Как катаны крепятся к поясу
Япония: История и Культура
Ярлыки
*Цуруги (剣) — японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч). Считается, что произошёл от китайского цзяня, но видоизменён японцами.
*Хамон — линия, разделяющая металлы композиционного клинка при закалке лезвия у катан и других японских мечей. При изготовлении клинка из моностали может быть видна линия зонной закалки, выглядящая похоже, но не являющаяся хамоном.
**Кошираэ (拵え) — японское слово, вообще означающее «отделка», но обычно применяемое для обозначения такого монтажа японского меча, который применялся, если меч носился своим владельцем в качестве части одежды или доспехов.
**Ширасая (白鞘: шира — белый, сая — ножны) — простой, неукрашенный монтаж из сая и цука для японского меча. Первоначально использовалась только для хранения клинка. Как и применявшееся для ношения меча на улице косираэ, ширасая делалась из древесины магнолии, однако не покрывалась лаком и не украшалась. Так как ножны в результате «дышали», впоследствии ширасая стали использовать для хранения катан ночью, чтобы избежать появления ржавчины вследствие накопления внутри ножен влаги.
О способах ношения меча
И ещё сразу же пройдусь по поводу ножен. Они обязаны быть. Во-первых, сталь почему-то не очень любит грязь и прочую сырость. Во-вторых, ваши товарищи не оценят болтающуюся на вас оттопыренную железяку, которая так и норовит кого-нибудь уколоть. А уж ваша лошадь вас просто возненавидит! И, наконец, в третьих, вот просто представьте — вы выходите к противнику с заткнутым за поясной ремень обнажённым клинком, рывком выдёргиваете его… И у вас падают штаны! Потому что ремень случайно перерезали. Обидно, да?
Кстати, ещё о лошадях. По легенде один персидский царь (Камбис его звали) тоже эксплуатировал меч с то-ли неисправными, то-ли отсутствующими ножнами. И при попытке забраться на коня так сильно порезал ногу (подозрительный мужик с кинжалом тут совершенно не при чём и просто проходил мимо!), что умер через несколько дней. Не будьте как Камбис, носите меч в ножнах!
Ладно, теперь серьёзно и по теме. Меч в разное время носили:
Собственно самый-самый традиционный способ. Ножны меча прикреплялись посредством узлов, колец и прочих ремешков либо к поясному ремню, либо к портупее (перевязи, хотя это слово не совсем правильное) через плечо. В принципе, можно и вовсе не заморачиваться креплением и попросту заткнуть ножны за пояс. Кстати, в гражданской жизни самураи эпохи Эдо чаще всего так и поступали.
На первый взгляд кажется, что портупея удобнее всего, поскольку нагрузку лучше давать на плечо и вообще пояс будет перекашивать и всё такое. Не совсем так. Недлинный клинок не намного тяжелее, скажем, фляги с водой и оттягивает ремень не то, чтобы прям сильно. Зато при беге и прочей акробатике он (по сравнению с креплением на портупее) гораздо меньше болтается. Короче, дело вкуса.
— Вертикально слева. Самый технически простой, но не слишком удобный способ. Подвесить меч так легко даже с помощью обычной верёвки, но при этом готовьтесь к тому, что он будет жестоко бить по ноге при каждом шаге. Кроме того (специально попробовал!) его довольно трудно быстро обнажить. Сперва нужно довольно извратно изогнуть руку, затем наклонить рукоятью вперёд и только потом вытаскивать. Печаль… Про быстрые удары из ножен и прочее яйдзюцу можно сразу забыть.
— Слева по диагонали (рукоять меча смотрит вперёд-вверх, а клинок назад-вниз). Для этого нужен специальный подвес, удерживающий ножны в наклонном положении. Но зато извлекать клинок можно гораздо быстрее и удобнее, а при ходьбе он почти не мешает. Исторически именно этот способ оставался самым популярным.
— Вертикально справа. Именно так носили меч римские легионеры. На самом деле способ довольно удобен — не нужно тянуться правой рукой к левому бедру, а извлечённый из ножен меч сам собой оказывается в удобной позиции для укола вперёд. Единственное «но»! Способ годится только для очень коротких мечей или кинжалов. Вытащить висящий таким образом длинный клинок получится только взяв его обратным хватом. А это… Штука, мягко говоря, неоднозначная.
3. За спиной вертикально или по диагонали рукоятью вверх.
Ещё один источник непрекращающихся споров и я тоже в него влезу. Некоторые говорят, что извлечь расположенный за спиной рукоятью вверх меч невозможно. Это не правда. Специально для этой статьи я попробовал это проделать с клинком длинной в мою руку, расположив устье ножен на уровне правого плеча. И мне это удалось. Но! Во-первых, это чертовски неудобно. Будь меч раза в два короче, было бы легче, но хоть на ладонь длиннее — уже ничего бы не вышло. Про большие двуручные мечи вообще молчу. А во-вторых (оно же главное) — вложить его обратно оказалось почти нереально.
Вообще-то исторически такой способ ношения меча всё равно использовался — но сугубо в спокойной обстановке, когда поводов пускать его в дело не намечалось. Говоря по-современному — это транспортное положение, для удобства на марше. При угрозе же встречи с противником меч со спины снимали, а дальше либо вешали на пояс или портупею, либо (если речь о больших двуручных мечах) извлекали из ножен и попросту несли в руках.
4. За спиной вдоль пояса, рукоятью вправо.
А вот это уже куда более реалистичный и удобный способ. Хотя подходит он скорее для больших ножей или кинжалов.
Как-то так
Крепления для японских мечей
СОДЕРЖАНИЕ
Компоненты [ править ]
Ширасая [ править ]
Галерея Ширасая [ править ]
Daisho набор японских креплений для хранения меча ( shirasaya ) для катаных (вверху) и Вакидзасьте (внизу).
Типичная сирасая с саягаки (атрибуция или оценка, написанная на сирасая )
Вакидзаши верхом в сирасая
Кошираэ [ править ]
Koshirae должны быть представлены с Tsuka ( рукоять ) слева, особенно во времена мира с той причиной, что вы не можете обнажить меч легко таким образом. В период Эдо было введено множество формализованных правил: во время войны рукоять должна располагаться вправо, чтобы меч можно было легко вынуть из ножен.
Кошираэ предназначались не только для функциональных, но и для эстетических целей, часто для идентификации использовался семейный мон ( герб ).
Виды кошираэ [ править ]
Тачи [ править ]
Катана [ править ]
Хан-дачи (половина тачи ) [ править ]
Айкути [ править ]
Шикомидзуэ [ править ]
Кайкен [ править ]
Галерея Кошираэ [ править ]
Tanto установлен в aikuchi стиле koshirae
Тачи и тачи кошираэ
Кайкен (квайкен) танто
Части кошираэ [ править ]
Сая [ править ]
Сая делится на части:
Соответствующий набор ( дайсё ) сагео
Kojiri конца крышка из ножен или защитной арматуры в конце ножен.
Танто кошираэ показывает когай в кармане
Цука [ править ]
Цука является рукоятью или ручка японского меча.
Две цука катана (вверху), вакидзаси (внизу) в форме дайсё (подобранный набор)
Цука делится на следующие части:
Цука с менюки в виде стоящего гуся с бамбуком
Менуки с лошадью и всадником
Цука показывает самегаву
Танто цука показывает самегаву
Фучи со сидящими на корточках львами
Кашира с цаплями и тростником
Цуба [ править ]
В периоды Муромати (1333–1573) и Момояма (1573–1603) цуба использовались больше для функциональности, чем для украшения, поскольку были сделаны из более прочных металлов и узоров. В период Эдо (1603–1868) в Японии царил мир, поэтому цуба стала более декоративной и сделана из менее практичных металлов, таких как золото.
В современном японском языке tsubazeriai (鍔 迫 り 合 い) также стало означать «участвовать в жесткой конкуренции».
Крепления для японских мечей
Галерея Ширасая
Набор дайсё из японских креплений для хранения меча ( сирасая ) для катаны (вверху) и вакидзаси (внизу).
Типичная сирасая с саягаки (атрибуция или оценка, написанная на сирасая )
Вакидзаши верхом в сирасая
Koshirae должны быть представлены с Tsuka ( рукоять ) слева, особенно во времена мира с той причиной, что вы не можете обнажить меч легко таким образом. В период Эдо было введено множество формализованных правил: во время войны рукоять должна располагаться вправо, чтобы меч можно было легко вынуть из ножен.
Кошираэ предназначались не только для функциональных, но и для эстетических целей, часто для идентификации использовался семейный мон ( герб ).
Виды коширы
Катана
Хан-дачи (половина тачи )
Айкути
Shikomizue
Кайкен
Галерея Кошираэ
Tanto установлен в aikuchi стиле koshirae
Тачи и тачи кошираэ
Кайкен (квайкен) танто
Части кошираэ
Сая делится на части:
Соответствующий набор ( дайсё ) сагео
Kojiri конца крышка из ножен или защитной арматуры в конце ножен.
Танто кошираэ показывает когай в кармане
Цука является рукоятью или ручка японского меча.
Две цука катана (вверху), вакидзаси (внизу) в форме дайсё (подобранный набор)
Цука делится на следующие части:
Цука с менюки в виде стоящего гуся с бамбуком
Менуки с лошадью и всадником
Цука показывает самегаву
Танто цука показывает самегаву
Фучи со сидящими на корточках львами
Кашира с цаплями и тростником
В периоды Муромати (1333–1573) и Момояма (1573–1603) цуба использовались больше для функциональности, чем для украшения, поскольку были сделаны из более прочных металлов и узоров. В период Эдо (1603–1868) в Японии царил мир, поэтому цуба стала более декоративной и сделана из менее практичных металлов, таких как золото.
В современном японском языке tsubazeriai (鍔 迫 り 合 い) также стало означать «участвовать в жесткой конкуренции».
Как катаны крепятся к поясу
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Японский меч воина-самурая
Попробуем немного разобраться в многообразии японских мечей.
По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь.
Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча — лишь 40 единиц.
Дай-сё
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.
Катана
Катана (яп. 刀) — длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».
Вакидзаси
Вакидзаси (яп. 脇差) — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка — от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.
Тати
Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча — дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч») — в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана». Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 — «катана», а онное чтение — «то:».
Танто
Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») — кинжал самурая.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера».
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.
Одати
Одати (яп. 大太刀, «большой меч») — один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч»), означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.
Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати — это мечи с клинками 1,6 — 1,8 метров.
Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.
Нодати
Сефирот с мечом нодати «Масамунэ»
Одним из назначений Нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда начинался ближний бой. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.
Кодати
Кодати (яп. 小太刀) — буквально переводимое как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.
Кайкэн
Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) — кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.
Кусунгобу, ёроидоси, мэтэдзаси.
Кусунгобу (яп. девять сун пять бу) — прямой тонкий кинжал с клинком 29,7 см длиной. На практике ёроидоси, мэтэдзаси и кусунгобу — одно и то же.
Нагината
Бисэнто
Нагамаки
Цуруги
Цуруги (яп. 剣) — японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.
Тёкуто
Тёкуто (яп. 直刀 тёкуто:, «прямой меч») — это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Как и западные аналоги, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов.
Син-гунто
Син-гунто был очень популярен и пережил несколько модификаций. В последние годы Второй мировой войны они в основном были связаны со стремлением уменьшить затраты на производство. Так, рукояти мечей для младших армейских чинов изготавливали уже без оплетки, а иногда и вовсе из штампованного алюминия.
Для морских чинов в 1937 году был введен свой военный меч — кай-гунто. Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением — оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто — металлические) с черной отделкой.
После окончания Второй мировой войны большая часть син-гунто была уничтожена по приказу оккупационных властей.
Сикомидзуэ
Дзанбато, замбато, чжаньмадао
Чжаньмадао или мачжаньдао (кит. 斬馬刀, пиньинь zhǎn mǎ dāo, буквально «меч, чтобы рубить коней») — китайская двуручная сабля с широким и длинным клинком, использовался пехотинцами против кавалерии во времена династии Сун (упоминание о мачжаньдао присутствует, в частности, в «Жизнеописании Юэ Фэя» династийной истории «Сун ши»). Тактика применения мачжаньдао, согласно данным «Сун ши», приписывается знаменитому военачальнику Юэ Фэю. Пехотные отряды, имевшие на вооружении мачжаньдао, действовавшие перед построением основной части войск в рассыпном строю, старались с его помощью перерубить ноги вражеским лошадям. Аналогичная тактика применялась и в 1650-х годах войсками Чжэн Чэнгуна в боях с цинской конницей. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что сабля мачжаньдао применялась также монгольской армией Чингисхана.