Как история влияет на настоящее
Как история влияет на настоящее
Очень часто бывает так, что люди в течение жизни тащат на себе негативный груз прошлого опыта, который тормозит их и не дает двигаться вперед. У всех нас есть абсолютно разные цели и мы можем их не достигнуть из-за мешающего нам опыта из прошлого.
Чаще всего нас тормозит опыт наших прошлых неудач. Токсичные люди рядом с нами, неверие родителей в нас, навязывание токсичными людьми ложных целей, все это влияет на нас и наше движение.
Мы можем ставить перед собой цели, которые нам совершенно не принадлежат, а которые навязаны нам из вне социумом, рекламой, нашим близким окружением. При этом эти цели совершенно не откликаются в нашей душе, поэтому мы их либо никак не можем достигнуть либо не испытываем счастья при их достижении.
Если проанализировать всю свою жизнь, то в жизни каждого человека есть то, что его не устраивает. Очень часто мы тревожимся из-за своего будущего потому что в нашем настоящем есть это самое нечто, что нас не устраивает.
В таком случае мы часто обращаемся к астрологам, тарологам, рунологам и другим специалистам для того, чтобы соориентироваться, куда нам идти дальше. Если проанализировать то, в какой точке мы находимся сейчас в нашей жизни, мы можем понять, что в нашей жизни не в порядке и требует корректировки.
Если у нас есть проблемы с отношениями, финансами, работой и другими сферами жизни, то можно сделать вывод, что в нашей голове присутствуют негативные установки, основанные на прошлом неудачном опыте.
Если начинать разбирать проблемы прошлого по порядку, то изначально на нас оказывает влияние наше детство. Когда ребенок рождается в семье, то он совершенно чистый лист и готов доверять миру, познавать его.
В процессе развития на нас влияет среда, в которой мы растем, родители, алгоритмы действий наших родителей в тех или иных ситуациях, их реакции на определенные неудачи, то, как они справляются со своим прошлым опытом. Все это имеет очень важное значение для нас, пока мы маленькие. На нас может повлиять поведение воспитателей в детском саду, учителей в школе, наших сверстников. Далее мы растем, становимся взрослыми.
На нас начинают влиять наши обиды, воспоминания. В какие-то моменты нас могли обесценивать и мы это запомнили. Это все в совокупности тормозит нас и не дает двигаться вперед. Может тормозить страх повторения прошлого опыта, если он был негативным. В нашем теле застревают такие эмоции, как опасения, страхи, тревоги, чувство безысходности. И это все переходит в некие рефлексы, которые проявляются в каких-то определенных жизненных ситуациях в дальнейшем, когда мы начинаем заранее беспокоиться о некоторых вещах. Бывает так, что мы просто боимся идти вперед, ставить себе цели, если есть внутренняя неуверенность.
А бывает так, что мы боимся даже мечтать о чем-то грандиозном, начинаем испытывать чувство вины за эти желания, чувствуем себя недостойными этих целей. В голове могут крутиться такие фразы, как «ты это не сможешь сделать», «у тебя не получится», «ты не достоин» и др.
Можно даже отследить, чьим голосом озвучены эти фразы в голове, вполне возможно это голос тех, кто нас воспитывал, например, родители, бабушки, дедушки. В течение жизни это могут быть голоса и бывших партнеров, близких друзей. Мы очень сильно зацепляемся за этот прошлый опыт. Человек очень редко находится в настоящем моменте здесь и сейчас, чаще он живет либо прошлым либо будущим.
Все же лучше концентрироваться на настоящем и будущих успехах и наконец-то отпустить свое прошлое, которое тянет нас на дно. Если мы постоянно находимся своим сознанием в прошлом, прокручиваем в голове какой-то опыт, какие-то неудачи, то у нас просто очень мало шансов двигаться вперед, достигать своих целей.
Токсичные люди тоже могут сыграть огромную роль в наших установках и неуверенности в себе. Бывает так, что мы горим какой-то идеей и делимся ею вот с таким токсичным человеком, это не обязательно друг или партнер, это могут быть и родители, близкие родственники.
Считается, что не стоит рассказывать о задуманном заранее, потому что мы и сами еще не имеем устойчивую цель, имеем много сомнений, а токсичный человек начнет убеждать, почему эта идея плохая и почему она не получится. Родители могут так делать из-за искреннего беспокойства за своих детей, потому что они сами имеют много негативных установок и через эту призму хотят уберечь своих детей от неприятностей.
А друзья и знакомые могут сбивать с толку либо из зависти, потому что сами не могут осуществить эту идею, либо если зависти нет, то могут таким образом переносить свои собственные страхи и неуверенности.
Навязывание другими людьми своих целей тоже может влиять на нас негативно. Навязывать могут как близкие люди, так и совершенно посторонние, какие-то рекламные ресурсы. Когда навязывают то, что именно такая машина, такая квартира, наличие семьи или определенной работы может сделать человека счастливым. Человек идет на поводу у этого давления, при этом теряет энергию в процессе достижения чужой цели, что тоже сильно тормозит.
Также достигать целей и строить планы могут мешать религиозные установки, что «убогий» человек должен быть беден, что деньги и материальные блага – это грех и т.д. Появляется чувство вины перед близкими при условии достижения материальных благ либо каких-то других целей.
Как история влияет на настоящее
Содержание идеалистического подхода
Идеалистический подход к истории и его методы
Преувеличение роли прошлого происходит тогда, когда исследователи начинают искать его реальность в настоящем, тогда неизбежно оказывается, что оно только миг, в который ничего не создано, а реально существует лишь прошлое. Это неизбежное следствие веры в реальность времени и прошлого. Идеализм отводит прошлому гораздо более скромное место и менее значительную роль. Оценивая прошлое с идеалистических позиций становится очевидно, что оно влияет на настоящее только в той мере, в какой позволяет ему человек. Если человек считает, что прошлое определяет настоящее, то это влияние действительно будет огромным, но если он так не считает, то прошлое не окажет на него никакого воздействия.
Мир постоянно меняется и настоящее – это тот момент стабильности, который способно воспринять человеческое сознание. Стоит сознанию расширить воспринимаемый момент с нескольких секунд до минуты, часа, дня и образ настоящего изменится – станет текучим, аморфным, меняющимся. В любом случае это будет иная действительность. Следовательно, образ реальности напрямую зависит от того, как его воспринимает сознание человека. Реальность без прошлого – иная реальность. Настоящее, получая прошлое, становится богаче, сложнее, и понятнее. Хаос настоящего упорядочивается в том числе и путем введения в него прошлого. Человеку становится ясным происхождение тех или иных вещей, явлений и процессов. Создание прошлого обогатило и усложнило наше понимание настоящего, поставив вместе с тем проблему влияния прошлого на настоящее.
В Новое время господствующим становится представление о доминирующем влиянии прошлого на настоящее. Современный человек живет под постоянным грузом прошлого, которое воздействует на него из недр памяти, из того прошлого, которое «просачивается» в его сознание из телевидения, кино, интернета, литературы и исторических исследований. Человек настолько привык к этому, что не может жить без оглядки на прошлое, хотя быть может, как считал Л. Феврему было бы легче освободиться от этого груза.
Функции прошлого создаются человеком. До тех пор, пока не была установлена связь между прошлым и настоящим, человек не ощущал влияния истории. Создавая историю, человек создает новый фактор, влияющий на восприятие действительности и его действия в настоящем. Влияние прошлого начинается тогда, когда ему начинаю придавать значение.
Любое прошлое, созданное человеком, если он верит в его истинность, может влиять на настоящее и будущее. Прошлое мы видим разным в зависимости от того, под углом каких мировоззренческих идей мы его создаем.
Движущие силы развития общества — существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс об-ва.
Ретроспектива решений прошлого, которое влияет на наше настоящее и будет влиять на будущее
Размер крупа лошади два тысячелетия назад определил размер ракетных двигателей сегодня.
Задумывались ли вы о том, как каждое наше решение определяет будущее? Иной раз не на один год, десятки, сотни, тысячи лет. Почему мы не можем делать двигатели ракет больше? Почему байт равен именно 8 битам, а не 7 или 16, а может даже 48? А ведь он был равен этим числам раньше! Почему виртуальный терминал Linux до сих пор имеет скорость порта подключения? Давайте поговорим о том, как какое-то решение в прошлом определяет наше настоящее, и как же мы можем повлиять на наше будущее.
Спейс шаттл и ширина лошадиного крупа
Это достаточно известная байка, которая разошлась по всему интернету. Как вы думаете, почему размер ракеты-носителя, прикреплённые по бокам от основного топливного бака, имеют такой малый размер? Это твёрдотопливные ракетные ускорители (боковой ускоритель МТКК Спейс шаттл (англ. Solid Rocket Booster, SRB)), которые были изготовлены на заводе в Юте. С инженерной точки зрения, было бы значительно лучше данный двигатель сделать немного толще, но их необходимо было доставлять поездом с завода до места запуска. А железная дорога проходит через туннель в горах.
Соответственно этим ускорителям необходимо было пройти через этот тоннель. Сам тоннель немного шире железнодорожного полотна. Стандартная колея железных дорог США (расстояние между рельсами) составляет 4 фута 8 ½ дюймов (1435 мм).
Откуда взялось это число? США унаследовало этот стандарт от первых железных дорог в Англии. Железные дороги в Англии строились по тем же стандартам, по которым строились дожелезнодорожные трамвайные пути, называемая конка (конные трамваи), и они тоже использовали колею в 4 фута 8 ½ дюймов (1435 мм).
Такое расстояние между колёсами вагона было выбрано для того, чтобы они попадали в колею на английских дорогах, чтобы колёса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз составляет 4 фута и 8,5 дюйма. Но почему это так? Почему именно такое число?
Англия когда-то входила в Римскую империю, а поскольку первые боевые колесницы были сделаны Императорским Римом, все они были одинаковы по ширине между колёсами.
Колея на пешеходном переходе римской дороги в Помпеи.
Другой пример колеи на древнеримской дороге.
Пример размера римской колесницы.
Удивительно то, что вершина прогресса — космонавтика даже сегодня тесно связана с размером двух широких лошадиных крупов, как и две тысячи лет назад!
Следует понимать, что это в действительности байка. Здесь идёт хорошее её развенчание, рекомендую к прочтению. Но размер ширины железнодорожного полотна определяет железнодорожный габарит. А он определяет максимальный размер груза, который можно перевезти по железной дороге.
Размер байта и ASCII коды
Сегодня многие ещё со школьной скамьи знают чему равен размер байта, и для нас это очевидно: 8 бит. Но думали ли вы, почему выбран такой размер? С чем это связанно?
Вы будете наверное сильно удивлены, но байт не всегда имел размер равный восьми битам! Раньше байт мог иметь размер от 4-х до 60-ти бит! Например, ЭВМ БЭСМ использовали 6-битные символы в 48-битных или 60-битных машинных словах.
Но почему именно 8 бит? Одна из причин — это двоичная система кодирования, так как наиболее удобными для обработки являются цифры, кратные степени двойки. Ну хорошо, скажите вы, почему тогда не 4, или 16, или 32? И будете правы.
Тут следует вспомнить ещё о том, что в 1963 году был принят Американский Стандартный Код для обмена информации (American Standard Code for Information Interchange) или сокращённо ASCII. Этот стандарт был разработан на основе телеграфного кода и его первое коммерческое использование было в качестве семибитного кода телетайпа, для отправки телеграфных сообщений. Первоначально основанный на английском алфавите, ASCII кодирует 128 заданных символов в семибитовые целые числа. Девяносто пять закодированных символов могут быть напечатаны: они включают цифры от 0 до 9, строчные буквы от a до z, прописные буквы от A до Z и символы пунктуации. Кроме того, исходная спецификация ASCII включала 33 непечатных управляющих кода, которые были созданы для телетайпов; большинство из них уже устарели, хотя некоторые из них до сих пор широко используется, например, возврат каретки, перевод строки и код табуляции.
Семибитная таблица ASCII из руководства к принтеру до 1972 г.
Тут пересекаются сразу две ветки, история телеграфа, которая повлияла на развитие компьютерной индустрии. Мы об этом поговорим в следующей главе и собственно говоря самое представление байта.
В 1960-х компания IBM, которая так же участвовала в стандартизации ASCII представила для своей линейки вычислительных машин System/360 восьмибитовый Extended Binary Coded Decimal Interchange Code (EBCDIC). Следует понимать что EBCDIC и ASCII отличаются. Распространнёность ЭВМ IBM System/360 привела к повсеместному внедрению восьмиразрядного байта.
Разработка восьмиразрядных микропроцессоров в 1970-х годах популяризировала этот размер памяти. Микропроцессоры, такие как Intel 8008, прямой предшественник 8080 и 8086, использовавшиеся в ранних персональных компьютерах, также могли выполнять небольшое количество операций с четырехбитными парами в байтах.
Вернёмся к стандарту ASCII, которым в той или иной мере мы пользуемся теперь каждый день, даже этот текст так или иначе включает в себя данный стандарт.
Американский стандартный код для обмена информацией (ASCII) был разработан под эгидой комитета Американской ассоциации стандартов (ASA), называемого комитетом X3, его подкомитетом X3.2 (позже X3L2), а позже — X3 этого подкомитета. 2.4 рабочая группа (сейчас INCITS ). ASA стал Институтом стандартов Соединенных Штатов Америки (USASI) и, в конечном итоге, Американским национальным институтом стандартов (ANSI).
Подкомитет X3.2 разработал ASCII на основе более ранних систем кодирования телетайпов. До того, как был разработан ASCII, используемые кодировки включали 26 символов букв, 10 цифр и от 11 до 25 специальных графических символов. Для того, чтобы кодировать все эти данные, а также управляющие символы, совместимые со Стандартами международного телеграфного алфавита (ITA2) от 1924 года, требовалось более 64 кодов для ASCII. ITA2, в свою очередь, основывались на 5-битном телеграфном коде, который Эмиль Бодо изобрел в 1870 году и запатентовал в 1874 году.
Вы ощущаете эту связь поколений, что так или иначе даже сегодня мы пользуемся наследием телеграфного кода, который был изобретён 150 лет назад?!
Комитет обсудил возможность использования функции сдвига (как в ITA2 ), которая позволила бы представить более 64 кодов шестибитным кодом. В сдвинутом коде некоторые коды символов определяют выбор между вариантами следующих кодов символов. Это позволяет компактное кодирование, но менее надежно для передачи данных, поскольку ошибка при передаче кода сдвига обычно делает нечитаемую длинную часть передачи. Комитет по стандартам отказался от перехода, и поэтому для ASCII требовался как минимум семибитный код.
Комитет рассмотрел восьмибитный код, поскольку восемь битов ( октетов ) позволят двум четырехбитным шаблонам эффективно кодировать две цифры с помощью двоичного десятичного числа. Однако при передаче всех данных потребуется восемь битов, когда достаточно семи. Комитет проголосовал за использование семибитного кода для минимизации затрат, связанных с передачей данных. Поскольку, в то время перфолента лента могла записывать восемь бит в одной позиции, при желании можно было использовать бит четности для проверки ошибок.
Современная 8-битная таблица ASCII.
Таким образом, сразу несколько факторов сошлось в пользу того, чтобы байт стал иметь размер именно 8 бит. Но, на мой взгляд, основная — это возможность кодировать и хранить текстовую информацию в минимальном одном байте и возможность хранить десятичные цифры в каждом полубайте.
Устройство терминала Linux
На своей домашней системе, вы открываете виртуальный терминал линукс, который вообще работает в окне, и имеет абсолютно виртуальное представление. Но он до сих пор совместим со старинными терминалами.
Можно открыть терминал и ввести stty, то можно обнаружить что данная программа имеет скорость подключения, как и СОМ-порт. И вообще имеет кучу настроек termios для СОM-порта.
Я уже достаточно подробно останавливался в своих статьях о работе СОМ-порта в статье «UART и с чем его едят» и там было сказанно следующее:
Протокол UART (Universal asynchronous receiver/transmitter) или, по-русски, УАПП (универсальный асинхронный приемопередатчик) — старейший и самый распространенный на сегодняшний день физический протокол передачи данных. Наиболее известен из семейства UART протокол RS-232 (в народе – COM-порт, тот самый который стоит у тебя в компе). Это, наверное, самый древний компьютерный интерфейс. Он дожил до наших дней и не потерял своей актуальности.
Надо сказать, что изначально интерфейс УАПП появился в США как средство для передачи телеграфных сообщений, и рабочих бит там было пять (как в азбуке Морзе). Для передачи использовались механические устройства. Потом появились компьютеры, и коды ASCII, которые потребовали семь бит. В начале 60-х на смену пришла всем известная 8-битная таблица ASCII, и тогда формат передачи стал занимать полноценный байт, плюс управляющие три бита.
В 1971 году, когда уже начался бум микросхем, Гордон Белл для компьютеров PDP фирмы Western Digital сделал микросхему UART WD1402A. Примерно в начале 80-х фирмой National Semiconductor был создан чип 8520. В 90-е был придуман буфер к интерфейсу, что позволило передавать данные на более высоких скоростях. Этот интерфейс, не претерпев практически никаких изменений, дошел и до наших дней.
Обратите внимание, что на работу консоли linux снова оказывает какой-то древний телеграф! А почему? Всё достаточно просто, что для ввода-вывода раньше использовали то, что было под рукой, а именно телетайпы, которые позволяли вводить текст с клавиатуры и выводить его, печатая на бумаге.
Телетайп, который подключается по UART и может служить для ввода и вывода информации.
В результате ввод-вывод в линуксе — это фактические управление телетайпом. Даже самые современные стандарты терминала обратно совместимы с такого типа телетайпом. Более того, я вам уверенно скажу, что если этот телетайп подключить к современному компу и настроить вывод терминала на физический СОМ-порт, он без программных переделок будет работать (аппаратные понадобятся, так как там немного другие стандарты напряжений работы, но незначительные).
Более подробно о работе с СОМ-портом и настройке файл-устройства терминала можно прочитать в моей статье «Работа с СОМ-портом на Си в linux» и/или посмотреть в моих видео в конце статьи.
Выводы
У меня было желание привести намного большее количество примеров, отсылок в прошлое. Например о раскладках клавиатуры, что это ещё с лохматых времён печатных машинок, либо отсылки о форме современных мобильных телефонов. Однако статья и так превратилась в безумную простыню, а мысль мне всё же удалось изложить.
Раскладка QWERTY, изобретённая в 1888 году для печатных машинок используется до сих пор.
Мысль моей статьи достаточно простая: даже самые незначительные вещи, которые вы внедряете сегодня, могут оказать самое громадное влияние на наше будущее.
О влиянии истории на жизнь людей.
Эта тема гораздо важнее, чем многие считают. Немало достойных людей уже писали про невыученные уроки истории, убеждая нас не относиться к ней легкомысленно. Но тем не менее очень распространена точка зрения, что не нужно копаться в прошлом, нужно жить настоящим и смотреть в будущее. И эта мысль кажется по-своему логичной, особенно когда люди понимают, что история никогда не была точной наукой, в ней много тем вызывающих бесконечные споры.
Разница в том, с какой мотивацией браться за эту тему. Если мы хотим найти в истории подтверждение своим убеждениям (заблуждениям), мы не будем настоящими исследователями. Если мы там ищем основу для национальной гордости, мы её найдём или придумаем. Но это люди делают тогда, когда в настоящем гордиться нечем, а потребность испытывать это чувство высока. Это, по сути, комплекс неполноценности, который в определённые периоды свойственен как отдельным людям, так и народам в целом. Хотя в каждом народе всегда находятся люди не подверженные коллективным тенденциям.
Если мы возьмём историю человечества в целом, мы обнаружим там много трагических событий, оставивших в людях свой след. В истории было много войн, эпидемий, катаклизмов, периодов рабства и тирании. Ни один народ не избежал этой участи. У всех есть страницы истории, которые хочется забыть. Иногда потому что там много боли, а иногда потому что там много позора, который тоже хочется спрятать. У некоторых народов эти события случились столетия назад, у других сравнительно недавно, создав свежие раны.
Есть народы, у которых определённого рода события повторяются регулярно, через десятилетия или даже столетия. На этот феномен нужно обратить особое внимание. Это как раз и есть свидетельство невыученных уроков. И оно не единственное. Есть ещё много других признаков, которые я хотел бы описать. Но будем двигаться по порядку.
Прежде всего стоит разделить трагические события на категории. Первая из них связана с природными катаклизмами. В этом нет вины людей. Урок здесь может быть только в том, чтобы научиться предсказывать такие события и быть готовым к ним. Например, научиться строить здания таким образом, чтобы землетрясения не могли их разрушить.
Вторая категория связана с эпидемиями. Здесь тоже часто нет прямой вины людей. Но иногда в истории человечества эпидемии возникали от разведённой антисанитарии, а также в результате развития скотоводства и другой хозяйственной деятельности. Урок тут заключался в том, чтобы научиться поддерживать чистоту и научиться лечить или предупреждать через вакцинацию вирусные заболевания.
Третья категория трагических событий связана с оборонительными войнами или с жизнью в оккупации, когда один народ захватывает и даже порабощает другой. Принципиальная вина здесь лежит на тех, кто начинает военную агрессию. Но подобная ситуация всегда является уроком и для тех, кого захватили. Он может заключаться в том, что нужно учиться обороняться. Хотя и это не универсальная стратегия. Она не поможет в случае многократного превосходства противника. Следовательно, нужно учиться дипломатии, заключать правильные союзы. Нужно развивать торговлю, чтобы соседние народы видели большую пользу в торговых отношениях с вами. Нельзя допускать междоусобицу, ослабляющую обороноспособность страны.
Но нужно ещё учитывать то, что человечество менялось. Был длительный период истории, когда завоевательные войны были нормой. В исторической перспективе Александр Великий не выглядит абсолютным злодеем, несмотря на то, что в результате его завоевательного похода было убито огромное количество людей. Даже Наполеон, который исторически уже гораздо ближе к нам, не представляется однозначным злом. А вот Гитлер таковым считается.
Пятая категория трагических событий – это периоды рабства, крепостного права, деления людей по жесткой кастовой системе. Через это прошли все народы. Некоторые давно. Некоторые недавно. У ряда народов этот период затянулся. Поскольку речь идёт о внутренних событиях, люди внутри государства делились на тех, кто порабощает, и тех, кого порабощают. Ответственность в данном случае лежит на всех, по сути, на народе в целом. Ведь это означает, что одна часть населения была чрезвычайно эгоистична и жестока, вторая же слабовольна и труслива.
Какой урок мы можем извлечь из этого исторического опыта. Во-первых, история доказала, что рабский труд экономически менее эффективен, чем труд наёмных рабочих. Позитивная мотивация к труду работает гораздо лучше. Во-вторых, люди, долгое время жившие в рабстве (бывшие крепостными), не хотят брать ответственность за свою жизнь, не умеют отстаивать свои права, чаще всего не склонны к предпринимательской активности, но склонны к криминальным делам. Нужно несколько поколений свободной жизни, чтобы эта ситуация начала меняться. Властная элита в странах с подобным затяжным опытом часто безотчётна перед народом, авторитарна, коррумпирована и неоправданно жестока в своём силовом аппарате.
При этом изменить подобную столетиями сложившуюся практику трудно, поскольку запрос на неё происходит одновременно с двух сторон. С одной стороны, сам народ желает «крепкой руки» во власти, что, по сути является ностальгией по барину. С другой стороны, авторитарная власть всё время старается поддержать в народе именно эти настроения. Она это делает через искажённое преподавание истории в школе, через религиозные или идеологические институты, через телевидение и другие средства массовой информации. Она поощряет лизоблюдство и всячески наказывает вольнодумство. Свободолюбивые люди либо выборочно репрессируются, либо вытесняются за пределы страны.
Часто у жертв домашнего насилия развивается стокгольмский синдром. Жертвы начинают оправдывать своих мучителей, принимая избиения и унижения как норму. Также бывает у народов, прошедших массовые репрессии. Не только потомки палачей, но и потомки жертв массовых репрессий часто ищут оправдания этим событиям. А боль и стыд, которые живут внутри, заставляют вообще отрицать или значительно преуменьшать эти трагические события.
Когда мы говорим про целые народы, механизм точно такой же. Если вы не помните, замалчиваете, отрицаете, вы не получаете естественное лечение. Это и есть невыученные уроки истории. У некоторых народов эти травмы огромны, и раны свежи. Порой кажется, что у народа нет сил это признать и преступить к осмыслению полученного опыта. Но делать это рано или поздно придётся. Иначе подобные трагические события повторяются.
Шестая категория трагических событий тоже крайне тяжела. Это гражданские войны. Иногда разделение народа происходит по этническому признаку, иногда по религиозному, иногда по классовому или идеологическому. Когда одна часть страны воюет с другой, последствия всегда тяжёлые. Это ослабляет государство, и оставляет тяжёлый след. Обиды некоторых малых народов могут длиться столетиями. Это, безусловно, отравляет жизнь.
Есть ещё одно тяжёлое последствие гражданской войны и массовых репрессий. Появляется огромное недоверие у людей друг к другу. Память об этих событиях учит человека строить высокие заборы, запираться на много замков, избегать чужаков, а также не спешить помогать незнакомцам, попавшим в беду. Нередко у таких народов наблюдается такой феномен: случайно встречая соотечественников в другой стране, люди стараются не показать своего происхождения, избежать встречи. Это очень показательно. Если эти процессы заходят слишком далеко, народ как таковой распадается.
Есть ещё одна важная классификация революций: кровавые и бескровные. Гораздо лучше, когда они происходят бескровно. Даже если революция привела к более совершенной форме правления, но была очень кровавой, последствия будут тяжёлыми. Будут проявлены все те же болезни, на которые я указывал, описывая влияние репрессий и гражданской войны. Когда люди массово убивают своих соотечественников – это всегда тяжелейшая травма.
Восьмая категория трагических событий, которую я частично уже упоминал, чрезвычайно тяжела. Речь идёт о геноциде целых народов. В эту же категорию можно отнести этнические чистки во время гражданских войн. Сюда же можно приплюсовать организованные погромы по национальному или религиозному признаку. Ужас этих событий связан с тем, что при этнических чистках и в лагерях нацистов уничтожались не только мужчины, способные к сопротивлению, но также женщины, дети и старики. Масштабы последствий таких событий даже трудно оценить.
Если народы, организовавшие геноцид, не раскаялись, не признали свои преступления, огромное недоверие к ним со стороны других наций будет длиться очень долго. К общей радости мы знаем примеры раскаявшихся народов, признавших свои преступления. Это значительно оздоровило психологическую ситуацию, и в народе, совершавшем преступление, и в народе, подвергнувшемуся геноциду, и в человечестве в целом.
Но всё же, подавляющее большинство народов не любят признавать свои преступления, отрицают позорные для них исторические факты, оправдывают свои злодеяния предыдущими историческими событиями, в которых они пострадали. На этот момент я хотел бы особо обратить внимание. Я бы это назвал мультипликацией насилия.
Если вы изучите биографию массовых убийц, маньяков и насильников, практически всегда вы обнаружите, что они сами в детстве подверглись физическому, сексуальному или психологическому насилию. В человека входит некая разрушительная энергия, которая не позволяет ему нормально жить. Она ищет выход. Если человеку не оказать правильную психологическую помощь, есть большая вероятность того, что он направит эту энергию разрушения вовне, убивая и насилуя, или внутрь себя, совершая разные формы суицида. К медленному суициду можно отнести алкоголизм и наркотики.
Народы, которые не выучили жестокие уроки истории, находятся в схожем положении. Они склонны к агрессии как во внешний мир, так и во внутрь. Только проблема в том, что нет таких великих психотерапевтов или шаманов, которые могли бы вылечить целый народ. Лечение нации складывается из намерения лечиться отдельных людей, которые проделав над собой определённую работу, побуждают к этому других. Они подают пример. Если такие люди окажутся известными и влиятельными, дело пойдёт быстрее.
Каковы же симптомы у народа, массово не усвоившего уроки истории? Их очень много. Но, как правило, они все присутствуют. В такой стране будет низкая продолжительность жизни, особенно среди мужчин. Это связано с тем, что тяжесть непроработанных коллективных травм побуждает к алкоголизму, наркомании, к повышенной криминальности в поведении. У этого народа всегда будет колоссальная разница в уровне жизни между самыми богатыми и самыми бедными. Одни слишком эгоистичны, другие слишком безвольны. Пережиток рабовладельческой и рабской психологии. В такой стране будет системообразующая коррупция, охватывающая все ветви власти. Как следствие, безответственное отношение к окружающей среде: загрязнение рек, вырубка лесов. В такой стране будут брошенные дети и старики. Отчасти это связано с алкоголизмом и наркоманией. Но настоящие причины глубже.
Некоторые представители таких народов считают, что во всём виновата бедность. Нужно только решить экономические проблемы, и всё остальное наладится. К сожалению, это не так. Много стран из этой категории буквально сидит на огромных природных ресурсах. Когда на мировом рынке поднимаются цены на эти природные ископаемые, в подобные страны вливаются гигантские потоки денег. Но все вышеперечисленные проблемы не решаются, несмотря на некоторое повышение уровня жизни. Наоборот, попутно приходят другие беды. Легко полученные деньги вызывают приливы необоснованного национального самомнения. Политика в таких странах в становится агрессивнее по отношению к окружающим их народам.
Некоторые считают, что всё изменит смена власти, смена конкретных персоналий во власти. К сожалению, изменит не всё. При благополучном сценарии это может запустить верные процессы, которые через какое-то время дадут позитивные результаты. Но если не будет проделана работа по осмыслению истории, особенно той части истории, которая связана с преступлениями по отношению к собственному народу и к другим народам, то всё снова пойдёт по тому же самому кругу.
Как это ни странно, я впервые столкнулся с подобной темой на аутентичных шаманских церемониях в Амазонии. До этого тема влияния истории на людей меня не сильно беспокоила. Но войдя неожиданно для себя в глубокий транс (это всегда неожиданно, особенно когда впервые), я увидел то, что назвал для себя разными слоями бессознательного. Также это можно назвать слоями глубинной памяти. Самое главное, что ты понимаешь, что это объективно существующая реальность твоего внутреннего, а значит, субъективного мира. Удивительный парадокс, который не понятен, пока не встретишься с ним. Но ещё древние греки говорили: познай себя, и ты познаешь мир.
Этот подход, конечно, не отменяет традиционные способы знакомства с историей. Можно читать книги авторитетных историков, можно изучать архивы. Но в реальности начинающий интересоваться историей человек может оказаться в трудной ситуации, если первый авторитетный историк окажется сторонником очень специфических теорий. А таких немало. Я, например, сталкивался с тем, что среди профессоров МГУ были люди с очень ангажированными взглядами на историю.
В этой связи я считаю, что мне повезло в том, что я начал знакомиться с историей через погружения в глубинную память на шаманских церемониях. Во мне сформировалось нечто такое, что позволяет отличать ложь от правды, реальные факты от фейков, позволяет видеть мотивы человека, написавшего какой-то текст или читающего лекцию, помогает распознавать приёмы манипуляции.
Что же это за глубинная память, открывшаяся людям на церемониях аутентичных шаманов? Первый слой памяти – твоя личная история, начиная с раннего детства и даже с утробы матери. Второй слой – история твоей семьи, включая умерших предков. Третий слой бессознательного – история твоего народа. Четвёртый – история человечества. Это не финал. Но о следующих слоях написать сложнее. Даже до третьего слоя в ясном сознании дойти трудно. Нужно успевать перерабатывать большие объемы информации на высокой скорости.
Подлинная информация не приходит откуда-то извне. Она живёт в нас. В нашем теле, в крови, в генах. В своих неосознаваемых ощущениях мы имеем это всё в любую секунду нашей жизни. Через специальную технологию, которую за тысячи лет практики разработали малые народы в Амазонии и некоторые малые народы в Мексике, можно прочитать то, что буквально записано в нас. Это бывает болезненно. К этому нужно быть готовым. Очень важно попасть к мастерам, которые знают эту шаманскую технологию целиком. Таких очень мало. Нужно твёрдое осознанное решение погрузиться в себя. Это как принять эликсир правды. Но правды, прежде всего, для самого себя.
Вначале открывается много правды о нашей собственной жизни. Это тоже бывает болезненно. Никто из нас не святой и не является воплощённым совершенством. Всегда есть, что осознать и исправить. Затем будет слой памяти, связанный с нашей семьёй. Могут всплыть тяжёлые моменты. Но мы в силах многое изменить, включая следы на генетическом уровне. Я убеждён в этом. И видел тому впечатляющие доказательства. А если вам открывается информация с третьего и четвёртого слоя, значит, вы можете влиять и на эти масштабы. Для сознания нет пределов.
В моём видении шаманские церемонии – это такой способ ускоренного прохождения процесса психической эволюции. Вначале ты лечишь своё собственное я. А дальше сознание расширяется до всё больших масштабов, и ты начинаешь понимать, что и это всё имеет отношение к тебе. Мы несём ответственность не только за себя, но и за весь мир, который нам доступен в нашем восприятии. Чем больше человеку дано узнать, тем больше ответственности вместе с этим знанием он получает.
Всегда можно попробовать уснуть, забыться, уйти с головой в мелкие проблемы, чтобы снизить уровень ответственности, чтобы кто-то другой взвалил это всё на себя. Но стоит ли это делать? Или всё-таки лучше стать частью процессов, ускоряющих эволюцию психики и развивающих общество? Для меня кажется логичным стараться сделать мир лучше. Ведь мы в этом мире живём!