Как извлекается звук на кларнете
Движение языка и губ при игре на кларнете
При извлечении звука язык кларнетиста выполняет роль клапана, так как звук возникает лишь тогда, когда выдыхаемая струя воздуха в результате отталкивания языка от трости получает доступ в инструмент. Движения языка находятся в прямой зависимости от характера музыки. Для начала вступления или певучей фразы в pp необходимо осторожное прикосновение языка к трости и очень спокойное отталкивание.
При игре legato язык должен находиться в совершенно спокойном состоянии, чтобы не нарушалась плавность движения звуков. Для исполнения острых акцентов (sforzando) язык следует четко и быстро оттолкнуть от трости, как бы произнося слог «та». При исполнении отрывистых звуков (staccato) не следует резко прикасаться языком к трости, но убирать его надо очень быстро, как бы произнося слог «тат». Отдельные не связанные звуки (non legato) требуют плавного движения языка, как бы при произнесении слога «да».
При игре staccato между отдельными звуками возникают паузы, при legato и non legato пауз быть не должно. Необходимо строго следить, чтобы каждое движение языка очень точно совпадало с движениями пальцев.
Язык выполняет также роль своеобразного клапана. Он прерывает и регулирует поступление воздуха в щель мундштука. Как известно, звук появляется не в момент удара, а при отдергивании языка от трости. В результате четкость атаки зависит от двигательной энергии языка, быстроты его отдергивания, что требует выработки определенных навыков.
Перед началом игры надо расправить площадку подбородочной мышцы, не напрягать ее, губы, не сильно прижимая к зубам, растянуть как бы в улыбке. Ориентиром правильного положения нижней губы является ее кромка, которая должна быть хорошо видна.
Верхняя губа на срезе мундштука (клюве) служит своеобразным клапаном, предохраняющим от утечки воздуха; при помощи лицевых мышц ею регулируется интонационная чистота.
Губы очень легко ранимы, ученику нужно помнить, что любое, даже слабое повреждение может привести к тому, что игра на кларнете станет невозможной.
Принято считать правильной постановку мундштука в центре рта, это вполне оправдано. Однако не следует забывать, что звучащее место на губе не у каждого начинающего совпадает непосредственно с центром, могут быть незначительные отклонения. Поэтому наиболее удачную постановку надо искать индивидуально.
Если все регистры кларнета звучат сочно, объемно, все диапазоны заполнены звучащими обертонами, значит и сама постановка мундштука правильная. Обычно каждому ученику присуща своя постановка, и наиболее полно раскрывающую все. его возможности приходится искать на занятиях, экспериментируя, то есть чуть изменяя положение мундштука и сопоставляя его со звучанием инструмента.
Кларнет
Нотация (запись): `
Строй инструмента: » in B «
Звучит на большую секунду вниз
Кларнет состоит из 6 основных частей, ниже на картинке:
1) Мундштук и лигатура
2) Трость
3) Бочёнок
4) Верхнее колено
5) Нижнее колено
6) Раструб
Изготавливается он из дерева. Звук в кларнете образуется благодаря бьющемуся в воздушной струе, выдуваемой музыкантом, язычку в виде трости.
Высота звука зависит от размера столба воздуха, находящегося внутри инструмента.
Размер столба регулирует сам музыкант при помощи сложного клапанного механизма. Игру этого инструмента можно услышать во многих концертах и музыкальных произведениях.
На нем одинаково успешно можно исполнять джазовую, народную и эстрадную музыку, как в сольном варианте, так и в разных концертных составах. Этому способствуют большие возможности этого инструмента и его мягкое теплое звучание.
Диапазон и регистры кларнета
На данный момент выделяется 4 наиболее популярных вида кларнетов разной тональности.
1) Малый кларнет. Его еще называют кларнет-пикколо. Он играет в строе in D и in Es. Особое распространение имеет кларнет in Es. Он может транспонировать звуки на малую терцию вверх. Он обладает невероятно пронзительным и ярким звучанием. В основном в концертах участвует только один малый кларнет, реже –два.
2) Бассетгорн. Он играет в строе in F.
3) Бас-кларнет. Он существует в двух вариантах: немецкий узкий бас-кларнет Геккеля и французский. Французский бас-кларнет загнут наподобие трубки для курения. Наиболее популярным является бас-кларнет, играющий в строе in B. Он обладает свойством транспонировать вниз на большую нону. В основном его ноты записываются в ключе «Соль», но могут иногда – в ключе «Фа». В этом случае инструмент приобретает свойство транспонировать вниз на большую секунду. Остальные кларнеты такого вида в строе in A, in C малопопулярны.
4) Кларнет с самыми глубокими и низкими звуками – контрабасовый кларнет. Наиболее популярны кларнеты, играющие в строе in B, In A. Его звучание на октаву ниже, чем у бас-кларнета.
Очень редкими являются кларнеты: сопранино (F, G, As), кларнет in C, альтовый (in Es) и контральтовый кларнет (in B). Главной особенностью всех кларнетов является то, что в отличие от остальных духовых деревянных инструментов они при передувании дают дуодециму. Те же дают только октаву. Самое первое участие этот популярный инструмент принял в 1712-1715 годах в двух сборниках арий. А в 1716 году его включил в оратории «Торжествующая Юдифь» в свой оркестр А. Вивальди. В её партитуре значились два инструмента, которые были обозначены, как clareni. Предполагается, что это были кларнеты. Также они были включены им в концерте «Святой Лоренцо». Вплоть до середины XVIII века этот инструмент практически не принимал участия в концертах. Однако, как считается впервые, где-то в 1755 г. И. М. Мольтер написал для кларнета сольные произведения. Далее кларнеты уже играли в концертных составах, но пока играя дублирующую или заменяющую роль вместо флейт и гобоев. Большую роль сыграл в становлении этого инструмента великий Моцарт. Впервые он применил его в опере «Идемонея», а затем и во многих других последующих операх. Иногда он использовал его в симфониях, церковной музыке, фортепианных и камерных концертах. Существенные изменения кларнет претерпел в эпоху романтизма. Впрочем, к этому времени изменился и музыкальный стиль, что способствовало его распространению. Теперь его стали включать в свои музыкальные произведения Шуберт, Бетховен, Мендельсон, Глинка, Шуман, Римский-Корсаков, Рубинштейн. В XX веке инструмент сохранил свою популярность. Теперь практически ни одно музыкальное произведение не обходится без его участия. Но, как и в предыдущие года он остается всегда «завсегдатаем» в джазовой музыке. Он участвовал в джазе, начиная с самых ранних лет этого стиля. Наиболее популярным его сделал Эрик Долфи, музыкант-саксофонист. Сейчас наиболее популярным в джазе является бас-кларнет, благодаря его романтичному тембру.
Послушайте как звучит Кларнет
Кларнет
Сосед из известной песенки Эдиты Пьехи, играя на кларнете и трубе, скорее всего, был настоящим мультиинструменталистом. Два музыкальных инструмента, хоть и относятся к духовой группе, абсолютно разные. Первый – язычковый деревянный с клапанами, второй – мундштуковый медный с вентилями. Но большинство учеников музыкальных школ, обучающихся играть на духовых, начинают с младшего «родственника».
Что такое кларнет
Элегантный представитель семейства духовых занимает особое место в симфоническом оркестре. Обширный диапазон звучания и мягкий, благородный тембр позволяет музыкантам применять его для создания различной музыки. Специально для кларнета писали музыку Моцарт, Гершвин, Гендель. Композитор Сергей Прокофьев отвел ему самостоятельную роль кошки в симфонической сказке «Петя и волк». А Н. Римский-Корсаков применил в пастушеских наигрышах Леля в опере «Снегурочка».
Кларнет – это язычковый деревянный инструмент с одной тростью. Относится к группе духовых. Главная отличительная черта от других представителей семейства – широкие выразительные возможности, позволяющие использовать его сольно, в составе симфонических оркестров, для исполнения различной жанровой музыки: джаза, фолк, этно, классики.
Устройство кларнета
Выглядит как трубка, сделанная из дерева. Длина корпуса – около 70 сантиметров. Он разборный, состоит из шести частей:
Звук извлекается путем вдувания воздуха через изогнутый в виде ключа мундштук. В него вставляется камышовая трость. Высоту звука определяет размер столба воздуха внутри устройства. Она регулируется сложным механизмом, оснащенным системой клапанов.
Кларнет – транспонирующий инструмент. Наиболее распространены экземпляры в строе «Си» и «Ля». Их еще называют «сопрано». Существуют и пользуются правом на звучание в оркестре другие разновидности, среди которых высоко и низко звучащие. Все вместе они составляют целое семейство.
Кларнеты высокого строя
С них начинают обучение начинающие кларнетисты. Самым первым в руках юных музыкантов оказывается инструмент в строе «До». Он звучит точно по нотам, поэтому облегчает освоение азов. Сопранино и пикколо редко доверяют сольные партии в оркестрах. В верхнем регистре они звучат вызывающе, резко с ярко выраженным визжанием. Экземпляры в строе «in C» почти не используются профессионалами.
Кларнеты низкого строя
Отличаются от перечисленных выше не только высотой звучания, но и строением, размером. Для их изготовления используются металлические детали. В отличие от альтовых, раструб и трубка у них изготавливается из металла. Она имеет изогнутую форму, как у саксофона, гнется для удобства игры. В оркестре басовый, контрабасовый и бассетгорн – самые низко звучащие виды.
Как звучит кларнет
Мягкое тембровое звучание – не единственное преимущество инструмента. Главная его особенность – доступность гибкого изменения динамической линии. Она варьируется от интенсивного, выразительного, до слабого, почти затухающего звука.
Диапазон обширный, он составляет почти четыре октавы. В нижнем регистре воспроизведение мрачноватое. Изменение звучания в сторону повышения раскрывает светлые, теплые тона. Верхний регистр дает возможность воспроизводить резкие, крикливые звуки.
Область выразительности настолько велика, что великий композитор В.А. Моцарт уверенно сравнивал инструмент с человеческим голосом. Драматизм, размеренное повествование, шутливое, кокетливое звучание – все подвластно этому представителю семейства духовых.
История кларнета
В XVII веке музыканты играли на шалюмо. Это национальный народный инструмент французов. Считается, что придумать кларнет мог баварец по происхождению И.К. Деннер. Он считал звучание шалюмо несовершенным, работал над улучшением его конструкции. В результате у деревянной трубки появился клапан на обратной стороне. Нажимая его большим пальцем правой руки, исполнитель переводил звучание во вторую октаву.
И.К. Деннер
Тембральные особенности были схожи с распространенной в то время клариной. Это труба обладала ясным звуком. Происхождение названия имеет южно-европейские корни. Новый инструмент назвали clarinetto – маленькая труба в переводе с итальянского. Популярностью во Франции пользовались и шалюмо, и кларина. Но более широкие возможности последней стали предпосылкой к устранению предшественника.
Сын И.К. Деннера Якоб продолжил дело отца. Он изобрел двухклапанный кларнет. Другим выдающимся мастерам второй половины XVIII века удалось усовершенствовать модели Якоба, добавив третий, четвертый и пятый клапан. Классической стала модель Ж-К. Лефевра с шестью клапанами.
На этом улучшение конструкции не окончилось. В XIX веке наметились две школы игры на clarinette. Первая половина девятнадцатого столетия ознаменовалась расцветом инструмента, который назывался немецкий кларнет. Он был оснащен кольцевыми клапанами, которые решился применить флейтист мюнхенской придворной капеллы Теобальд Бём. Усовершенствовал эту модель берлинский кларнетист Оскар Элер. Кларнет немецкой системы долгое время использовался в Европе, пока не появилась другая – французская система. Отличие одной от другой заключается в степени выразительности звучания, технологии производства мундштуков, других деталях. Французский кларнет более подходил для виртуозной игры, но имел маленькую выразительность и силу звука. Разница была и в системе клапанов.
Современные фирмы-изготовители продолжают улучшать части кларнета, используя разные материалы, расширяя характеристики множеством рессор, тяг, винтов. В России, Германии, Австрии традиционно применяется традиционная модель, основанная на немецких стандартах.
Разновидности кларнетов
Классификация инструмента очень обширна. Она определяется тональностью и тембром. Малый кларнет (пикколо) почти не применяется. В ансамбле чаще всего используется «бассет» со специфическим «жалобным» тембром. В оркестрах применяются и другие разновидности:
В военных духовых коллективах США широкое применение получили альтовые. Они имеют мощное звучание, полнозвучны, выразительны.
Техника игры на кларнете
По мере появления новых типов, усовершенствования инструмента, менялась и техника владения им. Благодаря технической подвижности этого представителя семейства духовых, исполнитель может играть хроматические гаммы, экспрессивные мелодии, воспроизводить обертона, пассажи.
Диапазон границ от «Ми» малой октавы до «До» четвертой позволяет инструменту принимать участие в большинстве произведений. Музыкант играет, вдувая воздух в отверстие в мундштуке с тростью. Длина столба, тональность, тембр регулируются при помощи клапанов.
Выдающиеся кларнетисты
В музыкальной истории отмечены виртуозы, в совершенстве владевшие техникой игры на clarinetto. Наиболее известны:
В джазе огромных высот добился Б. Гудмен. Его называют «королем свинга». С именем джазмена связан интересный факт – на одном из европейских аукционов его инструмент продали за 25 тысяч долларов. Русская исполнительская школа основывается на опыте и трудах С. Розанова. Из его этюдов состоят современные учебники. Будучи профессором Московской консерватории, он принимал участие в создании учебных программ, по которым музыканты обучаются и сегодня.
Как извлекается звук на кларнете
Извлечение звука на кларнете требует соблюдения целого ряда условий
Мундштук, находящийся во время игры во рту, опирается срезом трости на нижнюю губу, слегка подвернутую и прикрывающую зубы. Верхняя губа плотно облегает срез мундштука, примерно, в тринадцати миллиметрах от его верхнего края. Углы рта плотно сомкнуты, во избежание утечки воздуха, выдыхаемого в инструмент под давлением. Нижняя губа образует своеобразную эластичную, пружинящую подушку, на которой лежит трость во время звукоизвлечения.
Корпус музыканта-кларнетиста выпрямлен, а грудь и плечи слегка раздвинуты, что создает благоприятные условия для органов дыхания. Руки к корпусу прижимать не следует. Кисти и пальцы рук лежат свободно на клапанах, не напряжены.
Во время игры движения пальцев экономны, их не нужно поднимать высоко.
Для устойчивости во время игры нужно стоять, немного расставив ноги, избегать ненужных движений локтями.
Исполнительское дыхание
Дыхание в процессе игры имеет немаловажное значение для музыканта духовика. Это влияет на качество звука, его силу, тембр, на выразительность звука как такового.
Дыхание оказывает влияние на работу амбушюра, языка и технику исполнения.
Процесс звукообразования – сложное и интересное явление. Играющий на амбушюрном инструменте, производит свободный вдох, который всегда будет предшествовать началу игры. В этот момент сокращение дыхательной мускулатуры заставляет расширяться грудную клетку, в результате чего легкие быстро наполняют вдыхаемым воздухом. Вхождение вдыхаемой струи воздуха в узкое отверстие между губами является кульминационным моментом всего процесса звукообразования, ибо здесь происходит встреча воздушной струи со звукообразующим телом, результатом чего и является возникновение музыкального звука как такового.
На кларнете колебания воздушного столба, заключенного в канале инструмента, производится с помощью трости. Благодаря противоположному действию упругих сил трости и выдыхаемой струи воздуха, наблюдается периодическое, толчкообразное вхождение воздуха в мундштук инструмента. В результате этого в канале кларнета возникает колебательный процесс, образующий звуковую волну, соответствующую определенному музыкальному звуку.
Существует три типа дыхания: верхнереберное, диафрагмальное т грудобрюшное. Современные данные сводятся к наиболее целесообразному грудобрюшному (смешанному) типу дыхания. Вдох – быстрый, бесшумный, одновременно через нос и углы рта.
Плечи при вдохе нельзя поднимать, т.к. это приведет к излишнему напряжению дыхательной мускулатуры. Выдох во всех случаях – равномерный, плавный и продолжительный.
При игре глубина вдоха и выдоха находится в прямой зависимости от музыкальных построений: длинным фразам, предложениям соответствует – короткий, но глубокий и продолжительный вдох, а коротким фразам – короткий, неглубокий вдох.
Работа губного аппарата при игре на кларнете
От работы губного аппарата зависит определенный режим колебания трости, поэтому он должен быть хорошо натренирован. Губы кларнетиста преграждают выход воздуха мимо мундштука, а также являются необходимой опорой инструменту.
Развитие силы и выдержки губ зависит от систематической работы над упражнениями с продолжительными звуками в самых разнообразных звуковысотных и динамических вариантах, а также от работы над упражнениями в интервалах.
Ежедневное исполнение гамм, арпеджио, этюдов – хорошее средство для развития силы и эластичности губного аппарата.
Атака звука
Звук как средство музыкальной выразительности состоит из многих компонентов, отсутствие одного из них приводит к неудовлетворительному звучанию инструмента в целом.
Это: атака звука, прекращение звука и его ровность, тембр, вибрато, сила звука и его протяженность, интонация и нюансировка, наконец, дыхание (выдох). Все эти компоненты тесно связаны между собой и могут рассматриваться условно.
Работа языка (атака) приобретает большую роль, когда идет речь о штрихах. Язык выполняет функции своего рода клапана, ретуширующего движение выдыхаемой в кларнет струи воздуха.
Встречающиеся при исполнении те или иные оттенки твердой и мягкой атаки образуют своего рода палитру штрихов: legato, detache, staccato. Non legato, portato, marcato.
Беглость пальцев
Музыкальные успехи ученика при занятиях на инструменте, его виртуозно-техническое развитие во многом будет зависеть от правильного положения рук на звуковых отверстиях кларнета.
Важнейшее условие при игре – избегать излишнего напряжения пальцев и мышц рук. Пальцы должны находиться над отверстиями и лежать клапанах свободно.
Развитию беглости пальцев во многом будет способствовать правильная постановка корпуса, рук, пальцев, головы, а также отсутствие зажатости в целом.
Развивать технику пальцев необходимо постепенно, на хорошо подобранном и последовательно усложняющемся материале.
Систематическая, продуманная работа над гаммами, специальными упражнениями, этюдами и пьесами – основа развития пальцевой техники.
Музыкальный слух
Непременным условием исполнительского процесса является контроль исполняемого слухом исполнителя. Чем постояннее и строже контроль, тем лучше будет звучание инструмента. Контроль слухом является решающим фактором не только по отношению к чистоте интонации, но и к качеству звука, его красоте и выразительности. Играя произведение, необходимо стремиться заранее услышать и тот звук, мотив или фразу, которые предстоит исполнить.
Звук, тембр, динамику нужно слышать внутренним слухом еще до момента реального звучания – это будет гарантией полноценного исполнения.