Как изобразить заикание в тексте
З-з-аик-к-кание. Кто виноват и что делать?
Проблема заикания (логоневрозов) всегда беспокоила людей. Ведь несчастные больные во все времена чувствовали себя изгоями общества. Врачи много веков искали способы наиболее эффективного лечения.
По данным Британской ассоциации заикающихся (British stammering association) до 10% жителей Европы сталкиваются с теми или иными речевыми проблемами, которые чаще встречаются в детском возрасте. Аналогичная ситуация наблюдается и в России. Причем заикание у мужчин встречается в три-четыре раза чаще, чем у женщин, что связано с особенностями взаимодействия правого и левого полушарий мозга.
Усилия, которые прикладывались к преодолению заикания, сделали многих людей с речевыми проблемами, действительно, знаменитыми. Демосфен стал блестящим оратором, Наполеон — легендарным полководцем, Уинстон Черчилль — премьер-министром Великобритании, Мэрилин Монро — кумиром поколений, а Брюс Уиллис — «крепким орешком» и т.д.
Вокруг проблемы заикания существует немало мифов. Главный связан с подменой причинно-следственных связей.
Многими специалистами внушается мысль о том, что заикание — это проблема общения, поскольку в большинстве случаев оно усиливается при общении и часто отсутствует при разговоре «наедине с собой». В действительности, у заикающихся просто имеется повышенный фоновый тонус двигательного речевого центра. Вот почему даже естественные эмоции, свойственные всем нормальным людям во время общения, срывают тормозные влияния, контролирующие этот центр, и начинаются спазмы. То есть нужно работать с тонусом речевого центра, а не лечить «неправильную» психологию общения.
Так все же, почему?
В основном из-за несогласованности полушарий мозга.
По данным исследований у 65% имеется следующий диссонанс: ведущий глаз — левый («исторические» левши), ведущая рука — правая. Как правило, заикание возникало в возрасте 5–7 лет в момент акцентуации руки, когда ребенок учился рисовать и писать. Истинной причиной возникновения данного вида заикания является фактор переученного левшизма. Причем переучивание чаще всего носит подражательный характер. Это первый тип заикания.
При втором типе у пациента ведущий глаз — правый, пишет он также правой рукой, а заикание возникает в момент формирования ассоциативного центра. Т.е в 2–4 года, иногда практически сразу после того, как ребенок начал говорить. Часто этот тип заикания называют врожденным, и оно связанно с особенностью работы медиаторов мозга. Ко второму типу также можно отнести заикание, возникшее в более позднем возрасте после перенесенного наркоза, интоксикаций и т.п. По нашим данным, второй тип заикания возникает в 25% случаев. Как и первый, он развивается постепенно.
А вот третий тип, которым страдают 10% заик, развивается сразу, в один день. Он связан с психической травмой.
Как победить «врага»?
Образно его можно представить в виде гомункулуса или человечка Пенфилда.
Его пропорции соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало. Именно поэтому, логопедические методики разделяются на два больших направления: те, которые обязательно используют кисть — например, методика Андроновой-Арутюнян, и те, которые используют контроль дыхания и речевого аппарата, например методика Стрельниковой.
Также для «борьбы» с человечком Пенфилда используют многочисленные тормозные методики, снижающие повышенный тонус речевого центра: от транквилизаторов, суггестии и гипноза до иглоукалывания, физио-, психо- и фитотерапии. От замедления темпа речи через ритмизацию и напевность до продолжительного молчания. Все эти методики, придуманные врачами и логопедами, также подходят для лечения заикания. Однако существуют еще и другие методы, которые не тормозят, а перестраивают работу речевых центров.
Где «прячется» заикание
Установлено, что заикание связано с повышенным тонусом и перевозбуждением двигательного речевого центра, которое приводит к спазмам. Поэтому для лечения заикания практически всегда используют средства, тормозящие центральную нервную систему, включая медикаментозные и внушение. Однако, поскольку заикание наиболее часто встречается у детей и молодых людей, которым необходимо справляться с повышенными интеллектуальными и физическими нагрузками, становится ясным, что торможение ЦНС — не лучший выход. Тем более что после отмены тормозного воздействия, через 2–4 недели заикание зачастую возвращается.
Открытие произошло, как это часто бывает, случайно. В свое время НИЦ биокибернетики, выполняя работы по заказу военных, разрабатывал методики программного устранения разрывов речи в реальном времени при технических неполадках. И вот оказалось, что данные методики также могут успешно применяться для устранения разрывов речи при заикании.
Более того, исследовали спектр речи большого количества заикающихся и определили области, где «прячутся спазмы» — обертоны «ответственные» за заикание. Эти области показаны на рисунке цифрой 1. А также области, недостаточность которых делает голос заикающегося человека неуверенным и зажатым. Это области 3 и 4.
Данное открытие, которое защищено международным патентом, многое объясняет. Например, почему большинство людей заикается на согласных и не заикается на гласных и во время пения. Почему, когда заикающийся человек возмущен и его речь вдруг становится «яркой», заикание внезапно исчезает. Почему заикание уменьшается при переходе на некоторые европейские языки, в которых согласные менее «взрывные», чем в русском, и вообще, почему одни заикаются именно на согласной «с», а другие на «п».
Eдалось установить сложную взаимосвязь между электроэнцефалограммой, спектром речи и речевыми спазмами. Не у кого не вызывало сомнение, что биоритмы мозга, его частотные свойства находят отражение в частотах нашего голоса. Но мы на практике доказали, что положительные изменения тембра и высоты голоса улучшают характеристики электроэнцефалограммы.
Таким образом, ученые нашли способ, как в процессе коррекции речи не тотально подавить работу нервных речевых центров, а избирательно перестроить: убрать «глухие» низкочастотные обертоны, «ответственные» за спазмы и добавить дефицитные обертоны, которые делают речь эмоциональной: в каких-то случаях яркой и уверенной, в каких-то — мягкой и теплой.
Что можно сделать самостоятельно
Можно дать и некоторые практические советы, как самостоятельно добиться правильного тембра речи. Эти рекомендации больше подходят для старших школьников, которые могут попробовать сознательно изменить свое речеощущение.
1. Все, что над голосовыми связками должно быть расслаблено, включая мышцы губ, движения которых не должны быть избыточными.
2. Все, что под голосовыми связками должно вибрировать, то есть во время речи нужно ощущать легкую вибрацию в груди. Именно там образуются обертоны — «противоядие» от заикания.
3. Высоту голоса нужно чуть-чуть понизить для профилактики спазма голосовых связок.
Что же касается высоты голоса — это отдельная тема. К сожалению, заикающиеся люди говорят, по сути, не своим голосом — более высоким, чем им предназначила природа, но об этом в нашем следующем выпуске.
Заикание. Как не попасть в 70%
Данный эксперимент должны провести все родители, дети которых имеют даже незначительные речевые проблемы, будь то ускоренная речь, речь с запинками или разрывами, нарушения дыхания, во время речи, дополнительные вдохи внутри слов и т.п.
Суть эксперимента состоит в следующем:
Первый шаг
Посадите ребенка лицом к себе на стул на удалении около 3 метров. Попросите его вытянуть вперед правую руку, не сгибая в локте, с поднятым вверх большим пальцем. Остальные сжаты в кулак. Попросите его смотреть на вас именно двумя глазами (т.е. нельзя закрывать правый или левый глаз).
А теперь пусть ваш ребенок попытается выполнить, казалось бы, невыполнимое задание. Попросите его закрыть ваше лицо большим пальцем правой руки. Напоминаю, оба глаза у ребенка открыты.
Ребенок, чтоб выполнить максимально точно ваше задание подсознательно наведет свой большой палец именно на линию ведущего глаза.
Если Вы видите такую картину, то у вашего ребенка ведущий глаз — левый.
Если ребенок попеременно наводит большой палец то на левый, то на правый глаз, тест на «левшизм» также считается положительным. Если ребенок наводит большой палец четко на правый глаз, тест считается отрицательным.
Второй шаг
Желательно обратиться к окулисту для выявления различий в остроте зрения между правым и левым глазом. Левый глаз может быть ведущим потому, что лучше видит. К примеру, острота зрения левого глаза 1.0, а правого 0.7. Эти данные могут помочь при назначении индивидуальной схемы коррекции речи. Однако, вне зависимости от офтальмологических данных, необходимо решить важное противоречие: как быть с тем, что ведущий глаз не соответствует ведущей руке. Этот диссонанс в работе правого и левого полушарий мозга является той почвой, на которой вырастают речевые проблемы, потому что рука жестко связана с речевыми центрами.
Третий шаг
Родители должны срочно обратиться к ближайшему логопеду, чтобы врач после обследования решил, какая коррекция или профилактика необходима ребенку. Как сделать так, чтоб чрезмерные нагрузки не нарушили хрупкого равновесия и как повысить запас прочности и стабильности речи. Кстати это касается не только детей, но и студентов, и взрослых людей с речевыми проблемами.
Напрашивается вопрос — чтобы не попасть в эти пресловутые 70%, всем родителям необходимо провести данный эксперимент? Совершенно верно. И даже если заикание или логоневроз уже проявились, их можно компенсировать. Остальные 30–35% пациентов — это люди, у которых заикание возникло в момент становления речи (так называемое врожденное заикание), после перенесенных интоксикаций, наркоза и т.д.
Необходимо заметить, что испуг сам по себе очень редко является самостоятельным фактором, вызывающим заикание. В основном испуг — это пусковой механизм, который ложится на «благодатную» почву нарушения взаимодействия левого и правого полушарий. Хочу отметить, что наши данные полностью согласуются с последними данными, полученными при исследовании мозга людей, страдающих заиканием, с помощью магнитно-резонансной томографии, а также данными профессора Джералда Магуайра из Университета Калифорнии. Однако, он предлагает воздействовать психотропными препаратами, изменяя работу медиаторов мозга. Мы же отказались от медикаментозного воздействия и, памятуя, что наши пациенты в основном дети и молодые люди, стремимся найти и находим альтернативные научно-обоснованные методики.
Не заикайтесь на экзамене или как вспомнить всё
Как вести себя на экзаменах, если у ребенка возникает ступор, запинки или полный речевой блок?
Экзамены — это стресс не только для людей с речевыми проблемами: заиканием или логоневрозом. Экзамен может вывести из равновесия речь любого человека. Кто из нас не чувствовал ступор и невозможность нормальной речи во время сдачи устных тестов? Аналогичные проблемы возникали и во время выступления перед аудиторией или проведения презентаций. В этот момент как не позавидовать замечательным рассказчикам, которые перед камерой могут неограниченное время держать внимание аудитории, интересно сопоставлять события.
Что происходит с голосом и речью
В большинстве случаев из-за волнения и возбуждения речевого центра повышается тонус мышц гортани и голосовых связок, и, как следствие, повышается высота голоса (эту проблему мы обсуждали в прошлом выпуске и даже рассматривали схемы). Иногда даже голос «сваливается» на фальцет. Голосовые связки ведут себя как перетянутая струна. Кроме того, увеличивается подсвязочное давление, что аналогично повышению давления в мехах органа. Голос становится, если послушать со стороны, громким, хотя сам человек не слышит этого — «симптом глухаря». Высота голоса во время речи увеличивается с терции на квинту или даже октаву.
При патологическом падении тонуса речевого центра Брока — вторая крайность — голос становится тихим, монотонным, неуверенным. И в первом, и во втором случае нарушается согласованная работа между ассоциативным центром, который строит фразы и предложения, и центром Брока. Как результат, мысли не складываются в правильные фразы, фразы произносятся с разрывами, или вовсе наступает ступор.
«Зажатый» голос влияет на мозг
Нужно помнить, что наш голос — это зеркало электроэнцефалограммы. А «правильные» характеристики электроэнцефалограммы — гарантия эффективной работы мозга. Стало быть, неправильно работающий речевой аппарат по механизму обратной связи мешает концентрации внимания, подавляет работу ассоциаций и извлечение необходимого материала из оперативной памяти. Неестественная высота голоса вызывает запредельное торможение коры головного мозга. Чрезмерное интонирование — нарушение бета-ритма. Так называемый «интеллектуальный» бета-ритм мозга имеет частоту до 38 герц. Именно он находится в зоне естественной интонации. Вы, наверное, обращали внимание, что люди, которые имеют «холодную» голову в критических ситуациях никогда не повышают голос и интонации, а поэтому всегда принимают верные решения или находят нужные слова.
Вторая крайность — недостаточное интонирование делает голос монотонным, бледным, неуверенным. Диапазон интонации — около 7–10 герц, а именно на частоте 7–13 герц — звучит природная «волна страха», излучаемая тайфунами, землетрясениями и извержениями вулканов, и побуждающая все живое покидать очаги стихийных бедствий. Т.е. голос подсознательно воспринимается слушателями как испуганный с соответствующим отношением к его обладателю.
Вспоминаем то, что забыто
П-п-почему!? Или заикание, как оно есть.
Хотелось бы начать словами профессора Е.В. Оганесяна: «Что такое заикание точно не знает никто». С этим высказыванием согласны многие специалисты в области изучения данной проблемы, но чем интереснее, тем больше хочется узнать об этом сложном нарушении.
Если рассмотреть заикание с позиций, то можно увидеть следующее:
Психолого-педагогическое направление представляет заикание, как нарушение «речевого поведения….»;
Клинико-психологический подход определяет заикание как «речедвигательный невроз»;
Логопсихотерапевты считают, что заикание один из вариантов «нарушения общения, обусловленного нарушением в обработке и передаче сигналов обратной связи»;
Нейропсихологи считают заикание следствием нарушения взаимодействия двух полушарий мозга.
С заиканием ходил в детский сад, потом пошел в школу, где дети с низким уровнем эмпатии (сопереживания) смеялись и передразнивали меня, что заставляло меня переживать и еще больше стесняться своего недуга. Подобное поведение детей можно объяснить незнанием, да и заикался только я один в школе, поэтому как поступать дети не знали. Школьный психолог не работала с моей проблемой.
Родители же таскали меня по всяким целителям и бабкам и как следствие отдали кучу денег, а результат был нулевым, поскольку даже эффект плацебо не заработал из-за того, что мне не объяснили, что тот или иной маг 83 уровня может потратить на меня свои кровные 12К маны и я качну красноречие. И так как мы жили не богато, то позволить себе квалифицированного специалиста не могли. И мой логоневроз был пущен на самотек.
Больше всего бесит, когда ты хочешь сказать, но боишься, что начнешь заикаться и все это увидят и будут смотреть на твои жалкие попытки. Например:
Думаю: «Добрый день, не подскажите сколько время?» Говорю: «Д-до-драсте! С-с-ко-лль.. *выдох* время не скажите?». И тут был коммент о том, заикаются ли в мыслях заики.
Удивительный факт, если я говорю близкими друзьями, родителями, сестрой, в общем с теми, кого хорошо знаю я не заикаюсь, НО стоит мне обратить внимание на это, то сразу начинается. Это объясняется тем, что я знаю о том, какая реакция будет у собеседника, знаю, что это общение для меня психологически безопасно.
В старших классах стал интересоваться психологией и соответственно тем, как же избавиться от заикания. Есть много способов и все они так или иначе работают, если будет интересно, то напишу о наиболее интересных.
Спасибо за внимание.
Лечится, но далеко не у всех, официально в мире не существует лекарства от логоневроза, но есть некоторые дыхательные практики, которые уменьшают его или убирают на совсем. Я сам заика и могу сказать точно,что особенно сильно лорингоспазмы проявляются при волнении из-за этого иногда бывает сложно пересилить себя и просто спросить время или дорогу Также к логоневрозу мы имеем банальную боязнь начать говорить потому что чаще всего это самое сложное, а это уже психологическая проблема. Часто из-за этого логоневроз и считают комплексной болезнью
Заикаюсь с начальных классов, причины не знаю. Тоже все на самотеке, тоже с близкими людьми не заикаюсь, пока на это не укажут. Очень сильно заикаюсь, когда что-то рассказываю или отвечаю на зачете.
В итоге мне иногда все еще сложно начать говорить, особенно по телефону, когда я не вижу собеседника. Я не перестал заикаться, некоторые слова мне даются с трудом. Но в большинстве случаев заикание сводится к минимуму. К тому же, я научился «на лету» заменять слова и перестраивать фразы так, чтобы исключить слова, на которых я точно буду заикаться (из-за чего, правда, мои фразы иногда режут слух и кажутся станными).
И главное, я понял, что победить заикание мне помогут не методы напевания слов (мне всегда казалось, что так я буду выглядеть еще смешнее, чем заикаясь), правильное дыхание и прочие, а победа над самим страхом говорить.
Я лично заикаюсь когда на пике эмоций. Однажды мне на ногу упала на ногу стеклянная крышка и довольно значительно травмировала палец на ноге, пока я объясняла парню, что случилось, сильно заикаясь, он чуть не поседел. Не знал о такой моей особенности.
Собака напугала в 5 лет,ходил к обычному,районному логопеду.Вроде прошло,но если волнуюсь начинаю заикаться.Никогда не забуду случай в институте.Длинный коридор,навстречу идет ректор,я издали начинаю выдавливать из себя Ззззддравствуйте,но ничего кроме зззз не получается.А он еще на меня смотрит.В результате уже поравнявшись с ним,с ужасом выпаливаю Привет и на ватных ногах иду дальше.Занавес.
Пиздец, сколько же заик.
Начал заикаться лет с 6 вроде, тогда родители отправили к логопеду. Данный возраст помнится смутно, но помню, что в школе проблем с заиканием не было. От слова совсем. Не был альфа-самцом, поэтому не скажу, что прям уверен в себе всегда был. В классе 10 бывало пару раз могло слово проскользнуть с заиканием. Но такое у многих людей можно встретить, ничего особенного. Пошел в универ, тут начало проявляться чаще и сильнее. Какие при этом были предпосылки не понятно. Не был каким-то отбитым одиночкой, чтобы прям обо всем волноваться. Наоборот, была куча друзей, устроился на работу там же в универе, из-за этого было много знакомств с курсами и выше, нашел себе девушку, с которой позже расстался. В период 5 лет учебы заикание стало проявляться чаще. В конце 5-ого курса было много проблем со словами: «кактус, картошка, календарь, коридор» и т.д.
Те же проблемы с этими же словами, в основном когда спешу или тороплюсь и надо что-то например в магазине купить (пирожок с ка-к-артошкой).
Когда сильно волнуюсь чаще всего тоже проявляется на рандомно любых словах.
Что странно, бывают дни, когда не высыпаюсь, либо наоборот хорошо поспал, и заикания почти нет, при любых разговорах и с любыми людьми, если начинаю себя на мысли этой ловить, проявляется, но слабо. Бывают дни наоборот, когда прям каждое второе слово плывет и проблематично нормализоваться.
Бывает помогает делать глупой вздох перед тем, как сказать фразу. Вроде точно не физиологическая проблема, раз рандомно то есть проблема со словом, то нет, а вот сделал вздох и частенько без проблем проговариваю. Но бывает и не помогает такой вариант.
Работаю сам в тех.поддержке на телефоне (что забавно). При этом по телефону при разговоре чаще всего говорю очень спокойным тоном, задавая интонацию выразительную, что помогает довольно хорошо. Знаю, что чаще при нервах начну заикаться, поэтому уже выработался иммунитет на «долбоебов», которые звонят только чтобы поорать, а не решить проблему, поэтому вывести в разговоре меня на крик и повышение тона практически нереально.
Про пение. Пока пою, насколько я помню, ни разу не заикался. (Может начать петь, а не говорить =) ), в школе было пение, очень много пели, кстати в принципе нравилось, может как-то оттуда привыклось, хрен его знает.
Другие языки. В универе, когда говорил на английском, тоже не заикался. Сейчас редко говорю на нем, бывает иногда проскальзивает в разговоре (игровой сленг) тоже не заикаются слова. Что для меня тоже странно, хотя скорей просто непонятно.
Девушка моя привыкла, как и прошлая до нее. Любит очень меня слушать, просто много говорю, много читаю различной хрени в интернете, поэтому часто могу чего-то рассказать, чему-то научить. Как у некоторых выше, нет какой-то градации «знакомости», и при знакомых и при незнакомых заикание одинаковое.
Еще заметил, что по утрам заикаюсь гораздо чаще. А вот если не спал уже сутки или больше, то намного меньше. По работе приходится ходить в ночные смены, и вот если не дремал на работе или до смены, то после нее очень редко заикаюсь, пока не поспал =).
Всегда было интересно проверить, если бы получил амнезию и не помнил, что заикаюсь, заикался бы, когда начал говорить или нет. Но что-то биться головой пока не хочется=)
Еще интересное наблюдение, если сразу повторяю слова влух за кем-то, кто их проговаривает, то не заикаюсь. И если сам говорю слова сразу, как на ум приходят тоже, а если проговорил несколько раз уже предложение в голове, то с ним точно будут проблемы.
Консультация «Особенности работы над стихотворным текстом с заикающимися дошкольниками».
Особенности работы над стихотворным текстом с заикающимися дошкольниками.
Знакомство детей с поэтическим словом, разучивание стихов занимает важное место в работе практически каждого педагога детского дошкольного учреждения. Посредством поэзии возможна реализация многих образовательных и воспитательных задач, а способность ребёнка выучить и хорошо прочитать стихотворение позволяет наглядно продемонстрировать динамику и результаты педагогического воздействия. Однако, как и во всём, что касается вопросов воспитания и образования, к работе над стихотворным текстом нужен грамотный профессиональный подход. Необходимо учитывать возраст воспитанника, его интеллектуальные и психологические особенности и, конечно же, наличие какой – либо речевой патологии, что, к сожалению, в настоящее время становится скорее правилом, чем исключением. На этой проблеме, а в частности, на особенностях работы над стихотворным текстом с заикающимися дошкольниками, хотелось бы остановиться подробнее, так как, не всегда ребёнок с этим диагнозом находится в специализированной группе, а ведь, именно с такими детьми, все моменты, касающиеся речевой нагрузки, должны быть тщательно продуманы.
Заикание – это такой дефект речи, при котором в результате функциональных расстройств и органических поражений нервной системы нарушается ритм, темп, плавность и её коммуникативная сторона. Заикание – одно из наиболее тяжёлых речевых расстройств. Оно трудно устранимо, может негативно влиять на психику ребёнка, мешать речевому общению, затруднять взаимоотношения с окружающими. Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов в момент произношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).
У детей в основном встречаются две формы заикания:
невротическая и неврозоподобная.
Невротическое (или функциональное) заикание обнаруживается лишь в психотравмирующей ситуации. Оно усиливается вследствие фиксации ребёнка на своём дефекте. При отвлечении внимания нарушение плавности речи резко уменьшается или исчезает совсем. У детей с невротическим заиканием остро выступают обще невротические проявления: пониженное настроение, тревожность, нарушение сна, снижение аппетита, вегетативные расстройства в виде повышенной потливости, ощущения жара во всём теле. У таких детей часто наблюдается логофобия (навязчивый страх речи). Однако, речевое развитие таких детей, чаще всего, находится на достаточно высоком уровне.
Причины возникновения невротического заикания могут быть различными. Это может быть психологическая травма, неправильное воспитание, приводящее к сбою в механизмах само регуляции, а так же, что очень важно – непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов, декламация сложных по содержанию и больших по объёму стихотворений, пересказ прозаических текстов, не соответствующих возрасту ребёнка). Это обязательно нужно помнить педагогам при планировании работы по речевому развитию.
Неврозоподобное (органическое) заикание возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. Дети с неврозоподобным заиканием не фиксируются на своём дефекте, не переживают по этому поводу. У них заикание усиливается не вследствие переживания своего состояния, а после двигательного или эмоционального возбуждения, после тяжёлого заболевания или при переутомлении. Часто у таких детей заиканию сопутствуют другие речевые дефекты (полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение звуко – слоговой структуры слова, недостаточное развитие лексико – грамматической стороны речи).
Соответственно в процессе обучения и коррекции заикания необходим дифференцированный подход.
Если для детей с невротической формой заикания приоритетным является:
· создание щадящих речевых режимов, ограничение самостоятельной речи на первых этапах работы
· развитие эмоционально – волевой сферы (воспитание уверенности в себе, настойчивости, умения управлять своими эмоциями)
· нормализация мышечного тонуса
То для детей с неврозоподобным заиканием прежде всего необходимо:
· развитие общей и мелкой моторики
· развитие неречевых психических функций (внимания, памяти, мышления)
· развитие чувства ритма
· развитие артикуляционной моторики
· развитие слухового внимания и памяти
· развитие фонематических функций
· формирование навыка правильного дыхания
· развитие лексико – грамматической стороны речи
· развитие связной речи
Необходимо так же отметить, что дети с невротической формой заикания чаще всего легко усваивают учебный материал, поэтому не требуют индивидуальной работы и многократного повторения изученного. Дети с неврозоподобным заиканием, наоборот, нуждаются в тщательной отработке материала, многократном его повторении, индивидуальных занятиях.
Всё это необходимо учитывать не только в общем объёме процесса образования и воспитания, но и в частных вопросах, таких, как знакомство детей с поэтическим словом. Например, недопустимо, особенно на первых порах коррекционной работы, требовать от детей с невротической формой заикания публичного чтения стихов на детских праздниках, как в дошкольном учреждении, так и дома.
Но знакомить детей с поэзией, работать со стихотворными текстами необходимо начинать как можно раньше. Чтение стихов является хорошей тренировкой для формирования правильных речевых навыков у заикающихся, так как именно стихотворной речи свойственна внешняя и внутренняя организованность, ритмичность, мелодичность. Только делать это необходимо взвешенно и осторожно, помня об особенностях детей с данным речевым дефектом, неуклонно соблюдая определённый порядок и правила работы:
· выбирая текст для заучивания, необходимо учитывать возраст ребёнка, его речевые возможности, форму и степень выраженности заикания, уровень развития психических функций
· каждое стихотворение, предлагаемое заикающемуся ребёнку, должно быть предварительно тщательно проработано логопедом (надо расставить ударения, обозначить паузы, выделить логические центры, места повышения и понижения голоса)
· логопед, педагог или родитель должны дать детям образец чтения стихотворения
· необходимо провести беседу по содержанию стихотворения, объяснить все непонятные слова, остановиться на эмоциональной окраске данного произведения
И только после этого, можно приступать непосредственно к повторению или заучиванию стихотворного текста ребёнком. Здесь так же надо придерживаться ряда правил:
· перед началом речи делается вдох
· каждая строчка произносится на одном плавном выдохе, в конце строки делается пауза и новый вдох (длину фразы можно постепенно увеличивать, учитывая количество слов в строке, возраст и возможности ребёнка)
· ударный звук в каждом слове выделяется, произносится более длительно, тем самым замедляется темп речи
· все слова от паузы до паузы произносятся слитно, голос должен звучать постоянно и непрерывно
· необходимо следить за тем, чтобы во время чтения стихотворения ребёнок не был напряжён, не форсировал голос
· можно сопровождать речь движениями (шаги на месте, дирижирование, отхлопывание и т. д.)
Соблюдая определённый порядок работы и приведённые выше правила можно достаточно эффективно использовать стихотворную речь в работе по коррекции заикания и в целом, в процессе развития личности ребёнка.
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В.Чиркина «Основы логопедии» М., «Просвещение» 1989г.
В.В. Цвынтарный «Радость правильно говорить» М., «Центрполиграф» 2002г.
И.А. Поворова «Учимся говорить правильно и красиво» С-Пб., «Издательство СОЮЗ» 2000г.
Подготовила учитель-логопед: Перцева И. А.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.