Как изучают анатомию в вузах

Учи анатомию и застегивай халат. 10 советов тем, кто поступает в медицинский вуз

Как изучают анатомию в вузах. 590. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-590. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка 590

Несмотря на то, что я уже почти дипломированный специалист, я очень хорошо помню лето перед поступлением в медицинский: от страха тряслись колени, все кому не лень пророчили мне несчастное студенчество за книгами без сна, будущее представлялось одной сплошной чёрной полосой. Но всё оказалось куда лучше! Вот 10 советов, которые пригодятся первокурснику меда.

1. Готовься: будет непросто, но ты справишься

Поначалу будет просто кошмар: новый коллектив, новые преподаватели (не как в школе), новые здания, между которыми надо бегать с занятия на занятие, пары по 2,5 часа с десятиминутным перерывом, лекции по 100 слайдов десятым шрифтом, которые надо записать от начала до слова конец, для приезжих из провинции — вообще новый город.

Глаза первокурсников лезут из орбит. Но! Через неделю ты понимаешь, что запомнил, где какая кафедра находится, ещё через неделю у вас в группе уже появились локальные, понятные только вам шутки, а ещё через неделю ты сдал первый зачёт по анатомии и гордо звонишь маме: «Я уже почти врач, я сдал кости!». Через полгода ты уже не представляешь своей жизни без белого халата.

Как изучают анатомию в вузах. 590. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-590. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка 590

2. Ничего не бойся

Глаза боятся, а руки делают. Никого не слушай: впереди прекрасные шесть лет студенческой жизни, о которых ты будешь вспоминать с гордостью и теплотой.

3. Приобрети два белых халата, медицинскую шапочку и анатомический пинцет

Халаты желательно должны быть до колена (или чуть выше) и с длинными рукавами. Хотя я все шесть лет проходила с рукавами ¾, и никто мне и слова не сказал.

Запомни: в университете ты обязан ходить в застёгнутом халате, как бы ни хотелось покрасоваться новым свитером с надписью «ЮНОСТЬ»

Покрасуешься после занятий. Расстёгнутый халат выглядит крайне неопрятно и небрежно. Сразу говорит о тебе как о человеке несерьёзном и инфантильном (особенно, если халат грязный и надет поверх спортивного костюма). К тому же, белый халат — очень значимый символ чистоты и надежды. Не стоит об этом забывать.

4. Анатомия — это твоё все

У древнеримского хирурга и философа Галена есть такой афоризм: «Мне часто приходилось водить рукой хирургов, мало изощрённых в анатомии, и тем спасать их от публичного позора». Анатомию нужно знать (и не только будущим хирургам) и постоянно повторять. Врач, который не знает анатомию, — не врач. Учи её с первых занятий, пойми её и полюби. Найди для себя наиболее подходящий способ запоминания и ни в коем случае не откладывай на потом: перед экзаменом у тебя будет от трёх до семи дней на подготовку и поверь мне, этого времени не хватит.

5. Есть возможность поспать — спи

Тут, конечно, правду говорят. Занятия у первокурсников начинаются в 8.00 и заканчиваются примерно в 17.00, надо доехать до дома, поесть, отдохнуть и снова готовиться к завтрашним парам. Часов в сутках просто не хватает. Поэтому если ты закончил подготовку пораньше или у тебя есть двухчасовой перерыв между парами — ложись спать.

Не понаслышке знаю, что медицинский — это лучшее средство от бессоннницы! В школе я могла валяться в постели до трёх часов ночи без сна, сейчас моя голова ещё не успела коснуться подушки — а я уже в царстве Морфея.

Как изучают анатомию в вузах. 590. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-590. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка 590

6. Если тебе нужна помощь — попроси

Мне никто никогда не отказывал в помощи, особенно старшекурсники. Во-первых, почти все они, как и я, охотно делятся своими впечатлениями и эмоциями от учёбы. Рассказывают про преподавателей, кафедры, дисциплины, на что лучше сделать упор, а где можно и схалтурить. У старших всегда есть множество необходимых материалов за предыдущие курсы: от методичек до ответов на тест. Не стесняйся просить, вероятность, что тебе откажут, стремится к нулю.

7. Займись ещё чем-то, помимо учёбы

Неважно чем: фитнесом, шахматами или рисованием. Отдых, как известно, это — смена деятельности.

Если все шесть лет всё время просидеть за книгами, то не факт, что ты выйдешь из вуза с красным дипломом, а вот неврозы и испорченное зрение тебе точно обеспечены

Я, помимо учёбы, занимаюсь пластическим театром в театральной студии своего вуза. Успела объездить с выступлениями множество городов: Москва, Тула, Казань, Саратов, Владивосток, Ставрополь, Самара. Театр — это прекрасные эмоции, которые меня вдохновляют и дают мне силы, в том числе и на учёбу. Найди что-то, что поможет тебе отвлечься и будет стимулировать, но не забывай, что абсолютное первенство в твоей жизни сейчас за учёбой.

8. Не торопись стать профессионалом

Если ты поступил в медицинский с твёрдым намерением стать первоклассным хирургом — это похвально, но это не значит, что со второго сентября ты должен учиться накладывать швы. Всему своё время! Для начала сдай анатомию. Потом иди на хирургический кружок, такой есть в каждом вузе, бери научные работы. После третьего курса ходи на дежурства, приклейся к врачу и просись на операции, смотри, читай. Всё будет, но постепенно.

9. Обязательно выдели себе один выходной

Возьми за правило, вечер субботы — это никаких учебников! Давай себе разгрузочное время, чтобы посмотреть сериал, погулять, встретиться с друзьями, или, опять же, поспать лишних часа три. Если не будешь отдыхать, хронический стресс очень быстро обеспечит тебе головные боли, дёргающийся глаз и трясущиеся руки.

10. Получай удовольствие!

Медицина — это наикрутейшая наука, где всё непросто, но очень интересно. Постигай её и цени эти знания, потому что это не только твоя будущая профессия, но и здоровье — твоё, близких, будущих пациентов. Кайфуй от новых знаний, которые не каждому дано постичь, и от умных людей вокруг, которые с тобой на одной волне.

Учись хорошо! И помни: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.» © Гиппократ.

Источник

Как мы изучали анатомию человека

Итак, нормальная анатомия (анатомия человека) изучается на лечебном факультете 1.5 года (= 3 семестра) и заканчивается государственным экзаменом в зимнюю сессию 2-го курса. Программа каждого семестра включает по 2 большие темы, которые завершаются зачетным занятием. Осенью на первом курсе учат кости и связки, затем мышцы; весной — внутренние органы, потом — кровеносную и лимфатическую систему.

Учебник анатомии 1974 года под ред. Привеса.

672 с. 17,5 x 26,5 см, уже 8-е издание.

Хорошо видна толщина. Бестселлер всех поколений студентов-медиков :D.

Как изучают анатомию в вузах. 14642562841096185. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-14642562841096185. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка 14642562841096185

Поэтому словочетание «экзамен по анатомии» вызывает священный ужас даже у первокурсников (сленговое название «государственного экзамена» — слово «гос»). В декабре и январе в «анатомичке» не протолкнуться. Положение несчастных студентов осложняется еще и тем, что каждый из них стремится найти, перебрать, ухватить и подержать пинцетом все возможные сосуды и нервы. Ведь известно, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. В результате разобраться в сосудисто-нервных сплетениях потом сложно даже преподавателям. Но на экзамен кафедра анатомии «бережет» трупы получше, так что там разобраться проще.

На подготовку к госэкзамену по анатомии дается 5-6 дней. Несмотря на относительно большой срок, приходится читать учебник по анатомии как бульварный роман Донцовой, то есть не менее 100 страниц учебника в день. Естественно, ничего выучить уже не получится. В самом лучшем случае удастся все прочитать. Однако практика показывает, что практически у всех остаются какие-то непрочитанные разделы. Да и сам список вопросов к экзамену является брошюрой страниц этак на 20-25. Мой совет: если экзамен по анатомии вам еще предстоит, не откладывайте ничего на сессию. Сессия — только чтобы повторять.

Гос по анатомии сдается комиссии из 3 человек. Хорошее впечатление можно произвести, используя анатомические названия по авторам. В учебниках прежних лет уклон делался на того, кто первый описал данную структуру. Современные же учебники дают в основном общепринятые названия. Например, мне помог лимфоузел Пирогова, а названия синусно-предсердного (Киса-Флека) и предсердно-желудочкого (Ашоффа-Тавары) узлов в сердце следовало бы помнить 6 лет (эти узлы управляют частотой сокращений сердца). Потому что на 4 или 5 курсе профессор кафедры стоматологии (!) на врачебной конференции как-то поднял одного студента и спросил про авторские названия этих узлов, желая этим показать, что мы ничего не знаем. У профессора получилось. После этого мы сидели тихо и не разговаривали между собой.

Вообще, на многих кафедрах есть магические слова, которые волшебным образом действуют на экзаменатора. Упоминание таких слов в ответе значительно увеличивает благосклонность преподавателя. В моем случае это был «узел Пирогова», а на экзаменах по гистологии подобным словом является термин «гликозаминогликаны», означающий, если я не сильно забыл, сложные полисахариды в тканях с примесью белков.

На других факультетах свои нюансы в изучении анатомии. Например, стоматологи, которые учатся 5 лет (все остальные врачи — 6 лет), проходят этот курс по сокращенной программе, но зато учат анатомию головы больше всех. Педиатры уделяют большое внимание возрастным особенностям человека (например, когда появляются ядра окостенения в будущих костях). У нас же такие тонкости практически не спрашивали.

А вообще знания анатомии пригодятся на старших курсах. С середины 3-го по середину 4-го курса изучается топографическая анатомия и оперативная хирургия. Это та же анатомия, что на первом курсе, но под другим углом. На первом курсе учат анатомию по отдельным системам (нормальная анатомия), а на третьем — по частям тела (снаружи внутрь, от слова topos — место).

Кроме нормальной анатомии, есть еще патологическая анатомия. По содержанию этот предмет больше напоминает патологическую гистологию, поскольку изучает структуру поврежденных и больных тканей. Но про «патан» будет в другой раз, в теме про 3-й курс.

Сейчас в мае*, когда вы читаете эти строки, у второкурсников идут жаркие деньки. Кто-то уже сдал экзамен (и остальные ему завидуют), кому-то экзамен еще предстоит. Пожелаем им удачи!

Источник

Как учить анатомию (на примере грудины)

Как изучают анатомию в вузах. lazy placeholder. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-lazy placeholder. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка lazy placeholder

Привет! Если вы оказались на этой странице моего блога, значит, скорее всего, вас заинтересовал вопрос — как выучить анатомию? Поскольку я являюсь медиком, я изучал анатомию на специальности «Лечебное дело». Не могу сказать, что я был самым лучшим студентом в потоке, однако анатомия у меня была одной из любимых наук и проблем с ней не возникало. Особенно это приятно вспоминать, если учесть, что у меня преподавал лучший анатом ever (если Наталья Александровна это читает, выражаю ей своё почтение и восхищение).

Анатомия является полноправной царицей медицинской науки, по крайней мере, на первых полутора курсах (гистология, извини, но ты же понимаешь). Анатомию должен знать каждый хороший врач, хирурги же должны её знать ну совсем-совсем круто.

Итак, мы немного знаем, что такое анатомия, знаем, для чего она нужна, но мы не знаем, как её учить. Я отлично помню своё первое семинарское занятие по анатомии (в качестве студента) — это был шок от обилия разных терминов на двух языках. Тогда, на первом занятии, я совершенно не мог понять, что вообще делать с этими странными костями, как можно это всё запомнить и что будет дальше.

Однако в ходе изучения материала мне стали открываться некоторые закономерности, благодаря которым я понял, что выучить анатомию — это задача проще, чем кажется.

Сегодня я попробую объяснить вам, уважаемые читатели, как следует учить анатомию – даже не для того, чтобы у вас не возникало проблем с ней, а чтобы вы поняли, какая это умная и логичная наука.

Я решил начать свой рассказ с грудины (sternum) – эта кость, к которой крепятся истинные рёбра с передней стороны туловища. Сзади они крепятся к позвоночному столбу (columna vertebralis), формируя грудную клетку (cavea thoracis).

Я выбрал именно грудину, потому что на ней проще всего продемонстрировать мой метод. Забегая вперёд, отмечу, что этот метод великолепно подходит для того, чтобы выучить суставы, ЦНС, органы чувств и спланхнологию.

Как это работает

Итак, грудина. Перед вами лежит вот такая кость, и вам нужно как-то запомнить её строение, правильно расположить по отношению к себе и – о ужас! – рассказать всё про неё на русском и на латинском языках. С чего начать? С названия.

Учим базовую часть

Первым делом давайте запомним, как она называется на русском – «грудина», потому что она находится в центре груди. Её латинское название – Sternum, на русском вы произнесёте её как «Стэрнум». Грудина – это плоская кость, которая имеет три основных части. Именно эти части мы и будем учить первым этапом.

Рисуем себе в тетрадь грудину (можно просто контур) и подписываем самые важные части.

Самая верхняя часть – это рукоятка, вот она. По-латински она называется manubrium. Соответственно, вы прочитаете её как «Манубриум». Похоже на заклятие из Гарри Поттера, не так ли? Есть отличная ассоциация – грудина похожа на меч. Рукоятка меча – это рукоятка грудины, то есть manubrium. PS — на рисунке слева красная линия должна быть чуть выше, я немного залез на тело грудины.

Как изучают анатомию в вузах. lazy placeholder. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-lazy placeholder. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка lazy placeholder

Вторая важнейшая часть – это тело грудины, corpus sterni. Думаю, слово «корпус» привычно для вас, уважаемые читатели. Оно в переводе с латыни обозначает не что иное как «тело». Если вы когда-нибудь ходили на бокс, то вы наверняка слышали выражение «пробить корпус», что значит «ударить по туловищу». «Корпус»=»туловище». А вот как выглядит тело, то есть туловище грудины:

Как изучают анатомию в вузах. lazy placeholder. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-lazy placeholder. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка lazy placeholder

Тело грудины, corpus sterni

Третья часть – мечевидный отросток, processus xiphoideus. Звучит как «Процессус Ксифоидеус». Слово «процессус» вам не придётся особо долго заучивать, так как оно будет встречаться вам ещё много раз — отростков, а именно так переводится это слово, в нашем теле имеется несколько штук. Кстати, отростки будут встречаться вам уже в этом зачёте. Вот со вторым словом посложнее, важно не перепутать всё словосочетание с другими отростками – processus transversus, processus zygomaticus, например.

Чтобы запомнить слово «Ксифоидеус», вам нужно понять, что мечевидный отросток (процессус) – единственный из всех отростков (процессусов), название которого начинается на букву «Икс». То есть, когда вам придёт время вспомнить отросток грудины, начинайте мыслить так – отросток, значит процессус, далее, «икс» — значит, ксифоидеус, других отростков на «икс» нет.

Как изучают анатомию в вузах. lazy placeholder. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-lazy placeholder. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка lazy placeholder

Мечевидный отросток, processus xiphoideus

Итак, первый этап работы с грудиной закончен, мы выучили три основных части этой кости, сверху вниз:

Если вы имеет проблемы с запоминанием этих трёх частей, то лучше зарисуйте контуры грудины себе в тетрадь и распишите их – без знания этих терминов двигаться далее нельзя.

Добавляем дополнительные знания

Итак, предположим, что вы заучили эти три латинских термина и уяснили для себя, где именно на грудине они находятся. Теперь, продвигаясь от общего к частному, рассмотрим образования на грудине, то есть то, что нам придётся рассказывать на зачёте кроме трёх уже изученных нами латинских терминов. Двигаться будем сверху вниз.

На рукоятке ключицы, то есть manubrium sterni, имеется несколько вырезок. Любую вырезку (и не только на грудине) мы будем называть incisura. Вырезка, которая находится на самой верхней части грудины по центру – это ярёмная вырезка, или incisura jagularis (звучит как «Инцизура Ягулярис»). Ярёмная вырезка – это участок грудины, где пройдут и соединятся две передние ярёмные вены.

Как изучают анатомию в вузах. lazy placeholder. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-lazy placeholder. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка lazy placeholder

Латерально относительно ярёмной вырезки имеются две ключичные вырезки – правая и левая. Уже знакомое нам слово «инцизура» прибавляем к слову «клявикуля», то есть «ключица», и получаем incisura clavicularis (произносим как «Инцизура Клявикулярис»).

Как изучают анатомию в вузах. lazy placeholder. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-lazy placeholder. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка lazy placeholder

Далее на мечевидном отростке мы можем увидеть и вырезки для рёбер. Вернее, для хрящей, при помощи которых рёбра соединяются с грудиной. Вырезки называются incisura costalis («Инцизура Косталис»), то есть рёберные вырезки. На мечевидном отростке имеются вырезки для первого ребра, а также для верхней части второго ребра.

Итак, на мечевидном отростке грудины имеются пять вырезок – латерально сверху расположены ключичные вырезки, по центру имеется ярёмная вырезка, а латерально относительно центра мы находим вырезки для первого и верхнего края второго ребра. Прибавляем это к тому, что разучили чуть раньше, то есть к основным частям грудины, и двигаемся далее.

Как изучают анатомию в вузах. lazy placeholder. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-lazy placeholder. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка lazy placeholder

А далее нас ждёт тело грудины, то есть corpus sterni. На теле грудины мы также можем видеть вырезки для рёбер — от второго ребра до шестого включительно.

Вырезка для второго ребра, как мы только что разобрали, будет наполовину находится на рукоятке, а наполовину — на теле грудины. Называться они будут также incisurae costales (множественное число), ну то есть рёберные вырезки. Каждая цифра — это номер ребра, который присоединяется своим хрящом к телу грудины:

Как изучают анатомию в вузах. lazy placeholder. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-lazy placeholder. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка lazy placeholder

И последняя часть — мечевидный отросток. На нём находится только половина вырезки для седьмого ребра, но, тем не менее, он чертовски важен. Именно мечевидный отросток будет служить одним из ориентиров на пропедевтике. Ещё более важная вещь — по мечевидному отростку определяют правильное расположение руки для проведения прекардиального удара — неотложного реанимационного действия.

Суть метода

Итак, нам нужно выучить какую-то кость. Делаем следующее:

Источник

Как мы изучали анатомию человека

Итак, нормальная анатомия (анатомия человека) изучается на лечебном факультете 1.5 года (= 3 семестра) и заканчивается государственным экзаменом в зимнюю сессию 2-го курса. Программа каждого семестра включает по 2 большие темы, которые завершаются зачетным занятием. Осенью на первом курсе учат кости и связки, затем мышцы; весной — внутренние органы, потом — кровеносную и лимфатическую систему.

Как изучают анатомию в вузах. 51. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-51. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка 51

Учебник анатомии 1974 года под ред. Привеса.
672 с. 17,5 x 26,5 см, уже 8-е издание.
Хорошо видна толщина. Бестселлер всех поколений студентов-медиков Как изучают анатомию в вузах. smile. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-smile. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка smile.

Поэтому словочетание «экзамен по анатомии» вызывает священный ужас даже у первокурсников (сленговое название «государственного экзамена» — слово «гос»). В декабре и январе в «анатомичке» не протолкнуться. Положение несчастных студентов осложняется еще и тем, что каждый из них стремится найти, перебрать, ухватить и подержать пинцетом все возможные сосуды и нервы. Ведь известно, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. В результате разобраться в сосудисто-нервных сплетениях потом сложно даже преподавателям. Но на экзамен кафедра анатомии «бережет» трупы получше, так что там разобраться проще.

На подготовку к госэкзамену по анатомии дается 5-6 дней. Несмотря на относительно большой срок, приходится читать учебник по анатомии как бульварный роман Донцовой, то есть не менее 100 страниц учебника в день. Естественно, ничего выучить уже не получится. В самом лучшем случае удастся все прочитать. Однако практика показывает, что практически у всех остаются какие-то непрочитанные разделы. Да и сам список вопросов к экзамену является брошюрой страниц этак на 20-25. Мой совет: если экзамен по анатомии вам еще предстоит, не откладывайте ничего на сессию. Сессия — только чтобы повторять.

Гос по анатомии сдается комиссии из 3 человек. Хорошее впечатление можно произвести, используя анатомические названия по авторам. В учебниках прежних лет уклон делался на того, кто первый описал данную структуру. Современные же учебники дают в основном общепринятые названия. Например, мне помог лимфоузел Пирогова, а названия синусно-предсердного (Киса-Флека) и предсердно-желудочкого (Ашоффа-Тавары) узлов в сердце следовало бы помнить 6 лет (эти узлы управляют частотой сокращений сердца). Потому что на 4 или 5 курсе профессор кафедры стоматологии (!) на врачебной конференции как-то поднял одного студента и спросил про авторские названия этих узлов, желая этим показать, что мы ничего не знаем. У профессора получилось. После этого мы сидели тихо и не разговаривали между собой.

Вообще, на многих кафедрах есть магические слова, которые волшебным образом действуют на экзаменатора. Упоминание таких слов в ответе значительно увеличивает благосклонность преподавателя. В моем случае это был «узел Пирогова», а на экзаменах по гистологии подобным словом является термин «гликозаминогликаны», означающий, если я не сильно забыл, сложные полисахариды в тканях с примесью белков.

На других факультетах свои нюансы в изучении анатомии. Например, стоматологи, которые учатся 5 лет (все остальные врачи — 6 лет), проходят этот курс по сокращенной программе, но зато учат анатомию головы больше всех. Педиатры уделяют большое внимание возрастным особенностям человека (например, когда появляются ядра окостенения в будущих костях). У нас же такие тонкости практически не спрашивали.

А вообще знания анатомии пригодятся на старших курсах. С середины 3-го по середину 4-го курса изучается топографическая анатомия и оперативная хирургия. Это та же анатомия, что на первом курсе, но под другим углом. На первом курсе учат анатомию по отдельным системам (нормальная анатомия), а на третьем — по частям тела (снаружи внутрь, от слова topos — место).

Кроме нормальной анатомии, есть еще патологическая анатомия. По содержанию этот предмет больше напоминает патологическую гистологию, поскольку изучает структуру поврежденных и больных тканей. Но про «патан» будет в другой раз, в теме про 3-й курс.

Сейчас в январе, когда вы читаете эти строки, у второкурсников идут жаркие деньки. Кто-то уже сдал экзамен (и остальные ему завидуют), кому-то экзамен еще предстоит. Пожелаем им удачи!

Источник

Как изучают анатомию в вузах. userinfo v8. Как изучают анатомию в вузах фото. Как изучают анатомию в вузах-userinfo v8. картинка Как изучают анатомию в вузах. картинка userinfo v8lenar_huzhin

Жизнь прекрасна и многогранна!

В интернете нашел интересную статью, написанной врачом о своей учебе в медицинском университете. В свою трудовую бытность я почти год проработал в Башкирском государственном медицинском университете техником связи АТС и видел трудности учебы студентов, будущих врачей. Оригинал статьи здесь : http://www.happydoctor.ru/

Сегодня, в день Учителя, я решил вспомнить свою учебу на 1-м курсе медицинского университета (БГМУ). Я не зря выбрал такой заголовок. Для всех студентов это самый тяжелый курс, особенно для приезжих. Иногородние студенты полностью меняют обстановку с переездом в другой город, где заботливая мама не сможет покормить завтраком и ужином.

Первый курс очень напоминает школу. Занятия проходят как в школе: письменная работа по пройденному материалу или устный опрос

по журналу, разбор новой темы, лабораторная или самостоятельная работа. Поскольку в группе в медицинских вузах всего по 10-11 человек, успевают спросить всех или почти всех. Отсюда еще одна особенность первого курса — учатся все. Даже будущие бездельники, которые через 3 года начнут открывать книги только перед экзаменом.

А на старших курсах мы потом еще долго вспоминали, как у нас были занятия по анатомии в 8-00. Уже в 7-55 (опоздавших обязательно спрашивали по теме) народ торчал возле учебного кабинета с открытыми учебниками, пытаясь успеть прочитать материал по-новому и с ужасом понимая, что в голове каша и ничего не держится. Кто-то стоял, кто-то сидел или ходил, но в коридоре было тихо: читали все. Уже в кабинете, перед приходом преподавателя, все толпились возле трупа или какого-то органа, пытаясь найти на реальном препарате все, что о нем есть в учебнике.

А после первой пары наша группа вздыхала с облегчением: следующее занятие по анатомии только через пару дней. Наваливалась сонливость: увесистые учебники читали до поздней ночи, пока глаза не закрывались. Поскольку память у меня далеко не феноменальная, я старался читать учебник анатомии заранее. Учились у нас по учебнику анатомии под редакцией Привеса (ударение на первый слог) + 3 тома атласа Синельникова (сейчас уже 4 тома), хотя был и учебникСапина (2 тома), еще более сложный. В Привесе было около 500 страниц, если не больше, из которых 350 надо было знать чуть ли не наизусть. Не помню, сколько десятков раз переиздавался этот Привес, но текст отточен был так, что в изучаемых нами разделах «воды» не было. Готовясь к зачету, я, бывало, уже в 15-й раз перечитывал знакомые страницы, с удивлением находя для себя что-то новенькое. Нужно сказать, что в первые 2 месяца я учился все-таки по Сапину, и лишь потом перешел на Привеса. Сапин хорош тем, что в нем возле каждого латинского названия всегда рядом давался русский перевод. Это мне очень помогало на первых порах, когда мы только приступили к изучению латинского языка. Привес же экономил место и давал русский перевод не всегда.

Со второго семестра (с февраля) на первом курсе начиналась гистология (наука о тканях). В принципе, то же самое, что и анатомия, но на микроуровне. На занятии нам выдавали микроскопы, увеличивающие в 8 и в 40 раз. Сначала я ничего не понимал в том, что вижу, но через несколько месяцев начал различать разные клетки и ткани. Гистология изучается в течение года, после чего нужно сдавать госэкзамен в одну сессию с анатомией. Учебник таких же размеров — около 600 страниц, но занятия 1 раз в неделю, поэтому на каждое занятие приходилось читать по 20-30 страниц учебного текста. Плюс разные кафедральные разработки. На гистологии я научился различать размеры: мкм(микрометры) можно увидеть в световом микроскопе, а нм (нанометры) — нет. А до поступления в вуз для меня это были очень абстрактные понятия.

Учебный процесс на младших курсах построен таким образом, что на каждом занятии мы разбираем новую тему и отвечаем по старой. Примерно 2 раза в семестре по основным предметам у нас бывает зачетное занятие (коллоквиум), на котором сдаем несколько пройденных тем сразу (на анатомии, гистологии, все химиях, латинском, биологии и др.). Оценки по зачетным занятиям лежат у экзаменатора на экзамене, поэтому все старались сдать коллоквиумы как можно лучше. Ведь если там тройки, то пятерку уже не жди (мы учились по 5-балльной системе), и наоборот. Каждую неделю у нас получалось по 1 зачетному занятию, к которому начинали готовиться уже на выходных. Ради этого студенты иногда не читали текущую тему по другому предмету, надеясь, что к коллоквиуму все наверстают. Так и учились — от зачета к зачету.

Главное желание у меня на первом курсе было поспать. Мы даже как-то вывели правило: если нечего делать, надо идти спать. Потому что завтра может навалиться столько новых дел, что поспать будет некогда. Приезжая домой на выходные (к счастью, их было 2 дня, а не один), я отсыпался за всю неделю. Мама за меня даже стала бояться, хотела врачам показать (серьезно! Чуть отговорил). На втором курсе учиться стало полегче, попривычнее, «патологическая» сонливость прошла.

Кратко говоря, мы не скучали. Главный вывод, который я сделал на первом курсе, это то, что я могу выучить ВСЁ. Не в том смысле, что я могу обогатить свою память всеми знаниями, созданными человечеством, а в том, что могу разобраться в любом предмете. На первом курсе умнеешь не по дням, а по часам. Только тут предоставляют уникальную возможность за год разобраться:

Но вот первый курс заканчивается. До сегодняшних дней помню самый счастливый момент моей учебы: я еду домой в конце июня после сданной сессии. Впереди 2 месяца свободного времени, никаких новых тем, зачетов и экзаменов. Таким счастливым по причине учебы я себя не помню. Все последующие годы учебы и экзамены прошли более привычно, без ярких положительных эмоций. Даже получение диплома не вызвало такой радости. Первый курс не повторяется.

В следующий раз напишу о своей учебе на втором курсе. Поздравляю с праздником всех преподавателей, читающих мой блог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *