Как историческая категория финансы появились

Финансы, деньги, кредит. Шпаргалка

Как историческая категория финансы появились. cover. Как историческая категория финансы появились фото. Как историческая категория финансы появились-cover. картинка Как историческая категория финансы появились. картинка cover

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Финансы. Деньги. Кредит.». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы, деньги, кредит. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. История развития финансов

Финансы — историческая категория, поскольку они имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним, поэтому сущность финансовой сферы деятельности и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

Во время первобытно-общинного строя не было классов, государства. При расслоении общества на классы появилось первое рабовладельческое государство, затем феодальное в докапиталистических формациях. Основная часть потребностей такого государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных платежей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. С развитием капитализма все большее значение приобретают денежные доходы и расходы государства, пришедшие на смену натуральным сборам. Капиталистическое хозяйство является товарно-денежным и, следовательно, формирование доходов государства осуществляется в денежной форме. Другими словами, финансы — это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство.

Впервые термин «финансы» появился в Италии в XIII–XV вв. и вначале обозначал «любой денежный платеж». Сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин.

Слово «финансы» происходит от латинского «financia» и означает «наличность, доход». Термин «финансы» восходит к латинскому «finis», означающему «конец, предел». В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице князя или короля, это слово означало завершение платежа, или окончательный платеж.

Во Франции этот термин применялся в XVI в. уже в более широком смысле как совокупность публичных доходов и расходов.

Несколько позднее как в русском, так и во всех западноевропейских языках, появился термин «публичные финансы», оно означало совокупность доходов и расходов.

От другого латинского слова «fiscus» произошел термин «fisc» («казна»). Этим словом в латинском языке называли плетеную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, получаемые государством от населения в качестве налогов.

Таким образом, термин «fiscus» получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагает государство.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и его главы.

Монархи располагали средствами страны как своей собственностью, и лишь с выделением казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия «государственные финансы» и «государственный бюджет».

Источник

Финансы как историческая категория

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие финансов

Финансы – это комплекс денежных отношений, возникающих между государством и частными лицами, экономическими субъектами по вопросам формирования государственных фондов финансовых ресурсов.

Так, данный термин на сегодняшний день характеризует:

Стоит отметить, что финансы всегда являются денежными отношениями, несмотря на то, что не все денежные отношения можно называть финансовыми.

Таким образом, финансы представляют собой комплекс денежных отношений, который организован государством, в результате которых реализовано формирование и расходование государственных фондов финансовых ресурсов для дальнейшего решения экономических, социальных и прочих задач.

Предпосылки возникновения финансов

Финансы выступают в качестве исторической категории, в связи с тем, что они возникают и изменяются вместе с государством. Функциями и природой государства в значительной мере предопределена сущность финансов, значение и сфера их действия в процессе общественного воспроизводства, а также закономерность их развития.

От системы денежных отношений финансы отделяются, как правило, только в случае возникновения определенных исторических предпосылок, оказывающих значительное влияние на историю развития финансов в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Рассмотрим основные предпосылки развития финансов.

Предпосылка № 1. Власть монархов была достаточно сильно ограничена в результате первых буржуазных революций. Монархи были не вправе единолично распоряжаться финансовыми ресурсами из казны, несмотря на то, что монархические режимы сохранились. Последствием чего стало возникновение государственного фонда финансовых ресурсов, то есть государственного бюджета;

Предпосылка № 2. Постоянный характер носило формирование и использование бюджета, что послужило почвой для возникновения системы государственных доходов и расходов, имеющей определенный состав, структуру и регулирование на законодательном уровне;

Предпосылка № 3. В ходе развития финансов все сборы, обязательные платежи и налоги стали взиматься только в денежной форме, были внедрены первые методы бухгалтерского учета, что стало значимым преимуществом, так как раньше государственные доходы формировались только посредством трудовых повинностей и натуральных податей.

Происхождение термина «финансы»

История термина «финансы» достаточно долгая, т.к. развитие данного термина прошло несколько стадий. По мнению проф. Б.М. Сабанти, на современном этапе развития достаточно сложно указать автора, который ввел в обиход это понятие. Первоначально в XIII XV вв. термин «финансы» подразумевал какой-либо денежный платеж. Несколько позже, а именно с XVI по XIX в., в научных трудах финансы стали связывать с формированием доходов государства и их дальнейшим расходованием.

В XIX в. в качестве одной из почтительных особенностей финансовых отношений ученые того времени выделяли признак императивности, утверждая, что финансовые отношения могут быть сформированы исключительно государством в государственно-властном порядке.

На современно этапе признак императивности в отношении финансовых до сих пор используются огромным количеством ученых, несмотря на то, что он входит в некоторое противоречие с признаваемым специалистами объективным характером возникновения и развития финансов.

С XIX в. в специализированной финансовой литературе понятие «финансы» относилось к совокупности денежных операций, отдельных хозяйствующих единица и экономических субъектов, коммерческих банковских структур, а не только на доходы и расходы государства. При этом довольно часто в этот период отождествляются термины «банковский капитал» и «финансовый капитал». Так, например, Дж. М. Кейнс финансы предлагал рассматривать как денежную форму капитала.

Возникновение огромного количества зарубежных научных школ было обусловлено необходимостью решения определенных экономической проблемы. Прикладной характер разработки экономических теорий в значительной предопределил рассмотрение финансов в научной литературе в качестве одного из инструментов решения задач как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. В связи с чем, в большинстве учебников по экономике и прочих научных труда финансы определены как наука по управлению финансовыми ресурсами или рассматриваются как одно из наиболее эффективных средств государственного регулирования. Определение финансов как способов управления финансовыми ресурсами встречается и в советской научной, а также справочной литературе.

С 1940-х гг. российские экономисты начинают рассматривать финансы как одну из экономических категорий. Так, впервые финансы как систему экономических отношений определил В.П. Дьяченко в монографии «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». Именно с этого момента в советской литературе возникла неутихающая достаточно долгое время дискуссия о сфере появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, которые позволяют выделить финансы как самостоятельную категорию.

Таким образом, можно сказать, что термин «финансы» является термином, в определении которого на современном этапе развития не сформировано единого мнения. Разнообразие толкования финансов связано с различными целями использования этого понятия разными философскими и экономическими школами.

Источник

Финансы

Финансы (на англ. finance, от лат. financia — доход, наличность) — это система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных, и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения задач, и функций государства.

Финансы как историческая категория

Как историческая категория финансы возникли одновременно с появлением государства при разделении общества на классы.

Во времена первобытно общинного строя не было классов, не было и государства. Далее в условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли незначительную роль в формировании денежных доходов государства. Главными видами доходов государства в то время были дани, грабежи покоренных народов, натуральные подати и т.д. При этом не существовало разграничений между ресурсами государства и его главы, монархи распоряжались средствами страны как своими собственными. Лишь с выделением государственной казны и отделением ее от собственности монарха (16-17 века) возникли понятия: государственные финансы, государственный бюджет, государственный кредит.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала в 16-18 веках. Из колониальных стран в метрополии стекались огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, усилением милитаризации экономики. В конце 19-го века на эти цели направлялось более 2/3 государственных расходов. Такая же картина с финансами складывалась и после второй мировой войны. Скачок государственных расходов обычно происходит в годы войн.

В капиталистических странах за счет государственных финансов была создана атомная промышленность, резко увеличился государственный сектор экономики, увеличились затраты на научно-технический прогресс (НТП) и т.п. Появились новые расходы на охрану окружающей среды, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

После второй мировой войны также резко расширилась сфера финансовых отношений. Развитие получили местные (региональные) финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды и финансы государственных предприятий.

Сущность финансов

Сущность финансов характеризуют финансовые отношения, которые выражают процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта на основе которого формируются фонды денежных средств общественного воспроизводства. К ним относятся:

Существует две сферы финансово-денежных отношений:

Централизованные и децентрализованные фонды денежных средств органически взаимосвязаны.

Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются:

Масштабы и интенсивность финансовый отношений зависит от экономической активности хозяйствующих субъектов и населения, социальной политики государства и т.д. Стоимостная форма движения товаров порождает денежный оборот. В этом и состоит сущность финансов.

Финансовая система

Совокупность финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая политика

Совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения задач и функций.

Финансы коммерческих организаций

Представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов производства и реализации продукции, образования собственных ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использование.

Государственные финансы

Денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств.

Источник

История возникновения финансов. Этапы развития финансов

Как историческая категория финансы появились. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Как историческая категория финансы появились фото. Как историческая категория финансы появились-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Как историческая категория финансы появились. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea Как историческая категория финансы появились. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Как историческая категория финансы появились фото. Как историческая категория финансы появились-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Как историческая категория финансы появились. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f Как историческая категория финансы появились. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Как историческая категория финансы появились фото. Как историческая категория финансы появились-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Как историческая категория финансы появились. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 Как историческая категория финансы появились. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Как историческая категория финансы появились фото. Как историческая категория финансы появились-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Как историческая категория финансы появились. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Как историческая категория финансы появились. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Как историческая категория финансы появились фото. Как историческая категория финансы появились-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Как историческая категория финансы появились. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Как историческая категория финансы появились. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Как историческая категория финансы появились фото. Как историческая категория финансы появились-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Как историческая категория финансы появились. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было государства. Первое крупное деление общества на классы – это деление на рабовладельцев и рабов, и первое государство – рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно – экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.

В условиях капитализма, когда товарно – денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения перераспределения национального дохода.

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы и деньги – это одно и то же, то для чего существуют два разных термина для одной и той же категории? Что же такое финансы?

Термин finansia возник в XII –XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж.. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал, во – первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во – вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в- третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет.

Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер; в – четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно – принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

И все же, каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно – денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

Как историческая категория финансы появились. 640 1. Как историческая категория финансы появились фото. Как историческая категория финансы появились-640 1. картинка Как историческая категория финансы появились. картинка 640 1

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное – произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течении многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление экономику, социальные нужды.

В России последнее направление возникло в конце XIX века. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX века на эти цели выделялось в бюджете Англии 1, 05%, Пруссии – 3, 9%, России – 2,7% общего объема государственных расходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11 – 13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения – часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение – формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем – и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Первый этап – неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития – второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Источник

Предпосылки возникновения финансов. Финансы, как историческая категория. Сущность финансов как экономической категории.

Предпосылки возникновения финансов. Финансы, как историческая категория. Сущность финансов как экономической категории.

Третья предпосылка. Налоги в денежной, форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Также финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях, сущность финансов, их роль определяется экономическим строем общества, функциями государства. Как экономич. Сущность финансов – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных фондов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Развитие финансов в России

Длинный список европейских ученых, занимавшихся проблемами финансов, возглавлял Ф. Аквинский (1225-1247 гг.). Он впервые сделал попытку обосновать право контроля на сбор налогов с подданных.

“В советское время финансовой науке в России не уделяли должного внимания. Первым русским автором сочинения в области финансов был Иван Семенович Пересветов, живший при Иване Грозном. Он выступал за увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства, за централизацию ресурсов государства и сокращение расходов на систему наместничества, за отмену института мытарей”.

Наиболее крупным теоретиком финансов начала XVIII в. был Иван Тихонович Посошков. Его идея заключается в установлении твердых тарифов за ведение дел, в запрещении всяких других поборов и принятие «гостинцев». Он предусматривал штраф и с того, кто берет сверх тарифа, и с того, кто дает. Штрафы должны поступать в казну государства.

XX в. характеризуется более мощным развитием производственных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, охраной частной собственности, свободой, предпринимательства.

Государство стало участвовать в процессе распределения и использования общественного продукта.

После Первой мировой войны возрастают расходы государства на милитаризм, расходы на военные нужды конца XIX в. до начала XX в. понизились, а увеличились социальные расходы.

“Государство создает 3 основные общественно-государственные фонды денежных средств:

б.Фонд государственного имущественного и личного страхования;

г. Фонд государственного социального страхования.

— финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, происходят изменения в организации государственных финансов, образовались пенсионный фонд, медицинского страхования, фонды по развитию НИОКР.

Органы управления финансами, их задачи и функции: Министерство финансов РФ.

Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

· профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

· Министерство финансов РФ и его органы на местах;

· Центральный банк РФ;

· Министерство РФ по налогам и сборам;

· Федеральная налоговая служба РФ;

· Гос таможенный комитет РФ;

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

· Министерство государственного имущества;

· исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.

Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот гос орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

На Министерство финансов возложены следующие задачи:

1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка

Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

-участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

-организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

-обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;

-разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

-принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

— разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

— разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;

— управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ.

Органы управления финансами, их задачи и функции: Федеральное казначейство, Счетная палата

Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;

2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; 3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Органы управления финансами, их задачи и функции: Министерство РФ по налогам и сборам, Гос таможенный комитет России

Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:

-осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

— вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;

-ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

— осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Гос таможенный комитет России (ГТК). ГТК является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на него задачами Гос таможенный комитет РФ осуществляет следующие функции:

— организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

— обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации;

— организует осуществление таможенного контроля, принимает меры по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля;

— участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных ценностей;

— организует осуществление в соответствии со своей компетенцией

валютного контроля; выполняет функции органа валютного контроля; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами

Гос финансовый контроль: деятельность Федерального казначейства, контроль со стороны ЦБ РФ.

-контролирует исполнение фед. Бюджета и фед. Внебюджетных фондов

-контролирует главных распоредителей

Если в бюджет во время не были возвращены денежные ср-ва, имеет право взыскать пени.

Центральный банк РФ Банк России предстает одновременно как орган государственного управления специальной компетенции, наделенный властными полномочиями, и как экономически самостоятельное юридическое лицо.

Банка России как специального финансово-кредитного органа государственного управления, осуществляющего финансовый контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений в рамках его функции защиты гражданского оборота и укрепления доверия к финансовой системе.

Эта функция составляет основное содержание деятельности Банка России. Банк России в соответствии с Законом о нем решает указанную задачу следующим образом: во-первых, путем проверки законности и целесообразности создания кредитных организаций при рассмотрении вопроса об их регистрации и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, путем установления кредитным организациям экономических нормативов; в-третьих, путем осуществления непосредственного контроля за законностью их операций.

Законом о Банке России установлено, что ЦБ регистрирует кредитные организации и выдает им лицензии на право осуществления бан­ковских операций. В ходе этой деятельности Банк России проверяет, сможет ли вновь создаваемая организация обеспечить надлежащий уровень оказания банковских услуг клиентуре и необходимую степень финансовой стабильности и надежности.

Банк России вправе:

— взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплаченного уставного капитала; предъявить к кредитной организации соответствующие требования (об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменении структуры активов, замене руководителей кредитной организации, реорганизации кредитной организации);

Аудиторский (независимый) контроль. Основные задачи, виды аудиторского контроля. Варианты заключения аудиторского контроля

Аудит- проверка истинности докл-в и заявл-й рук-ва и отчетность по рез-м такой проверки.

Аудит- системн.процесс получения и оценки объективн. данных об эконом. действиях и событиях, установл. уровень их соотв. определен. критерия и представл. рез-ты заинтересов. пользователям.

Основные задачи аудиторского контроля:

1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

2) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;

3) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные п\п, а также иные п\п, предусмотренные законодательством.

1)заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

2)заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

3)отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, помнению аудитора, бухгалтерский учет на п\п не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

4)заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Доходы домашнего хозяйства

Бюджетная классификация.

Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:

1) классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

2) классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Группы доходов состоят из статей доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы объединены в четыре группы: 1) «налоговые доходы» включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;

2) «неналоговые доходы» включают: доходы от имущества, которое находится в собственности муниципальной или государственной; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от реализации имущества, которое находилось в муниципальной или государственной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;

3) «безвозмездные перечисления» – перечисления от государственных п\п, от государственных внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от наднациональных организаций;

4) «перечисления от государственных бюджетных фондов» – дорожный и экологический фонды.

41. Доходы федерального бюджета. Налоговые и неналоговые доходы бюджета. Безвозмездные перечисления.

— федеральные налоги и сборы.

— таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

— государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, кненалоговым доходам федерального бюджета относятся:

 доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

 доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;

 часть прибыли унитарных п\п, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

 средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;

 доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

 иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде: • финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; • субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; • субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; • безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов; • безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований

42. Расходы государственного бюджета, их классификация. Виды расходов федерального бюджета.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления Расходы государственного бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

· на социальные нужды;

· на внешнеполитическую деятельность;

· на содержание аппарата управления.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др. В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Предпосылки возникновения финансов. Финансы, как историческая категория. Сущность финансов как экономической категории.

Третья предпосылка. Налоги в денежной, форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Также финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях, сущность финансов, их роль определяется экономическим строем общества, функциями государства. Как экономич. Сущность финансов – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных фондов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *