Как изучать историю искусств самостоятельно
Изучаем историю искусств самостоятельно
Прежде всего, вам стоит походить по музеям для того, чтобы обрести интеллектуальный тонус и понимание формата, фактуры живописи. Сравнивайте персонажей, цветовые решения и манеру писать второстепенные детали (складки, украшения, деревья).
Параллельно читайте и слушайте умных людей. Ведь это одно из главных удовольствий в жизни.
Возможно, какого-то автора я пропустила или недооценила. Рекомендуйте в комментариях! Только, пожалуйста, без зубастой монахини Вэнди или человека-снотворного Татарского. У нас здесь история искусств для взрослых, а не клуб мазохистов.
Посмотреть:
1. Андрей Кончаловский «От черного квадрата к черной дыре»:
2. Цикл Паолы Волковой «Мост над бездной». Мастера режиссуры вспоминают ее с благоговением, а это дорогого стоит.
3. Проект «Arzamas». Мне нравится вот эта лекция про Давида: http://arzamas.academy/episodes/58.
4. Абсолютно необходимо посмотреть цикл Алена Жобера «Палитры», чтобы разбираться в техниках живописи.
5. В проекте «Воображаемый музей Михаила Шемякина» я особенно люблю серии про современное искусство. Как он рубит стул!
Почитать:
3. Шакко читаю и репощу за ясность изложения и умение раскрывать малоизученные темы. Например, из ее жж я узнала про оспу в живописи http://shakko-kitsune.livejournal.com/762404.html.
Мне всегда не хватало ответов на простые вопросы: на что художник жил, тратил свободное время, и на какие компромиссы ему приходилось идти. Искать ответы приходилось в письмах, книгах о правителях, на которых он работал. И меня всегда выворачивало от пафоса. Например, когда монография начинается с утверждения, что великий гений талантливо предвидел свою судьбу. Как такое возможно? Откуда тогда смятение в письмах, заискивание перед заказчиками, экспериментальные и неудачные работы?
История искусства
Дорогие друзья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое искусство? Определений бесчисленное множество. Однако в самом общем виде искусство можно трактовать как образное переосмысление действительности и передачу смыслов художественными средствами, такими как живопись, архитектура, скульптура, музыка и прочими.
Тогда что такое история искусства? Это наука, изучающая стадии и закономерности развития разных видов искусства в различные периоды мировой истории. В ходе такого изучения выявляются общие закономерности и тренды, которым подчиняются произведения искусства, созданные в какой-либо исторический период.
На основе выявленных закономерностей разрабатывается классификация периодов, стилей и направлений в искусстве. С ними мы и познакомимся в ходе изучения его истории. Зачем вам это? Судя по тому, что вы уже читаете вводный урок к нашему краткому курсу «История искусства», у вас уже есть какой-то свой ответ на этот вопрос. У нас такой ответ тоже есть, но это позже, а сейчас познакомим вас со структурой курса.
Содержание:
А теперь – о целях и задачах курса и о том, где вам могут пригодиться полученные знания.
Цели и задачи курса
Историю мы все изучали в школе, однако в большинстве случаев фокус внимания учителя был направлен на социально-экономические и общественно-политические аспекты развития. Культура и искусство часто оставались как бы «за кадром».
Кроме того, вы научитесь разбираться в стилях и направлениях различных видов искусства, что поможет вам более уверенно чувствовать себя, например, на всевозможных выставках, премьерах, экскурсиях.
Где и кому нужна история искусства?
Можно уверенно сказать, что история искусства нужна любому культурному человеку. Даже если вы не горите желанием распознавать художников по взмаху кисти или авторство оперетт по первым аккордам, в современном мультикультурном мире очень желательно иметь представление об искусстве разных периодов и регионов.
А уж если вы работаете с людьми, базовые знания об искусстве вам просто необходимы. Просто потому, что в центре внимания большинства произведений искусств – человек, его мысли и переживания, эмоции и желания. Изучив историю искусства, вы научитесь лучше понимать людей каждый день, изо дня в день и в самых разных обстоятельствах.
Кому пригодится история искусства:
Предполагается, что профессиональные историки, археологи, искусствоведы и культурологи познакомились с историей искусства на этапе обучения в вузе, и знают ее в объеме гораздо большем, чем может вместить в себя экспресс-курс, построенный по схеме «1 эпоха = 1 урок». Если это почему-либо до сих пор не так, очень рекомендуем пройти наш курс и хотя бы в общем и целом компенсировать пробелы в знаниях.
Как освоить историю искусства?
Мы построили наш курс так, чтобы материал был понятен даже тем, кто никогда всерьез не задумывался, что история искусства – это целая наука, которая подчиняется своим закономерностям. Подача упрощена до базовых понятий и главных отличительных черт той или иной эпохи в истории искусства и подкреплена наглядным материалом, дающим визуальное представление об основных трендах в том или ином виде искусства.
При построении курса мы придерживались следующей периодизации:
В специальной литературе можно встретить другие принципы периодизации. Например, деление истории искусства на Античность, Ренессанс и Постренессанс, а истории искусства Новейшего времени – на авангард, модернизм, постмодернизм.
Однако такое деление несколько отходит от периодизации всеобщей истории. Поэтому мы решили ориентироваться на периоды, на которые делится она и которые знакомы всем со школьной скамьи хотя бы в общих чертах.
Курс не является заменой полноценному высшему образованию и не вмещает в себя информацию абсолютно обо всех произведениях искусства, созданных с древнейших времен до наших дней. Это бы существенно увеличило объем курса и затруднило восприятие, которое при избытке деталей сложно сфокусировать на главном.
Уроки и структура курса
Чтобы вам было проще понять историю искусства, мы сгруппировали уроки по основным периодам в развитии искусства по принципу «1 эпоха = 1 урок». Так будет проще разграничить восприятие по датам, странам и основным трендам в искусстве и не запутаться в дальнейшем, обращаясь к произведению искусства того или иного стиля и направления.
Урок 1. Искусство первобытного общества и Древнего мира
Цель урока – изучить развитие искусства первобытного общества и Древнего мира. Из этого урока вы узнаете, что искусство зародилось в эпоху Среднего палеолита, узнаете, что и почему рисовали на скалах древние люди, познакомитесь с основными памятниками искусства Позднего палеолита, мезолита, неолита и Древнего мира: Древнего Египта, Индии, Китая, Месопотамии.
Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим
Цель урока – изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима. Изучив урок, вы узнаете, что именно позаимствовало искусство Древней Греции от Древнего Египта, что такое ионический, дорический и коринфский стили, какова специфика греческой росписи, откуда взялось выражение «Хлеба и зрелищ» и еще много интересного.
Урок 3. Искусство Средневековья
Цель урока – изучить развитие искусства в эпоху раннего Средневековья и Византии, классического или высокого Средневековья. Вы узнаете, почему в Византии была слабо развита скульптура, чем отличались романский и готический стили западноевропейского Средневековья, какие фрески и мозаики рисовали в храмах и как оформляли рукописные книги того периода. А еще вы узнаете, кто такие ваганты и какие их песни поют с древних времен и до сих пор.
Урок 4. Эпоха Возрождения и Ренессанс
Цель урока – изучить основные тренды искусства эпохи Возрождения. Изучив материал урока, вы узнаете, как развивались архитектура, скульптура, живопись и литература данного периода, познакомитесь с наиболее знаковыми произведениями. Вы узнаете, какие элементы античного искусства были позаимствованы в полной мере, что такое маньеризм, какие сонеты писал художник Рафаэль Санти, и ощутите энергию Ренессанса.
Урок 5. Искусство Нового времени
Цель урока – изучить основные стили и направления в искусстве Нового времени, познакомиться с работами известных архитекторов, скульпторов, художников и литераторов данной эпохи. Изучив материал урока, вы научитесь определять, к какому стилю относится то или иное произведение искусства и в чем его историческая ценность.
Урок 6. Модернизм
Цель урока – изучить проявления модернизма в разных жанрах искусства, познакомиться с наиболее яркими представителями модернизма в искусстве и наиболее известными произведениями в этом стиле. Изучив урок, вы научитесь отличать модернизм от прочих направлений в искусстве, разберетесь в его основных чертах и отличительных особенностях.
Урок 7. Постмодернизм
Цель урока – изучить постмодернизм во всех его проявлениях, познакомиться с наиболее выдающимися авторами и произведениями искусства постмодернизма. Изучив урок, вы сумеете отличить постмодернизм от модернизма и прочих родственных направлений в искусстве.
Урок 8. Современное искусство
Цель урока – понять, что такое современное искусство, по каким критериям можно отнести ту или иную работу к произведению искусства. Изучив урок, вы разберетесь в структуре многообразия современного искусства, его жанрах, стилях и направлениях. И, возможно, задумаетесь о том, чтобы внести свой собственный вклад в современное искусство.
Как проходить курс?
Ввиду того, что курс выстроен в хронологическом порядке, удобнее всего будет изучать уроки последовательно от первого к последнему. Если вам что-либо непонятно с первого раза, ничего страшного, для полного понимая обычно достаточно просто прочитать фрагмент текста еще раз. К слову, этот метод «повторного чтения» решает примерно 70% проблем, возникающих при освоении гуманитарных наук.
Отметим, что сегодня гуманитариям намного легче, чем, скажем, во времена Античности. Тогда словом «искусство» называли любую интеллектуальную, т.е. не физическую деятельность. А в раннем Средневековье появилось такое понятие, как «7 свободных искусств», которые необходимо было освоить всем, кто желал учиться в университете.
Сначала изучали тривиум: грамматику, логику, она же диалектика, и риторику. Затем изучали квадривиум: арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В традиционном понимании искусством в этом списке является только музыка (и отчасти риторика).
Сейчас термин «искусство» охватывает гораздо более приятные для восприятия гуманитариев вещи, поэтому мы очень рады видеть вас на нашем курсе, и уверены, что вам с нами понравится.
Дополнительные материалы
Для тех, кто заинтересуется историей искусства более предметно, мы подготовили список дополнительной литературы, из которой вы сможете узнать массу интересного и заметно расширить свой кругозор.
Книги по истории искусства:
Статьи и курсы по искусству:
И напоследок приятный «десерт».
Цитаты великих людей об искусстве
В конце вводного урока мы хотим подарить вам минутку вдохновения, поделившись цитатами известных людей об искусстве:
Всякое искусство есть подражание природе.
Сенека
Искусство является очищением страстей.
Аристотель
Жизнь коротка, а путь искусства долог.
Гиппократ
Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых.
Платон
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Демокрит
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
Дени Дидро
Искусство смывает пыль повседневности с души.
Пабло Пикассо
Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины.
Фридрих Ницше
Цель искусства – раскрыть красоту и скрыть художника.
Оскар Уайльд
Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.
Лев Толстой
Искусство имеет своей задачей раскрыть истину в чувственной форме.
Георг Гегель
Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства.
Теодор Драйзер
Художник – лжец, но искусство – правда.
Андре Моруа
Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.
Иосиф Бродский
Оноре де Бальзак
Мы желаем вам успехов в освоении курса и новых интересных лично вам открытий в истории искусства. И приглашаем прямо сейчас перейти к первому уроку. Наша краткая «История искусств» ждет вас!
Искусство8 лекций, которые помогут разобраться в классическом искусстве
О «Моне Лизе», искусстве гравюры во Франции XVIII века и многом другом
Текст: Катя Савченко
Мы уже рассказывали, какие лекции стоит посмотреть, чтобы начать разбираться в современном искусстве, но советуем не останавливаться на достигнутом. Наша новая подборка поможет сориентироваться в более объёмном предмете — классическом искусстве. Поскольку охватить такую широкую тему всесторонне всего в нескольких лекциях невозможно, мы подобрали материалы, которые подскажут, откуда стоит начать и в каких направлениях можно двигаться, изучая историю искусства до XX века, а также научат воспринимать классическое искусство в широком контексте и замечать в нём интересные параллели с современностью.
Основные течения классического искусства
Начинать изучать историю искусства лучше всего с основных течений и общей периодизации. Быстро разобраться в хронологии поможет таймлайн, подготовленный калифорнийским колледжем искусства и дизайна Отис. Двадцать семь коротких видео охватывают историю искусства от наскальной живописи до конца XVIII века. Отдельный плейлист на YouTube-канале колледжа посвящён художественным направлениям XIX века: реализму, импрессионизму и постимпрессионизму. Важно иметь в виду, что такая классическая периодизация описывает развитие именно западного искусства и практически не касается процессов, которые происходили в это время в культуре других регионов мира, из-за чего сегодня часто подвергается критике.
Дополнить общую картину поможет сайт «Академии Хана». Здесь в наборе коротких текстов, объединённых в разделе Art History, предлагается курс базовых знаний по всем основным вехам мировой истории искусства.
Собрание Метрополитен-музея
Если вы решили более детально углубиться в изучение конкретного периода или специфической темы, советуем обратить внимание на сайт нью-йоркского Метрополитен-музея. Здесь в открытом доступе представлена информация об огромной коллекции изобразительного и прикладного искусства музея, которая охватывает пять тысячелетий художественной культуры. Захотелось послушать полуторачасовой рассказ об искусстве гравюры во Франции XVIII века? Тогда вам точно сюда.
Лекции знаменитых музеев
Получив общее представление об основных направлениях в искусстве, стоит подробнее изучить его главных представителей и шедевры. Прежде всего имеет смысл исследовать собрания крупных музеев изобразительного искусства: обычно у них есть свои YouTube-каналы, где можно найти видеозаписи с информацией об основных произведениях из их коллекций. Например, подборка Третьяковской галереи предлагает лекции о «Явлении Христа народу» Александра Иванова, «Портрете М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского, «Неизвестной» Ивана Крамского и ещё двенадцати важных произведениях собрания.
ГМИИ им А. С. Пушкина запустил совместно с «Арзамасом» специальный проект, посвящённый его коллекции. Здесь можно проголосовать за то, какое произведение из музейного запасника включить в основную экспозицию, разобрать по частям десять произведений искусства XIX–XX вв. и детально изучить четыре шедевра коллекции, собрав их в виде пазла.
В особенно дружественном формате рассказывает о своём собрании британская Национальная галерея. Ежемесячно её сотрудники организуют так называемые Lunchtime Talks, в рамках которых кураторы вместе со зрителями выбирают наиболее интересную работу в музее и подробно обсуждают её. Видеозаписи лекций можно найти на канале Национальной галереи на YouTube.
Работы Вивьен Вествуд и искусство
Ещё один приятный способ изучать музейные коллекции — делать это вместе с харизматичными знаменитостями. Например, в этом небольшом видеоролике дизайнер Вивьен Вествуд рассказывает о коллекции лондонского музея Собрание Уоллеса и его влиянии на её собственные коллекции. В этом музее хранятся полотна Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара — главных художников рококо, кокетливого и насыщенного декоративными элементами художественного течения начала XVIII века, а также большая коллекция севрского фарфора.
Любимые произведения Джерри Солца
Короткий, но запоминающийся тур по музеям Нью-Йорка можно совершить вместе с художественным критиком Джерри Солцем. Бунтарь и звезда New York Magazine, чья страница в Facebook была заблокирована почти на год за публикации откровенных средневековых иллюстраций и гравюр, делится со зрителями своими любимыми произведениями разных периодов: от итальянского кватроченто до импрессионистов.
Свежий взгляд на классическое искусство
Беседа классика американского поп-арта Эда Рушея с директором нью-йоркского музея Коллекция Фрика в рамках проекта «Frieze Masters Talks» — незабываемый пример того, как субъективный взгляд на классическое искусство может сломать его традиционное восприятие. Художник выбрал несколько неочевидных работ из коллекции музея (в собрании которого шедевры таких мастеров, как Рембрандт, Вермеер, Гойя и Уистлер) и рассказал зрителям и своему собеседнику, что он в них видит. Узнав, что в картине Джованни Беллини Рушей в первую очередь усмотрел геометрические диагонали, уже упомянутый выше Джерри Солц заявил, что его жизнь никогда не будет прежней.
Искусство в контексте истории
Для того чтобы разбираться в искусстве, важно не только владеть фактами об истории его создания и технике исполнения, но и обладать умением критически его интерпретировать. Многие труды посвящены тому, каким образом мы смотрим на изображение и какие социальные и исторические факторы влияют на наше понимание и восприятие образов, даже классических. Курс «Sexing the Canvas: Art and Gender» на сайте Coursera обучает слушателей этому навыку, причём призывает сделать это за рамками канонических трактовок. Целью создателей курса было обратить внимание зрителя на то, как в классическом европейском искусстве традиционно преподносились феминность, сексуальность и вопрос взаимоотношения полов и как это повлияло на развитие культуры и общества. Сейчас запись на курс, к сожалению, недоступна — но когда она откроется, настоятельно советуем вам не терять ни минуты.
Обратить внимание на другой важный аспект понимания искусства — его нахождение в историческом контексте — предлагает декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Доронченков. Его курс на «Арзамасе» рассказывает о восьми шедеврах художников XIX века и том, каким образом в них отразились происходящие в то время в обществе социальные и культурные изменения.
Искусство вне времени
Понять, что классическое искусство не заканчивает свою жизнь с перемещением в музей, но продолжает отзываться эхом в последующих поколениях, помогает его изучение во временной перспективе. Предлагаем посмотреть выпуск образовательной передачи телеканала «Культура» «Academia», в котором ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Виктория Маркова подробно рассказывает о «Джоконде» Леонардо да Винчи. Эта двухсерийная лекция (вторую серию можно найти здесь) интересна не только тем, что в ней подробно разбирается история создания «Моны Лизы», но и тем, что в ней затрагиваются другие актуальные вопросы: почему именно эта картина стала настолько известной, как она проникла в популярную культуру и каким образом именно она оказалась в столь многих работах современных художников — от дадаистов до Энди Уорхола.
Менее очевидную временную параллель провёл сокуратор выставки прерафаэлитов в лондонской галерее Тейт Джейсон Розенфельд. Он сравнил это художественно-поэтическое течение Викторианcкой эпохи с искусством современных британских художников группы YBA. О том, что общего можно найти у художественных направлений, которые на первый взгляд кажутся столь разными, Розенфельд рассказал на лекции в музее «Гараж».
Как начать разбираться в искусстве? 16 простых и понятных книг – советуют искусствоведы
Вместе с «Мобильной библиотекой МТС» мы составляем «списки книг от профессионалов». Сегодня попросили известных минских искусствоведов поделиться книгами, которые научат понимать искусство. И современное тоже.
Олег Ойстрах
и Татьяна Ойстрах-Демидова
– Искусство – хитрая и коварная сфера: она пускает в себя всех, но это на первый взгляд, так как понять себя дает только подготовленным зрителям. К картинам нужно идти осознанно, когда в этом есть потребность, – только так вы получите наслаждение. А потребность формирует знание, которое мы чаще всего получаем через книги, – говорит Олег Григорьевич.
– Почему книга, а не интернет? Во-первых, статьи в интернете мы часто не читаем, а просматриваем по диагонали. Книга же заставляет сесть и начать погружаться в текст, – добавляет Татьяна Леонардовна. – Во-вторых, потому что в интернете вы вряд ли быстро найдете достойную статью, в которой будет нечто большее, чем пересказ биографии художника. А хорошие книги по искусству пишут профессионалы, которые погружены в эту сферу не один день или месяц.
Искусство, в отличие от любого другого вида деятельности, о котором пишут книги, требует постоянного в нем пребывания тех, кто этим занимается. Поэтому хороших книг немного, основополагающих – тем более.
В нашей библиотеке есть книги сугубо профессиональные, искусствоведческие, но вам мы показываем те, что подойдут для чтения человеку любой профессии и возраста, у которого есть желание познать мир искусства.
Нина Дмитриева, «Краткая история искусств»
С книг Нины Дмитриевой стоит начать изучать искусство. Она рассказывает обо всех периодах и этапах его развития, проводит глубокий, но доступный для всех анализ каждой эпохи, погружая читателя в нее, сопоставляет и сравнивает разные художественные направления.
Писать долго и много – просто, а рассказать суть эпохи в пяти фразах может не каждый. И Нина Дмитриева обладает этим редким, гениальным талантом. Благодаря ей вы узнаете, как и почему менялось искусство, почему одни картины стали шедеврами, а другие оказались забыты.
Читайте книги Нины Дмитриевой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
Эрнст Гомбрих, «История искусства»
Эрнст Гомбрих рассказывает об искусстве сложнее, чем Дмитриева, потому что считает, что без терпения постичь его невозможно. Он концентрирует внимание на отдельных важных моментах творчества художника, детально разбирает особенности картин, эпохи и стиля, чтобы читатель мог понять, что перед ним шедевр и почему он им стал. Читать эту книгу лучше тем, у кого уже есть базовые знания в области истории искусств.
Сюзи Ходж, «Почему в искусстве так много голых людей?»
Один из самых хитрых и коварных вопросов в искусстве – не «что?» или «как они делают?», а «почему?». Напоминает детский вопрос, не так ли? Но ведь именно детские вопросы самые сложные, потому что они требуют простых, но понятных и правильных ответов. И в этой книге они есть.
Несмотря на такую обложку и форму подачи информации, которая напоминает комиксы, эта книга предназначена не только для детей. Читать ее можно без наличия каких-либо знаний об искусстве. Но, поверьте, эта книга может заставить вас углубиться в предмет и получить ответы на многие вопросы.
Кстати, книги Сюзи Ходж можно почитать на английском в Мобильной библиотеке МТС. Вы легко найдете: Susie Hodge. Стоимость – 25 копеек в день. Первые 3 дня – бесплатно.
Инна Соловьева, «С мамой о прекрасном», в двух томах
Уже исходя из названия книг становится понятным, что они предназначены для семейного домашнего чтения, когда взрослые и дети вместе могут погрузиться в мир искусства. Эти книги представляют собой небольшие литературные эссе о разных художниках. Да, написано довольно кратко, но в этом кроются важные детали жизни и творчества человека: как задумывалась композиция, как грунтовался холст, как приходил образ и чем, например, Тициан отличается от Боттичелли.
Плюс этих книг в том, что они удивительно интеллигентны, в них есть популярная и научная информация, где художественные образы понятны, доступны и очень интересны. А еще здесь хороший подбор иллюстраций.
Читайте книги Инны Соловьевой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
Витторио Згарби, «Сокровища Италии»
Александр Ли, «Безобразный Ренессанс»
В искусстве, как и в эстетике, есть две категории – возвышенное и земное. И то и другое нужно понимать. «Сокровища Италии» относятся к первой категории, дают возможность окунуться в пространство шедевра, понять, почему картина стала такой значимой, почему интерес к ней не угасает, что в ней спрятано.
«Безобразный Ренессанс» – это земное, обратная сторона высокого духовного мира, наполненная земными страстями: коварство, заговоры, интриги, убийства; и мир творцов и их меценатов предстает не столь благостным, а скорее жутким и трагическим. Книга расскажет, в каких условиях создавались шедевры этой великой эпохи, что за ними скрыто, как и вопреки чему творили гении. Эту сторону искусства тоже важно знать, ведь без нее не было бы тех художественных памятников, которыми мы сейчас восхищаемся.
Паола Волкова, «Мост через бездну»
Паола Волкова – популярный искусствовед и удивительная, талантливая женщина. Она написала десяток книг для этой серии, и все они – сборники ее же лекций, абсолютно доступных и понятных.
В своих книгах автор обращается к разным эпохам: от первобытного искусства до 20-го века. Но она не просто констатирует особенности каждой, а связывает их между собой, проводит параллели и объясняет, как связаны, например, наскальные рисунки пещеры Альтамира с авангардным искусством от Пабло Пикассо до поп-арта и почему так происходит.
Читайте книги Паолы Волковой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
Уилл Гомперц, «Непонятное искусство»
Возможно, вы удивитесь, увидев подпись «От Моне до Бэнкси», ведь первый сегодня считается классиком эпохи импрессионизма. Но импрессионизм – новое направление по сравнению с академическим искусством, протест против всего, что было «до», его не признавали на протяжении многих лет, и Моне был революционером, вождем этого направления.
Прочитав эту книгу, вы узнаете, что связывает Моне и Бэнкси, как проходили сложный путь становления разные художники, что они привносили своим творчеством в мировое искусство, почему отвергали классику и что все-таки брали из нее. Также вы сможете понять, почему это сложное искусство становится частью классики. Но, опять же, чтобы прийти к этой книге, нужно знать, что было до Моне.
Читайте «Непонятное искусство» в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 2,5 рубля, если прочесть за 10 дней.
Герберт Рид, «Краткая ис тория современной живописи»
Легко изучить эпоху, в которой был всего один стиль искусства, имеющий свою схему и отличительные черты: то же барокко растянулось на полтора столетия. А в современном искусстве одной схемы нет, и мир сходит с ума от того, как всего много, а главное – малопонятно. Если посмотреть работы любого художника эпохи модернизма, можно увидеть многогранные поиски себя как мастера: у одного Пикассо было семь этапов развития творчества.
«Краткая история современной живописи» даст вам понимание внутренних эволюционных связей, протекающих в пространстве современного искусства, расскажет, чем отличается фовизм от кубизма, что соединяет кубизм с сюрреализмом и как со всем этим соприкасаются другие «измы».
Майкл Берд, «Звездная ночь Ван Гога»
Если у человека не будет духовной основы, не будет и личности, поэтому так важно с детства приобщаться к искусству. Майкл Берд написал отличную книгу для детей, рассказав о шедеврах поэтичным языком, создав сборник своеобразных художественных эссе. В ней важная информация подана интересно, красиво и доступно для понимания.
Сюзи Ходж, «Современное искусство в деталях»
«Искусство в деталях» – важная книга, потому что в шедеврах не бывает случайностей и мелочей. Прочитав ее, вы узнаете, что за внешним слоем есть более глубокий, начнете понимать суть деталей: что значит веер в руке, почему цветок на платье опущен бутоном вниз, что означает здание за портретируемой, почему на полотнах Ван Эйка сабо мужчины и женщины стоят рядом друг с другом, а у художника Яна Стена обувь часто разбросана по комнате.
Эту книгу нужно читать, когда уже есть базовое знание об искусстве и его направлениях: например, после прочтения Гомбриха и Дмитриевой.
Ну, вы помните: почитать Сюзи Ходж можно на английском в Мобильной библиотеке МТС. Вы легко найдете: Susie Hodge.
Мишель Пастуро, «Красный. История цвета»
Эта книга расскажет, что такое семантика цвета и света, как они соприкасаются, почему в религиозной одежде красный цвет означает одно, а в бытовых предметах – другое, чем отличается его звучание в работах Пабло Пикассо и, например, Андрея Рублева.
«Красный» – одна из книг целой серии замечательного французского писателя Мишеля Пастуро. Но это уже не арифметика, а алгебра искусства, и к ней нужно приходить подготовленным.
Читайте «Красный. История цвета» в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 1,5 рубля, если прочесть за 6 дней.
Жан-Поль Креспель, «Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху (1905–1930)»
Издательство «Молодая гвардия» уже много лет выпускает серию книг «Повседневная жизнь», благодаря которой можно попасть в самые разные эпохи и узнать много замечательного и полезного о жизни людей. Эта книга и подобные ей нужны тем, кому мало знать только биографию художников, кто хочет понять, как они жили, творили, любили, откуда вырастает творчество, как оно зарождается. Великая эпоха Монпарнаса – это 1903–1930 годы, когда в одном месте жили и создавали свои шедевры такие гении, как Модильяни, Гертруда Стайн, Пикассо, Шагал и другие.
Читайте Жана-Поля Креспеля в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
«Прерафаэлиты. Жизнь и творчество в 500 картинах»
Эта книга позволяет прикоснуться к искусству, которое долгое время (почти столетие) было практически забыто, а в настоящее время заняло достойное место в истории искусств. Нет художников, которые были бы интересны, понятны и любимы всеми. Но прежде чем заявить «я не люблю искусство прерафаэлитов», нужно хотя бы попытаться их понять. В этой книге рассказана история создания и развития целого направления в английском искусстве: через разных художников и их картины, их сопоставление и сравнение друг с другом. Такие книги очень хороши, когда человек хочет подготовиться к посещению выставки или лекции.
Ксения Букша, «Малевич. Бог и другие фигуры»
Эта книга читается как роман, но при этом она наполнена искусствоведческими размышлениями о том, кто такой Малевич, как он работал, как и почему создавал свои картины. И, разумеется, она расскажет, почему «Черный квадрат» – это настоящее произведение искусства, а не «мазня», доступная каждому ребенку.
Читайте книги Ксении Букши в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
Йохан Идема, «Как ходить в музей»
Подробное и четкое руководство к действию, в котором до мелочей рассказывается, как получить максимум пользы и удовольствия от посещения музея. Вам точно нужно прочитать эту книгу, если вы, как и многие, в первую очередь всегда читаете табличку с названием картины и считаете, что музей можно хорошо осмотреть за один день. Поверьте, что этого мало для посещения любого художественного музея.
– Как правильно выбирать книги об искусстве?
– Выбор книги всегда зависит от потребностей и уровня знания человека. Перед покупкой задайте себе вопрос: «Что я хочу узнать?» – советует Олег Григорьевич.
– Если вы хотите начать разбираться в искусстве, начинайте с покорения его истории, а потом постепенно усложняйте книги и углубляйтесь в отдельные темы. Если вам хочется узнать о творчестве одного мастера, прочитайте его биографию, книгу о его творчестве, эпохе, в которую он жил. Если вы хотите узнать какие-то общие сведения о картинах, вам хватит и интернета, – добавляет Татьяна Леонардовна. – Но всегда нужно помнить, что книги – это только база, и за ними всегда стоит посещение галерей и музеев. Общение с подлинным искусством в музеях и галереях «глаза в глаза» ничем заменить невозможно.
К пониманию искусства и отдельных его направлений можно прийти через просмотр картин, улавливание их сходств и отличий и, конечно, через наслаждение, которое вы получите от общения с ним. Не путайте информационное поле с глубоким пониманием мира искусства. Великие картины, между прочим, меняют жизнь!