Как изображен микула селянинович в былине
Микула Селянинович
История персонажа
Прославленные сказочные персонажи, чьи образы кажутся знакомыми с детства, имеют многовековую историю. Воины и богатыри из преданий и легенд, которые рассказывали бабушки и дедушки, – не просто представители традиционного фольклора, а персонажи, олицетворяющие дух и традиции великого русского народа. Герои былин наделены недюжинными талантами для защиты родной земли. В веренице могучих воинов находится место и Микуле Селяниновичу.
История создания
Микула Селянинович – герой, воспетый в былине под названием «Вольга и Микула Селянинович». Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, так как легенда претерпевала изменения и передавалась из уст в уста в различных интерпретациях. Характеристика героев точно передана в версии, сложенной на севере страны после распада Киевской Руси. Неизвестно, каким образом сочинялось описание Микулы, но Вольга (Олег) Святославович – реальное историческое лицо. Князь приходился двоюродным братом царю Владимиру Мономаху и внуком Ярославу Мудрому.
Микула Селянинович и Вольга Святославович
В былине отсутствует единство места, времени и действия. Она предполагает описание вымышленных событий с участием сказочных персонажей, но этимология слова указывает на то, что некоторые эпизоды все-таки были на самом деле.
Повествование описывает встречу двух богатырей: князя и крестьянина-пахаря. Первый едет на войну, а второй, богатырь-плуг, возделывает землю. Простой крестьянин представлен в благородном облике. Это ухоженный мужчина в чистой одежде и расписном кафтане. На Микуле надеты зеленые сапоги с каблуком и пуховая шляпа. Такое одеяние не соответствовало привычной одежде пахаря, привыкшего к работе с землей и изматывающему труду. Но статный герой должен, по традициям былины, иметь красивый наряд, и это правило соблюдено.
Микула Селянинович
Специфика былины «Вольга и Микула Селянинович» заключается в художественных приемах. Она включает в себя элементы архаичного языка и многочисленные повторы. Посредством красочных эпитетов описываются детали одеяния, черты характера героев, окружающий их быт. В былине противопоставляются друг другу образы крестьянина и воина.
При этом труд простого землепашца ставится выше, ведь пахаря могли призвать на защиту родины в любой момент, а работать на земле дано не каждому. Есть также версия, что в сказании противопоставляются образы двух божеств, покровителей земледелия и охоты.
Микула Селянинович и Вольга Святославович
Мотив восхваления труда пахарей ярко описан в эпизоде, когда князь Вольга приказывает дружине взяться за сошку. Воины не могут осилить ее, а Микула Селянинович справляется с задачей на раз.
Богатырь, способный обойти дружину, – настоящий защитник земли русской и ее возделыватель. Сочинители былины по-доброму, с лаской отзываются о герое. Примечательно, что на протяжении повествования богатыря называют не иначе как оратай. И лишь в финале раскрывается имя Микулы. Герой рассказывает о своих достижениях, не бахвалясь.
Биография и сюжет
В былине о Микуле Селяниновиче главными действующими лицами стали два персонажа: он сам и князь Вольга. Первая встреча происходит, когда по завету Владимира Мономаха во владение Олега переходят три града. Князь направляется на осмотр владений. На пути дружины встречается статный богатырь, которого видно издалека, но добраться до любопытного персонажа получается только спустя три дня и три ночи. Гипербола такого рода показывает народное восхищение богатырем.
Пахарь Микула Селянинович
Микула – пахарь. Он с легкостью возделывает землю, выкорчевывая пни и камни деревянной сохой, украшенной драгоценными каменьями. Кобыла Микулы увешана шелковыми гужами, да и сам наряд богатыря не похож на простое крестьянское платье. Становится понятно, что перед читателем герой, для которого усердная пахота – это развлечение.
Микула Селянинович представлен в образе героя, почитаемого на Руси больше всех. Работе, связанной с землей, посвящались праздники, с ней сопряжены традиции и предания. Микула – народный герой, его прототипом считался Святой Николай, покровитель крестьянства.
Микула Селянинович и Святогор
Этот образ был олицетворением русского землепашца. Поэтому создатели былины не упоминают о том, как звали отца богатыря: Селянинович сочетается со словом «село», а значит, родителем был простой русский народ.
Микула – обладатель покладистого характера и доброй души, щедрый и гостеприимный человек. Без него княжеские воины не способны даже вытянуть легкую сошку, а значит, царское могущество зиждется на силе пахаря. Русь стоит на простом деревенском мужике, который кормит народ и защищает родину от напастей.
Микула Селянинович и Змей Горыныч
Богатырская сила не делает Микулу хвастуном. Герой скромен и спокоен, не лезет на рожон и просто общается с князем. Бесконфликтный персонаж – везде свой. Он угождает окружающим, умеет работать и отдыхать на славу.
Православная Русь славится смирением и прощением, но всегда способна отстоять свою честь и защитить ближнего. В эпизоде нападения разбойников, требующих грошики, понятно, что праведный Микула готов терпеть и проявлять лояльность до последнего. Выйдя из себя, он сможет вразумить соперников силой.
Интересные факты
Популярными русскими богатырями считаются Алеша Попович, который боролся с ханом Тугарином, Илья Муромец, противостоявший Соловью Разбойнику и Добрыня Никитич, чьим противником оказался Змей Горыныч. Но в народных преданиях описывались и другие герои, защищавшие родину от нашествия темных сил.
Микула Селянинович – простой пахарь, Святогор боролся с «сумой переметной», в которой заключена «вся тяжесть земная». Волх Всеславьевич – чародей, помогавший победить индийского царя. Василий Буслаев считался богатырем-гулякой, а Пересвет обрел славу после Куликовской битвы.
Волх Всеславьевич, Василий Буслаев, Александр Пересвет
Биография богатырей редко описывается подробно. Зачастую неясно, кем был герой до того, как проснулась в нем богатырская сила. Порой неизвестно даже, где тот родился. Но главные подвиги, которыми персонажи прославились, передавались в подробностях из уст в уста, считаясь национальным достоянием, и поддерживали дух русского народа, нуждавшегося в защитниках.
Богатырская сила входит в число излюбленных сюжетов изобразительного искусства. Картины Васнецова, написанные в одинаковой манере, повествовали о подвигах и путешествиях русских героев. В числе поклонников русского фольклора были живописцы Врубель и Рябушкин.
Микула Селянинович – как простой пахарь превзошёл всю княжескую дружину?
Когда речь заходит о русских богатырях, мы чаще всего вспоминаем знаменитую троицу (Илья-Добрыня-Алёша), а вот имя Микулы Селяниновича остаётся незаслуженно забытым. А ведь он был одним из главных силачей Руси, верным защитником родины, преданным сыном земли, впитавшим её силу.
Он трудолюбив и горд, решителен и отважен, а одержать победу над ним было невозможно, ведь ему покровительствовала сама Мать-Сыра Земля. О Микуле Селяниновиче сложено немало преданий, но самым известным остаётся сказание о его противостояние с князем Вольгой. Каким же был Микула Селянинович? Что олицетворял богатырь? И с каким христианским святым связывают его образ?
Образ Микулы Селяниновича
Чаще всего в былинах богатыри предстают отважными воинами, что находятся на службе у местного правителя. Однако Микула Селянинович кажется очень необычным на их фоне. Он демонстрирует нам превосходство крестьянской силы над военными принципами.
В легендах отмечалось, что “весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля”. Микула считался сыном земли, которая одарила его своей необыкновенной силой. При этом богатырь не кичился своей мощью, оставаясь простым пахарем. Образ Микулы Селяниновича – это действительно пример “человека из народа”, что жил и трудился на благо родины, защищал соотечественников, оберегал покой.
Николай Константинович Рерих «Микула Селянинович», 1910 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Воинская и крестьянская силы
Поскольку в славянской традиции было выражено возвеличивание крестьянского труда, то и Микула Селянинович стал одним из центральных образов фольклора. Самым известным преданием о нём стала былина о противостоянии богатыря и князя Вольги Всеславьевича.
Как гласит былина, однажды князь объезжал свои земли во время сбора подати. Увидев, что вдалеке кто-то вспахивает поле, он остановил коня и дружину, пожелав получше рассмотреть пахаря. Увиденное потрясло Вольгу.
Перед князем стоял высокий крепкий мужчина, который создавал борозду на целине. Он с лёгкостью выкорчёвывал деревья, создавая участок для поля. Под плугом Микулы Селяниновича не мог устоять даже могучий дуб, который с корнями вылетал из земли. Вольга Всеславьевич был ошеломлён – такой силы ему видеть не доводилось.
Mикyлa Ceлянинoвич – бoгaтыpь-aгpapий. Вcю cвoю cилy oн вклaдывaeт в зeмлeдeлиe и ceмью / alluz.ru
Конечно, князю стало интересно, что за человек перед ним. Микула Селянинович представился, немного рассказал о себе. Выяснилось, что это он проучил сборщиков налогов, что с простых людей “драли три шкуры”.
Кроме того, Микула отметил, что не так давно на дороге у его селения орудовали разбойники. Именно он и сумел остановить их бесчинства, разбросав бандитов в разные стороны.
Богатырь Вольга Всеславьевич – нeпpocтoй бoгaтыpь, oн oблaдaeт cпocoбнocтью к oбopoтничecтвy, пoнимaет язык звepeй и птиц / © Константин Васильев / nevsepic.com.ua
Вольга Всеславьевич сразу понял, что перед ним – не простой мужик, а настоящий богатырь. Он предложил Микуле вступить в его дружину. Тот согласился, однако заметил, что сначала следовало бы проверить силу воинов князя. Пахарь подготовил им испытание.
В первую очередь, следовало вынуть из земли соху, что осталась после работы Микулы. Как отметил богатырь, инструмент следовало извлечь и положить за ракитов куст, чтобы соха не мешала.
Послал князь пятерых своих сильнейших воинов. Все вместе они безуспешно пытались выдернуть соху из земли, да только усилия их не увенчались успехом. Тогда Вольга приказал помочь им ещё десяти воинам. Однако и целой группе лучших солдат князя не удалось извлечь инструмент – настолько глубоко и крепко он засел в целину. Усмехнулся Микула Селянинович, подошёл к сохе и одним движением руки поднял её над головой.
Это предание весьма необычно. Здесь идёт речь о противостоянии, однако не подразумевается вооружённый конфликт. Напротив – противоборствующими сторонами выступают военная мощь и особенная крестьянская сила, причём последняя одерживает верх.
Силу богатырскую получил Микула от самой матушки-Земли / © Stepan Gilev / artstation.com
Встреча Микулы и Святогора
Не менее интересна и былина о встрече Микулы Селяниновича с другим могучим богатырём – Святогором. Пахарь просто шёл своей дорогой, однако на его пути появился Святогор, что стал похваляться своей силой.
Тогда Микула сбросил на землю свою котомку и молвил: “Если ты так силён, подними мою сумку”. Святогор, конечно, лишь рассмеялся такому замечанию – кто же не сумеет поднять небольшую котомку?
Микула предложил Святогору поднять свою котомку / © Георгий Юдин / obraz.volxv.info
Святогор наклонился и потянул котомку за тесьму, но оказалось, что та будто приросла к земле. Тогда он спустился с коня и схватился за сумку Микулы обеими руками. Результат был прежним – котомка так и не поддалась богатырю. Чем сильнее напрягался Святогор, тем глубже уходили его ноги в землю. А вот сумка ни на миг не оторвалась от неё.
Посмотрел он удивлённо на Микулу Селяниновича. “В ней вся тяга земная, – заявил тот. – Мало на земле людей, что способны поднять эту сумку”. А потом легко поднял котомку, забросил на плечо и продолжил свой путь.
Как ни силился Святогор, а поднять котомку ему не удалось / kartinkin.com
Отец богатырш
Микула Селянинович стал не просто известным богатырём-пахарем, но и отцом знаменитых богатырш – Василисы и Настасьи. А вот о его супруге былины ничего не говорят, поэтому можно только догадываться, кто ею мог быть.
В христианских верованиях образ Микулы Селяниновича соединился с Николаем Чудотворцем. Примечательно, что этого святого считали покровителем урожаев, помощником в планировании полевых работ. Празднество, посвящённое Николаю, совпадало со старинным праздником матери-Земли.
Андрей Петрович Рябушкин «Настасья Микулишна», дочь Микулы Селяниновича,1898 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Микула Селянинович – знаменитый русский богатырь, о котором часто забывают, оставляя его образ в тени Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Но именно Микула в большей степени являлся олицетворением простого крестьянина, что своим ежедневным тяжким трудом и великой силой достоин особого уважения. Он сумел доказать, что не воинское искусство, а единство и помощь от земли – главная сила человека.
Микула Селянинович (пахарь-богатырь)
Образ Микулы Селяновича знаком большинству из нас по школьной программе седьмого класса ещё советских времён. Образ богатыря пахаря более всего почитался на Руси крестьянством. Ему были посвящены крестьянские праздники, в его честь бытовали брачины-микульщины. Он почитался в народе покровителем крестьянства и звался Святым Николаем.
Его характер – это душа русского крестьянина землепашца. Широкая, раздольная и добрая. И сам он и его поступки символизируют силу народа, без которого княжеская власть ничего не стоит. В качестве примера можно привести момент, когда по просьбе Микулы дружинники безуспешно пытаются вытянуть соху из земли. Даже вся дружина в три десятка не смогла этого сделать, Микула Селяновиц спокойно поднимает соху одной рукой и бросает его «за ракитов куст».
Здесь – наглядный пример силы русского мужика крестьянина, на котором и держалась во все времена Русь, а затем и Россия. В дальнейшем мы будем связывать самого Микулу, его поступки с образом русского крестьянина. Согласно былинам, главное для Микулы труд на земле, которая его кормит и даёт силу такую, что только он может поднять «сумочки перемётные», в которых заключена сила земли.
Основные черты его характера – доброта, скромность, бесконфликтность, простота, умение отдохнуть и с мужиками пообщаться, трудолюбие. Для народа он есть живое олицетворение всех вышеперечисленных качеств. Вся его жизнь связана с трудом на земле. Земля – основа жизни, для него всё связано с ней. Именно поэтому Микула Селянович и стал обобщённым символом русского крестьянства со всеми присущими ему чертами характера и души.Очень примечателен и поучителен эпизод, где Микула своей сохой посрамляет ведовство и колдовство Вольги Святославича.
Характеристика героя, его поступки дают нам представление обо всех простых крестьянах Руси, на которых держалась, держится и будет держаться русская земля, не смотря на все усилия воронов, пытающихся её растащить.
Описание в былинах внешнего облика, одежды и работы Микулы Селяниновича
С большой любовью и восхищением изображён Микула Селянинович во всех известных былинах о нём. Интересно использованы средства художественной выразительности и в портрете, и в описании одежды этого богатыря.
Красив богатырь-землепашец: кудри у него жемчужные, глаза ясные, брови густые и чёрные:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да чёрна соболя.
Скачен жемчуг – значит, отборный жемчуг, круглый, ровный. Любуется Микулой Селяниновичем народный сказитель – много ярких и красивых эпитетов и сравнений для этого нашёл!
Подробно, в деталях описывается одежда могучего пахаря. Сапожки у Микулы сшиты из сафьяна – из мягкой эластичной козлиной кожи: у оратая сапожки зелен сафьян, шилом пяты, носы востры, около носа хоть яйцо прокати, под пяту воробей пролетит. Каблуки (пяты) сапожек сравниваются с шилом – они тонкие и острые, как шило. Если под его пяту воробей пролетит, значит, его каблуки не только тонкие, но и очень высокие. А носы у сапожек такие ровные и гладкие, что можно яйцо прокатить. Вот каким нарядным мы видим вышедшего в поле оратая – он оделся как на праздник! А всё потому, что древний сказитель умело подобрал много замечательных эпитетов и сравнений.
В былине дано описание работы оратая в поле.
Как орёт в поле оратай – посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
Мы находим подробное описание каждой детали:
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Если современный человек захочет разобраться в этих подробностях, получится вполне определённая картина: на кленовой сохе пахаря есть металлические наконечники (омешики), которые сделаны из самого крепкого металла – из булата; при сохе есть серебряный присошечек – лопатка для отворота земли, а сама рукоятка у сохи (рогачик) сделана из золота. Какое яркое описание получается!
И, конечно же, почти в каждом предложении встречаются постоянные эпитеты: чистое поле, синие моря, тёмные леса, ракитовый куст, дружинушка хоробрая. С их помощью можно ёмко и кратко показать и охарактеризовать всё что угодно. Например, когда мы встречаем сочетание добрый конь, сразу понимаем, что конь у богатыря Микулы – очень сильное, умное, выносливое и преданное животное.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у неё да шелковые.
Соловая кобыла – это лошадь светло-коричневой масти, хвост и грива у которой белого цвета. Микула на своей кобыле «пенья-коренья вывёртывает», а большие каменья не объезжает стороной, как это обычно делают крестьяне, а валит их в борозду вместе со вспаханной землёй, словно и не замечает их. Красиво работает оратай – любуется его трудом былинный рассказчик. Все художественные средства выразительности в былине подчёркивают его любовь и уважение к могучему былинному богатырю.
Кем был герой былин Микула Селянинович?
Легендарная личность русского пахаря-богатыря Микулы Селяниновича известна из былин новгородского цикла. Образ главного героя наполнен духовной силой, мужеством, любовью к родной земле.
Исторический образ героя
Микула Селянинович был пахарем, наделенным недюжинной силой и, согласно былинам, он был единственным, кто мог поднять «тягу земную». В нем воплощен собирательный образ русского крестьянства, где главную роль играют трудолюбие, уважение к родине, стойкость и непоколебимость перед врагами. Главной жизненной ценностью для народного богатыря является его орудие труда – соха, и любимое занятие — пахота. Перед мощью пахаря меркнут колдовские силы и могущество князей, сила всей дружины. Трудовая доблесть Микулы Селяниновича прославляет простых русских людей, которым чужда лень и слабость, которые трудятся с размахом от рассвета до зари.
Главной жизненной ценностью для народного богатыря является его орудие труда – соха, и любимое занятие — пахота. Перед мощью пахаря меркнут колдовские силы и могущество князей, сила всей дружины.
Характеристика основных качеств
Основными качествами крестьянина Микулы Селяниновича являются невероятная физическая сила, ловкость, любовь к труду, душевная чистота, забота о земле русской, неутомимость. В отличие от известных образов богатырей-защитников, Микула направляет свою необъятную силу в мирное русло, в благодатную почву.
Он с гордостью выполняет свою работу и радостно напевает во время пашни. Для славного богатыря большая честь каждый день обрабатывать землю-матушку, поэтому он приходит на поле в нарядном одеянии и всегда опрятен. Микула бережлив. Забыв однажды в борозде соху, возвращается за ней, по-хозяйски переживая, чтобы прохожий ее не забрал.
Герой былин имеет выразительную внешность: густые кудри, черные брови, ясные соколиные глаза. Для пахаря характерно трепетное отношение к своей кобыле, он ее вырастил с жеребеночка и заботится о ней, ухаживает ежедневно. Отличается крестьянин гостеприимством: он с радостью по окончании пахотного сезона соберет дома гостей, напоит мужичков пивом собственного приготовления. В описании способностей труженика можно отметить гиперболизацию качеств, указанные преувеличения лишний раз подчеркивают любовь народа к Микуле.
Персонаж русских былин
Новгородские былины, воспевающие образ русского пахаря, известны многим с детства. Это «Вольга и Микула Селянинович» и «Святогор и Микула Селянинович».
По сюжету первой былины князь Вольга с дружиной отправляется по русским городам, переданным в его владение князем Владимиром. Встретившись в поле с пахарем Микулой, восхищается его силой и мощью, предлагает отправиться вместе с ними, чтобы противостоять разбою. Крестьянин соглашается. В окончании былины противопоставляется сила князя и его дружины, которые не смогли вытянуть соху из борозды, а богатырская мощь простого Микулы, выдернувшего соху играючи. Существует альтернативная версия концовки, где Микула, отправившись в путь, становится наместником в одном из городов, спасая жизнь Вольге.
В другой былине необыкновенная сила русского труженика сравнивается со способностями великана Святогора. Эпический персонаж древнерусской мифологии Святогор во много раз превосходит Микулу по размерам и мощи, но не способен догнать пахаря в поле за работой и не справляется с его земной ношей.
Личность былинного героя Микулы Селяниновича занимает достойное место среди произведений русского фольклора и вызывает гордость у современников за непоколебимый дух и трудолюбие русского крестьянства.