Как католическая церковь боролась с еретиками
Что такое еретик? Борьба церкви с еретиками
Главные догматы
Наряду с появлением в Средние века главного сословия – духовенства, появились и люди, которые посмели пойти против мнения служителей Господа. Это, пожалуй, самое поверхностное объяснение, что такое еретик. Появление еретиков приходится на тот момент, когда церковь утвердила на своих собраниях главные догматы.
Что такое еретик? Это человек, который был хоть немного не согласен с главными догматами церкви. Еретиками назывались люди, которые выступали против непомерного богатства высшего церковного чина. В те времена, как известно, самыми богатыми были далеко не правители, управляющие государствами, а церковная элита. Огромные богатства и невероятное количество земли – все это принадлежало церкви.
Церковь испорчена
Многим не пришлись по душе церковные десятины, обязательные к уплате, продажа церковных реликвий и даже должностей. Безусловно, боясь расправы, травли и кары Господней люди не стремились высказывать свое мнение, хотя и имели личные взгляды на поведение церкви. Но находились рыцари, странствующие монахи и простые священники из небольших деревушек, которые, вопреки страху, смогли открыто выразить недовольство действиями церкви. Это будет, пожалуй, более точное определение, что такое еретик.
Именно так называли людей, которые считали, что церковь стала слишком испорчена властью и непомерными богатствами. Еретики не видели пользы и необходимости в слишком дорогостоящих церковных обрядах и празднованиях. Церковь и еретики были как две стороны одной медали. Одни не понимали нежелания людей идти по заветам церкви, другие же не признавали пышных церковных богослужений и призывали церковь отказаться от десятины, богатства и земель.
Евангелие как единственный источник веры
Что проповедовали еретики и чего добивались? Люди, не признающие догматы церкви, считали, что единственным источником истиной веры можно считать Евангелие. Ведь именно там написано, что люди должны быть едины, должны помогать ближнему, которому живется хуже, чем тебе самому. Еретики призывали церковь раздать свои богатства и земли беднякам, дабы сделать людей равными.
Понимая, что проповедовали еретики, не удивительно будет узнать, что и сами они частенько раздавали свои богатства, отдавали последнее ближнему, а сами питались тем, что подадут добрые люди. Еретики считали, что питаться подаянием – не грех, а, наоборот, великая сила, «царствование справедливости и равенства».
Как боролись с еретиками
В те времена самым страшным наказанием было отлучение от церкви. Именно так на первых порах карались еретики. Но, по сути, страдали все люди, окружающие еретика. Что такое еретик? Это человек, высказавшийся против церкви, при этом живущий в деревне или городе, имеющий соседей, друзей и родственников. Прознав про еретика, церковь могла наложить интердикт на целый город или район. Люди в этом месте становились вне закона.
Помимо того, что самого человека не могли приютить, накормить или помочь чем-то, кара касалась и ближнего окружения еретика. В городах, где были еретики, могли закрыть церкви и храмы. А это влекло за собой страшные по тем временам последствия: дети оставались некрещеными, покойники не отпетыми. Все верующие боялись, что неупокоеные души или младенцы, которые не прошли обряд крещения, обречены на вечные муки.
Прощение грехов
По данным историков особенно противились церковным догматам жители средневековой Франции. Известно, что в начале тринадцатого века уничтожались целые города. Католическая церковь и еретики вели непрерывную борьбу. Однако у церковнослужителей было два преимущества – огромная власть и несметные богатства. Многие рыцари шли на убийство еретиков не из-за каких-то своих верований и убеждений, а в расчете на приличный денежный куш.
Жители города Альби
Пожалуй, историческая об альбигойцах долго еще будет наводить ужас, и вызывать открытую неприязнь. В одном из богатейших районов Южной Франции с центром в городе Альби собралось особенно много еретиков. Туда-то и были направлены карательные отряды католической церкви. Люди, проживающие в городе, считали, что церковь, как и священнослужители, является посланником и прислужником далеко не Господа Бога, а Дьявола.
После карательной «операции» церкви и «прощения грехов» было разрушено несметное количество французских городов, в том числе и Альби. И не просто разрушено, а полностью уничтожено. Солдаты и наемные каратели грабили дома, убивали еретиков и их семьи, включая маленьких детей и стариков, сжигали целые кварталы.
По данным хроники, в одном из городов южной Франции было уничтожено более двадцати тысяч человек. Перед походом солдаты спрашивали папу: «Как отличить «доброго католика» от еретика?». Сегодня ответ бы шокировал многих: «Убивайте всех, кто будет на пути. Бог потом на Небе сам разберется, кто был свой, а кто чужой».
Священная инквизиция
Жанна д’Арк
Пожалуй, самым известным еретиком была француженка Жанна д’Арк. Церковь называла ее ведьмой, помощницей нечистой силы, колдуньей. Люди же считали ее национальной героиней, спасительницей и святой.
В середине 15 века Жанна д’Арк была подвержена пыткам, издевательствам и мучительной смерти на костре. Ее обвинили в ереси и волшебстве. Самое страшное, нелепое, ужасное, непостижимое в том, что всего через два десятка лет дело ведьмы д’Арк было пересмотрено, и девушка была признана невиновной самим папой Каликстом III. В середине двадцатого века ее канонизировали и назвали спасительницей Франции. А после Жанны был Каперник, Ян Гус, Джордано Филиппо Бруно, Мартин Лютер.
Это самые яркие и дошедшие до нашего времени задокументированные примеры борьбы церкви с еретиками. Самый яркие, но далеко не единственные. И вряд ли можно придумать что-то более страшное, чем «спасать людские души» путем использования инквизиционных трибуналов.
Историческая судьба ересей: причины возникновения и методы борьбы
Именно распространение христианства привело к появлению ереси: еретиком называли каждого человека, оспаривающего или отрицающего католическую церковь. Вопреки мнению, которое распространяли церковники, еретики редко были сатанистами или неверующими. Во многих случаях у них была более сильная и крепкая вера в Бога, чем у самих священнослужителей. Они полагали, что классические религиозные пути были ошибочными, и поэтому решили создать собственное верование.
Что это такое
Еретик — это человек, который проповедует лжеучение, принимая его за истину. Обычно термин используется в религиозном смысле. Зачастую различие его толкований может показаться незначительным для посторонних, но нередко это вопрос жизни и смерти для верующих людей.
Происхождение слова
«Ересь» в переводе с греческого αἵρεσις означает «направление», «выбор» или «течение». Термин, используемый в еврейском, исламском или христианском контекстах, подразумевает разные значения в каждом из них. В иудео-эллинистической культуре так обозначались философские или религиозные направления, школы и течения. Например, так называли религиозно-политические партии саддукеев и фарисеев. Лидер или основатель еретического движения — ересиарх, а люди, поддерживающие это учение — еретики.
Значение понятия по Библии
Библейские значения слова «ересь»:
Современное определение
В широком смысле — это любое мнение, противоречащее общепринятым обычаям или верованиям. Термин используется также в отношении человека, пропагандирующего взгляды, категорически противоположные общепринятым идеям, а не только для обозначения нарушения в трактовке религиозных учений.
Первоначальный смысл определения в истории — это ошибка в вопросах веры, фиксирующаяся в чьем-либо учении или мнении, появившемся внутри Церкви. В философии — еретичными называются учения, отрицающие веру в Христа, в котором нераздельно соединились совершенный человек и совершенный Бог (по В. Соловьеву).
Кто такие еретики
Так называют людей, сознательно отклоняющихся от религиозного учения, считающегося верным.
Историческое значение
Первоначально так называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Симон Волхв считается первым еретиком ( Деян.8:9 ).
К раннему периоду относятся следующие еретические учения:
Суть учения и веры
В средние века еретические учения были распространенным явлением, и суть их была достаточно разнообразна.
Основные направления учений и веры еретиков:
Катары и вальденсы являлись наиболее влиятельными учениями в X-XIII столетиях. Французский купец Пьер Вальдо стал основателем вальденсов. Он утверждал, что спастись можно только через служение Иисусу Христу и следование его учению, а не через церковь. Вальдо считал, что церковь развращена богатством и лишена изначальной святости.
Катары (от греч. катар — «чистый») убеждали людей, что церковь — это порождение дьявола, и поэтому необходимо создать новую. Центром вероучения стал город Альби (юг Франции), отчего само движение называли альбигойским. Оно пользовалось расположением графа Тулузского и было чрезвычайно влиятельным.
Древние еретические тексты, как правило, уничтожались, поэтому сведения об учениях можно почерпнуть у их обличителей:
Причины появления
Еретиков было много, но при всех различиях учений их объединяло недовольство существующими порядками. Люди пытались понять причины несправедливости, царящей в обществе. Ответы на свои вопросы они искали в Библии, но находили совсем не то, о чем проповедуют священники. Получалось так, что святые отцы скрывают истинный смысл Святого писания от верующих. Следовательно, вся церковь служит дьяволу, а не Богу.
Католические с вященнослужители навязывали людям комплексы ничтожности и неполноценности перед Богом: с этой целью началось строительство знаменитых соборов, впечатляющих величественностью и грандиозностью. Священники ревностно проповедовали: единственный способ получить божественную благодать — это жить в бедности. Сами же служители купались в роскоши, собирали десятину с населения и проводили дорогие обряды, а церковь обладала неограниченной властью и бессметным количеством владений.
С точки зрения простого человека, еретики были гораздо более похожи на апостолов, чем «преемник апостола Петра».
Историческая справка
На пространстве истории, от начала возникновения церквей до наших дней, вереницей непрерывно тянется ряд бесчисленных еретических движений, древних и новых. Из повторения старых условий возникают внецерковные видоизмененные учения о христианских догматах. Церковь опровергает их, борется с ними и побеждает, а еретиков предает отлучению после безуспешных попыток обратить их в свою веру.
В интересах спокойствия, «оберегаючи матерь свою, святую церковь», Греко-Римское государство подвергает еретиков уголовному преследованию. Еще более фанатичны западноевропейские средневековые католические государства: они предают их сожжению, зачастую отказываясь различать настоящих еретиков от людей науки, которые не имеют отношения к церковным доктринам, но должны состоять в зависимости от их догматики. Такому примеру следуют древняя допетровская и отчасти послепетровская Русь.
Во все времена источниками еретических движений обыкновенно являлись:
В данном ролике рассматриваются истоки еретических учений на примере арианства.
Современные еретики
В наше время термин используется для обозначения представителей любого религиозного движения, которое может заставить верующего оторваться от ортодоксальности или общепринятых мнений. Большинство современных представителей движения проповедуют взгляды, противоречащие содержанию Библии.
Современные еретические движения (XX век — по настоящее время) и их суть:
Борьба католической церкви с еретиками
Еретики проповедовали «истину», тем самым подрывая основы могущества католической церкви, поэтому на них устраивались гонения.
Причины развития
Возникновение и развитие сектантских учений принято связывать с идеологическими и социальными переменами, которые появились в жизни общества в период гонений. Беднейшие слои населения искали в новой религии равенства и примирения, поэтому постепенное обогащение духовенства, отступничество в период гонений и укрепление административного начала вызывали осуждение со стороны простых верующих. В самых бедных слоях населения продолжали жить идеалы простого и скромного раннехристианского быта.
Причины появления и распространения идей еретиков, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу:
Преследования еретиков
Согласно средневековым хроникам и анналам, еретиком называли человека, отрицающего авторитет и учения Соборов. Первое упоминание борьбы церкви с такими людьми датировано 1022 годом: в Орлеане к сожжению приговаривались все инакомыслящие. Первыми жертвами костров стали образованные духовники, оправдывающие свое инакомыслие с помощью теологии.
Казни в Орлеане открыли путь к самым жестоким репрессиям, костры жгли в Тулузе и Аквитании. Целые общины иноверцев представали перед епископами, выступая с Библией в руках перед церковными судами. Цитатами из Священного писания они пытались доказать правильность проповедуемых ими учений. Приговоренных в полном составе отправляли на костер, не щадя детей и стариков. Сожжение — самый яркий пример того, как католическая церковь боролась с еретиками.
В XII столетии костры вспыхнули в Рейнских землях. Приговоренных было настолько много, что монах Эвервин де Стейнфельд попросил помощи у цистерцианского монаха Бернарда, имеющего репутацию жестокого преследователя иноверцев. После масштабных облав и погромов костры зажглись в Кельне. Судебные приговоры уже не были полны голословными обвинениями в распущенности и колдовстве, а содержали четкие пункты разногласий сектантов с ортодоксальными церковными понятиями.
В то время основными очагами еретических движений считались земли Южной Европы. Общины строились по образу католических церквей, но при этом руководящие должности отводились и женщинам. Еретики в средние века назывались «добрыми мужчинами и женщинами». Исследователи более позднего времени стали называть их катарами.
Известно, что еретики имели собственные церковные институты, проводили свои соборы, привлекали в свои ряды новых приверженцев. Франция и Германия уничтожали инакомыслие в зародыше, но в Италии и Лангедоке катары укрепили и расширили свое влияние. В то время многие знатные семьи принимали новую веру, давали кров и пищу гонимым единоверцам и распространяли проповедуемые ими учения.
Инквизиция и публичная казнь
Вопреки деспотической политике церкви, среди горожан и крестьян появлялось все больше людей, ставивших под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности и непомерной трате денег. Католическое духовенство мгновенно отреагировало на религиозные бунтарства, ответив суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.
Для борьбы с еретиками была создана Инквизиция, представляющая собой тайный церковный суд, который с помощью практики анонимных донесений расправлялся с «посланниками дьявола на земле». В судебном процессе отсутствовала процедура следствия, он сопровождался длительными и жестокими пытками и заканчивался смертной казнью человека.
Зачастую обвинители и судьи даже не знали имени осужденных и обозначали их «обвиняемый номер один, номер два. ». Средневековая инквизиция делегировала светским властям полномочие казнить иноверцев, однако всегда контролировала исполнение приговора. Путем публичного сожжения проводилась смертная казнь. Такое наказание носило массовый характер.
На первоначальной стадии жертвами становились люди, не согласные с классическими учениями церкви. Со временем категории отступников увеличились в геометрической прогрессии. Привлекательные женщины и девушки обвинялись в порочных связях с дьяволом и колдовстве. Родившиеся с физическими недостатками младенцы считались детьми сатаны. Всех их ожидала неминуемая смертная участь.
Семьи еретиков разорялись, их имущество делили пополам между собой духовенство и государственное казначейство. Жертвами инквизиционных процессов также стали и научные деятели, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре только после того, как публично отрекся от учений Коперника.
Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.
Видео
В данном ролике представлена история возникновения и развития еретических движений.
Кто такие еретики
Услышав слово еретик, большинство из нас вспоминают школьные уроки истории, рассказы о кострах инквизиции, да еще, пожалуй, Джордано Бруно. Бывшие отличники могут припомнить еще Мартина Лютера, вот, пожалуй, и все.
А ведь когда-то это слово было самым страшным обвинением, грозившим человеку смертной казнью. Давайте вспомним, кто такие еретики, откуда они взялись и чем запомнились.
Что значит еретик
Словарь дает простое определение: еретик — последователь одной из существующих ересей. А что такое ересь? Ели говорить по-простому, ересь — это любое мнение или верование, которое противоречит общепринятым канонам. Таким образом, если ваше высказывание идет вразрез господствующему мнению, еретиком могут назвать и вас.
Откуда взялись еретики
Первыми еретиками называли людей, которые по-своему толковали христианство, отрицали правильность Символа веры, либо исповедовали другую религию. Уже в 4 веке тем, кого обвиняли в ереси, выносились смертные приговоры.
До 11 века Церковь боролась с отдельными лицами или небольшими сектами. Однако, ее усилия были тщетны, и в Средние века пышным цветам расцветали все новые и новые еретические учения.
В это время, во-первых, возник огромный разрыв между мирянами, добивавшимися всего собственным трудом, и священниками, накопившими огромные богатства. А во-вторых, появились проповедники, считавшие, что пора вернутся к идеалам раннехристианской церкви. Они порицали роскошный образ жизни духовенства, и призывали к реформации католицизма.
Борьба церкви с еретиками
Для того, чтобы пресечь распространение ереси, заподозренных отлучали от церкви. Папа мог наказать не только отдельного человека, но и целую страну. В таком случае налагался запрет на проведение богослужений и таких обрядов как венчание, отпевание, крещение. В случае, если в ереси был замечен феодал, его вассалов освобождали от присяги верности.
Попавший в лапы инквизиции человек либо признавался во всем, что от него требовали, после чего лишался всего и попадал в тюрьму, либо упорствовал в ереси. Во втором случае его ждал костер.
Итак, возникшее на самой заре христианства понятие, расцвело пышным цветом в Средние Века. Несмотря на яростное сопротивление католической церкви, многие течения, ранее признанные ересью, добились успеха. Например, протестантизм, против которого церковники так яростно боролись в 16 веке, является сегодня государственной религией многих стран.
Схема методы борьбы католической церкви с еретиками. Что проповедовали еретики? Как католическая церковь боролась с еретиками? Инквизиция и публичные сожжения
Борьба католической церкви с ересями и колдовством. Пресвятая инквизиция. «Молот ведьм»
Ереси — религиозные учения, в той или иной степени отклоняющиеся от догматов официальной церкви. Ереси раннего средневековья преимущественно носили богословский характер (арианство). До Xİİ века Западная Европа еще не знала массовых еретических движений. Отдельные случаи выступлений духовных лиц, поддержанных местным населением против официальной церкви.
По социальной направленности можно выделить два основных типа ересей — бюргерскую (умеренная) и крестьянско-плебейскую (радикальная). Они были направлены на установление имущественного и социального равенства. Для подавляющего большинства еретических учений было характерно также стремление следовать Евангелию, признание его единственным источником веры в противовес писаниям «отцов церкви», решениям соборов, папским буллам и пр. Влиянием среди еретиков пользовались также мистические идеи.
Особую роль в борьбе с ересями играла инквизиция. Первоначально (к. XII в.) – форма церковного суда, осуществлявшегося сначала епископами, инквизиция постепенно была изъята из-под контроля епископов и превратилась в 1 пол. XIII в. в самостоятельную организацию, обладавшую огромными полномочиями и подчиненную непосредственно папе.
Католическая церковь ответила на еретическое движение самыми свирепыми репрессиями. Крестовые походы против еретиков были только одним из многих методов борьбы панства против ересей. Громадное значение в борьбе с еретиками получила инквизиция. Инквизицией (от латинского слова inguisitio — расследование) назывался специальный церковный суд, организованный для искоренения еретиков. Суд инквизиции был тайным, основанным на показаниях доносчиков (обычно анонимных), сопровождался жесточайшими пытками и заканчивался чаще всего смертью (сожжением) обвиняемых и конфискацией их имущества. Сожжения еретиков получали массовый характер. Самая казнь их превращалась в своеобразное религиозное публичное «празднество» (аутодафе в Испании и др.). Светская феодальная власть оказывала обычно полное содействие инквизиции, руководствуясь, в частности, расчетом на получение львиной доли имущества осужденных еретиков. Для борьбы с ересями католическая церковь создала специальное судебное учреждение — инквизицию (от лат. — «розыск»).
Деятельность инквизиции началась в последней четверти XII в. В 1184 г. папа Луций III приказал всем епископам, чтобы в местах, зараженных ересью, они лично или через уполномоченных ими лиц разыскивали еретиков и после установления вины предавали их в руки светской власти для исполнения соответствующей кары. Такого рода епископские суды получили название инквизиционных.
На IV Латеранском соборе в 1215 г. была введена обязательная исповедь. Лица, уклоняющиеся от нее, не допускались к причастию и отлучались от церкви со всеми гражданскими последствиями. Собор запретил чтение Библии мирянам, вменил в обязанность митрополитам разыскивать еретиков, используя в инквизиционной деятельности и ревнителей-мирян. Тулузский собор в 1229 г. потребовал создавать специальные организации мирян, которые бы занимались розыском еретиков. С 1227 г. начинают создаваться специальные трибуналы в тех странах и провинциях, где существовали какие-либо еретические движения. Особой жестокостью отличалась инквизиция в Испании. Фома Торквемада, великий инквизитор Испании, ввел практику аутодафе (акт веры) — публичного исполнения приговора над еретиками, создал кодекс и процедуру инквизиционного суда.
Главную роль в организации и осуществлении инквизиции играл орден доминиканцев. Теоретическое обоснование своей деятельности монахи находили в постановлениях пап, теоретических аргументах теологов. Знаменитыми стали имена немецких инквизиторов Генриха Инститориса и Якова Шпренгера, авторов книги «Молот ведьм» («Молот на колдунов»). Понятие колдовства является одним из важных элементов средневековой религиозности. До XIII в. наказания колдунов не имели массового характера. В XIII в. устанавливается взгляд на колдовство как на ересь, которая подлежит суду инквизиции. Колдуны обвиняются в связи с дьяволом, от которого они получают свою силу, для того чтобы причинять людям всякие злодеяния.
Уже при Иннокентии III дело инквизиции целиком было передано в руки нового монашеского Ордена доминиканцев или «братьев-проповедников», основанного (1207—1208) испанским дворянином Гусманом Домиником, специально для борьбы с еретиками. Другой монашеский Орден францисканцев, появившийся тоже при Иннокентии III, был основан около того же времени (1209—1210) итальянцем Франциском Ассизским. Целью этого «нищенствующего ордена» было отвлечь от ереси городскую бедноту. Францисканцы должны были одеваться в грубую одежду, опоясываться веревкой и так далее. В дальнейшем довольно скоро и Орден францисканцев приобрел значительное имущество. Рекламируемая церковью «бедность» ордена была, таким образом, временной и относительной и на деле обнаруживала лишь грубую демагогию папства в отношении трудовых масс.
§ 3 Наказание за неверие Страшным наказанием считалось отлучение от церкви – человек ставился вне закона, при этом остальные верующие не имели права оказывать ему помощь, давать приют, общаться семьями и так далее. Отлучить от церкви могли не только отдельного человека, но и целую область или даже страну. На этих территориях запрещалось исполнение обрядов и проведение богослужений (интердикт), а, значит, людей не крестили, не отпевали и т.д. А священнослужители проповедовали что, таким образом эти люди обрекли себя на муки в аду.
В те области, где находилось большое количество еретиков, католическая церковь организовывала целые военные походы, обещая их участникам прощение грехов. Так, к примеру, в начале XIII века был предпринят поход рыцарей против еретиков-альбигойцев (центром еретической мысли был город Альби в Южной Франции), которые считали церковь с папой порождением Сатаны. Война продолжалась 20 лет, за это время многие города на юге Франции были разграблены, а их население перебито. В числе убитых оказывались не только еретики, но и истинные католики, при этом рыцари руководствовались словами папского посла: «Убивайте всех подряд, Бог на небе узнает своих!»
Для борьбы с еретиками в 1215 году папа Римский Иннокентий 3-й (1198 – 1216 гг.) создал инквизицию (в переводе с латинского значит «расследование») – специальный церковный суд. Большинство судей и служителей инквизиции составляли монахи из ордена доминиканцев («доминиканес» по-латыни означает «псы господни»). На их знамени даже была изображена собака с факелом в зубах как символ преследования еретиков. Процесс дознания сопровождался жестокими пытками (дыба, воронка, испанский сапожок) и обычно заканчивался смертной казнью человека (в виде исключения могло быть применено другое наказание: длительное тюремное заключение или изгнание из страны). Судопроизводство характеризовалось отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимых, а обозначали их как обвиняемый №1, №2, №3 и так далее.
Что такое еретик? Борьба церкви с еретиками
Ученые, подвергшиеся инквизиции
Немало светлых умов погибло от рук инквизиторов. Самые известные из них, например Николай Коперник. Он сомневался в постулате о том, что Земля это центр вселенной. Ученый заявил, что Земля, так же как и остальные планеты вертятся вокруг Солнца. Его книга вышла уже после смерти ученого, она была запрещена. Таким образом, Коперник не попал в руки инквизиторов. Можно сказать, что ему повезло.
Менее удачливыми стали Джордано Бруно со своей идеей бесконечности пространства, его сожгли на костре. Чуть не сожгли еще одного ученого Галилео Галилея. Он создал телескоп и исследовал космические тела. Его принудили отречься от своих взглядов. В 1992 г. Ватикан его оправдал.
Инквизиция стала черной страницей в истории Средневековой Европы. Это жестокость и агрессия к людям, которые вовсе не были ни в чем не виноваты. Самое страшное заключается в том, что такая инициатива исходила от представителей христианской религии. Получив безграничную власть над верующими, они взяли на себя право судить якобы изменников религии. При этом решать кого судить они могли только сами.
Главные догматы
Наряду с появлением в Средние века главного сословия – духовенства, появились и люди, которые посмели пойти против мнения служителей Господа. Это, пожалуй, самое поверхностное объяснение, что такое еретик. Появление еретиков приходится на тот момент, когда церковь утвердила на своих собраниях главные догматы.
Что такое еретик? Это человек, который был хоть немного не согласен с главными догматами церкви. Еретиками назывались люди, которые выступали против непомерного богатства высшего церковного чина. В те времена, как известно, самыми богатыми были далеко не правители, управляющие государствами, а церковная элита. Огромные богатства и невероятное количество земли – все это принадлежало церкви.
Орудия пыток инквизиции
Многие ученые и мыслители в Средние века стали жертвами инквизиции. Этот карательный орган разработал целый арсенал орудий пыток. Способов пытать жертву было немало. Здесь мы рассмотрим лишь несколько орудий труда. Конечно, можно только пребывать в полнейшем шоке от того, сколько разнообразных орудий пыток разработали инквизиторы. И они просто ужасны, как только человек способен был на такую жестокость.
Вот несколько таких изобретений:
Церковь испорчена
Многим не пришлись по душе церковные десятины, обязательные к уплате, продажа церковных реликвий и даже должностей. Безусловно, боясь расправы, травли и кары Господней люди не стремились высказывать свое мнение, хотя и имели личные взгляды на поведение церкви. Но находились рыцари, странствующие монахи и простые священники из небольших деревушек, которые, вопреки страху, смогли открыто выразить недовольство действиями церкви. Это будет, пожалуй, более точное определение, что такое еретик.
Именно так называли людей, которые считали, что церковь стала слишком испорчена властью и непомерными богатствами. Еретики не видели пользы и необходимости в слишком дорогостоящих церковных обрядах и празднованиях. Церковь и еретики были как две стороны одной медали. Одни не понимали нежелания людей идти по заветам церкви, другие же не признавали пышных церковных богослужений и призывали церковь отказаться от десятины, богатства и земель.
Что такое ересь?
Ересь относится к аберрации от (как правило, религиозной) ортодоксальной системы убеждений, но все же претендует на то, чтобы придерживаться их. Она отличается от отступничества, поскольку, отказываясь от своей религиозной или политической системы убеждений и раскола, отвергая власть установленных властей религии, ересь все еще принимает некоторые убеждения. Сегодня термин «гетеродоксия» (по факту имеющий значение слова «еретик») является предпочтительным термином среди людей, которые хотят казаться более эрудированными или менее провокационными.
Как написано в пятом томе Сент-Иринея «Против Ересиев», почти любую веру можно назвать ересью. Однако в наше время этот термин используется с такой негативной коннотацией, что определение «еретик» — это для многих людей оскорбление. Лучше в таких ситуациях использовать синонимичные термины: «девиантный», «отклоняющийся», «богохульство».
Евангелие как единственный источник веры
Что проповедовали еретики и чего добивались? Люди, не признающие догматы церкви, считали, что единственным источником истиной веры можно считать Евангелие. Ведь именно там написано, что люди должны быть едины, должны помогать ближнему, которому живется хуже, чем тебе самому. Еретики призывали церковь раздать свои богатства и земли беднякам, дабы сделать людей равными.
Понимая, что проповедовали еретики, не удивительно будет узнать, что и сами они частенько раздавали свои богатства, отдавали последнее ближнему, а сами питались тем, что подадут добрые люди. Еретики считали, что питаться подаянием – не грех, а, наоборот, великая сила, «царствование справедливости и равенства».
Прощение грехов
В некоторых поселениях еретиков было слишком много. Люди не хотели молчать о несправедливом (по их мнению) толковании Библии и забвении апостольской бедности. Борьба церкви с еретиками в таких местах становилась особенно жесткой. В деревни направлялись целые вооруженные отряды, имеющие единственный приказ — «уничтожить». Многотысячные убийства церковь объясняла как истинное прощение грехов.
По данным историков особенно противились церковным догматам жители средневековой Франции. Известно, что в начале тринадцатого века уничтожались целые города. Католическая церковь и еретики вели непрерывную борьбу. Однако у церковнослужителей было два преимущества – огромная власть и несметные богатства. Многие рыцари шли на убийство еретиков не из-за каких-то своих верований и убеждений, а в расчете на приличный денежный куш.
Жители города Альби
Пожалуй, историческая об альбигойцах долго еще будет наводить ужас, и вызывать открытую неприязнь. В одном из богатейших районов Южной Франции с центром в городе Альби собралось особенно много еретиков. Туда-то и были направлены карательные отряды католической церкви. Люди, проживающие в городе, считали, что церковь, как и священнослужители, является посланником и прислужником далеко не Господа Бога, а Дьявола.
После карательной «операции» церкви и «прощения грехов» было разрушено несметное количество французских городов, в том числе и Альби. И не просто разрушено, а полностью уничтожено. Солдаты и наемные каратели грабили дома, убивали еретиков и их семьи, включая маленьких детей и стариков, сжигали целые кварталы.
По данным хроники, в одном из городов южной Франции было уничтожено более двадцати тысяч человек. Перед походом солдаты спрашивали папу: «Как отличить «доброго католика» от еретика?». Сегодня ответ бы шокировал многих: «Убивайте всех, кто будет на пути. Бог потом на Небе сам разберется, кто был свой, а кто чужой».
Священная инквизиция
Жанна д’Арк
Пожалуй, самым известным еретиком была француженка Жанна д’Арк. Церковь называла ее ведьмой, помощницей нечистой силы, колдуньей. Люди же считали ее национальной героиней, спасительницей и святой.
В середине 15 века Жанна д’Арк была подвержена пыткам, издевательствам и мучительной смерти на костре. Ее обвинили в ереси и волшебстве. Самое страшное, нелепое, ужасное, непостижимое в том, что всего через два десятка лет дело ведьмы д’Арк было пересмотрено, и девушка была признана невиновной самим папой Каликстом III. В середине двадцатого века ее канонизировали и назвали спасительницей Франции. А после Жанны был Каперник, Ян Гус, Джордано Филиппо Бруно, Мартин Лютер.
Это самые яркие и дошедшие до нашего времени задокументированные примеры борьбы церкви с еретиками. Самый яркие, но далеко не единственные. И вряд ли можно придумать что-то более страшное, чем «спасать людские души» путем использования инквизиционных трибуналов.
История
Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.
Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.
Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.