Как избежать штраф за парковку
Как избежать штрафа: названы самые частые ошибки автомобилистов при оплате парковки
Специалисты ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» назвали самые частые ошибки, которые москвичи делали при оплате парковки в сентябре.
Например, одной из самых распространенных ошибок стал неправильный ввод государственного регистрационного знака автомобиля. Водители меняют местами буквы и цифры или вносят номер не полностью. Кроме того, нередко автомобилисты парковались на местах для грузовиков, где парковка легкового транспорта запрещена. Также часто стоянку оплачивали уже после того, как истекут предназначенные для этого пять минут.
Водителей просят проверять введенную информацию, а также следовать указаниям дорожных знаков и обращать внимание на информационные щиты, расположенные на территории платных парковок.
Для удобства автомобилистов в новой версии приложения «Парковки Москвы» существует возможность исправлять ошибки, допущенные во время оплаты парковки. Так, с помощью функции «Изменить завершенную парковку» водитель может исправить государственный номер автомобиля и номер парковочной зоны, продлить парковку.
Старая версия приложения «Парковки Москвы» уже не доступна для использования. Новую версию можно скачать в App Store или Google Play. Ее можно найти по названию «Парковки Москвы New». Установленное приложение будет называться «Парковки 2», а прежняя версия заблокируется автоматически. После авторизации баланс парковочного счета из старого приложения перенесется в новое.
По всем вопросам, касающимся московского парковочного пространства, можно обращаться в единый контакт-центр «Московский транспорт» по телефону: +7 (495) 539-54-54 или 3210 с мобильного.
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
ВС уточнил, когда можно избежать штрафа за неоплаченную или неправильную парковку
Верховный суд (ВС) РФ не поверил системе «Помощник Москвы»: высшая инстанция сочла необходимым указывать информацию о технических характеристиках аппаратуры, с помощью которой было зафиксировано правонарушение, в том числе неоплаченная или неправильная парковка.
Верховный суд при этом подчеркнул, что даже в бесспорных случаях, когда вина водителя очевидна, чиновники и суды должны четко соблюдать установленный законом порядок привлечения правонарушителя к административной ответственности.
На основании фотоснимка владельцев транспорта признавали виновными в административном правонарушении и накладывали штрафы. Столичные районные суды, Мосгорсуд и Второй кассационный суд общей юрисдикции с такими решениями соглашались и оставляли их в силе.
Однако судья Верховного суда РФ Сергей Никифоров счёл выводы судебных инстанций преждевременными.
Закон позволяет в случаях, когда правонарушение было зафиксировано автоматическими системами, привлекать к административной ответственности именно собственников транспорта, а не искать реального нарушителя закона (часть 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ). Однако, если в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены данные о том, что в момент фиксации правонарушения автомобиль находился во владении или в пользовании другого лица, то собственника от ответственности освобождают (часть 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ), напоминает ВС.
Он счёл, что суды ни в одном из дел никак не отреагировали на данные положения закона. Кроме того, высшей инстанции не понравилось, что судьи не стали разбираться в технических характеристиках оборудования, которым зафиксировали промахи с парковками.
Аналогичная претензия касалась и системы «ПаркНет-М».
Верховный суд подчеркивает, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения «предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности».
Все рассмотренные дела этим критериям не соответствуют, счёл Верховный суд. В связи с чем он в каждом случае отменил решения трёх инстанций и направил все материалы на новое рассмотрение в районные суды Москвы.
Как не платить на платных парковках: законные способы
Получите консультацию автоюриста:
Это быстро и бесплатно!
Цена за паркинг в мегаполисах постоянно увеличивается. Владельцы транспортных средств вынуждены приобретать абонемент на 6, 12 месяцев или оплачивать парковочное место каждый час. Расходы получаются внушительными. Как не платить на платных парковках и избавиться от лишних трат? Этот вопрос нередко задают автолюбители. Способов несколько. Все они легальные и не нарушают правил КоАП.
За что может быть выписан штраф
Согласно действующих правил Кодекса об административных правонарушениях за стоянку автомобилей в неположенных местах придется оплатить штраф в сумме 1500 рублей. В Санкт-Петербурге, Москве это обходится еще дороже – 3000 руб.
К таким парковкам относятся:
Полученную штрафную квитанцию можно не оплачивать. Так, в Санкт-Петербурге каждый год выписывают более 120 тысяч квитанций нарушителям. При этом судебные постановления выносятся не более, чем по два на 20 случаев.
Внимание! Это не все траты, которые придется оплатить владельцам авто. Для юридического лица штраф увеличивается до суммы в 150000 тысяч рублей. Если автоинспектор заподозрит водителя в нарушении правил оплаты или на машине не читается знак, транспортное средство забирается на штрафную стоянку. Придется дополнительно заплатить за услуги эвакуатора.
Фиксация нарушений с помощью парконов и пеших патрулей
Последнее изобретение, позволяющее фиксировать дорожные правонарушения, добавило немало проблем автолюбителям. Парконы имеют прожектора, навигаторы GPS/GLONASS, по две видеокамеры. Устройства устанавливаются на автомобили автоинспекторов. Камера передает сведения на карту памяти в режиме реального времени, а мощные прожекторы позволяют работать в темноте. Одна камера снимает номера машин, вторая делает съемки дорожных знаков, разметок. Все данные передаются в Госавтоинспекцию Министерства внутренних дел и Центр организации дорожного движения. Информация обрабатывается, после чего трансформируется в штрафные санкции.
В некоторых населенных пунктах парконы отсутствуют. Поэтому на улицах нередко можно увидеть парковочных автоинспекторов. Задача пеших патрулей – фиксировать с помощью фотоаппаратов правонарушителей. Препятствовать их работе не имеет смысла.
Совет. Неуплата за размещение на платной городской парковке может грозить еще большими штрафными санкциями. Поэтому рекомендуется заранее позаботиться о том, чтобы избежать оплаты, используя проверенные способы.
Как не платить штрафы за парковку
Все методы законные и помогут владельцам машин избежать оплаты за нарушение.
Другие основания не оплачивать штрафы на платной парковке
Кроме вышеперечисленных способов, существуют льготы для остановок на платных стоянках. К таким категориям граждан относятся:
Существует немало нелегальных способов неуплаты. Однако «играть» с законом не стоит. Такой риск неоправдан и нередко оборачивается для рискнувших владельцев достаточно сложными неприятностями, вплоть до изъятия удостоверения на вождение автомобиля.
Не нашли ответа? Остались вопросы?
Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *
* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы, порядку и форме оплаты услуг стоянок и парковок, не оказывают техническую поддержку сервисов и приложений. Консультация носит исключительно юридический характер!
Как я отменил штраф 5000 ₽ за парковку
Мой опыт будет полезен в первую очередь автовладельцам Москвы, но рекомендую ознакомиться с ним всем водителям.
Что случилось
16 июня 2021 года я припарковался на час в спальном районе Москвы, около Москворецкого рынка. Это довольно оживленная точка, особенно в выходные. Платная парковка в данном месте появилась недавно, знаки стоят только на въездах на парковку, они плохо заметны, а на самих парковочных местах никаких знаков нет, поэтому водители часто путаются и могут не сразу понять, что остановились на платной парковке. Тариф за парковку около рынка составляет 40 рублей/час.
Сейчас о том, что парковка не бесплатна, становится понятно по обилию инспекторов АМПП с планшетами, коршунами, набрасывающимися на заехавшие в карман автомобили (порой их там дежурит по несколько человек) и очередью у паркомата. А весной-летом все было еще не так однозначно.
О том, что парковка стоит денег, я уже знал, и, как и ранее, планировал оплатить ее через официальное мобильное приложение (в данном месте уже даже поставили паркомат), однако, из-за подвисшего приложения не успел уложиться в отведенные 5 минут, а оплатил парковку чуть позже, минут через 10. В тот момент я не придал этому значения, так как не ожидал, что это станет роковой ошибкой.
И вот, менее чем через неделю, мне приходит электронное заказное письмо на госуслуги с информацией о штрафе на 5000 рублей. Сказать, что я негодовал, это ничего не сказать. Более того, после того как я посмотрел постановление, я увидел два фото со своим автомобилем с интервалом всего в 6 минут! При этом списанную стоимость за час парковки мне, конечно же, никто не вернул и, конечно же, не учел сам факт того, что парковку то я оплатил.
Справка: неоплата городской парковки в Москве является административным правонарушением (АПН). По решению городских властей правом контролировать и наказывать водителей наделили ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» (АМПП). По КоАП привлечь к ответственности за административное правонарушение можно 2 способами — в обычном и особом порядке. В первом случае контролирующий орган составляет протокол, а решение уже выносит суд по результатам судебного разбирательства, выслушав обе стороны дела, при этом бремя доказательства вины лежит на контролирующем органе.
В случае же особого порядка контролирующий орган имеет полномочия сразу выписывать постановление, и уже привлекаемому лицу придется доказывать свою невинность, если он с этим постановлением не согласен, так как он считается автоматически виновным. И у него есть лишь 10 дней на оспаривание с момента получения постановления. Многим знакомы штрафы за превышение скорости, это как раз тот самый распространённый случай.
По КоАП особый порядок привлечения к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения возможен лишь при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами (СТС). При этом законодательском установлен ряд требований к этим средствам, в первую очередь автоматический (без участия оператора) режим работы, а также тот факт, что СТС является средством измерения утвержденного типа с функцией фотовидеофиксации. Это должно подкрепляться наличием СТС в специальном госреестре средств измерений.
Также я обратил внимание на то, каким образом были получены фотоматериалы в постановлении. На фото была маркировка «Кам: ПМ259-10», я о такой не слышал, ранее знал лишь о «Стрелке», и поэтому решил погуглить, что же это за такая необычная камера. Оказалось, что ПМ — это сокращение от «Помощник Москвы», тот самый многострадальный комплекс, которым с 2015 года пользовались рядовые жители Москвы, установив приложение на смартфон, для борьбы с нерадивыми автовладельцами, паркующимися на газонах и тротуарах. После фото в приложении уже другое уполномоченное московское ведомство, Московская автодорожная инспекция (МАДИ), выписывало постановления лишь на основании фотоматериала и координат GPS, полученных смартфоном.
Полное название данного средства — ПАК-ПМ (программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы»). Идея хорошая, а вот реализация… При этом данный способ не раз критиковался разными сторонами, как незаконный, ведь фото делает человек, а координаты могут быть с большой погрешностью, и процедуры оспаривания штрафов с этого приложения доходили аж до ВС РФ, который в итоге и признал, что данное средство не является подходящим (например, п.26 ПП ВС № 20 от 25.06.2019).
Однако власти Москвы не стоят на месте, и к 2021 году подключили к данному программному комплексу не только смартфоны жителей, но и разные городские камеры, и теперь выносят постановления по целому спектру нарушений — парковка, остановка и стоянка, возможно, уже и что-то еще. Но все эти постановление все также, как и ранее, основываются на материалах, которые не могут быть использованы для привлечения в особом порядке, так как фотоматериалы для постановлений получены с камер, которые не являются подходящими средствами измерений и сами камеры управляются человеком.
Составление жалобы
Подытоживая, фотофиксация факта парковки материалом, полученным с городских камер, не может быть основанием для выписывания постановления, максимум, АМПП могло лишь составить протокол и выйти с этим протоколом в суд. И уже бы суд решал, есть ли тут состав АПН или нет. А значит налицо нарушение процессуального порядка привлечения к административной ответственности, и само постановление незаконно, так как факт правонарушения не доказан в установленном законе порядке.
Поэтому в жалобе можно опираться на выше упомянутый п.26 ПП ВС № 20 от 25.06.2019. При этом технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений.
В случае возникновения в ходе рассмотрения жалобы (протеста) на постановление о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающим в автоматическом режиме техническим средством, сомнений в корректности работы такого технического средства, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), судья вправе истребовать документы, содержащие указанные выше сведения, с мотивировкой, что ПАК ПМ не является средством измерения утвержденного типа с функцией фотовидеофиксации — его нет в госреестре средств измерений. Приведенный в постановлении номер поверки относится к серверу точного времени, который не имеет функции фотовидеофиксации. А, следовательно, должен применяться стандартный порядок привлечения, а не особый, предусмотренный для работающих в автоматическом режиме СТС с функцией фотовидеовиксации.
Я оперативно написал жалобу в АМПП через внутренний механизм обжалования на сайте, хотя и слышал ранее, что в этом мало смысла, так в 99% обращений заявитель получает отказ, кроме уж совсем каких-то вопиющих случаев. Через несколько дней этот ожидаемый отказ получил и я. Однако, я хотел использовать все полагающиеся мне законом досудебные меры. В итоге остался один вариант — обжалование через в суд. При этом мы можем подать жалобу в суд 2 способами (они отличаются только шапкой и адресатом жалобы) — отправить напрямую в районный суд или направив ее в суд через орган, вынесший постановление (АМПП).
Подсудность определяется, исходя из адреса предполагаемого правонарушения, который есть в постановлении (в моем случае это был Чертановский районный суд). Считается, что подать жалобу через АМПП предпочтительнее, так как в этом случае вы уведомите АМПП о факте оспаривания и, по идее, это откладывает факт вступления постановления в законную силу и необходимость оплаты штрафа до решения суда, но это неточно. Забегая вперед скажу, что из-за загруженности судов, процесс оспаривания может растянутся на полгода, поэтому я рекомендую самостоятельно (это тоже важно, так как возврат будет осуществлен только плательщику) оплатить штраф в установленный срок, не дожидаясь решения суда, во избежание потенциальных проблем с ФССП, блокировками счетов и прочими плохими вещами. А уже после оспаривания вы сможете вернуть уплаченный штраф. Этим путем пошел и я.
Что происходило дальше
Процесс обжалования АПН в суде не облагается гос пошлиной, он полностью бесплатен. Вам необходимо написать жалобу, приложить копию постановления и передать этот комплект в АМПП — либо направив заказным письмом по адресу ведомства Скаковая 19, либо обратившись лично через Сервисный Центр Московского Транспорта. Подача жалобы лично предпочтительнее, так как она точно не потеряется на почте, а также ее проверит сотрудник СЦ зарегистрирует и даст вам вх. номер обращения (правда отслеживать судьбу жалобы по этому номеру можно только при очередном личном обращении в СЦ).
После подачи жалобы, через пару недель стоит начинать отслеживать ее регистрацию и движение уже на сайте районного суда, выбрав свой суд и указав свою фамилию и ожидать судебного заседания. Вы можете подписаться на уведомления по делу и не пропустить заседания, а в моем случае за неделю до заседания мне позвонила помощник судьи и также уведомила о заседании. Также вы можете попросить рассмотреть жалобу без вашего присутствия. Что касается меня, в назначенный день я явился в суд с паспортом, попал на заседание, где изложил свои доводы из жалобы и дождался решения в мою пользу. Получив копию решения на руки, вам остается подождать еще 10 дней до вступления решения в силу, так как АМПП также имеет право оспорить решение суда в вашу пользу (и даже иногда делает это, но правда неуспешно).
После вступления решения в силу, вы снова должны обратиться в АМПП (лично в СЦ или через почту) за возвратом штрафа, если его уже успели оплатить. Вам понадобиться заполнить заявления на возврат (в нем надо также указать реквизиты счета) и приложить документы: копию решения суда, ксерокопию паспорта (1 лист и прописка), платежные документы (выписка об операции и платёжное поручение — документы требуются на бланках банка с мокрыми круглыми печатями, распечатка не подойдет, поэтому в случае оплаты через Тинькофф-банк необходимо запросить доставку оригиналов этих документов через чат).
Выводы
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Как отменить штраф за неоплаченную парковку: совет юриста
В крупных городах, перегруженных автомобилями, все чаще происходят нарушения, связанные с парковкой. Набирает обороты практика по взысканию штрафов за неоплаченную парковку. Проблема в том, что порой штрафы накладываются не только за умышленное деяние, но и за ошибочное, совершенное водителем по невнимательности. Разберем один из таких споров, где обжалование штрафа за неоплаченную парковку стало предметом рассмотрения Верховного суда.
Штраф за неоплаченную парковку в Москве
В сентябре 2018 года Татьяна Скорых (фамилия изменена) припарковала свой автомобиль на одной из московских улиц, около дома. Рядом имелся знак платной парковки, однако женщина решила, что что поставила машину на придомовую территорию и ничего не заплатила.
Нарушение выявил инспектор, проверявший парковку с помощью специального комплекса «ПаркНет»: устройство передало данные о нарушении в ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства».
Согласно информации на сайте «ПаркНет», это устройство на базе планшета, которое может работать как в ручном режиме, так и автоматически (то есть, без участия патрульного инспектора, который нужен только для того, чтобы выбрать ракурс съемки).
Сотрудник отдела оформления и учета нарушений привлек Скорых к административной ответственности по п. 2 ст. 8.14 Кодекса города Москва об административных правонарушениях («Неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке») и оштрафовал её на 2500 руб.
Штраф за парковку был вынесен в особом порядке, без составления протокола об административном правонарушении.
Женщина против штрафа за неоплаченную парковку
Скорых со штрафом не согласилась и обратилась за защитой своих прав в суд.
В обосновании своей позиции Скорых указала, что:
Позиция суда: «ПаркНет» не ошибается
Останкинский районный суд Москвы посчитал, что согласно правилам пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденным постановлением правительства Москвы № 289-ПП, к территории городской парковки относится весь участок улично-дорожной сети. Соответственно, неважно, с какой стороны стояла машина, пока она была в зоне действия платной парковки.
Также суд составил логическую цепочку, проанализировав принцип работы комплекса «ПаркНет»:
Райсуд, как и Мосгорсуд, согласился с позицией суда первой инстанции и подтвердил вину Скорых в неоплате парковки. Поддержал их позицию и заместитель председателя Московского городского суда.
Позиция Верховного суда: штраф за парковку отменить
Женщина оказалась настойчивой и пожаловалась в Верховный Суд, который занял следующую позицию:
В 2020 г. дело было возвращено Верховным Судом на новое рассмотрение (№ 5-АД 20-113).
Пересмотр дела: штраф за парковку отменён
Останкинский райсуд, повторно рассматривая дело, обратился к постановлению Пленума ВС № 20 от 25 июня 2019 года.
Оно гласит, что автоматический режим — это когда на устройство никак не влияет человек и оно фиксирует все нарушения, попавшие в его объектив, например, когда установлено на транспортном средстве.
Так как в материалах дела нет подтверждения того, что АПК «ПаркНет» работал без участия оператора, суд прекратил производство по делу за недоказанностью обстоятельств.
Когда отменить штраф за парковку реально
Решающее значение в аналогичных делах имеет режим работы фиксирующего комплекса (ручной или автоматический).
Пленум ВС в постановлении № 20 от 25 июня 2019 года разъяснил понятие «автоматический комплекс» и объяснил, что делать, если съемка велась с помощью телефона, видеокамеры или видеорегистратора: в данном случае действует стандартный порядок привлечения к ответственности. Автоматически «письмо счастья» прийти не может.
Сложившаяся судебная практика установила, что «ПаркНет» не является специальным техническим средством, поскольку не производит измерений, а выполняет функции средства фотосъемки.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина