Как избежать буллинга в классе
Как избавиться от травли в школе
Травля в школе — явление страшное и, к сожалению, встречающееся достаточно часто. Она способна сломать как жертву буллинга, так и его зачинщиков, поэтому с ней необходимо решительно бороться.
Что такое школьная травля?
Буллинг или травля в школе — это один из видов насилия, который может быть выражен как на эмоциональном (намешки, угрозы, оскорбления), так и на физическом (избиения, тычки) уровне. При этом, насильственные действия совершаются регулярно. Провоцировать их может как группа учеников, так и один агрессор при поддержке группы.
Причины возникновения травли в школе
Основная причина буллинга — это страх быть оторванным от коллектива. Травля в школе, в основном, характерна для учеников начальной и средней школы, когда группа имеет для человека наибольшее значение. К буллингу приводит несколько факторов.
Кто участвует в школьном буллинге?
В любом буллинге участвует три субъекта: жертва, агрессор и группа поддержки. При этом, в роли агрессора может выступать как отдельный человек, так и группа людей.
Жертвой может стать любой: выделенный учителем с негативной или позитивной стороны человек, одиночка, непопулярный ребенок и пр. Травля в школе — целиком и полностью проблема агрессора, то есть ребенка или группы детей с агрессивным поведением, вызванным разными причинами.
Как распознать буллинг и к чему он может привести?
Травля в школе отличается от непопулярности, конфликтов, агрессии тремя факторами:
Только три пункта в совокупности свидетельствуют о буллинге, по отдельности они указывают на другие явления, с которыми нужно бороться иначе.
Непопулярность — это явление, при котором группа постоянно не принимает ученика, неохотно контактирует, не заводит дружеских связей с ним. Непопулярный ребенок может чувствовать обиду, грусть, одиночество. Однако от буллинга это отличается отсутствием любой из форм насилия: так, ученик не испытывает страха, не переживает за свою безопасность, так как не подвергается нападкам со стороны коллектива.
При этом, травля в школе непопулярного ребенка, если она есть, не закончится с повышением его популярности: более того, выделяемого ученика могут травить чаще. Поэтому важно отличать буллинг от непопулярности.
Конфликты — это единичное проявление агрессии между равными детьми. В таком случае ни один из участников драки или ссоры не испытывает реальный страх, может дать полноценный отпор. Чаще всего, конфликты заканчиваются на позитивной ноте: через несколько дней его участники добровольно общаются и играют друг с другом. В обратном случае — роли в драке могут меняться, зачинщик может стать жертвой, а жертва зачинщиком. При буллинге смена ролей и равенство участников невозможно: травля в школе происходит регулярно, одна из сторон всегда страдает, а другая всегда нападает.
В конфликтах помогают медиации, так как в них виноваты обе стороны как равные. Травля в школе же не зависит от жертвы, поэтому подобное утверждение нанесет жертве буллинга непоправимый вред: оно покажет, что взрослый на стороне агрессора.
Агрессивность — это систематическое проявление насилия со стороны одного или нескольких людей без поддержки группы. В отличие от буллинга, один терроризирует класс, а не класс терроризирует одного.
В таком случае работать необходимо с агрессором. Травля в школе устроена иначе: группа способна выдвинуть другого зачинщика или скрыть свои действия от глаз контролирующего взрослого, поэтому работа только с агрессором не поможет.
Травля в школе — это травматичный опыт для всей группы.
Жертва ежедневно подвергается насилию и осуждению, она теряет способность сосредоточиться и уверенность в себе, впадает в депрессивное и тревожное состояние, не хочет жить.
Зачинщиков травля в школе развращает, показывает вседозволенность. Это мешает формированию здоровых отношений и способов достижения целей, а значит, у агрессоров впоследствии меньше шансов на успешную карьеру и здоровые отношения с людьми.
Для свидетелей травля в школе не менее опасна: у них происходит внутренний конфликт, при котором они осознают аморальность буллинга, но не имеют возможности без страха это прекратить. Это сильно подрывает их оценку себя как «хорошего человека». Также, если травля в школе разрешена, кто сказал, что они не станут следующей жертвой. Это не позволяет им расслабиться и посвятить себя развитию.
Травля в школе оказывает разрушительное влияние также и на личность педагогов: осознавая, что в классе происходит буллинг, они не могут найти решение проблемы, что заставляет их сомневаться в себе и своем призвании, обвинять детей и их семьи.
Нередко впоследствии травля в школе приводит к несчастным случаям, самоубийствам или же ответному насилию со стороны жертвы (массовым убийствам в учебных заведениях).
Как бороться с буллингом?
Травля в школе — серьезная и требующая незамедлительного решения проблема. Бороться с ней необходимо комплексно: помочь в этом может и жертва буллинга, и учителя, и родители.
Что делать родителям?
Травля в школе, о которой вам сообщил ребенок, не должна остаться без внимания. Ни в коем случае нельзя разводить руками, делая вид, что ничего не происходит или что происходящее просто в нравах современных детей. Ребенок нуждается в вашей защите вне зависимости от его роли: агрессор, свидетель или жертва.
Что делать учителю?
Именно учитель способен работать с группой постоянно: он может контролировать и направлять ее, следить за ее поведением и задавать цели. Поэтому травля в школе может быть прекращена во многом благодаря преподавателю и конкретным его действиям:
Что делать ребенку?
Главное — это не должно повлиять на вашу оценку самого себя, так как ни одно из сказанных обидчиком слов в действительности не относится к вам.
Если же вы стали свидетелем буллинга, стоит помнить, что он держится именно на группе: если несколько ребят перестанут позволять издеваться над другим, группа будет разрушена и травля в школе прекращена.
Что делать, если травят вашего ребенка?
В случае регулярного физического насилия в адрес своего ребенка, вы можете обратиться в полицию. Не бойтесь обращаться к администрации школы и другим родителям, чтобы ситуация была решена, даже если травля в школе остается вербальной.
Главное — объяснить ребенку, что он не виноват в происходящем. Возможно, ему потребуется помощь психотерапевта и даже уход из группы, если ситуация не будет улучшаться.
Таким образом, бороться с травлей в школе необходимо. Иногда это задача сложная, иногда простая, однако оставлять ее без внимания нельзя. Травля в школе — серьезная проблема, приводящая к ужасным последствиям, и только взрослые способны ее решить.
Буллинг в школе: что делать родителям и жертве
Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.
Переживаете, что вашего ребёнка травят в школе? Докажите факт буллинга и помогите своему ребёнку, используя функцию Звук вокруг в приложении «Где мои дети», скачав его из AppStore или GooglePlay.
Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.
Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.
Содержание:
Буллинг как один из видов насилия
Что такое буллинг
Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.
Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% – агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.
А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2016 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.
Разновидности травли
Какие существуют виды буллинга?
Школьный буллинг сегодня
В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.
И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.
Переживаете, что вашего ребёнка травят в школе? Докажите факт буллинга и помогите своему ребёнку, используя функцию Звук вокруг в приложении «Где мои дети», скачав его из AppStore или GooglePlay.
Скулшутинг как итог буллинга
Причины и мотивы буллинга
Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?
Причин на самом деле много. Разделим их на группы:
К мотивам буллинга можно отнести:
Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?
Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:
Кто участвует в травле?
В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.
Жертва
Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:
Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.
Агрессор
Потенциальный буллер – это человек:
Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.
Наблюдатели
Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.
В 2010 году было проведено исследование среди старшеклассников Москвы и Риги на предмет школьного буллинга. Один из опросов отражал особенности оценки школьниками собственного поведения в ситуации буллинга, когда жертвой становится их одноклассник. Интересно посмотреть на результаты.
Как видно из таблицы, пассивно-негативное отношение к ситуации буллинга («сочувствую, но не поддержу») больше характерно для учащихся рижских школ. В свою очередь, московские школьники и те дети, кто учится в русскоязычных школах Риги, более склонны защищать и поддерживать жертву травли. Также большой процент тех школьников, кто отстраняется от ситуации («не буду обращать на это внимания»).
Влияние буллинга на его участников и последствия
Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.
Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.
Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.
И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.
Как бороться с буллингом в школе?
Что делать ребёнку – жертве травли?
Теперь хочется обратиться к детям:
Как вести себя родителям?
А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.
Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины!
Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.
Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Подозреваете, что ребёнок скрывает факт буллинга или что-то недоговаривает? Придите на помощь своему ребёнку, узнав детали и получив доказательства травли. Скачайте приложение « Где мои дети » с точным GPS-локатором и функцией « Запись вокруг » из AppStore и GooglePlay.
Профилактика школьного буллинга
Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.
Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.
Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.
Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.
И в заключении – видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать….
Если вы подозреваете, что у ребёнка в школе есть неприятности (он стал жертвой или свидетелем травли, сам принимает участие в буллинге), но не можете добиться информации от него, воспользуйтесь приложением «Где мои дети». С помощью функции Звук вокруг, вы сможете узнать, что происходит в школе и вовремя принять необходимые действия. Кроме того, в случае экстренной ситуации, ребёнок сможет послать вам сигнал SOS.
Буллинг в школе: как предотвратить и искоренить?
Что такое травля?
Травля — это систематическое проявление агрессии или психологического давления по отношению к одному или нескольким членам группы.
«Согласно данным международной статистики, каждый третий ребенок в мире страдает от буллинга. В России статистика довольно условна, потому что исследований по этой теме очень мало. Тем не менее, мы точно знаем, что 58% детей сталкиваются с травлей в интернете и участвуют в ней, а около 30% детей сталкиваются с травлей непосредственно в школе».
Доказано, что травля оставляет очень серьезные последствия у каждого участника, как у жертвы, как у агрессора, так и у наблюдателя. Если в классе происходит травля, то одну из важнейших ролей в этом процессе играет учитель, который может ее остановить.
Как понять где конфликт, а где буллинг?
Обычно при конфликте силы равны. При травле существует целая группа агрессоров и есть жертва. Травля – это всегда систематическое и долговременное действие. Конфликт же случается единовременно. Травля всегда причиняет очень сильную боль жертве. При конфликте обе стороны испытывают определенные эмоции, но они не имеют последствий в дальнейшем. Если мы говорим о конфликте, то есть смена ролей, а в травле она отсутствует.
Какие существуют роли в буллинге?
Буллинг происходит поэтапно. Начинается все с психологического давления. Если на этом этапе учитель, педагог или воспитатель не пресекает подобное поведение, то наступает следующая стадия — физическая травля. Третий этап — это бойкот, который наносит сильнейшее эмоциональное потрясение жертве.
Почему формируется ситуация травли?
На сегодняшний момент нет единой теории, отвечающей на этот вопрос. Наиболее распространенное суждение гласит, что дети не выбирают школу, в которую они поступают, их одноклассники не объединены общими интересами, кроме того в классе присутствует страх быть отверженным и формируется зависимость от среды.
Как ведут себя дети-жертвы?
К сожалению, очень маленький процент детей рассказывает о травле в школе своим родителям. И важно объяснить ребенку, что нужно обсуждать проблему. Это необходимо, чтобы дети не видели причину травли в себе и не замыкались. Самое главное — протянуть руку помощи и помочь остановить довлеющую ситуацию, происходящую в классе.
Как ведут себя дети-агрессоры?
Если вы столкнулись с травлей, чего нельзя делать?
Не нужно ждать, что это пройдет само, и уговаривать детей перетерпеть. Толерантность не имеет никакого отношения к терпимости, помните об этом. Толерантность — это способность решить ситуацию, в которой тебе некомфортно, приемлемыми способами.
Не нужно искать причины и объяснения, они не помогут вам решить проблему, начинайте работать. Не путайте травлю и непопулярность. Для этого поговорите с «жертвой», выясните ситуацию, не давите. Больше наблюдайте со стороны, проводите педагогически игры, чтобы «считать» атмосферу. Не нужно считать травлю проблемой только жертвы. Агрессия — это всегда реакция на собственные проблемы. Не давите на жалость детскому коллективу. Это не работает, а злит. Взрослый, «выгораживающий» жертву, наносит ей больший вред.
Не принимайте правила игры. Не закрывайте глаза. Не договаривайтесь, обещая что-то взамен, если дети откажутся от травли. Это не игра, это правила, равные для всех.
В классе травля. Что делать?
Сегодня после трех месяцев дистанционного обучения широкое распространение получило такое понятие, как кибербуллинг. К сожалению, о такой форме травли дети чаще всего не рассказывают никому.
Кибербуллинг — это систематические оскорбления и угрозы в интернете (социальные сети, форумы, видеопорталы) или с помощью sms и звонков.
«Почему кибертравля крайне опасна? Во-первых, она преследует ребенка везде и может происходить круглосуточно. Кроме того, кибертравля носит анонимный, вирусный и повторяющийся характер. Поэтому мы советуем проводить с детьми занятия по кибербезопасности».
Антибуллинговая программа «Травли Net»
Мы проводим тренинги по антибуллинговой безопасности. Приходим в школы и очно проводим серии из 5 занятий. Готовим учителей и административный состав учебных заведений, а также проводим общешкольные марафоны по антибуллинговой безопасности, помогаем выстроить правила и структуру антибуллинговых занятий с детьми. Наша цель — вместе разобраться в сути явления, формировать нетерпимость к травле, продвигать ценности ненасильственного обучения и освоить эффективные способы предотвращения и искоренения школьной травли, создавая безопасную среду для ребенка в школе.
Учителям нельзя оставаться в стороне: как противостоять травле в классе?
17-19 августа прошло II Всероссийское онлайн-совещание «Августовка — 2021». Образовательная платформа Учи.ру проводит второй год подряд это масштабное мероприятие для педагогов, классных руководителей, завучей и директоров школ.
Главной темой первого дня совещания стала безопасность школьников. Спикеры форума подняли важную тему школьной травли.
Буллинг — это то, с чем сталкивался практически каждый в школьные годы. При этом и у жертв, и у агрессоров последствия травли могут длиться всю жизнь. Начался учебный год, а это значит, что заголовки СМИ скоро будут «кричать» об очередных случаях школьного насилия.
Что же заставляет детей безжалостно издеваться над другими, как учителю создать комфортную для подростков психологическую атмосферу в классе, а главное, что делать, если трагедия уже случилась — в вопросах безопасности разбирались эксперты форума.
Содержание:
Травля в каждом классе!
В травле ужасны все роли: и агрессора, и жертвы, и даже наблюдателей. Подобный опыт оставляет серьёзные следы на психике, которые будут сказываться даже во взрослом возрасте, спустя много лет.
По статистике, у каждого российского учителя в классе есть хотя бы один ребёнок с трудностями поведения. И только совместная работа учителей, родителей и школьных психологов поможет противостоять психологическим проблемам детей, особенно в подростковом возрасте.
Несмотря на то, что тема психологического насилия находится на слуху и о жертвах буллинга периодически пишут СМИ, эксперты круглого стола «Школе не всё равно» отмечают: в России крайне мало специалистов, которые могут профессионально помочь в случаях травли.
Что способствует возникновению травли, точно никто не знает. Социальная разобщённость, тяжёлый подростковый возраст, попытки самоутвердиться… причин может быть много. Даже некоторые высказывания и отношения учителей к детям могут послужить толчком для зарождения школьного насилия. Хотя педагоги навряд ли делают это осознанно.
Психолог, президент АНО «Территория безопасности», куратор школы безопасности интернет-издания «Мел», Анастасия Беренова отмечает:
«Часто травля начинается с шуток, которые кого-то ранят. Поэтому важно разбирать с детьми, как правильно шутить и не допускать оскорбительных подколов или фраз в адрес членов коллектива».
Поэтому важным условием создания комфортной среды в классе являются надёжные и прочные отношения между учителем и детьми. При этом отношение ко всем членам детского коллектива должно быть одинаковым. В классе не может быть любимчиков, а соревнования среди подростков с неокрепшей психикой и вовсе недопустимы.
Ребятам в классе важно дать понять, что они — единое целое. Иначе говоря: один за всех и все за одного.
Как бороться с травлей?
Руководитель отдела по работе с учителями благотворительного фонда «Шалаш», Валерий Майоров предлагает учителям ввести в классах простые правила, например:
Одноклассники должны защищать того, кто слабее, кому нужна помощь. В таких коллективах риск травли сводится к минимуму.
Создание комфортной среды
Когда случается очередной громкий случай травли, внимание общественности и специалистов заостряется на этой проблеме. Вопросы безопасности становятся главными на повестке дня, и в попытках уберечь детей от разного рода насилия, взрослые порой перегибают палку. Излишняя безопасность может навредить.
Анастасия Беренова предложила пересмотреть философию контроля детей. По словам самих учеников, они не планируют обращаться со своими проблемами к педагогам, которые вынуждены следить за жизнью учеников в соцсетях.
Взрослым не нужно ждать, когда трудное поведение пройдёт само. Учителям важно обеспечить психологическую и физическую безопасность школьников, а родителям участвовать в жизни детей. При этом и тем, и другим важно донести до подрастающего поколения: травля — это не смешно, ведь при шутке должно быть весело всем без исключения.
Классные часы как средство профилактики
Педагогам эксперты советуют устраивать специальные классные часы на тему профилактики травли в школе. На них предлагается, в том числе и в игровой форме, разбирать типичные конфликтные ситуации, чтобы школьники научились правильно реагировать на агрессию.
Плакаты добрых дел
Ещё одно предложение, которое может помочь воспитать в детях чувство ответственности за свои поступки, это отказ от коллективной цели «быть хорошим». Она слишком пафосна и размыта. Будет неплохо внедрить небольшие задачи и цели, и фиксировать их выполнение с помощью плаката добрых дел. На нём дети самостоятельно смогут отмечать свои успехи: помощь близким, поддержка, знакомства с новыми друзьями и т.п.
Нужно ли разбирать в классе случаи травли и как это сделать?
Учителям ни в коем случае нельзя оставаться в стороне, когда обстановка в классе становится критичной. Специалисты предлагают при выявлении явного факта физического или психологического насилия в коллективе поступить следующим образом:
Упор на школьных психологов
Важно помнить, что с подростками работают только компромиссы. Педагогам не нужно бороться с учащимися. Подростки многие действия совершают только потому, что не знают альтернативы. И поэтому задача и учителей, и школьных психологов научить подопечных правильным коммуникациям.
Специалист по девиантному поведению подростков, психолог Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, Екатерина Головина:
«В нашем обществе до сих пор остро стоит проблема получения психологической помощи — люди не ходят к психологам в случае затруднений. Даже педагоги часто не обращаются к штатным школьным психологам».
При этом обращаться к специалистам нужно. Не каждый взрослый, будь то учитель или родитель, сможет найти правильный подход к конкретному ребёнку. К тому же не всегда получается анализировать поведение ребёнка без тотального контроля. А ведь главная цель — понять причины детского поведения.
Например, если вам не нравится музыкальный исполнитель, которого слушает ваш ребёнок, не упрекайте его в отсутствии вкуса — лучше разберитесь, почему он выбрал именно эту группу/песню и т.п. Подросткам необходимо безусловное принятие — дети в этом возрасте очень ранимы.
Стоп-слова для взрослых
Тьютор, куратор по воспитательной работе и внеклассной деятельности учащихся ГАОУ «Школа №1518» Москвы, Маргарита Соломонова отметила, что в школе сейчас важно проявлять внимание к психологическому климату в классах, а не к закупке металлоискателей. При этом далеко не все учителя готовы работать с трудным ребёнком и признавать наличие психологических проблем в школьных коллективах.
По статистике, 14% детей в возрасте от 7 до 18 лет сталкиваются с трудным поведением. Они могут употреблять наркотики и алкоголь, воровать, вести себя агрессивно, заниматься самоповреждением и т.д.
Ребёнок не может справиться с психологическими проблемами в коллективе самостоятельно. Поэтому важна помощь родителей и педагогов. Взрослым необходимо отказаться от следующих позиций при обсуждении травли с детьми:
Также необходимо избегать в классах построения жёсткой иерархии и формальной дисциплины. Оба фактора способны спровоцировать появление травли в коллективе. Также нередки случаи, когда буллинг появляется в тех классах, где у педагога произошло профессиональное перегорание и пропал интерес к жизни класса.
Виды травли в школе
Программный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, директор Центра толерантности в Еврейском музее, Анна Макарчук рассказала о результатах исследования видов травли в школе.
Согласно опросу учителей:
Каждый пятый педагог признаётся: для профилактики травли ему не хватает методов и знаний в области социально-психологических механизмов травли. 17% отмечают дефицит юридических и правовых ресурсов, 16% — отсутствие возможности взаимодействия с родителями, 12% — нехватку времени и 10% — отсутствие материальной мотивации для борьбы с буллингом.
Одним из главных методов профилактики буллинга является развитие эмпатии у детей. Это позволит существенно снизить уровень агрессии. Необходимо, чтобы у ребёнка были доверительные и глубокие взаимоотношения с родителями. При этом немаловажен и климат в семье. Наличие насилия и жестокости в разы повышает риск трудного поведения.
Анна Макарчук настаивает на необходимости постоянной работы с детьми педагогам и родителям для обеспечения безопасности в школе. Эксперт предлагает проходить курсы «Каждый важен» для профилактики трудного поведения детей и травли в коллективах.
Проблема, о которой не принято говорить
Травля — явление ужасное и порой приводящее к трагическим последствиям. Но можно ли любую агрессию в свой адрес отнести к травле? Конечно, нет.
Богатая фантазия подростков может привести к тому, что взрослые будут введены в заблуждение. А причин у такого явления может быть несколько:
Важно понимать наверняка в чём проблема. Прежде всего, поговорите по душам со своим ребёнком, если и после этого ситуация не прояснилась, попробуйте узнать насколько рассказы про буллинг соответствуют действительности у одноклассников сына или дочери, а также у школьных учителей. В любом случае всегда правильнее сохранять спокойствие и анализировать ситуацию вместо того, чтобы бить тревогу или же не обращать внимание на жалобы ребёнка.
Помните: ответственность за психологический климат дома и в семье, безусловно, лежит на родителях. Их общая задача — помочь пережить тяжёлый возраст подрастающему поколению. Дети с ранних лет должны понимать, что хорошо, а что недопустимо.
Пусть новый учебный год у всех пройдёт гладко и спокойно, а советы на тему «что делать в случае травли» вам пригодятся только в теории!