Как исправить все свои грехи
Как исправить все свои грехи
Скажите, какие грехи являются смертными и как их можно искупить?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Необходимо, прежде всего, различать страсти (устойчивые греховные навыки, которые являются опасными недугами души) и грехи (любые преступления заповедей Божиих). По слову преподобного Иоанна Лествичника «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Лествица, 15:75). Большинство святых отцов-аскетов говорит о восьми губительных страстях. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет в такой последовательности: чревонеистовство, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Последняя является самой опасной страстью. Она может изгнать из человека любую добродетель. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока. Когда говорят о восьми страстях, находят подтверждение в святом Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк.11:24-26). Объединяет их принадлежность к единому царству тьмы.
Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Большинство людей имеют в себе страсти. Многие из них посвящают жизнь удовлетворению этих страстей и не задумываются над тем, что готовят себя для ада. Те же, кто сознают, чаще всего в борьбе со страстью не прибегают к подвигу и потому не имеют результата. Надо всегда помнить, что воля человека свободна.
Св. Никита Стифат, говоря о разнице между грехом и страстью, пишет: «страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается. Так – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие суть пагубные страсти душевные, а блуд, лихоимство и неправда суть греховные деяния» (Добротолюбие, т.5, с. 92).
Как искупить свои грехи?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Как искупить свои грехи?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Никак, потому с грехами поступают по-другому. Я понимаю, что во многих книгах можно прочитать об искуплении грехов, и в католической традиции существует понятие искупления, и в Средние века оно даже развилось в идею об индульгенциях, которые покупали в прямом смысле этого слова, и еще масса теорий вокруг понятия об искуплении, но все обстоит иначе. Я Вам немного расскажу, что к чему, и станет понятно, как действовать.
Слово «грех» означает «ошибка», «промах», «непопадание в цель».
«Когда мы переводим ἡ ἁμαρτία в том числе как непопадание в цель, что тут имеется виду? Православие дает на это следующий ответ. Наделенный разумной душой человек сотворен по образу и подобию Божиему, и подлинная цель его (т. е. нашей) жизни состоит в Богопознании и Богообщении, в соединении с Богом. Только так человек может достичь подлинного счастья. Ведь все тварное преходяще в конечном счете, и преходяще именно потому, что оно конечно. Истерзанный душой псалмопевец даже восклицает, как он говорит, «в опрометчивости моей», что «всякий человек ложь» (Пс. 115,2). Ведь любой, самый замечательный человек в конце концов тоже тварное существо, и только Бог стоит непоколебимо.
По-настоящему можно надеяться лишь на Бога. А соединение с Богом и есть избавление от греха. Поэтому, учитывая словарное «гнездо значений» древнегреческого ἡ ἁμαρτία, грех следует понимать как неестественное, извращенное состояние человека. Иоанн Дамаскин говорил, что «грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)», — сказано в материале «ФОМЫ» про грех, и полную версию этого текста я Вам советую прочитать.
Конечно, грех — это и неправильный поступок, но суть не только в том, что Вы допустили ошибку, но в том, что Ваше внутреннее состояние таково, что именно эта ошибка воспринималась как правильный вариант действий. Прошлое назад не вернешь, таких чудес в жизни не бывает, что сделано, останется сделанным навсегда, исправить это нельзя. А вот с состоянием души и с представлениями о том, что правильно и неправильно, работать можно и нужно. И работа эта — это не искупление прошлого (в этом нет никакого смысла), а трансформация себя, пересмотр ценностей и представлений о мире, изменение мировоззрения, то, что в церковной традиции называется покаянием. Перестраивать себя, по-новому осмыслять жизнь и вырабатывать новые модели и стратегии поведения — это очень сложно. Но Господь рядом и для того, чтобы душа очищалась от последствий совершенных грехов, чтобы освобождалась от следования привычным неправильным стратегиям, Он учредил в Церкви Таинство покаяния.
Ошибается человек много, исправляется с трудом, поэтому исповедоваться рекомендуется регулярно примерно раз в месяц. Второе таинство, которое питает и укрепляет душу — это Причастие, в котором мы соединяемся с Творцом. Причащаться также желательно не реже раза в месяц.
Таким образом, Вам нужно начать исповедоваться, причащаться и вести духовную жизнь, узнавая, что значит жить в соответствии с духовными законами. И в первую очередь нужно раскаяться и исповедаться в тех грехах, которые послужили поводом для Вашего письма.
Как отмолить грехи и исправить ситуацию?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, советом.
Живем с парнем 4 года, не в браке, любим друг друга, но последнее время было много ссор и конфликтов из-за пустяков. Попросил оставить его на несколько недель, сказал хочет подумать, побыть один, сказал, что уже пытались жить без ссор и не получается. Я тоже осознаю то, что не права! И хочу исправляться. Узнала, что он переписывается с девушкой с работы. Не знаю, конечно, о чем и зачем. У нее тоже есть молодой человек.
Справиться с моими переживаниями помогают молитвы. Я очень люблю его, хочу чтобы он забрал меня обратно домой, чтобы отношения у нас ладились, чтобы мы стали семьей и обзавелись детишками.
А эта девушка пусть будет счастлива со своим мужчиной.
Не знаю, что делать, какие молитвы лучше читать? В интернете пишут про сорокоуст в 3 церквях, молебен о здравии. Сходить на службу, на исповедь.
Я хочу попросить прощения за свой образ жизни, я делала аборт от любимого, сквернословлю, выпиваю иногда, будучи в отношениях, общалась с мужчиной в браке, просто общалась, принимала знаки внимания. Бывает, у любимого неудачи, машины ломаются, как будто кто-то сглазил нас. А может, и вернулось ко мне бумерангом. Как отмолить все свои грехи и исправить ситуацию дома? Как очистить мысли любимого, чтобы он тоже думал о хорошем, а не об обманах? Защитить его от дурного? Помогите, пожалуйста.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая читательница, Вам нужно пойти на исповедь и покаяться во всех грехах, во всех своих промахах, во всем том, что так ранит Вашу душу и заставляет Вас мучиться и страдать, и больше никогда-никогда к этому не возвращаться. Поговорите со священником, определите, как и когда Вы будете приходить на исповедь и причащаться, как устроить Вашу духовную жизнь. Вам очень нужно ею заниматься. Изучайте свою веру, узнавайте, что к чему. Молитвы уже сразу можно начинать читать утренние и вечерние, купите молитвослов, там есть соответствующее правило.
И все. А дальше честно смотрите, по пути Вам с человеком, с которым Вы сейчас, или нет, и говорите уже со священником лично.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Как бороться с грехами, если нет сил от них избавиться? – ответ священника и психолога
Приблизительное время чтения: 4 мин.
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.
Какое-то время назад к нам пришел непростой вопрос о борьбе с грехом: «Как спастись заядлому грешнику?». Мы попросили ответить на это письмо священников Павла Островского, Андрея Лоргуса, Игоря Фомина, Александра Авдюгина, Константина Пархоменко и постоянного автора «Фомы» Александра Ткаченко.
Ответ протоиерея Андрея Лоргуса, ректора Института христианской психологии:
Переживания и жалобы на состояние, когда грех буквально преследует тебя и ты никак не можешь от него избавиться, с моей точки зрения, часто связаны с завершением периода неофитства. Первоначальный опыт создает впечатление полета, «как на крыльях». Неофит впитывает все, как губка, а все время неофитства выглядит как сплошная череда преодолений и радостных открытий. А дальше в какой-то момент возникает торможение, словно на человека начинает давить какой-то груз. Это может сопровождаться и ощущением охлаждения к вере, и страшным ощущением «привычки» к святыне как к чему-то обыденному, и тяжестью новых вопросов и сомнений. То, что раньше человека увлекало и восхищало, — молитвенная жизнь, богослужение — вдруг ставится под вопрос и начинает ощущаться как некая рутина. И человек воспринимает это как кризис веры и, как и автор письма в редакцию «Фомы», впадает в некоторую панику, начинает пугаться: что со мной? Неужели я теряют веру и отступаю от Бога?
А на самом деле первое, что нужно понять: это кризис — как определенный этап духовной жизни, соответствующий определенному духовному «возрасту». И редко для кого духовная жизнь не сопровождается такими периодами. Нужно просто понять, что такой кризис несет для человека свою духовную пользу, дополняет его знания, укрепляет навыки, закаляет его, помогает дальше продвинуться в своем воцерковлении, в своих отношениях с Богом. И здесь ни в коем случае нельзя паниковать и унывать.
Что при этом очень важно знать: уныние, или, говоря психологическим языком, депрессия от ощущения, что грехи задавили, что нет уже той легкости, с которой ты раньше справлялся с собой, — это может означать, что человеку явно не хватает духовного руководства. Человек встретился с новыми для себя явлениями в духовной жизни, опыта борьбы с которыми у него еще нет, и ему очень нужен совет того, кто этот этап уже прошел и знает, как действовать в такой ситуации. Духовника, конечно же, найти не так просто. Но в любом случае нужно искать людей с духовным опытом, стремиться к дружбе с другими верующими людьми, которые имеют более глубокую и серьезную историю духовной жизни, жизни в Церкви.
Еще одна очень важная прививка от уныния (а уныние здесь, в ситуации, которую мы разбираем, очень опасный враг): не надо человеку в этот момент рассуждать, хороший он христианин или нет. Перед Богом нет лучших и худших. Поэтому очень важно, размышляя о своих грехах, не вставать в «позицию Бога» и превращаться для самого себя в судью, грызть себя. Обратите внимание, что пишет апостол Павел:
Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь (1 Кор 4:3–4).
Любые сравнения себя с другими людьми, и даже со святыми, любые подобные «соревнования» не помогают, а только вредят.
И наконец, размышляя о каком-то грехе, который не удается преодолеть, нужно стараться разобраться в том, является ли этот грех самостоятельныи и произвольным событием, или он вызван какими-то другими причинами. Надо уметь разбираться в себе. Потому что иногда в основе тех или иных страстей или пороков могут лежать причины, которые не являются мистическими и загадочными, а связаны с нашим здоровьем, с невыстроенностью отношений на работе, с конфликтом в семье, бытовыми обстоятельствами нашей жизни и т. п. А мы об этой связи зачастую не задумываемся. Например, одна моя знакомая постоянно переживала относительно своей рассеянности и несобранности: забывает исполнять свои обещания, постоянно опаздывает, и так далее.
И вот однажды она совершенно неожиданно для себя выяснила, что у нее серьезное заболевание эндокринной системы. Женщине назначили лечение, она стала принимать лекарства, и сосредоточенность, обязательность — всё к ней вернулось. Она перестала забывать о своих обещаниях, перестала опаздывать. То есть выяснилось, что речь шла не о ее проступках, а просто она болела. Важно понимать, что в человеке все взаимосвязанно, и одна проблема может тянуть за собой другую.
И еще один важный момент: в духовной жизни важно правильно расставить акценты. Избавление от всех грехов — это не самоцель. Главное в духовной жизни — это развитие отношений с Богом, это богообщение. По мере обретения духовного опыта открывается возможность преодолевать страсти и грехи. Поэтому во главу угла поставьте именно эту, самую главную цель: быть с Богом.
А кроме того, не пытайтесь все грехи и страсти преодолеть одновременно, найдите самый легкий для вас грех, действительно преодолимую страсть, и преодолейте ее. Опыт победы над чем-то легким даст вам возможность удостовериться в своих силах. А дальше надо браться за что-то следующее, но посильное. Делайте то, что можете делать здесь и сейчас. Можете раньше вставать, чтобы не опаздывать на работу? Прекрасно! То, что вы встали чуть раньше, позволит прочесть вам хотя бы одну молитву из двенадцати? Прекрасно! Читайте эту одну молитву, и так далее. Двигайтесь шаг за шагом. И не унывайте.
Как устранить социальные последствия греха?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Вопрос о деятельном покаянии и о социальных последствиях покаяния.
По вере нашей для прощения грехов Богом человек должен искренне раскаяться и приложить все усилия, чтобы не совершать греховного и впредь. Это понятно. Но непонятны социальные последствия раскаяния.
Будучи в браке и с двумя детьми мужчина в результате прелюбодеяния ушел из семьи, родил с прелюбодеицей общего ребенка, женился повторно, раскаялся, ходит в церковь (оба). Но. Не ушел из второй семьи в первую после покаяния (продолжает жить в грехе всю жизнь), и не постригся в монахи, чтобы замолить свой грех. И даже если и содержит детей, не содержит первую жену, за которую когда-то брал ответственность.
Бизнесмен-олигарх с женой постоянно исповедуются, причащаются, приносят покаяние. Даже открыли благотворительный фонд. Но при этом при ситуации, когда проиграли тендер на реконструкцию энергетического объекта, купили выигравшую более мелкую компанию и ее предыдущий топ-менеджмент уволили, причем по ложным (не доказанным даже в суде, которого не было, а был просто запущенный негативный информационный шлейф) обвинениям в мошенничестве, и покалечили карьеры и жизни неповинным людям. Зачем благотворительный фонды, если конкретные пострадавшие не получили ни помощи, ни компенсацию, ни таких же прилюдных оправданий.
И таких примеров масса.
Вопрос следующий: где найти конкретные действия для устранения социальных последствий греха (примеры которого есть в Библии) в «Социально Концепции Русской Православной Церкви?» Бывают ситуации, когда устранить последствия греха невозможно, но, в большинстве своем, все-таки возможность остаётся почти всегда или долгое время, но… Грешник кается, а вот компенсировать никому ничего не должен… В чем тогда суть покаяния? И в покаянии без компенсации (моральной, прежде всего) пострадавшим, где реальная любовь к людям, любовь к ближнему как к самому себе? Получается не покаяние, а лукавство.
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Мы часто мыслим о Законе Божьем с юридической точки зрения, с земным размышлением. По нашему разумению, каждое нарушение Закона должно быть наказуемо, либо мы должны нести покаяние. Причем слово покаяние мы воспринимаем как «прощение». Проще говоря, мы видим внешнее воздействие на наши души, а не внутреннее. Часто люди употребляют выражение «раскаиваюсь за грехи. », имея ввиду, что просят прощения, после которого можно продолжать жить по прежнему. Правильнее говорить «раскаиваюсь в грехах….», то есть «я ставлю точку в своем беззаконии и постараюсь полостью изменить себя в отношении к этому греху».
О покаянии на сайте «ФОМЫ» есть несколько материалов. Например, интервью протоиерея Игоря Фомина Что такое настоящее покаяние?, в котором он отвечает на разные вопросы в связи с покаянием. Приведу оттуда цитату: «Покаяние — это такое состояние человека, когда он осознает свою греховность, сожалеет о ней и начинает ненавидеть совершаемый им грех и деятельно бороться с ним, утверждаясь в добре. Ненависть ко греху и борьба с ним привлекают милосердие Божие. Вот это сочетание милосердия Божия с ненавистью человека ко греху и борьбой с ним совершает покаяние, то есть — избавление человека от греха. Ведь грех — это всегда что-то, что мешает любить Бога и ближнего». Советую посмотреть текст целиком.
Для понимания темы покаяния могу посоветовать также интервью с с протоиереем Павлом Великановым Где найти рецепт покаяния? Отец Павел говорит о покаянии как процессе. И, в частности, отмечает следующее: «На деле Таинство исповеди должно завершать процесс покаяния. Именно процесс. Покаяние ведь не эпизод, это состояние, в котором православный христианин находится постоянно. Но при этом надо понимать, что исповедь — далеко не вершина горы, это только те ступеньки, на которые встает человек, двигаясь к Богу. И если он держит себя, держит те обещания, которые Богу дал во время предыдущей исповеди, то постепенно поднимается все выше и выше».
И, наконец, небольшая справка о том, что такое грех 10 вопросов о грехе.
Бог не справедлив. Нет в Законе Божьем взывания к справедливости. Если бы Господь исходил из понятия справедливости, человечество было бы уже уничтожено, за те беззакония, которые мы совершаем. Но Бог есть Любовь, и нам прощаются все грехи, которые мы называем на исповеди, при условии искреннего покаяния, то есть со стремлением более не повторить вышеперечисленные грехи. Первым в раю оказался разбойник, который висел рядом со Христом на соседнем кресте. Господь не потребовал от него возвращения награбленного, исцеления всех покалеченных им и компенсации всем пострадавшим от него. Господь увидел его искреннюю веру в его сердце, а это, естественно, включает в себя и стремление к чистой жизни без преступлений и сказал ему «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Опять же, у разбойника даже не было возможности доказать на деле искренность своей веры. Бог увидел это и без доказательств. По поводу Закхея можно лишь предположить, что его искупление вины в грехе сребролюбия в виде воздаяния вчетверо — лишь один из способов. Нет строго регламентированных правил по искуплению от конкретных грехов. В отличие от уголовного кодекса, Бог печется о том, что каждый человек индивидуален и общее правило не работает на всех. По каждому греху, покаянию и устранению социальных последствий греха должен решать духовник этого кающегося либо приходской священник.
Ваши перечисленные случаи описывают ситуацию с неполной картиной произошедшего. Какие мысли были у этого нарушителя гражданского спокойствия и прелюбодея? Как сокрушалось его сердце, или наоборот зачерствело после содеянного? Пытался ли он возместить ущерб или просто не успел? На все эти вопросы может ответить только Господь, который и есть наш единственный Судья в вечности. Нужно помнить о важной мысли, которую нам нес Господь наш Иисус Христос: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7:2).
Поэтому стоит не искать юридических обоснований для осуждения человека в Евангелии или «Основах Социальной Концепции», а попробовать самому покаяться в своих прегрешениях и стать добрым примером для окружающих, даря им свою любовь и заботу. А вот если по своим прегрешениям Вы видите конкретные варианты возмещения ущерба, попробуйте его возместить.