Как каннибалы называют беременных женщин
Уровень каннибализма увеличивается в среде с плохим питанием, поскольку люди обращаются к сородичам в качестве дополнительного источника пищи. Каннибализм регулирует численность населения, в результате чего такие ресурсы, как еда, жилье и территория, становятся более доступными по мере уменьшения потенциальной конкуренции. Хотя это может принести пользу отдельному человеку, было показано, что наличие каннибализма снижает ожидаемую выживаемость всего населения и увеличивает риск употребления в пищу родственника. Другие негативные эффекты могут включать повышенный риск передачи патогенов по мере увеличения частоты встреч с хозяевами. Однако каннибализм не возникает, как когда-то считалось, только в результате крайней нехватки пищи или искусственных / неестественных условий, но может также возникать в естественных условиях у множества видов.
Поведенческие, физиологические и морфологические адаптации привели к снижению уровня каннибализма у отдельных видов.
СОДЕРЖАНИЕ
Преимущества
В условиях ограниченной доступности пищи люди могут получать дополнительное питание и энергию, если они используют других сородичей в качестве дополнительного источника пищи. Это, в свою очередь, увеличит выживаемость каннибала и, таким образом, обеспечит эволюционное преимущество в среде, где мало еды. Исследование, проведенное на головастиках древесных лягушек, показало, что те, которые проявляли каннибалистические наклонности, имели более высокие темпы роста и более высокий уровень физической подготовки, чем неканнибалы. Увеличение размера и роста дало бы им дополнительное преимущество защиты от потенциальных хищников, таких как другие каннибалы, и дало бы им преимущество в борьбе за ресурсы.
Пищевые преимущества каннибализма могут способствовать более эффективному преобразованию особой диеты в ресурсы многократного использования, чем полностью травяная диета; так как травяная диета может состоять из лишних элементов, от которых животное должно расходовать энергию, чтобы избавиться от них. Это способствует более быстрому развитию; однако возможен компромисс, так как может быть меньше времени для поглощения этих приобретенных ресурсов. Исследования показали, что существует заметная разница в размерах между животными, которых кормили рационом высокого вида, который был меньше по сравнению с животными, питавшимися рационом низкого вида. Следовательно, индивидуальная физическая форма может быть увеличена только в том случае, если баланс между скоростью развития и размером сбалансирован, и исследования показывают, что это достигается при низком уровне специфических диет.
Каннибализм регулирует численность населения и приносит пользу людоеду и его родственникам, поскольку высвобождаются такие ресурсы, как дополнительное убежище, территория и еда; тем самым повышая физическую форму каннибала; за счет снижения эффекта скученности. Однако это возможно только в том случае, если каннибал узнает своих родственников, поскольку это не помешает любым шансам в будущем сохранить свои гены в будущих поколениях. Устранение конкуренции также может увеличить возможности спаривания, что приведет к дальнейшему распространению генов особи.
Расходы
Животные, рацион которых состоит преимущественно из особей особи, подвергаются большему риску травм и тратят больше энергии на поиск подходящей добычи по сравнению с неканнибалистическими видами.
Акт каннибализма также может способствовать передаче трофических заболеваний в популяции, хотя каннибалистически распространяемые патогены и паразиты обычно используют альтернативные способы заражения.
Заболевания, передающиеся через каннибализм
Другие формы заболеваний включают саркоцистис и иридовирус у рептилий и земноводных; вирус granulosus, болезнь Шагаса и микроспоридии у насекомых; болезнь окрашенных креветок, синдром белого горшка, гельминты и ленточные черви у ракообразных и рыб.
Динамика кормодобывания
Показатели каннибализма возрастают с увеличением плотности популяции, поскольку становится более выгодно охотиться на сородичи, чем добывать корм в окружающей среде. Это связано с тем, что частота столкновений между хищником и жертвой увеличивается, что делает каннибализм более удобным и выгодным, чем поиск пищи в окружающей среде. Со временем динамика популяции меняется, поскольку люди с каннибалистическими наклонностями могут получать дополнительные пищевые преимущества и увеличивать соотношение размеров хищников и жертв. Присутствие более мелкой добычи или добычи, которая находится на уязвимой стадии своего жизненного цикла, увеличивает шансы возникновения каннибализма из-за снижения риска травм. Петля обратной связи возникает, когда рост каннибализма снижает плотность населения, что приводит к увеличению количества альтернативных источников пищи; что делает добычу кормов в окружающей среде более выгодной, чем каннибализм. Когда численность популяции и уровень кормодобывания увеличиваются, пропускная способность этого ресурса в данной области может быть достигнута, что вынуждает людей искать другие ресурсы, например, особую добычу.
Сексуальный каннибализм
У большинства видов пауков поедание самца происходит перед совокуплением, и самец не может передать свою сперму самке. Это может быть связано с ошибочной идентификацией, например, в случае паука, плетущего сферы, который плохо переносит любого паука, который присутствует в его сети, и может ошибочно принимать вибрации за вибрации жертвы. Другие причины потребления самцами перед спариванием могут включать выбор самки и пищевые преимущества каннибализма. Размер самца паука может играть роль в определении его репродуктивного успеха, так как меньшие самцы с меньшей вероятностью будут съедены во время прекопуляции; однако более крупные самцы могут препятствовать доступу более мелких к самкам. Между мужчинами и женщинами существует конфликт интересов, поскольку женщины могут быть более склонны обращаться к каннибализму как к источнику питания, в то время как интересы мужчин в основном сосредоточены на обеспечении отцовства будущих поколений. Было обнаружено, что самки-каннибалы давали потомство с большей выживаемостью, чем самки-неканнибалы, поскольку у каннибалов были большие кладки и больший размер яиц. Следовательно, такие виды, как самец темного паука-рыболова из семейства Доломедес, жертвуют собой и самопроизвольно умирают во время совокупления, чтобы облегчить свое потребление самкой, тем самым увеличивая шанс выживания будущего потомства.
Половой диморфизм предположительно возник в результате полового отбора, поскольку самцов меньшего размера легче поймать, чем более крупных; однако также возможно, что сексуальный каннибализм возникает только из-за разницы в размерах между самцами и самками. Данные, сравнивающие длину тела самок и самцов паука, показывают, что предыдущая теория мало поддерживается, поскольку нет большой корреляции между размером тела и наличием сексуального каннибализма. Не все виды пауков, участвующих в половом каннибализме, обладают диморфизмом размеров.
Избегание сексуального каннибализма присутствует у многих самцов, чтобы увеличить их выживаемость, при этом самец использует осторожные методы, чтобы снизить риск поедания. Пауки-самцы, плетущие сферы, часто ждут, пока самки линяют или закончат есть, прежде чем пытаться начать спаривание, поскольку самки с меньшей вероятностью нападают. Самцы, которые уязвимы для потребления после совокупления, могут собирать брачную нить для создания механического напряжения, которое они могут использовать, чтобы отпрыгнуть после осеменения, в то время как другие пауки, такие как паук-краб, могут запутывать ноги самки в сети, чтобы снизить риск самки. захватывая его. Выбор самцов обычен для богомолов, при этом мужчины выбирали более толстых самок из-за меньшего риска нападения и более неохотно подходили к голодающим самкам.
Размерно-структурированный каннибализм
Сыновний каннибализм
Другая гипотеза об адаптивном значении сыновнего каннибализма костистых насекомых заключается в том, что он увеличивает выживаемость яиц в зависимости от плотности. Другими словами, сыновний каннибализм просто увеличивает общий репродуктивный успех, помогая другим яйцам достичь зрелости, уменьшая их численность. Возможные объяснения того, почему это так, включают увеличение доступности кислорода для оставшихся яиц, негативные эффекты накопления отходов эмбриона и хищничество.
Детоубийство
Внутриутробный каннибализм
Защита от каннибализма
Животные разработали защиту, чтобы предотвращать и сдерживать потенциальных хищников, например, из себе подобных. Многие яйца амфибий студенистые и ядовиты, что снижает их съедобность. Часто взрослые откладывают яйца в щели, отверстия или пустые места для гнездования, чтобы спрятать яйца от потенциальных сородичей, которые, как правило, проглатывают яйца для получения дополнительных питательных преимуществ или для того, чтобы избавиться от генетической конкуренции. У земноводных развитие неводных отложений яиц помогло увеличить выживаемость их потомства за счет эволюции живорождения или прямого развития. У пчел контроль рабочих имеет место, чтобы запретить воспроизводство рабочих, в результате чего рабочие съедают яйца, отложенные другими рабочими. Яйца, отложенные королевой, имеют другой запах, чем яйца, отложенные рабочими, что позволяет рабочим различать их, позволяя им лелеять и защищать яйца, отложенные королевой, а не пожирать их. Присутствие родителей в местах гнездования также является распространенным методом защиты от детоубийства, совершаемого сородичами, при котором родитель демонстрирует защитные действия, чтобы отогнать потенциальных хищников. Родительские инвестиции в новорожденных обычно выше на ранних стадиях их развития, когда такие формы поведения, как агрессия, территориальное поведение и блокирование беременности, становятся более очевидными.
Морфологическая пластичность помогает индивидууму учитывать различные стрессы хищников, тем самым увеличивая индивидуальную выживаемость. Было показано, что головастики японских бурых лягушек демонстрируют морфологическую пластичность, когда они находятся в условиях высокого стресса, когда присутствует каннибализм между головастиками и более развитыми особями. Изменение их морфологии играет ключевую роль в их выживании, создавая более громоздкие тела, когда их помещают в среду, где присутствовали более развитые головастики, что затрудняет их проглатывание целиком. Изменения в рационе питания между различными стадиями развития также эволюционировали, чтобы уменьшить конкуренцию между каждой стадией, тем самым увеличивая количество доступной пищи, так что уменьшается вероятность того, что люди обратятся к каннибализму как к дополнительному источнику пищи.
Каннибализм в СМИ
Глава 11 Каннибалы в джунглях Индонезии
Каннибалы в джунглях Индонезии
Третий крупнейший по территории в мире остров Борнео (Калимантан) расположен между полуостровом Малакка и Новой Гвинеей. К северу от него – целая россыпь Филиппинских островов, а к югу полумесяцем выгнулся остров Ява с группой небольших островов, протянувшихся на восток к Тимору, который сам находится совсем неподалеку от Австралии, у ее северного побережья. Борнео почти оседлал экватор. Этот громадный остров в основном населяют племена даяков, а они получили незавидную репутацию безжалостных «охотников за черепами» с того времени, как первые мореходы начали совершать первые путешествия между многочисленными островами Индийского архипелага. «Охота за черепами» и каннибализм – это две стороны одной медали.
«Обычай «охоты за черепами», по-видимому, столь же древний, как и сам народ даяков, – писал сэр Хью Лоу в памятной записке о северной части Борнео – Сараваке. – Скорее всего, побудительным мотивом к этому послужило поверье у другого племени на Борнео (не одинаков) о том, что человеческое жертвоприношение – это самая подходящая форма жертвоприношения племенным богам. Некоторые из племен верили, что головы, отсеченные у их врагов, принадлежат им по праву, так как эти люди обязательно должны стать их рабами в потустороннем мире.
Празднества здесь у местного населения проводятся по различным поводам: чтобы боги послали обильный урожай риса, чтобы в лесах водилось много диких зверей, а в капканы попадало много дичи, чтобы в ручьях и речках было полно рыбы, чтобы все члены племени были живы и здоровы, чтобы женщины не страдали бесплодием и рожали детей. Но все эти благие пожелания, как они считали, исполняются в точности и наверняка, если племя захватит пленника и устроит особый праздник, на котором съест голову врага».
Другой наблюдатель, на сей раз официальный представитель правительства Саравака, приводит подробности, связанные с тем, как туземцы отрубают головы своим жертвам. Все эти дополнительные детали представляют определенный интерес, так как демонстрируют нам, что даже в таком большом племени, как даяки, существовали, хотя и незначительные, вариации этой чудовищной практики.
«Способ отсечения головы разнится от племени к племени. Прибрежные даяки, например, отрубают голову у шеи, чтобы сохранить таким образом обе челюсти. С другой стороны, у горных даяков – иной метод, отличающийся некоторой небрежностью. Головы рассекают либо вдоль, либо поперек большим малайским ножом-парангом. Часто из головы вырубаются большие куски. Иногда головы отсекаются у самого основания черепа, что требует большой ловкости и натренированной руки.
Многие туземцы обычно носят с собой небольшую корзинку, в которую кладут отрубленную голову. Корзина аккуратно сплетена, украшена множеством ракушек и прядями человеческих волос. Но только те даяки, которые «на законном основании» добыли голову, а не украли ее, как другие, или не «нашли в лесу», имели право украшать человеческими волосами свои чудовищные корзинки.
Прибрежные даяки извлекают мозг человека через носовую полость, после чего вешают голову над костром для сушки. На таком костре обычно готовится вся пища для членов племени. Время от времени они, оставив свои занятия, подбегают к костру, отрезают с головы кусок кожи или кусок поджаренного мяса с щеки или подбородка и тут же съедают. Они считают, что тем самым немедленно получают дополнительную отвагу и бесстрашие.
Но мозг не всегда извлекается через носовую полость. Иногда в основание черепа проталкивают палочку бамбука, похожую на ложку, и постепенно извлекают мозг через это отверстие в затылке…».
Но иногда в официальных сообщениях проскакивают любопытные замечания автора. Вот какой комментарий приводит сотрудник Саравакского правительства: «Мозги из головы обычно извлекаются точно так, как мы обычно извлекаем мозг из рождественской индейки, – через ушное отверстие, которое словно предназначено для усложнения всей процедуры!»
Этот автор уже говорил об использовании человеческих волос для украшения корзинок, в которых даяки носят свои трофеи – головы пленников. Однако он добавляет одну интересную подробность по поводу этих черепов, которой не наблюдается у других «охотников за черепами» и каннибальских племен.
«Они срезают волосы с головы жертвы для украшения рукояток мечей и ножен. В этот момент кто-нибудь из них внимательно следит за варкой черепов. Например, нельзя при этом позволить, чтобы нижняя челюсть свисала или проваливалась. Если такое происходит, то ее немедленно подвязывают. Если у жертвы выпал зуб во время боя, на его место тут же вставляют другой, деревянный. Глазные впадины и ноздри должны быть закрыты деревянными кружками. Язык обычно вырезается у основания».
Другое официальное лицо, на сей раз помощник резидента в Верхнем Сараваке, направил властям в виде доклада свои разрозненные записи, которые он сделал во время длительного путешествия по этой территории: «Среди племен даяков и милано, живущих во многих частях этой страны, до сих пор существует обычай вырезать у воина, павшего в бою, сердце и съедать его в сыром виде, ибо те, кто это делает, по их убеждению, наверняка со временем станут куда более отважными и мужественными туземцами. Хотя лично мне не приходилось встречаться с каннибалами на Борнео, но, по моим сведениям, практика поедания человеческой плоти здесь далеко не вымерла; более того, я уверен, что она существует и до сих пор в малоизученных местах, в глубинке.
Один путешественник сообщил мне, что когда он посетил даякские племена мерибун и джинканг, то обнаружил, что они занимаются людоедством. Обычно, по его словам, в пищу употребляют только головы, но когда их соплеменник умирает, его труп продают, и любой, кто этого пожелает, не исключая и женщин с детьми, может полакомиться его мертвой плотью и устроить по этому поводу пиршество.
В этом случае мертвецом оказался довольно молодой человек, и соплеменники отдавали предпочтение самым «вкусным», на их взгляд, частям тела – подошвам ног и ладоням. В племени джинканг съедали, как правило, все тело, за исключением внутренностей, к которым на таком празднике никто не притрагивался…».
У племени джинканг существуют свои тонкости – если только можно использовать такое слово в этом макабрическом контексте – при употреблении в пищу человеческой плоти. Они не едят все части трупа без исключения, как это делается в некоторых других даякских племенах.
Даяки – общее название группы племен, живущих главным образом на восточной оконечности острова Борнео, большая часть территории которого была голландской колонией вплоть до Второй мировой войны. Некоторые из них обитают на севере Борнео, в бывшем британском протекторате Саравак, теперь это часть Малайзии. Даяки первоначально жили в долинах в глубине страны, но во времена голландского колониального правления некоторые из них переселились в прибрежную зону, получив новое название – прибрежные даяки. Им требовалась более интенсивная «охота за черепами», так как малайзийские пираты приглашали их принимать участие в своих морских мародерских экспедициях вдоль побережья. Добычу делили строго поровну: головы пленников становились собственностью даяков, а захваченные товары и женщины оставались у малайцев.
С «охотой за черепами» среди даяков голландцам удалось покончить только после жестокой упорной борьбы. Кровавый обычай, вероятно, достиг своего пика в начале XIX века, когда спрос на черепа вдруг резко возрос из-за возникшего экспортного рынка, который мог бы удовлетворить запросы европейцев, посещавших южную часть Тихого океана. Спрос на этот товар рос постоянно. «Охота за черепами» в глубинке Борнео была в самом разгаре еще в 60-х годах прошлого столетия, но к концу века она резко сократилась. Генри Линг Рот, который в 1896 году опубликовал свое научное исследование о даяках, утверждает, что и в это время они досаждали голландским властям, требуя выдать им на это «лицензию». Те упрямо отказывали и старались перехватить тех «охотников», которые отправлялись без разрешения в свои чудовищные экспедиции. Но, как это часто бывает, даяки уходили от погони и получали в качестве награды за вылазку свои желанные трофеи – человеческие головы. Но все же после возвращения они были вынуждены сдавать добычу властям, которые тут же накладывали на ослушников крупные штрафы. Но так как жизнь в деревне без трофеев-голов казалась даякам немыслимой, то они приучились воровать их из мест хранения и порой даже обезглавливали своих гостей, оставшихся у них на ночлег.
Британский раджа Саравака Чарльз Брук писал, что его подданные-даяки просто умоляли его выдать им разрешение на «охоту», и эти мольбы напомнили ему поведение малышей, упрямо требующих в слезах карамельку. Его отец, сэр Джеймс Брук, первый раджа в этих местах, в своем дневнике в 1848 году перечислил трофеи, то есть черепа, в его владениях. Так, племя сингах могло выставить на поле сражения до тысячи воинов, и его члены не без хвастовства заявляли, что располагают «запасом», насчитывающим тысячу черепов; у племени бубаник было всего пятьдесят воинов, но и у них было полно черепов, у племени субатов всего двадцать воинов и скромное число голов – 25. Все эти трофеи были захвачены в боях с соседними племенами. Черепа малайцев и китайских иммигрантов ценились невысоко и рассматривались как временная неадекватная замена.
Такая «охота» освящалась весьма живописным, красочным мифом. На своих главных праздниках прибрежные даяки вызывали высокий дух своего бога войны Сингаланга Буронга. Это происходило потому, что их племенной герой по имени Клинг, согласно легенде, однажды устроил большой праздник и попросил Сингаланга поприсутствовать на нем лично. За богом послали мотылька и ласточку. Те в одно мгновение долетели до облаков, за которыми проживало божество. В конце концов Сингаланг появился в деревне при полном параде, с заклинаниями для победы, притороченными к его талии. Но он твердо заявил, что до начала торжества должен вызвать из джунглей своих дочерей и зятьев. Одна из них, жена птицы Катупонг, вначале ответила резким отказом, утверждая, что никуда не поедет, а останется дома, если только ей не преподнесут особенно драгоценное украшение. Так вот, этим украшением, которое далось даякам потом и кровью, оказалось не что иное, как человеческая голова либо в виде разложившейся плоти, либо черного, обуглившегося черепа. Легенда подчеркивает роль даякских женщин как первых инициаторов «походов за черепами». Именно они больше всех сопротивлялись запрету на такой обряд.
Из этого мифа о божественной «охотнице» возникло представление о голове-трофее как идеальном предмете, воздающем честь даме. Теперь нельзя было завоевать сердца никакой женщины с помощью любого другого дара. Таким образом, у воина должен быть в наличности хотя бы один-единственный череп еще до того, как он задумывал жениться.
Часто будущий жених отправлялся со своими пятьюдесятью или ста соплеменниками в поход вглубь страны и в пути нападал на первого встречного, чтобы завладеть драгоценным приданым для невесты. Один туземец так это объяснял радже Джеймсу Бруку: «Ни один знатный юноша не посмел бы начать ухаживать за даякской девушкой, пока не бросит к ее ногам сетку с черепами». В некоторых районах Борнео существовал такой обычай. Молодая девушка просила своего возлюбленного срезать ей в джунглях толстую бамбуковую палку. Когда он приносил ей желаемое, она, аккуратно разложив на полу «подарок любви», разбивала палкой черепа на куски. После этого они собирали черепки и выбрасывали их в реку. Одновременно с этим она бросалась в объятия возлюбленного – так начинался «медовый месяц». Но обычно черепа хранили, обращаясь с ними весьма осторожно, так как из-за чрезвычайно жаркого климата они требовали к себе постоянного внимания.
Отлично иллюстрирует проблемы, возникающие из-за безжалостных требований даякских девушек в 80-е годы прошлого столетия, когда черепа становились общепризнанной роскошью, печальная история о восемнадцатилетнем юноше по имени Ашанг. Он влюбился в девушку младше себя, но она дала ему от ворот поворот по той причине, что он никогда не срубил у врага голову и не сварил ее. Ничего не поделаешь, вызов брошен! Ашанг вместе с товарищем решили заночевать в доме одного китайского торговца. Они вздумали ночью отрезать ему голову, а после того, как она будет надлежащим образом сварена, – пойди догадайся, что она не принадлежала воину из враждебного племени! Однако их заговор с треском провалился. Всю деревню всполошили дикие вопли предполагаемой жертвы. Прибежавшие в дом человек пятьдесят соседей спасли китайца от верной смерти, только на лице у него с одной стороны зияла глубокая резаная рана. Ашангу удалось, однако, довольно легко отделаться. Его заковали в кандалы на месяц, но потом отпустили.
Кроме предназначения в качестве приданого для невесты отсеченные головы служили многим целям. Они, по мнению туземцев, играли определенную роль в поддержании стабильности космоса, требовались для любого мало-мальски важного события, особенно это касалось членов семьи вождя племени. Когда умирал раджа, то для его погребения тоже требовались черепа, чтобы служить ему в загробной жизни. Если у вождя рождался сын, то нужны были «свежие» головы до того, как дать имя младенцу. Головы служили верной гарантией, что женщина не будет бесплодной.
Очищение от греха и врачевание болезни были взаимосвязанными явлениями, так как любое заболевание считалось карой за злонамеренный проступок. Вот что рассказывают о знаменитом «охотнике за черепами» Рохане, который завладел множеством черепов. Он был богатым, влиятельным и всеми уважаемым человеком. Вдруг он внезапно заболел, и нестерпимые головные боли, казалось, вот-вот сведут его с ума. Так как в таком состоянии он не мог отправиться на «охоту», то его тесть придумал менее рыцарский способ завладеть еще одним «трофеем», чтобы его зять наконец выздоровел. Он приказал своей девушке-рабыне пойти к реке и принести воды. Вручив Рохану меч, он выпустил его из дома через черный ход. Рохан прополз на животе весь путь до берега и там одним взмахом снес голову с плеч ничего не подозревающей девушки. Тесть, хорошенько смочив связку листьев в ее крови, принялся втирать ее в тело Рохана, приговаривая: «Я отмываю твою болезнь, я отмываю совершенное тобой зло». Такое радикальное медицинское средство, однако, не помогло, и в результате пациент умер.
Даяки никак не могли избавиться от навязчивой идеи, что отделенные от тела головы продолжают жить как люди. Среди прибрежных даяков существовал такой обычай. После того как в ходе тщательно разработанной торжественной церемонии голову приносили на берег моря и заворачивали в пальмовые листья, она становилась в течение нескольких месяцев предметом глубокого поклонения и льстивых речей. В рот черепу засовывали лакомые куски со стола, а в конце трапезы между зубами втыкали сигару. Такие черепа часто считались приемными сыновьями племени.
«Даяки, правда, в куда меньшем количестве, обитали и в северной части острова, в Сараваке, – утверждает Шерер. – Самый желанный для них из всех деликатесов – человеческий язык, потом по очередности следуют мозги, мясо с бедер и ножных икр.
Туземцы этого племени затачивают зубы до невероятной остроты, что позволяет им отрывать куски жесткой, жилистой плоти. Но такой обычай существует не только у них».
Этому путешественнику даже удалось установить дружеские отношения с даяками и поговорить с ними – довольно рискованное дело при подобных обстоятельствах. Когда он спросил их, почему они занимаются людоедством, те ответили вопросом на вопрос: «Если не есть мясо вражеских павших воинов, то как стать такими же бесстрашными, как они?»
Первый английский раджа Саравака сэр Джеймс Брук старался собрать все сведения о каннибализме в той стране, куда был назначен. Этот далеко не легковерный человек скрупулезно проверял все поступавшие к нему сведения. Он не манкировал и личной беседой с человеком, от которого мог получить необходимую информацию.
Среди его посетителей оказались и три «интеллигентных» даяка из глубинки. Получив надежные заверения в том, что с ними будут хорошо обращаться, те провели несколько дней в резиденции раджи. Они с поразительной откровенностью рассказали ему обо всем, что видели собственными глазами и слышали от других. Их рассказы не вызывали у англичанина никаких подозрений. Этих трех даяков звали Кусу, Гаджа и Ринонг. Вот что узнал от них раджа: «Мы члены племени сибару – так называется приток реки Капуа. У нас две тысячи воинов. Никто из нас никогда не был в верховьях реки, где живет племя кайянов, но они сами часто приходят в Сантанг – там мы и встречаемся. Это многочисленное, могущественное и свободолюбивое племя. Многие из них, как говорят, – каннибалы, и мы знаем, что эти сообщения соответствуют действительности, так как кое-что мы видели сами. Несколько лет назад началась война между малайями и даяками, и среди даяков было немало воинов из племени кайянов. Я, Кусу, видел, как они вгоняли небольшие, от восьми дюймов до фута длиной, заостренные железные стержни в мясистые части рук убитых врагов, от локтя до плеча, и ног, от лодыжек до икр и до коленного сустава. Потом они срезали мясо, в котором торчали их стержни, и бросали в заранее приготовленные корзины.
Эти стержни они готовили заранее на такой случай и носили их в коробке, привязанной к концу ножен. Кайяны особенно ценят человеческие головы, как и другие даяки. Но они сдирают плоть со всего тела своих врагов, оставляя лишь крупные кости. Не желая делиться своей добычей с другими воинами после победоносной битвы, они уносили с собой большие куски мяса, варили их в раскаленных печах, а потом садились в свои каноэ, где устраивали пиршество, не опасаясь, что им кто-нибудь помешает. Не только я, Кусу, но и Гаджа, и Ринонг видели все это собственными глазами, видели это и другие воины, принимавшие участие в бою. Человеческая плоть после варки пахнет свининой…».
Рассказ Кусу продолжил даяк, сообщив, что они были свидетелями каннибализма не один раз. Особенно этим отличалось даякское племя джанканг. Однажды они совершили набег на соседнее племя унджиа и, взяв в плен множество пленных, убили еще немало других. После этого они подошли к поселку рассказчика.
«Они принесли с собой несколько корзин с кусками человеческого мяса, которое приготовили и съели прямо возле моей хижины. Я знал, что это человеческая плоть, и видел, как один из них жарил отрубленную руку человека на костре. Он удерживал ее над огнем пальцами. Мы все трое это отчетливо видели. Когда мы спросили их, что они делают, те только рассмеялись в ответ.
Племя джанканг съедает всех до одного воинов, убитых в бою. Члены племени даже убивают своих соплеменников, больных и немощных, если те на грани смерти, а потом их поедают. В Сантанге находился отряд этого племени. Один их молодых воинов взобрался на манговое дерево и, случайно упав оттуда, сломал себе руку. Больше на нем не было никаких ранений. Но тем не менее к нему подбежали соплеменники и, полоснув его ножом по горлу, стали жадно поедать его труп. Нам также рассказывали, что для таких праздничных трапез, которые они называют «макантаун», обычно какой-нибудь член племени занимал у своего соседа хорошо откормленного ребенка, чтобы принять участие в пиршестве. Позже он должен был вернуть соседу своего точно так же откормленного ребенка».
Другой путешественник, проехавший по восточной части острова Борнео, сообщил, что, по его наблюдениям, некоторые племена даяков стараются избегать всяких контактов с племенем тринг. Попытавшись выяснить причину столь странного бойкота, он узнал, что более развитые племена даяков презирают племя трингов за постоянное пристрастие к каннибализму, чем они уже давно не занимаются.
Тринги считали наиболее сочными и вкусными такие части человеческого тела, как прежде всего ладони, потом колени и мозги.
«Бай, бай, бай! Хорошо, очень хорошо!» – воскликнул разговаривавший с ним туземец, похлопывая его по рукам, ногам и лбу. Этот тринг с гордостью поведал ему, что попробовал крови и плоти семидесяти жертв: мужчин, женщин и детей. «Кровь от их рук, коленей и мозга, – закончил он свои признания, – теперь течет по моим жилам!»
Даяки имели привычку организовывать многолюдные экспедиции с единственной целью – нахождение новых жертв – либо для обеспечения себя новыми головами, либо для пополнения запасов человеческого мяса: эти два побудительные мотива, по сути дела, трудно отделить один от другого. Казалось, они получали удовольствие от малейшей детали при осуществлении таких походов. Точно так же главнокомандующий современной армии, по сути дела, одержим каждой деталью при разработке стратегического плана. Подробный отчет об одной из таких экспедиций нам приводит Джон Дальтон: «Упорство и настойчивость, проявляемые даяками в ходе подобной экспедиции, вызывают искреннее удивление. Они заранее получают всю нужную информацию от попавших в плен женщин какой-нибудь далекой деревни во время очередного налета. Когда туземцы направляются к месту добычи, их каноэ никогда не показываются на реке в дневное время. Свой поход они обычно продолжают спустя часа два после наступления темноты. Охотники тихо и быстро плывут по реке, держась поближе к берегу. Одна лодка следует сразу за другой, а покрытые мягкой корой специального дерева ручки весел не издают при движении ни звука.
Так они гребут всю ночь без перерыва и за полчаса до рассвета вытаскивают свои каноэ на берег, где прячут их в густых джунглях. Со стороны реки абсолютно невозможно различить какие-либо следы их пребывания. Если вдруг их вождю или руководителю экспедиции захочется человеческого мяса, то для этой цели убивают одного из своих. Это не только вкусная еда, но еще и трофей – им становится голова несчастного соплеменника. Потом двое или трое из них влезают на вершину высоких деревьев, чтобы обследовать окружающую территорию, убедиться, нет ли где поблизости деревни на отшибе или пары одиноких хижин. Об этом им становится известно по дыму от костров. Если охотники обнаружат такую деревню, то, окружив ее, стараются не дать убежать прочь ни одному из жителей. Если же это большой поселок, то они принимаются за работу с еще большей осторожностью…».
Дальтон упоминает о тех мерах предосторожности, которые принимает руководитель экспедиции. Треть его людей высылается в авангард – они должны первыми продраться через самый непроходимый участок джунглей. Добравшись до поселка, охотники располагаются по его периметру – так, чтобы их никто не заметил. На дороге, ведущей в поселок из джунглей, выставляются дополнительные караулы. Остальная часть экспедиции перебирается по реке на каноэ, рассчитывая прибыть к месту назначения за час до рассвета. Оказавшись в условленном месте, воины, достав со дна лодки спрятанное боевое снаряжение, надевают его на себя. Привязав к берегу свои каноэ, они начинают пеший поход через густые джунгли и колючие кустарники.
Женщины с детьми, те их них, которые не сгорели живьем, устремляются в джунгли по знакомым тропинкам, но там их уже ожидает боевое охранение, от которого нет спасения. У них нет иного выхода, кроме капитуляции. Их всех собирают в одном месте и приставляют к ним часовых…».
Дальтон подчеркивает тщательно разработанные меры предосторожности, позволяющие воинам экспедиции не дать улизнуть от них не одному жителю поселка. На всех тропинках и дорогах стоят охранники, охраняется и берег реки, посередине которой качаются на волнах каноэ с часовыми, следящими за любым безрассудным человеком, которому взбредет в голову переплыть через реку на другой берег, чтобы спастись.
При проведении таких экспедиций тщательно учитывается время суток. Туземцы считают, что сон наиболее крепок на рассвете, вот почему они выбирают этот момент для неожиданной атаки. Небольшой дождь им на руку, так как во время дождя люди спят без задних ног. Но ливень в таком деле недопустим – от воды промокают крыши и гаснут «огненные шары». В таком случае утрачивается элемент неожиданности и паники не возникает.
Старых, захваченных в плен женщин убивают на месте. У пленников-мужчин отрубают головы. Мозг из них извлекается как можно быстрее. Головы потом держат на огне, чтобы получше сохранились.
Дальтон сообщает об одном знакомом вожде племени по имени Сельги, воины которого привезли с собой из экспедиции за черепами, продолжающейся около шести недель, более семисот человеческих голов, треть из них составляла его личную добычу. «Даяк, – объяснял он Дальтону, – готов перенести любые страдания с радостью, если в результате он в награду получит хотя бы одну дополнительную голову».
Далее Дальтон рассказывает о своих впечатлениях как очевидец: «Я присутствовал при нападении людей Сельги на два поселка. Все его жители оказались захваченными врасплох, и, конечно, бой велся только с одной стороны, хотя кое-кто и оказывал сопротивление. Я не заметил, чтобы они отражали наносимые яростные удары оружием; они скорее безропотно принимали их на свои щиты или бамбуковые головные уборы. Во время кровавой массовой расправы стоял ужасный шум и грохот, и в этой вакханалии с большой охотой принимали участие те женщины их племени, которым удалось уговорить воинов дать им место в своем каноэ. Старые даяки любят порассуждать о своих успехах в таких вот экспедициях. Ужас в глазах женщин и детей, которых они захватывали, безжалостно калечили, а потом убивали, – неиссякаемый источник большого удовольствия и даже забавы, когда они, собравшись вместе, вспоминают о своих славных боевых подвигах».
На соседнем большом острове Суматра каннибализм вполне сравним с людоедством племен даяков, и здешние каннибалы по свирепости превосходят даже страшных любителей человеческой плоти с островов Фиджи (о фиджийцах разговор впереди).
Вот что пишет о них доктор Мейнар: «Моральный кодекс батаков Суматры позволяет им съесть живым человека, совершившего прелюбодеяние, а также тех, кто совершает кражи по ночам, пленников, тех, кто предательским образом нападает на жителей дома или одинокого туземца. Казнь происходит немедленно, без проволочек, в присутствии всего населения деревни. В случае прелюбодеяния требуется соблюсти одну, последнюю формальность: родственники преступника должны в обязательном порядке присутствовать при исполнении приговора. Муж, жена и другие люди, непосредственно оскорбленные такими его действиями, имеют право на получение ушей осужденного. Затем каждый из присутствующих в соответствии с его рангом выдирает для себя любимый кусок. Главный судья, отрубив преступнику голову, подвешивает ее над дверью своего дома в качестве законного трофея.
Мозг жертвы, который батаки наделяют магическими свойствами, сохраняется впрок в тыкве. Внутренности обычно не едят, но ступни ног, сердце, приготовленное с рисом и солью, считаются деликатесом. Человеческое мясо едят всегда только в сыром виде или же зажаренным на вертеле на месте совершения преступления, причем употребление пальмового вина и прочих крепких напитков строго-настрого запрещено на таких трапезах, организованных правосудием, на которых разрешается присутствовать только мужчинам. Иногда кровь злоумышленника собирают в стволы бамбука. В нарушение существующего закона женщины, прибегая к любым уловкам, используя свои чары, стараются во что бы то ни стало принять участие в таких тайных чудовищных праздниках.
Затем они набрасывались гурьбой на упавшего, избивали до смерти, расчленяли труп и съедали его, окуная куски мяса в «самбуль» или посыпая «кари». Когда англичанин предлагает батакам чашку чая или стакан молока, они с отвращением отказываются от угощения, резким голосом отвечая: «Детям необходимо молоко, батаки пьют только кровь!»
И. Джеймс, известный исследователь каннибализма и жертвенных обрядов среди ацтеков и других народностей, так говорит о племенах Борнео и соседних островов. Так как его, как правило, интересует церемониальная сторона человеческих жертвоприношений, он обнаруживает более глубокую причину, лежащую в основе подобной практики, характерной для даяков и соседних с ними племен.
В Индонезии «охота за черепами» играла такую же роль, как и человеческие жертвоприношения, связанные с сельским хозяйством и культом мертвых, – и в первом, и во втором случае главные причины идентичны. Голова считалась органом, в котором сосредоточивается большая часть «субстанции души». Бирманские карены, например, считают, что «тцо», или «жизненная сила», обитает в верхней части головы (индейцы племени ноотка в Британской Колумбии, Канада, считают душу крошечным человеком, живущим в макушке головы). На Сиаме особую осторожность следует проявлять при стрижке волос, чтобы не побеспокоить обитающую в голове «куан» – душу. Многочисленные табу на стрижку волос, тщательное оберегание головы с помощью головных уборов и различных приспособлений возникли из поверья, что душа находится именно там. Несомненно, что обычай «охоты за черепами» основывается на том же представлении.
Как приятно иногда переходить от «достоверных» сообщений об «охоте за черепами» и связанных с ней экспедиций со всеми их мрачными последствиями к сдержанным, продуманным комментариям ученого такого калибра, как Джеймс. Он утверждает, развивая свой тезис дальше, что у племен, живших в горах Нага, «охота за черепами» ассоциировалась главным образом с выращиванием урожая и разведением скота. Даже среди кайянов на Борнео, несмотря на резкую критику со стороны трех «интеллигентных» даяков из глубинки, «охота за черепами» связывалась с выращиванием риса.
«На Борнео, – пишет Джеймс, – считается, что в голове человека содержится дух, или «тох», и если его не тревожить, то он улучшает плодородие почвы, способствует активному росту посевов и, таким образом, обеспечивает благополучие не только всей общине, но и тому человеку, который эту голову захватил. Душа представляется чем-то вроде яйца или пузыря, наполненного газообразной субстанцией, которая, когда он лопается, оседает на поля, служа магическим удобрением. Зерно, таким образом, вызревает на тучной почве, так как этот пар обладает жизнетворящими свойствами. Когда это зерно потребляют в качестве пищи, его жизненная сила проникает в кровь, а затем достигает семенников, с помощью которых как человек, так и животные способны продолжать жизнь на земле.
Таким образом, существует внутренняя связь между душой и удобрением почвы, а «охота за черепами» преследует цель обеспечения соплеменников дополнительной «субстанцией души», что увеличивает плодородие почвы и, косвенным путем, способность к деторождению всех членов клана, как мужчин, так и женщин. Она способствует укреплению «жизненной силы» в деревне, а следовательно, очень важно добыть голов как можно больше. Как и у ацтеков, которые вели войны для обеспечения себя человеческими жертвоприношениями, «походы за черепами» превратились во вполне нормальную черту местной туземной жизни».
Теория Джеймса, хотя и далеко не новая, так как ее разрабатывали и усовершенствовали другие антропологи, может служить определенным «оправданием» подобной жизненной практики. Но, к сожалению, она не соответствует истинным фактам. Если, например, на самом деле «субстанция души» находится в голове человека, сразу за лобной костью, пусть в виде крошечного человечка или иного образа, то почему даяки сразу же после убийства коптят голову на костре, почему извлекают из нее содержимое или откусывают от нее еще до того, как процесс ее обжаривания полностью завершен? Все это очень трудно здраво объяснить. Почему у них не было суеверного страха потревожить «субстанцию души»?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.