Как история отражается в литературе

Как история отражается в литературном произведении?

Образованные люди всегда обращаются к прошлому своей страны, без которого сложно осознать собственное предназначение. Это стремление вполне естественно, ведь невозможно постичь себя до конца, не зная корней, истоков государства и того, что пережито предками.

О событиях прошлого доходчиво повествуют исторические книги. Авторы выстраивают цепочки событий с фактами и комментариями. В них даются оценки деятелям разных эпох, где они предстают на фоне важных событий, среди грандиозных баталий, мира и перемирий, в периоды преобразований.

книги — потомки античных летописей, которые известны нам со времен Древней Руси.

Но автору и читателю важны не только факты истории. Не меньший интерес вызывает жизнь людей в определенные периоды, их чувства, мысли, переживания. А. С. Пушкин воссоздал «Историю Пугачева» и практически одновременно с историческим повествованием написал «Капитанскую дочку». Писателю мало языка фактов, он обращается к художественной прозе, с помощью которой раскрывает внутренний мир героев, непосредственно участвовавших в событиях.

История сухо повествует о деятельности известных личностей: монархов,

дипломатов, полководцев, бунтарей и др. В художественной литературе они представлены обычными людьми, которым свойственны радость и грусть, любовь и ненависть, мечтания и свершения. Только такая всесторонняя книга способна дать широкое представление о незаурядной личности. Исторические события также отражаются в народном фольклоре, о них слагают мифы и легенды.

История и литература с древних времен являются надежными спутниками. Первая дает факты, вторая предоставляет читателю пищу для размышлений. Порой литераторы предсказывают исторические события, развитие государств и обществ. Не случайно их называют пророками и предвестниками изменений.

У истории свои законы развития, хотя они взаимосвязаны с развитием литературы. История не диктует и не воздействует напрямую на авторов художественных произведений, ее влияние мягкое и многогранное.

Другие работы по этой теме:

Источник

Как история отражается в литературном произведении?

Образованные люди всегда обращаются к прошлому своей страны, без которого сложно осознать собственное предназначение. Это стремление вполне естественно, ведь невозможно постичь себя до конца, не зная корней, истоков государства и того, что пережито предками.

О событиях прошлого доходчиво повествуют исторические книги. Авторы выстраивают цепочки событий с фактами и комментариями. В них даются оценки деятелям разных эпох, где они предстают на фоне важных событий, среди грандиозных баталий, мира и перемирий, в периоды преобразований.

Но автору и читателю важны не только факты истории. Не меньший интерес вызывает жизнь людей в определенные периоды, их чувства, мысли, переживания. А. С. Пушкин воссоздал “Историю Пугачева” и практически одновременно с историческим повествованием написал “Капитанскую дочку”.

Писателю мало языка фактов, он обращается к художественной прозе, с помощью которой раскрывает внутренний мир героев, непосредственно участвовавших в событиях.

История сухо повествует о деятельности известных личностей:

Исторические события также отражаются в народном фольклоре, о них слагают мифы и легенды.

История и литература с древних времен являются надежными спутниками. Первая дает факты, вторая предоставляет читателю пищу для размышлений. Порой литераторы предсказывают исторические события, развитие государств и обществ.

Не случайно их называют пророками и предвестниками изменений.

У истории свои законы развития, хотя они взаимосвязаны с развитием литературы. История не диктует и не воздействует напрямую на авторов художественных произведений, ее влияние мягкое и многогранное.

Related posts:

Источник

Все вместе. О связи литературы и истории

Не мы первые живем в России, не нами открыт этот континент, и прошлое не только принадлежит нам, но и к чему-то обязывает.

Как история отражается в литературе. knowledge 1052010 960 720 1. Как история отражается в литературе фото. Как история отражается в литературе-knowledge 1052010 960 720 1. картинка Как история отражается в литературе. картинка knowledge 1052010 960 720 1

Наше прошлое – это не только летопись событий, царствований, революций и войн, но и чувства и мысли наших предшественников. Это наследство настолько велико и разнообразно, что каждый из нас может почитать себя наследником, кто Радищева, кто Чаадаева, кто Столыпина, кто Солженицына. Впрочем, известны и те, кто себя почитает единственным и неповторимым и широковещательно отказывается от исторического родства, хоть к чему-то обязывающего.

Как наш биологический организм, наше тело состоит из того, что мы едим, пьем и чем дышим, так же и наша интеллектуальная, духовная, скажем так, плоть определяется сначала кругом общения, семьей, затем образованием на разных ступенях и, наконец, по мере формирования самосознания выбором своих собеседников.

К собеседникам нашим я отношу, естественно, в первую очередь круг чтения, в свою очередь определяющийся направленностью наших интересов. И здесь, быть может, по справедливости сказано: мы как личность состоим из того, c кем общаемся, что читаем, что выбираем в телепрограммах.

Наверное, каждому из нас знакомо то счастливое чувство, с которым мы встречаемся с собственными мыслями, высказанными задолго до нас, да еще и людьми высокоуважаемыми, оставившими значительный след на наших исторических путях.

Вот одна из таких встреч.

В годы «оттепели» в Ленинграде сложилась и объявила о себе литературная вольница, сразу же выдвинувшая вперед имена людей талантливых, независимых, не принимающих регламентации, правил игры, заданных непререкаемым партийным начальством, взявшим на себя руководство жизнью во всем ее многообразии, в том числе, разумеется, и руководство литературой и искусством в целом.

С благодарностью вспоминаю если не «прорубивших окно», то уж точно открывших «форточку» в помещении с застоявшимся воздухом: Александра Кушнера, Андрея Битова, Виктора Голявкина, Александра Городницкого, Владимира Марамзина, Иосифа Бродского, Сергея Довлатова. И народ чуть постарше, впрочем, молодых в ту пору, – Виктора Конецкого, Глеба Горышина, Валентина Пикуля. Все они, как мне представляется, отмечены творческой независимостью, у каждого было свое слово, им было что сказать людям.

Рядом с ними тут же появились и «расчетливые вольнодумцы», умеющие во все времена не только спать во фригийском колпаке, но и носить его с собой за пазухой, на всякий случай, твердо помня, где и когда его надеть, например, в знаменитом в ту пору кафе «Сайгон». За талантами яркими, недюжинными, как предусмотрено природой, двинулся шумный рой претендующих, но, как говорится, недотягивающих, однако задававших тон. Быть оригинальным, быть на особицу, быть во что бы то ни стало замеченным.

И вот читаю в одной из широко известных старых книг рассказ автора о главном герое.

«В его петербургском мире все люди разделились на два совершенно противоположных сорта. Один низший сорт: пошлые, глупые и, главное, смешные люди, которые веруют в то, что одному мужу надо жить с одной женою, с которой он обвенчан, что девушке надо быть невинною, женщине стыдливою, мужчине мужественным, воздержанным и твердым, что надо воспитывать детей, зарабатывать свой хлеб, платить долги, и разные тому подобные глупости. Это был сорт людей старомодных и смешных. Но был другой сорт людей, настоящих, к которому они все принадлежали, в котором надо быть, главное, элегантным, красивым, великодушным, смелым, веселым, отдаваться всякой страсти не краснея и надо всем остальным смеяться».

Интересно, как долго мог бы повисеть лист с этой цитатой из «Анны Карениной» в «Сайгоне»?

Неповторим только талант, а вот жмущиеся к нему, сопутствующие, вроде «подтанцовщиков» при солисте, почему-то почитают себя «настоящими», как те, что жили в Питере за сто лет до них. И потому предпочитают кучковаться, подменяя единственное «я» коллективным «мы»: «Мы с Бродским. Мы с Битовым. Мы с Кушнером. ». Нет, литература все-таки не кино, где случается победа «одна на всех». Помню, одна из обольстительных ровесниц, «исповедующих «Сайгон», спросила меня: «Мифа (сказать – «Миша» было бы пошло), вам не скучно быть таким правильным?». Вопрос помню, как печать неполноценности на лбу, ответа не помню, пролепетал, наверное, что-нибудь «правильное».

Что старое поминать? Да во все времена, оказывается, были свои звонкие «настоящие» и «старомодные и смешные».

Может быть, и консервативного историка Николая Костомарова читать «неправильно», но, что делать, грешен. Читаешь, и кажется, что оттуда, из далекого 1864 года, он смотрит на нас с грустью и вздыхает: почему же люди «оригинальные» не меняются.

«В Петербурге есть целый класс существ, которых русские, живущие в этом городе, прозвали общечеловеками. Эти общечеловеки существа до того цивилизованные, что отрешились от всяких предрассудков и, постоянно обретаясь в возвышенных сферах мечтания, низким для себя полагают принадлежать к какому-нибудь народу. Действительно, ни с одним народом нет у них ничего общего, даже языка. »

Вот здесь наметился исторический прогресс, наши общечеловеки стыдятся только своего народа и не хотят с ним иметь ничего общего. Но вглядимся в портрет, написанный Костомаровым в середине позапрошлого века: «Их хлебом не корми, подавай только какое хочешь обличение: всякий скандал, всякое заушение исторического лица для них праздник. Им дела нет до правды – им нравится самый процесс оскандализирования известной личности, – хотя они в то же время большие хитрецы и не прочь при случае посмяться над обличениями. »

Кажется, что это почти продолжение цитаты из Толстого о людях «настоящих», умеющих посмеяться и отдаваться всякой страсти не краснея, впрочем, слова эти были сказаны за десять лет до появления первых глав «Анны Карениной» в журнале «Русский вестник».

Вспоминаются слова моих институтских преподавателей, вечная им благодарность. Когда мы горделиво приносили курсовые работы, доходя, как Тяпкин-Ляпкин, своим умом до того, что уже было давно известно до нас, мы слышали краткий и строгий приговор: «Невежество – не аргумент!».

Нас всеми способами и средствами уверяют в том, что только тупым совкам не дано понять необычайные достоинства рыночного уклада жизни с его своеобразной нравственностью и справедливостью.

Можно было бы и продолжить, но и сказанного достаточно, чтобы увидеть черты жизни, вернувшейся к нам из полуторавековой давности.

Эти строки из «Дневника писателя» Достоевского, увы, по-прежнему злободневны.

Помогают понять события, возвращающие нас в прошлое, слова, сказанные Федором Глинкой в 1812 году, еще до Отечественной войны, после того, как «реформы Сперанского», предусматривающего отмену рабовладения и первенства закона, были объявлены чуть ли не государственной изменой. «Такой великий переворот от стяжания к бескорыстному созиданию, – писал поэт, прозаик, будущий декабрист: не мог пройти ни скоро, ни бескровно. Себялюбие и частные выгоды растерзали общее дело». «Себялюбие и частные выгоды»! – вот ключ, открывающий глухие двери, за которыми принимаются судьбоносные решения якобы для общего блага. О чем сетовал наш славный соотечественник? Рабовладельцы сделали все, чтобы задуманные самодержцем (!) и разработанные Сперанским реформы были свернуты, а сам реформатор, лишенный должности министра и обер-прокурора Сената, был отправлен в ссылку. Ну что ж, есть цели, для достижения которых одной жизни мало. Впрочем, судьба подарила Федору Глинке долгую жизнь, он увидит и отмену рабовладения в России, и крах «великих реформ» Александра Второго, на этот раз под ударами преуспевшей в казнокрадстве бюрократии.

Сократ, как говорится, предупреждал: государство погибает, когда перестает отличать хороших людей от дурных.

Путь в будущее никем не предначертан, он долог, во многом непредсказуем. В политике, в гражданском строительстве сам поиск пути, определение цели – все под силу только всем вместе.

А для этого надо ответить на самый главный вопрос: с кем вместе?

И здесь уж выбор должен сделать для себя каждый сам.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6718) от 14.07.2020 под заголовком «Все вместе».

Источник

Как история отражается в литературном произведении? (Итоговое сочинение (декабрьское))

Образованные люди всегда обращаются к прошлому своей страны, без которого сложно осознать собственное предназначение. Это стремление вполне естественно, ведь невозможно постичь себя до конца, не зная корней, истоков государства и того, что пережито предками.

О событиях прошлого доходчиво повествуют исторические книги. Авторы выстраивают цепочки событий с фактами и комментариями. В них даются оценки деятелям разных эпох, где они предстают на фоне важных событий, среди грандиозных баталий, мира и перемирий, в периоды преобразований. Исторические книги – потомки античных летописей, которые известны нам со времен Древней Руси.

Но автору и читателю важны не только факты истории. Не меньший интерес вызывает жизнь людей в определенные периоды, их чувства, мысли, переживания. А.С. Пушкин воссоздал «Историю Пугачева» и практически одновременно с историческим повествованием написал «Капитанскую дочку».

Писателю мало языка фактов, он обращается к художественной прозе, с помощью которой раскрывает внутренний мир героев, непосредственно участвовавших в событиях.

История сухо повествует о деятельности известных личностей: монархов, дипломатов, полководцев, бунтарей и др. В художественной литературе они представлены обычными людьми, которым свойственны радость и грусть, любовь и ненависть, мечтания и свершения. Только такая всесторонняя книга способна дать широкое представление о незаурядной личности. Исторические события также отражаются в народном фольклоре, о них слагают мифы и легенды.

История и литература с древних времен являются надежными спутниками. Первая дает факты, вторая предоставляет читателю пищу для размышлений. Порой литераторы предсказывают исторические события, развитие государств и обществ. Не случайно их называют пророками и предвестниками изменений.

У истории свои законы развития, хотя они взаимосвязаны с развитием литературы. История не диктует и не воздействует напрямую на авторов художественных произведений, ее влияние мягкое и многогранное.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Как история отражается в литературе

Как история отражается в литературе. istoriya v xudozhestvennoj literature. Как история отражается в литературе фото. Как история отражается в литературе-istoriya v xudozhestvennoj literature. картинка Как история отражается в литературе. картинка istoriya v xudozhestvennoj literature

Можно ли изучать историю, читая произведения художественной литературы? Я считаю, что конечно можно. Ничто, кроме рассказов и поэм, написанных несколько веков назад, не способно так глубоко погрузить читателя в эпоху, когда было создано произведение. Художественные материалы в той или иной мере обладают признаками историзма, содержат вышедшие из употребления слова, что наиболее отчётливо позволяет понять жизнь людей в прошлом.

Так, например, в произведении Л.Н. Толстого «После бала» описывается жизнь людей XIX века. Здесь рассказывается о мужчине, который перестал общаться с возлюбленной после того, как увидел жестокость её отца по отношению к людям: «И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатки бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно бил татарина».

Прочитав это произведение, читатель чётко видит, что происходило столетие назад, всю жестокость того времени и произвол людей высоких рангов.

Также в произведении И.А. Бунина «Кавказ» перед читателем снова предстаёт жизнь XIX века. Здесь повествуется об отношениях автора с замужней девушкой, супруг которой застрелился, не перенеся предательства своей возлюбленной. Перенестись в ту эпоху читателю помогают историзмы, использованные автором: «вуалька», «картуз», «кизяк», «духан» и другие.

Яркий исторический фон представлен в поэме С.А. Есенина «Пугачёв». Здесь поэт рассказывает нам о том, как Пугачёв бродил по России. Тут присутствует монолог уральского каторжника, который упоминает в своей речи этого самозванца, что означает то, что Пугачёв был на Урале. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

История как фон, на котором происходят события, помогает понять людей, события, мысли автора. Помочь в её изучении могут произведения, написанные в данный исторический период, благодаря мастерски использованным авторским приёмам, созданному сюжету и небольшим деталям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *