Как каллиграфия влияет на мозг
Как каллиграфия влияет на мозг человека
К рупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, в 80-х годах провела во очень многих странах интересный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данных регионах и в данных культурах для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго — её финансировали более 10 лет. И когда собрали данные, организаторы эксперимента были не просто удивлены, а потрясены.
Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий. Ещё один интересный факт. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день.
Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. Бесспорно, что японцы – одна из самых работоспособных наций, к тому же и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, что здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.
Каллиграфия: польза для мозга
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет. Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе.
В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы».
Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. И другой китайский специалист — профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью.
Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон. Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой.
Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Польза калиграфии для детей стал очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность. Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца. Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.
Каллиграфия и мозг
В современном мире в европейских странах искусство каллиграфии находит применение у художников и дизайнеров, как на бумаге, так и в виртуальной реальности, но потенциал этого искусства гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Научные эксперименты и исследования показывают, что искусство красиво писать оказывает сильнейшее влияние на наш мозг, а развитие чистописания и каллиграфических навыков способствует дифференцировке специализированных центров головного мозга.
Есть данные о том, что занятия этим непростым с точки зрения мозговых процессов делом не только положительно влияют на психологическое состояние, но и помогают в реабилитации после нейрофизиологических травм.
В чем состоит эффект каллиграфии и как усовершенствовать свой мозг с помощью изящного искусства, рассказал ученый, специалист по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем, заведующий лабораторией развития нервной системы НИИ морфологии человека Федерального агентства научных организаций Сергей Вячеславович Савельев.
Что каллиграфия делает с мозгом
«Как известно, наш мозг работает всегда, чем бы мы ни занимались. Разница лишь в том, какие его области в этом задействованы и к каким из них осуществляется приток крови в этот момент. Все в мозге происходит за счет установления и разрывания нейронных связей, и в процессе занятий письмом морфогенез этих связей идет быстрее, их становится больше. Между прочим, кровообращение в разных случаях может увеличиваться до двух с половиной раз.
Но у мозга есть важная особенность – он работает только по востребованности. Если вы будете бегать по утрам, то улучшите только кровоток и состояние в двигательных областях, которые управляют вашими конечностями. Вы будете прекрасно координированным человеком, потому что в тех областях нейроны погибать не будут. Зато во всех остальных – будут.
Мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно, поэтому такие сложные формы деятельности, как каллиграфия, крайне редки.
Начинают формироваться не просто отдельные области мозга и большее количество нервных связей, но и интеграция между разными его областями. Центр письма находится на стыке нескольких областей мозга, связанных с координацией движения рук с обеих сторон, движением глаз, шеи, головы. Он выполняет интеграционную функцию и играет колоссальную роль в развитии и даже восстановлении после нейротравм».
В чем уникальность каллиграфии по сравнению с другими занятиями
«В других занятиях, где задействована мелкая моторика, нет смыслового содержания. Каллиграфия – единственная деятельность, где смысл, выраженный словами, заставляет сорганизовать мозг таким образом, чтобы занять свои когнитивные способности, предсказание результата, пространственное осмысление и физическое воплощение. Таких «игрушек» больше нет.
Для комплексного развития мозга важны не просто движения рук, которые есть и в других интеллектуальных занятиях, например шахматах. Нужны тонкие и точно координированные движения. Эксперименты показали, что именно при тонких движениях «включается» множество полей, в том числе на медиальной зоне мозга. Это очень полезный центр, который связывает рассудочное мышление, что мы определяем как осознание, когнитивные способности, и лимбическое – инстинктивно-гормональный центр. Эта зона связи между ними и ее активизация крайне важны. Именно поэтому дети, написав чистенько страницу и не допустив помарок, испытывают такое «райское наслаждение»: в этой задаче предполагается результат, и огромное количество нейронов, задействованное на границе гормонального и рассудочного в мозге, дает им ощущение наслаждения.
В Японии сотрудники некоторых компаний занимаются в обед каллиграфией – для этого приглашается специальный учитель. За счет таких тренировок и увеличения нейронных связей у человека повышается вероятность инсайта, озарения, более эффективного принятия решения. Но для этого нужно заставлять мозг работать, и лучше, если при этом создаются непростые задачи, такие, как каллиграфическое написание».
Почему каллиграфия полезна детям
«У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Когда они учатся – как раз идет активный нейрогенез. Работает это так: возникает нагрузка на области мозга, увеличивается кровоток, и либо восстановление идет быстрее, либо нейроны дифференцируются активно в тех областях, которые задействованы. По-другому этого не бывает. К сожалению, те дети, которые все время увлечены компьютером, так и останутся на минимуме нейрональной дифференцировки, и последствия этого очень печальные.
Есть такой интересный пример из мира животных: над одной из разновидностей моллюсков проводили эксперимент, показывающий разницу в развитии в обогащенной или обедненной среде. Такая же среда существует и у наших детей, если рассмотреть, например, тех, кто занимается каллиграфическим написанием, и тех, кто предпочитает все время проводить за компьютером.
С каллиграфией та же история – ее можно назвать противодействием «отупению», которое приводит к разрушению личности. Каллиграфия и есть тот редкий случай «обогащенной среды», в которой связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Потому ее и можно рассматривать как инструмент воспитания и развития детей.
В разных странах эту идею успешно реализуют в школах и университетах. Например, во многих привилегированных школах США есть обязательное занятие чистописанием час в неделю.
В Китае у студентов развивают организацию мозга и дисциплину с помощью письма. На эту тему проводились исследования в американском Университете Вандербильта – сравнивали результаты по разным дисциплинам у двух групп студентов – одних учили каллиграфии, других – нет. В первой группе успеваемость повышалась на внушительные показатели – от 50 до 80 процентов.
Похожие опыты проходили и в Вашингтонском университете с учениками 2–4–6-х классов. Результаты учеников, которых учили излагать свои мысли в тексте, написанном от руки на занятиях по каллиграфии, показывали результаты на порядок выше остальных».
Почему каллиграфией может заниматься не каждый
«Для того чтобы у человека в жизни проявилась хоть какая-то способность, соответствующие зоны мозга должны хотя бы присутствовать и быть развитыми.
Специализированные поля лобной доли коры головного мозга являются основой индивидуальных способностей к письму, а для каллиграфии нужна еще развитая зрительно-моторная координация.
Исследования показали, что индивидуальная изменчивость полей лобной области у разных людей может достигать многократных различий, и речь здесь не идет о 10 и даже не 50 процентах – размеры этих полей могут различаться в разы. Поэтому один может быть каллиграфом, а другой нет – в случае, если эти поля особо маленькие. В каждом школьном классе наверняка найдется ребенок, с которым сколько ни работай, писать он не будет или не может.
Ведь если представить себе процесс каллиграфического написания с точки зрения работы мозга, мы сразу увидим, насколько он сложный. Даже чтобы написать хотя бы одну букву, надо прежде всего знать, как она пишется, представить ее в слове, сцепить с соседними буквами. А написать осмысленный текст из 5 слов – это и вовсе огромная задача, которая подразумевает когнитивное предположение, построение прогноза осмысленного текста, а потом и его виртуозного исполнения. Здесь важно понимать, что у нас в природе и в человеческой жизни нет другого такого дела, чтобы были интегрированы и осмысление, и сложнейшая моторика, и память, и точнейшая координация всех этих систем. Чтобы у ребенка все это заработало, его нужно учить писать, это самый верный способ заставить дифференцироваться нейроны. Ведь все эти сто тысяч связей не берутся с потолка».
Как и в каких количествах правильно заниматься каллиграфией
«Если вы хотите использовать каллиграфию в «лечебных» целях, то сначала, конечно, нужно пройти минимальный курс – 2–3 часа в неделю на протяжении полутора месяцев, например. Просто чтобы вас научили, как это делать. Дальше вы вполне сможете прибегать к этому от случая к случаю, и эффект будет. Особенно это будет полезно тем, кому трудно сосредоточиваться или работать с долговременными проектами.
Более того, занятия каллиграфией особенно полезны в зрелом возрасте. Многим людям в преклонные годы уже сложно вести активный образ жизни, поэтому интеллектуальные упражнения, сопряженные с тонкой моторикой и осмысленным письмом, здесь особенно актуальны. Отличный способ сохранить свой мозг и избежать деменции».
Приложения для смартфонов
Даже для тех, кто все-таки не может оторвать себя от электронных устройств, есть способ приобщиться к чистописанию. Приложение для смартфонов Calligraphy позволяет выбрать ширину кисти или даже перьевую ручку для нанесения каллиграфических надписей и рисунков. Работать, конечно, придется упрощенно – пальцем или стилосом.
Программа «Каллиграфия «Учитесь писать» представляет собой электронные пунктирные прописи для детей на английском языке. Можно учиться писать буквы из алфавита, следуя за пунктирной линией, соотнося получившиеся слова с картинками объектов.
«Спиральный корректор» – приложение для людей, которые хотят улучшить свой почерк и развить мелкую моторику, по крайней мере, так утверждают создатели. Индикатор в программе фиксирует вашу точность рисования, а настройки позволяют регулировать толщину и каллиграфический эффект пера.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Пиши красиво. Какая связь между каллиграфией и интеллектом
Хотя бы раз в жизни каждый из нас слышал слово «каллиграфия», которое вызывает ассоциации с витиеватыми буквами, пером и тушью. Оно перешло в русский язык из греческого, где было составлено из элементов «каллос» – «красота» и «графо» – «писать». Каллиграфическое письмо действительно очень красиво — одинаковый размер букв, равномерность их наклона и расположения, схожий размер пробелов, общая четкость и разборчивость слов и знаков препинания. Однако красивый почерк – всего лишь приятный бонус к главным достоинствам каллиграфии.
Крупный российский ученый, доктор биологических наук, профессор, специалист по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем Сергей Савельев говорит о том, что в результате занятий каллиграфией формируются и развиваются нейронные связи головного мозга, которые не формируются ни при одном ином виде деятельности, даже игре в шахматы.
Особую значимость этого занятия профессор отмечает для детей. Для подрастающего организма очень важна среда, в которой это происходит. Каллиграфия есть тот редкий случай «обогащенной среды», в которой связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Потому ее и можно рассматривать как инструмент воспитания и развития детей, говорит Савельев.
Заниматься каллиграфией непросто, занятия требуют дисциплинированности, усидчивости, концентрации внимания. Но результат того стоит! Савельев говорит: «У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Когда они учатся, как раз идет активный нейрогенез. Работает это так: возникает нагрузка на области мозга, увеличивается кровоток, и либо восстановление идет быстрее, либо нейроны дифференцируются активно в тех областях, которые задействованы. По-другому этого не бывает. К сожалению, те дети, которые все время увлечены компьютером, так и останутся на минимуме нейрональной дифференцировки, и последствия этого очень печальные».
Исследования последних лет упорно свидетельствуют о том, что каллиграфия – великолепный инструмент не только развития головного мозга человека, но и излечения от ряда болезней. Доктор психологии, профессор Генри Као утверждает, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, которые выражаются в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении артериального давления и уменьшении мышечного напряжения. Как следствие, регулярные занятия каллиграфией помогают справляться с такими недугами, как гипертония, диабет, неврозы, депрессии и другими. По этим же причинам занятия каллиграфией с уверенностью можно назвать хорошей профилактикой деменции.
Вместе с тем каллиграфия — это еще и вид изобразительного искусства, где имеют значения не только буквы и их начертание, но и все детали – перо, кисти, фактура бумаги. Мы начинаем творить и, погружаясь в процесс, «вытаскиваем» из себя свой творческий потенциал. Особенно это важно для ребенка, который только ищет свой путь.
Может быть, по этой причине каллиграфии учили в советских школах на уроках чистописания, и это был единственный школьный предмет, унаследованный от времен дореволюционной России. В современной отечественной школе каллиграфии не учат, несмотря на необходимость. А вот в Японии, Китае, США и ряде других стран эту идею успешно реализуют в образовательных учреждениях, развивая интеллект подрастающего поколения.
Однако и в нашей стране постепенно начали понимать важность этого дела. И сегодня оно развивается рядом организаций. Например, в Барнауле в Школе этико-эстетического воспитания среди прочих появилось новое направление – каллиграфия. Дети и взрослые уже попробовали себя в искусстве каллиграфии при проведении творческой мастерской, а с 10 мая в школе стартует полный курс каллиграфии из 16 занятий – это оптимальное количество уроков для достижения ощутимых результатов.
Запись на курс уже открыта. И это отличная возможность развить способности своего ребенка.
Чистописание и развитие мозга
Расскажем, как чистописание связано с развитием мозга и почему в современном мире гаджетов, клавиатур и голосового ввода важно учиться красиво писать от руки, чтобы стать умнее.
Нужно ли детям в современном цифровом мире клавиатур, тачпадов и голосового ввода изучать старомодное чистописание и вырабатывать хороший почерк? Все взрослые знают, что писать вручную — намного медленнее и неудобнее, чем печатать на клавиатуре.
Конечно, клавиатура является важным навыком элементарной грамотности в современном цифровом обществе, но отказываться от развития навыков письма и чистописания было бы недальновидно по отношению к своему ребенку. Дело в том, что обучение обращению с гаджетами и обучение письму ручкой на бумаге с выработкой хорошего почерка принципиально по-разному влияют на развитие функций головного мозга у детей. Обучение чистописанию по-прежнему является жизненно важной функцией для развития не просто мелкой моторики, как обычно принято думать, но для формирования функциональной системы обработки и запоминания текстовой информации, формирования полноценной устной и письменной речи и других когнитивных способностей у ребенка.
Почему для мозга важна выработка красивого почерка
Почему для ребенка важны навыки чистописания и выработка красивого почерка? Недавние исследования, проведенные нейробиологами, установили сильную положительную связь между обучением письму и способностям к чтению у маленьких детей. Исследования показывают, что навыки чтения формируются гораздо медленнее, сели ребенок не пишет буквы и слова, а печатает тексты на клавиатуре или отслеживает тексты глазами на экране или в книге. Эта связь между письмом на бумаге и развитием познавательных функций сохраняется и в старшем возрасте. Например, студенты, ведущие записи в тетрадях обладают большим объемом памяти, чем однокашники, набивающие тексты в ноутбуке.
Интересно, что разница между плохим и хорошим почерком не так сильно влияет на развитие познавательных функций, как разница между рукописным письмом и набором текстов с клавиатуры.
Рукописное письмо — это не просто моторные навыки. При письме используются не только моторные области коры головного мозга, но и очень важная область — веретеновидная извилина, в которой объединяются образы и движения: где визуальные стимулы фактически становятся буквами и словами. Именно в этой области формируются строки текста, прежде чем лечь на бумагу. Активность мозга в этой области гораздо ниже при вводе текста через клавиатуру. Поэтому ученики и студенты, пользующиеся компьютером, вместо тетрадей запоминают меньше информации и хуже успевают по предметам.
Как выглядит процесс письма для мозга ребенка
Чистописание объединяет следующие процессы мозга: визуальное восприятие текста, концентрация на кончике пера, тонкие моторные навыки, чтобы сформировать буквы, связать их в слова и фразы, и постоянный контроль правильности начертания текста с одновременной проверкой грамматики и орфографии.
Чтобы обеспечить гармоничное развитие современного ребенка, его необходимо учить писать – прежде всего, как ни парадоксально, чтобы научить хорошо читать. Во время письма лучше формируются навыки распознавания слов. Затем, дальнейшие упражнения в письме и чистописании помогают развить способность сочинять тексты. Письмо на бумаге меньше отвлекает от концентрации на содержании текста и мыслей, чем набор текста на клавиатуре, при котором фокус внимания постоянно переключается с клавиатуры на экран. Когда дети пишут тексты на бумаге, они не только делают предложения более распространенными, но и выражают в нм больше идей. Письмо по сравнению с печатью является более полезным для интеллектуального развития еще и потому, что моторные задачи при чистописании более сложные, формируемые представления о буквах менее стереотипны, а требования постоянного визуального распознавания широкой вариации их начертания задействуют больше количество связанных с письмом мозговых структур.
Научиться писать — непростая задача: дети должны использовать свои незрелые навыки мелкой моторики, чтобы создать конкретную серию рукописных штрихов для каждой буквы и слова. Понимание важных атрибутов, определяющих идентичность букв, не является простой задачей. Однако работа над совершенствованием точной траектории каждого движения при письме, оценка и контроль взаимного расположения и ориентации штрихов, формирующих буквы, имеют решающее значение для долговременного запечатлевания образа каждой буквы и слова.
Практика письма развивает функциональную специализацию мозга, которая объединяет ощущения, управление движением и мышление.
Чистописание позволяет ребенку лучше осмысливать содержание отображаемой на письме информации, сохраняя не только ее зрительные, но и моторные характеристики, что приводит к лучшему пониманию, классификации и кодированию информации в памяти.
Преимущества для развития мозга при письме на бумаге схожи с теми, что ребенок получает от обучения игре на музыкальном инструменте. Не все дети по разным причинам могут позволить себе уроки музыки, но у всех есть доступ к бумаге и ручке.
Да, и если Ваш ребенок по тем или иным причинам не имеет пока своего компьютера или планшета – то расценивайте это как благо: у него гораздо больше шансов развить свои познавательные способности без компьютера или другого гаджета, чем с ними.
Чтобы убедиться, что ваш ребенок правильно и гармонично развивается, получить консультацию по психическому здоровью, развитию письма и речи вы можете у наших логопедов и психологов. Позвоните 331-17-00, и выберите удобное для консультации время.