Как избирается представитель трудового коллектива
Как избирается представитель трудового коллектива
ТК РФ Статья 29. Представители работников
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 29 ТК РФ
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Кто является представителями работников в социальном партнерстве?
Представителями работников в социальном партнерстве являются лица, имеющие право выступать от имени трудового коллектива в силу предоставленных им на это полномочий. Рассмотрим, кто может быть таким представителем и на каком основании.
Соцпартнерство — сотрудничество работников и работодателей
Социальное партнерство в трудовой сфере — это основанное на добровольном равноправном сотрудничестве взаимодействие коллектива (или коллективов) работников и их работодателя (или группы работодателей).
На низшем (локальном) уровне оно соответствует взаимоотношениям одного коллектива и одного работодателя. На более высоких уровнях (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) стороны представлены группами трудовых коллективов и группами работодателей, и очень высокой для них оказывается возможность привлечения к сотрудничеству 3-й стороны — государственного органа.
О том, как государственные органы участвуют в работе 3-сторонней комиссии, читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
Каким бы ни был уровень взаимодействия, стороны участвуют в нем не в полном своем составе, а формируют для этой цели рабочий орган (комиссию), состоящий из равного количества представителей каждой из сторон. Порядки выдвижения (назначения) представителей от трудового коллектива и от работодателя принципиально различаются. Общим для них является наличие обязанности иметь документально подтвержденные полномочия.
Как стать представителем работников?
Коллектив (или коллективы) работников может быть представлен в одном из следующих вариантов:
В случае представления интересов работников профсоюзной организацией в работе комиссии, как правило, участвует руководитель этого профсоюза. При ведении коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора профсоюз обязан быть представителем всего коллектива работников, даже если не все из них являются его членами, в следующих случаях (ст. 37 ТК РФ):
Когда необходимо представить группу трудовых коллективов, в число лиц, представляющих их от имени профсоюзов, включают пропорциональное число делегатов от каждой из профсоюзных организаций либо делегируют представительские полномочия самой многочисленной из этих организаций. Представители, избранные от нескольких коллективов, до начала функционирования основного рабочего органа социального партнерства обсуждают вопросы, намеченные к рассмотрению в процессе его работы, формируют общую позицию по ним и во время работы комиссии действуют как единый орган.
На уровнях социального партнерства выше локального (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) интересы работников, как правило, представляют профсоюзные объединения соответствующего уровня.
Избрание непрофсоюзного выборного органа происходит на общем собрании членов трудового коллектива (или коллективов) в ситуациях, когда:
Гарантии для представителей работников
За работодателем законодательно закреплена обязанность создавать условия, обеспечивающие для представителей работников в социальном партнерстве возможность их полноценной работы (ст. 32 ТК РФ).
Профсоюзный орган должен быть бесплатно обеспечен (ст. 377 ТК РФ):
Для работников, уполномоченных представлять трудовой коллектив, предусмотрены следующие права (ст. 39 ТК РФ), допускающие возможность:
Об установленных законодательством видах дисциплинарной ответственности и о тех нарушениях, за которые возможно увольнение, подробнее читайте в статье «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».
Ответственность представителей
Законодательство (гл. 9 ТК РФ) устанавливает для обеих сторон ответственность за неисполнение своих обязанностей, связанных с представительством в социальном партнерстве в виде штрафа:
Конкретные размеры штрафов за данные нарушения определены в ст. 5.28–5.31 КоАП РФ и относятся только к работодателю.
Итоги
Коллектив работников участвует в социальном партнерстве через своего представителя, который может быть либо выдвинут профсоюзным органом, либо избран на общем собрании членов трудового коллектива. Представители имеют право на ряд гарантий, связанных с порученными им функциями, и несут ответственность за их неисполнение.
Статья 31 ТК РФ. Иные представители работников
В статье 31 ТК говорится о возможности применения сотрудниками иных представителей для защиты их интересов в отношениях с нанимателем. Перечислены случаи, когда это возможно, а также указано на то, что эти иные представители не могут препятствовать деятельности профорганизаций.
Основные нюансы ст. 31 ТК
В начальном разделе статьи перечисляются ситуации, когда сотрудники могут воспользоваться помощью иных представителей (а не профсоюзных организаций) для отстаивания своих трудовых интересов перед нанимателем. Этих ситуаций три:
В этих случаях сотрудники, для того чтобы их интересы были представлены на локальном уровне по вопросам социального партнёрства, имеют право выбрать специальных представителей. Для их выбора организуется общее собрание персонала, на котором применяется метод тайного голосования. Иные представители избираются из числа самих сотрудников.
В заключительной части статьи 31 ТК указывается, что иные представители не могут препятствовать функционированию первичных профорганизаций, т.е. они должны действовать параллельно.
Итак, рассмотренная статья прописывает возможность сотрудников применять для переговоров с нанимателем по нюансам социального партнёрства не только традиционные профорганизации, но и институт иных представителей.
Вопросы практического использования ст. 31 ТК
Как сотрудники, выбранные иными представителями, соотносятся с традиционными профорганизациями?
ТК не запрещает иным представителям быть членами профорганизаций. Более того, посвящённый функционированию профсоюзов №10-ФЗ от 12.01.96 г. указывает, что члены профсоюзов могут выдвигать свои кандидатуры в иные представительные органы работников. Единственное требование для них – трудиться вместе с другими сотрудниками. Но на практике иные представители не всегда являются членами профсоюзов.
В чём отличие иных представителей от традиционных профсоюзов?
Иные представители действуют: 1. на локальном уровне конкретного нанимателя и 2. только по вопросам социального партнёрства. У профорганизаций возможности и спектр ответственности намного шире. Они могут действовать в масштабах отрасли, на федеральном уровне, по всем параметрам защиты прав персонала. Также нужно отметить, что институт «иных представителей» не получил широкого распространения: у крупных работодателей действуют профсоюзы, а на мелких предприятиях сами сотрудники не всегда готовы к выборам несистемных представителей.
Каким критериям должны соответствовать иные представители?
В ТК говорится, что они должны принадлежать к числу сотрудников, работающих у конкретного нанимателя. Т.е. человек со стороны не подходит для этой позиции. Кроме этого, они обязаны избираться в соответствии с определёнными правилами, изложенными в ст. 31 ТК. Так, должно быть проведено общее собрание, организовано тайное голосование и т.д. Другие аспекты юридического профиля иных представителей (или их представительных органов) в ТК не рассматриваются.
Какое законодательство регулирует взаимодействие традиционных профорганизаций с иными представителями?
По этому вопросу можно ориентироваться на принятую в 1971 году Конвенцию МОТ № 135 (была ратифицирована СССР, а в РФ она вступила в силу с 2011 года). Конкретно взаимодействие традиционных профсоюзов с иными выбранными представителями персонала рассмотрено в статье 5 этого документа. В ней говорится, что:
Статья 31 ТК повторяет мысль о недопустимости использования выбранных сотрудниками представителей для препятствования деятельности традиционных профорганизаций. Это же положение подчёркивает и принятый в 1996 году № 10-ФЗ, посвящённый деятельности профсоюзов.
Как избирается представитель трудового коллектива
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 8 февраля 1988 г. N 68а/14-18а
г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ ИЗБРАНИЯ
СОВЕТОВ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ, ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КОНКУРСОВ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ
СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ)
реля 1988 г. N 274/13-45).
В соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 8 февраля 1988 г. N 174 Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов П О С Т А Н О В Л Я Ю Т:
1. Утвердить разработанные на основе Закона СССР о государственном предприятии (объединении) Рекомендации о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей и конкурсов на замещение должностей специалистов государственных предприятий (объединений) согласно приложению.
2. Руководителям предприятий (объединений) и профсоюзным комитетам оказывать действенную помощь советам трудовых коллективов в реализации их полномочий по широкому кругу производственных, социальных и кадровых вопросов. Не допускать дублирования и подмены деятельности советов трудовых коллективов при осуществлении ими функций, предусмотренных Законом СССР о государственном предприятии (объединении).
3. Поручить НИИ труда Госкомтруда СССР, отделу правового регулирования труда и социального развития Комитета, отделу организационной работы и юридическому отделу ВЦСПС, центральным комитетам профсоюзов обобщать опыт проведения выборов и конкурсов на предприятиях (объединениях) и вносить предложения об изменениях и дополнениях в настоящие рекомендации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Государственного
комитета СССР по труду и социаль-
ным вопросам и Секретариата ВЦСПС
от 8 февраля 1988 г. N 68а/14-18а
РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ИЗБРАНИЯ СОВЕТОВ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ,
ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КОНКУРСОВ НА
ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ)
Расширение прав и самостоятельности предприятий в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении), перевод их на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, развитие демократических начал в управлении открывают новые возможности и перспективы в ускорении производственно-технического и социально-экономического развития предприятий, укреплении их кадрового потенциала, позволяют трудовому коллективу и каждому работнику на деле проявить себя подлинным хозяином на производстве.
Создание советов трудовых коллективов, введение выборности руководителей предприятий и их подразделений, расширение практики замещения должностей специалистов на конкурсной основе укрепляют и органически соединяют принципы самоуправления и единоначалия, повышают авторитет руководителей и специалистов и усиливают коллективную заинтересованность и ответственность всех работающих на предприятиях, в объединениях и организациях за достижение высоких конечных результатов.
Основой деятельности совета трудового коллектива и выборности руководителей является Закон СССР о государственном предприятии (объединении), а также другие законодательные акты Союза ССР и союзных республик.
Подготовка и проведение выборов советов трудовых коллективов и руководителей, конкурсов на замещение должностей специалистов на предприятиях и в объединениях осуществляются под руководством первичной партийной организации. При этом партийная организация проводит кадровую политику КПСС, обеспечивает органическое сочетание интересов государства, трудового коллектива и каждого трудящегося, ведет эту работу на основе широкой демократии и гласности.
Рекомендации разработаны для коллективов предприятий, их администрации, партийных и профсоюзных органов с целью оказания им методической помощи в организации проведения выборов советов трудовых коллективов, руководителей предприятий (объединений) и конкурсов на замещение вакантных должностей специалистов.
ИЗБРАНИЕ СОВЕТОВ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
1. Полномочия трудового коллектива в период между собраниями (конференциями) осуществляет совет трудового коллектива предприятия (структурной единицы объединения).
2. Совет трудового коллектива избирается общим собранием (конференцией) коллектива предприятия (структурной единицы объединения) тайным или открытым голосованием на срок 2-3 года.
Оповещение о сроках проведения собрания по выборам совета рекомендуется проводить не позднее чем за 15 дней до выборов.
3. Избрание членов совета трудового коллектива приводится из числа кандидатов, выдвинутых непосредственно на собрании (конференции) трудового коллектива, партийной, профсоюзной и другими общественными организациями, коллективами структурных подразделений, администрацией предприятия, а также членами трудового коллектива. Партийные, профсоюзные, другие общественные организации, администрация могут предложить собранию единый список кандидатов.
Избранным считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство членов трудового коллектива, присутствующих на собрании (большинство делегатов конференции). Численность совета определяется общим собранием (конференцией) трудового коллектива. Она должна быть такой, чтобы обеспечивать своевременное и качественное решение задач, возлагаемых на совет трудового коллектива, но не более 30 человек.
В совет избираются рабочие, бригадиры, мастера, специалисты, представители администрации, партийной, профсоюзной, комсомольской и других общественных организаций. Представителей администрации не должно быть более четверти общего количества членов совета трудового коллектива. Рекомендуется на собрании обсуждать каждую кандидатуру отдельно.
Если в результате выборов число избранных (лиц, получивших большинство голосов) окажется больше количества, определенного собранием, оно вправе либо пересмотреть свое решение о количественном составе, либо оставить в совете тех кандидатов, за которых подано больше голосов участников собрания (конференции).
При очередных выборах состав совета, как правило, обновляется не менее чем на треть.
5. Председатель, заместители председателя и секретарь совета избираются из состава совета на его организационном заседании простым большинством голосов.
Рекомендуется председателем совета трудового коллектива избирать передовых рабочих, бригадиров, специалистов, руководителей участков, цехов, отделов, других аналогичных подразделений. Не рекомендуется избирать председателями советов трудовых коллективов руководителей предприятий (объединений, организаций)и общественных организаций.
Все члены совета, включая председателя, его заместителей, секретаря совета, не являются освобожденными работниками и исполняют свои обязанности на общественных началах.
6. Если член совета не оправдывает оказанного ему доверия, он может быть выведен из его состава на собрании (конференции) трудового коллектива.
ВЫБОРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
(В ОБЪЕДИНЕНИЯХ)
7. Принцип выборности применяется в отношении руководителей предприятий (объединений), структурных единиц объединений, производств, цехов, отделений, участков, ферм, звеньев и других подразделений, а также мастеров и бригадиров. Заместители руководителя, руководители юридической и бухгалтерской служб и службы контроля качества предприятий назначаются на должность и освобождаются руководителем предприятия с последующим утверждением вышестоящим органом.
Совет трудового коллектива предприятия с учетом особенностей производства определяет конкретные данные проведения выборов по тем или иным должностям, подлежащим замещению на выборной основе.
8. Молодые специалисты, направленные на предприятие (в объединение) после окончания высших и средних специальных учебных заведений, назначаются на должности, замещаемые на основе выборов, руководителем предприятия по согласованию с советом соответствующего коллектива без проведения выборов.
9. Руководители вновь строящихся или создаваемых предприятий (объединений) назначаются на должность вышестоящим органом. Сроки проведения выборов этих руководителей устанавливаются решением совета трудового коллектива, согласованным с вышестоящим органом.
10. Выдвигать кандидатов на должности, замещаемые на основе выборов, могут, с согласия самих кандидатов, партийные и общественные организации, совет трудового коллектива, администрация предприятия, коллективы подразделений и вышестоящие организации. Свою кандидатуру вправе также предложить любой трудящийся.
11. В целях выявления наиболее достойных кандидатов на должности руководителей их выборы осуществляются, как правило, на конкурсной основе из числа претендентов.
По решению соответствующих коллективов выборы мастеров и бригадиров, руководителей участков, ферм, звеньев, а также руководителей других аналогичных подразделений могут проводиться и не на конкурсной основе.
12. Объявления о выборах руководителей предприятий и их подразделений, структурных единиц объединений, а также мастеров и бригадиров, информацию о сроках подачи заявлений, требованиях к профессионально-квалификационным и другим качествам кандидатов рекомендуется помещать в отраслевой, республиканской, местной, заводской, стенной печати и других средствах информации не позднее чем за месяц до установленного срока выборов.
Выдвижение кандидатов и прием заявлений об участии в выборах прекращаются, как правило, за две недели до их начала.
13. Для организации проведения выборов совместным решением совета трудового коллектива и администрации на предприятии может создаваться конкурсная комиссия.
В ее состав, как правило, включаются представители совета трудового коллектива, администрации, партийной, профсоюзной и других общественных организаций, а также передовые рабочие, научные работники, ведущие специалисты своего и других предприятий, организаций и вышестоящих органов управления. Конкурсная комиссия знакомится с кандидатами на замещение должностей руководителей, изучает их деловые, политические, профессиональные, моральные и другие качества.
Организационно-техническая работа по подготовке выборов осуществляется по поручению совета трудового коллектива кадровой службой предприятия.
14. Кандидатам на замещение должностей руководителей предоставляется возможность в установленном порядке ознакомиться с предприятием, получить интересующую их информацию, посетить соответствующие подразделения предприятия.
Конкурсная комиссия может предложить претендентам, если это целесообразно, разработать предложения по решению наиболее актуальных производственно-экономических, социальных и управленческих задач, стоящих перед предприятием или его подразделением.
Конкурсная комиссия на основании изучения материалов и бесед с кандидатами может рекомендовать отдельным из них снять свою кандидатуру с голосования.
15. На основе проведенных собеседований и встреч, изучения предложений претендентов, а также анализа представленных документов, с учетом мнения партийных, советских и профсоюзных органов, совета трудового коллектива конкурсная комиссия подготавливает заключения о кандидатах на замещение должностей и доводит их до сведения собрания (конференции) трудового коллектива. При этом комиссия воздерживается от рекомендаций коллективу избирать того или иного кандидата.
16. Список кандидатов для участия в выборах и основные сведения о них доводятся до коллектива, как правило, не позднее чем за неделю до выборов. По инициативе коллектива соответствующего подразделения с кандидатами могут проводиться встречи.
Каждый кандидат на выборную должность вправе отказаться от участия в выборах на любом этапе их проведения.
17. Собрание (конференция) по выборам руководителей рассматривает материалы конкурсной комиссии и решает вопрос о включении соответствующих кандидатов в список для голосования.
Кандидатам, включенным в список для голосования, должна быть предоставлена возможность выступить перед коллективом, изложить программу своей деятельности. В обсуждении может принять участие любой член трудового коллектива.
18. Правомочность собрания (конференции) при выборах руководителей устанавливается такая же, как и при избрании совета трудового коллектива. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов при условии, если за него проголосовало более половины участников собрания (конференции).
Если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов, то проводится повторное голосование. К нему допускаются, как правило, два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Если при повторном голосовании ни один кандидат не получил более половины голосов, то назначаются новые выборы.
19. Руководители предприятий, структурных единиц объединений избираются общим собранием (конференцией) трудового коллектива тайным или открытым голосованием (по усмотрению собрания или конференции) сроком на 5 лет и утверждаются вышестоящим органом.
Избранный трудовым коллективом руководитель головной структурной единицы (головного предприятия) утверждается вышестоящим органом в должности руководителя объединения.
В случаях, когда управление объединением осуществляется обособленным аппаратом, руководитель объединения избирается на конференции представителей трудовых коллективов его структурных единиц и предприятий.
Руководители подразделений предприятий, а также мастера и бригадиры избираются соответствующими коллективами тайным или открытым голосованием (по усмотрению коллектива) на срок до 5 лет и утверждаются руководителем предприятия.
20. Решение собрания (конференции) трудового коллектива об избрании кандидата на должность руководителя предприятия (объединения), структурной единицы объединения является основанием для утверждения вышестоящим органом управления этого кандидата в должности.
Если вышестоящий орган не утверждает в должности кандидата, избранного трудовым коллективом, то он должен объяснить трудовому коллективу причины отказа в утверждении результатов выборов. В этом случае проводятся новые выборы.
21. Решение собрания коллектива об избрании кандидата на должность руководителя подразделения предприятия (структурной единицы объединения) является основанием для администрации этого предприятия (структурной единицы объединения) издать приказ об утверждении этого кандидата в соответствующей должности.
Если администрация предприятия не утверждает на должность кандидата, избранного соответствующим коллективом, то она обязана объяснить этому коллективу причину отказа в утверждении результатов выборов, и по решению совета коллектива проводятся новые выборы.
22. В тех случаях, когда руководители предприятий (объединений), структурных единиц объединений не справляются со своими обязанностями, либо по другим причинам, досрочное их освобождение от должности осуществляется в установленном порядке вышестоящим органом на основании решения общего собрания (конференции) трудового коллектива. При этом инициатором досрочного освобождения руководителя от должности может выступать трудовой коллектив, совет трудового коллектива, партийные, советские, профсоюзные, вышестоящие хозяйственные органы. В этом случае указанные органы обосновывают свое предложение перед общим собранием (конференцией) трудового коллектива или его советом.
Досрочное освобождение от должности руководителя объединения с обособленным аппаратом управления осуществляется по решению конференции представителей трудовых коллективов его структурных единиц (предприятий).
Если руководители подразделений, а также мастера и бригадиры не справляются со своими обязанностями, руководитель предприятия может досрочно освободить их в установленном порядке от занимаемой должности на основании решения коллектива соответствующего подразделения.
23. Руководители предприятий, структурных единиц объединений, подразделений, а также мастера и бригадиры, освобожденные от должности по истечении срока полномочий, могут быть избраны вновь или направлены на другую работу в порядке, установленном законодательством в отношении лиц, освобожденных от выборной должности.
24. Заявления о нарушениях порядка проведения выборов руководителя предприятия (объединения) и руководителя структурной единицы объединения могут быть поданы для совместного рассмотрения в вышестоящие хозяйственные и профсоюзные органы, а о нарушениях порядка проведения выборов руководителей подразделений предприятия (структурной единицы объединения), мастеров и бригадиров рассматриваются советом трудового коллектива совместно с администрацией и профсоюзным комитетом предприятия (структурной единицы объединения).
25. На основе Закона СССР о государственном предприятии (объединении), а также с учетом настоящих рекомендаций и специфики производства на предприятии разрабатывается положение о порядке избрания советов трудовых коллективов и проведения выборов руководителей, которое утверждается на собрании (конференции) трудового коллектива.
ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ И
РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ
26. С целью повышения объективности отбора высококвалифицированных специалистов на должности, где особое значение имеют профессиональные качества работников, рекомендуется применять конкурсную систему подбора и замещения вакантных должностей.
На основе проведения конкурсов могут замещаться должности главных специалистов, специалистов, а также руководителей, не предусмотренных к избранию. Руководитель предприятия совместно с советом трудового коллектива принимает решение о том, какие вакантные должности замещаются по конкурсу.
Настоящий порядок проведения конкурсов не затрагивает порядка и условий проведения конкурсов на замещение должностей, установленных отдельными решениями Правительства СССР.
27. Для проведения конкурса решением руководителя предприятия (структурной единицы объединения) создаются конкурсные комиссии. В отдельных случаях по решению руководителя предприятия конкурсная комиссия может проводить конкурс на замещение нескольких вакантных должностей. В состав комиссий включаются представители советов коллективов, администрации, партийных, профсоюзных и других общественных организаций, высококвалифицированные специалисты соответствующего профиля.
28. Объявления о проведении конкурсов, сроках подачи заявлений, требованиях к профессионально-квалификационным и другим качествам кандидатов рекомендуется публиковать в отраслевой и местной печати, ход конкурса и его итоги широко освещать средствами массовой информации предприятия.
29. Выдвигать кандидатов на должности, замещаемые на конкурсной основе, могут, с согласия самих кандидатов, партийные и общественные организации, совет трудового коллектива и коллективы подразделений, а также администрация предприятия. Свою кандидатуру для участия в конкурсе вправе предложить любой трудящийся, отвечающий по своим профессионально-квалифицированным и другим качествам требованиям, предъявляемым к той или иной должности.
30. На основании собеседований, а также представленных документов комиссия производит оценку кандидатов на замещение должности с точки зрения наличия у них необходимого опыта работы, уровня образования, соответствия их специальности и квалификации предъявляемые требованиям по данной должности, а также с учетом мнения трудового коллектива о кандидатах. Кандидатам, которые отвечают этим условиям, комиссия вправе предложить разработать рефераты по проблемам, связанным с их будущей работой, в целях выявления их компетентности как специалистов.
31. На основе собеседований с кандидатами, оценки подготовленных ими рефератов, используя другие методы изучения деловых качеств претендентов, конкурсная комиссия принимает решение о рекомендации того или иного лица на замещение вакантной должности, по которой был объявлен конкурс.
Конкурсная комиссия принимает решение путем открытого или тайного голосования большинством голосов. При равенстве голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель конкурсной комиссии.
32. Назначение по результатам конкурсов производится руководителем предприятия (структурной единицы объединения) с учетом решения конкурсной комиссии.
Проведение выборов советов трудовых коллективов и руководителей, замещение должностей специалистами на конкурсной основе должны обеспечивать привлечение к управлению производством работников, пользующихся доверием трудящихся, обладающих профессиональной компетентностью, высокими морально-политическими качествами, глубокой заинтересованностью в хозяйском использовании социалистической собственности, способных обеспечить сочетание интересов общества, коллектива и каждого работника.