Как кабаниха относится к новым порядкам
Как относится кабаниха к катерине. Дикой и Кабаниха. Характеристика героев драмы А.Н. Островского «Гроза
В произведении «Гроза» А. Н. Островский описывает атмосферу затхлости, нездорового консерватизма и власти богачей, а также лицемерие, недалёкость и алчность местных «благодетелей». Произведение прослеживает все этапы конфликта Кабанихи и Катерины, представляющих два полюса калиновского мира, и отвечает на главный вопрос пьесы: «Возможно ли победить тёмное царство?».
Купчиха Кабанова как идеолог «темного царства»
Следует признать, что образ Кабанихи в пьесе «Гроза» в градации отрицательных образов занимает более значительную позицию, чем персонаж купца Дикого. В отличие от своего кума, угнетающего окружающих самыми примитивными способами (с помощью ругани, доходящей практически до побоев, унижения), Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, что такое «старина» и как ее следует защищать. Ее влияние на окружающих более тонко. Ведь по ходу прочтения драмы читатель видит не только сцены, где она безапелляционно поучает домашних, но и моменты, где она прикидывается «старой да глупой». Более того, купчиха Кабанова выступает в манипуляции своими ближними апологетом двойной морали, ханжества. И в этом смысле образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является действительно классическим в русской литературе.
Различное понимание старины Кабанихой и Катериной
Если быть точным, Катерина также является представителем патриархального общества. Эту мысль высказал актер и литературный критик Писарев в ответ на известную статью Николая Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Однако, если ее свекровь представляет собой «старину» мрачную, догматичную, подчиняющую людей и убивающую их устремления бессмысленными «нельзя» и поучениями «как должно быть», то Катерина, в отличие от нее, питает совершенно другие взгляды на «старину».
Для нее также существуют вековые традиции, однако они выражены совершенно в ином: в любви к окружающим и заботе о них, в по-детски восторженном отношении к окружающему миру, в умении видеть и воспринимать все хорошее вокруг, в инстинктивном неприятии мрачного догматизма, в милосердии. «Старина» для Катерины — красочна, романтична, поэтична, радостна. Таким образом, Катерина и Кабаниха персонализируют два противоположных аспекта русского патриархального крепостного общества — темного и светлого.
«Колыбель испорченных нравов»
Островский демонстрирует читателю мир «тёмного царства», пытается показать быт, традиции и законы, по которым живут люди города Калинова. Островский в своём сочинении использует антитезу, противопоставляя двух героинь, — Марфу Игнатьевну и Катерину.
Трагизм последней состоит в том, что она всеми силами сопротивляется законам «тёмного царства», чьи идеи идут вразрез с поэзией в её душе. Катерину, как свободолюбивого и непокорного человека, стараются заставить жить в неволе, согласиться и принять идеалы домостроя, изменить собственной непорочности по требованию свекрови.
Девушка олицетворяет собой образ любви и только её и несёт в этот мир. Однако людям вокруг неё незнакомо понятие «истинных чувств», поэтому тепло внутри Катерины постепенно сходит на нет, пока окончательно не пропадает в буйных водах Волги.
Если жена Тихона — человек впечатлительный и открытый, то Кабаниха — грубая, мелочная и ограниченная женщина, готовая продать детей за хорошее мнение соседей. Принимая у себя приживалок наподобие Феклуши, она смотрит на мир их глазами. Верит народным байкам и россказням про злобную нечисть, которая за плохие помыслы может утащить в ад, про конец света для грешников и другое. От своих детей требует почти унизительного послушания.
На требования о полном подчинении Варвара и Тихон соглашаются лишь поверхностно, на самом деле отношения «отцов и детей» давно пропитаны ложью и иллюзией уважения. Особо показательной является сцена прощания Катерины и мужа. Перед отъездом Тихон только притворяется, что слушает матушку, на самом деле неимоверно желая поскорее уехать и пожить вдоволь.
Кабаниха пытается навязать свои правила не только сыну, от Катерины требуют «падать на колени» и «выть», чтобы соседи видели, как страдает и убивается тихоновская жена, — это показатель того, насколько крепка любовь молодожёнов. Стоит обозначить, что ни одно требование от Марфы Игнатьевны не обосновано испорченной фантазией богатых и властных, традиции и обычаи купечества — это единственная «Библия», которую строго почитает Кабаниха.
Беда Катерины заключается в том, что сын Кабановой слишком слаб и неуверен в себе для того, чтобы дать матушке отпор. Даже имя Тихона звучит как-то «сла́бо» и «тихо», он не способен поддержать жену. После трагедии герой даже завидует Катерине, ведь она достаточно сильная, чтобы уйти из-под гнёта Кабанихи. Но сам он никогда не сможет этого сделать, не хватит сил и убеждений. Тихона нельзя рассматривать как врага главной героини, но и как союзник он совсем не справляется. Его роль маленькая и показательная, как и другие, он лишь подталкивает Катерину к свободе.
Ложь и клевета — это слишком привычные спутники Кабановой, поэтому даже чувства к детям пропитаны фальшью и наигранностью. Она говорит, что любит их, но скорее приносит больше зла и черноты в их души, чем делает счастливее. Эгоизм в управлении имением отнимает у Тихона последнюю волю, а свободолюбивая Варвара, не выдержав, бежит из семьи.
Новое, что приходит в дом с невесткой, ослабляет авторитет неоспоримой до этого момента домовладелицы. Она ненавидит Катерину настолько, насколько девушка не принимает незыблемость старых законов и порядков. И даже после смерти не может простить ей новшеств, которые, словно нечисть, проникли в ее дом.
Персонажи пьесы «Гроза» всячески притесняются «тёмным царством», но их положения различны:
Жертвы:
Приспособившиеся:
Катерина — единственная, кто не смогла согласиться с текущим положением. Она настоящий борец, или, как называет ее Н. Добросклонов, «луч света в тёмном царстве». Катерина живет любовью и ради нее на все готова. Но героиню убивает одиночество, поэтому она ищет родственную душу в Борисе. У молодых людей похожая ситуация, и вместе они смогли бы побороть купеческие предрассудки.
Однако по итогу Борис отказывается от нее, и Катерина остается совсем одна. Самоубийство — единственный шанс сохранить свою гордость и свободу. Вернуться к Тихону — принять мировоззрение Дикого и Кабанихи, которое она не приемлет. Броситься в реку — протестовать против того мира лжи и лицемерия, в который ее несправедливо забросила судьба.
Смерть главной соперницы радует Марфу Игнатьевну, это противостояние значительно отравляло жизнь старухе. Все-таки, несмотря на различия, в героинях есть что-то общее. Они могут за себя постоять, готовы бороться за свои идеи до конца, не терпят подчиняться и обе владеют силой духа, достаточной, чтобы «не раствориться» в окружающей среде. Только характер у них проявляется совершенно по-разному. Наиболее подходящее сравнение для главных героинь — это светлое и темное, где «ответственной» за тьму и ложь будет Кабаниха, а Катерина обозначит собой «лучик», который погас сейчас, но ненадолго.
Психологический прессинг Кабанихи на Катерину
Трагический образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» неизменно вызывает сочувствие и симпатию читателя. Девушка попадает в семью Кабановых, выйдя замуж за Тихона, сына купчихи. До появления в доме Катерины ее будущая свекровь полностью навязала свою волю всем домашним: сыну и дочери Варваре. Причем, если Тихон морально сломлен окончательно и способен лишь следовать указаниям «маменьки», то Варвара лишь делает вид, что согласна, однако поступает всегда по-своему. Впрочем, под влиянием матери ее личность также деформировалась — девушка стала неискренней, двоедушной.
Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» антагонистичен к образу Катерины на протяжении всей пьесы. Не зря звучит упрек невестки, что свекровь ее «поедом ест». Кабаниха постоянно оскорбляет ее надуманными подозрениями. Выматывает душу бессмысленными принуждениями «поклониться мужу», «на носу зарубить». Причем купчиха апеллирует к принципам вполне благовидным: поддержанию порядка в семье; гармоничных (как принято в русской традиции) отношениях между родственниками; основах христианской веры. На деле же влияние Марфы Игнатьевны на Катерину сводится к принуждению — слепо следовать своим велениям. Кабаниха желает превратить ее в еще одну подданную своего домашнего «темного царства».
Необходимость нравственных антиподов
Александр Николаевич Островский внедряет в эту пьесу две противоположности для того, чтобы обозначить избитость кабановских традиций и непросвещенность их приверженцев. Кроме того, на примере Катерины он показывает всю неустойчивость системы домостроя и ведения хозяйства с помощью страха и унижения. Все-таки появляются люди, которые способны разрушать «темное царство» и нарушать покой тех, кто уверен в собственных правоте и величии.
Материалы из этой статьи можно использовать для отгадывания сканвордов.
Немилосердие — общая черта Кабанихи и Дикого
Характеристика образа Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского показывает ее общую черту с образом купца Дикого, несмотря на их очевидные характерные различия. Это немилосердие к людям. Оба они относятся к своим ближним и к согражданам не по-христиански, потребительски.
Правда, Савел Прокофьич это делает в открытую, а Марфа Игнатьевна прибегает к мимикрии, имитируя христианские убеждения. В разговоре с ближними она предпочитает тактику «лучшая защита — нападение», обвинив их в несуществующих «грехах». Она даже не слышит обратные доводы со стороны детей и невестки. «Поверила бы… кабы своими ушами не слыхивала… каково почитание…» Не правда ли, очень удобная, практически «непробиваемая» позиция?
Характеристика и образ Кабанихи из пьесы «Гроза» А. Островского совмещает ханжество и жестокость. Ведь на самом же деле Кабаниха, исправно ходящая в церковь и не жалеющая милостыни нищим, оказывается жестокой и не способной простить покаявшуюся и признавшуюся в измене мужу Катерину. Более того, она дает указание лишенному собственной точки зрения сыну Тихону избить ее, что он и делает. Мотивируют они это, опять же, традициями.
Образ героини в произведении
Образ Кабанихи, тирана и самодура в женском обличье, символизирует нравы и моральные устои, царившие в купеческом обществе в России 19-го столетия. Погрязшие в устаревших догмах и незыблемых традициях, они имеют силы и финансовые возможности, чтобы сделать государство лучше, но не обладая достаточным самосознанием и увязнув в косности и ханжестве, не могут на это решиться.
В конце произведении злобную и жестокую Кабаниху ждет своя собственная «гроза» и полное крушение её мира: невестка Катерина признается в чувствах к другому мужчине, сын публично восстает против неё, дочь убегает из дома. Все заканчивается весьма печально: Катерина под давлением стыда и морали, доведенная Кабанихой до полного отчаянья, бросается с обрыва в реку, дочь находит спасение в побеге, а сын Тихон наконец отбросив все годы унижений и потаканий капризам маменьке наконец говорит правду : « Вы её погубили!Вы!».
В своем произведении Островский создал страшный и мрачный вымышленный город Калинов, настоящее воплощение жестокого и бесчеловечного отношения к людям. Это царство тьмы, где безраздельно властвуют такие монстры как купчиха Кабаниха и её кум Дикой. Иногда там пробиваются редкие лучики света и доброты, такие как Катерина, но выразив свой протест против страшного и темного царства, погибают, не выдержав неравной борьбы с засильем зла и жестокости. И все же царство тьмы рано или поздно будет рассеяно, и люди в Калинове заживут новой, счастливой жизнью.
Кабаниха способствовала суициду Катерины
Именно образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза», постоянно третируемой свекровью, лишенной всяческих прав и заступничества, придает трагизм пьесе Островского. Ни у кого из читателей не вызывает сомнения то, что ее самоубийство — результат неблагоприятного воздействия свекрови, постоянного унижения достоинства, угроз, жестокого обращения.
Ситуацию обостряет тот факт, что Катерина предварительно уже заявляла, что сведет счеты со своей несчастной жизнью. Марфа Игнатьевна, которая прекрасно была осведомлена о всем, что творится в доме, не могла этого не знать. Был ли прямой умысел со стороны свекрови таки довести невестку до самоубийства? Вряд ли. Скорее, Кабаниха мыслила ее «сломить», совершенно, как она уже это сделала со своим сыном. В результате рушится семья купчихи: дочь Варвара обвиняет ее в прямом способствовании трагедии и уходит из дома. Тихон впадает в запой…
Однако жестокосердная Марфа Игнатьевн не кается и после этого. Для нее «темное царство», манипулирование людьми важнее семьи, важнее морали. Такой вывод можно сделать из эпизода проявившегося ханжества Кабанихи даже в этой трагической обстановке. Купчиха привселюдно кланяется и благодарит людей, доставших тело покойной Катерины из Волги. Однако затем заявляет, что та не может быть прощена. Что может быть более антихристианским, чем не простить покойника? Это, пожалуй, может содеять только настоящий вероотступник.
Характеристика Кабанихи из пьесы Гроза кратко, образ с цитатами героини Марфы Игнатьевны для сочинения в таблице
Одной из главных героинь пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Марфа Кабанова, олицетворяющая собой русское купечество. Деспотичная, грубая, невежественная, она принадлежит к отрицательным персонажам пьесы, возглавляя когорту «тёмного царства». Характеристика Кабанихи имеет большое значение, поскольку наглядно демонстрирует всю лживость и лицемерие прогнивших патриархальных устоев, заглушающих в человеке всё живое, настоящее.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова.
Возраст — не указан, женщина средних лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — сын Тихон, дочь Варвара, невестка Катерина.
Социальное положение — купчиха.
Происхождение — родом из купеческого семейства.
Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.
Образование — отсутствует.
Внешность — немолодая женщина.
Характер — сварливая, деспотичная, властная, холодная, самоуверенная, жадная, религиозная, защитница патриархальных устоев.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — властная, злая, лицемерная, безжалостная, деспотичная.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Цитатная характеристика
Описание Кабанихи с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Полное имя Кабанихи — Марфа Петровна Кабанова. Это богатая купчиха, вдова.
«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова».
Источник: Действующие лица
Кабанова — близкая подруга и кума купца Дикого.
«Что это ты, кум, бродишь так поздно?»
Источник: Действие третье, явление 2
Черты характера и поступки
Кабанова — лицемерная женщина, которая под видом благочестия способна на самые безнравственные поступки, особенно по отношению к членам своей семьи.
«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»
Источник: Действие первое, явление 1
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Источник: Действие первое, явление 3
В доме Кабанихи так устроено, что без обмана и лицемерия невозможно спокойно прожить.
«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Источник: Действие второе, явление 2
Кабанова привыкла держать детей в страхе и полном подчинении. Особую власть она имеет над старшим сыном Тихоном.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
«Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то».
Источник: Действие второе, явление 3
«Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!
Кабанова (жестом показывая в землю). В ноги, в ноги!
Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью».
Источник: Действие второе, явление 5
«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».
Источник: Действие второе, явление 2
Кабанова держит всех домочадцев в ежовых рукавицах, делая их глубоко несчастными людьми.
«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.
Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина».
Источник: Действие пятое, явление 1
Кабанова упрекает сына в том, что тот много времени уделяет молодой жене. Она боится потерять власть над Тихоном и ловко манипулирует им.
«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабановой ничего не стоит обидеть человека. Она не видит в этом ничего предосудительного.
«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
Источник: Действие первое, явление 5
Кабаниха демонстративно религиозна, однако её набожность никак не влияет на тяжёлый, деспотичный характер.
«Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне».
Источник: Действие второе, явление 7
Кабанова не готова отказываться от власти над детьми. Она уверена, что поступает правильно, как испокон веков поступали все предки.
«Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабанова не сомневается, что в браке жена должна бояться мужа. В противном случае в доме не будет порядка.
«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?
Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.
Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?»
Источник: Действие первое, явление 5
При виде Катерины, которая обняла Тихона перед разлукой, Кабаниху одолевает ярость. Она считает, что верная жена должна демонстрировать не любовь и нежность, а полную покорность главе дома.
«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»
Источник: Действие второе, явление 5
«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.
Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!
Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только».
Источник: Действие второе, явление 7
Силу и опору общества Кабанова видит в стариках, которые могут научить молодёжь давно заведенным порядкам. Без них, по мнению героини, быстро наступит хаос.
«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям… Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
Источник: Действие второе, явление 6
«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Источник: Действие четвертое, явление 5
«Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь!
Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!
Кабанова. Вытащат — взглянешь».
Источник: Действие пятое, явление 6
Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало она нам страму-то наделала, еще что затеяла!»
Источник: Действие пятое, явление 6
Характеристика Кабанихи другими героями
Кабанов
Тихон привык во всём и всегда слушаться свою мать.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
Тихон считает, что в смерти Катерины виновата его мать, которая буквально заела невестку вечными упреками и руганью.
«Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?
Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»
Источник: Действие пятое, явление 7
Варвара
Варвара знает, как матери тяжело отпускать от себя Тихона, оставить полностью без своего жесткого контроля.
«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».
Источник: Действие второе, явление 2
Варвара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые установила Кабаниха в своём доме, и постоянно лгать и изворачиваться.
«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Источник: Действие второе, явление 2
Варвару раздражает, что мать к месту и не к месту читает наставления.
«Варвара (про себя). Нашла место наставления читать».
Источник: Действие первое, явление 5
Подробная характеристика Варвары.
Катерина
Катерина подтверждает, что и она сама, и Тихон с почтением относятся к Кабановой, как она того и требует от своих детей.
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».
Источник: Действие первое, явление 5
Катерине тяжело живётся с грубой Кабановой, которой ничего не стоит обидеть, унизить человека.
«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
Источник: Действие первое, явление 5
Жёсткий, властный, деспотичный норов Кабанихи становится причиной того, что Катерина морально подавлена.
«Кабы не свекровь. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны».
Источник: Действие второе, явление 10
Подробная характеристика Катерины.
Кулигин
Кулигин считает, что Кабанова — лицемерная женщина, которая пытается создать образ доброй, милосердной женщины, но сама при этом постоянно изводит своих близких.
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Источник: Действие первое, явление 3
Кулигин прекрасно знает, какой крутой нрав у Кабанихи.
«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута».
Источник: Действие пятое, явление 1
Подробная характеристика Кулигина.
Кудряш
Кудряш соглашается, что Кабаниха отличается тяжёлым и деспотичным характером, но совершает плохие поступки под видом благочестия.
«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»
Источник: Действие первое, явление 1
Подробная характеристика Кудряша.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Кабанихи вместе!
Биография
Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, живущая в провинциальном городе Калинове. После смерти супруга в одиночку занималась воспитанием двух детей, старшего сына Тихона и младшей дочери Варвары.
После женитьбы Тихона в большом доме Кабановых поселилась его супруга, Катерина. Кабаниха сразу невзлюбила невестку, к которой испытывала сильную ревность и ничем не прикрытую ненависть. Старания Катерины понравиться свекрови не приносили положительных результатов.
Конфликт между Кабанихой и Катериной обострился с отъездом Тихона. По мнению Кабановой, невестка не проявляла должного почтения и уважения к мужу, а тот, в свою очередь, был слишком слабым и мягким.
После отъезда Тихона Кабаниха с удвоенным вниманием принялась следить за Катериной, и от неё не скрылось тяжёлое душевное состояние женщины. Катерина, не выдержав тяжелой атмосферы дома, призналась Тихону и его матери в совершенной измене. Эта новость стала для Кабанихи поводом для ещё большей тирании по отношению к невестке.
Образ Кабанихи
Марфа Кабанова — это абсолютно отрицательный персонаж в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в котором нет ни одного положительного качества. С первых строк женщина предстает лицемерной ханжой, привыкшей к полному подчинению и почитанию. Демонстративно помогая страждущим, она всячески измывается над своими близкими. Крутой нрав Кабанихи отмечают не только члены её семьи, но даже совершенно посторонние люди.
Кабаниха является ярой защитницей патриархальных устоев. Она не приемлет ничего нового и считает, что нужно жить по правилам, по закону, то есть во всём слушаться старших, подчиняться им, даже если их видение жизни не соответствует твоему.
Для Кабанихи очень важно впечатление, которое производит она и члены её семьи на окружающих. Именно потому в доме царит лицемерие, ложь, страх, ненависть. Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.
Марфа Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе. Она постоянно внушает сыну, что Катерина должна бояться его, всячески выказывать почтение. Кабанова не в состоянии понять, что отношения между мужем и женой могут строиться на любви и взаимном уважении и потому всячески мешает окрепнуть союзу Тихона и Катерины.
Кабаниха — религиозная женщина, однако её вера только напоказ. Она много и усердно молится, регулярно посещает церковь, раздаёт милостыню, однако в её душе нет Бога. Кабановой ничего не стоит обидеть человека, нагрубить ему, проявить жестокость и равнодушие.
Циничность и бессердечность Кабанихи особенно остро проявляется в последнем действии пьесы, когда она не пускает Тихона взглянуть на тело погибшей Катерины и не даёт попрощаться с ней, угрожая материнским проклятием.
Речевая характеристика Кабанихи
Кабанова — необразованная, невежественная женщина, которая в своем разговоре использует просторечные слова и выражения, также часто встречаются пословицы и поговорки: «Никому не закажешь говорить», «Не заступайся, матушка, не обижу небось!», «…у меня об вас сердце болит», «Чужая душа — потемки». Её речь максимально проста и понятна для восприятия.
Кабанова способна оскорблять даже самых близких людей, не особенно выбирая выражения: «Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!», «Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж?»
Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»
Размеренный характер речи Кабанихи придают повторы просторечных слов, словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»
5 фактов о Кабанихе
Вывод
Марфа Кабанова является одним из ключевых женских образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Она символизирует собой невежество, жестокость, тиранию, требующую от окружающих полного подчинения. Суровая и беспощадная, она собственноручно разрушает судьбы своих детей.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать косность и отсталость провинциального общества. Цитатная характеристика Кабанихи позволит лучше подготовиться к уроку по литературе в 10 классе, кратко составить доклад или написать сочинение на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.