Как измерить размер каретки велосипеда
Стандарты: Типы кареток для велосипеда
Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.
Алгоритм выбора каретки
Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:
1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.
Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.
Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.
ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.
Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.
Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.
Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.
2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.
Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.
Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?
Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.
Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.
3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.
Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.
Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.
4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.
5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.
Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.
Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.
Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.
Совместимость
Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.
Итоги
Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!
Видео по теме:
Каретка для велосипеда – виды и типы, рекомендации
Каретка велосипеда является достаточно простым, но скрытным элементом. Жизнь прекрасна, когда железный конь находится в исправном состоянии и позволяет накручивать километр за километром. Но когда появляется непонятное похрустывание, пощелкивание и другие неприятные звуки, приходится искать причину их появления, дабы предотвратить серьезную поломку.
Велосипедная каретка вкручивается или запрессовывается в одноименный стакан рамы велосипеда. Она оснащена подшипниками, которые приводят в движение шатуны. Это весьма критический элемент велосипедной конструкции, поскольку он расположен близко к земле, из-за чего часто подвергается воздействию воды, грязи и мелкого мусора. У кареток есть своя классификация, и сегодня мы расскажем более подробно об этом маленьком, но очень важном элементе велосипедной конструкции.
Составляющие велосипедной каретки
Традиционно она состоит из следующих компонентов:
На корпусе закреплены подшипники, вал вставляется в стакан рамы. Чашки необходимы для крепления. Шатуны, в свою очередь, затянуты на валу.
Виды кареток
Классифицировать обсуждаемый элемент можно по особенностям расположения подшипников. В зависимости от этого параметра выделяют следующие типы:
У подшипников качения для каретки есть свои стандарты. Выделяют следующие разновидности:
Как узнать, какая каретка стоит на велосипеде? Здесь нужно учитывать, что производители придерживаются определенных стандартов, поэтому сложностей с выбором нужной детали возникнуть не должно.
Размеры
Производители рам и деталей для велосипеда соблюдают определенные стандарты. Порой может возникнуть ситуация, когда вроде бы подходящая деталь не состыковывается с другим элементом. Чтобы определить ширину каретки, нужно измерить этот же параметр у кареточного узла рамы. Выделяют несколько распространенных вариантов:
Размер конструкции различается также и по длине вала. Поэтому для надежности следует измерить и этот параметр. Бывают 128 мм, 122,5 мм, 118,5 мм, 113 мм и 110 мм.
Распространенные стандарты
Ввиду того, что существует несколько вариантов крепления шатунов с валом каретки, есть несколько распространенных стандартов:
Что касается комплектации, то здесь можно выделить весьма приличное количество вариантов:
Понятно, что это далеко не полный перечень распространенных вариантов. Производители постоянно работают над совершенствованием велосипедной конструкции, предлагая все больше «стандартов» для улучшения показателей. Нельзя сказать, что обычному пользователю принципиально важны миллиметры и граммы каждой детали. Но если речь идет об участии в престижных соревнованиях, то именно этот мизер может сыграть решающую роль.
Рекомендации по выбору каретки
Здесь есть только один принцип – правильно определить размер и тип конструкции. Чтобы узнать ширину каретки, нужно измерить этот же параметр кареточного узла на раме. Выбирая новую деталь, следует отдавать предпочтение запчастям известных производителей.
И еще один момент – это подшипники. Насыпные – не самый надежный вариант. Они не самые проблемные, но требуют частого внимания к себе. Картриджные подшипники в этом плане гораздо лучше демонстрируют свои рабочие качества.
Как определить, какая каретка на велосипеде
Мастера настоятельно рекомендуют не затягивать с ремонтом кареточного механизма. О проблемах красноречиво свидетельствует стук в нижней части велосипеда, появление люфта и заклинивание непосредственно самого кареточного узла.
Чтобы понять, какая каретка нужна для замены, нужно обратить внимание на следующие параметры:
Придется разобрать кареточный механизм, чтобы сделать правильные замеры. Можно сделать это самостоятельно, но лучше обратиться в веломастерскую, где не только подскажут, какая каретка нужна, но и выполнят все работы по ремонту и обслуживанию байка.
Заключение
Каретка для велосипеда – пусть и маленький, но весьма значимый элемент. Ее исправность и безупречная функциональность – залог комфортного катания и безопасности. Выбрать и заменить каретку можно самостоятельно. Однако, учитывая многообразие распространенных стандартов, лучше обратиться к опытному мастеру.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Размеры кареток под квадрат: советы и рекомендации
Размеры кареток под квадрат
Это важная деталь велосипедного транспорта, вкручивающаяся либо впрессовывающаяся в соответствующий рамный стакан. Оснащается каретка подшипниками, обеспечивающими вращение шатуна. В велотранспорте такая точка считается довольно критической, потому что размещается низко к земной поверхности, на нее часто негативно воздействуют грязь и влага. Сегодня различают несколько разновидностей, имеющих особенности в сборке, монтаже шатунов, типе подшипников и использованных для изготовления материалов.
Разновидности кареток
Неразборная
В большинстве случаев ее устанавливают на велосипеды BMX, встречаются они и на старых модификациях, а также на великах для детей. Конструктивно все выполнено просто, всего один элемент, установка которого возможна на велики, кареточный стакан которых не оснащен резьбой. Подшипники обычные, шариковые.
Классическая
Как и в предыдущем варианте, в этой конструкции тоже нет ничего сложного. Каретка имеет ось, опорные чаши и подшипники. Основное преимущество заключается в несложном обслуживании и минимальных расходах, связанных с эксплуатацией. К сожалению, такой вариант кареток часто выходит из строя.
Картриджная
Основное отличие – закрытая конструкция, внутри которой находятся подшипники с осью. Такую каретку ввинчивают в раму, подшипники могут быть разные.
Приобретая каретку, учитывают вариант крепления шатунов, размер оси, ширину рамного стакана.
Виды и крепежные стандарты
С помощью каретки шатуны крепятся к велосипедной раме. Есть несколько стандартов, взаимозаменяемыми они не считаются, и, если ваш шатун под шлицевое соединение, на каретку с креплением в форме квадрата установить его не получится. Рассмотрим несколько вариантов, пользующихся спросом:
Крепления шатунов
С самого начала такая каретка оснащалась осью, посадочные места под шатуны на которой были выполнены в квадратной форме. Позже начали появляться соединения шлицевого типа, значительно улучшающие качество сборки оси с шатунами и добавляющие конструкции жесткость.
Диаметр стакана под каретку и его ширина
Популярностью пользуется английский стандарт, ширина каретки которого составляет 6.8 – 7.3 см, диаметр равен 1.37 дюйма. Встречаются и итальянские версии, ширина которых равна 7 см, осевой диаметр – 3.6 см, а также французские лучшие каретки под квадрат, соответствующие размеры которых равны 6.8 и 3.5 см. В двух последних вариантах нарезана правая резьба, и от этого появляется риск, что в процессе поездки опора справа может отвинтиться.
Как выбрать каретку
Приобретая интегрированную деталь, необходимо уточнить ее стандарт (изготовителя), длину стакана под каретку. Если необходима другая разновидность, появляются определенные сложности:
Инструменты для замены каретки под квадрат
Потребуется шлицевой ключ, который применяется для большинства кареток разборного типа. Иногда возникает необходимость использовать спецключи, обычный рожковый на 36 либо, на крайний случай, газовый. Обращаем внимание, что именно им чаще всего наносят повреждения рамной конструкции велосипеда.
Процесс разборки разнотиповых кареток и их регулировка различий не имеют, просто иногда используют для этого подходящие инструменты. Главная проблема заключается в том, что на правой стороне нарезана левая резьба, и при отворачивании требуется приложение немалых усилий.
Снимаем картриджную и разборную каретки
В первую очередь демонтируются шатуны. Потом каретка очищается от загрязнений, особое внимание уделяется чашечным шлицам, чтобы можно было установить съемник. Велосипед лучше всего перевернуть вверх колесами, чтобы было удобней работать.
Демонтаж начинается слева, где нет звездочек. Некоторые каретки здесь застопорены гайкой, которую откручивают специальным ключом. Резьба правая, для отворачивания придется приложить некоторое усилие. Действуем осторожно, чтобы не сорвало ключ, и гайка не получила повреждений.
Если гайки нет, работаем следующим образом. Берем кареточный ключ в соответствии с нашей конструкцией, устанавливаем в пазы, откручиваем левую чашку (правая резьба). Извлекаем ее вместе с подшипником, если работаем с разборной кареткой.
Приступаем к разборке с правой стороны, на которой стоят звездочки. Используем съемник и ключ с удлиненной ручкой. Выкручивая правую чашку, не забываем, что резьба на ней – левая. Извлекаем чашу с осью либо картридж.
Каретку демонтировали. Если модель разборная, вытаскиваем подшипники, удаляем старую смазку, промываем каждую деталь в керосине.
Как самостоятельно поставить каретку под квадрат на советский велосипед? Установку проводим в обратной последовательности, предварительно смазав кареточную резьбу и чашу-адаптер.
Популярные стандарты
Shimano Octalink – крепление шатуна выполняется шлицевым способом. Есть два вида стандарта – на восемь шлицов 5 на 2, позднее длина их увеличилась до 0.9 см.
ISIS – стандарт от компании Race Face, патента не имеет, пользуются им и другие изготовители, поэтому подобное кареточное крепление встречается в товарных линейках многих фирм. Отличительный признак – длина вала для разных шатунных типов остается неизменной.
Howitzer – стандартное шлицевое соединение, представленное фирмой Trivativ. Внешним видом напоминает предыдущий вариант, но совместимости между ними нет. Стандарт разрабатывался под втулки, имеющие внешние подшипники. Размещение подшипников не в узле каретки создает возможность для более прочного соединения. Power Spline – очередная разработка этой компании. В таком виде соединения предусмотрено двенадцать шлицов, вал отличается меньшим диаметром.
Помимо названных стандартов установки шатунов есть варианты креплений с интегрированной осью, которая может быть вставлена в один из шатунов либо сразу в оба. Этим способом соединения пользуются в производстве шоссейников, чтобы уменьшить общую массу велосипедного транспорта.
Интегрированные детали
Кроме каретки велосипеда под квадрат, существуют и такие варианты, которые устанавливают на дорогостоящем велотранспорте. В системе предусмотрена увеличенная по диаметру ось, полая внутри и соединенная с шатуном, с внешней стороны муфты располагаются подшипники. За счет того, что диаметр оси увеличился, а подшипники сместили за кареточные пределы, масса снизилась, а конструкция получила дополнительную жесткость.
Примером такой системы можно назвать прессованную каретку, в которую установлены подшипники, надежно защищенные от негативных воздействий. Помимо этого, решение дало возможность для использования подшипников с большим диаметром, общая ширина кареточного узла увеличилась, рамная конструкция стала прочнее. правда, в замене подшипников появились определенные сложности.
Заключение
Изготовители аксессуаров и запчастей для велосипедного транспорта ежегодно представляют нашему вниманию новые стандарты и технологии, проявляя заботу о комфортной и безопасной эксплуатации велосипедов. Велосипедисту-любителю по большому счету все равно, ось каретки выполнена под квадрат или ромб, либо имеет другую форму. Его в первую очередь интересуют безопасность транспортного средства, его надежность в поездке и ремонтопригодность основных деталей. Обращаем внимание, что огромное количество рамных стаканов под каретки и отличия в их размерных параметрах все равно почти к каждому варианту оставляют возможность подбора переходникового адаптера. Покупая новую рамную конструкцию, можно выбрать подходящий переходник, чтобы установить на нее старую каретку и шатунную систему.
Как измерить размер каретки велосипеда
Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)
Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 09:00 до 23:00
Каретка – это фактически сердце велосипеда, которое позволяет преобразовать энергию вращения педалей в обороты заднего колеса.
Содержание:
Узел включает несколько компонентов:
В зависимости от типа и конструкции комплект может различаться. Рассмотрим основные типы и особенности, в том числе обслуживание данного узла.
Конструкция
Для установки каретки на раме предусмотрено посадочное место с резьбой, по которой вкручивается узел. Через корпус насквозь проходит ось для крепления шатунов. Чтобы минимизировать трение при вращении она опирается на подшипники, которые запрессовываются в каретку.
Первые признаки износа компонентов:
Этапы:
Состояние подшипника легко оценить, покачав внутреннюю обойму (стальное кольцо) относительно внешней.
Наличие люфта говорит об износе шариков, в запущенном состоянии расходник просто рассыпается
Колечки из металла/пластика защищают подвижные элементы в работе, но стопроцентную герметичность обеспечить не могут. Поэтому используются сальники или дополнительные крышки на корпусе каретки, которые блокируют большую часть грязи с дороги.
Существует 3 вида рассматриваемых узлов по конструктивным особенностям:
Что касается типа используемых подшипников, то здесь выделяют несколько стандартов, в частности насыпные и промышленные. В любом случае основным элементом, снижающим трение, являются шарики.
Они катятся без взаимосвязи друг с другом по канавкам прижимающихся «конусов», шары могут объединяться в открытом сепараторе. Промышленные имеют корпус: внешнюю и внутреннюю обойму, на которой имеются полукруглые канавки для этих шариков.
Конструкция может быть открытой или оснащаться кольцом с обеих сторон, закрывающих шары
Типы:
Существует несколько типовых размеров, которые могут различаться в зависимости от типа каретки и особенностей конструкции. Маркировку можно посмотреть на обойме или защитной крышке после снятия. Насыпные шары тоже нужно подбирать в соответствии с размерами, измерить точное значение просто при помощи штангенциркуля.
Типовые размеры
Основной размер каретки – это ее длина, которая измеряется по продольной оси.
Распространенные варианты ширины корпуса:
Второй важный показатель – это длина оси, на которой будут фиксироваться шатуны.
Встречается множество типоразмеров:
Измерение ширины проводится от края резьбовой части без упорного выступа до этого выступа на противоположной стороне детали. Этой площадкой при закручивании узел надежно прижимается к посадочному месту на раме. Длина оси измеряется между крайними ее точками.
На большинстве кареток эти два показателя указываются подробно, что существенно снижает риск ошибки
Тип и размер оси является другим важным аспектом при выборе подходящей каретки. Стоит учитывать форм-фактор шатунов, которые предполагается установить. В основном различия касаются наконечников, которые обрабатываются на производстве для получения нескольких шлицов (их задача в неподвижной фиксации шатунов, которые не должны прокручиваться при педалировании).
Стандарты вала:
При выборе комплекта можно столкнуться со множеством обозначений, которые указывают на комплектацию и размерности использованных компонентов:
Метод разборки
Для демонтажа детали необходимо выполнить несколько этапов: