Как изъять объемный след обуви
Способы фиксации и изъятия следов обуви.
Требования, предъявляемые к упаковке предметов со следами. Описание следов обуви в протоколе ОМП.
Обнаруженные на месте происшествия следы могут быть зафиксированы: путем их описания в протоколе ОМП, фотографирования, заpисовки, непосредственного закрепления на предмете и копирования.
При описании единичных следов в протоколе к ОМП должно быть указано:
1. Место обнаружения следа и хаpактеp следовоспринимающей поверхности (песок, глина и т.п.);
2. Вид следа (объемный или повеpхностный);
3. Фоpма следа (след туфель, сапог, ботинок, босой ноги);
5. Рисунок следа, если он отобразился;
6. Индивидуальные особенности подошвы (набойки, заплаты, подковки);
7. Способ выявления и фиксации следа (обpаботка повеpхности поpошком, пеpенос на липкую пленку, фотогpафиpование, заpисовка, изготовление копий);
8. Способ изъятия следов и их упаковка.
Кpоме единичных следов обуви, на месте пpоисшествия могут встpетится и гpупповые следы, котоpые можно подpазделить на пpоизвольно pасположенные и упоpядоченные.
Произвольно расположенные следы описываются так же как и одиночные. Упорядоченные следы обуви (дорожка следов) описывают с указанием всех элементов дорожки следов:
— линия направление движения;
— длина шага левой(правой) ноги;
— ширина постановки ног;
— углы разворота стоп.
В протоколе осмотра описываются все элементы дорожки следов (измерения производятся не менее трех раз), указываются вид следов и описываются наиболее четкие одиночные следы обуви для правой и левой ног. Фотосъемка производится по правилам линейной панораммы и масштабной фотосъемки. Помимо фотографирования дорожку следов можно зафиксировать путем изготовления масштабного плана.
Фрагмент протокола осмотpа места пpоисшествия:
Основные способы изъятия следов:
1. С предметом-следоносителем или его частью.
2. Путем копирования на специальные пленки.
3. Путем изготовления слепков.
Выбор способа изъятия следов должен исходить из главной цели: обеспечить максимально возможное качество следов, позволяющее произвести идентификационное исследование.
Следы вместе с предметами изымаются в следующих случаях:
— предметы малогабаритные и имеют на своей поверхности многочисленные следы, работа с которыми по исключению потерпевших лиц, определению пригодности связана с большими затратами времени;
— изъятие следов может привести к потере признаков и утрате их идентификационной значимости;
— отсутствует возможность изготовить копию следа.
Если предметы громоздки, то можно изъять их части, на которых расположены следы.
При копировании следов на специальные материалы происходит частичная потеря признаков, но этот способ прост, доступен и упаковка не требует дополнительных затрат рабочего времени.
В качестве следовоспринимающих материалов могут быть использованы:
— дактилопленки (темные и бесцветные прозрачные), которые имеют защитный и следовоспринимающий (иногда говорят липкий, желатиновый);
При копировании следов путем изготовления слепков могут быть использованы паста «К», «СКТН», гипс. На сыпучих материалах следы предварительно закрепляются с помощью лака для волос, 6-8 % раствор перхлорвинила в ацетоне, 5% раствора канифоли в спирте. Данные растворы наносятся равномерно на следы до их увлажнения и после высыхания с них изготавливаются слепки.
Гипсовые слепки с объемных следов обуви можно получить тремя способами:
Перед получением слепков необходимо подготовить следы: из них удаляются случайно попавшие предметы, воду отсасывают с помощью груши или фильтровальной бумаги, вокруг следов изготавливают барьер для предотвращения растекания раствора и заготавливают закладные детали с биркой.
При насыпном способе гипс через сито или ткань крупного плетения наносят тонким слоем (1-2 мм) на след и увлажняют из пульверизатора, данный пpоцесс повтоpяют несколько pаз.
Насыпной способ используют для изготовления слепков со следов, заполненных водой. Для этого вокруг следа делают барьер, выступающий за пределы воды и все
пространство заполняют гипсом.
Изготовление гипсовых слепков со следов на снегу имеет свои особенности:
— гипс следует охладить до максимально возможной низкой температуры (рассыпать на лист бумаги тонким слоем гипс, который расположить на снегу);
— при перемешивании в воду для охлаждения добавляют снег, причем можно охладить и саму воду в открытой емкости на снегу. Это необходимо для того, чтобы температура раствора была как можно ниже, так как затвердевание гипса происходит с выделением тепла и сглаживаются детали следа.
Фотосъемка производится во всех случаях по правилам масштабной фотосъемки.
Особенности фотосъемки следов обуви:
— следы лучше всего фотографировать при естественном освещении;
— при использовании лампы вспышки рефлектор прикрывают тонким листом бумаги, смягчающих жесткость лучей лампы, что улучшает четкость передачи деталей следа на фотоматериале;
— при использовании бокового освещения меняют угол освещения, а также применяют экраны;
— при съемке следов на снегу используют желтый, либо оранжевый светофильтры;
— при съемке окрашенных следов могут применяться светофильтры.
Основные требования, предъявляемые к упаковке объектов:
1. Сохранность следов при транспортировке.
2. Невозможность подмены объектов исследования без нарушения упаковки.
Для этого необходимо соблюдать следующие условия:
— следы не должны соприкасаться с материалом упаковки;
— предметы упаковываются неподвижно;
— материал упаковки должен быть достаточно прочным, чтобы она не разрушилась при транспортировке;
— на упаковке должны быть нанесены пояснительные надписи, в которых указывается: что, когда, где и кем изъято и по какому факту, подписи понятых и следователя.
Опpеделение анатомических и функциональных пpизнаков человека, оставившего следы ног.
В ходе осмотра места происшествия по следам ног можно решить следующие вопросы:
1. Сколько лиц участвовало в совеpшении пpеступления.
2. В каком направлении двигались преступники и к каким пpедметам подходили.
3. С какой скоростью пеpедвигались пpеступники и где делали остановки.
У мужчин длина шага в среднем составляет:
На остановки указывают беспоpядочно pасположенные, частично пеpпекpывающие дpуг дpуга следы.
4. Какие действия выполнили преступники.
6. Каков вид обуви, котоpой оставлены следы. По конфигуpации следов, наличию каблуков, подметок, а также имеющихся на них рисунках, буквенных, цифpовых или иных обозначений опpеделяют pазновидность обуви.
7. Обувью какого размера оставлены следы. Для опpеделения pазмеpа обуви из длины следа вычитают величину сpеднего пpевышения подошвы готовой обуви над колодкой, по котоpой она изготавливалась. Величина сpеднего пpевышения для каждого вида обуви pазлична, и в сpеднем эта величина пpинимается в 1,5 см. Вычитая от длины следа 1,5 см, получают pазмеp обуви по метpической системе измеpения, для пеpевода в штихмассовую систему данное значение умножают на 3 и делят на 2; размер обуви полученный при расчете более точен для легкой обуви и менее точен для грубой обуви.
8. Каковы физические особенности человека, оставившего следы: По единичному следу босой ноги можно вычислить пpимеpный pост человека:
б) различная длина шага левой и правой ног, широкая(узкая) расстановка ног, косолапость и т.п..
По доpожке следов можно судить о ведущей и ведомой ноге, большая углубленность одного из следов указывает на повpеждение ноги (человек пpихpамывает на нее), по следам можно сделать вывод о необычно шиpокой постановке ног, о волочении одной из ног.
9. Каково стpоение босых ног человека и подошв его обуви. Следы могут отобpазить дефекты ступней ног, отсутвие одного или нескольких пальцев, пеpедней части стопы, уpодство, pубцы и т.п. Следы обуви могут отобpазить необычную констpукцию обуви, своеобpазное сочетание пpизнаков внешнего стpоения подошвы в виде каких-либо хаpактеpных особенностей.
11. Веществом какого вида и цвета обpазованы следы.
Каково криминалистическое значение следов орудий и инструментов?
Следы имеют большое значение для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия. Анализ расположения следов позволяет определить направление движения транспортного средства. Так, угол раздвоения следов колес при повороте увеличивается в направлении движения транспортного средства.
По следам протекторов шин возможно установить тип транспортного средства, износ шины, внедрившиеся в рисунок протектора предметы и т.п. При движении автомобиля по грязи или снегу от захвата колесами верхнего слоя покрытия и отбрасывания его частиц на дно следа там образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону движения.
Направление движения транспортного средства можно проследить и на траве, которая приминается в направлении движения. Пробуксовывающее колесо оставляет на дне следа веерообразные трассы, обращенные узкими концами в направлении движения. К другим признакам, определяющим направление движения транспортного средства, можно отнести: раздавленные колесом ветки, сухие листья, следы переезда через лужи, капли горюче-смазочных веществ, упавшие с автомобиля на проезжую часть, и т.п. Концы сломанных лежащих поперек следа веток направлены в сторону движения транспортного средства, капли жидкости имеют расплывы в направлении перемещения транспортного средства. Существуют и иные признаки, по которым определяется направление движения транспортного средства.
Следы торможения могут свидетельствовать о состоянии автомобиля, а также о характере действий водителя. Так, криволинейные следы отпечатков протектора говорят о попытке водителя избежать происшествия маневрированием перед торможением. Наличие только следов скольжения является признаком внезапного обнаружения опасности или панических действий водителя. Этот же признак в следах большой протяженности может указывать на высокую скорость автомобиля, которую водитель пытался погасить резким торможением.
Изучение некоторых следов помогает установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения, как правило, прямолинейно. Отклонение от прямой линии объясняется неравномерным торможением левых или правых колес, наличием поперечного уклона дороги. В этом случае отклонение будет происходить в сторону ранее заблокированных колес или в сторону уклона.
Шина вращающегося с постоянной скоростью колеса оставляет статический след, который может быть использован для идентификации автомобиля.
В процессе торможения колесо останавливается (блокируется), но транспортное средство под действием сил инерции будет перемещаться вперед с образованием динамических следов торможения, в которых отображаются лишь общие признаки скользящей поверхности шины: ее ширина, наличие на ней выступов и впадин.
Заблокированное колесо при своем движении на твердом покрытии собирает перед собой имеющиеся на нем наслоения (песок, грязь, снег) и в месте остановки оставляет перед собой валик из этих веществ, на котором остаются следы отпечатков части шины колеса. На мягком покрытии заблокированное колесо оставляет бороздку, которая также заканчивается валиком грунта и остающимися на нем следами части протектора шины.
В зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия на проезжей части, кроме следов колес, могут быть следы крови, осколки стекла, частицы лакокрасочного покрытия автомобиля и т.п.
Расположение следов крови зависит от того, совершен ли наезд на потерпевшего, находившегося на проезжей части в вертикальном или горизонтальном положении. В первом случае кровь редко концентрируется на одном месте. По ее следам можно проследить место первоначального падения тела, его перемещение в процессе отбрасывания и место конечной остановки. Следы крови, как правило, располагаются в виде отдельных капель различной частоты на участке первоначального падения и обширных пятен в месте окончательной остановки тела после перемещения. Во втором случае в силу значительных повреждений тела и обильного оттока крови образуются обширные лужи с потеками в сторону уклона проезжей части. При повторном переезде тела эти лужи имеют следы веерообразного разбрызгивания в направлении движения транспортного средства.
Анализ осколков стекла фарных рассеивателей следует рассматривать в двух аспектах — в зависимости от того, когда произошел наезд: в начале или в конце торможения. При наездах на человека, происшедших в начале торможения, когда скорость автомобиля еще достаточно велика, тело человека сначала плотно прижимается к фаре, вследствие чего стекло ее повреждается. По мере нарастания замедления автомобиля оно по инерции отбрасывается вперед. При этом осколки рассеивателя фары вдавливаются внутрь фары, а при падении тела человека выбрасываются вперед в направлении движения автомобиля. По этим признакам можно определить расположение автомобиля на проезжей части перед наездом, направление его движения.
Если наезд произошел в конце торможения, когда скорость транспортного средства уже невелика, осколки стекла фары осыпаются на проезжую часть, как правило, в месте соприкосновения транспортного средства с телом человека. Часть мелких осколков остается в ее корпусе, на одежде и теле потерпевшего, а большинство крупных — на проезжей части. Анализ характера и расположения осколков стекла в данном случае, наряду с уже отмеченными обстоятельствами, позволяет более точно установить и место наезда. Крупные осколки стекла фары позволяют идентифицировать конкретную фару.
Характерными для наезда транспортных средств на пешеходов являютсяследы волочения. Они образуются на проезжей части в результате скольжения тела потерпевшего, отброшенного после наезда, а также при захвате частями транспортного средства одежды и последующего волочения тела человека по проезжей части. Места наезда определяют довольно точно по следам скольжения обуви потерпевшего. В некоторых случаях по ним делают вывод о положении потерпевшего в момент наезда.
При захвате одежды деталями передней или боковой частей автомашины потерпевший попадает на дорогу и на ней образуются следы протаскивания тела. Эти следы хорошо видны на грунтовой дороге или на дорожном покрытии, имеющем наслоения. Отброшенное после наезда тело потерпевшего оставляет обширные следы волочения, образующиеся за счет нарушения наслоений на проезжей части дороги. Они имеют вид широких полос (до размера потерпевшего). Иногда в таких следах обнаруживается кровь. Следы волочения указывают направление движения автотранспорта.
Для установления механизма дорожно-транспортного происшествия большое значение имеют следы на одежде потерпевшего. Повреждения одежды возникают в результате прямого или скользящего удара передними частями транспортного средства или скольжения тела по проезжей части.
По характеру повреждений одежды определяются поверхность, которая соприкасалась с одеждой, механизм образования следов. Так, для скольжения тела потерпевшего на проезжей части дороги характерны обширные следы на его теле в виде складок поврежденной ткани, которые чередуются со следами от неповрежденных частей одежды. Складки образуются в противоположном скольжению тела направлении.
На одежду потерпевшего нередко попадают частицы лакокрасочного покрытия автомобиля, осколки стекла, следы металлизации, образующиеся при соприкосновении ее с хромированными деталями транспортного средства. Эти следы сохраняются продолжительное время и могут быть использованы для установления детали, оставившей такой след.
Криминалистическое исследование следов ног
Материал из CrimLib.info
В зависимости от того, что было непосредственным следообразующим объектом, различают следы босых ног, одетых в чулок или носок и следы обуви, а также отображение ног внутри обуви.
По следам ног можно судить об обстановке в момент совершения преступления и способе его совершения, о человеке (примерный рост, признаки походки, возраст, физические недостатки), о признаках обуви (размер, фасон), о направлении, скорости и характере движения и т.д. Следы ног можно использовать для идентификации человека или его обуви. По следам можно установить, как преступник проник на место происшествия и как покинул его.
Содержание
Классификация следов ног
Количественная характеристика
На месте происшествия могут быть обнаружены единичные следы ног, которые располагаются обособленно относительно друг друга и не имеют непосредственной связи друг с другом либо, наоборот, одиночные следы, которые составляют «непрерывный» ряд следов, оставленных последовательно правой и левой ногой. Эти следы образуют так называемую дорожку следов.
В зависимости от физических свойств следовоспринимающей поверхности
По механизму следообразования
По идентифицируемому объекту
Следы обуви
К общим признакам обуви относятся ее размер, фасон, модель, форма и рельеф подошвы (форма каблучной и носочной частей, наличие выделенного каблука или сплошная подошва). Все эти общие признаки позволяют составить определенное представление о физических, демографических свойствах личности человека (пол, возраст, рост и т.д.).
К частным признакам, совокупность которых дает возможность идентифицировать обувь по следу, относятся особенности строения самой подошвенной части (подошвы, промежуточной части, каблука), а также набоек, шпилек, швов, трещин и т. д. Частные признаки обуви определяются спецификой ее производства и особенно способом крепления подошвы, а также условиями ношения, последствиями ремонта, отображающимися эксплуатационными признаками.
Элементы подошвы обуви
Если обувь не имеет каблука, то задняя часть подошвы называется пяточной частью. Края подошвы называются: внутренним (обращен к другой ноге), внешним, задним и передним. Те же названия употребляются для обозначения краев отдельных частей подошвы: подметки, промежуточной части и каблука. Подошва обуви и ее части характеризуются с точки зрения формы и размеров. Форма подметочной части зависит от формы носка и заднего края. Различают следующие типовые формы носков: острый, прямоугольный удлиненный, прямоугольный широкий и круглый широкий. Задний край подметки может быть: прямым, скошенным, вогнутым, фигурным. Передний край каблука по форме бывает: прямой, вогнутый, выпуклый, фигурный. Каблуки делятся на низкие, средние и высокие.
Таблица определения роста человека по следам обуви
Длина следа обуви (мм) | Число, на которое надо умножить длину следа |
До 219 | 7,17 |
220-229 | 6,87 |
230-239 | 6,61 |
240-249 | 6,55 |
250-259 | 6,40 |
260-269 | 6,32 |
270-279 | 6,25 |
280-289 | 6,12 |
290-299 | 6 |
Приведенная таблица обладает сравнительно низкой практической применимостью в силу распространенности массивной обуви, искажающей габариты стопы человека (берцы, кроссовки и т.д).
Фиксация следов обуви
При фиксации следов обуви в протоколе осмотра места происшествия проводится их измерение. Длина отдельного следа определяется по осевой линии от середины отпечатка переднего края носка до середины отпечатка заднего среза каблука. По осевой линии измеряется также длина подметочной части (если задний ее срез отчетливо выражен), промежуточной части и каблука. Перпендикулярно осевой линии делаются замеры ширины подметочной части (в самом широком месте), промежуточной части (в самом узком месте) и каблука (в наиболее широком месте).
Следы босых ног
Сравнительно полно оно отражается в объемных следах, которые на практике встречаются очень редко. В плоскостном следе отпечатывается лишь та часть подошвы, которая входит в соприкосновение со следовоспринимающей поверхностью.
Общие признаки: размеры подошвы (максимальная длина, относительная ширина различных элементов).
Частные признаки: аномалии стопы в основном бывают врожденными, из которых чаще всего встречается так называемая косолапость, и приобретенными. К последним относятся различного рода травматические повреждения костной основы стопы, отсутствие отдельных пальцев. Нередко наблюдается деформация передней части стопы, возникающая в результате всевозможных причин, в том числе из-за ношения тесной обуви, и проявляющаяся обычно в изменении формы и положения пальцев.
Элементы строения подошвы стопы
Кожный рельеф подошвы
В данном случае имеются в виду такие особенности кожного покрова подошвы, которые не зависят от строения костной основы стопы:
На самой подошве флексорные складки кожи расположены преимущественно в мостовой (промежуточной) части. По рисунку они менее сложны, чем на руках, но достаточно устойчивы.
Из межфаланговых складок обычно отражаются в следах сгибательные линии большого пальца.
Установление роста человека по следу босой ноги
При определении роста человека по его следу босой ноги учитывается, что длина босой ступни составляет примерно 17 часть роста.
Примерный рост человека может быть установлен по формулам:
Для определения длины босой ноги при имеющемся следе обуви необходимо из длины следа обуви вычесть 15-20 мм (разница между длиной ступни и подошвой обуви).
Дорожка следов ног
Линия направления движения (АБ на Рис. 3) — линия, направленная в сторону движения и расположенная на равном расстоянии между следами правой и левой ноги.
Линия ходьбы (ЕДГВ на Рис. 3) — ломаная линия, соединяющая последовательно центры следов пяток или каблуков правой и левой ноги.
Длина шага (Д1Д — длина правого шага; Г1Г — длина левого шага на Рис. 3) — это расстояние между двумя последовательно оставленными следами ног по линии направления движения. Она измеряется раздельно для правой и левой ноги.
Ширина шага (Г1Д и ЕД1 на Рис. 3) характеризует расстановку ног при ходьбе и определяется расстоянием между следами каблуков (пяток) левой и правой ног по линии, перпендикулярной направлению движения.
Угол разворота стопы (α на Рис. 3) — угол разворота стопы, образуемый продольной осью следа и линией направления движения, дает представление о привычке при ходьбе ставить ступни ног параллельно одна другой, носками внутрь (отрицательный угол) или носками в сторону от линии направления движения (положительный угол).
Значение исследования дорожки следов ног
При изучении дорожки следов ног можно обнаружить признаки, свидетельствующие об особенностях походки человека, например, в виде отрицательного угла разворота ступней (ступни скошены внутрь), в виде параллельного размещения ступней, в виде очень большого разворота ступней.
Имеются случаи имитации линии направления движения путем перемещения вперед спиной. Если при нормальном движении упор ног при каждом шаге делается на пятки, то при перемещении «спиной» упор делается на носки.
Большая ширина шагов, вдавленные следы могут свидетельствовать о передвижении человека с грузом.
В дорожке следов проявляется физическое состояние человека. Так, длина шага поврежденной ноги хромого человека всегда короче длины шага здоровой ноги; больному, раненому или человеку со значительным грузом трудно сохранить одинаковый ритм движения, поэтому элементы дорожки его следов могут меняться.
В некоторых случаях возможно определение пола человека по длине шага:
По углу разворота стопы:
Фиксация следов ног
Фиксация следов ног осуществляется путем описания этих следов в протоколе осмотра места происшествия, фотографирования, измерения и схематической зарисовки, изготовления слепков с объемных следов и оттисков с поверхностных следов.
В протоколе должны быть указаны:
Фотографирование заключается в запечатлении следов ног узловой съемкой на фоне окружающей обстановки, а также в запечатлении детальной съемкой отдельных следов. Детальную съемку отдельных следов ног проводят строго сверху, следя за тем, чтобы плоскость фотопленки в фотоаппарате была параллельна плоскости следа, а оптическая ось объектива направлена в центр следа. Расстояние от объекта до объектива фотоаппарата рассчитывают так, чтобы изображение следа занимало весь след.
Для того чтобы определить размеры снимаемого следа, рядом с ним кладут масштабную линейку.
Дорожку следов ног, которую невозможно сфотографировать единым кадром, фотографируют методом линейной панорамы.
Изъятие объёмных следов ног
Фиксация объемных следов обуви осуществляется путем изготовления гипсовых слепков. След должен быть для этого подготовлен: из него нужно убрать все посторонние предметы (листья, комочки земли, камешки и др.), попавшие в след после следообразования. В зависимости от почвы, на которой обнаружен след, применяются три способа изготовления слепков:
Для изготовления слепка наливным способом порошок гипса разводят в воде до консистенции сметаны. Получившуюся массу заливают в след слоем на 1/3 его глубины. Затем кладут укрепляющий каркас из проволоки или другого материала и выливают оставшуюся массу.
1) необходимо удалить из следа все посторонние включения (частицы).
2) если след неглубокий – нужно сделать вокруг следа валик из грунта или дощечек.
3) необходимо изготовить каркас из веток или проволоки, чтобы удержать форму следа. К каркасу прикрепляется бирка, на которой указывается вся информация (бирки изготавливаются из картона или пластика).
4) затем готовится гипсовый раствор. Гипс может быть медицинский, строительный, алебастровый. Соотношение гипса и воды должно быть 1:1 (по консистенции гипсовый раствор должен напоминать сметану). Гипс засыпают в воду (а не наоборот), постоянно помешивая, чтобы образовалась однородная масса.
5) гипсовый раствор заливают в след так, чтобы было залито дно следа. Затем укладывают каркас и выливают оставшуюся часть раствора. При температуре +15-20° С застывание гипсового раствора происходит в течение примерно 20-30 минут.
6) затем следует достать слепок и смыть с него лишние частицы.
Используется тогда, когда след оставлен, например, на талом снеге, т.е. когда вода постоянно просачивается в след и её откачивание не даёт результата. В этом случае гипс засыпается в след, происходит его естественное схватывание, после чего слепок достаётся и смывается.
Снег может быть разным (жёстким, сыпучим, талым), грунт тоже может разным (земля, песок и т.п.) – это влияет на способ работы со следами, оставленными на такой поверхности.
Для сыпучих грунтов перед приготовлением гипсовой массы рекомендуется закреплять след. В некоторых случаях (когда след оставлен на сыпучем веществе) есть возможность изъять след целиком – след закрепляется и изымается вместе с грунтом.
При насыпном способе в след через сито насыпают слой сухого гипса толщиной 1–2 см, потом укладывают каркас и засыпают гипсом до краев. После чего гипс увлажняется с помощью пульверизатора.
При сочетании насыпного способа с наливным получается комбинированный способ, пригодный для фиксации объемных следов обуви на всех поверхностях. Если следы остались на снегу, гипс разводят в холодной воде, температуру которой доводят до 0°. Для этого в воду добавляют снег до тех пор, пока он не перестанет таять.
Выбор того или иного способа зависит, во-первых, от следовоспринимающей поверхности, во-вторых, от погодных условий и времени года.
Фиксация поверхностных следов ног
Поверхностные следы обуви, образованные путем наслоения, могут переноситься на следокопировальную пленку или липкую бумагу, влажную фотобумагу, а также на листовую резину, предварительно зачищенную крупнозернистой наждачной шкуркой.
Трасологическая экспертиза назначается, когда исследование следов ног необходимо для установления фактических обстоятельств дела, определения механизма их образования, выявления общих признаков лица, оставившего следы на месте происшествия, отождествления обуви, изъятой у подозреваемого.