Как изготовить трафарет для шелкографии
Как устроена шелкография: простое руководство по трафаретной печати для новичков
Шелкография – метод нанесения рисунков или текста на любые поверхности с помощью трафарета. Чаще всего с помощью этой техники украшают одежду. Но и металлические, пластмассовые и прочие объекты тоже подойдут. Шелкографию не трудно освоить. Вам не нужны специальные навыки и дорогостоящее оборудование. Только доступные каждому материалы, внимательность и пара минут на прочтение этой статьи.
Рамка
Первое, что вам понадобится – это трафаретная рамка.
Самые дешевые рамки для шелкографии делают из дерева. Их часто продают в канцелярских или художественных магазинах в виде заготовок. Алюминиевые аналоги слегка дороже, но они не боятся химикатов, дольше служат и не деформируются.
Если планируете пробовать трафареты разного размера, то выберите рамку побольше – для универсальности (от 30×45 см и больше). Вдобавок, она не должна быть слишком тяжелой, чтобы после завершения работы руки не ныли от усталости.
Сетка
К слову, готовая рамка с сеткой может продаваться в специализированных магазинах (для художников, для хобби и т.д.). Правда, цены на них зачастую завышают, и в таких случаях выгоднее сделать сито самостоятельно.
Остальные ингредиенты
Разумеется, понадобится краска. Рассмотрим популярные разновидности:
Далее понадобится фотоэмульсия, которая подходит к конкретной краске. Она поставляется вместе с сенсибилизатором – добавкой, которая повышает светочувствительность.
Наконец, понадобятся еще несколько инструментов. Молоток и гвозди (либо степлер) – для того чтобы скрепить сетку и рамку. А также ракель – скребок, который помогает пропустить краску через отверстия в сетке и удаляет ее остатки.
Трафарет
Для первого раза подберите что-нибудь простое, вроде элементарной геометрической фигуры. Так вам будет проще работать с незнакомой технологией и материалами на первых порах. Ведь чтобы отпечатать большое количество деталей, нужны опыт и сноровка. Учтите, что в домашних условиях за раз получится сделать рисунок только с одним цветом. Если вам нужен разноцветный принт – наносите разные цвета слой за слоем после того, как высох предыдущий.
Приступаем к работе
Сначала проверьте, хватит ли размера сетки для рамки. Натягивайте ее плотно, чтобы не осталось неровностей и рисунок не исказился. Но не переусердствуйте, чтобы не порвать. Затем используйте степлер или старый добрый молоток. Интервал между скобками (либо гвоздями) – от 2.5 до 5 см. В конце обрежьте излишки сетки.
Далее – работа с эмульсией. Откройте ее в темной комнате, при свете красной лампы (как при проявке фотопленки). Разбавьте сенсибилизатор водой, затем добавьте его в эмульсию. Равномерно нанесите полученную смесь на сетку, не оставляя «чистых» мест, иначе качество рисунка пострадает. Затем эмульсия будет высыхать в течение получаса.
Важно: лучше покрывать эмульсией плоскую сторону сита.
Засвечиваем рамку
Пока сито сушится, найдите лампу (на этот раз – не красную). В инструкции к эмульсии должны быть прописаны рекомендуемая мощность, расстояние до источника света (обычно – от 30 до 60 сантиметров) и время сушки. Положите рамку на черную поверхность (например, на кусок ткани) и оставьте сушиться под прямым светом лампы. Не трогайте ее в течение всего процесса.
Завершающий этап
Если вы сделали все правильно, то в эмульсии прорежутся очертания будущего принта. Промойте сетку сильным напором воды. Особенно сосредоточьтесь на рисунке. Вода удалит все лишнее, и сквозь эмульсию проступит изображение. Когда вы сможете увидеть его отчетливо, выключите воду.
Подождите, пока рамка высохнет. Затем положите ее на поверхность, на которой собираетесь напечатать рисунок. Если речь идет об одежде, то положите внутрь пищевую пленку или кусок картона, чтобы не испортить обратную сторону краской.
Наконец, можно наносить красящее вещество. Поместить поверх рисунка полоску из краски, а затем равномерно размажьте ее по всей площади. Если хотите светлое изображение – давите слабее, и наоборот.
Готово! Чтобы воспользоваться трафаретом еще раз, очистите тыльную сторону и заново выдавите краску. Не забывайте промыть и высушить рамку с сеткой. Если краска засохнет, придется сооружать новое сито.
Заголовок страницы
Наша компания производит оборудование и трафареты для шелкографии уже более 17 лет
Керамические Краски для декорирования закаливаемого и моллированного стекла.
Без Свинцовые и Свинцовые
Краски для декорирования стекла, керамические, тепловой (ИК) подсушки, используются для производства:
Архитектурного стекла (стеклянные фасады зданий, межкомнатные перегородки, ) Стекла для бытовых приборов (полки холодильников, стеклопанели газовых и электроплит, …),
Автостекла (лобовые, боковые и задние стекла, люк).
Краска подходит для моллированного стекла 1.8-3мм., для закалённого стекла от 3.2 до 20мм.
Все краски выполнены на флюсе, не содержащим в своем составе тяжелых металлов, фирмы ESMALTES (Spain). С использованием пигментов фирмы InCo (Италия). Краски имеют 12 основных цветов. И 5 дополнительных цветов (в диапазоне Желтый – Красный) кадмий содержащие. Изготовление красок по таблицам RAL. Подбор цвета по образцу.
Краски поставляются в виде пасты, затертой на трехвалковой краскотерке. Они приготовлены на водосмываемом связующим для шелкотрафаретной печати и валковой окраски.
Темперарутура для Маллирования 540-580С
Для получения качественного окраса стекла, рекомендуем придерживаться следующего технологического цикла:
1. Стекло должно быть сухим и чистым. Кромка по периметру стекла должна быть обработана. Температура в помещении должна быть не ниже + 10о С.
2. Краска полностью готова к работе. Для получения наилучших результатов, рекомендуем ее перемешать тихоходной мешалкой в течении 1..2 мин. (при этом вязкость уменьшается).
3. По необходимости краска разводится Разбавителем Медленным, Быстрым или их смесью.
4. Стекло окрашивается шелкотрафаретной печатью. Сетка от №30 до №100. Чем мельче используется сетка, тем красочный слой получается менее насыщенным и прозрачным.
5. Инструмент, технологическое оборудование или неудачно окрашенное стекло от краски (влажной или сухой) отмывается водой.
6. Обязательная температурная подсушка красочного слоя. Необходимо следить, чтобы в воздухе не было пыли (Пыль, оседая на красочный слой, портит его). При разведении краски Быстрым разбавителем, допускается обжиг стекла без подсушки, при условии выдержки окрашенного стекла в теплом помещении от 1 часа.
7. Перевозить краску можно при температуре не выше +30С (возможно расслоение и выпадение осадка на дно тары). Хранить краску следует в прохладном помещении. Можно при минусовых температурах.
Краски имеют Гигиенический сертификат СЭС.
Все вопросы по телефону или по Электронной почте.
Как сделать трафарет для шелкографии
Советы
Видео
Видео
Трафарет без экспонирования и эмульсии
Еще один способ изготовления трафаретов для шелкографии — с применением термопресса. Его разработали американцы. Будет нужен лазерный принтер. Начинайте с распечатки нужного изображения на обычной ксероксной или офсетной бумаге. Печатайте в черно-белом цвете.
Теперь кладите распечатку лицевой стороной на подготовленную трансферную бумагу и отправляйте в термопресс. Потребуется 20 сек. при температуре 110 ०С — изображение с распечатки перенесется на трансферную бумагу.
Ее надо разместить на рамке лицевой стороной вниз и снова положить в термопресс. Этот этап длится полминуты. Рабочая температура — 180 ०С. Трафарет готов.
Так выглядит термопресс
Как подготовить фотоизображение или изображение с полутонами:
Открываем изображение в Adobe Photoshop:
Меняем цветовую модель на Grayscale (Image — Mode — Grayscale) Затем аналогично меняем цветовую модель на Bitmap, поскольку для цветных изображений эта операция не активна (Image — Mode — Bitmap) В диалоговом окне указываем разрешение для будущего изображения (300 или 150 dpi) и выбираем Halftone Screen В настройках указываем частоту, угол и форму для “пикселизации” — здесь можно “поиграться” с цифрами чтобы добиться желаемого эффекта Результат
В процессе “пикселизации” стоит избегать слишком мелких деталей и точек, так как они могут не пропечататься. Оптимальные размеры мелких деталей должны быть “заметны” на глаз.
Подготовленное цифровое изображение можно распечатать самостоятельно на любом, даже домашнем, принтере на специализированной прозрачной пленке (например, такой).
Если такой возможности нет, мы распечатаем изображения у нас в студии. Для этого нужно прислать нам заранее файл в формате JPEG, PDF или TIFF.
Финальная распечатанная пленка или подготовленный файл должен быть размером А4 (ширина 210 мм, высота 297 мм, разрешение 300 dpi).
Косвенный способ изготовления печатных форм
Изображение с диапозитива копируется на специальный материал, с копии удаляют незадубленные печатающие элементы, а затем переносят на подготовленную сетку, натянутую на раму. Перенесенную копию высушивают, а временную подложку удаляют. Копировальные материалы для изготовления трафаретных форм косвенным способом имеют бумажную или пленочную основу. Материал может быть очувствленным или неочувствленным. Копировальные слои могут различаться по толщине, светочувствительности, сроку службы и способности прилипать к сетке трафаретной формы. Способность копировального слоя, задубленного на пробельных элементах, прилипать к сетке является решающим фактором для обеспечения тиражестойкости печатной формы.
Очувствление копировального материала обычно проводят раствором бихромата аммония. Оно может быть выполнено как мокрым, так и сухим способом. При мокром способе очувствление проводят в водном или спиртовом растворе бихромата аммония в течение 1-3 минут, а затем экспонируют диапозитив без высушивания копировального материала. При сухом способе очувствления на копировальный материал наливают водно-спиртовой раствор бихромата аммония, выдерживают 2-3 минуты, а затем высушивают при температуре не выше 30 o C. Диапозитив экспонируют на высушенный копировальный материал.
При любом способе очувствления копировального материала более высокая концентрация раствора бихромата аммония или более продолжительное время очувствления обеспечивают более короткую экспозицию. Водные растворы бихромата аммония дают меньшую светочувствительность, чем спиртовые. Температура очувствляющего раствора оказывает значительное влияние на светочувствительность, очувствление обычно проводят при температуре 18-20 o C.
Светочувствительность копировального материала при изготовлении трафаретных печатных форм косвенным способом напрямую зависит от климатических условий в печатном цехе. Оптимальные условия: температура 18-22 o C при относительной влажности 60-65%. Слишком низкая влажность в рабочем помещении делает копировальный материал хрупким.
При незначительном улучшении качества печати косвенный способ изготовления печатных форм является более сложным в процессе изготовления и более дорогим, при этом тиражестойкость печатных форм значительно меньше, чем при прямом способе.
Трафарет
Для первого раза подберите что-нибудь простое, вроде элементарной геометрической фигуры. Так вам будет проще работать с незнакомой технологией и материалами на первых порах. Ведь чтобы отпечатать большое количество деталей, нужны опыт и сноровка. Учтите, что в домашних условиях за раз получится сделать рисунок только с одним цветом. Если вам нужен разноцветный принт – наносите разные цвета слой за слоем после того, как высох предыдущий.
Завершающий этап
Если вы сделали все правильно, то в эмульсии прорежутся очертания будущего принта. Промойте сетку сильным напором воды. Особенно сосредоточьтесь на рисунке. Вода удалит все лишнее, и сквозь эмульсию проступит изображение. Когда вы сможете увидеть его отчетливо, выключите воду.
Подождите, пока рамка высохнет. Затем положите ее на поверхность, на которой собираетесь напечатать рисунок. Если речь идет об одежде, то положите внутрь пищевую пленку или кусок картона, чтобы не испортить обратную сторону краской.
Наконец, можно наносить красящее вещество. Поместить поверх рисунка полоску из краски, а затем равномерно размажьте ее по всей площади. Если хотите светлое изображение – давите слабее, и наоборот.
Готово! Чтобы воспользоваться трафаретом еще раз, очистите тыльную сторону и заново выдавите краску. Не забывайте промыть и высушить рамку с сеткой. Если краска засохнет, придется сооружать новое сито.
Печать методом шелкографии
В сегодняшней статье речь пойдёт о печати методом шелкографии, или как её ещё называют, трафаретная печать. Сразу оговорюсь, что данный метод в отличие от термотрансферной и сублимационной печати, подходит только для оптовых продаж.
Итак, печать методом шелкографии – это нанесение изображения с помощью трафарета, через который чернила поступают на текстиль. Печать методом шелкографии подходит для печати по текстилю (футболки, майки, банеры), бумаге (визитки и афиши), пластику, стеклу, дереву, металлу, и т.д. Краски (чернила) для печати методом шелкографии используются разные, например водные, сольвентные, ультрафиолетового отверждения, пластизолевые. Помните лотерею, в которой нужно стирать защитный код? Ну, или карты оплаты, в которых так же нужно стирать защитный код? Так вот этот защитный слой нанесём методом шелкографии.
Вот такой станок используется в печати методом шелкографии.
Каждая печать начинается с макета. Изображение должно быть отличного качества, или в векторе. Первая цель, которая показана на изображении ниже, цветоделение. Изображение нужно разделить по цветам, так как каждый цвет придётся наносить по очереди. Я приведу пример деления в CMYK.
Так же в печати методом шелкографии изображение разделяется на несколько цветов, количество зависит от нужного изображения.
Далее на специальной пластиковой плёнке, изготавливается макет для каждого цвета. На этих плёнках печатается чёрным цветом изображение, отвечающее за определённый макет, с подписью цвета (например, синий). И на этой плёнке будет отпечатано то изображение, которое будет залито синей краской. После печати разными красками всех макетов, получится цветная картинка. Если изображение будет наноситься на цветную футболку, то делается дополнительная плёнка с общим контуром изображения. Этот макет первым заливается белыми красками, как фон. Помимо подписи цвета, на каждой плёнке печатаются метки для точного совмещения.
Из чего делаются трафареты для печати методом шелкографии? После того как плёнки готовы, нужно сделать трафареты. Другое название трафаретам – печатные формы. Эти трафареты так же изготавливаются для каждого цвета. Трафареты изготавливаются на специальных рамах, на которые натянута мелкая сетка, напоминающее сито. Через неё краска будет наноситься на футболку. Размер ячейки сетки бывает разным, так как красок великое множество и у каждой свои свойства. Для печати методом шелкографии подбирают необходимую сетку, в зависимости от выбранной краски и цвета.
Создание печатных форм для шелкографии. Теперь давайте разберемся, как из рамы получается трафарет? На сетку наносится светочувствительная эмульсия тонким слоем. Свойство этой эмульсии таковы, что при попадании на неё яркого света, она затвердевает. Вот тут нам как раз и понадобятся плёнки с чёрными изображениями. Рама с сеткой и нанесённой светочувствительной эмульсией, соединяется с плёнкой. При облучении ярким светом, свет не попадает на участки закрытые черным изображением, в этих местах эмульсия не затвердевает, и в последствии легко смоется водой. Так и получится трафарет для печати методом шелкографии.
Экспонирование печатных форм. После того как мы нанесли эмульсию и прикрепили плёнку, наш будущий трафарет необходимо подвергнуть экспонированию (облучению ярким светом). Это происходит на специальном столе для экспонирования. В нём встроена очень яркая лампа, которая закрывается дверцей, для защиты глаз. Облучается трафарет не долго, буквально пару минут. Есть и более дорогие модели, в которых лампа ещё мощней, это ускоряет экспонирование и печать методом шелкографии.
Смывка водой лишней эмульсии. После срабатывания датчика на экспонирующей камере, который сигнализирует об окончании излучения, нужно смыть лишнюю эмульсию. Помните, мы прикрепляли плёнку с черным изображением? Так вот в этих местах эмульсия не затвердела и теперь мы легко сможем смыть её струей воды. Точно так же изготавливаются и трафареты для других цветов. После выполнения заказа (отпечатки партии футболок), трафареты смывают с сеток, положив в специальный раствор, где затвердевшая эмульсия «откисает». Хранить трафареты, смысла нет, потому что рамы достаточно дорогие. Проще повторно изготовить точно такие же трафареты, и при заказе печати методом шелкографии обычно оговаривается цена создания самого трафарета.
Установка трафаретов на печатном станке. Итак, наши трафареты готовы к печати, теперь их нужно разместить на карусельном станке. В начале статьи вы могли наблюдать данный станок, он и правда, чем то похож на карусель. На вращающейся платформе в центре прикреплены столики, а на неподвижной части крепления для трафаретов. На столики надеваются или кладутся футболки, в крепления вставляются трафареты и начинается печать методом шелкографии. Кстати если вы планируете печатать только лишь одним цветом, то вам не нужен этот карусельный станок. Вам достаточно прикладывать готовый трафарет на футболку.
Печать методом шелкографии, непосредственный процесс. Заключается он вот в чём, на столики с футболками опускается трафарет, с соответствующей краской, которая размазывается и продавливается с помощью ракеля. Затем прокручиваем станок, и столик с футболкой оказывается под другим трафаретом, где будет нанесён уже следующий цвет.
Промежуточная сушка при печати методом шелкографии. После каждого отпечатанного трафарета, футболка на столике заезжает в специальную печку, чтобы высушить только что отпечатанную краску. После посещения всех трафаретов футболка получит необходимый цвет.
Итоговая сушка при печати методом шелкографии. После нанесения всех цветов, футболки снимаются со столиков, и отправляются на финальную сушку в специальную сушилку. После этой просушки футболка готова к носке.
На этом всё, осталось лишь упаковать готовую продукцию. Удачи в бизнесе и побольше вам оптовых заказов.
Шелкография
Введение в шелкографию
Шелкографией печатают шкалы приборов, пестрые рисунки и надписи на майках или спортивных сумках, разноцветные значки, сложный повторяющийся рисунок на фарфоровой посуде. Шелкографией оформляют различные сувениры. Шелкографии доступно нанесение толстого красочного слоя, позволяющего перекрывать любой цветной или черный фон, а также заполнять шероховатую и крупную текстуру изделия.
Изготовить сетчатый трафарет, для шелкографии, на практике достаточно легко, что обусловило ее широкое применение как отдельным человеком в домашних условиях, так и в промышленном производстве с применением автоматических печатных станков.
Но, пользуясь плодами шелкографии, мы иногда не замечаем ее применение. Любое современное радиоэлектронное или телевизионное устройство содержит электрические платы с медными дорожками. Чтобы получить такую плату, необходимо травление медной фольги нанесенной на основу. Рисунок будущих дорожек наносят кислотоупорной краской или лаком. Для одного экземпляра может быть достаточно кисточки или метода экспонирования, но при массовом производстве защитный слой требуемой толщины проще нанести шелкографией.
Размеры трафаретной формы ограничены только шириной выпускаемого сетчатого полотна и размером печатной рамы. Это позволяет изготовить шелкографией гигантские надписи и изображения для уличной рекламы, украсить тенты грузовиков или витрины магазинов.
При печати шелкографией вручную, нет необходимости в приобретении дорогих печатных станков, которые требуются только для больших тиражей. Ведь качество оттиска практически одинаково. Низкая себестоимость расходных материалов для изготовления трафарета и простота в эксплуатации вызывают большой интерес к шелкографии.
Сетка для шелкографии
Материал
Развитие химической технологии позволило заменить натуральные волокна на искусственные, а крученую нить на моноволокно. Из искусственных волокон наиболее часто в шелкографии применяют полиамидные и полиэфирные, реже полипропиленовые.
Отличие натуральных и синтетических волокон:
Как уже отмечалось изначально в шелкографии использовался шелк. Натуральные шелковые нити, изготовленные из скрученных тончайших паутинок, которые создает гусеница бабочки шелкопряда, имеют шероховатую поверхность, и это влияет на прохождение краски через сито. При повышении плотности переплетения влияние шероховатости шелка увеличивается. Натуральный шелк гигроскопичен и под воздействием влаги изменяет свои размеры, что влечет за собой искажения рисунка при печати.
Но самые хорошие сетки для шелкографии были получены только после появления тканей из моноволокна, которое уже не состояло из скрученных нитей. Гладкая и непроницаемая поверхность моноволокна не впитывает воду и краску, хорошо очищается от печатной краски. Моноволокно мало изменяется от изменения температуры и влажности, что позволяет сохранить от искажений размеры рисунка.
Применение ткани из моноволокна упрощает вторичное использование трафаретной сетки. Старый изолирующий слой трафарета при разрушении регенерирующими растворами легко вымывается из ячеек сита, что нельзя сказать о сетках из крученых ниток, которые пропитаны затвердевшим фотораствором, и стоит большого труда удалить его.
Номера сита
В шелкографии необходимо учитывать, что более тяжелая категория снижает четкость краев рисунка, края могут стать зазубренными.
Толщина красочного слоя
Краска, прошедшая через ячейки сита, имеет точечную структуру, и после поднятия сетки сливается в сплошной слой, что также снижает толщину красочного покрытия в 2-3 раза.
Рама в шелкографии
Раму скрепляют по углам и дополнительно укрепляют сверху металлическими уголками. Для предохранения от влажности готовую раму покрывают водостойким лаком или краской. Толщина брусков определяется породой дерева: чем мягче древесина, тем толще берется брусок. С нижней стороны рамы, где будет крепиться сетка, по всему периметру делается откос наружу, приблизительно 3-5 градусов. В шелкографии рамы изготавливают и из других материалов, например металла.
Натягивание сетки на раму шелкографии
На рамы сетку можно натягивать вручную. Простой и быстрый способ крепления натянутой сетки к деревянной раме осуществляется с помощью механического или электрического скобосшивателя.
Первые четыре скобы забивают в середины брусков рамы крест-накрест, натягивая полотно с максимальным усилием. Следующие точки крепления находятся по углам, с учетом усилий натяжения сетки по диагонали. Необходимо следить, чтобы нити основы были без перекосов и взаимно перпендикулярными. Дальше крепление ведут симметрично от средины брусков к углам рамы.
При отсутствии скобосшивателя, сетка закрепляется мелкими гвоздиками и деревянными рейками сечения 5×10 мм. Так как рейки не должны выступать над плоскостью трафарета, раму заранее изготавливают с дополнительными пазами по всему периметру. Древесина для реек подбирается мягкая, чтобы не скалывалась при частом расположении гвоздей.
Перед забиванием реек, сетку закрепляют с небольшим усилием в растягивающем устройстве. Нагрузку делают не максимальной, так как рейка, при забивании ее в пазы, дополнительно увеличивает натяжение.
Обработка сетки перед нанесением фотораствора
В первую очередь надо обратить внимание на то, как крепко прилипает к нитям резервирующий состав. Если сито выткано из натурального или искусственного шелка, то нити, скрученные из тончайших волокон, достаточно шероховатые и позволяют прочно удерживать вещество, из которого будут сделаны печатные элементы.
Рассматривая сетчатую ткань из моноволокна, при большом увеличении мы можем увидеть, что нити представляют собой стержни с гладкой поверхностью. На таких нитях плохо удерживается фотослой, и небольшие печатные элементы (точки, штрихи) легко осыпаются под давлением ракеля и от деформации трафарета в ходе шелкографии. Для преодоления этой проблемы необходимо нити сделать шероховатыми. Существует несколько способов.
Очень мелким порошком пемзы протирают кругообразными движениями всю поверхность сетки с внутренней и наружной стороны. Делают это с помощью мягкого фетрового или суконного тампона. Нити ткани становятся шероховатыми, с мельчайшими заусенцами, которые увеличивают площадь сцепления. Остатки порошка вымывают из ткани сильной струей воды, протирая при этом жесткой щеткой, чтобы удалить случайно застрявшие в ячейках частицы пемзы. Для получения порошка, пемзу толкут в ступке и просеивают.
Вместо пемзы можно использовать водостойкие шлифовальные бумаги или ткани зернистостью от № М40 до № М5. Обрабатывают сетку как в сухом, так и во влажном состоянии.
Обезжиривание
Химическое обезжиривание
После обработки щелочью форму промывают водой и дополнительно нейтрализуют 5% водным раствором уксусной кислоты.
Моющими средствами
При промывке необходимо учитывать, что соли, которые содержатся в водопроводной воде, могут тончайшей пленкой покрыть ткань и помешать прочному контакту с фотораствором, а могут и не помешать. Но промывку все же, лучше проводить в воде с наименьшим содержанием солей.
Изготовление трафарета для шелкографии
Это достаточно простой и дешевый метод, но требует некоторых навыков и практики, что необходимо в любой технологии. Светочувствительный раствор можно приготовить самостоятельно, при этом его качество можно контролировать самим.
Необходимо учитывать, что жидкие фоторастворы после высыхания уменьшаются в объеме, а нанесенные на зернистую поверхность сетчатого полотна, повторяют всю его структуру. Неровная поверхность слоя с печатной стороны не позволяет плотно прижимать диапозитив во время копирования, а трафарет к запечатываемой плоскости, что приводит к понижению четкости изображения. Чтобы уменьшить эту проблему, на внешнюю сторону наносят несколько фотослоев, которые приводят к увеличению толщины трафарета, а следовательно, к более толстому слою краски.
Еще необходимо отметить проблему пыли, частицы которой могут попасть на сетку или уже на нанесенный, но не высохший слой раствора и создать точечные элементы после проявления, что при совпадении с тонкими элементами рисунка может привести к трудноисправимому браку.
Для понижения поверхностного натяжения и уменьшения образования пузырьков в раствор добавляют 5-10% спирта. Снижают скорость перемещения корытца.
Если фотораствор на основе желатина, то возникает проблема поддержания нужной температуры (выше 30°С), при которой он остается жидким и без особого труда наносится на сетку.
Для получения качественного прямого трафарета, требуется равномерное светочувствительное покрытие на том участке сита, где предполагается копирование изображения. Применяется для этих целей ракель-лоток. Но можно попробовать и кистью.
Условия нанесения копировального раствора:
Несмотря на то, что фоторастворы в жидком состоянии малочувствительны к свету, необходимо соблюдать осторожность, избегать яркого, особенно солнечного света. Первый слой можно наносить при неярком рассеянном свете, но лучше все работы по изготовлению трафаретов на основе дихроматов проводить при оранжевом освещении.
Нанесение копировального раствора:
Рабочая рама устанавливается в неподвижное вертикальное положение. Берут лоток, который должен быть шире будущего изображения, и наливают фотораствор. Желатиновый раствор предварительно подогревают на водяной бане до температуры 50°С. Корытце прижимают к сетке со стороны, которая будет контактировать с запечатываемой поверхностью (внешняя сторона), наклоняют его до смачивания раствором и снизу вверх плавно покрывают необходимую площадь. Лоток отклоняют в исходное положение, до прекращения контакта раствора с сеткой, и отодвигают от сетки. Всю операцию повторяют еще раз. Теперь переходят на ракельную сторону рамы и наносят фотораствор так же 2-3 раза.
Раму сушат в темном месте, в горизонтальном положении, внешней стороной сетки вниз. Температуру держат в пределах 20-30 гр.С, и она не должна превышать 40°С. Высохший слой становится чувствителен к свету, и вторичное нанесение фотораствора проводят обязательно при оранжевом освещении.
После сушки, печатную сторону дополнительно покрывают фотораствором в 2-3 приема.
При повторной сушке раму размещают в темном сушильном шкафу, но уже вверх печатной (внешней) стороной сетки, и сушат при 20-30 гр.С. Фотослои, после высыхания, имеют тенденцию к самополимеризации без доступа света (т.н. темновое дубление). При повышенной температуре и высокой относительной влажности воздуха этот процесс ускоряется. Поэтому необходимо сокращать до минимума время между нанесением фотослоя и копированием, соблюдать в помещении температуру около 20 гр.С и относительную влажность 55-65%. Нельзя сушить электрорефлекторами, которые при прямом излучении инфракрасными лучами задубливают фотослой.
При печати пилообразные края рисунка или сливание близко расположенных линий и мелких деталей часто вызвано тем, что нанесен недостаточно толстый копировальный слой. Такой слой повторяет зернистую структуру сетки с печатной стороны трафарета и неплотно примыкает к запечатываемой поверхности. Краска за счет такой волнистости беспрепятственно проникает на пробельные места. Чем больше ячейки и толще нити сетчатого полотна, тем заметнее влияние тонкого слоя.
Если печатные элементы на оттиске имеют по краям увеличенное отложение краски, то это вызвано очень толстым копировальным слоем. При недостаточной вязкости краски контуры такого слоя начинают расплываться, ухудшая четкость рисунка.
Копирование:
Диапозитив монтируют на сетке с внешней стороны при помощи липкой ленты. Время засветки определяют опытным путем.
При изготовлении диапозитива нужно учитывать, что для получения четких элементов изображения, монтаж проводится эмульсионной стороной к фотослою. То есть изображение должно максимально контактировать и фотослоем при засветке. Выполнение рисунков на прозрачной пленке сокращает экспозицию, а матовая калька требует намного больше времени.
Для копирования можно использовать следующее самодельное приспособление. Изготавливается ящик, на дно которого монтируется одиночный источник света или пакет люминесцентных ламп. Сверху все закрывается органическим стеклом, которое пропускает ультрафиолетовое излучение. На стекло укладывается фотодиапозитив или прозрачная калька с нарисованным изображением.
Трафаретная рама с копировальным слоем прижималась к диапозитиву различными способами. Это могут быть мешочки с песком, которые размещаются внутри трафаретной рамы по всей сетке. Некоторые заменили песок на поваренную соль, чтобы случайно рассыпанные песчинки не порезали трафарет во время печати, а соль во время проявления водой растворяется.
Проявление:
Набухание незасвеченного слоя проводят водой при температуре 20-25°С, а затем её повышают до 40°С, чтобы растворить набухший желатин. Промывка матрицы продолжается около 5 минут.
Прежде чем проявленный трафарет будет высушен, с него желательно удалить избыток влаги с помощью фильтровальной бумаги. Трафарет сушат при комнатной температуре.
Все открытые поля сетки, которые должны быть закрыты, зкрывают копировальным раствором при помощи небольшого ракеля-корытца или кисти. При необходимости, тонкой кистью ретушируют точечные отверстия и детали рисунка. Высохшую корректуру засвечивают соответствующим источником света.
Трафарет, предназначенный для печати краской на водорастворимом связующем, требует дополнительного закрепления от набухания в воде. Химическое дубление проводят в кювете при небольшом размере сита, либо раму устанавливают в специальный поддон с углублением для сбора раствора и обливают трафарет в течении 4-5 минут. Дубление произнодится 5%-ным раствором алюмокалиевых квасцов при температуре 25-300С.
Диапозитивы
Фотораствор на основе желатина
Так как желатин производится из животного сырья, то его свойства колеблются в различных партиях товара. Поэтому при использовании желатина из новой партии желательно проводить тестирование на эластичность и на время, необходимое для перевода фотослоя в нерастворимое состояние в стандартных условиях.
Приготовление промежуточных растворов:
Готовый фотораствор обязательно выдерживается в темном месте 24 часа при комнатной температуре для стабилизации всех составляющих компонентов.
Источники света
Лампы, используемые для копирования изображения на фотослой, должны иметь самую высокую степень интенсивности в чувствительной области спектра. Чтобы произошло закрепление фотослоя на сетке, требуется высокая величина светового потока на единицу поверхности, то есть освещенность должна быть не менее 10-20 тыс. люкс. В этом случае экспозиция может длиться несколько минут, в зависимости от состава и толщины фотослоя.
Для этих целей используют следующие виды источников света:
— металлогалогенные лампы
— ксеноновые лампы
— дуговые угольные лампы
— ртутные лампы
— ртутные лампы высокого давления
— галогенно-ртутные лампы
— люминесцентные лампы дневного света
Также можно попробовать лампу накаливания мощностью 150-200Вт. И обращаем внимание, что две-три лампы по 100Вт не дадут эффекта от одной лампы 200Вт.
При выборе источника света необходимо сразу определиться, для каких копировальных слоев он будет применяться. Если трафареты будут изготавливаться только на основе дихроматов или диазосоединений, то нет надобности использовать специальные лампы УФ-излучения, хотя хромовые коллоиды имеют максимальную чувствительность в области УФ-излучения, но эксплуатация этих ламп требует особой осторожности. Это особенно важно при использовании копировальных установок, которые изготавливаются собственными силами, без контроля безопасности излучения, тем более при засветке трафаретов больших форматов, когда источник света находится не в копировальной установке, а в отдельном корпусе, чтобы отодвигаться на необходимое расстояние, и в зону излучения может попасть человек.
Глаз человека обладает максимальной чувствительность в желтом спектре, и источники света, испускающие излучение в этой области нам кажутся наиболее яркими. Например, люминесцентные лампы типа БС (белый свет) и ДС (дневной свет), которые воспринимаются человеком практически одинаково, так как в зелено-желтом излучении имеют близкие показатели, в зоне фиолетово-синей, менее заметной для человека, имеют существенное расхождение в интенсивности излучения (у ДС больше чем у БС). Так, визуально мало заметные характеристики ламп БС и ДС при использовании их в копировальной установке дают существенную разницу времени экспозиции. Правда, это важно при засветке нескольких рам подряд. Лампы с неправильно подобранным спектром излучения растягивают процедуру копирования на несколько часов.
При использовании ламп накаливания большой мощности, важно учитывать, что они имеют высокую тепловую отдачу, и это вынуждает располагать их на достаточном расстоянии от копировальной рамы, которая в таком случае находится в вертикальном положении. При необходимости оборудование снабжают вентиляцией, так как высокая температура способствует «темновому» дублению незасвеченных участков фотослоя.
Если люминесцентные лампы имеют недостаточный световой поток, то это компенсируют количеством ламп, устанавливаемых вплотную, одна к другой, и на небольшом расстоянии до засвечиваемой поверхности (для люминесцентных ламп) в связи с низким тепловым излучением. Важно учитывать что со временем интенсивность светового потока может понизится на 20-30%.
При получении тонких и часто расположенных штрихов рисунка на трафарете, применение люминесцентных ламп становится проблематичным из-за рассеянного излучения большой площади. Происходит боковая засветка штрихов. Чтобы уменьшить этот эффект, желательно применять ограничительную решетку, не позволяющую лучам света падать под углом меньше чем 60 градусов.
Надо также учитывать напряжение в электрической сети. При напряжении ниже 85-90% от номинала, люминесцентные лампы могут не загореться, а лампы накаливания снижают световой поток на 25-30%, что приведет во время копирования трафарета к недостаточной экспозиции и частичному смыву фотослоя.
Опасность УФ-излучения
Расстояние до источника света
Цвет сетки трафарета
Печать шелкографией
В некоторых случаях необходимо оставлять зазор между сеткой и плоскостью оттиска. При формате печати 30×40см зазор устанавливают в 1-3мм, а для формата 80×100см увеличивают до 3-5 мм. А контакт трафарета с поверхностью происходит при движение ракеля.
Ракель в шелкографии
Резиновую ленту берут толщиной не менее 8-10мм, устанавливают в держателе так, чтобы она не выступала более чем на 35мм. Длина ракеля выбирается немного шире размера рисунка, приблизительно на 3 см с каждой стороны, но значительно уже ширины рамы, чтобы не создавать излишнее напряжение и натяжение на краях трафарета.
Нужно обратить внимание на чувствительность ракеля к различным растворителям, особенно к тем, которые входят в состав печатной краски. При впитывании растворителя ракель неравномерно набухает и делается волнистым и непригодным для печати.
Ракель работает по принципу шпателя, соскабливая всю краску с поверхности и заодно принудительно заполняя углубления и продавливая краску через сетку трафарета. В принципе, можно печатать и гибким шпателем, результат будет одинаков.
Краски шелкографии
Вязкость. По условиям шелкографии краски должны быть достаточно текучими, чтобы под воздействием ракеля проникать через сетчатую форму, но при этом не настолько жидкими, чтобы самостоятельно вытекать через штрихи на обратную сторону трафарета.
Для получения четкого изображения, краске для шелкографии необходимо быть аномально вязкой, то есть изменять свою текучесть в зависимости от приложенной на неё нагрузки. Это предотвращает растекание толстых красочных слоев на оттиске и укорачивает красочные тяжи (нити), образующиеся при отделении сетки от оттиска. Поэтому кроме пигмента и связующего в краску вводят тиксотропные добавки. Например, аэросил, который прозрачными игольчатыми кристаллами активно формирует пространственную структуру в краске, замедляя её растекание во время покоя, но не мешает движению краски сквозь трафарет под воздействием ракеля.
Краски в зависимости от связующего можно поделить на следующие группы:
Краски на летучих растворителях закрепляются за счет испарения растворителя и требуют вентиляции рабочего места, а оттиски нуждается в длительной сушке. Такие краски огнеопасны и токсичны из-за разбавителей. Основой связующего является твердая смола, растворенная в определенном растворителе.
Краски окислительной полимеризации содержат связующие на основе высыхающих растительных масел (олифы), которые под действием кислорода воздуха, температуры, освещения и наличия катализаторов затвердевают в результате образования пространственных полимерных структур. Алкидные олифы и алкидные смолы наиболее часто используются для изготовления полиграфических красок для различных способов печати. Окислительная полимеризация обеспечивает высокое качество красочного слоя, но закрепление длится довольно долго. Повышение температуры ускоряет процесс в несколько раз. Для ускорения высыхания в связующем сочетают олифы и растворы твердых смол в органических растворителях.
Двухкомплектные краски представляют собой основной раствор и отвердитель (катализатор), поставляемые отдельно и смешиваемые в нужных пропорциях непосредственно перед использованием. Время употребления такой смеси ограничено несколькими часами. Изменяя дозировку отвердителя, можно регулировать скорость полимеризации в некотором диапазоне. Горячая сушка ускоряет процесс отвердения. Эпоксидные краски, являясь двукомпонентной композицией, нашли широкое применение, так как получаемые покрытия отличаются высокой химической и термической стойкостью, хорошей адгезией к различным материалам, высокими электроизоляционными свойствами. Жидкие эпоксидные смолы во время полимеризации не изменяются в объеме, если в них не добавлены растворители. Для понижения вязкости эпоксидной краски используют растворители: целлозольв, ароматические углеводороды, кетоны, спирты. Растворители замедляют полимеризацию, так как на испарение требуется определенное время.
Полиуретановые краски отличаются от других лакокрасочных композиций уникальной особенностью: сочетанием высокой твердости и эластичности.
Водорастворимые трафаретные краски на основе акриловых водорастворимых полимеров нашли применение за рубежом в печати авторских произведений художников, иллюстраций для книг и прочих высокохудожественных изданий. Такие работы часто выполняются в небольших студиях и мастерских художников, не имеющих отдельных помещений для размещения станка и системы вентиляции. Чаще всего в термине «водорастворимые» подразумевается, что краска может быть первоначально разведена до необходимой концентрации водой, но после испарения воды, полимер входящий в состав связующего краски, образует монолитное покрытие и вторично уже нерастворим в воде.
При использовании материала этого сайта необходимо устанавливать активные ссылки, видимые для пользователей и поисковых роботов.