Как изучение языков влияет на мозг

Как изучение иностранного языка влияет на наш мозг?

Как изучение языков влияет на мозг. brane. Как изучение языков влияет на мозг фото. Как изучение языков влияет на мозг-brane. картинка Как изучение языков влияет на мозг. картинка brane

То, что знание английского наращивает зарплату и открывает все двери – это из разряда «спасибо, кэп». Но знали ли вы, что изучение иностранного языка (пусть даже санскрита или клингонского) сделает вас счастливее? Поможет принимать верные решения? Даже продлит жизнь?

Сегодня вас ждет длинная, но невероятно интересная статья об устройстве нашего мозга и о причинах его «дружбы» с изучением языков.

1. Польза для мозга

Марк Цукерберг, будучи подростком, много времени потратил на изучение дневнегреческого. Вот вы наверняка знаете, что классические языки раньше преподавались во всех гимназиях. И сейчас на кафедре ИТМК (Истории и теории мировых культур) МГУ изучение латинского, древнегреческого и любого древне-экзотического на выбор – например, древнекоптского – входит в число обязательных предметов.

Применимо ли все это в текущей жизни? Конечно, нет.

Есть ли от этого польза?

Конечно, да!

Потому что изучение языка – одна из лучших тренировок для развития мозга, его способности к обучению и восприятию нового. Наш мозг старательно совершенствует действия, которые мы выполняем чаще всего – оптимизирует, привязывает к ним больше гормонов удовольствия и т. д.

Когда вы каждый день смотрите сериалы и едите чипсы, это не значит, что ваш мозг бездействует. Он просто совершенствует процесс поедания чипсов и просмотра сериалов.

Как изучение языков влияет на мозг. welltory 1. Как изучение языков влияет на мозг фото. Как изучение языков влияет на мозг-welltory 1. картинка Как изучение языков влияет на мозг. картинка welltory 1

Именно изучение языков позволяет нам в дальнейшем осваивать любую систему: новый язык программирования, новую технологию, новые знания о мире. А способность к освоению одновременно нескольких систем приводит нас к новым открытиям – продуктов, бизнесов, технологий. И чаще всего это происходит, когда к одной области знаний мы применяем идеи из другой системы или области.

Мы специально привели в пример экзотический язык, а не английский. Всем и так понятно, что английский учить полезно. Он универсален – помогает в работе, в путешествиях по всему миру и не только.

Зато пример чего-то на вид бесполезного, но для мозга обладающего той же пользой, нагляднее показывает, как изучение нового языка влияет на наш мозг. Причем древние языки для мозга намного полезнее, чем английский. Для нашего сознания это совсем новая система, с которой нет никаких ассоциаций в современном мире (мало синонимов, нет использования в новоязе).

Итак, первое и главное: изучение любого языка прокачивает нашу способность учиться и исследовать. Так же, как самый эффективный набор тренировок развивает мышцы тела.

Второе: изучение языка в буквальном смысле меняет личность и обогащает наше понимание реальности.

Как это?

Если глаза – это условные окна для нашего тела, то язык и слова – условные окна для нашего сознания и личности. Вся парадигма личности в современной психофизиологии построена на следующем: язык настолько развит, что в нем есть слова для описания этой личности и ее отличий от других, а также значимые понятия для обозначения разных ее оттенков. Зато в языках народов, где распространен буддизм, недостаточно слов для описания личности и процессов сознания.

Как изучение языков влияет на мозг. uchit. Как изучение языков влияет на мозг фото. Как изучение языков влияет на мозг-uchit. картинка Как изучение языков влияет на мозг. картинка uchit

Это научный факт – язык расставляет значения для объектов в окружающем мире. Что-то становится для нас значимым, если у этого есть название, и это название к тому же вызывает позитивные эмоции. Например, в эскимосских языках более 20 слов обозначают снег. Потому, что в их мире снег имеет огромное значение. Если вы выучите эти 20 слов, ваше представление о снеге изменится навсегда. Также, если вы выучите французский, ваше отношение к еде поменяется драматически. Просто потому, что теперь вы сможете описать ее значительно большим количество слов, чем раньше.

То есть, когда мы учим новый язык, суть не в том, чтобы вызубрить как можно больше значений уже известных нам слов. Такой подход к языку будет слишком трудным и не принесет желаемого результата. Изучение языка обогащает наши способности к анализу и восприятию окружающего мира, потому что мы начинаем замечать (и узнавать!) в нем больше разнообразных вещей.

Что происходит с мозгом, который изучает язык. Как это все организовано внутри

Наш мозг – очень сложная система, состоящая из множества частей. До сих пор далеко не все из них изучены – с точки зрения того, что за что отвечает. Кроме того, мозг – система взаимосвязей. То есть эти части еще и образуют множество комбинаций, влияющих на наши решения, оценки, эмоции, рефлексы и т.д. Сквозь эти части проходят нейропути (например, норадреналиновые или дофаминовые). По ним движутся гормоны, большей частью нейромедиаторы, и включают те или иные области мозга или активируют нейронные связи. Есть еще ряд механизмов, которые, в зависимости от ситуации, включают и выключают активность разных частей мозга.

Но за рациональные мысли, обучение, креативность – то, с чем мы привыкли ассоциировать человека – отвечает в основном префронтальная или передняя часть коры головного мозга.

Как изучение языков влияет на мозг. welltory 2. Как изучение языков влияет на мозг фото. Как изучение языков влияет на мозг-welltory 2. картинка Как изучение языков влияет на мозг. картинка welltory 2

Здесь находится больше всего нейронных связей или синапсов.
Их у человека настолько много, что большая их часть в каждый момент времени не занята, иными словами, не вовлечена в процесс выживания организма. Например, мозг мыши фактически весь подчинен функциям выживания и рефлексов. А наши неиспользованные синапсы свободны и в любой момент времени готовы перестроиться и заняться чем-то новым.

Что такое обучение на уровне физиологии?

Обучение – это формирование новых нейронных связей – синапсов – и изменение уже существующих. Американский нейрофизиолог Айра Блэк определял знание как архитектуру сети между определенными нейронами, а обучение как модификацию этой архитектуры.

Синапс – это точка соединения нейронов. Как они соединяются? Химически. Их связывают через рецепторы аксонов и дендритов определенные химические вещества – лиганды. Большая часть из них – известные нам нейромедиаторы, например, эндорфин или дофамин. Нейробиолог Кэнденс Перт назвала их даже informational substance – информационное вещество. Каждый раз, когда мы узнаем что-то новое, возникает очередная цепочка или меняется старая. Нейромедиаторы как буквы алфавита, а цепочки – это набор слов, которыми мы владеем.

Новый язык в буквальном смысле – физически – рождается в нашем мозгу в виде новых синапсов.

Как изучение языков влияет на мозг. bioneiron. Как изучение языков влияет на мозг фото. Как изучение языков влияет на мозг-bioneiron. картинка Как изучение языков влияет на мозг. картинка bioneiron

У человека более 100 миллиардов нейронов. Каждый соединен с сотнями других нейронов синапсами в количестве от 1 до 10 тысяч. По расчетам ученых понадобилось бы около 32 миллионов лет, чтобы сосчитать все синапсы в коре нашего мозга. Представляете, какая у нас потенциальная мощность по формированию новых цепочек, а, значит, нового знания?😉

Итак, мы узнали, что в принципе происходит в мозгу во время обучения. Сам же процесс изучения языка локализуется в левом полушарии – в перисильвиевой области.

Передняя часть этой области – центр Брока – отвечает прежде всего за грамматику и синтаксис, в то время как задняя – центр Вернике – за звучание слов и их понимание. Например, если у человека поврежден центр Брока, он не сможет говорить, а если центр Вернике, он перестанет понимать услышанное.

Как изучение языков влияет на мозг. 000067. Как изучение языков влияет на мозг фото. Как изучение языков влияет на мозг-000067. картинка Как изучение языков влияет на мозг. картинка 000067

Теперь о механизме запоминания языка…

Вильям Левельт, директор Института по психолингвистике Макса Планка, Нидерланды, идентифицировал три системы, которые участвуют в процессе запоминания и использования слов в ежедневной речи: лексическую, синтаксическую и фонетическую.
Лексическая система активируется, когда мы хотим что-то сказать. Она отвечает за значения и определения – не за слова, а за их смыслы. Поэтому, когда мы подбираем слово, мы сначала знаем, скорее даже «чувствуем», его значение. Активируем смысл и дальше уже ищем подходящее ему, значению, слово.

Синтаксическая система применяет синтаксические правила языка говорящего (спряжение глаголов, падежи, род) к значению. Именно этот центр отвечает за известный феномен – «на кончике языка», когда мы почти готовы произнести слово, но оно еще до конца не поймано. Мы уже знаем значение, синтаксическая система включает выбор слова и предлагает словоформы используемого языка. В этот момент у нас всплывают привычные грамматические конструкции и слова соревнуются между собой: Выбери меня!!

И, наконец, фонетическая система – применение звуков к значению. Она включается и вуаля – мы произносим слово. Это помогает понять ситуацию. Например, когда мы забываем слово, мы пытаемся вспомнить звук – «слово на с», «слово шипящее», мы перебираем звуки и вспоминаем слово.

Итак, у нас есть три системы: значения, ассоциированные с ними звуки и правила родного языка. Все три системы взаимосвязаны.

Теперь понятнее, почему так сложно выучить иностранный язык как родной? Язык – это не просто единица слова. Все его части (значение, форма, звук) находятся в разных частях мозга. То есть, когда мы учим иностранный язык, на самом деле мы осваиваем 3 разные системы, или даже 3 разных языка.

Это же и объясняет, почему некоторые однобокие подходы к изучению языка – только через говорение или только через грамматику – не работают.

Левелт считает также, что с возрастом мы не теряем способности к языкам и скорость запоминания. Просто количество ассоциаций и карточек в наших трех системах увеличивается, а значит требуется значительно больше времени для обработки имеющейся информации.

Эту его мысль подтверждают и эксперименты с «билингвами» – людьми, одинаково свободно владеющими несколько языками на уровне родного. Их скорость обработки одного слова обычно медленнее, чем у людей, свободно говорящих только на одном языке. Но скорость здесь понятие относительное. Мы способны за секунду полностью сформировать 2-3 слова из 10-15 слогов суммарно. В среднем, у нас уходит 71 тысячная секунды, чтобы найти слово для обозначения какого-то смысла. А значит для обычного человеческого восприятия билингвы вовсе не думают медленнее😉

Теперь вы понимаете, как радикально меняет наш мозг изучение иностранного языка и почему это так сложно?

2. Польза для жизни

Оказывается, знание иностранного языка может влиять на нашу жизнь.

Принимать в жизни более правильные решения

Как известно, у людей есть две системы принятия решений: интуитивная и рациональная. Рациональная задействована очень редко. Обычно мы выбираем интуитивно – на основе эмоций, физиологического состояния или предзаданных шаблонов, которые хранятся в нашем мозге для ускорения обработки процессов. Эти шаблоны называются «когнитивными искажениями» и заставляют нас принимать глупые решения, игнорируя реальность.

Многочисленные исследования доказали – когда человек думает или формулирует какую-то ситуацию на иностранном языке, он принимает более рациональные решения.

Как изучение языков влияет на мозг. welltory 3. Как изучение языков влияет на мозг фото. Как изучение языков влияет на мозг-welltory 3. картинка Как изучение языков влияет на мозг. картинка welltory 3

Почему? Наши шаблоны хранятся на родном языке.
Наша рациональность выключается при любой эмоции, хорошей или плохой. С родным языком у нас связано много эмоциональной памяти и много контекста. Нас легче оскорбить на родном языке, чем на чужом. Проверьте себя: что вызывает у вас больше эмоций: c***ка или b***ch? То-то же😉

Так что, когда вы формулируете проблему на чужом языке и на нем же пытаетесь найти решение, результат будет более логичным и взвешенным. Ведь решение принимает наша умная рациональная система, а не интуитивная. Но для этого надо хорошо знать иностранный язык, чтобы вместо принятия решений не заниматься подбором слов.

Быть счастливее

Как вы помните, за язык у нас отвечает левое полушарие, Перисильвиевая зона. Активность в ней обычно связана с позитивными эмоциями, например, с желанием вести себя открыто по отношению к окружающим. В противоположность избегающему поведению, которое сопровождает активность в правом полушарии.

Поэтому процесс «поболтать» вызывает у нас позитивные эмоции и мы чувствуем себя счастливее. И когда активируем центры говорения, чтобы что-то сказать на иностранном языке, то испытываем прямо физиологическое удовольствие.

Жить дольше

Изучение языка заставляет мозг работать и многое в нем меняет (помните нейронные цепочки?) Поэтому он становится более пластичным и адаптивным. Более того, это помогает противостоять некоторым болезням старости.
Например, в рамках исследования 2010 года специалисты изучили данные 200 пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, и обнаружили: те, кто знал несколько языков, сталкивались с симптомами на 5,1 лет позже.

Ну как? Вас что-то останавливает сейчас же все бросить и заняться изучением английского или любого другого языка?

Да? Так это оно, когнитивное искажение, которое ни к чему хорошему не приведет. А теперь попробуйте задать себе тот же самый вопрос на иностранном языке😉 Ощущаете разницу?

Источник

Лучшая тренировка: как изучение иностранного языка сохраняет молодость мозга

Как изучение языков влияет на мозг. photo2020 09 1614 38. Как изучение языков влияет на мозг фото. Как изучение языков влияет на мозг-photo2020 09 1614 38. картинка Как изучение языков влияет на мозг. картинка photo2020 09 1614 38

Редактор отдела «Истории».

Иностранный язык полезен не только с точки зрения карьерных перспектив, но и для вашего личного здоровья — это подтверждают многочисленные исследования. Подробно рассмотрим три научно доказанных преимущества, которые дает билингвизм нашему мозгу.

Защищает от деменции

В ходе исследования 2010 года группа канадских ученых рассмотрела связь между билингвизмом и болезнью Альцгеймера.

В то время уже было известно, что социальная и физическая активность помогают замедлить наступление слабоумия в пожилом возрасте. Ученые хотели узнать, предлагает ли билингвизм — способность понимать два и более языков и говорить на них — аналогичные защитные механизмы.

Для этого они собрали данные о более чем 200 людях, у которых недавно была диагностирована болезнь Альцгеймера. Они обнаружили, что у тех, кто говорит на двух и более языках, симптомы развивались в среднем на пять лет позже, чем у тех, кто использует только один. После проверки их рода занятий, уровня образования, места рождения и прочих переменных временной разрыв остался тем же. Эти выводы также подтвердили последующие работы.

Авторы исследования описывают так называемый «когнитивный резерв» — способность мозга поддерживать нормальное функционирование, несмотря на стремительное наступление болезни.

«Билингвизм пополняет когнитивный резерв, компенсирующий накопленные патологии», — пишут ученые.

И хотя мозг — это орган, а не мышца, несколько десятилетий исследований показали, что он также нуждается в регулярных тренировках. С возрастом такие упражнения помогают предотвратить его ослабление и истощение.

«Мозг, как и тело, нуждается в тренировках, иначе он ослабнет», — рассказывает Кэтрин Колдуэлл-Харрис, доктор философии, исследователь билингвизма и доцент кафедры психологии и нейробиологии Бостонского университета.

По ее словам, любое новое занятие — от хобби до путешествий — способствует улучшению функционирования мозга. Однако изучение и использование второго языка справляется с этим лучше всего.

«Изучение нового языка — сложный процесс, который задействует практически все аспекты мозговой деятельности, — утверждает Колдуэлл-Харрис. — По сложности он сопоставим с игрой в шахматы и любой другой наукой, но также включает социальное взаимодействие».

Улучшает исполнительные функции мозга

Мозг — не статичный орган: он постоянно меняется в зависимости от выполняемых задач. Большинство этих процессов поддаются измерению — как по электрической активности мозга, так и его фактической массе и плотности корковых структур.

В исследовании 2019 года, опубликованном в журнале Frontiers in Neuroscience, итальянские ученые измерили влияние языковой тренировки на мозг здоровых пожилых людей в возрасте от 59 до 79 лет. Спустя всего четыре месяца изучения английского языка испытуемые показали значительно лучшие результаты по тестам общих когнитивных способностей и функциональных связей.

«Изучение иностранного языка представляет собой один из немедикаментозных способов улучшить когнитивные способности у молодых и пожилых людей», — рассказывает Джованна Буббико, доктор философии, главный автор исследования Калифорнийского университета в Ирвайне и университета Габриэле д’Аннунцио Кьети и Пескара в Италии.

Как изучение языков влияет на мозг. . Как изучение языков влияет на мозг фото. Как изучение языков влияет на мозг-. картинка Как изучение языков влияет на мозг. картинка

В отличие от других новых видов деятельности, преимущества которых исчезают, как только человеческий мозг привыкает к ним, польза иностранного языка имеет долгосрочный эффект. «Мозг вынужден переключаться между двумя языками в зависимости от контекста», — говорит Буббико.

По ее словам, мозговые процессы, участвующие в такого рода переключении усиливают исполнительные функции мозга, а именно его способность планировать, концентрироваться, принимать решения и выполнять другие важные задачи.

Колдуэлл-Харрис добавляет: «Когнитивная гибкость и способность переключаться с одной задачи на другую — важный аспект исполнительных функций».

При их ослаблении, которое часто возникает в старшем возрасте и при травмах головного мозга, снижается способность изменить образ мышления и поведение в ответ на обстоятельства. Мозг застревает в устаревших и непрактичных моделях активности.

«Билингвы постоянно следят за тем, на каком языке с ними говорят, что укрепляет способность переключаться», — утверждает Колдуэлл-Харрис.

По ее словам, на данный момент невозможно сказать точно, в каком возрасте изучение второго языка лучше влияет на мозг. При этом она отмечает, что в большинстве исследований участвовали люди, которые выучили язык в молодом возрасте.

Как и в случае со здоровым питанием и физической активностью, которые стоит поддерживать на протяжении всей жизни, можно предположить, что и изучение языков не стоит откладывать на потом.

Расширяет представление о мире

Народ Аймара, коренное население Южной Америки, не ожидает наступления нового года. Дело в том, что в их родном языке не существует такого понятия.

В исследовании 2006 года, опубликованном в журнале Cognitive Science, ученые изложили способ, по которому Аймара рассуждают о времени. В большинстве языков будущее описывается как то, что лежит перед нами и к чему мы движемся. Аймара рассуждают о нем с противоположной точки зрения: поскольку будущее нельзя увидеть, они рассматривают его как то, что находится за ними, вне их поля зрения. С другой стороны, прошлое, которое можно увидеть, расположено перед ними. Команда исследователей также обнаружила, что, говоря о будущем, народы Аймара указывают рукой за спину.

Влияние языка на представление о мире известно как гипотеза лингвистической относительности. Любой изучающий иностранный язык, скорее всего, замечал различие определенных идей и концепций от его родного языка.

«Изучение иностранного языка показывает, что окружающие могут рассматривать вещи совершенно по-другому», — рассказывает Колдуэлл-Харрис.

Она предлагает еще два примера.

При изучении нового языка мозг сталкивается с незнакомыми понятиями, которые изменяют его привычные взгляды и позволяет увидеть мир и окружающих людей в ином свете.

«Основная проблема заключается в том, что люди просто хотят получить конечный результат — свободно овладеть языком», — утверждает Колдуэлл-Харрис. Однако настоящую награду мозг получает с самого начала изучения, и ее преимущества продолжаются в долгосрочной перспективе.

Источник

Как изучение языков влияет на мозг

Как изучение языков влияет на мозг. cog4ri. Как изучение языков влияет на мозг фото. Как изучение языков влияет на мозг-cog4ri. картинка Как изучение языков влияет на мозг. картинка cog4ri

Изучение иностранных языков хорошо сказывается на мозге — это общеизвестный факт. Но что именно происходит в нашей голове, когда мы заучиваем новые слова и конструкции? И есть ли какие-то когнитивные преимущества у людей, разговаривающих на двух языках?

Родной язык VS иностранный

Когда мы говорим на родном языке, наш мозг задействует в основном левое полушарие. За воспроизведение речи отвечает центр Брока в левой лобной доле, а за понимание — зона Вернике в левой височной.

Как изучение языков влияет на мозг. 4s0wro. Как изучение языков влияет на мозг фото. Как изучение языков влияет на мозг-4s0wro. картинка Как изучение языков влияет на мозг. картинка 4s0wro

Речевые центры мозга

Тренажер для мозга

Процесс изучения языка оказывает на мозг такой же эффект, как занятия в тренажерном зале — на мышцы. Когда мышцы сокращаются, они увеличиваются в объеме и становятся сильнее. То же происходит и с мозгом: когда он работает, его структура меняется, а некоторые функции улучшаются. Поэтому когда мы учим язык, развиваются соответствующие области мозга. В частности растет количество белого и серого вещества, которое содержит большинство нейронных связей.

Нейропластичность и что она дает

Изучая иностранный язык, вы буквально силой мысли вызываете физические трансформации в мозге. Это происходит из-за феномена нейропластичности — способности мозга к изменению структуры, восстановлению повреждений, выстраиванию новых нейронных связей. Это благодаря ним работают наши память, чувства и воображение. Если держать мозг в тонусе, высокая нейропластичность сохраняется в течение всей жизни человека.

Поделиться в

Помощь в поступлении за границу с UniPage

UniPage организует поступление в зарубежные вузы, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет. Мы также помогаем:

Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

Источник

Исследование: действительно ли изучение языков так уж полезно для мозга?

Как изучение языков влияет на мозг. medium. Как изучение языков влияет на мозг фото. Как изучение языков влияет на мозг-medium. картинка Как изучение языков влияет на мозг. картинка medium

Конфеты и свечки

Профессор американского Северо-Западного университета Виорика Мариан (Viorica Marian) уже давно изучает то, как иностранные языки влияют на мозг. Еще 15 лет назад она заметила, что людям, которые владеют двумя языками, — будем условно называть из «билингвы» — легче выбирать слова: из-за большого словарного запаса они привыкли сразу отсекать «неправильные» варианты.

В своем последнем исследовании она и ее коллеги решили выяснить, какие процессы происходят в мозге у людей, когда они слышат те или иные слова. Для этого она разделила волонтеров на две группы: билингв и тех, кто знает только один язык. Чтобы увидеть, какие зоны мозга сильнее активизируются у людей при выполнении когнитивных задач, ученые использовала магнитно-резонансную томографию (МРТ).

Участникам эксперимента произносили вслух какое-то слово — например, «конфета» («candy» по-английски) — и просили их быстро выбрать одну из четырех картинок, среди которых было и изображение конфеты, и изображение чего-то, что называется похожим по звучанию словом: например, свечи (по-английски «candle»). МРТ показала, что у тех, кто знает только один язык, при выборе картинок гораздо сильнее активизировались некоторые области мозга: на выбор картинки они, таким образом, затрачивали больше усилий. «Это работает как светофор, — объясняет Виорика Мариан. — Для одного языка билингвы всегда включают зеленый свет, а для другого — красный. Когда приходится делать это все время, учишься быстро блокировать те слова, которые не нужны».

По словам исследовательницы, это умение полезно не только для выбора слов, но и в целом для принятия решений: «Ведем ли мы машину или делаем операцию, необходимо уметь концентрироваться на важном и игнорировать второстепенное», — говорит она. Кроме того, знание иностранного языка, по ее мнению, может служить заменой умственным тренировкам: «Можно не напрягаться и не решать кроссворды: ваш мозг уже и так “жонглирует” двумя языками».

Начать же изучение языка никогда не поздно: «Польза будет даже от одного семестра», — считает Мариан.Сама она, по информации пресс-службы Северо-Западного университета, знает румынский, русский и английский, а еще немного говорит по-испански, по-французски и по-голландски.

Пластика мозга

«Изучение чего бы то ни было — например, иностранного языка — и применение этих знаний развивает мозг», — говорит профессор Университета штата Пенсильвания Пин Ли (Ping Li). С помощью все той же МРТ он и его коллеги наблюдали за активностью мозга у 39 носителей английского языка, которые пытались учить китайский. Результаты показали, что изучение языка помогает развивать взаимосвязи между нейронами мозга. Правда, происходит это гораздо эффективнее у тех, кому язык дается легко. Зато, как показали предыдущие исследования Ли и его коллег, позитивные изменения в мозге в ответ на изучение языка заметны даже в почтенном возрасте.

«Интересная находка заключается в том, что, мозг оказался гораздо более “пластичным”, чем мы думалираньше, опираясь на более ранние исследования, — говорит Ли. — Мы наблюдаем анатомические изменения в мозге [даже у пожилых людей], и для них это очень оптимистичные новости. Изучение иностранного языка может сделать процесс старения более приятным».

Приятным изучение языка бывает для всех возрастов, говорится в еще одном недавнем исследовании. Ученые из Магдебургского университета имени Отто фон Герике и их коллеги из Барселоны обнаружили (опять же, с помощью МРТ), что запоминание новых слов активирует вентральный стриатум — «центр удовольствия» в мозге. По мнению исследователей, именно это помогало людям развивать свои языковые навыки в процессе эволюции.

Быть альтруистами

Однако не все так однозначно. В научной среде есть люди, которые считают: изучение иностранных языков не сделает вас умнее. Ученые из Университета Эбертэй в Шотландии сравнили, как один и тот же когнитивный тест выполняют несколько разных групп. Эти группы состояли из взрослых билингв разного происхождения и носителей английского языка, которые говорят только на нем. Интересно, что разницы между двумя группами они практически не обнаружили.

Этот результат привет ученых к мысли, что когнитивное превосходство билингв — это миф. Вызван он, по их мнению, тем, что научные журналы стремятся публиковать статьи только с положительными результатами. «Сначала мы были обескуражены: как такое может быть? — говорит о полученных результатах одна из авторов исследования профессор Вера Кемпе (Vera Kempe). — Но когда мы начали копать глубже, мы обнаружили, что это не аномалия: наше исследование просто пополнило ширящиеся ряды тех работ, результаты которых не показали взаимосвязи между знанием иностранных языков и сообразительностью».

Это, правда, не значит, что иностранные языки совсем не стоит учить. «Вместе с тем, мы советуем всем — особенно молодежи — учить иностранные языки не из-за эгоистичного стремления усилить свои умственные способности, а из-за того, что знание языков дает нам возможность общаться с людьми из разных стран и разных культур, — говорит Вера Кемпе. — Возможность увидеть мир под другим углом зрения — это, наверное, самое полезное, что дает изучение иностранных языков, и именно это и развивает мозг».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *