Как камера видит ремень безопасности
Как камера ловит водителей за непристегнутый ремень?
Камер на дорогах становится всё больше, у комплексов фиксации нарушений ПДД всё больше навыков и умений, они буквально насквозь видят нарушителей. Ловят водителей за лихую езду, заезд за разметку, проезд на красный, выезд на встречку, нарушение правил парковки и переездов. А вот могут ли камеры штрафовать за непристегнутый ремень?
Версия автожурналистов
Есть версия, что современные камеры настолько точны и прозорливы, что могут через лобовое стекло разглядеть, что автомобилист, сидящий за рулем, не пристегнут. Как уверяют журналисты«Автовзгляд», автомобилистам приходят штрафы с камер за этот проступок. Хотя сложно себе представить, чтобы камера разглядела ремень на теле водителя, ведь водитель может быть в черной одежде, и лямка ремня на нем просто не видна. И черно-белым снимком даже при хорошем разрешении это не подтвердить.
Как утверждает издание, такие вердикты выносят не сами камеры, а инспекторы в группах разбора, которые разглядывают полученные с камеры фото и проверяют, правомерны ли выписанные штрафы или нет — и уже они подписывают постановления, включая в них и непристегнутый ремень.
Официально
Но официальных подтверждений этим предположениям нет — как объясняют в ГИБДД, камеры действительно сегодня умеют много чего:
— измеряют скорость, в том числе и среднюю;
— фиксируют выезд на обочину,
— ловят за поездку по выделенной полосе для автобусов,
— видят нарушение правил проезда перекрестков,
— разглядят выезд на ж/д переезд на красный светофор,
— обнаружат проезд на запрещающий сигнал,
— распознают нарушение правил на пешеходном переходе.
Но, как напоминают дорожные полицейские, пока в России камеры не фиксируют нарушение правил использования ремней безопасности.
«Этим заниматься хотят не все». ГИБДД начала отменять штрафы с камер
Более 4,2 тыс. штрафов ГИБДД за непристегнутые ремни безопасности выписали автомобилистам в Москве за последние два месяца. Постановления оформили на основании фотографий, полученных с восьми новых дорожных камер «Стрелка-Плюс»: в автоматическом режиме они начали фиксировать новые нарушения ПДД в конце 2020 года — речь идет об отсутствии пристегнутого ремня безопасности и использовании мобильного телефона водителем во время движения. В первом случае прилетит штраф на 1000 рублей (Ст. 12.6 КоАП), а во втором — на 1500 рублей (ст. 12.36.1 КоАП).
В момент запуске системы в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) объясняли Autonews.ru, что данные с дорожных камер предварительно обрабатывает нейросеть. Ее обучали на тысячах снимков пристегнутых и непристегнутых водителей. Используя этот массив данных, умная система «анализирует снимки и легко определяет характерные для нарушения признаки». Далее материалы получают операторы, осматривают и отсылают в ГИБДД те, которые имеют признаки нарушения для оформления штрафов.
Однако, как оказалось, ошибки нейросеть, а затем и осматривающие материалы сотрудники все-таки допускают. И в такую ситуацию может попасть любой законопослушный водитель, который ездит зимой в теплой одежде за рулем. Так, владелец внедорожника Land Rover Discovery рассказал о полученном по ошибке штрафе с дорожной камеры в Москве за якобы непристегнутый ремень. Согласно опубликованному в соцсетях постановлению, устройство сфотографировало водителя 7 февраля 2021 года на внутренней стороне ТТК в районе Бауманской улицы.
Автомобилист возмутился, поскольку ремнем безопасности пользовался, только вот камера его не распознала: серый ремень оказался спрятан под широким воротником на серой куртке. Небольшой краешек ремня, который обычно хорошо виден у пристегнутых водителей над левым плечом устройство также не увидело. В качестве доказательств своих слов водитель опубликовал фотографию в такой же одежде и таком же положении, в котором он ехал, когда был получен штраф. Так ремень действительно незаметен. Более того, многие автомобилисты при обсуждении проблемы отметили, что зимой точно так же широко расстегивают куртки и другую теплую одежду, чтобы не было жарко.
Параллельно автомобилист направил обращения в ГИБДД через электронную приемную, в которой в свободной форме описал проблему и приложил свою фотографию. Никаких дополнительных материалов, например, записей с регистратора или показаний свидетелей, у водителя не было.
Параллельный запрос в ГУ МВД России по Москве отправил и Autonews.ru — вскоре из ведомства пришел ответ: штраф отменен, так как есть неоспоримые сомнения.
При этом юрист Михаил Никитин сомневается, что отменить остальные ошибочные постановления другим автомобилистам будет также легко. «Дело в том, что на зафиксированные при помощи камер нарушения не действует презумпция невиновности, то есть водителю нужно доказывать, что он не нарушал, а не наоборот, приславшему «письмо счастья» ведомству, — объяснил Никитин в беседе с Autonews.ru. — В большинстве случаев это будет просто слово водителя против слова оформившего постановление полицейского. Чтобы доказать, что постановление ошибочное, я рекомендую запрашивать снимки хорошего качества в ЦОДД. Если на них, например, будет изображен просто водитель в черной одежде и отсутствие ремня разглядеть будет сложно, это может стать тем самым аргументом, вызывающим сомнения в правильности штрафа», — сказал юрист.
При этом эксперт объяснил, что у водителей крайне мало инструментов для защиты. Мало кто пользуется регистраторами, которые снимают происходящее в салоне, а показания свидетелей-пассажиров в ГИБДД, скорее всего, не примут, поскольку их можно считать заинтересованными лицами.
Фиксировать все, что находился внутри автомобиля, непросто, и обстоятельства постоянно вызывают споры, признал в беседе с Autonews.ru представитель компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) Сергей Кусов. По его словам, технически существующую процедуру фиксации можно усовершенствовать, но этим нужно заниматься уже самим операторам устройств.
«Водители могут устанавливать в машинах ремни разных неконтрастных цветов, зимой — ездить в объемной одежде, а когда светит фронтальное солнце в салон, видно становится еще хуже, — рассказал Кусов. — Но все решаемо. Например, можно увеличивать зональность, укрупнять изображения — разрешение снимков, которые делают камеры, это позволяют. Но получается, что процесс перестает быть автоматическим, нужно сидеть и отбирать каждый материал вручную, тратить на это больше времени, этим заниматься хочется не всем».
По словам Кусова, в летнее время, когда на водителях меньше объемной одежды, камерам и операторам ориентироваться будет проще. «До этого времени, получается, что в пограничных ситуациях, когда не получается быть на 100% уверенным, что на фото нет ремня, такие результаты нужно просто отбрасывать», — считает Кусов.
Представители еще одной компании-производителя и оператора, МВС-Групп, рассказали Autonews.ru, что в Московской области уже тестируют алгоритмы фотовидеофиксации новых составов нарушений, в том числе за непристегнутый ремень. Соответственно у водителей будет все меньше возможностей игнорировать такое требование ПДД, не получая штрафы.
«В эту работу входит проработка требований к объему доказательной базы. То есть сейчас определяется тот список обязательных признаков, которые должна «увидеть» камера, а потом и инспектор ГИБДД, чтобы с уверенностью принять решение о том, что перед нами действительно нарушение. Прорабатываются все возможные сложные ситуации. Например, неконтрастная одежда или случаи, когда ремень скрывается под одеждой и признаки, по которым можно понять, действительно ремень пристегнут или нет».
Очень часто водители заблуждаются, думая, что инспекторы работают с такими же изображениями, которые они видят на распечатанных постановлениях о штрафах, отметили в В МВС Групп.
«Фотоматериалы с камер имеют высокое разрешение и детализацию. К тому же они цифровые. Можно приблизить ту часть изображения, которая интересна. Изображения, распечатанные на постановлениях о штрафах, во-первых, в разы меньше и фиксированные, во-вторых, их качество зависит от качества печати. Оригинальные изображения есть у инспектора ГИБДД, это указано на бланке штрафа. К инспектору нужно обращаться, если возникают какие-либо сомнения относительно постановления».
Представители МВС-Групп заключили, что нейросети — это первый фильтр, который в транспортном потоке ищет тех, кто нарушает правила. Дальше все материалы передаются специалистам, которые просматривают эти материалы и подтверждают или не подтверждают факт нарушения.
Штрафы по камерам за телефон и ремень: власти раскрыли все подробности
Новые для себя виды нарушений ПДД начали фиксировать дорожные камеры в Москве. Теперь в автоматическом режиме «письма счастья» будут приходить владельцам автомобилей, если их водители будут использовать во время движения телефон или проигнорируют обязанность пристегнуть ремень безопасности.
Как рассказали в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы, постановления начали рассылать нарушителям уже с прошлой недели — пока работает восемь таких устройств. Корреспонденты Autonews.ru провели эксперимент и проехались под камерами, а заместитель руководителя дирекции фото- и видеофиксации ЦОДД Москвы Егор Чернов ответил на все вопросы.
Данные с дорожных камер предварительно обрабатывает нейросеть. Ее обучали на тысячах снимков пристегнутых и непристегнутых водителей, а также тех, кто использует телефон во время движения и тех, кто ехал без него. Используя этот массив данных, умная система анализирует снимки и легко определяет характерные для нарушения признаки.
Как объяснили в ЦОДД, нейросеть делает это даже лучше, чем глаз человека. «Когда нейросеть понимает, что у материала есть признак нарушения, именно такие материалы уходят на обработку в ЦОДД. Там проверяют, корректно ли определился номер, марка автомобиля, и так далее. Если все точно — данные уходят в ГИБДД для вынесения постановления — именно в ГИБДД принимают окончательное решение, наказывать ли автовладельца», — рассказали в ЦОДД.
В ЦОДД не ответили прямо, может ли само наличие телефона в руках быть достаточным для оформления штрафа, отправив с этим вопросом в ГИБДД. К примеру, что будет, если просто наговаривать сообщение голосом или смотреть в экран. Однако наш эксперимент показал: если просто держать телефон перед собой и не прислонять его к уху, в ЦОДД за такое все-таки не наказывает — штраф мы не получили. Но не исключено, что это лишь временная поблажка.
«По моему личному мнению, если водитель держит телефон в руках, это однозначно нужно толковать как использование устройства за рулем. И не важно, что он там делает — сидит в соцсетях, читает сообщения, проверят навигатор и, что самое отвлекающее, пишет сообщение. В этот момент все внимание уходит в телефон, и риск ДТП возрастает в 6-10 раз. Ведь даже если вы отличный водитель, нужно быть всегда готовым к тому, что вокруг едут те, кто может допустить грубую ошибку, — отметил Чернов. — Но корректно с этим вопросом все-таки обращаться к администрирующему органу, который выписывает штрафы — ГИБДД. Именно там должны разъяснить, как трактуется использование телефона за рулем».
Камеры умеют определять несколько видов нарушений одновременно и по каждому формировать материалы. Например, если автомобилист говорил по телефону, ехал по «выделенке» и не пристегнул ремень, то за все придут отдельные постановления — на 1500, 3000 и 1000 рублей соответственно. «Многофункциональные камеры работают сейчас по самым разным направлениям — пересечение разметки, грузовики в крайнем левом ряду, ремень и телефон. То есть нарушителей могут наказать по нескольким составам сразу», — пояснил Чернов.
Логика с оформлением штрафа за телефон и ремень такая же, как и в случае превышения скорости. Постановления будут приходить с каждой камеры, которая зафиксирует это нарушение и никаких ограничений по количеству «писем счастья» в день нет.
Согласно ст. 12.6 КоАП, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, наказывается штрафом в 1000 рублей — столько же стоит нарушение для самого водителя. Камеры уже сейчас легко видят, если пассажир едет без пристегнутого ремня безопасности. Однако пока штрафы за это приходить не будут. Что никак не отменят необходимость соблюдать ПДД. «В ЦОДД технически готовы фиксировать такое нарушение. Дальше вопросы к непосредственным администраторам — ГИБДД. Готовы ли они штрафовать водителей за то, что их пассажиры не пристегнуты», — уточнил Чернов.
Система определяет нарушение по характерным признакам. Один из таких обязательных параметров — это движение. Поэтому, если автомобиль стоит на длинном светофоре или в глухой пробке, штраф не придет. Но стоит тронуться — телефон нужно отложить в сторону, а ремень пристегнуть обратно — если вы, например, во время паузы решили снять верхнюю одежду.
Многие водители задались вопросами — а что, если ехать в черных перчатках и почесать в них ухо или просто погрозить кому-то кулаком? В ЦОДД успокаивают: система определяет составы нарушения по характерным признакам. И перчатка рядом с ухом этим признакам не отвечает. «В ЦОДД выписывают материалы только в двух случаях: если четко видно, что у водителя какой-то предмет в тот момент в руке — недостаточно закрыть ухо ладонью. Кроме того, человек этот предмет должен сжимать. Когда вы держите телефон в руках, есть характерный признак того, как это должно происходить. И по положению пальцев рук можно понять, что человек в них что-то держит. Тоже самое и в случае, если даже почесать телефоном лицо, рука будет совсем в другом положении», — пояснил Чернов.
Понять, с какой стороны у автомобиля находится рулевое колесо, для нейросети не проблема. Соответственно пассажиры в таких транспортных средствах могут не опасаться штрафов, если решат в пути заглянуть в телефон.
Если мобильный телефон закреплен на специальном удерживающем устройстве и, например, используется как навигатор, это не нарушение. «Когда телефон находится непосредственно в руках, вы отвлекаетесь, смотрите на него. Если же устройство закреплено, получается, что водители используют его в режиме hands free — это не нарушение», — объяснили в ЦОДД.
Дорожные комплексы по техническим условиям не смогут распознать подобные нарушения в условиях плохой видимости — сильного дождя, снега, тумана. Сложнее распознать нарушение и в период сумерек — а вот при хорошей освещенности трассы в ночное время суток водитель будет как на ладони. Нейросеть, по словам представителей ЦОДД, не будет формировать материалы, если сомневается в качестве материалов.
В ЦОДД уверяют: любые сомнения и неточности будут трактоваться в пользу автомобилистов. Их цель — присылать только такие постановления, при изучении которых у водителя не возникнет никаких сомнений, что его поймали в момент нарушения: езды без ремня или за разговором по телефону. В качестве примера можно привести фиксацию проезда журналистов Autonews.ru: справа у водителя видна темное пятно, но невозможно понять, ремень это или просто тень. Штраф в таком случае не выписывают.
На постановлениях автовладелец увидит только одну фотографию с замазанным изображением лица водителя. Если ее качество вызовет сомнения, в ЦОДД советуют обращаться в ГИБДД с жалобой — в ведомстве можно будет изучить уже полный набор фотографий в хорошем качестве и проверить, было ли нарушение.
Пока адресов восемь:
Штрафуют ли камеры фотофиксации за непристёгнутый ремень сейчас и можно ли оспорить штраф?
Штраф с камеры за ремень
Число дорожных камер фото и видеонаблюдения растёт с каждым днём. Если раньше нейронные сети могли распознавать лишь превышение скорости, то в 2021 году могут спокойно установить, пристёгнут водитель или нет. Дорожные камеры на ремень уже работают в Москве и Подмосковье, а также в ряде других регионов России. Если вы не пристегнулись и «попались» такой камере, то ожидайте «письмо счастья» из ГИБДД. Однако не во всех случаях фотоштрафы правомерные. Иногда их выписывают по ошибке или на другого водителя. У получателя штрафа появляется законная возможность его обжаловать. О том, штрафуют ли камеры за ремень, как это работает, какой штраф и как его оспорить – читайте далее.
Можно ли получить штраф за не пристегнутый ремень с камеры в 2021 году?
Да, можно. За то, что вы не пристегнулись за рулём могут наказывать не только сотрудники ГИБДД, но и комплексы автоматической фиксации нарушений. Камеры делают до 25 высококачественных снимков, а затем с помощью реперных точек определяют, пристёгнут ли водитель во время движения.
Первые камеры на ремни заработали в Москве и Подмосковье. Далее к фотофиксации нарушений ПДД подключились ЦАФАП в Татарстане, Тамбовской области и Перми. Планируется, что со временем настроенные комплексы будут работать во всех регионах России.
Но за что именно грозит штраф? Согласно п. 2.1.2 ПДД, обязанность любого водителя пристегнуться самому и проверить, зафиксированы ли ремни безопасности у пассажиров транспортного средства. Водители мотоциклов перед началом движения обязаны надеть и застегнуть мотошлем. И если обязанности не соблюдаются, то нарушителям в 2021 году грозит штраф с камеры.
Если за рулем не собственник?
Довольно часто автомобилем управляет не сам владелец, а кто-то другой. Например, жена, дети или сотрудники организации.
Нейронные сети научились фиксировать правонарушение. Но алгоритмы не запрограммированы различать, кто находится непристёгнутым в салоне автомобиля – собственник или нет? Поэтому штраф за ремень всегда приходит собственнику автомобиля. И уже владельцу ТС приходится в дальнейшем обжаловать его в ГИБДД или суде.
Аналогично штраф придёт собственнику, если кто-то за рулём его автомобиля превысит скорость на участке дороги и камеры это зафиксируют.
Если не пристёгнут пассажир?
Пассажиры, как и водитель, должны быть пристёгнуты во время движения автомобиля. Однако штрафы с камер за это пока не приходят.
Нейросеть не определяет, с какой стороны сидит человек. Задача определить, есть ли в салоне люди и накинут ли у них ремешок безопасности? Если окажется, что водитель пристёгнут, а пассажир нет – это нарушение пункта 2.1.2 ПДД. Но важно отметить, что изображения с камер проходят два этапа проверки: вначале в ЦОДД или ЦАФАП, а затем в ГИБДД. Итоговое решение о выписке постановления за ремень в любом случае принимают сотрудники Госавтоинспекции. Поэтому за не пристёгнутого пассажира на переднем сидении штраф с камеры не выписывают. Но могут и выписать – как повезёт. При этом штраф придёт не пассажиру, а собственнику автомобиля.
Для сравнения, если не пристегнутого ремнём пассажира выявил сотрудник ГИБДД, то в его обязанности входит выписать постановление по ч. 1 ст. 12.29 КоАП – где лично пассажиру предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Но автоинспектор может ограничиться предупреждением не пристёгнутого нарушителя. А вот водителю в любом случае грозит штраф в 1 000 рублей по ст. 12.6 КоАП РФ – за перевозку не пристёгнутых людей в машине. Как видно, на практике сотрудники ДПС могут оштрафовать и водителя, и пассажира его машины.
Если у водителя футболка с принтом?
Некоторые водители покупают белые футболки с чёрным принтом в виде пристёгнутого ремня безопасности. Цель – обмануть инспекторов ГИБДД и камеры фотофиксации на дорогах.
Однако сегодня с камерами такой фокус не пройдет. Всё дело в работе системы. Искусственный интеллект делает до 25 высококачественных снимков до 5 Мп, которые потом обрабатываются сотрудниками ЦАФАП. Вторым этапом проверки является оценка возможного нарушения со стороны обученных сотрудников ГИБДД. В их распоряжении окажутся снимки высокого качества, где видна каждая деталь. Неужели они не распознают, что на водителе не ремень, а белая футболка с принтом? Разумеется, опознают. И выпишут постановление со штрафом.
Так что покупать футболки чёрной полосой для обмана камер в 2021 году бессмысленно – вы лишь потеряете деньги. От штрафов это вас не спасает.
Какой штраф с камеры за не пристегнутый ремень безопасности?
Непристёгнутым водителям грозит штраф в соответствии со ст. 12.6 КоАП РФ.
Размер штрафа с камеры за несоблюдение требования ПДД пристегнуть ремни безопасности во время движения автомобиля – 1 000 рублей.
И таких штрафов в течение дня может быть сколько угодно. Их число зависит от количества проездов под камерами, фиксирующими не пристёгнутые ремни у водителей.
Действует ли скидка?
Если вам выписали штраф по ст. 12.6 Кодекса, то можно сэкономить и оплатить ровно половину от положенных 1 000 рублей. Скидка 50% действует на незначительные нарушения ПДД. В том числе и на штраф за езду с не пристёгнутым ремнем безопасности (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Но оплату нужно произвести до истечения 20 дней с момента получения «письма счастья».
Пришёл штраф за не пристегнутый ремень – могут ли я его обжаловать?
Несогласие с любым штрафом или лишением прав даёт возможность подать жалобу и отменить наказание. Ситуаций, когда камеры поймали вас не пристёгнутым за рулём достаточно много.
Среди них, к примеру:
Также стоит сказать о самих снимках, которые ГИБДД присылает вместе с постановлением о правонарушении. Фото чёрно-белые, зачастую с зернистостью и нечётким кадром. Из-за этого у вас могут возникнуть объяснимые сомнения и стойкое желание подать жалобу. Но не спешите с этим. Ведь есть те же снимки, только качественные. Их можно посмотреть на Госуслугах, если вы зарегистрированы на портале и получаете электронные письма ГАИ. Но если вдруг не зарегистрированы на Госуслугах, можете съездить в ЦАФАП ГИБДД и лично ознакомиться с материалами. Там изображения с камер по вашему нарушению в цветном, высоком качестве.
Куда подавать жалобу?
Жалоба на постановление о правонарушении по ст. 12.6 КоАП РФ подаётся в тот орган, который прислал «письмо счастья». В нашем случае это ГИБДД. Срок на подачу жалобы – 10 суток с момента получения постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).
Жалобу можно подать через официальный сайт ГИБДД, направить заказным письмом по почте или передать лично в канцелярии ГАИ под роспись. После чего останется ждать ответа.
Порядок действий
Итак, если вы получили постановление за ремень, которое вам выписали на основе фото с камеры, алгоритм обжалования будет следующим:
Практика показывает, что в большинстве случаев на снимках можно чётко различить не пристёгнутый ремень безопасности. В самом Центре автоматической фиксации административных правонарушений уверяют, что рассылка постановлений идёт только при 100% уверенности, что водитель был не пристёгнут. Все сомнения трактуются в пользу автолюбителей.
Случай обжалования штрафа за ремень
От теории к практике – в начале 2021 года московскому водителю удалось обжаловать штраф в 1 000 рублей за не пристёгнутый ремень безопасности. Свою историю он рассказал лично.
Оказалось, что герою истории прислали «письмо счастья». Но на фото не было чётко видно, пристёгнут ли водитель? Вместо этого область лобового стекла была выделена розовым цветом. В итоге куртка водителя слилась в единую массу с ремнём – на основании чего в ЦОДД и ГИБДД решили, что ремень не проходил через левое плечо. При этом в реальности и куртка автолюбителя, и ремни безопасности машины были серого цвета. На заднем сиденье ремень безопасности так же был окрашен в розовый цвет (хотя изначально серый). За это и зацепился водитель при аргументации собственной невиновности. Он написал жалобу в адрес ГИБДД и попросил отменить штраф. Через сутки ему пришёл положительный ответ от Госавтоинспекции – штраф отменили с формулировкой «неустранимые сомнения» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Вот скриншот ответа из ГИБДД о прекращении производства:
Сюжет об этом случае вы можете посмотреть в разделе Видео.
Таким образом, обжаловать штраф за ремень с камеры вполне реально. Но для этого должны быть веские доказательства или убедительные аргументы невиновности в самой жалобе (как в описанном примере). Если возникнут трудности, вы всегда можете обратиться за помощью к юристам.