Как каторжники относились к соне

8) В чём причины столь разного отношения каторжного люда к Родиону Раскольникову и Соне? 9) В каких произведениях русской литературы представлены яркие женские образы, и в чём их можно сопоставить с Соней из «Преступления и наказания»? (ЕГЭ по литературе)

В приведенном эпизоде «Преступления и наказания» отмечены причины столь разного отношения каторжного люда к Родиону Раскольникову и Соне.

Во-первых, Родион не менял своей точки зрения по отношению к людям. Он также делил их на две группы: «твари дрожащие» и способных «сказать новое слово». Каторжный люд чувствовал то, как высокомерно ведет себя Родион по отношению к ним. В то время как Соня Мармеладова была доброй девушкой. Она уважительно и понимающе относилась к каждому человеку. Каторжники чувствовали ее теплоту.

Как каторжники относились к соне. 79397 1 0. Как каторжники относились к соне фото. Как каторжники относились к соне-79397 1 0. картинка Как каторжники относились к соне. картинка 79397 1 0

Во-вторых, Родион не ставил себя в один ряд с окружающими его людьми и не испытывал к ним ни малейшего сочувствия. Это также повлияло на то, что каторжные его ненавидели, презирали как безбожника. «Ты в бога не веруешь! — кричали ему.

Таким образом, столь разное отношение каторжных зависело от поведения героев, их мировоззрения, образа жизни.

9) В каких произведениях русской литературы представлены яркие жен-ские образы, и в чём их можно сопоставить с Соней из «Преступления и наказания»?

В произведениях русской литературы представлено множество ярких женских образов. Многие образы можно сравнить с Соней Мармеладовой из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского.

Как каторжники относились к соне. 79397 2 0. Как каторжники относились к соне фото. Как каторжники относились к соне-79397 2 0. картинка Как каторжники относились к соне. картинка 79397 2 0

В заключение хочу сказать, что все три женских образа действительно яркие и каждый писатель раскрывает образ по-разному.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чём причины столь разного отношения каторжного люда к Родиону Раскольникову и Соне? (ЕГЭ по литературе)

Главный герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников за совершенное преступление был сослан в Сибирь на каторгу. Автор противопоставляет отношение каторжан к Родиону и Соне Мармеладовой, которая приехала вслед за ним.

Ссыльные каторжники невзлюбили Раскольникова, а к Соне относились с нежностью. Причины столь разного отношения каторжного люда к Раскольникову и Соне в том, что Родион относился к ним высокомерно, ставил себя выше всех. Сонечка же была доброй, постоянно совершала благие поступки.

Главный герой, находясь уже на каторге, не отпускает свою теорию разделения всех людей на два класса: пресмыкающихся «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет», которые ради достижения своих целей могут преступать любые законы.

В отличие же от него, Соня Мармеладова добрая и улыбчивая. Молодая блондинка восемнадцати лет с красивыми голубыми глазами, своим добрым сердцем не осуждала за преступление, не только Раскольникова, но и весь каторжный люд. Она помогала, заботилась о каждом из них, поэтому все её любили. Когда приезжали родственники, они оставляли Соне передачи для каторжников и даже иногда деньги. Героиня сочувствовала людям, она сумела даже за отвратительным поступком Раскольникова всё же разглядеть в нём человека. Соня пыталась указать верный путь Родиону, читая ему Евангелие. Простые люди чувствовали её доброту и относились к девушке с нежностью. Каторжники называли её матушкой и очень сокрушались над её болезненностью и худобой.

Таким образом, причины разного отношения каторжников к Родиону и Соне в том, что главные герои так же по-разному относились к ним. Соня сочувствовала и помогала, а Родион считал себя выше и лучше всех.

Как каторжники относились к соне. 70555 1 0. Как каторжники относились к соне фото. Как каторжники относились к соне-70555 1 0. картинка Как каторжники относились к соне. картинка 70555 1 0

Как каторжники относились к соне. 70555 2 0. Как каторжники относились к соне фото. Как каторжники относились к соне-70555 2 0. картинка Как каторжники относились к соне. картинка 70555 2 0

5. Соблюдение речевых норм

Допущены 4 речевые ошибки (1 из 3)

Причины столь разного отношения каторжного люда к Раскольникову и Соне в том, что Родион относился к ним высокомерно, ставил себя выше всех.

повтор однокоренных слов (при этом тот же глагол есть в предыдущем предложении).

Раскольниковым двигают эгоизм и желание быть не как все, а выше других.

неправильная форма слова: в значении «является причиной» нужно использовать форму «движет/движут».

Героиня сочувствовала людям, она сумела даже за отвратительным поступком Раскольникова всё же разглядеть в нём человека.

Каторжники называли её матушкой и очень сокрушались над её болезненностью и худобой.

ошибка в управлении: нельзя сокрушаться над чем-то, можно только сокрушаться о чем-то (или из-за чего-то).

Итог: 12 баллов из 14.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Анализ эпилога «Преступления и наказания». Смысл и роль эпилога

Самое страшное — это не преступление. Самое страшное — наказание. Самонаказание и саморазрушение после того, как человек преступит законы собственной совести — основная идея романа Достоевского. Анализ эпилога Преступления и наказания

Как каторжники относились к соне. lazy placeholder. Как каторжники относились к соне фото. Как каторжники относились к соне-lazy placeholder. картинка Как каторжники относились к соне. картинка lazy placeholder

Эпилог произведения «Преступление и наказание» раскрывает события, произошедшие после суда и приговора. Автор романа описывает внутреннее состояние преступника, которое меняется на протяжении всего повествования. Делается особый упор на постепенное изменение отношений между Раскольниковым и Соней Мармеладовой. Духовное вырождение или духовное возрождение — что ждёт преступника в заключении?

Раскольников в остроге

На суде были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие вину Раскольникова. Такими обстоятельствами послужили и чистосердечное признание, и некоторые эпизоды из его прошлого, которые свидетельствовали о том, что он не является закоренелым злодеем.

Например, во время учёбы он тратил последние деньги на уход за сокурсником, болевшим чахоткой. Впоследствии свои заботы он перенёс на отца погибшего товарища и даже похоронил его на свои средства.

Как каторжники относились к соне. lazy placeholder. Как каторжники относились к соне фото. Как каторжники относились к соне-lazy placeholder. картинка Как каторжники относились к соне. картинка lazy placeholder

Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.

Учитывая все эти обстоятельства, суд посчитал, что на момент совершения преступления подсудимый находился в состоянии временного помешательства. Он получил приговор — 8 лет каторжных работ.

Вариант 2

В эпилоге романа описывается жизнь героев спустя пять лет с момента совершения Раскольниковым преступления.

Читатель попадает обстановку сибирского острога, где идет следствие по делу. Мы узнаем некоторые важные факты об убийстве старухи. В частности, о том, что главный герой спрятал кошелек и вещи из квартиры процентщицы под камнем. Но ничего из этого он не брал, денег не тратил. Некоторые эпизоды преступления Родин описывал подробно, не упуская ни малейшей детали, о других же не мог вспомнить ничего. Из этого следствием был сделан вывод о временном умопомешательстве Родиона. Совокупность этих фактов стала для судей основанием смягчения окончательного вердикта – Раскольникову было назначено 8 лет каторжных работ.

Параллельно Достоевский показывает судьбу и других героев. Во время следствия Разумихин делает многое для смягчения приговора Раскольникову. Соня неотступно следует за Родионом сначала в острог, затем на каторгу. Она старается всячески скрасить его жизнь в заключении, занимается шитьем, чтобы обеспечивать себя и помогать ему.

Особое внимание автор уделяет судьбе матери Раскольникова. Ей прямо не говорили, что случилось и почему ее Родя так долго не приезжает, но сердце матери чует беду. Постепенно Пульхерья Андреевна начинает догадываться о происходящем, но озвучить этого она не может. Материнское сердце страдает по сыну. В конце концов она умирает.

Во время заключения постепенно меняется отношение Раскольникова к Соне. В начале он был к ней практически безразличен, в общении демонстрировал холодность и отстраненность. Но постепенно Родион начинает испытывать к девушке чувства. Это становится очевидным, когда Соня заболела, а Раскольников, узнав об этом серьезно расстроился. Он начинает как будто прозревать, думая о том, что она вместе с ним претерпевает все скорби, неотступно следует за ним с момента задержания, старается помогать всем чем может не только ему самому, но и другим каторжанам. Человечность и человеколюбие Сони восхищает его. Раскольников осознает, что любит ее и что неведомая сила буквально бросает его к ее ногам. Вместе они смогут пройти тяжелый путь наказания и преодоления жизненных невзгод. Благодаря подаренному Евангелию, Родион постепенно приходит к вере в Бога. Автор приводит нас к мысли о том, что искупление вины Раскольникова возможно только через настоящую любовь и возвращение к христианской вере.

Внутреннее состояние героя

Проведя в заключениии уже почти полтора года, он находился в состоянии беспросветной апатии и равнодушия ко всему, что его окружало.

Его равнодушие распространялось и на него самого. Ему было безразлично, что он ест, что пьёт, он не проявлял никакого интереса к товарищам по несчастью, даже сторонился их.

Целиком отдавая себе отчёт в том, что с ним произошло, он больше не видел в жизни никаких надежд и перспектив на будущее. Поэтому к собственному положению относился без эмоций, наблюдая за собой со стороны, как за кем-то посторонним.

За это время в Петербурге умерла мать Раскольникова, так и не узнав, что случилось с её сыном на самом деле. Предчувствуя что-то неладное, она постоянно ждала вестей от сына, но её уверяли, что он надолго отправился за границу.

Сестра вышла замуж за Разумихина, который впоследствии планировал переселиться поближе к месту, где отбывал наказание Раскольников.

Сонечка Мармеладова, унаследовав после смерти Свидригайлова его деньги, последовала за любимым человеком. Она поселилась в городе, где располагался острог для заключённых, и стала навещать Раскольникова.

Соня и Раскольников

Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.

Как каторжники относились к соне. lazy placeholder. Как каторжники относились к соне фото. Как каторжники относились к соне-lazy placeholder. картинка Как каторжники относились к соне. картинка lazy placeholder

Но когда Соня по каким-то причинам не могла навестить его, Раскольников начинал чувствовать пустоту и смутную тоску. Анализ эпилога «Преступления и наказания» хорошо показывает изменение отношения Раскольникова к Сонечке.

Из-за состояния отрешённости, в котором пребывал Раскольников в остроге, многое проходило мимо его внимания. Со временем же он отчётливо понял, что каторжники, одним из которых являлся и он сам, совсем не считают его за «своего».

Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.

Популярные сочинения

Каторжники и Соня

Как каторжники относились к соне. lazy placeholder. Как каторжники относились к соне фото. Как каторжники относились к соне-lazy placeholder. картинка Как каторжники относились к соне. картинка lazy placeholder

Соню же заключённые любили, сами не вполне отдавая себе отчёт, за что именно. Им нравилось в ней всё, начиная от ласковой улыбки и заканчивая маленьким ростиком и худеньким телосложением.

Между тем Соня не могла сделать для них ничего особенно ценного, не имела возможности помочь им деньгами или продуктами. Но каторжники любили её за что — то совершенно другое, за то, что в их положении ценилось больше, чем еда и одежда.

Соня в каторжниках не видела парий общества, отверженных и погибших для мира. В каждом из них она видела человека — Божье создание, достойное любви, сострадания и понимания. Она для многих из них стала близким человеком.

Родственники и жёны заключённых оставляли у нее посылки для передачи своим мужьям и братьям. Тем узникам, которые не владели грамотой, Соня помогала писать письма домой. Анализ эпилога «Преступления и наказания» дает нам возможность увидеть в маленьком и худеньком создании добрую, отзывчивую душу.

Понимание тяжести и бессмысленности совершённого преступления, раскаяние в собственной гордыне и «наполеоновских» амбициях принесло бы ему утешение.

Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.

Но, увы, это понимание не приходило к нему и делало невыносимым существование. Единственное, о чём он сожалел и в чём упрекал себя, так это в том, что он не смог вынести груза вины за преступление и пришёл к следователю с повинной.

Переломный момент

Постоянное нервное напряжение постепенно провоцировало у него развитие психического заболевания. Однажды он в болезненном бреду увидел сон, который напугал его и что-то сдвинул в сознании.

В том сне люди, считавшие себя носителями сверхценных идей, сходили с ума и погибали. Выживали лишь немногие, те, кто не заразился этим страшным вирусом. Мир катился в пропасть, и не было спасения никому.

Роль эпилога «Преступление и наказание» трудно переоценить после описания такого аллегорического сна, в котором мир раскалывается на грешников и праведников.

Выздоровев и вернувшись к работе, Раскольников узнаёт, что теперь больна Соня, и это вызвало в нём беспокойство и панику. Он начинает смутно осознавать, что Соня — это та невидимая нить, которая ещё связывает его погрузившийся во мрак мир с человеческим началом. Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.

Они встречаются после болезни Сони, и тогда Раскольников впервые сам берёт её руку в свою и не может отпустить. Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.

Соня, испугавшись такого проявления чувств, в первое мгновение была ошарашена. Но почти сразу к ней пришло счастливое осознание того, что Раскольников её бесконечно любит.

Анализ эпилога «Преступление и наказание» заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну. А впереди их ждёт трудный, но радостный путь к воскрешению в новой жизни.

Теория в «Преступлении и наказании» из уст героя

Поневоле находясь в эпицентре человеческих страданий, всей душой сочувствуя угнетаемым и обездоленным, он приходит к концепции, пугающей своей сутью, идеей.

В своей статье он развивает мысль о двух противоположных типах людей. Раскольников делит их на «обыкновенных» и на тех, кто не побоится сказать «новое слово» в сложившемся социальном миропорядке.

Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.

Жизнь после преступления

Именно это — нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь — сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание — проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.

Он понимает, что, убив старуху, он не решил никаких мировых проблем. Не раскаиваясь в совершённом, он просто терзается осознанием бессмысленности преступления. Ведь получилось так, что если он как-то и изменил мир, то только свой собственный.

Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.

«Преступление и наказание» — история о том, как легко можно потерять свою душу, и ценой какого великого подвига человек снова способен обрести себя.

Преступление и наказание. 2 ЧАСТЬ. Краткое содержание

Перед вами – краткое содержание второй части нетленного произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание».

«Преступление и наказание» — социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах.

Впервые опубликован роман был в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6—8, 11, 12).

В данной статье вы найдете краткое содержание 2 части

Воспользовавшись навигацией, вы можете выбрать нужную вам часть.

Преступление и наказание — краткое содержание по частям.

Часть 1Часть 2Часть 3Часть 4Часть 5Часть 6Эпилог

Краткое содержание. Преступление и наказание. 2 часть

Проснувшись, Раскольников осматривает свою одежду. Он уничтожает улики, думает о том, чтобы спрятать взятые у старухи вещи. К нему заходит дворник и приносит повестку в полицию. Раскольников, уже готовый ко всему, идет в участок. Выясняется, что его требуют по заявлению квартирной хозяйки о неуплате. В участке Раскольников видит содержательницу публичного дома Луизу Ивановну. Раскольников объясняет столоначальнику, что он в свое время собирался жениться на дочери квартирной хозяйки. В то время он много тратил, давал векселя. Потом девушка умерла от тифа, а хозяйка начала требовать оплату по векселям.

До Раскольникова доносятся разговоры об убийстве старухи. Он падает в обморок. Придя в себя, он объясняет обморок тем, что не здоров. Вещи старухи Раскольников прячет в переулке под камнем. Он заходит к своему приятелю Разумихину и что-то пытается объяснить. Но речь его сумбурна. Разумихин предлагает ему свою помощь, но Раскольников уходит.

Он идет по набережной и едва не попадает под экипаж. Какая-то женщина принимает его за нищего и подает ему двадцать копеек, которые Раскольников швыряет в Неву. Он чувствует себя оторванным от всего мира. Дома он ложится спать, и у него начинается бред. В бреду Раскольникову мерещится, что бьют его квартирную хозяйку. Очнувшись, Раскольников видит Разумихина и кухарку Настю, которые ухаживали за ним во время болезни.

Между Разумихиным и Зосимовым завязывается спор. Разумихин пытается воссоздать картину происшедшего — как убийцу застали на месте преступления и как он спрятался от дворника и двоих других этажом ниже.

К Раскольникову приходит Петр Петрович Лужин. Раскольникову визитер не понравился. Лужин говорит, что скоро приезжают сестра Раскольникова и мать. Лужин собирается заплатить за их проживание в гостинице (месте убогом и грязном). Там же проживает и знакомый Лужина Андрей Семенович Лебезятников. Далее Лужин философствует о том, что есть прогресс. Он утверждает, что прогресс движет личный интерес человека. Если делиться с ближним своим последней рубашкой, то в итоге ни у одного рубашки не будет, и оба будут ходить полуголые. Чем более богат отдельный индивид, тем богаче общество в целом.

Разговор вновь возвращается к убийству старухи. Зосимов говорит, что следователь начал допрос тех, кто приносил вещи под заклад старухе. Лужин рассуждает о том, почему увеличилась преступность в классах относительно обеспеченных людей. Раскольников говорит, что если верить рассуждениям Лужина, то каждый человек сам за себя, в этом случае людей и резать можно. Раскольников спрашивает Лужина, правда ли то, что он собирается взять в жену бедную, для того чтобы иметь безграничную власть над ней. Лужин возмущен вопросом. Он говорит, что такие сплетни распускает мать Раскольникова. Раскольников ругается с Лужиным, обещает спустить его с лестницы. Все расходятся.

Раскольников случайно сталкивается с Разумихиным, который приглашает его на новоселье. Но Раскольников отказывается и просит, чтобы все оставили его в покое. Он идет по мосту и видит, как какая-то женщина пытается совершить самоубийство, прыгнув с моста, но ее вытаскивают. У Раскольникова зарождается мысль о самоубийстве. Он приходит на место преступления и пытается расспросить рабочих и дворника, но те его выгоняют. Раскольников раздумывает о том, пойти ему в полицию или нет. Он идет по улице и слышит шум, крики — человека раздавило экипажем. В пострадавшем Раскольников узнает Мармеладова. Мармеладова несут домой, где находятся жена с тремя детьми — дочерьми Поленькой и Лидочкой и сыном. Дома Мармеладов умирает. Посылают за священником и Соней. Катерина Ивановна в состоянии истерики, она обвиняет мужа, Бога, людей. Перед смертью Мармеладов пытается просить прощения у Сони. Он умирает. Перед тем как уйти, Раскольников отдает все деньги, которые у него есть, Катерине Ивановне. Он говорит Поленьке, которая благодарит его, чтобы она помолилась за него.

Раскольников сознает, что его жизнь не окончилась вместе с жизнью старухи. Он отправляется к Разумихину, тот провожает его домой. По дороге Раскольников рассказывает, что Илья Петрович и Заметов подозревали его, но теперь Заметов раскаивается в том, что следователь Порфирий Петрович хочет познакомиться с Раскольниковым. Зосимов же считает, что Раскольников — сумасшедший. Раскольников и Разумихин приходят в каморку Раскольникова, где застают мать и сестру. Раскольников пятится и падает в обморок.

Это было краткое содержание второй части «Преступления и Наказания». Краткое содержание 3 части можно прочесть здесь.

Анализ эпилога: Преступление и наказание

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание — проблемы общества.

Что же хотел вложить в эпилог романа «Преступление и наказание» автор? Почему происходит возрождение Раскольникова к новой жизни? Что даёт этому толчок? Только ли страшный сон про поразивший людей вирус безумия, который толкнул его упасть в колени Сони?

Нет, перерождение героя началось с самого начала романа. Оно рождалось и в те 13 дней, что он грезил убийством, и в те полтора года, которые он провёл в душевных метаниях в остроге. Всё это время душа Раскольникова, как заблудший ребёнок, металась в поисках выхода из лабиринта чёрных, удушающих мыслей и идей.

Столкнувшись со смертью матери, посмотрев в лицо собственной смерти и панически страшась смерти неожиданно заболевшей Сони, Родион в душе начинает изменяться.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Они только смотрят друг на друга и понимают, что теперь всё плохое позади. Понимают и читатели, что это не Раскольников сделал Соню сторонницей своей «мечты», а Соня обратила его в свою веру.

Не гордыня и презрение к роду человеческому за счёт самовозвышения, а именно всепрощающая христианская любовь должна в итоге преобразить мир. Анализ эпилога позволяет понять, что человек без сигнального маячка внутри очень легко может свернуть в сторону мрачную, попасть под влияние злых сил.

Маячком же, определяющим, где свет, а где тьма, служит Бог — источник всеобъемлющей и всепрощающей любви.

Значение эпилога в романе Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание».

Тема урока: Значение эпилога в романе Ф.М.Достоевского

« Преступление и наказание».

Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, я прочитала статью, где меня заинтересовала одна мысль: «Каков бы ни был преступник и какое бы преступление не совершил, он всегда сознаёт, что он – преступник и что совершённое им есть преступление. И он старается скрыть совершённое им: не только оттого, что он боится суда и наказания, но и оттого, что совершённое им есть в его глазах преступление. Это сознание преступности есть всегда, даже тогда, когда у преступника нет ни раскаяния, ни угрызений совести».

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос: В чём значение эпилога в романе «Преступление и наказание»? какова его роль в раскрытии характера героя и в разоблачении теории «сильной личности».

— Каким он предстаём перед нами?

( « Он ходит на работы, от которых не уклоняется и на которые не напрашивается»; « к пище почти равнодушен…»;

« он всех чуждается, в остроге каторжные его не любят…»;

« молчит по целым дням и становится очень бледен»; « Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее».)

Внешне Раскольников остался таким же; сосредоточен на себе, замкнут. Не зря его не любят каторжные.

— Верит ли он так же в свою теорию?

( Да, верит. « О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снёс всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточённая совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться»).

— Но если верна теория, жива и мечта Раскольникова — стремление подняться над людьми, ощутить себя необыкновенным. Как он воспринимает её теперь?

( « Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде был готов отдать своё существование за идею, за надежду, даже за фантазию»)

— Какая интонация звучит в размышлениях героя?

( В словах Раскольникова мы слышим сомнения, мечта ему видится теперь просто надеждой, фантазией. А о высшем смысле – ни слова.)

— Из жизни Раскольникова уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. И наступает момент, когда в новом свете предстаёт то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряжённых раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге.

Ученик пересказывает сон Раскольникова.

— В чём значение сна Раскольникова?

( Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных — тех, кто должен спасти других).

— Как вы считаете, кто же эти избранные: Свидригайлов, Лужин или, может быть, кто-то другой?

( Конечно же, Свидригайлов и Лужин, по теории Раскольникова, «властелины», «необыкновенные», готовые к преступлению. Но они не могут быть чистыми. Речь идёт о других людях, воплощающих в себе высшую ценность).

Учитель: Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников раньше считал «обыкновенными»? Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит об изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд на Соню.

— Вспомните, как относился раскольников к Соне?

( По теории Раскольникова, Соня – «тварь дрожащая», в ней нет гордости, только кротость и смирение. И по сути, Раскольников её должен презирать.)

— обратимся к эпилогу. Как герой относится к Соне в первые месяцы своего заточения?

(«Раскольников не интересовался её посещениями, досадовал на неё, был угрюм при встречах»

Затем эти встречи обратились в привычку, а иногда даже тосковал по Соне.)

Учитель: Разве это не свидетельство наметившейся переоценки ценностей, не свидетельство перелома во взглядах, в отношении к прошлому, к людям? Раскольников понимает, что стать человеком можно лишь при наличии в себе силы, не имеющей ничего общего с его мечтой. И это понимание приводит его к Евангелию.

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.

После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

— Ради чего Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать?

( Вера в бога воскрешает духовно человека. Раскольников, совершивший злодеяние, должен «уверовать» и покаяться. Это и будет его духовным очищением, образно говоря, воскрешением из мёртвых).

Учитель: Новый взгляд на жизнь проявляется в отношении героя к Соне, что-то неведомое открывается ему в ней. Не удивительная ли сила спасительной чистоты?

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута…

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!»

— Какие чувства вы испытали после прослушанного ( увиденного) эпизода?

(Нет слов раскаяния, но мы видим, что Раскольников любит. Мы чувствуем, что он осознал пагубность своей теории).

— А как вы думаете, что пережил герой за эти минуты?

( Мы не слышим слов раскаяния, но слёзы- новый рубеж: начинается контакт с окружающими, он изменил мнение к Соне, каторжным, к миру).

— Каково значение этого эпизода в романе?

( У Раскольникова начинается новая жизнь, и начинается она с очищения, с осуждения себя. Он начинает видеть высокий смысл существования тех, кого считал «обыкновенными»).

— К какому человеку инстинктивно тянется Раскольников?

( К тому, кто способен верить, любить, страдать. Он сердцем чувствует, что Соня сильнее его, но качество это несовместимо с тем, что он пытался культивировать в себе раньше. Поэтому терпит крах его бесчеловечная, антигуманная теория).

а) по карточкам ( 3-4 ученика) ( См. Приложение)

И в наш XXI век, век компьютеров и новых технологий, в век космического прогресса, человек не имеет права распоряжаться жизнью другого человека, не имеет права на убийство.

Но в повседневной жизни мы видим совсем иное: убийства на религиозной почве, братоубийственные войны ( Чечня, Сирия, Украина).

б) Весь класс ( Приём «Корзина идей»): Какова будущая судьба Раскольникова? Каким человеком он вернётся из ссылки? Что с ним произойдёт дальше?

Итог всего урока: Роман прочитан, проанализированы последние главы, и давайте ответим на главный вопрос: В чём значение эпилога в романе «Преступление и наказание»? Как он помогает раскрыть образ главного героя?

( В эпилоге мы видим раскаявшегося героя, который встал на путь очищения, на путь любви, духовного возрождения).

Роман Ф.М.Достоевского является предупреждением человечеству о грозящей ему опасности быть ввергнутым в ад бездуховности. Всё творчество писателя – тревожная дума о будущем человечества, о судьбах России.

По мнению писателя, буржуазный миропорядок должен быть изменён, но не насильственными методами, а на основе спасительного закона: « Главное – люби других, как себя».

Домашнее задание на выбор:

— Удалось ли разрубить этот Гордиев узел в XXI веке?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *