Как изобразить объем на плоскости
§3 Превращение плоскости в объем
§3 Превращение плоскости в объем
30. Геометрические тела
Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.
Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.
Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.
Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.
В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.
В фигуре, нарисованной одними прямыми линиями (по Эттниву), мы тем не менее без труда узнаем кошку.
Начинающие художники часто изображают только видимые части предмета, обращенные к ним, не представляя себе внутренней его конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским, неубедительным.
Чтобы избежать этой ошибки, необходимо вначале научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объемных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.
Рассмотрев рисунки на этом развороте, можно представить себе с помощью логики и воображения, как плоская фигура превращается в объемное тело.
32. Оси, квадрат и диагонали
Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, необходимо использовать узловые точки и линии, которые можно выделить в натуре и в графическом изображении.
а. Превращение квадрата в сетку с помощью осей
б. Квадрат имеет девять узловых точек, образованных пересечением осей и диахюналей
в. Бесконечное деление квадрата диагоналями дает множество вариантов для расположения декора на плоскости
а. Древний Египет. Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигур
б. С помощью такой сетки можно увеличить или уменьшить изображение
в. Геометрический орнамент в народной вышивке
Затем, приступая к рисованию предмета с натуры, необходимо постепенно приучить себя представлять внутреннюю конструкцию предмета, сделав его внешнюю часть как бы прозрачной.
Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.
Конструкция куба содержит восемь узловых точек – вершин углов.
37. Торт с отрезанным куском
Полезно для правильного восприятия объемной формы прочувствовать разницу между плоскостями и объемами, потренироваться передавать в рисунке одни и те же формы пустыми и наполненными.
38. Формы: а – пустые, б – наполненные
Система подобных упражнений на превращение плоскости в объем, анализ внутренней конструкции предмета, представление внешних очертаний предметов прозрачными, изображение пустых и наполненных форм помогут более уверенно рисовать не только с натуры, но и по представлению.
Читайте также
«В природе существует объем и цвет…»*
«В природе существует объем и цвет…»* В природе существует объем и цвет, звук же рождается от соприкосновения двух в пластическом искусстве-творчестве одни индивидуальности творят через объемы другие через цветТретьи через звук. (Если бы в природе ничто не поколебалось,
БЕСЕДА ПЯТАЯ О принципах заполнения картинной плоскости
БЕСЕДА ПЯТАЯ О принципах заполнения картинной плоскости Представление о снимке как о картине. В отдаленные времена, когда новый способ получения изображений – фотография только осознавал себя искусством и собственных традиций еще не имел, творчество первых
ИТОГИ СУПРЕМАТИЗМА НА ПЛОСКОСТИ
ИТОГИ СУПРЕМАТИЗМА НА ПЛОСКОСТИ Первая индивидуальная выставка Малевича в Москве, организованная Наркомпросом на Большой Дмитровке, 11, в бывшем салоне Михайловой, состоялась без него. Выставка «Казимир Малевич.Его путь от импрессионизма к супрематизму» открылась 25
7 урок-Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
Формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
Мы живём в трёхмерном пространстве. А изображение в живописи строится на плоскости, то есть в двухмерном пространстве. Как суметь изобразить объёмный предмет на плоском листе бумаги? Как эту задачу решали художники разных времён? И находили ли решения?
На уроке мы найдём ответы на эти и другие вопросы, а также попробуем научиться создавать объёмные изображения на плоскости
Необходимо запомнить
Изображения всех объектов предметного мира и окружающей природы можно построить на основе простых геометрических фигур и тел. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внутреннюю структуру каждого предмета – его конструкцию.
Слово конструкция (от лат. constructio) переводится как «составление, построение», то есть взаимное расположение частей предмета, их соотношение.
В жизни все тела объёмны, они имеют три измерения – длину, ширину и высоту. Объёмная конструкция любого предмета может быть рассмотрена как сложение геометрических тел: шара, куба, конуса, пирамиды, цилиндра.
Одним из важнейших правил изображения на плоскости объёмных предметов является перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства. Мы видим удаленные предметы меньшими, чем они есть на самом деле.
Точка зрения предполагает взгляд на предметы из одной неподвижной точки при построении перспективного изображения. При её перемене и очертания предметов на плоскости могут существенно измениться. На предметы можно смотреть сверху, снизу и сбоку, меняя точку зрения. Если смотреть на предмет прямо, так чтобы наши глаза были на середине высоты предмета, то мы увидим его плоским, то есть только одну его сторону. Во всех остальных случаях мы видим сразу три стороны предмета.
При угловой перспективе линии контуров и плоскостей уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода – слева и справа от наблюдателя
О живописи и перспективе. Леонардо да Винчи
Самым главным в живописи является то, что тела, ею изображенные, кажутся рельефными, а фоны, их окружающие, кажутся уходящими вглубь стены, на которой вызвана к жизни такая картина посредством трех перспектив, то есть: уменьшением фигур тел, уменьшением их величин и уменьшением их цветов. Из этих трех перспектив первая происходит от глаза, а две другие произведены воздухом, находящимся между глазом и предметами, видимыми этим глазом. Второе в живописи — это подходящие позы, изменяющиеся от телосложения, дабы люди не казались братьями.
Если ты хочешь видеть, соответствует ли твоя картина вся в целом предмету, срисованному с натуры, то возьми зеркало, отрази в нем живой предмет и сравни отраженный предмет со своей картиной и как следует рассмотри, согласуются ли друг с другом то и другое подобие предмета.
Презентация по ИЗО «Изображение объема на плоскости, линейная перспектива.»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Изображение объёма на плоскости. Линейная перспектива. Урок изобразительного искусства 6 класс Урок № 12 Разработала учитель ИЗО Усова Ольга Викторовна МБОУ «Молодежненская школа № 2» Симферопольского района Республики Крым
В Древнем Египте изображения были плоскостными
В эпоху Возрождения (15-16 вв) видение мира изменилось. Его можно назвать горизонтальным – вглубь пространства Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
На протяжении веков художники вырабатывали методы изображения окружающего мира на плоскости, которые затем превращались в правила. С одним из них мы сегодня и познакомимся.
Линия горизонта хорошо видна, когда стоишь на открытом пространстве и смотришь вдаль, где небо сходится с землёй или водой.
Если сесть на землю, то линия горизонта опустится и видимость уменьшится.
При подъёме на гору, линия горизонта повышается и увеличивается обозреваемое пространство
Линия горизонта всегда находится на уровне глаз смотрящего
Если уходящие в глубь линии перпендикулярны условной линии глаз наблюдателя, то построение называется центральной линии перспективы
Две точки схода При угловой перспективе линии контуров и плоскостей уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода – слева и справа от наблюдателя.
Задание: Изобразите куб, в зависимости от его расположения относительно линии горизонта
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-920283
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как изобразить объем на плоскости
§3 Превращение плоскости в объем
30. Геометрические тела
Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.
Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.
Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.
Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.
В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.
В фигуре, нарисованной одними прямыми линиями (по Эттниву), мы тем не менее без труда узнаем кошку.
Начинающие художники часто изображают только видимые части предмета, обращенные к ним, не представляя себе внутренней его конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским, неубедительным.
Чтобы избежать этой ошибки, необходимо вначале научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объемных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.
Рассмотрев рисунки на этом развороте, можно представить себе с помощью логики и воображения, как плоская фигура превращается в объемное тело.
32. Оси, квадрат и диагонали
Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, необходимо использовать узловые точки и линии, которые можно выделить в натуре и в графическом изображении.
а. Превращение квадрата в сетку с помощью осей
б. Квадрат имеет девять узловых точек, образованных пересечением осей и диахюналей
в. Бесконечное деление квадрата диагоналями дает множество вариантов для расположения декора на плоскости
а. Древний Египет. Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигур
б. С помощью такой сетки можно увеличить или уменьшить изображение
в. Геометрический орнамент в народной вышивке
Затем, приступая к рисованию предмета с натуры, необходимо постепенно приучить себя представлять внутреннюю конструкцию предмета, сделав его внешнюю часть как бы прозрачной.
Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.
Конструкция куба содержит восемь узловых точек – вершин углов.
37. Торт с отрезанным куском
Полезно для правильного восприятия объемной формы прочувствовать разницу между плоскостями и объемами, потренироваться передавать в рисунке одни и те же формы пустыми и наполненными.
38. Формы: а – пустые, б – наполненные
Система подобных упражнений на превращение плоскости в объем, анализ внутренней конструкции предмета, представление внешних очертаний предметов прозрачными, изображение пустых и наполненных форм помогут более уверенно рисовать не только с натуры, но и по представлению.
Правила передачи объема
Портрет Лопухиной в технике «старых мастеров»
Свет в живописи и его влияние на художественное произведение
Правила передачи объема
Одна из ключевых задач художника – правильно передать объем содержимого картины. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты, знание которых поможет быстрее найти способ сделать тот или иной объект объемным. Ну а дальше – практика, практика и еще раз практика. Только натренированные глаз и рука позволяют уверенно изображать трехмерные объекты на плоскости.
Понятие объема
В изобразительном искусстве под объемом понимают иллюзорную передачу пространственных характеристик предметов при помощи конструктивных и перспективных построений, а также художественных приемов. Проще говоря, чтобы сделать объект трехмерным, необходимо показать его форму в пространстве и прорисовать светотени. Расположение и размеры светотеневого рисунка в свою очередь зависят от силы и направления источника света.
Начинающие художники часто допускают одну и ту же ошибку: они изображают только те части предметов, которые обращены к ним и не уделяют внимание другим участкам. Связано это с тем, что новички не имеют представления о внутренней конструкции изображаемых объектов. В результате их произведения получаются плоскими и безжизненными. Необходимо вспомнить, по каким параметрам мы определяем, что предмет объемный. Это длина, ширина и высота. А значит нужно так располагать объекты, чтобы зритель видел все эти три параметра.
Как превратить плоскость в объем?
Приступая к рисованию предмета с натуры, нужно научиться видеть его внутреннюю конструкцию. Самый простой способ – представить объект прозрачным. Под конструкцией мы подразумеваем каркас, который удерживает все части изображаемого предмета. Например, конструкция куба – это 8 узловых точек, хотя каркас можно сделать и более сложным, добавив дополнительные секции.
Тренировка разбивания геометрических фигур на отдельные фрагменты, помогает представлять сложные объекты как совокупность простых связанных друг с другом частей.
Следует понимать, что основа предметов простой конфигурации – одна геометрическая фигура, а сложные состоят из нескольких. И чем сложнее объект, тем больше он может иметь составных частей. Подобные геометрические схемы помогают рисовать людей, но, прежде чем приступать к портретам, необходимо изучить анатомию.
Понятие светотени
Любой объект ограничен прямолинейными либо криволинейными плоскостями. Каждая из них во время освещения попадает в особые световые и цветовые условия – одни участки освещаются сильнее, другие – слабее. На интенсивность освещенности также влияет расстояние до источника света и угол падения потока света на поверхность объекта. Самыми освещенными будут те участки, на которые световые лучи падают под прямым углом, и наоборот, чем больше наклон потока света, тем темнее поверхность. Светлота также зависит от фактуры и цвета. Например, полированные материалы отражают свет лучше, матовых и шероховатых, а чем темнее участки, тем сильнее поглощается свет.
Наряду с геометрией объекта, градация света и тени является важной составляющей передачи объема. Чтобы создать иллюзию объемного предмета, необходимо правильно изобразить светотень, состоящую из:
Блик – самая яркая часть светотеневого рисунка, где световой поток практически полностью отражается. Свет – наиболее освещенная часть предмета, а собственная тень – самая темная. Промежуточная по светлоте и месторасположению область называется полутенью или полутоном, а рефлекс – это отраженный в теневой части предмета свет. Отражение дают любые, находящиеся со стороны тени объекты: стены, потолок, поверхность стола и т. п. Падающая тень – это та, которую отбрасывает предмет на окружающие его поверхности.
Очень важно определить границу между светом и тенью. У начинающих художников с этим обычно возникают трудности, потому что пограничная зона всегда разная и зависит от условий освещения. Например, на шаре она изогнутая, на цилиндре – прямая, на вазе – извилистая, а на портрете имеет сложную конфигурацию.
Передача объема по технике Старых мастеров
В живописи есть прием под названием «кьяроскуро», суть которого заключается в том, чтобы противопоставить свет тени – создать резкий тоновый контраст. Этим методом часто пользовался известный итальянский художник Караваджо, делая освещенные участки очень яркими, а теневые – практически черными. Кьяроскуро хорошо использовать в процессе обучения, создавая искусственную подсветку предмета одним источником света. Конструкция светотени при направленном световом потоке видна намного лучше, чем при рассеянном.