Как калмыки относятся к русским
Почему калмыки не любят русских?
Форма вопроса «Почему калмыки не любят русских?» не оставляет возможности для сомнений в его содержании и заставляет сразу искать обязательно существующие причины нелюбви калмыков к русским.
Почему именно к русским, а не к чеченцам, скажем, или французам? А кого ещё можно не любить и как вообще к русским можно относиться по — другому в свете последних событий, связанных с Украиной. Крымом, Сирией, тридцать первыми летними олимпийским и паралимпийским играми.
В капкан такой безапелляционной формулировки, предлагаемой СМИ, не попасться просто невозможно и невозможно поэтому не обратиться к прошлому в поисках причин.
История появления калмыков как народа, нации относится к 17 веку. Именно тогда часть ойратов, так называли западных монголов, покинула Джунгарию, т. е. Ойратское ханство, располагавшееся на территории Западного Китая, и пересекло южные границы Руси.
В чём причины такого исхода
Они типичны для этого времени: междоусобная борьба, проблема нехватки пастбищ, что, наверное, и стало определяющим — ойраты по преимуществу были скотоводами. Но есть и ещё одна версия их исхода из Ойратского ханства – нежелание части ойратов принимать ислам, они хотели остаться буддистами.
Таким образом, на территории Руси они появились самовольно, и ненавидеть русских им пока было не за что. Первые десятилетия пребывания ойратов на территории русичей не были приятными во всех отношениях: между Доном и Волгой позволено было жить, пасти скот и казахам, и ногайцам, и башкирам.
Вот они — то и воспротивились вторжению ойратов. Их — то и должны были начать ненавидеть будущие калмыки! Хальмги, так калмыки иногда называют себя, обратились за помощью к русскому царю.
Учитывая сложную ситуацию на Руси: бунты, притязания со стороны крымских татар, турок, непростые отношения с Украиной, — русский царь разрешает калмыкам кочевать между Доном и Волгой, а заодно, ценя то, что калмыки всегда были отличными конниками и храбрыми воинами, возлагает на них обязанности охранять южные рубежи Отечества от внешних врагов. Калмыки добровольно берутся служить русскому царю.
И в этот период истории повода для ненависти не возникло. А вот русский царь должен был бы насторожиться.
Несмотря на договор «о вечном послушании» и на запрет совершать набеги на русские города со всеми вытекающими отсюда последствиями, калмыки, сражаясь с общим теперь врагом, позволяли себе и брать в плен русичей, и грабить их во время кочевья.
И теперь у калмыков, создавших на юге России своё Калмыцкое ханство, повода для ненависти появиться не могло. Благополучная жизнь калмыков в своём ханстве подверглась испытанию в тридцатые годы 18 века.
Среди представителей верхушки бывших ойратов начались междоусобные войны. Русское правительство не могло не вмешаться в эти события. Кроме того, началась колонизация русскими помещиками и крестьянами земель, по которым кочевали калмыки.
В результате уменьшились калмыцкие пастбища. Вдобавок ко всему на юг пришли холода. Начался падёж скота, голод. Часть влиятельных калмыков, следует заметить, без всякого нажима со стороны русских, приняла решение вернуться в Джунгарию, которая к тому времени была завоёвана династией Цин.
Это решение стало причиной трагедии, постигшей калмыков. Во время похода на историческую родину погибло около ста тысяч калмыков, пал почти весь скот.
Что сделала правящая в этот период Екатерина Вторая? Она ликвидировала Калмыцкое ханство. Оставшиеся калмыки были приписаны к казачьим войскам Урала и Дона.
Да, наверное, можно возненавидеть русских за обрушившиеся на калмыков беды. Но ненависть эта какая — то унизительная, неумная, ненависть забывших о добре, закрывающих глаза на собственную вину…
В современной истории, в истории 20 века, есть факт, который, пожалуй, мог бы вызвать ненависть к русским. В 1943-1944 годах калмыки, в основном старики, женщины и дети, т.к. почти всё дееспособное мужское население, около тридцати тысяч, воевало с фашистами, было депортировано с территории их компактного проживания.
Причина – сотрудничество калмыков с фашистской Германией: оккупантами был создан Калмыцкий кавалерийский полк. В его состав входило около трёх с половиной тысяч калмыков.
И всё-таки русских не любить за что? Решение о депортации принималось правительством (интересно, какой процент русских был в его составе?) и касалось не только нерусских народов: поволжских немцев, чеченцев, крымских татар, – но и русских.
Вспомним историю нашей страны
30-ых годов 20 века, период коллективизации, массового раскулачивания и выселения в необжитые края Севера и Сибири зажиточных крестьян целыми семьями. Может ли один народ ненавидеть другой народ за то, что их постигла одинаковая трагедия?
Можно было бы, наверное, обратиться к физиологии, психологии, этике, эстетике в поисках причин нелюбви калмыков к русским. Но результаты были бы тоже «нулевыми».
Вряд ли удалось бы кому-либо из ищущих обнаружить не то что причины, но и факты проявления ненависти одного народа к другому, потому что непонятно, как «выглядят» эти проявления.
Как один народ (по определению, исторически сложившаяся общность людей, возникшая на основе общего языка, территории, экономики, психики, культуры) может не любить другой народ? Как все, до единого, калмыки не любят всех, до единого, русских?!
Нелюбовь, ненависть – это чувство. А чувство – явление индивидуальное. Оно может возникать у конкретного человека по отношению к конкретному человеку. Да, среди калмыков, как и среди русских, украинцев, немцев, американцев есть националисты.
Отдельные факты проявления национальной ненависти калмыков к русским известны. Но национализм – это явление политическое, рациональное в своей основе, связанное с убеждениями. Оно может стать достаточно массовым при определённых условиях, но и оно никогда не будет всеобщим.
Как в Калмыкии относятся к русским, столкнулись с местными и все испытали на себе, делюсь
Благодаря недавнему опыту путешествия по Республике Калмыкии, смогла сделать определенные выводы про обстановку в целом, включая город Элисту.
Как в Калмыкии относятся к русским, столкнулись с местными и все испытали на себе, делюсь
Хотя Калмыкия и является субъектом Российской Федерации, но держится как-то обособленно. В Республике больше развит внутренний туризм, нежели внешний.
Внутренний туризм населения, в основном заключается в посещении главного Золотого храма, что находится в столице республики — Элисте.
Как в Калмыкии относятся к русским, столкнулись с местными и все испытали на себе, делюсь
Видела, как к храму приезжают автобусы с дальних регионов республики и люди очень счастливы, оказаться рядом с ним и попасть внутрь. Делают селфи и не могут скрыть невольную улыбку счастья.
Калмыки — буддисты, имеют свое мировоззрение и обычаи. Внешне отличаются от славян, смуглые, глаза раскосые, низкорослые.
Нам с мужем не раз пришлось столкнуться с местным населением по разным причинам, начиная от заселения в гостиницу и просто с прохожими людьми на улице.
Приведу некоторые примеры из общения, чтобы вам было лучше понятно.
Как в Калмыкии относятся к русским, столкнулись с местными и все испытали на себе, делюсь
Когда заселялись в гостиницу. С нами вежливо разговаривали и предложили чай. Но кто-же будет хамить и грубить клиенту? Никто, правильно, это заработок и отношение к клиентам — показывает лицо отеля. Поэтому это не показатель отношения.
А вот на улице, среди простых людей мы и увидели, какие калмыки в общении и как они относятся к русским.
Как в Калмыкии относятся к русским, столкнулись с местными и все испытали на себе, делюсь
Поговорили с женщиной, которую встретили на улице, спросили ее про местную кухню и где можно поесть. На что получили ответ и сразу же вопрос, хватит ли у нас денег на кафе? При этом она как бы предвзято оглядела нас с ног до головы, щуря свои раскосые и без того глаза.
Не скажу, что встреча с ней нас расстроила, но осадочек остался.
На рынке люди оказались добродушные, но опять же, это место торговли.
Разговорились с местными мужчинами, один примерно 25 лет и второй 60 лет.
Как в Калмыкии относятся к русским, столкнулись с местными и все испытали на себе, делюсь
Мужчина что моложе, рассказал нам про себя, что мечтает скопить денег и уехать из Элисты, устал перебиваться небольшими заработками и, аргумент переезда был в пользу того, что работает только себе на пропитание и все.
Отнесся к нам хорошо и мы просто поговорили по душам. Чувствовалось, что он искренне рад знакомству, простому человеческому общению. Заметьте, мы не калмыки и не друзья ему, просто чужие люди:)
Как в Калмыкии относятся к русским, столкнулись с местными и все испытали на себе, делюсь
Пожилой мужчина расспросил о том, как мы попали в эти края, куда направляемся и, захотел угостить нас чаем, но мы отказались, так как торопились на тот момент. Он пожелал хорошего пути, помню, сказал еще, чтобы мы берегли себя в такие непростые ковидные времена.
В сети много пишут о том, а как калмыки относятся к русским, не страшно ли ехать в те края. Нет, нам было не страшно, проблема лишь в том, что республика показалась пыльной и неуютной. Но каждому свое, как говорится. Кто-то и здесь счастлив.
Калмыкия: степная многонациональность
Недавно 22-летний дагестанский спортсмен-борец осквернил в Элисте статую Будды — сначала он справил на неё нужду, а потом ударил ногой по лицу. Реакция калмыков не заставила долго ждать. Уже через полчаса они большой толпой собрались у здания гостиницы, где остановилась дагестанская команда по вольной борьбе, требуя выдать им провинившегося.
Потом спортсмена силой выволокли на улицу, поставили на колени и заставили извиняться. Лишь вмешательство сотрудников полиции Элисты и действия тренера спасли борца от жестокой физической расправы; тогда был перевёрнут автобус спортсменов и разбиты припаркованные машины с дагестанскими номерами. После этого последовали призывы уже со стороны горячих голов из числа дагестанцев — мстить за это калмыкам. Бытовые этнические противоречия, зреющие уже многие годы, чуть было не вылились в реальные столкновения по национальному признаку.
Скандал вышел на федеральный уровень, и официальным лицам Калмыкии и Дагестана пришлось приложить немало усилий, чтобы сгладить этот набирающий силу конфликт. Некоторые дагестанские СМИ выступили в стиле «Рафик-ни-в-чём-не-виноват»: якобы никакого осквернения на самом деле не было, и это всё выдумки журналистов и провокаторов, стремящихся поссорить два братских народа.
Русские и калмыки
Калмыцкие кочевники стали соприкасаться с донскими и волжскими казаками начиная с XVII века, когда им разрешили поселиться на казачьих землях, где тоже не обходилось без конфликтов. Но реальные проблемы с калмыками начались в Советском Союзе — степняков депортировали в Сибирь и Среднюю Азию после Великой Отечественной войны. После того как калмыков реабилитировали, а Калмыцкую АССР восстановили, межнациональный конфликт разгорелся по-настоящему.
В 1963 году на пленуме калмыцкого Обкома даже официально обсуждали пути преодоления националистических склонностей азиатов. Аборигены называли местных русских основными виновниками депортации. Начались драки, русские стали организовываться и защищаться. Среди них возобладало мнение, что калмыков выслали совершенно правильно — за пособничество врагу, а вернули зря, и что российские цари зря позволили азиатским пришельцам жить на исконных казачьих землях.
Национальный состав Республики Калмыкия по районам
Примечательно, что местное партийное начальство в нехарактерном для коммунистов приступе здравомыслия поначалу старалось продвигать русских на руководящие посты. Калмыки в ответ начали писать жалобы в Москву, требуя равного представительства. Чью сторону заняли кремлёвские поборники дружбы народов, догадаться нетрудно. Некоторых русских националистов (прямо так и говорили) исключили из партии и лишили высоких должностей. Временами товарищи даже пытались защитить русскую культуру — например, в 1959 году на пленуме калмыцкого Обкома его секретарь М. Пономарев раскритиковал калмыцких культурных деятелей, которые «проявляют неуважение к великому русскому народу, его культуре и языку, прикрываясь лозунгом развития национальной культуры».
После развала Советского Союза ситуация обострилась ещё больше. В Калмыкии, как и в других национальных образованиях на юге России, началась медленная дерусификация. Увы, русское население уменьшается. С 1959 года доля русских существенно сократилась с 55,9% до 32,2% (2010 г.), а доля калмыков выросла с 35,1% до 57,4%. Относительное большинство славянского населения наблюдается на западе республики — в Городовиковском (57%), Яшалтинском (53%) и некоторых других районах, издавна населенных русскими.
Калмыки в российской армии
В 90-е в Калмыкии стали прямо говорить о возможной независимости от России, а русские стали подвергаться различным видам дискриминации и даже нападениям. Это было любимое развлечение приехавших в столицу калмыков из сельской местности (так называемых «гасконцев») — они объединялись в банды и терроризировали славянское население. СМИ неоднократно писали об убийствах русских на национальной почве, столкновениях русской и калмыцкой молодёжи. Доставалось и людям постарше. Например, в 1998 году была убита русская журналистка Лариса Юдина. Двое из мужчин, причастных к убийству и затем осуждённых, оказались помощниками калмыцкого президента Илюмжинова. А недавно был избит 64-летний депутат Элистинского городского собрания, почетный гражданин Элисты Виктор Скаргин. Местные русские жители подтверждают, что в центре города или в русской части калмыцкой столицы всё спокойно и проблем нет, но на окраинах такие межнациональные инциденты до сих пор случаются довольно часто.
Кроме того, в 2000-х тогдашний президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов (к слову, он серьёзно утверждает, что вступал в контакт с инопланетянами), решил ещё быстрее увеличить процент титульной национальности республики, переселив туда 10 000 калмыков из Китая, Монголии и других стран. Хотя планы были масштабнее — воссоединить всех калмыков мира (ещё около 500 тысяч) на территории России. Но процесс затормозили федеральные власти, хотя Илюмжинову всё же удалось переселить несколько сотен китайских граждан. Разговоры об этом среди калмыцкой интеллигенции ходят до сих пор — считается, что республика имеет очень маленькую плотность населения, и даже при небольшом потоке миграции титульный народ может в процентном соотношении превратиться в национальное меньшинство. К слову, китайские делегации очень часто приезжают в Калмыкию, где их встречают с особым почётом.
Региональная символика превалирует в Калмыкии над российской
В президентство Илюмжинова в главной газете республики «Хальмг Унн» («Калмыцкая правда») начали появляться статьи откровенно сепаратистского и антиславянского содержания. Потом калмыцкий национализм в печати несколько сбавил обороты, но в газетах до сих пор то и дело появляются материалы, в которых Калмыкия называется «землёй, которую калмыкам завещал Чингиз-хан» (а русские цари, соответственно, отобрали наследство). На форумах и в социальных сетях популярны темы с названиями вроде «Калмыкия — для калмыцкого народа», «Распад РФ — шанс для калмыков». Бытовая неприязнь к русским никуда не делась и существует до сих пор.
Как и во всех прочих национальных республиках РФ, этническому русскому в Калмыкии труднее устроиться на хорошую работу или государственную службу, чем калмыку, так как никакой принцип процентного соотношения национальностей на руководящих должностях, увы, не соблюдается. Ни в исполнительной, ни в законодательной власти почти не осталось русских. Русские покидают республику, уезжая в Ставропольский край, Астраханскую область или сразу Москву, так как не видят никаких перспектив для себя и своих детей. Интересно, что смешанные браки русских и калмыков распространены достаточно широко (детей от таких союзов называют «болдырками»), и даже если отец русский, а мама калмычка, ребёнок всё равно принимает калмыцкую идентичность. Но несмотря на все проблемы, русско-калмыцкий конфликт гораздо мягче конфликта между калмыками и кавказцами.
Кавказцы и калмыки
Пока калмыки осваивали гостеприимную сибирскую целину, на их земли стали активно переселяться представители дагестанских народов — тем более что даже после реабилитации и возвращения в Калмыкии ощущался дефицит трудоспособного населения. В итоге к 80-м годам дагестанцы стали компактно селиться на востоке республики, подмяв под себя скотоводство и другие отрасли сельского хозяйства. Калмыки очень быстро поняли, что ужиться с кавказцами невозможно. Началось воровство скота, что было особенно обидно для республики с выраженным скотоводческим типом хозяйствования, драки и конфликты. Кроме того, из-за мигрантов стал меняться этнический состав целых районов, где ранее доминировало калмыцкое население. В 1985 году доля северокавказских народов в животноводстве составляла 59,9%, калмыков — 23,9, русских — 12,2, и процент кавказцев всё увеличивался.
Когда начались вооруженные конфликты в Чечне и Дагестане, к родственникам в Калмыкию под видом беженцев устремились тысячи дагестанцев, чеченцев и прочих кавказцев. Картину дополнили бежавшие из Средней Азии турки-месхетинцы. Эти беженцы, как утверждают калмыки, стали через некоторое время откровенно терроризировать местное население, а безработица и экономический кризис того времени заставляли их заниматься криминалом — официально почти никто из беженцев не работал. Власти Калмыкии быстро поняли, что нужно сделать всё, чтобы помешать им массово селиться на территории республики, иначе дойдёт до крупномасштабных межэтнических столкновений и прямого замещения населения.
Калмыцкие радикалы часто срывали свою злость на мусульманских культовых сооружениях — справедливости ради стоит признать, что мусульманские святыни тоже оскверняли не один раз. Так, в 2001 году в мечеть поселка Прикумский подбросили голову свиньи; мечеть пришлось закрыть. Калмыки разрушили мечеть в Сарпинском районе, а в 2008 году было совершено покушение на семью председателя Духовного управления мусульман Калмыкии. В 2014-м в Элисте мечеть и вовсе сгорела. Кавказцы (даргинцы, чеченцы, турки-месхетинцы, аварцы, кумыки и другие) все вместе сегодня составляют примерно 10–15% населения республики (в некоторых районах больше), и конфликты с ними не прекращаются. Например, в 2006 году в Приютненском районе Калмыкии местные жители после убийства двух подростков стали требовать изгнания всех дагестанцев из республики.
Сгоревшая мечеть в Элисте
Прогноз на будущее
При нестабильности в России и ослаблении федерального центра Калмыкия с высокой вероятностью взорвётся. Русское население уменьшается — славян мягко выдавливают из республики; русским тяжело построить карьеру, и к этому добавляются низкая рождаемость и высокая безработица. Ну а калмыки с кавказцами вцепятся друг другу в глотку при первой же реальной возможности.
Калмыцкий сепаратизм тоже набирает обороты. Например, в декабре 2015 года в Элисте прошёл «Чуулган — съезд ойрат-калмыцкого народа», где обсуждалось создание «суверенного калмыцкого государства», право наций на самоопределение (пока «в составе России»), территориальные претензии к соседним субъектам, признание «двух геноцидов калмыков», перевод калмыцкого языка с кириллицы на ойратский алфавит, обучение калмыцкому русскоязычных жителей республики и переселение из Китая полумиллиона «ойрат-калмыцких соотечественников». Удивительно, но этот праздник самостийности проходил при полной поддержке местных властей.
Собственно, вывод известен и очевиден: пока существуют нацреспублики, а в составе России есть инородческие группы с мощным национальным самосознанием и амбициозной национальной элитой, стране будет грозить этнический сепаратизм и развал по границам национальных субъектов.
Как в Калмыкии относятся к русским. Реальные жизненные случаи
Благодаря недавнему опыту путешествия по Республике Калмыкии, смогла сделать определенные выводы про обстановку в целом, включая город Элисту.
Хотя Калмыкия и является субъектом Российской Федерации, но держится как-то обособленно. В Республике больше развит внутренний туризм, нежели внешний.
Внутренний туризм населения, в основном заключается в посещении главного Золотого храма, что находится в столице республики — Элисте.
Видела, как к храму приезжают автобусы с дальних регионов республики и люди очень счастливы, оказаться рядом с ним и попасть внутрь. Делают селфи и не могут скрыть невольную улыбку счастья.
Калмыки — буддисты, имеют свое мировоззрение и обычаи. Внешне отличаются от славян, смуглые, глаза раскосые, низкорослые.
Нам с мужем не раз пришлось столкнуться с местным населением по разным причинам, начиная от заселения в гостиницу и просто с прохожими людьми на улице.
Приведу некоторые примеры из общения, чтобы вам было лучше понятно.
Когда заселялись в гостиницу. С нами вежливо разговаривали и предложили чай. Но кто-же будет хамить и грубить клиенту? Никто, правильно, это заработок и отношение к клиентам — показывает лицо отеля. Поэтому это не показатель отношения.
А вот на улице, среди простых людей мы и увидели, какие калмыки в общении и как они относятся к русским.
Поговорили с женщиной, которую встретили на улице, спросили ее про местную кухню и где можно поесть. На что получили ответ и сразу же вопрос, хватит ли у нас денег на кафе? При этом она как бы предвзято оглядела нас с ног до головы, щуря свои раскосые и без того глаза.
Не скажу, что встреча с ней нас расстроила, но осадочек остался.
На рынке люди оказались добродушные, но опять же, это место торговли.
В парке разговорились с местными мужчинами, один примерно 25 лет и второй 60 лет.
Мужчина что моложе, рассказал нам про себя, что мечтает скопить денег и уехать из Элисты, устал перебиваться небольшими заработками и, аргумент переезда был в пользу того, что работает только себе на пропитание и все. Отнесся к нам хорошо и мы просто поговорили по душам. Чувствовалось, что он искренне рад знакомству, простому человеческому общению. Заметьте, мы не калмыки и не друзья ему, просто чужие люди:)
Пожилой мужчина расспросил о том, как мы попали в эти края, куда направляемся и, захотел угостить нас чаем, но мы отказались, так как торопились на тот момент. Он пожелал хорошего пути, помню, сказал еще, чтобы мы берегли себя в такие непростые ковидные времена.
В сети много пишут о том, а как калмыки относятся к русским, не страшно ли ехать в те края. Нет, нам было не страшно, проблема лишь в том, что республика показалась пыльной и неуютной. Но каждому свое, как говорится. Кто-то и здесь счастлив.
Ставьте ❤️, если вам понравилась статья! Подписаться на канал можно здесь, а также в Ютуб // Инстаграм, чтобы не пропустить интересные статьи
Новое в блогах
Республика Калмыкия: русским дали понять, что им лучше уехать
В последнее время стали постоянными столкновения калмыцкой молодежи с лицами славянских национальностей, при этом славян забивают толпой, с особой жестокостью, применяя арматуру и свинцовые дубинки. Кровавые события происходят в Элисте, где за полгода на улицах погибли более десяти человек, искалечено – свыше пятидесяти молодых людей.
В последний раз 20-летнего русского парня хоронили 2 апреля этого года.
Бесчинства творят мобильные группы калмыцкой молодежи в возрасте до 18-ти лет, которые нападают толпой в несколько десятков человек на одиноких прохожих или на двоих-троих представителей славянской молодежи, забивая свои «жертвы» до смерти.
Наблюдается массовый «исход» калмыков из степи. Едут, главным образом, в столицу республики – Элисту, где уже давно не хватает рабочих мест. Безработица и бедность усугубляют ситуацию. Не находя возможности для трудоустройства, калмыцкая молодежь занимается пьянством и грабежами.
При этом русских убивают только за то, что они – русские. Жители Элисты свидетельствуют, что лицам славянской внешности сегодня просто опасно стало появляться на улице.
Местные СМИ постоянно подогревают националистические настроения, беспрерывно муссируя тему сталинской депортации калмыков.
Местные власти знают о сложившейся обстановке, но бессильны из-за общей экономической бедности региона, отсутствия четкой программы действий, либо из-за отсутствия желания что-либо менять.
Существует мнение, что республиканские власти проводят целенаправленную антиславянскую, антирусскую политику, «выдавливая» из региона всех представителей европеоидной расы.
По сообщению корреспондента «Нового Региона», во-первых, косвенно это подтверждают заявления президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова о намерении переселить в республику 150 тысяч этнических калмыков, проживающих ныне в Синцзянском районе Китая. Обеспечить приезжих рабочими местами и жильем бедная республика не в состоянии, а наиболее простым решением проблемы является мягкая «этническая чистка», в ходе которой славян вынуждают покинуть Калмыкию, бросая либо продавая по дешевке жилье и имущество. Случаи, когда среди бесчинствующей в Элисте калмыцкой молодежи были замечены дети высокопоставленных чиновников из районов Калмыкии, на этом фоне уже не кажутся случайностью.
Во-вторых, еще одним моментом, подтверждающим правоту вывода об умышленном выживании славян из Калмыкии, стало рассмотрение на высшем уровне возможности присоединения национальной республики к одному из близлежащих субъектов РФ (Астраханской, либо Волгоградской области) и негативная реакция на это группы заинтересованных лиц из числа этнических калмыков – представителей бизнеса и власти.