Как избежать эмоционального выгорания педагога
Как бороться с выгоранием: 15 советов для учителей
Профессиональное истощение — распространённая проблема, с которой сталкиваются многие педагоги. А вторая половина школьного года — период отдельного испытания для всех. Американская журналистка Карали Адамс попросила нескольких преподавателей поделиться полезными советами по борьбе со стрессом.
Если после особо тяжёлого дня или урока вам кажется, что дальше так продолжаться не может, то вы не одиноки. Большинство учителей рано или поздно испытывают истощение. Согласно исследованию Института политики обучения (Learning Policy Institute), каждый год около 8% учителей увольняются с работы. Особенно это касается молодых специалистов, из которых около 40% уходят из профессии в течение первых пяти лет. Причины увольнения разные: отсутствие административной поддержки, сложности с тестированием или неудовлетворительные условия труда.
Так что же можно сделать, чтобы предотвратить профессиональное выгорание? Вот несколько полезных советов.
1. Найдите человека, которому можете рассказать о проблемах
Джули Энн Оуэнс-Бёрч, доцент педагогического колледжа Университета Конкордия в Портленде, считает, что хорошие отношения с коллегами помогают чувствовать себя в безопасности и легче обращаться за помощью. Меган Матис, учитель английского в средней школе в Карлайле, штат Пенсильвания, советует не притворяться, что всё замечательно. Лучше найти коллегу, которому вы будете доверять, и тогда профессиональные неудачи можно будет обсудить с ним. Возможно, у этого человека была похожая проблема и он поможет вам найти выход.
2. Используйте тайм-менеджмент и старайтесь найти баланс между работой и личной жизнью
Во время урока или школьного проекта легко забыться и потерять счёт времени. Вы планировали потратить на что-то 15 минут, а в итоге не заметили, как прошёл час. Если с вами часто такое случается, почитайте полезные советы по тайм-менеджменту и старайтесь следовать им. Конечно, вам хочется быть превосходным учителем, но соблюдать баланс между личной жизнью и работой очень важно. Это поможет справиться со стрессом в трудные времена.
3. Выделите время для игр
У учителей так много разных задач, что зачастую они совсем забывают об играх. Майк Йейтс, учитель географии в Остине, штат Техас, всегда старается поднять настроение своим ученикам. Когда он чувствует себя на грани истощения, то пытается вспомнить забавные истории из школьной жизни. Это напоминает ему, за что он любит свою профессию.
4. Ставьте цели по профессиональному развитию и достигайте их
Некоторых учителей пугают мысли о карьерном развитии, но этого не стоит бояться. Установка таких целей позволит вам понять, что действительно имеет значение, а чему следует уделять меньше внимания. Вы всегда будете помнить, почему выбрали преподавание, и не доведете себя до выгорания.
5. Сделайте жизнь интересной
Устали от бумажной волокиты? Придумайте что-нибудь новое! «У вас есть цели, заданные стандартами, но учитель вполне может сделать повседневную работу в классе более интересной», — считает Кэти Ламбет, доцент педагогического колледжа Университета Конкордия. Найдите школу, где администраторы позволяют учителям быть креативными. Вы можете даже подумать о поступлении в аспирантуру, чтобы изучить новейшие методы и подходы к преподаванию.
Как создать интересный урок по ФГОС, не потратив много времени
6. Прислушивайтесь к себе
Это не просто модная фраза. Внимательность и забота о себе очень важны для учителей. Изучите материалы по йоге, управлению стрессом, внимательности, здоровому питанию и другим подобным вещам. Затем постарайтесь включить эти практики в повседневную жизнь.
7. Не бойтесь посвящать время себе
Часто по своей натуре учителя склонны отдавать, а не получать, поэтому легко ставят свои интересы на второй план. По словам Меган Матис, здоровый учитель означает здоровый класс. «Вы должны позаботиться о себе, прежде чем будете заботиться об окружающих», — рекомендует Джули Энн Оуэнс-Берч.
8. Когда чувствуете безнадежность, ищите перспективы
«Чтобы быть хорошим учителем, вы должны общаться с детьми, но вы не можете спасти мир», — считает Кэти Ламбет. Иногда учителя так сильно переживают об учениках, что слишком близко к сердцу принимают их проблемы. Вы должны понимать, где можете оказать помощь, а где нет. Хотя в обязанности учителя входит защита учеников, в первую очередь он должен помочь им развить собственное мнение и умение постоять за себя.
9. Не берите на себя лишнюю домашнюю работу
Если вы работаете дома, ограничьте время, которое должны потратить на план урока, и делайте перерывы. Вы должны контролировать рабочую нагрузку. Или последуйте совету Майка Йейтса: не берите работу домой. «Я не буду отнимать у себя время отдыха или общения с семьей. Я просто заранее говорю ученикам, что оценка работ займет немного больше времени, потому что я буду все проверять в школе. Они это знают и понимают».
10. Не посвящайте всю жизнь только образованию
Не секрет, что учителя постоянно находятся в поиске новых идей для урока. Меган Матис раньше читала книги по образованию даже перед сном. «Моё хобби было моей профессией, и это приводило меня к выгоранию», — рассказывает она. Теперь она читает художественную литературу или другие лёгкие книги, чтобы дать мозгу отдохнуть. Если вы хотите продолжить образование, запишитесь на воркшоп или образовательные курсы. Так работа не будет целиком занимать вашу личную жизнь.
Как интересные истории помогают выучить химию, геометрию и физику
11. Найдите свой стиль и иногда меняйте его
«Преподавание — это скорее искусство, а не наука», — считает Матис. Подражать стилю обучения вашего коллеги или профессора в университете очень легко, но попробуйте найти собственный стиль и развивать его. Вы будете счастливее, если ваша манера преподавания будет отражать ваши личные ценности.
12. Не бойтесь использовать знак «Не беспокоить»
Чтобы сохранить баланс между работой и личной жизнью, Майк Йейтс уходит с работы в пять часов вечера. Он специально не подключил почтовый ящик к телефону, чтобы уведомления о сообщениях приходили только на компьютер. Йейтс говорит, что более эффективно работает в школе днём, чем дома поздно ночью.
13. Найдите людей, которые понимают вас
Йейтс рекомендует читать образовательные блоги и общаться с учителями из других школ. При таком большом количестве сообществ и хэштегов в социальных сетях учителя легко могут найти коллег, с которыми можно связаться. Будет здорово общаться с людьми, у которых такие же проблемы, как и у вас.
14. Не бойтесь искать другую работу
Если нынешняя работа не позволяет вам воплотить мечты в реальность, возможно, вам подойдёт другая школа или другой класс. Вы можете продолжить образование и получить новую ученую степень или отточить свой опыт в определенной области.
15. Помните, что будут взлеты и падения
По словам Меган Матис, во время выгорания возникает чувство, что с вами что-то не так. Важно помнить, что вы не обязаны каждое утро взволнованно вскакивать с постели в предвкушении рабочего дня. Какие-то годы лёгкие, какие-то сложнее. Возможно, уже следующий класс станет лучшим за всю вашу карьеру!
Как работать в школе без выгорания
Анна Валерьевна Кузнецова
16 января 2018 • 17:33
Сейчас врачи и психологи много говорят о проблеме эмоционального выгорания. Слышали такое выражение «сгорел на работе»?
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
Эмоциональное выгорание педагога
Я десятый год работаю с детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта. Эта работа требует больших моральных и физических затрат. В прошлом году я отметила у себя признаки эмоционального выгорания и стала искать пути выхода из этого состояния.
то вы тоже горите на работе.
Но если спросить учителя «как Вы будете жить через год, пять, десять лет?», он ответит: «Буду работать в школе. Как-нибудь дотяну до отпуска, за лето высплюсь и, с новыми силами…», то есть всё по тому же плану. Такой вот «день сурка» с «белкой в колесе».
После сложного урока хорошо бы посидеть где-нибудь в тишине, заварить чай с мятой, музыку для релаксации послушать, но в большинстве школ нет комнат психологической разгрузки для учителей.
Да и не получается у нас самостоятельно «разгружаться»! Инструктор по ЛФК решила провести для учителей нашей школы занятия с целью снятия нервного напряжения. Легли мы на коврики, инструктор включила музыку со звуками моря и говорит: «Представьте, что вы лежите на берегу, над вами голубое небо…» Как только она замолчала, мы с коллегами начали обсуждать, как наши ученики справились с контрольной. На этом и завершилось наше оздоровление.
Но как-то нервы успокоить всё-таки нужно, поэтому многие учителя заедают стресс, другие постоянно принимают снотворные и успокаивающие таблетки, а некоторые ищут расслабление в бокале вина.
Профессиональные заболевания учителей
По результатам обследования 72 % педагогов по функциональному состоянию голосового аппарата могут быть признаны профнепригодными.
А после ларингита по списку:
По статистике, ежегодно из десяти тысяч работающих педагогов инвалидами вследствие общего заболевания становится 50 и более человек.
Что может сделать учитель сразу после стрессовой ситуации в условиях школы?
Рекомендации даёт И. В. Cтишeнoк, преподаватель Гомельского областного института развития образования, практический психолог:
Способ, связанный с управлением дыханием
Упражнение «Двадцать целебных вдохов»
Гораздо быстрее успокаивающих препаратов помогает в стрессовой ситуации упражнение, успокаивающее дыхание. Сидя в кресле, примите удобную позу, позу максимального расслабления, сбросив «зажимы с мышц». Затем в ритме затихающего, «затухающего» дыхания до 20 раз мысленно произнесите: «Я…успокаиваюсь» Причем на вдохе следует произносить «я», на вдохе – «успокаиваюсь».
Способы, связанные с управлением тонусом мышц
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способ 1
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
Можно работать со следующими группами мышц:
Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
Способ 2
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмических движений:
Способ 3. Антистрессовый массаж
Энергичное надавливание (20-25 раз) подушечками указательного или среднего пальца на точки, расположенные:
Способ, связанный с воздействием слова
Самопрограммирование
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в похожих обстоятельствах.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится» «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной» «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной» «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Мысленно повторите его несколько раз.
Приемы психологической самозащиты
Техника «стеклянной стены»
Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
Прием «Отрезать, отбросить»
Следующий этап — пересмотр своих жизненных целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе.
В этом могут помочь «Неметодические рекомендации», которые даёт учитель А.С. Бикеева в «Педагогической мастерской».
Она перечисляет ошибочные взгляды со стороны учителя по отношению к своей работе:
А вот какие взгляды она указывает в качестве беспроигрышных:
Что может сделать администрация школы для профилактики эмоционального выгорания
Почему администрация школы должна заниматься профилактикой эмоционального выгорания?
Потому что, по мнению психологов, человек с выгоранием портит всем настроение и климат в коллективе, заражает всех своим выгоранием.
Всё выше перечисленное, конечно, важно, но, если учитель вовремя не вспомнит, что он не только добросовестный ответственный сотрудник, но ещё и живой человек со своими потребностями, желаниями и мечтами, никто ему не поможет.
Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления
«Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»
Содержание занятия
Введение
В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.
За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.
К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:
1) высокую ответственность за своих подопечных;
2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
3) самоотверженную помощь;
4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;
5) наличие ролевых конфликтов;
6) работу с «трудными» детьми.
Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».
Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.
По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.
Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.
Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:
• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;
• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;
• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.
Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.
Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.
Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:
1) оптимизация организационных условий труда педагога;
2) актуализация личностных ресурсов педагога.
Первое направление включает в себя следующие составляющие.
• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.
• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.
• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.
• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.
• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.
• Отлаженная система охраны труда сотрудников.
• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.
• Наличие и развитие высокой организационной культуры.
• Профессиональная и административная поддержка.
• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.
Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.
1. Просветительское направление:
— информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;
-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.
2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:
— создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;
— создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;
— участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;
— обобщение педагогического опыта воспитателя;
— возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.
3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)
Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе
с людьми (рецепты В. В. Бойко)
• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.
• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.
• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.
Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.
Упражнение «Лестница».
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
— Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
— Что мешает Вам находиться наверху?
Коллаж «Привычки счастливого человека»
Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.
Флеш-тренинг.
Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники рассматривают слайды под спокойную музыку.
«Мешочек пожеланий»
Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.(В ближайшее время Вам особенно повезет! Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д.)
Рефлексия
Что понравилось? Что узнали нового? Чему научились?
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
3.Откажитесь от пекфекционизма.Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.
4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните
6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события
прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
13. Не забывайте хвалить себя!
14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).
15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.
16. Станьте энтузиастом собственной жизни!
17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.
22. Посещайте, выставки, театр, концерты.
Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
24. Музыка – это тоже психотерапия.
25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.
28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!
Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.
30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Список используемой литературы:
1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.
2. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.
3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.
4. В. М. Чернышова, С. Ю. Лифанова Инновационные подходы к профилактике профессиональной деформации педагога. / Справочник педагога-психолога. 03.2011.
6. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.
7.«Большая книга детского психолога» / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов на Дону, «Феникс»,2011
8.Колошина Т.Ю., Трусь А.А. «АРТ-терапевтические техники в тренинге»,СПб, «Речь», 2010
9.«Психология общения. Энциклопедический словарь» / А.А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011
10.«Психология профессионального здоровья» / Г.С. Никифорова, СПб, «Речь», 2006
11.Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011