мышцы.
Во время выполнения рот нужно закрыть, заставить губы вибрировать и в это время проговаривать протяжно «тпру-у-у-у-у-у», а затем «тр-р-р-р-р».
Упражнение «Маляр»
Это упражнение необходимо для того, чтобы растянуть уздечку под языком.
Для этого язык подтягивается вверх, затем кончиком начинаем как бы гладить верхнее нёбо.
Упражнение «Зубная щётка»
Улыбаясь, требуется высунуть кончик языка и почистить зубы. Язык должен двигаться по наружной поверхности зубов, а затем по внутренней.
Движения медленные, челюсти в зафиксированной позиции.
Упражнение «Качели»
Язык в распластанном состоянии нужно поднять, завести за верхний ряд зубов с последующим опусканием за нижние зубы.
Рот открывается при этом всего лишь на несколько сантиметров.
Упражнение «Барабанщик»
Это упражнение поможет потренировать кончик языка.
Рот открывается не широко, язык заводится за нижние зубы, при этом необходимо стучать и проговаривать «д-д-д-д».
Темп увеличивается медленно и постепенно.
Такой набор упражнений проводят не только во время подготовительного этапа.
Их же используют и для разогрева мышц в начале каждого логопедического занятия, когда планируется коррекция ротацизма.
По времени эти тренировки сначала продолжаются в течение 15-20 минут, в последующем продолжительность увеличивается до 30 минут.
Постановочный этап
Разные формы ротацизма требуют разного подхода к коррекционным мероприятиям.
Но как показывает практика, эффективнее всего работают дифференцированные методы постановки звука.
Достичь произношения, которое бы соответствовало норме русского языка, возможно:
В редких случаях постановка звука осуществляется в два этапа (например, при щёчном ротацизме).
На начальном этапе работают над проторном звучании, а затем уже отрабатывается вибрация.
Отработка мягкого Р идёт вслед за поставленным твёрдым с последующим выходом на йотированный или И.
Есть универсальный метод, который используется логопедами для устранения ротацизма.
Включает в себя несколько шагов:
Другой способ называют смешанным. Он используется только в редких случаях, когда зонд-шарик не помог постановке правильного звука.
При смешанном способе:
Автоматизация
Автоматизация правильного произношения звука Р-РЬ осуществляется в игровой форме, начиная от очень простых, лёгких упражнений с постепенным усложнением.
Речевой материал подбирается в следующей последовательности:
Далее берутся стихи и рассказы с большим количеством Р/РЬ.
Продолжительность коррекционных занятий при ротацизме составляет от полутора до трёх месяцев.
В редких случаях может и больше. Индивидуальные особенности, причины дефекта, регулярность выполнения упражнений, а также и мастерство логопеда – всё это сказывается на длительности исправления звукопроизношения.
Труднее всего прийти к правильному произношению Р/РЬ при дизартрии. При таком диагнозе логопедическая помощь может потребоваться в течение месяцев и даже лет.
Коррекционная работа с детьми, как правило, ведётся в игровой форме. Используются небольшие и интересные стишки, наглядный материал.
Сначала логопед добивается хорошей вибрации, твёрдого варианта Р, лишь затем переходит к автоматизации мягкого.
В слогах
Никакого творчества при работе со слогами не придумаешь. Это обычное повторение. Многократное.
Но разнообразить задания возможно.
Сначала это будут слоги, начинающиеся со звука Р. Затем группа слогов с позицией Р в середине слога. И завершающий этап – Р в конце слога.
Простое повторение быстро надоедает.
Поэтому можно придумывать небольшие рифмочки.
Ра-ра-ра – на дворе жара.
Ро-ро-ро – посреди двора ведро.
Ру-ру-ру – несу ведро по двору.
Тра-тра-тра – выхожу во двор с утра.
Три-три-три – как красиво, посмотри.
Арь-арь-арь – ты возьми с собой фонарь.
Дре-дре-дре – караси живут в ведре.
В словах
В словосочетаниях
Словосочетания должны быть весёлыми, чтобы ребёнку было интересно с ними работать.
Из них тоже можно составлять рифмовочки.
Озорной воробей,
Комара ты не бей.
Пора печь пирог,
Не забудь про творог.
Закрепляем правильную артикуляция в игровой форме:
В предложениях
В работе с предложениями подходят все типы высказывания: стишки, описания картинок, скороговорки и пословицы, придумывание историй по сюжету.
Расскажи по картинке историю. Используй как можно больше слов со звуком Р.
Предложения нужно усложнять, т.е. они должны быть с каждым разом всё длиннее и длиннее.
Прилетел комар.
Созрели орехи.
В речке раки.
В огороде репка, редиска, огурцы.
Крепкая репка потрескалась на грядке.
Или вот такие стишки:
Репка крепкая была,
Очень вкусной слыла.
Репку быстро мы катили,
А потом в ведре сварили.
Такие нелепые на первый взгляд стишки очень полезно заучивать. И всегда помнить, что наша задача – не передать логику и смысл содержимого, а отрабатывать звук Р.
Если будем часто употреблять этот звук в словах, то автоматизация Р будет эффективной.
Дифференциация
Дифференциацией называется процесс чёткого определения и различения разных звуков.
Если ребёнок легко и без ошибок произносит все звуки правильно, то с дифференциацией у него всё в порядке.
Для работы над дифференциацией используют фразы в свободной форме. Задаётся конкретная тема или же набор слов.
Можно задавать вопросы для наводки:
Кто живёт на дереве и похож на кошку? (рысь)
У кого штаны в краске? (у маляра)
Что в руках у шофёра? (руль)
Нужно просить, чтобы ребёнок давал полный ответ, не однословный.
Устранить дефекты речи можно только тогда, когда будут использоваться различные методы в комплексе.
Коррекция ротацизма и параротацизма будет успешной, если занятия проводить на регулярной основе.
Одновременно следует работать над развитием у ребёнка фонематического слуха, внимания, памяти и общего кругозора.