Как избежать стрессовой ситуации обж
17 способов защитить себя от стресса
Министерство здравоохранения Астраханской области
ГБУЗ АО «Центр медицинской профилактики»
ПАМЯТКА
17 способов защитить себя от стресса
Профилактика стресса – это важное условие для сохранения
эмоционального здоровья. И важно следовать общим принципам
по повышению уровня сопротивляемости стрессовым ситуациям.
Это продлит вашу жизнь и повысит ее уровень в несколько раз.
Вот способы контроля над неприятными переживаниями:
1.Относитесь ко всему проще
Не стоит принимать все близко к сердцу и переживать из-за каждого пустяка. Учитесь спокойно воспринимать любые события в своей жизни. Представьте, что вы сито, или облако и все стрессы проходят через вас, не оставляя следа.
2.Учитесь позитивному мышлению
Если вас одолевают стрессы, вам поможет позитивное мышление. Его суть в том, что нужно концентрироваться на положительных мыслях и воспоминаниях.
3.Используйте способы переключения
Вас одолевают неприятные мысли? Не давайте им силу. Переключайтесь. Сместите акценты на внешний мир. Понаблюдайте за тем, что вас способно порадовать. Концентрируйтесь на том, что вы видите и слышите в данный момент.
4. Освобождайтесь от отрицательных эмоций
Подавленные эмоции усиливают стресс и могут привести к депрессии. Поэтому давайте им выход. Естественно, что делать это нужно позитивным способом. Так, чтоб не причинить вред окружающим. Например, поколотить подушки или заняться прощением.
5.Больше смейтесь
Смех – это лучшая профилактика стресса. Не пренебрегайте ей. Смотрите комедии, используйте смехотерапию, улыбайтесь прохожим.
6.Занимайтесь физическими упражнениями
Спорт помогает справляться со стрессом. Поэтому, если вы хотите сохранить эмоциональное здоровье, запишитесь в любимую спортивную секцию и получайте удовольствие от регулярных тренировок.
7.Будьте благодарны за то, что имеете
Благодарность – очень хороший способ профилактики стресса. Вместо постоянного недовольства, вы начнете получать радость от того, что имеете.
8.Расслабляйтесь
Этот способ очень полезен. Все врачи и психологи рекомендуют ежедневно в течение 10-30 минут заниматься аутогенной тренировкой для профилактики стресса.
9.Отправьтесь в путешествие
Одна моя знакомая испытывала хронический стресс, связи с беспокойством за свое здоровье и увольнением с работы. Ее любимый подарил ей путевку в Мексику. После возвращения ее не узнать. Все стрессы она оставила в другой стране. Попробуйте и вы, если конечно любите путешествовать.
Кстати, необязательно ехать в другую страну, можно заняться туризмом даже в родном городе.
10.Принимайте ванны
Отличное средство для расслабления. Особенно с применением эфирных масел.
11.Бывайте на свежем воздухе
Пребывание на свежем воздухе рекомендуется всем без исключения. Поэтому сделайте себе привычкой ежедневно в течение часа ходить по улицам родного города. А еще лучше совершать прогулки в лесу или парке.
12. Используйте самовнушение
Выберите для себя подходящую аффирмацию и проговаривайте ее вслух или про себя как можно чаще, настраиваясь на нужную волну. Например, если вы волнуетесь на работе, можно говорить следующую формулу: «Внутри и вокруг меня мир и гармония».
13.Найдите себе увлечение
Любимое хобби – замечательная профилактика стресса. Поэтому спросите себя: Что мне нравится делать?» Возможно, писать стихи, готовить кулинарные шедевры или изучать психологию. Узнали ответ. Хорошо. А теперь, не откладывая, приступайте к интересному занятию.
14.Составьте список того, что вас радует
Уделите несколько минут тому, чтоб написать свои самые любимые способы времяпрепровождения, которые вас могут порадовать. Эти занятия – ваше спасение от стресса.
14.Мечтайте и фантазируйте
В позитивной психологии есть такая техника, которая называется «Визуализация». Ее суть в том, что вы мечтаете о том, чего хотите, делайте это с удовольствием и в настоящем времени. И затем получаете то, что рисовали в своем воображении.
16.Ведите дневник
Дневник помогает разобраться в себе, проанализировать свою жизнь и найти выход из сложных ситуаций. А так же ведение записей оказывает функцию психотерапевта, вы пишите о том, что вас тревожит, и вам становится легче.
17.Обратитесь к психологу
Если у вас нервные силы на исходе и вас ничего не радует, обратитесь к психологу. Сейчас достаточно профессионалов в этой сфере, которые вам могут помочь справиться со стрессом.
17 способов избежать стресса
При длительном воздействии стресс запускает каскад физиологических реакций, которые негативно сказываются на состоянии здоровья. Увеличиваются частота сердечных сокращений, скорость дыхания, повышается температура тела. Все это может приводить к проблемам с сердцем и сосудами, обострению хронических заболеваний, снижению иммунитета.
Умение справляться с обычными жизненными стрессами поможет сохранить силы, положительный настрой для продуктивной работы и общения с любимыми людьми. Ниже рекомендации, которые помогут избавиться от стресса.
1. Узнайте свой уровень кортизола — гормона стресса
Повышенные концентрации кортизола приводят к набору лишних килограммов, развитию сахарного диабета, ухудшению зрения, а также к снижению уровня тестостерона, способности к усвоению кальция и синтеза коллагена, что увеличивает риск остеопороза и переломов.
2. Высыпайтесь
Взрослому человеку необходимо не менее 8 часов сна. Ложитесь вовремя, так как в ночные часы вырабатывается ряд жизненно важных гормонов: гормон роста (соматотропин), половые гормоны, гормоны, контролирующие чувство голода и аппетита (грелин/лептин).
3. Не курите
Или, по возможности, сократите количество выкуриваемых сигарет. Никотин провоцирует увеличение уровня кортизола в крови.
4. Не употребляйте алкоголь – это не способ расслабления, а дополнительная нагрузка для организма
Спиртосодержащие напитки приводят к потере витаминов и антиоксидантов, из-за чего усиливаются окислительные реакции. Это сказывается на состоянии кожи — она становится менее упругой, неровной. В результате лицо выглядит одутловатым, а вы на несколько лет старше.
5. Не принимайте бесконтрольно витамины
Действительно, во время стресса часть витаминов и минералов быстро расходуются. Однако принимать витамины и минералы рекомендуется только после выполнения анализов. Чтобы узнать, каких макро и микроэлементов не хватает, выполните комплексное обследование в СИТИЛАБ: витаминный и минеральный комплекс «Источник здоровья».
6. Запишитесь на арома-массаж
Или проведите сеанс ароматерапии дома. Выбирайте эфирные масла лаванды, ромашки, базилика, кедра, шалфея, иссопа — они обладают успокаивающим действием на нервную систему. О том, какие масла помогут снять стресс и взбодриться, а также о том, как правильно ими пользоваться, читайте в статье.
7. Пейте достаточное количество воды
По крайней мере, по одному стакану перед завтраком, обедом и ужином.
8. Попробуйте флоатинг
Это процедура релаксации в специальном бассейне с соленой водой, создающей эффект невесомости. Сеанс помогает снять мышечное напряжение, боли в спине, суставах, разгрузить нервную систему.
9. Делайте лимфодренажный массаж
Для этого можно использовать щетку для тела, выполненную, например, из кактуса или натуральной щетины. Сухой массаж тела улучшает кровообращение, отток лимфы, в которой накапливаются продукты обмена.
10. Медитируйте
Доказано, что медитация обладает выраженным терапевтическим эффектом — нормализует давление, улучшает сон, повышает работоспособность и увеличивает стрессоустойчивость.
11. Практикуйте дыхательные упражнения
Дыхание — ключ к здоровью. Чаще всего при стрессе наблюдается поверхностное дыхание, его задержка. Чувствуете, что напряжение растет — сделайте 10 медленных глубоких вдохов и выдохов.
12. Занимайтесь спортом или фитнесом
Необязательно тренироваться каждый день до изнеможения. Достаточно 35-45 минут 2-3 раза в неделю. Если вы новичок, выполните исследование «Спорт базовый» в СИТИЛАБ. Анализ поможет проверить организм на готовность к спортивным нагрузкам.
13. Заведите питомца
Существуют исследования, в которых доказан положительный эффект от общения с домашними животными, особенно с кошками и собаками.
14. Общайтесь
Снять напряжение, особенно после тяжелого трудового дня, поможет разговор с любимым другом. Смейтесь, сплетничайте, стройте планы для совместных встреч!
15. Меняйте обстановку
Не проводите выходные на диване, отправляйтесь на выставку, концерт или лекцию. Новые впечатления — отличная профилактика стресса.
16. Танцуйте
Танцевальные движения способствуют выработке гормонов счастья — эндорфинов. Эффект от урока, как от шоколадки, только без лишних калорий!
17. Проведите чек-ап
Если вы не знаете, как справиться со стрессом, все валится из рук, работать нет сил — возможно, стоит выполнить чек-ап всего организма. Врачи СИТИЛАБ разработали специальный профиль, который поможет выяснить причину плохого самочувствия: «Ежегодное обследование» (25 показателей).
Презентация по ОБЖ «Стресс»
Выбранный для просмотра документ Источники стресса у школьников. Кл. руководителям.docx
Источники стресса у подростков
Одним из источников стресса является школьная жизнь подростков. Учебные требования, разочарование от низких отметок, конфликты с одноклассниками, нехватка времени – на всё это может тратиться огромное количество энергии подростка.
Проблемы, связанные с друзьями, могут также оказывать негативное влияние на психику подростка. Дружба – наиболее ценимое подростками качество. Они остро сопереживают чувствам других людей и отчаянно стремятся помочь.
Изменения, происходящие с собственным телом, тоже беспокоят подростков. Они могут казаться себе слишком высокими, малорослыми, толстыми, неуклюжими, угловатыми. Подобные переживания заставляют подростков чувствовать себя изгоями, непринятыми, что, безусловно, провоцирует возникновение стресса.
Раздельное жительство или развод родителей – это также повод для стресса. Подростки начинают винить себя, что именно они являются
причиной ссоры или развода родителей.
Смерть близкого человека – брата, сестры, родителя, другого родственника – несомненно, может спровоцировать эмоциональный срыв у подростков. Они находятся в самом начале своего жизненного пути и абсолютно не готовы переживать потерю важного для них человека.
Подростки очень чувствительны и к другим серьёзным семейным проблемам, например, хроническому заболеванию одного из членов семьи или финансовому неблагополучию. Независимо от того, как родители пытаются уберечь своих детей от этого, семейные проблемы всё равно могут заставить подростков переживать до такой степени, что они начнут игнорировать всё остальное, включая школу и друзей.
Новое общество и новая школа – это тоже повод для стресса. Подростки начинают чувствовать себя менее уверенными, менее востребованными, им кажется, что их статус в коллективе изменился в худшую сторону.
Большое количество дел и необходимость соответствовать слишком высоким ожиданиям могут стать источником стресса у подростка. Кроме того, подростку сложно грамотно распоряжаться своим временем, планировать свою деятельность.
Причина для стресса – неумение или нежелание прибегнуть к чьей-то помощи в критической, сложной ситуации. Подростки попросту игнорируют существующие возможности, и от этого стресс угнетает подростка ещё сильнее.
Стресс и способы его преодоления
Ускорение ритма современной жизни привело к существенному повышению физической, психической, эмоциональной нагрузки на человека, обусловленной бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками. Довольно часто человеку приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, т.е. испытывать так называемый СТРЕСС. Такие состояния нередко сопровождаются не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов в организме человека. По данным ВОЗ, до 40% населения Земли нуждается в помощи медицинских специалистов.
ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС, КАКОВЫ ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ
ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Термин «стресс» (в переводе с английского stress) означает «давление, нажим, напряжение».
Согласно Большого толкового словаря русского языка, «Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)».
Стрессы можно подразделить на:
Источники стресса могут быть:
Внутренние – пересмотр жизненных ценностей и убеждений, изменение личной самооценки и т.п.
Причины и факторы, вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), разнообразны и многочисленны:
Любого рода перемены, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но при всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс, в сущности, одинаковая – в организме запускаются, выработанные много веков назад, биохимические процессы, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией. Со временем действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.
Защитная реакция организма при продолжающимся или повторяющимся действии стрессора проходит через три определенных стадии.
СИМПТОМЫ СТРЕССА И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ НЕГО
Симптомы могут постепенно нарастать или возникать внезапно, в течение нескольких минут. Появляются приступы тревоги, беспокойства, паники, которые обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Тревожное состояние, как правило, развивается постепенно. К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушение памяти, повышенная утомляемость и т.д.
Стрессы являются главными факторами риска возникновения и обострения многих заболеваний: сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижения иммунитета.
К негативным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные стрессовые воздействия. Поэтому длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к заболеваниям.
Лечение стресса медикаментозными средствами показано только по назначению врача. С учетом состояния пациента врач может назначить седативные препараты (лекарственные средства, уменьшающие нервное напряжение и волнение, а также снижающие чувство страха) или транквилизаторы (лекарственные средства, способствующие снятию эмоционального напряжения).
СПОСОБЫ И ПРИНЦИПЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
Каждому из нас присущ свой уровень стресса, который определяется наследственными и другими факторами и свой уровень отношения и реагирования на стресс.
Разные люди отвечают на стресс по-разному: одни начинают поглощать немыслимое количество пищи, другие совсем теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, в то время как другие испытывают сонливость даже днем.
К базовым принципам преодоления стресса следует отнести:
К числу других способов снятия стресса и поддержания психического здоровья можно отнести следующее:
Помните! Полностью исключить из жизни стрессовые ситуации невозможно, но можно жить и работать так, чтобы свести их число к минимуму, минимизировать их последствия и тем самым сохранить здоровье на долгие годы.
Стресс и его проявления. Способы борьбы со стрессом
1. Знакомство с понятием “стресс его проявлением и способами борьбы.
2. Формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности, обучение методам релаксации.
3. Формирование культуры общения, воспитание активности учеников, норм и правил поведения в различных жизненных ситуациях.
Необходимые материалы: ватман, цветные карандаши и фломастеры, релаксационная музыка, пластиковый стаканчик.
Оборудование кабинета: столы и стулья выставлены полукругом; в центре большой куб, или журнальный стол, на котором лист ватмана краски, карандаши, фломастеры и фигурки стилизованных человечков.
Внеклассное мероприятие (классный час) начинается с известного упражнения “Стаканчик”, которое способно вызвать эмоциональную реакцию практически у всех учеников. В создаваемой ситуации важно суметь разговорить учеников, и дать высказаться практически каждому ребенку.
Ведущий ставит на ладонь пластиковый стаканчик и говорит ученикам следующее “Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших потаенных чувств, желаний и мыслей (выдерживается пауза). В него вы можете мысленно поместить то, что для вас действительно важно и ценно (выдерживается пауза) то, что вы любите и чем дорожите больше всего на свете”.
На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик.
Слова ведущего: “Что вы почувствовали? Как изменилось ваше состояние?” Затем проводится работа с эмоциональными реакциями, возникшими у ребят.
Когда и почему возникают такие же чувства?
Исчезают ли потом? Куда?
Далее к обсуждению проблемы подключаются учащиеся с небольшими сообщениями по теме.
Ведущий. Ускоряющийся ритм нашей жизни все увеличивает нагрузку на нашу нервную систему. И она все чаще начинает проявлять себя в раздражительности, вспыльчивости, нервозности. Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент? Хотя бы примерный ответ на этот вопрос, быть может, даст этот тест. (Приложение № 2)
Обсуждение сообщения по вопросам:
Какие признаки стресса вы отмечаете у себя?
Какие из них оказывают на вас большее влияние?
“Заедаете” ли вы неприятные ситуации?
Испытываете ли вы информационные перегрузки?
Ведущий: Знакомит с терминами “стресс”, “эустресс”, “дистресс”. Приводит учеников к мысли, что в жизни стрессовых ситуаций избежать невозможно, поэтому необходимо знать и уметь применять разные способы выхода из стрессовых ситуаций.
Вся наша жизнь – это периодические стрессовые напряжения и разрядки. Стрессовых ситуаций много, и все они разнообразны. Впервые поднял вопрос о стрессе канадский физиолог Ганс Селье. Стресс – это не то, что с нами случается, а то, как мы это воспринимаем. Стресс может быть не опасным и полезным. А в некоторых случаях стресс даже защищает нас.
Представьте себе, что вы переходите улицу и вдруг. Из-за поворота вылетает огромный самосвал. Вы дернулись и замерли как вкопанный. И прекрасно. Самосвал пролетел мимо вас. А если бы у вас не возникло стресса? Вы вполне могли бы оказаться под колесами этого страшного чудовища. Благодарите стресс, он спас вам жизнь и здоровье.
Небольшой уровень стресса делает нас собранным на экзамене, позволяет спортсмену на соревнованиях выступить лучше, чем на тренировках. В такие моменты ощущаешь подъем, внутреннюю мобилизацию, многое получается лучше, чем обычно. Такое состояние называют эустресс. Другое дело, когда напряжение становиться слишком большим. Оно затрудняет эффективное выполнение деятельности. Возникает или заторможенность, или чрезмерная суетливость. На пользу делу и здоровью это не идет. Такой чрезмерный разрушительный, дезорганизующий, демобилизующий стресс называют дистресс. Именно он опасен. Сильнейшим стрессом является неуспех, неудача, позор, обида. Все это очень неприятно. К сожалению, мы нередко склонны переоценивать отрицательные результаты наших действий, сгущать краски, преувеличивать свои неудачи. Отсюда слишком сильные, слишком резкие слова – “крах”, “трагедия”, “провал”, “кошмар”, “ужас”.
Каждый человек имеет свой “порог чувствительности к стрессу” – тот индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора усиливается и становиться выше порога чувствительности, у человека повышается внутренняя напряженность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного её разрушения. Следовательно, жить и работать вообще без стресса невозможно, да и вредно: психофизиологическая и интеллектуальная системы человека дряхлеют без необходимости предпринимать определенные усилия. Может наступить депрессия, безразличие, ощущение скуки и тоски. Однако, перешагнув индивидуальный порог, по силе воздействия стресс становится губительным. Имеет значение и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10-15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает” его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать всегда размеренно и спокойно, тем в большей степени вас будет разрушать стресс.
“Вопреки расхожему мнению, мы не должны – да и не в состоянии – избегать стресса. – писал Г.Селье. – Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни”.
Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу, то есть знать, до какого уровня силы человек может испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже ее повышая, и какие по силе воздействия факторы губительны, выводят из нормального состояния настолько, что человек не может сосредоточиться, не может ничего делать.
Рассмотрим динамику протекания стрессового состояния. Приложение № 4
Выделяются 3 основные стадии развития стрессового состояния у человека:
собственно стресс (ВС)
снижение внутренней напряженности (СД)
АД – показывает уровень фоновой активности человека, находящегося в спокойном бодрствующем состоянии.
По своей продолжительности 1 стадия строго индивидуальна. Один человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, меняется на “противоположный знак”. На первой стадии исчезает психологический контакт в общении. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (типа “ты сам такой”). Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.
Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля. “Стихия” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Вторая стадия, как и первая, по своей продолжительности строго индивидуальна – от нескольких минут и часов – до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.
На третьей стадии человек останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины, и дает себе слово, что этот “кошмар” больше никогда не повторится. Увы, через некоторое время стресс повторяется.
Ведущий предлагает определить, какая позиция, на взгляд учеников, окажется продуктивной для выхода из стрессовой ситуации:
• “пуганая ворона куста боится”;
• “пришла беда – отворяй ворота”;
• “глаза боятся, а руки делают”.
Ведущий. Проанализируйте вашу жизненную позицию, является ли она продуктивной.
Далее зачитывается отрывок из рассказа китайского писателя Сюй Дишаня о сне своей героини предлагается найти объяснение происшедшему.
“Я стояла в стороне и смотрела, как она разбрасывает жемчуг. И вот что интересно: жемчужины, падая на цветы и листья, превращались в разноцветные росинки”.
После обсуждения зачитывается объяснение автора: “Я не удержалась и спросила девушку, почему это так получается. Она ответила: “Вещь все та же, она не изменилась. Но сначала ты считала, что это жемчуг, так как думала, что в моей корзине не может быть росы. Потом ты решила, что это росинки, так как подумала, что на цветах и листьях жемчужинки удержаться не могут. То, как мы воспринимаем вещь, зависит не от самой вещи, а от того, кто и когда соприкасается с ней”.
Рассмотренный пример ярко показывает, что в оценке события сплавлено множество взаимодействующих составляющих: сиюминутное состояние, предварительные знания о событии, степень совпадения события с ожиданием и т.д.
Ведущий: Можно ли научиться владеть собой?
Существует много способов, помогающих справляться со стрессовыми ситуациями, вопрос в том насколько действенными они окажутся на самом деле.
Сообщение учащегося. (Приложение № 4)
Затем проводиться обсуждение проблемы затронутой в сообщении.
Действительно ли шопинг помогает в стрессовых ситуациях?
Так ли стрессоопасны компьютеры и сотовые телефоны?
Какие вам известны способы борьбы со стрессами? (Учащиеся предлагают свои варианты)
Гимнастика для хорошего настроения (по Е.Тарасову)
1. Утром перед зеркалом наморщите лоб, чтобы кожа собралась в “гармошку”, а затем расслабьте мышцы. Повторяйте 10–15 раз до появления приятного ощущения легкого утомления в мышцах лба. Постарайтесь подольше удерживать в памяти ощущение приятной расслабленности мышц.
2. Закройте глаза. Сначала как можно сильнее сожмите веки, а затем, не открывая глаз, ослабьте напряжение и как бы растягивайте кожу на скулах в стороны. Чтобы проверить, насколько эффективны ваши усилия, положите на виски пальцы. Выполняя это упражнение несколько раз в день, вы отвыкнете щуриться и хмурить брови, что обычно делают при эмоциональном напряжении. Глаза при этом упражнении отдыхают.
Ведущий. Есть такая притча. Пришел к мудрецу мужчина, глава семейства, с жалобой: дома жить невозможно, потому что очень тесно и все друг другу мешают. Мудрец посоветовал завести дома козла. Человек удивился совету мудреца, но послушался. Через некоторое время он опять пришел за советом и со слезами стал жаловаться, что жить стало еще труднее. И так было мало места, да еще козел мешает. Мудрец посоветовал продать козла. На другой день человек пришел к мудрецу счастливым. Как после продажи животного в доме стало просторно.
Достаточно часто источником стресса является наше собственное воображение или предубеждение, а не реальные события или отношения. Будьте мудрыми, не торопитесь с оценкой.
В заключение мероприятия ведущий предлагает поработать с карандашами и фломастерами и выразить свое настроение в цвете.
Ведущий. Мы с вами живем в разноцветном мире и знаем, что каждый цвет несет в себе какое-то состояние, настроение. Попробуйте почувствовать и запомнить свои цвета и раскрасить своих человечков в такой цветовой гамме, которую на данный момент чувствуете в себе.
(Учащиеся берут заготовки стилизованных человечков и выражают свои ощущения в цвете, раскрашивая фигурки.) Во время работы звучит релаксационная музыка.
Ведущий комментирует результаты работы в соответствии значения цветов по М. Люшеру. (Приложение № 5, 6)
Далее обмен впечатлениями от мероприятия.
Ученикам предлагается закончить следующие предложения:
Во время мероприятия я понял (а), что…
Самым полезным для меня было…
На месте ведущего я…
Подведение итогов работы.
Ведущий просит высказаться всех участников мероприятия.
2. М.Люшер. Значение восьми цветов.
3. Г.Селье. Стресс жизни.