Как изучать библию учебное пособие

Как правильно изучать Библию самостоятельно?

Как изучать библию учебное пособие. 6256. Как изучать библию учебное пособие фото. Как изучать библию учебное пособие-6256. картинка Как изучать библию учебное пособие. картинка 6256

В этой небольшой статье мы разберем несколько полезных советов, как правильно изучать Библию. Возможно, вы когда-то уже самостоятельно читали Библию и вы хотели бы научиться понимать ее лучше. Зачем вообще самостоятельно изучать Библию? Чтобы вас не обманули другие люди (пусть даже и неосознанно). Чтобы вы лично ознакомились с жизнью библейских героев. И чтобы вы лично узнали Иисуса Христа и то, чему Он учил. Давайте начнем.

Начните изучать Библию с Евангелий

Значит, вера приходит к людям, если они слышат благую весть. А благая весть приходит, когда проповедуют о Христе. (К Римлянам 10:17)

Ошибка, которую совершают многие начинающие читатели Библии в том, что они начинают не совсем правильно изучать Библию — с первой книги Бытие. Это сначала может показаться логичным. Все было бы ничего, но подавляющее большинство людей вскоре бросает чтение Библии. Почему? Если книгу Бытие и Исход читать интересно, то в следующих книгах (Левит, Числа, Второзаконие) начинают описываться многочисленные законы для иудейского народа, которые могут очень сильно запутать начинающего читателя. Большинство людей привыкло читать книги с начала и до конца. Если человек не понимает, о чем читает, это чтение становится для него невероятно скучным и трудным занятием. Именно по этой причине большинство людей перестает читать Библию, так и не доходя до Нового Завета, где речь идет об Иисусе Христе и учении, которое лично касается самого читателя.

Начните понимать суть учения Иисуса Христа

В ответ Иисус сказал им: «То, чему Я учу, исходит не от Меня, а от Пославшего Меня. Если человек хочет делать угодное Богу, то узнает, от кого это учение: от Бога или от Меня Самого. Кто говорит сам от себя, беспокоится лишь о собственной славе, но тот, кто старается принести славу Пославшему его, искренен, и нет в нём неправды. (От Иоанна 7:16-18)

После того, как вы прочтете все четыре Евангелия, вы можете начинать переходить на следующий уровень. Начните вникать в суть того, о чем учил Иисус Христос. Жизнь Иисуса Христа и Его приход на землю имел особый смысл и цель. Вам надо вновь начать читать Евангелия, но теперь с целью понять суть учения. Записывайте ваши наблюдения. Библия не просто сборник интересных историй. Библия — это послание Бога к человеку. Новый Завет — это новое соглашение Бога с каждым человеком на земле, в том числе и с вами! Задача того, кто изучает Библию, понять цель и смысл этого соглашения.

О чем учил Иисус Христос? Для чего Он пришел на землю? Что Он хочет от людей? Что будет после смерти? Какой выбор есть у людей? Что надо сделать, чтобы быть спасенным? От чего спасенным? Кто враг Христа и ваш? Кто создал церковь? Зачем нужна церковь? Какова роль других христиан в вашей жизни? Почему Иисус считал себя Богом и как Он это доказал? Есть десятки вопросов, на которые надо найти ответы. В этом и есть суть изучения Библии — найти ответы и применить учение Библии в жизнь.

Начните применять Библию в вашей жизни

Тогда Иисус стал говорить иудеям, которые уверовали в Него: «Если вы будете продолжать следовать Моему учению, то воистину станете моими учениками. Вы постигнете истину, и истина принесёт вам освобождение». (От Иоанна 8:31,32)

Изучение Библии должно приводить к познанию истины. Но, как мы видим из отрывка выше, познание истины неотделимо от практики. Нельзя научиться любить в теории. Нельзя в теории научиться быть родителем. Нельзя познать истину за чтением книги. Иисус сказал людям, которые уже уверовали в Него (прочтите еще раз отрывок выше, чтобы увидеть эту связь):

Вера — следование учению Христа — постижение истины — освобождение

Человек хочет все и сразу. Нельзя сразу получить освобождение, не постигнув истины. Нельзя постичь истину, не начав жить по учению Христа и нельзя начать жить по учению Христа без личной веры в учение Иисуса Христа (по этой причине крещение в младенческом возрасте бесполезно — ребенок не может верить, не может стать учеником Христа и не может постичь истины).

После того, как вы начнете понимать, о чем учил Иисус, вам придется сделать выбор. Следовать вам этому учению или нет. Стоит сказать, что уже на втором этапе изучения Библии вам понадобится человек, который сможет отвечать на ваши вопросы и подсказывать, где найти ответы в Библии. Кто-то, кто лучше знает Библию и имеет опыт ее изучения (вы всегда можете написать нам через раздел контакты на нашем сайте). Библия не просто книга, это книга жизни. Книга, которая меняет жизнь только у тех, кто начинает применять ее знания на практике. Именно тогда начинается настоящее чудо. Бог начинает менять сердце человека, избавляя его от греха и заполняя истиной.

Попробуйте правильно изучать Библию самостоятельно. Это не просто интересно, это важно для всей вашей жизни! И тогда то, что начиналось, как простое чтение, навсегда изменит вас и вашу жизнь!

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Методические основы изучения Св. Писания

По бла­го­сло­ве­нию архи­епи­скопа Костром­ского и Галич­ского Алек­сандра пред­се­да­теля Отдела по делам моло­дежи Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата

Само­сви­де­тель­ство Свя­щен­ного Писа­ния

Исто­рич­ность Библии

Библия созда­ва­лась в тече­ние 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 века н. э. Текст Нового Завета дошел до нас в исклю­чи­тельно бла­го­при­ят­ном состо­я­нии, раз­но­чте­ния состав­ляют около 0,5 про­цента, что очень мало для древ­них тек­стов. Самые древ­ние кодексы Нового Завета отстоят от ори­ги­нала на пол­века – век. Что же каса­ется Вет­хого Завета, особые меры по работе со свя­щен­ными кни­гами в иудей­ской тра­ди­ции также поз­во­ляют утвер­ждать, что текст очень хорошо сохра­нился. Кроме того, Сеп­ту­а­гинта (гре­че­ский пере­вод Вет­хого Завета) ста­но­вится авто­ри­тет­ным тек­стом уже в апо­столь­ский век. Не может быть и речи о том, что отдель­ные цер­ков­ные дея­тели вно­сили поправки. За сохран­ность текста можно ручаться; это тот текст, кото­рый напи­сан самими свя­щен­ными авто­рами.

Свя­щен­ное Писа­ние отли­ча­ется от других книг тем, что в нем можно выде­лить одну цен­траль­ную тему — спа­се­ние в Гос­поде нашем Иисусе Христе. Про­ро­че­ства, кото­рыми испол­нен Ветхий Завет, дей­стви­тельно сбы­ва­ются. Бла­го­даря Библии были уточ­нены многие архео­ло­ги­че­ские и исто­ри­че­ские данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горь­кой порой она ни каза­лась. Итак, Библия заслу­жи­вает дове­рия как исто­ри­че­ский доку­мент, как прав­ди­вый рас­сказ о жизни Церкви и как Слово Божие1.

Дли­тель­ный период созда­ния тек­стов, тот факт, что сна­чала они быто­вали в устной тра­ди­ции, под­вер­га­лись редак­ти­ро­ва­нию, не должны нас сму­щать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поис­тине усмат­ри­вать Про­мысл Божий.

Канон (офи­ци­аль­ный реестр) книг Свя­щен­ного Писа­ния в прин­ципе чужд Пра­во­сла­вию, ибо мы при­знаем, что и в писа­ниях святых Отцов дей­ство­вал Тот же Дух, кото­рый настав­лял на всякую истину и свя­щен­ных авто­ров Библии2. Однако для того, чтобы прак­ти­че­ски отли­чать книги под­лин­ные и духо­нос­ные от все­воз­мож­ных апо­кри­фов, состав­ля­лись списки книг Свя­щен­ного Писа­ния. Пра­во­слав­ная тра­ди­ция, как и римско-като­ли­че­ская, при­знает 47 книг Вет­хого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в сла­вян­ской и рус­ской Библии есть неко­то­рые добав­ле­ния по срав­не­нию с тек­стом Сеп­ту­а­гинты (авто­ри­тет­ного пере­вода Вет­хого Завета на древ­не­гре­че­ский язык, сде­лан­ного 70 тол­ков­ни­ками); еврей­ский и про­те­стант­ский канон в Ветхом Завете при­знает только 39 книг, остав­ляя вне канона книги Товита, Иудифи, Пре­муд­ро­сти Соло­мона, Пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, про­рока Варуха, 2‑ю книгу Ездры и две книги Мак­ка­вей­ские (в като­ли­че­стве они полу­чили назва­ние вто­ро­ка­но­ни­че­ских).

Свя­щен­ное Писа­ние в ряду прочих цер­ков­ных книг

Именно в Свя­щен­ном Писа­нии мы нахо­дим самое ясное и точное изло­же­ние спа­си­тель­ных истин. Жела­ю­щий войти в Цар­ство Небес­ное прежде всего должен обра­титься к Свя­щен­ному Писа­нию и из прочих книг именно Слово Божие избрать себе в каче­стве глав­ного спут­ника и руко­во­ди­теля. Еван­гель­ское учение обра­щено ко всем людям без исклю­че­ния и для всех удобно испол­нимо.

Далее по сте­пени учи­тель­ного досто­ин­ства стоят свя­то­оте­че­ские тво­ре­ния. Их сле­дует читать только в соот­вет­ствии с избран­ным обра­зом жизни (иноки — настав­ле­ния инокам, миряне — святых Отцов, про­из­нес­ших свои поуче­ния для всего хри­сти­ан­ства) — так, чтобы про­чи­тан­ное можно было при­ме­нить в жизни; иначе в душе рож­да­ется бес­плод­ная меч­та­тель­ность, в сердце — сму­ще­ние, а в пове­де­нии — неопре­де­лен­ность, тягост­ная и вред­ная для чита­ю­щего и ближ­них его3.

Весьма полезны книги нрав­ствен­ного порядка — о борьбе со стра­стями и путях стя­жа­ния доб­ро­де­тели — т. е. о прак­ти­че­ской жизни во Христе4.

Совре­мен­ную цер­ков­ную лите­ра­туру нельзя при­рав­ни­вать по зна­чи­мо­сти к поуче­ниям святых Отцов и тем более к Свя­щен­ному Писа­нию, поскольку она еще не прошла рецеп­цию (при­ня­тие) собор­ным разу­мом Церкви. Среди тако­вой можно читать лишь книги, име­ю­щие цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние и слу­жа­щие к уго­жде­нию Божию5.

Без нужды и спе­ци­аль­ного бла­го­сло­ве­ния духов­ника не сле­дует читать книг поле­ми­че­ских, т. к. они про­из­во­дят ненуж­ные споры ( 2Тим.2:14-18 ), напи­саны часто в порыве стра­сти и несут в себе осуж­де­ние, не при­ли­че­ству­ю­щее хри­сти­а­нину ( Мф.7:1 ). Пра­во­слав­ные хри­сти­ане в отно­ше­нии спор­ных вопро­сов должны ори­ен­ти­ро­ваться не на книги поле­ми­че­ские, часто сомни­тель­ного содер­жа­ния, а на мнение свя­щен­но­на­ча­лия, выра­жен­ное в офи­ци­аль­ных цер­ков­ных доку­мен­тах.

Еще строже и с боль­шей осто­рож­но­стью сле­дует под­хо­дить к лите­ра­туре свет­ского харак­тера.

Бого­дух­но­вен­ность Свя­щен­ного Писа­ния

Исклю­чи­тель­ное поло­же­ние, кото­рое зани­мает Свя­щен­ное Писа­ние, объ­яс­ня­ется тем, что оно явля­ется бого­дух­но­вен­ной книгой.

Такое пони­ма­ние бого­дух­но­вен­но­сти поз­во­ляет выде­лять в Свя­щен­ном Писа­нии то, что уста­нов­лено на все вре­мена (учение веры и пра­вила нрав­ствен­но­сти), и то, что явля­ется уста­нов­ле­нием для кон­крет­ной ситу­а­ции (моменты, обу­слов­лен­ные наци­о­наль­ными осо­бен­но­стями, гео­гра­фией и уров­нем исто­ри­че­ского раз­ви­тия).

Истина в Свя­щен­ном Писа­нии

Исти­ной в Свя­щен­ном Писа­нии при­зна­ются пра­вила веры и нормы нрав­ствен­ной жизни. Собы­тия цер­ковно-поли­ти­че­ской жизни народа, вообще исто­ри­че­ские факты имеют зна­че­ние постольку, поскольку они зна­чимы для исто­рии нашего спа­се­ния.

Часто неве­ру­ю­щие люди выис­ки­вают исто­ри­че­ские про­ти­во­ре­чия в Свя­щен­ном Писа­нии. Уместно спро­сить себя: стоит ли всту­пать с ними в прения, ведь еще апо­стол Павел пре­ду­пре­ждал, что «злые люди будут пре­успе­вать во зле, вводя в заблуж­де­ние и заблуж­да­ясь» ( 2Тим.3:13 ). Для себя же хорошо про­честь одно из попу­ляр­ных вве­де­ний в Свя­щен­ном Писа­ние, чтобы уви­деть: исто­рия биб­лей­ских иссле­до­ва­ний ХХ века наглядно про­де­мон­стри­ро­вала: то, что кри­ти­че­ская наука ХIХ века счи­тала вымыс­лом и исто­ри­че­ской фаль­шив­кой, нашло свое под­твер­жде­ние.

Ученые пола­гают, что совре­мен­ная кар­тина мира вполне соот­но­сима с биб­лей­ской; основ­ные собы­тия свя­щен­ной исто­рии нахо­дят все больше под­твер­жде­ний. Только недоб­ро­со­вест­ная наука сего­дня может наста­и­вать на том, что Свя­щен­ное Писа­ние — выдумка и миф.

Библия и жизнь в Церкви

Уделяя долж­ное вни­ма­ние Свя­щен­ному Писа­нию, не стоит забы­вать, что учение веры явля­ется лишь одной из четы­рех состав­ля­ю­щих жизни Церкви, наравне с обще­нием веру­ю­щих между собой, При­ча­стием и молит­вой ( Деян.2:42 ).

Молитва и чтение

Вообще Свя­щен­ное Писа­ние — это не просто лите­ра­тура. Святые Отцы, пас­тыри цер­ков­ные и про­стые веру­ю­щие — все еди­но­гласно сви­де­тель­ствуют, что, читая Свя­щен­ное Писа­ние, мы можем встре­тить Гос­пода и познать Его благую волю о нас; неко­то­рые же свя­щен­ные писа­тели (напри­мер, бла­жен­ный Иеро­ним) рас­смат­ри­вают чтение Свя­щен­ного Писа­ния как таин­ство, наравне с Евха­ри­стией.

Словом Божиим, кото­рое может про­све­тить, исце­лить и ука­зать дорогу в жизнь вечную, Библия ста­но­вится только тогда, когда про­ис­хо­дит личная встреча с Богом. Это часто про­ис­хо­дит на молитве — обще­ствен­ной и личной.

Еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена перед чте­нием Торы (Пяти­кни­жия Мои­се­ева) чита­лись особые бла­го­сло­ве­ния: 1) соб­ственно на выпол­не­ние запо­веди изу­че­ния Закона Божия; 2) с прось­бой о том, чтобы изу­че­ние Писа­ний было при­ят­ным и вожде­лен­ным; 3) с бла­го­дар­но­стью за избра­ние в удел Божий и даро­ва­ние Торы.

Сего­дня пра­во­слав­ные хри­сти­ане имеют спе­ци­аль­ные кано­ни­че­ские молитвы, кото­рые чита­ются перед изу­че­нием Свя­щен­ного Писа­ния и в кото­рых содер­жится поис­тине целост­ное учение о чтении Слова Божия, напри­мер:

«Гос­поди, Иисусе Христе, открой мои очи сер­деч­ныя, чтобы я, услы­шав Слово Твое, ура­зу­мел Оное и испол­нил волю Твою. Не скрой от меня запо­ве­дей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я ура­зу­мел чудеса от закона Твоего. Скажи мне без­вест­ное и тайное пре­муд­ро­сти Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты про­све­тишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту напи­сан­ное, но и исполню оное. Соде­лай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое про­чи­тал, но во обнов­ле­ние и про­све­ще­ние, и в свя­тыню, и в спа­се­ние души, и в насле­дие жизни вечной. Ибо Ты, Гос­поди, — про­све­ще­ние лежа­щих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совер­шен­ный».

Молиться необ­хо­димо не только перед нача­лом, но и в про­цессе чтения Свя­щен­ного Писа­ния. По образ­ному выра­же­нию одного опыт­ного веду­щего, Слово Божие зву­чало до сотво­ре­ния мира и про­дол­жает зву­чать. Цель нашей молитвы перед чте­нием — войти в состо­я­ние слу­ша­ния, настро­иться на это зву­ча­ние, на эту волну: «Говори, Гос­поди, ибо слышит раб Твой» ( 1Цар.3:10 ). И резуль­тат чтения тоже должен выра­жаться прежде всего в молитве. При этом недо­ста­точно лишь сбор­ника молит­вен­ных тек­стов, ибо чтение Свя­щен­ного Писа­ния должно найти личный отклик в душе каж­дого веру­ю­щего.

Цель чтения

Из общего язы­ко­зна­ния известно, что в про­цессе ком­му­ни­ка­ции чело­век не только пере­дает инфор­ма­цию, но и выра­жает свое эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, побуж­дает к дей­ствию. Это спра­вед­ливо и по отно­ше­нию к Слову Божию. Оно не только пере­дает нам какие-то знания, но и гово­рит об эмо­ци­о­наль­ном состо­я­нии свя­щен­ных авто­ров, при­зы­вает нас к чему-то. Очень важно именно услы­шать призыв.

Цель чтения Библии — явля­ется встреча с Богом и под­лин­ным чело­ве­ком. Читая Свя­щен­ное Писа­ние, мы должны ста­раться уви­деть в нем тот идеал, к кото­рому надо стре­миться, и идеал этот — Сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Не слу­чайно святые Отцы, читая Ветхий Завет, усмат­ри­вали в нем скры­тые повест­во­ва­ния о Христе (что полу­чило назва­ние «чтения в хри­сто­ло­ги­че­ском ключе»).

При сов­мест­ном чтении Свя­щен­ного Писа­ния наши братья и сестры также рас­кры­ва­ются несколько иначе, чем это бывает в обыч­ной жизни, ведь Слово Божие тре­бует откры­то­сти сердца. И если мы вни­ма­тельны, то увидим бла­го­дать, кото­рая при­суща каж­дому веру­ю­щему, и сможем радо­ваться и бла­го­да­рить. Мы также можем уви­деть внут­рен­нюю повре­жден­ность и уяз­ви­мость, и это научит нас береж­нее отно­ситься к ближ­нему. Сов­мест­ное чтение Свя­щен­ного Писа­ния — один из лучших спо­со­бов всту­пить в брат­ские отно­ше­ния в Боге.

Усло­вия чтения

Первое усло­вие — любовь к Богу и ближ­нему. Без веры и любви к Богу Библия оста­нется «закры­той книгой», но к Богу нельзя при­сту­пать, имея что-то в сердце против ближ­него.

Отсюда чистота души — второе тре­бо­ва­ние к тем, кто берет в руки Слово Божие: чело­век, жела­ю­щий пони­мать Свя­щен­ное Писа­ние, должен зани­маться не столько чте­нием тол­ко­ва­ний, сколько очи­ще­нием сердца от плот­ских поро­ков. Те, у кого душев­ные очи здо­ровы, не нуж­да­ются в посо­бии тол­ко­ва­те­лей7, поскольку в чистом чело­веке оби­тает Святой дух ( 1Кор.6:19 ), про­све­ща­ю­щий чело­века в Слове Божием ( 2Тим.3:16 ).

Необ­хо­димо пони­мать, что глав­ным истол­ко­ва­те­лем Свя­щен­ного Писа­ния должен быть Дух Святой ( Ин.16:13 ). Именно Дух Святой посред­ством Свя­щен­ного Писа­ния может пока­зать нас себе самим в истин­ном свете и побу­дить к пока­я­нию, очи­стить душу от гре­хов­ных помыс­лов и сооб­щить нам мир, покой и радость о Гос­поде8.

Нако­нец, сми­ре­ние, сокру­ше­ние духа и готов­ность без ропота слы­шать и испол­нять волю Гос­подню, какой бы труд­но­ис­пол­ни­мой она ни каза­лась, — вот чет­вер­тое усло­вие при­сту­па­ю­щему к чтению Еван­ге­лия ( Ис.66:2 ). Не все будет полу­чаться сразу, но тот, кто хранит слово Божие в добром и чистом сердце и в тер­пе­нии сле­дует ему, обя­за­тельно при­не­сет плод ( Лк.8:15 ).

Помощь ком­мен­та­риев

Удо­вле­тво­ряем ли мы выше­пе­ре­чис­лен­ным тре­бо­ва­ниям? Оче­видно, нет, далеко не пол­но­стью. И потому мы нуж­да­емся в помощи, кото­рую можем полу­чить у более опыт­ных в духов­ной жизни людей, у тех, кого Цер­ковь назы­вает свя­тыми. Оста­ва­ясь откры­тыми для непо­сред­ствен­ного дей­ство­ва­ния Духа Божия в нас, нужно ори­ен­ти­ро­ваться именно на их пони­ма­ние Свя­щен­ного Писа­ния, ведь через них, по сви­де­тель­ству Церкви, гово­рит Святой Дух.

Чело­век, только при­шед­ший к вере, должен сна­чала изу­чить пра­во­слав­ную цер­ков­ную тра­ди­цию, поэтому ком­мен­та­рии иных кон­фес­сий не для всех полезны, лишь духовно опыт­ные люди могут поль­зо­ваться ими, отде­ляя истину от заблуж­де­ний; вообще, хорошо при выборе лите­ра­туры на первых порах руко­вод­ство­ваться сове­том духов­ника.

Отно­си­тель­ность науч­ного знания при­нуж­дает к тому, чтобы с осто­рож­но­стью отно­ситься и к совре­мен­ным биб­лей­ским науч­ным иссле­до­ва­ниям и пере­во­дам. К сожа­ле­нию, далеко не все ученые явля­ются веру­ю­щими людьми.

Неко­то­рые тех­ни­че­ские моменты чтения Слова Божия

Читать Свя­щен­ное Писа­ние сле­дует неболь­шими отрыв­ками, с молит­вой и раз­мыш­ле­нием. Впро­чем, для пре­успев­ших в этом свя­тыми Отцами одоб­ря­ется и прак­тика чтения целыми кни­гами. Чтение должно быть регу­ляр­ным и систе­ма­ти­че­ским (после­до­ва­тель­ным), про­хо­дить в спе­ци­ально отве­ден­ное для этого время. Изу­чать Слово Божие сле­дует посто­янно, и ника­кое место не может слу­жить тому пре­пят­ствием ( Втор.6:6-9 )9. Впро­чем, очень важно соблю­дать тишину — прежде всего, внут­рен­нюю, — ведь голос Бога подо­бен дуно­ве­нию тихого ветра ( 3Цар.19:12 ). Полезно заучи­вать Слово Божие наизусть, осо­бенно отрывки из Еван­ге­лия и Псал­тири10.

Часто, читая некий текст, мы пони­маем его не так, как его пони­мал автор. Это обу­слов­лено инди­ви­ду­аль­ными момен­тами нашего вос­при­я­тия, исто­ри­че­скими и куль­тур­ными тра­ди­ци­ями. Читая любой текст, мы как бы даем ему соб­ствен­ное тол­ко­ва­ние (даже не входя в детали). То же про­ис­хо­дит и в про­цессе пере­вода. Поэтому важно поль­зо­ваться раз­лич­ными исто­рико-фило­ло­ги­че­скими ком­мен­та­ри­ями и сло­ва­рями, раз­ными пере­во­дами, осо­бенно освя­щен­ными цер­ков­ной тра­ди­цией. Впро­чем, не стоит при­да­вать этим момен­там пер­во­сте­пен­ного зна­че­ния — можно «зако­паться» в подроб­но­стях ана­лиза и так и не дойти до смысла.

Важно заме­чать все детали повест­во­ва­ния, будь то слово поуче­ния или неко­то­рое дей­ствие. Каждая буква Свя­щен­ного Писа­ния может учить того, кто отно­сится к Слову Божию с бла­го­го­вей­ным вни­ма­нием11.

И в другом смысле сле­дует бережно отно­ситься к Слову Божию: нельзя вычи­ты­вать из него то, что нам хоте­лось бы услы­шать, замал­чи­вая осталь­ное (часто — для само­оправ­да­ния). Это неверно с точки зрения хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти, и с точки зрения мето­до­ло­гии: Библия — это не сбор­ник раз­но­род­ных стихов, каждый из кото­рых само­до­ста­то­чен, но целост­ное про­из­ве­де­ние, и потому пра­вильно понять какое-то место можно только в кон­тек­сте всего Писа­ния (так назы­ва­е­мом «широ­ком кон­тек­сте»).

Почти всегда для про­яс­не­ния смысла текста тре­бу­ется также обра­ще­ние к бли­жай­шему кон­тек­сту, поэтому полезно по край­ней мере про­смат­ри­вать преды­ду­щее и после­ду­ю­щее повест­во­ва­ния чита­е­мой книги.

Один из самых верных спо­со­бов чтения Свя­щен­ного Писа­ния — в связке с жити­ями святых. Под­ра­жая подви­гам святых в меру наших сил, мы будем поне­многу расти и в пони­ма­нии Слова Божия.

Путь изу­че­ния Слова Божия

Свя­то­оте­че­ская тра­ди­ция чтения Свя­щен­ного Писа­ния пред­по­ла­гает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встре­титься с самим Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом. Но это невоз­можно в том случае, если мы поверх­ностно отно­симся к Слову Божию, читаем только для того, чтобы про­честь опре­де­лен­ный объем текста, не раз­мыш­ляя над ним. Впро­чем, и излиш­нее раз­мыш­ле­ние, рас­су­доч­ность грозят иногда стать само­до­ста­точ­ными, а интел­лек­ту­аль­ная работа может под­ме­нить живое обще­ние с Богом. Вместо само­ко­па­ния с целью само­ис­прав­ле­ния Отцы пред­ла­гают нам обра­титься с горя­чей моль­бой к Тому, Кто един­ствен­ный может испра­вить наше сердце: «Сту­чите, и отво­рят вам» ( Мф. 7:7 ). Когда же про­ис­хо­дит встреча, уже не нужен рас­су­док, уже не нужны даже слова молитвы, ибо мы полу­чили то, к чему стре­ми­лись — вошли в При­сут­ствие Гос­подне, где гово­рить может только Он. Эта тра­ди­ция полу­чила назва­ние lectio divina.

В эпоху схо­ла­стики в упо­треб­ле­ние вошел метод lectio cursiva, при кото­ром чтение ста­но­вится более интел­лек­ту­аль­ным: ста­вятся вопросы, пред­ла­га­ются реше­ния, кото­рые должны быть обос­но­ваны авто­ри­тет­ными тек­стами. Такое чтение хорошо для науче­ния, но мало что может дать для духов­ной жизни.

Инди­ви­ду­аль­ное, груп­по­вое и литур­ги­че­ское чтение Свя­щен­ного Писа­ния.

Разные формы чтения Свя­щен­ного Писа­ния имеют свои осо­бен­но­сти, кото­рые необ­хо­димо учи­ты­вать.

Домаш­нее уеди­нен­ное чтение рас­по­ла­гает к раз­мыш­ле­нию и молитве (при­ме­ня­ется в основ­ном метод lectio divina).

Изу­че­ние Свя­щен­ного Писа­ния в биб­лей­ских груп­пах при­зван научить пра­виль­ному чтению Свя­щен­ного Писа­ния и выявить всю гамму зало­жен­ных в тексте смыс­лов для того, чтобы каждый участ­ник мог выне­сти для себя какое-либо нази­да­ние (частично исполь­зу­ется метод lectio cursiva).

При напи­са­нии ком­мен­та­риев при­ме­ня­ются особые формы работы с ори­ги­наль­ным тек­стом, по пре­иму­ще­ству исполь­зу­ется метод lectio cursiva.

Чтение Свя­щен­ного Писа­ния за бого­слу­же­нием и сле­ду­ю­щая за ним про­по­ведь должны слу­жить к сози­да­нию общины: здесь пас­тырь должен верно пре­по­дать учение Церкви и при­звать к изме­не­ниям в жизни каж­дого при­хо­жа­нина и общины в целом (при­ме­не­ние того или иного метода, их соче­та­ние зави­сит непо­сред­ственно от про­по­вед­ника).

Исто­рия цер­ков­ного тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния

Оста­но­вимся несколько подроб­нее на мето­дах тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния.

Раз­ница в тол­ко­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния может быть настолько широ­кой, что в еврей­ской тра­ди­ции гово­рится, что у Торы — семь­де­сят лиц12, т.е. семь­де­сят уров­ней смысла, по числу наро­дов земли. Мы не сможем дать един­ственно верный смысл, и поиски тако­вого неиз­бежно при­ве­дут к ереси (впро­чем, сле­дует отсе­кать то, что про­ти­во­ре­чит дог­ма­там Церкви).

Именно неис­чер­па­е­мая глу­бина смыс­лов Свя­щен­ного Писа­ния обу­сло­вила то, что в исто­рии Церкви суще­ство­вали разные методы и даже школы тол­ко­ва­ния Слова Божия.

Конечно, проще всего видеть в биб­лей­ском тексте только бук­валь­ный смысл. Так можно читать исто­ри­че­ские книги Вет­хого Завета, именно так нужно читать исто­ри­че­ские повест­во­ва­ния в Еван­ге­лиях и книгу Деяний.

Однако если так подойти, напри­мер, к Песни Песней, можно сму­титься. На помощь при­хо­дит алле­го­рия. В данной книге под Жени­хом будут пони­мать Бога, под неве­стой — Цер­ковь или душу чело­ве­че­скую. Этот иудей­ский по про­ис­хож­де­нию метод исполь­зуют свя­ти­тели Кирилл Алек­сан­дрий­ский, Гри­го­рий Нис­ский и другие.

Новое пони­ма­ние Писа­ний пришло во вре­мена Спа­си­теля. Осо­бен­ность тол­ко­ва­ний нашего Гос­пода заклю­ча­лась в том, что Он умел выде­лять суще­ствен­ное и учил руко­вод­ство­ваться не пра­ви­лами в при­ме­не­нии биб­лей­ских норм морали, но духом любви. Свя­щен­ное Писа­ние Гос­подь наш изъ­яс­нил (истол­ко­вал) своей жизнью ( Ин.1:18 ). Именно опыт пра­вед­ной жизни во Христе лучше всего помо­гает понять нам смысл Писа­ния.

Для первых хри­стиан было важно найти про­ро­че­ства, кото­рые под­креп­ляли бы нашу надежду и веру, про­ро­че­ства не только словом, но и ситу­а­цией. Так, иудей­ская Пасха пред­вос­хи­щает хри­сти­ан­скую, манна — Евха­ри­стию, в повест­во­ва­нии об Адаме, Иосифе, Исааке или Моисее мы видим про­об­разы Христа, и т. д. Этот метод назы­вался тео­рией и был очень попу­ля­рен среди тол­ко­ва­те­лей.

Без­условно, стрем­ле­ние к пра­вед­но­сти, очи­ще­нию и воз­вы­ше­нию души также нашло свое про­яв­ле­ние. Появ­ля­ются мораль­ные тол­ко­ва­ния, образ­цом для кото­рых всегда оста­нутся тво­ре­ния отцов-аске­тов.

Нако­нец, с рас­цве­том мона­ше­ской мистики появ­ля­ются тол­ко­ва­ния, кото­рые про­зре­вают в текстах глу­бо­кие вещи о Боге, Цар­стве Божием (святой Максим Испо­вед­ник). Этот метод полу­чил назва­ние ана­го­гии.

Впро­чем, как заме­чает свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский, не стоит спо­рить о назва­ниях мето­дов, можно даже не знать их, важнее «дер­жаться полез­ных разу­ме­ний», т. е. пони­мать Свя­щен­ное Писа­ние так, чтобы это при­но­сило пользу душе. Важно также отме­тить, что свя­то­оте­че­ские тол­ко­ва­ния нико­гда не были про­из­воль­ными фан­та­зи­ями на тему биб­лей­ского отрывка, но гар­мо­нично соче­тали бук­валь­ный и духов­ный смысл; и иначе быть не могло, потому что насто­я­щие тол­ко­ва­ния — это не рас­су­доч­ные раз­мыш­ле­ния, а то, что откры­ва­ется в чтении с молит­вой, в меру сле­до­ва­ния запо­ве­дям Хри­сто­вым.

Уровни вос­при­я­тия биб­лей­ского текста

Итак, мы уви­дели, что текст Свя­щен­ного Писа­ния можно по-раз­ному про­честь и истол­ко­вать.

Поверх­ност­ного чтения, кото­рое поз­во­ляет лишь про­сле­дить сюжет­ную линию, отнюдь не доста­точно. В каждом отрывке сле­дует попы­таться уви­деть про­блему, рас­смот­реть, какое реше­ние она полу­чает здесь, а также и в широ­ком кон­тек­сте Библии, — сле­дует раз­мыш­лять над про­бле­мой. Важно также, чтобы то, что мы вос­при­няли, не оста­лось сухой суммой знаний, чтобы наше чтение под­ня­лось над интел­лек­том, а истины веры кос­ну­лись нашего сердца.

Нако­нец, самое глав­ное: посе­ян­ное в нашем сердце должно при­не­сти свои плоды — оста­ется пре­тво­рить в жизнь то, что нам откры­лось.

Огра­ни­че­ния тол­ко­ва­ния

Даже когда все пра­вила тол­ко­ва­ния соблю­дены, неко­то­рые вопросы оста­ются не вполне понят­ными. Это не должно сму­щать нас. Сми­ре­ние перед тай­нами Божи­ими лучше бес­плод­ных попы­ток прийти своим умом к тому, до чего мы еще не доросли. Такова пози­ция и свя­то­оте­че­ского бого­сло­вия, и серьез­ных иссле­до­ва­те­лей нашего вре­мени13.

Сле­дует пом­нить, что основ­ные истины, нужные для спа­се­ния, просты, и тре­буют не интел­лек­ту­аль­ного пости­же­ния, а пре­тво­ре­ния в жизнь.

Впро­чем, не сле­дует сму­щаться тем, что что-то удер­жано от нашего разу­ме­ния до вре­мени, — в нужный момент Дух Святой обя­за­тельно напом­нит нам о про­чи­тан­ном. Это «вклад», кото­рый при­не­сет пользу в свое время.

Плоды слу­ша­ния и испол­не­ния Слова Божия

Спа­си­тель наш гово­рит:

«При­дите ко Мне, все труж­да­ю­щи­еся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас. Возь­мите иго Мое на себя, и научи­тесь от Меня: ибо Я кроток и смирен серд­цем; и най­дете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28-30 ).

Вся­кого, кто слу­шает слова Его и испол­няет их, Гос­подь наш Иисус Хри­стос упо­доб­ляет мужу бла­го­ра­зум­ному, чей дом построен на камне и не поко­леб­лется вовек ( Мф.7:24-27 ). Такой чело­век осво­бо­дится от стра­стей ( Ин.8:31-32 ), будет иметь радость ( Ин.15:10-11 ) и мир Хри­стов ( Ин.16:33 ); Гос­подь вос­кре­сит его в послед­ний день ( Ин.6:40 ) и дарует в веч­но­сти насле­дие со свя­тыми ( Деян.20:32 ).

При­ме­ча­ния:

1 Подроб­нее см.: Дж. Мак­дау­элл. Неоспо­ри­мые сви­де­тель­ства (любое изд.)
Или при­ло­же­ния к книге прот. Алек­сандра Меня. Сын Чело­ве­че­ский (любое изд.)

12 Бамид­бар рабба [ком­мен­та­рий на книгу Чисел] – 13:15.

Сбор­ник мате­ри­а­лов к 15-ти летию воз­рож­де­ния моло­деж­ного слу­же­ния в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и 5‑ти летию созда­ния Отдела по делам моло­дежи Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата. Отдел по делам моло­дежи Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата. Изда­тель­ство Кру­тиц­кого подво­рья. Москва. 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *