Как изучить спрос в интернете
Как сделать анализ спроса на продукцию в интернете
Анализируем спрос на товары и услуги у интернет-аудитории.
Делать анализ спроса на продукт необходимо любому бизнесу. В процессе анализа, можно выявить продукцию, которая пользуется наивысшим спросом среди покупателей. Кроме того, можно отследить динамику интересов пользователей.
При анализе спроса на товары и услуги, есть и определённые сложности. Важно видеть не только колебания спроса, но и тенденцию развития под влиянием различных факторов.
Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ:
Анализ спроса на товары и услуги в интернете
Анализ спроса в интернете, можно сделать с помощью всего 2 бесплатных онлайн-сервисов: Яндекс.Вордстат и Google Trends. Вордстат поможет определить количественные показатели спроса, а Google Trends, выявить товарные тенденции и тренды.
Как узнать спрос на товар в Яндекс.Вордстат
Первое, с чего стоит начать, это сервис Яндекс.Вордстат. Вордстат позволяет оценить насколько высокий спрос на товар или услугу, в каких городах товар пользуется спрос и на какой период времени приходится пик запросов.
Популярность запросов
Заходим на страницу сервиса и вводим название своего продукта.
Как мы видим, количество запросов по ключевику [айфон] просто огромное. 8 776 377 показов в месяц! Это говорит о том, что спрос на товар высокий, так же как и конкуренция.
А вот, если Вы собираетесь продавать [комбинезоны для кошек], спрос уже гораздо ниже. Всего 684 показа в месяц.
Соответственно, если запрос, связанные с нашим продуктом популярный, то для продвижения можно использовать SEO, поисковую контекстную рекламу и другие инструменты. В том случае, если спрос низкий, то лучше использовать социальные сети и медийную рекламу.
Спрос на товар в регионах
Теперь обратимся к спросу по регионам. Вводим запрос [валенки] и выбираем сначала «По регионам», а затем «Карта».
Чем в более тёмный цвет окрашен регион, тем большим спросом пользуется товар или услуга в этом регионе. Как видите на картинке выше, [валенки] популярны в Сибири и на Дальнем Востоке.
Если вы хотите узнать спрос на товар или услугу в отдельном регионе или городе, то действуйте следующим образом. Вводим запрос, например [детская комната] и кликаем «Все регионы» справа под строкой для ввода. В выпадающем списке выбираем свой регион или город.
Таким же образом, можно сравнить спрос на товар по отдельным городам.
Сезонность спроса
Для многих сфер бизнеса, также характера сезонность спроса. Чтобы узнать, как меняется спрос в зависимости от времени года, после ввода запроса, переключитесь на вкладку «История запросов». Как видите, самый уровень спроса на [строительство домов], приходится на декабрь.
Чтобы проанализировать периоды падения и роста спроса по отдельному городу, сначала переключаем на нужный город, а потом заходит в историю запросов.
Анализ спроса в Google Trends
Зайдя в Google Trends, первое, что Вы увидите, это ТОП популярных запросов за последние 24 часа.
Чтобы посмотреть статистику запросов в Google, нужно в поле «Темы» в самом верху ввести запрос, данные по которому нам нужны. Допустим это будет всё то же [строительству домов].
Отфильтровать данные можно: по региону, по времени, категории и месту поиска (обычный поиск, поиск по новостям, картинкам или на YouTube).
Минус этого сервиса в том, что он показывает не абсолютные, а относительные данные. Т.е. не точное количество введённых запросов, а индекс популярности от 0 до 100 баллов, где 100 баллов это наибольшее количество запросов в определённый отрезок времени. Чтобы получить статистику по запросу, используйте планировщик ключевых слов Google.
Полезен же этот сервис прежде всего тем, что Вы можете с его помощью узнать, что ищут люди прямо сейчас! Например, к моменту выхода 7-го эпизода Звёздных воин в конце 2015-го года, спрос на световые мечи резко вырос, а значит те, кто их продавал или оперативно начал продавать, неплохо обогатились.
Также, в Google Trends можно оценить, тенденции роста и падения спроса на определённые товары. Сравнить между собой спрос на разные виды услуг.
Благодаря данным Яндекс Вордстат и Google Trends, вы можете не инвестируя в маркетинговые исследования, сделать анализ спроса в интернете.
Что делать дальше
После того, как у вас есть данные по спросу, можно приступать к запуску рекламы, с целью теста выбранной ниши. Если вы видите, что запросов в месяц, по данным Вордстат больше, чем 2-3 тысячи, то можно сделать тестовый запуск контекстной рекламы в Яндекс и Google. При этом, если вы работаете на всю Россию, не рекомендуется в тестовую рекламную компанию включать такие регионы, как Москва и Санкт-Петербург, из-за высокой стоимости клика в этих регионах. Иначе Вы потратите бюджет, а обратной связи так и не получите.
При чём тестовый запуск можно проводить даже не имея товара в наличии, просто собирая предварительные заказы и оценивая платёжеспособность аудитории.
Когда, в поисковых системах на товар или услугу, которые Вы хотите продавать, нет достаточного спроса, это не повод отказываться от своей идеи. И в этом случае, можно протестировать спрос через социальные сети, ВКонтакте или Инстаграм. Ведь предложенный Вами товар или услуга, могут даже не приходить в голову обычному человеку, но при этом оказаться для него весьма желанными.
Так же вы должны понимать, что тест ниши, не является индикатором для всех сфер бизнеса и для бизнеса вообще, таким образом Вы можете протестировать своё предложение, а так же получить обратную связь и принять решение, внести коррективы и продолжить, или выбрать другое направление.
Вывод
Все перечисленные нами действия призваны помочь Вам в анализе и сборе данных по спросу в интернете. На основе этих данных можно делать выводы о перспективах открытия того или иного направления в бизнесе.
А Вы уже проводили исследование в своей сфере? Пишите ответ в комментариях.
Как проверить спрос перед разработкой продукта: пошаговая инструкция не только для стартапов
Cтартапы чаще всего закрываются из-за отсутствия спроса на новый продукт. Именно эту причину называют 42% основателей неудавшихся проектов. Чтобы не разориться вскоре после открытия, нужно понять, на что люди готовы тратить деньги.
Мы разобрались, как исследовать спрос на примере приложения для личных финансов. В этом нам помогли эксперты — Даниил Лоханин, руководитель направлений PaaS и IoT в Mail.ru Cloud Solutions, и Аскер Аскеров, основатель проекта по исследованию спроса «Оранжевый енот».
Для начала небольшая история: основатель стартапа Patient Communicator Джефф Нович два года разрабатывал платформу для управления врачебной практикой. И, потратив три месяца на рекламу, звонки, письма и встречи, получил только одного платящего клиента.
Джефф не исследовал спрос и ориентировался на пожелания только одного врача — собственного отца. В итоге продукт, идеально подходящий конкретному человеку, оказался невостребованным. У других врачей не было потребности что-то менять в своей практике.
Не стать героем похожей истории вам поможет наша инструкция из 5 шагов.
Итак, вы решили разработать мобильное приложение для учета личных финансов. На первом этапе нужно понять, в каких ситуациях люди считают доходы и расходы, какие инструменты используют, что в них им нравится и не нравится.
Ответить на эти вопросы помогают глубинные интервью — неформальные беседы с потенциальными клиентами. В данном случае — с людьми, которые ведут учет доходов и расходов. Вам подойдут люди, которые считают деньги любым способом: в банковских аккаунтах, Excel, мобильных приложениях конкурентов.
Вам нужны ответы на три вопроса:
Третий вопрос помогает понять, для чего еще люди используют ваш продукт. Например, основная проблема, которую решает приложение для учета личных финансов — контроль доходов и расходов. Но человек с десятью счетами в разных банках может открывать приложение, чтобы быстро посмотреть остатки на счетах — это дополнительная задача.
Лучше всего техника глубинного интервью описана в книге Роба Фитцпатрика «Спроси маму» — рекомендую прочитать. В целом, во время интервью важно задавать открытые вопросы, трезво смотреть на свою идею и выяснять, что важно потенциальным клиентам.
Для первоначального исследования понадобится 10-15 глубинных интервью. Важно опрашивать разных людей. Например, в случае с приложением для учета личных финансов это могут быть и студенты, и семейные люди, и предприниматели, и самозанятые фрилансеры.
Найти участников исследования можно по знакомым или в тематических сообществах в соцсетях. Например, можно разместить посты и в сообществах, посвященных личным финансам, и в группах для предпринимателей — все зависит от продукта.
Каждый сценарий используют несколько типов клиентов, у каждого свои потребности и пожелания к продукту.
К примеру, для приложения по учету личных финансов вы выделили внутри каждого сценария три основных клиентских профиля:
Выберите пять основных сценариев, и выделите внутри каждого 4-5 клиентских профилей — всего у вас получится 20-25 типов клиентов. Теперь выберите пять основных профилей, для них в первую очередь вы разрабатываете продукт. К оставшимся профилям можно вернуться позднее, когда запустите продукт и будете думать над его развитием.
Вы выяснили, кто и для чего будет покупать ваш продукт. Теперь нужно прикинуть, сколько клиентов и денег на рынке.
Для этого лучше использовать метод Ферми — он позволяет быстро сделать расчеты, не обладая точной информацией. Суть в том, чтобы взять общедоступные данные, например, статистику Росстата или результаты исследований, и посчитать рынок на их основе.
Согласно исследованию SuperJob, доходы и расходы считают 18% россиян. У вас три потребительских сегмента: владельцы малого бизнеса, студенты и фрилансеры:
Емкость рынка ничего не говорит о вашей предполагаемой выручке. Ее считают, чтобы понять, есть ли перспективы для заработка. Иначе можно оказаться в следующей ситуации: вы потратили деньги на разработку и операционку, а на рынке недостаточно клиентов для покрытия расходов. Финансовый прогноз стартапа составляют, когда вы уже подтвердили спрос.
Рассчитывая примерную емкость рынка, важно учесть, насколько сложно получить доступ к клиентам. В сегменте B2C, как правило, достаточно рекламы, в B2B часто требуется личное общение с потенциальными клиентами.
Считая емкость рынка по сегментам, оцените доступность каждого по шкале от 1 до 10. Обычно 1-3 балла присваивают, если продукт можно продать с помощью рекламы, 8-10 баллов — если вы работаете в сегменте B2B или ориентируетесь на людей с высоким уровнем доходов, например топ-менеджеров корпораций. Но шкала субъективная — точных критериев нет.
Оценив доступность, вы сможете предположить, с каких сегментов лучше начать работу. Например, готовы ли вы тратиться на привлечение труднодоступных клиентов или будете работать в массовом сегменте, где, возможно, выше конкуренция.
Вы убедились, что на рынке достаточно клиентов для покрытия ваших расходов. Выделили основные сценарии использования продукта и профили покупателей.
Теперь у вас есть гипотезы о том, что нужно каждому типу клиентов.
Всего нужно опросить 100-200 человек. Но для каждого сегмента — отдельный опросник. Например, у приложения для учета личных финансов три типа клиентов: предприниматели, фрилансеры и люди, которые копят на крупную покупку:
Вопросы закрытые, с вариантами ответов — так будет проще обрабатывать результаты. Не забудьте и про общие для всех респондентов вопросы, они зависят от особенностей продукта. Например, в случае с приложением для учета личных финансов может быть важно, в каких банках счета у большинства клиентов, какими смартфонами они пользуются.
Гипотезу считают подтвержденной, если 50-70% респондентов дали нужные вам ответы. После этого можно переходить к последнему этапу тестирования — продажам.
Последний этап тестирования — реальные продажи. Вы продаете доступ к будущему продукту или собираете контакты людей, которые потенциально могут стать вашими клиентами.
Тестировать спрос можно разными способами: создать лендинг и запустить рекламу, разместить посты в сообществах соцсетей, лично встретиться с потенциальными клиентами. В случае с приложением для учета личных финансов можно, например, собрать контакты людей, которые готовы со скидкой пользоваться первой версией продукта.
Например, вы считаете, что вашими первыми клиентами станут самозанятые фрилансеры. Выпускаете MVP — приложение позволяет учитывать доходы и напоминает об уплате налога. По мере развития продукта в нем появятся учет расходов, возможность задать категории трат и другие функции.
Суть MVP — «разведка боем» на живом рынке. Вы хотите узнать, возникнет ли спрос, как он будет развиваться, что будет на него влиять.
Для технологических продуктов это означает, что вы не знаете заранее нагрузку на свои сервисы и IT-инфраструктуру. Проверить гипотезы в таком случае проще с помощью облачной платформы: там можно запустить MVP без покупки оборудования и не беспокоясь о нехватке ресурсов. Без облаков пришлось бы закупать лишнее оборудование, чтобы ваше приложение не упало под нагрузкой — которая еще неизвестно, случится ли.
В облаке вы арендуете нужные инфраструктурные ресурсы только на время эксперимента. И именно поэтому на облачных платформах можно одновременно тестировать много гипотез, которые задействуют любые мощности, — это поможет быстро получить нужную информацию, не разорив компанию.
Еще одна причина, почему стартапы любят облака — они позволяют команде проекта взять правильный фокус. Можно забыть об ИТ-обслуживании, не нужно брать в штат отдельного администратора. Техническая и продуктовая команда может заняться творческим поиском, созданием нового и анализом, не распыляясь на рутину. А облачная платформа берет на себя инфраструктуру вашего проекта.
В облаке Mail.ru Cloud Solutions вы можете получить грант на тестирование идеи: в него входит до 50 000 рублей на облачную инфраструктуру для запуска MVP и 25 000 рублей на рекламную кампанию. Это позволит быстро протестировать спрос и оценить жизнеспособность вашей гипотезы.
Важно сравнивать ожидания с реальными результатами. Например, вы планировали за три месяца получить 200 клиентов, а получили 100 — данные не говорят об отсутствии спроса. Скорее всего, вам нужно дорабатывать маркетинговую стратегию, искать и тестировать каналы продаж.
Оценка спроса: как до открытия магазина узнать, будут ли продажи
Вы открыли а продажи не пошли. Причин может быть много, одна из них — отсутствие покупательского спроса. Проще говоря, товар не интересен покупателям, поэтому они не спешат его приобрести. Как определить уровень спроса до того, как вы закупили товар и запустили магазин? Рассмотрим несколько простых способов.
Для наглядности возьмем конкретный пример: представим, что вы хотите продавать чехлы для смартфонов и нужно узнать, какие изделия заказать у поставщика.
Важно: методы оценки спроса не дают 100% гарантии того, что товар будет хорошо продаваться. Они лишь помогут выяснить предпочтения покупателей и на основе этого сформировать ассортимент.
Анализ запросов в Яндекс.Вордстат
Перед началом работы с Яндекс.Вордстат выберите регион, в котором собираетесь продавать. Для работающего только по Москве и области, запросы покупателей в других областях не интересны.
Выбор региона — справа под поисковой строкой
Частота и вид запросов
Вводим в поисковую строку нужный запрос, в нашем случае это — чехлы для телефонов или смартфонов, затем смотрим частоту — сколько раз люди искали товар.
Цифры в колонках с правой стороны — это частота запроса
Для анализа используют два основных вида запросов:
Анализ конкретизированного запроса, связанного с намерением купить
Что показывает анализ частоты и вида запросов
Важно: сервис выводит количество показов, а не число людей, ищущих товар. Один человек может несколько раз вбивать в поиск один и тот же запрос. Этот факт снижает точность оценки.
История запросов
Для анализа переключаем сервис на историю запросов (нажмите под поисковой строкой «История запросов») и вводим нужные ключевые слова.
История запроса «чехол для смартфона»
История запроса «смартфон купить»
Например, колебания спроса на чехлы связаны с изменением спроса на смартфоны. Весной и летом люди тратят деньги на отпуск, а вот после него готовы потратиться на телефон, в том числе и потому, что осенью производители выпускают новые модели. Кроме того, чехлы покупают, как подарок к Новому году.
Оценка динамики спроса
История запросов в Яндекс.Вордстат показывает данные за 2 года, что помогает увидеть не только сезонность, но и общее направление динамики спроса — падает он или растет. Например, введем запрос «чехол для айфона 3». Мы видим, что спрос в целом падает, хотя наблюдаются сезонные всплески.
История запроса «чехол для айфона 3»
При недостатке данных смотрим динамику спроса на смежные категории — в нашем случае на телефоны. Очевидно, что какие модели остаются популярными, на такие и будут востребованы чехлы.
Нюансы работы с Яндекс.Вордстат
Сервис позволяет получить приблизительную оценку спроса. Люди не всегда ищут товар, чтобы его купить, не всегда пользуются сервисом поиска, чтобы найти нужную вещь. Некоторые покупатели приобретают товары в социальных сетях или сразу на сайте выбранного магазина, минуя поиск. Не все пользователи используют Яндекс, некоторые — Google. Кроме этого, нужно учитывать особенности потребительского поведения в разных нишах.
Оценка тенденций спроса в Google Trends
Google Trends используйте для оценки общих тенденций. Такая информация важна крупным магазинам или при старте продаж принципиально новых товаров.
Например: если вы хотите продавать новую палатку для комфортного отдыха с детьми, оцените интерес людей к семейным походам. А для анализа спроса на красную автомобильную краску стоит посмотреть популярность красных автомобилей.
Как работает Google Trends
Сервис показывает тренды по всей России, также можно выбрать конкретный регион.
1. Анализ тенденций
Выбираем Москву и вводим в поисковую строку фразу «чехол для смартфонов». Сервис не анализирует узкие запросы, по которым мало информации, например, «купить чехлы для смартфонов», он подходит только для широких категорий.
Видно, что снижения интереса пользователей нет
Чехлы для смартфонов будут популярны, пока люди используют телефоны, поэтому посмотрим более показательный пример. Например, цель — продать косметику для контуринга. Вводим запрос «контуринг лица» и видим, как активно растет интерес.
Контуринг лица пользуется спросом, значит, и косметику для него будут покупать
2. Сравнение тенденций
Сервис позволяет сравнить два запроса между собой и узнать, какой из них востребован. Например, бег и скандинавская ходьба. Видно, что бег в Москве популярнее, поэтому одежда для бега будет пользоваться большим спросом, чем для скандинавской ходьбы.
Сервис показывает графики интереса к двум трендам
Яндекс.Маркет и другие агрегаторы товаров
На каждый товар в Яндекс.Маркете заведена карточка, где указана информация о нем, предложения и цены конкурентов. По ранжированию карточек и данных о товарах легко сделать выводы о покупательском спросе.
Поиск популярных товаров
1. По карточкам товаров
Для просмотра позиций укажите свой регион и введите запрос в строку поиска либо найдите нужную товарную категорию в каталоге. Сортируем товары по популярности — частоте кликов на карточку, которая не всегда совпадает с покупательской способностью, хотя обычно отражает ее. Можно посмотреть популярность товаров одного производителя, выбрав его в параметрах поиска.
На высокий спрос товара указывают:
Сверху находятся карточки товаров, которые чаще покупают
2. По блоку «Часто ищут»
В блоке «Часто ищут» агрегатор показывает запросы, которые пользователи чаще всего используют для поиска товара. Значит, такие позиции будут пользоваться спросом.
Видно, что чаще всего ищут чехлы для телефонов конкретных моделей
Важно: на пользователи приходят за покупкой или просмотром цен, то есть они заинтересованы в приобретении товара, даже если вводят общие запросы.
3. По наличию статей или видеообзоров о товаре
Статьи и обзоры не делают для непопулярных позиций. Их наличие всегда показывает хороший спрос на товар. Например, на Яндекс.Маркет есть материал о телефонных чехлах для занятий спортом, что говорит о востребованности таких моделей.
Число магазинов, продающих товар
Количество предложений от разных магазинов указано в карточке товара. Число потенциальных конкурентов не всегда напрямую связано со спросом.
Внизу описания товара указаны все предложения конкурентов и их цены
Возможны две ситуации:
Важно: для точного понимания анализируйте популярность в выдаче Маркета, количество отзывов и число предложений. Неплохо посмотреть ассортимент офлайновых торговых точек региона: иногда распространенные модели покупатели приобретают вживую, а в интернете ищут редкие интересные изделия.
Анализ конкретного товара
Информацию о товаре ищем внутри карточки, там указан разброс цены, количество конкурентов, реакция покупателей на товар, а также динамика изменения стоимости, если есть такие данные. В качестве примера посмотрим динамику цены на Айфон 5S как она менялась с момента выпуска модели. Отследить изменения расценок на чехлы не получится — это товары с коротким сроком жизни, для одного телефона регулярно выпускают новые модели чехлов, заменяя ими старые.
Важно: для оценки спроса можно использовать любые другие агрегаторы (Товары.Майл.ру, Викимарт), все они сортируют товары аналогичным образом.
Анализ конкурентов
Конкуренты — ценный источник информации. Особенно те, кто работает давно и удерживает позиции даже в кризис. Они уже прошли этап формирования ассортимента и точно знают, что востребовано на рынке, а что — нет.
1. Анализ сайтов конкурентов
Анализировать стоит ассортимент крупных и мелких конкурентов. Показательнее магазины, специализирующиеся на продаже одной разновидности товара или смежных товарных категориях. Для оценки составьте таблицу и соберите информацию об особенностях ассортимента, популярных моделях, посещаемости сайта, количестве отзывов.
Например, чехлов для смартфонов отличаются большим выбором изделий для различных моделей. Отсюда можно сделать вывод, что нужен широкий ассортимент — скорее всего, отдельные модели не пользуются таким спросом, чтобы обеспечить магазину прибыль.
2. Анализ контекстной рекламы конкурентов
Вводим запрос в строку поиска Яндекса или Google и смотрим на объявления. Магазины телефонных чехлов в контекстной рекламе используют особенности товаров — например, водонепроницаемость, именные чехлы, принты, уникальный дизайн. Предположительно, обычный чехол покупатели могут найти в ближайшем магазине, а вот в интернете ищут интересное.
3. Сравнение ассортимента разных магазинов
Сравниваем перекрестный ассортимент — это одинаковые изделия, представленные во всех магазинах, и уникальные предложения конкурентов, которыми они стремятся выделиться на рынке. И те, и другие товары могут пользоваться спросом: часть покупателей выбирает популярные распространенные изделия, часть стремится к оригинальности.
Информация от поставщиков
Поставщики не относятся к основному источнику информации о спросе, но могут дать некоторые полезные сведения:
Опрос можно заказать, провести с помощью специальных сервисов (например, платформы «Анкетолог») или самостоятельно, разместив анкету в группах и сообществах социальных сетей, которые читают потенциальные покупатели.
Опросы помогают выявить:
На точность и информативность опроса влияют следующие параметры — учтите их при самостоятельном проведении исследования:
Самостоятельный опрос аудитории требует времени на подготовку и оценку результатов. Образцы анкет для разных целей вы найдете на опросной платформе «Анкетолог», составить опросник проще всего в Google Forms.
Размещение пробной рекламы
Пробная рекламная кампания позволит оценить, сколько людей переходит на сайт по объявлению и сколько из них совершает нужное действие. В качестве действия можно предложить оформление предзаказа со скидкой и оплатой после поступления товара или получение скидочного купона на почту.
Где разместить рекламу
Рекламу настраивают в Google Adwords, Яндекс.Директе или выбранной социальной сети. Таргетированная реклама в соцсетях дешевле, чем размещение в поисковиках, кроме этого, для нее не нужен сайт, достаточно сделать страницу или группу.
Как оценить результат
Результат, то есть количество откликнувшихся людей, зависит не только от их интереса к предложению. Большое значение имеют настройки рекламы — она должна быть запущена на вашу целевую аудиторию. Также важно оформление посадочной страницы или группы в социальных сетях.
Неясность предложения, плохой дизайн, нечитаемый шрифт, сложная форма подписки или заказа — такие детали отпугнут посетителей и отрицательно скажутся на результате исследования.
Теперь вы знаете, как исследовать покупательский спрос. Предложенные инструменты бесплатны и требуют только наличия свободного времени, зато помогают получить массу важной информации.