Как кавказ повлиял на лермонтова

Влияние Кавказа на творчество Лермонтова

Вы будете перенаправлены на Автор24

Первое пребывание на Кавказе

Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова не просто сыграл большую роль, но и стал основополагающей темой, которая проходит через всю судьбу поэта. Интерес к влиянию Кавказа на творчество поэта вызван несколькими причинами. Лермонтов бывал на Кавказе неоднократно, начиная с детского возраста. На Кавказе поэт дважды был в ссылке, и здесь же трагически оборвалась его короткая жизнь.

Михаил Юрьевич Лермонтов впервые на Кавказе побывал будучи шестилетним ребенком. Бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила своего внука на воды для того, чтобы поправить его здоровье. Первая же поездка на Кавказ оставила неизгладимый отпечаток в сознании еще маленького Лермонтова.

Однако самое большое значение имело посещение им Кавказа в 1825 году. На тот момент поэту было 11 лет. Самым ярким воспоминанием об этом путешествии является первая любовь Лермонтова, которую мальчик держал в глубокой тайне.

Будучи уже взрослым, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, и всегда эти поездки совершались не по своей воле. Кавказ был местом первой ссылки Лермонтова, куда он был отправлен в 1837 году за посвященное гибели А. С. Пушкина стихотворение «Смерть поэта».

До этого момента поэтические способности Лермонтова были известны только в офицерских и светских кружках. Стихотворение «Смерть поэта» стало чрезвычайно популярным и быстро распространялось в списках. Когда это произведение дошло до императора, Лермонтова арестовали. За ходом судебного разбирательства наблюдал сам император. Друзья Пушкина, особенно Жуковский, бывший близким семье императора, а также бабушка Лермонтова, которая имела связи в свете, сделали все, чтобы смягчить участь Лермонтова. Поэт был переведен в Нижегородский драгунский полк, который в то время действовал на Кавказе. Лермонтов отправился в ссылку, сопровождаемый повышенным вниманием со стороны общества, часть которого ему сочувствовала, а часть затаила вражду.

Первое пребывание на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Несмотря на кратковременное пребывание на Кавказе, поэт сильно изменился в нравственном отношении.

Готовые работы на аналогичную тему

Первый период пребывания Лермонтова на Кавказе имел исключительную значимость для творчества Михаила Юрьевича. Во время своего пребывания в Пятигорске и Кисловодске Лермонтов заканчивает работу над романом «Герой нашего времени». в этом романе нашли отражение большая любовь поэта к Кавказу и личные наблюдения поэта.

Изначально произведение существовало лишь в виде нескольких отдельных глав, которые были опубликованы в качестве самостоятельных повестей в журнале «Отечественные записки». Однако в скором времени роман дополнился новыми главами и вышел полностью, получив завершенность.

Первое издание романа разошлось практически сразу. Сразу же на него появилась и критика. Практически все, за исключением Белинского, считали, что в образе главного героя произведения Лермонтов изобразил себя, и считали, что подобный герой не может претендовать на роль героя своего времени. поэтому во втором издании романа Лермонтов в «Предисловии» провел черту между Печориным и собой, обозначив главную идею своего произведения.

По возвращении из ссылки, Лермонтов опубликовал множество новых произведений, и стал одним из популярнейших писателей. В петербургском обществе тоже совершенно иначе воспринимают Лермонтова, он пользуется популярностью среди любительниц героев и знаменитостей. Пребывание на Кавказе повлияло на написание произведений «Мцыри» и «Демон».

Вторая ссылка на Кавказ

Однако пребывание Лермонтова в свете закончилось для поэта крупной неприятностью. Во время ухаживания за княгиней Щербатовой Лермонтов встретил соперника, которым был Эрнест де Барант, сын французского посла. Это противостояние завершилось дуэлью, которая, к счастью, закончилась благополучно. Однако Лермонтов вновь был отправлен в ссылку на Кавказ, на этот раз в Тенгинский пехотный полк.

Вторя ссылка существенно отличалась от первой. Если первая ссылка была для Лермонтова приятной прогулкой, которая позволила поэту познакомиться с восточными традициями, фольклором и давал возможность путешествовать по Кавказу, то вторая ссылка сопровождалась личным императорским приказом, по которому было запрещено отпускать Лермонтова с первой линии и предписывалось привлекать его к военным операциям.

В середине 1840 года Лермонтов принял участие в экспедиции А. В. Галафеева против чеченцев. Этот поход он затем описал в своем стихотворении «Я к вам пишу случайно; право…».

Над поэмой «Демон» Лермонтов работал на протяжении всей своей творческой жизни. Этот образ преследовал Михаила Юрьевича еще с четырнадцатилетнего возраста. Поэма переделывалась несколько раз, и с каждой новой редакцией произведение становилось все более художественным по своему содержанию и по своей форме.

Документально установлено, что работать над произведением Лермонтов закончил в начале 1839 года.

Третья поездка Лермонтова на Кавказ

Лермонтов называл Кавказ «святым местом». Во многих произведениях Лермонтова отражается мироощущение темперамента и южных народов. Например, это ярко прослеживается в следующих произведениях:

Произведение «Беглец» тесно связано с народной поэзией черкесов. В этом произведении Лермонтов показывает понимание кавказца о кровном родстве и подвиге.

Лермонтов был влюблен в природу Кавказа. Он восхищался ее красотой, и часто воспевал в своих стихах. Еще юный Лермонтов был так поражен видами Кавказа, что написал акварелью картину, где изобразил вид на Пятигорск и гору Машук. Символично, что именно у подножия горы Машук трагически оборвалась жизнь молодого поэта.

Будучи в ссылке, Лермонтову удалось добиться отпуска в Петербург сроком на два месяца. По возвращении из отпуска на место службы на Кавказе Лермонтов несколько раз язвительно шутил в сторону Николая Мартынова. В конце концов, Мартынов вызвал поэта на дуэль. Дуэль состоялась у подножия горы Машук. Лермонтов демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов не был намерен проявлять такое же великодушие и выстрелил в грудь. Пуля прошла навылет, Лермонтов погиб.

Таким образом, Кавказ был любимым местом поэта, и Кавказ же стал местом, где жизнь поэта оборвалась.

Источник

Лермонтов на Кавказе

Кавказ в жизни Лермонтова занимал особое место и оказал огромное влияние на творчество поэта. По стечению обстоятельств Кавказ сыграл роковую роль в его судьбе.

В первый раз Лермонтов попал на юг России в пятилетнем возрасте. Вместе с бабушкой он провел все лето в станице Шелкозаводсткой в Чечне, в имении родственников Хастатовых.

Шесть лет спустя он приехал в Кисловодск снова вместе с бабушкой, которая привезла его на воды, чтобы подлечить, укрепить организм. Лермонтов унаследовал от матери слабое здоровье, все детские годы болел золотухой. Болезнь заставила его рано повзрослеть, научила думать. Бабушка приложила немало сил, чтобы победить недуг. И даже держала возле мальчика врача-француза, в обязанность которого входило следить за здоровьем Миши.

Кавказские горы, необычная природа, люди поразили Мишу до глубины души. Он даже пробовал делать зарисовки, некоторые из них сохранились до наших дней. Здесь он впервые влюбился в девочку. По его собственному признанию, это было самое сильное для его юношеских лет чувство. Ее имя осталось неизвестным. Через два года Лермонтов написал стихотворение, «К Гению», посвященное его пребыванию на Кавказе.

В 16-летнем возрасте в его дневнике появилась такая запись:

На его отношение к Кавказу оказали влияние произведения Пушкина, Бестужева-Марлинского, которым зачитывалась молодежь того времени. Бестужев-Марлинский был сослан на Кавказ за участие в декабристском восстании. Там была написана повесть романтически-героическая повесть «Аммалат-бек».

В кубинской провинции в этот момент произошло возмущение местных крестьян, которые не хотели служить в царской армии. Недовольство населения разжигалось имамом Шамилем жившем в Дагестане.

Первое пребывание на Кавказе сильно изменило Лермонтова в нравственном плане. Возможно, под влиянием происходивших на севере Азербайджана событий, он другими глазами стал смотреть на отношение российских властей к местным кавказским жителям. Он видел, что местное население душат непомерными налогами, сгоняют с родных земель, богатых пастбищами и плодородными землями, которые потом отдавались русским, или там устанавливались военные гарнизоны. Со своим полком он проехал всю северную часть Азербайджана от Кубы до Шекинского ханства. Михаил Юрьевич участвовал в подавлении восстания лезгин в Шекинском ханстве, знакомился с населением, общался с теми, кто знал русский язык.

Город Шеки несколько раз менял свое название, нухинские лезгины – это шекинское население.

Тема свободы приобретает для Лермонтова новый смысл, новое звучание. Вернувшись в Петербург, Лермонтов написал «Демона» и «Мцыри». Тогда же поэт записал азербайджанскую сказку «Ашик-Кериб».

Лермонтов начал изучать татарский язык, который сравнивал с французским в Европе. Есть сведения, что он был знаком с азербайджанским просветителем и философом Мирзой Фатали Ахундовым, много лет работавшим в Тифлисе, под руководством которого начал изучение языка.

Вторая ссылка на Кавказ оказалась жестче и суровей первой. Лермонтову пришлось участвовать в боевых операциях на реке Валерик (чеч. ВаларгтӀе). Переводится как река смерти.

В своем донесении генерал-адъютанту Граббе от 8 октября 1840 г. генерал Галафеев писал:

Зимой на стыке 1840-41 годов Лермонтов приехал в отпуск. Он хотел выйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Но бабушка была против. Она видела, что ее конфликтный внук всякий раз нарывается на неприятности, оказываясь в Петербурге. Решила, что служба в Армии даст выход его излишней эмоциональности и мечтала, что он дослужится до высших чинов. В начале мая 1841 года он выехал из Петербурга. Но его третья поездка оказалась кратковременной. Уже 15 июля, два с половиной месяца спустя поэт погиб на дуэли.

Источник

Как кавказ повлиял на лермонтова

К 201-летию Михаила Лермонтова, отмечаемому 15 октября 2015 года, Президентская библиотека представляет в открытом доступе электронные копии редких книг, раскрывающих значимость Кавказа в судьбе русского поэта.

«Лермонтов, который никогда не знал душевного покоя, которого ни успех, ни буйное веселье не могли отвлечь от мучительных дум, – на Кавказе, среди дикой, величественной природы почувствовал гармонию между этой природой и своей бурной душой. И вышло так, что здесь «сердце бьётся, грудь высоко дышит…» и «…ничего не надо», – написано в книге «М. Лермонтов» Маргариты Николаевой.

С этой горной величественной местностью связана практически вся жизнь Лермонтова. В первый раз он там оказался в шестилетнем возрасте, когда его бабушка привезла в Пятигорск на лечение. Но особенно повлиял Кавказ на жизнь Лермонтова в 1825 году, когда ему было около одиннадцати лет. «…И здесь недетская душа его пережила чрезвычайно яркие и неизгладимые впечатления. Дивная природа Кавказа глубоко поразила его, и с тех пор Кавказ сделался для него второй родиной и стал местом действия главных его произведений», – говорится в книге «М. Ю. Лермонтов» 1914 года. В своих поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунджи» Лермонтов с любовью описывал природу сурового и величавого края, нравы и обычаи горцев.

Но широкую известность Михаилу Лермонтову принесло другое стихотворение – «Смерть поэта», написанное по случаю трагической гибели Александра Пушкина. «Стихи производили потрясающее впечатление. Они читались повсюду, они переписывались с нетерпением и расходились по России. О нём заговорили…», – рассказывает в своей книге «Жизнь Лермонтова» Ираклий Андроников. С этой же известностью к Лермонтову пришли и первые проблемы с властью. За стихотворение поэта, который был и кадровым офицером, арестовали и сослали на Кавказ. За год ссылки Лермонтов сильно изменился, 1837 год был годом перелома в его жизни. «Он вновь ставит перед собой вопросы большого нравственного значения и не только в отношении себя, но и в отношении жизни общественной… Это отразилось и в его творчестве 1838 года и следующих годов. Лермонтов сам сознавал, что Кавказ подействовал на него оздоровляюще», – читаем дальше в книге Маргариты Николаевой.

В 1840 году Лермонтов вновь возвращается на Кавказ, где он участвует в военных походах. Как вспоминали сослуживцы, он удивлял удалью даже старых кавказских джигитов. «Лермонтов всегда был не только впереди, но впереди с отвагой, «с отменным мужеством и самоотвержением», – цитирует его сослуживцев Маргарита Николаева. За отличия в военных делах Лермонтов был дважды представлен к наградам.

Свою любовь к Кавказу Лермонтов пронёс через всю свою жизнь и творчество, вплоть до самой смерти в Пятигорске. Поэт погиб в 26 лет на дуэли с Николаем Мартыновым. Один из секундантов, Васильчиков, так описывал момент дуэли: «В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на Лермонтова и никогда не забуду того спокойного, почти весёлого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него», – рассказывается в книге Маргариты Николаевой.

Источник

Как кавказ повлиял на лермонтова. natural history mini. Как кавказ повлиял на лермонтова фото. Как кавказ повлиял на лермонтова-natural history mini. картинка Как кавказ повлиял на лермонтова. картинка natural history mini

Как кавказ повлиял на лермонтова. book scienceforum mini. Как кавказ повлиял на лермонтова фото. Как кавказ повлиял на лермонтова-book scienceforum mini. картинка Как кавказ повлиял на лермонтова. картинка book scienceforum mini

Как кавказ повлиял на лермонтова. 2003 image001. Как кавказ повлиял на лермонтова фото. Как кавказ повлиял на лермонтова-2003 image001. картинка Как кавказ повлиял на лермонтова. картинка 2003 image001

Как кавказ повлиял на лермонтова. Znak natc konkurs. Как кавказ повлиял на лермонтова фото. Как кавказ повлиял на лермонтова-Znak natc konkurs. картинка Как кавказ повлиял на лермонтова. картинка Znak natc konkurs

Как кавказ повлиял на лермонтова. diplom ruk big. Как кавказ повлиял на лермонтова фото. Как кавказ повлиял на лермонтова-diplom ruk big. картинка Как кавказ повлиял на лермонтова. картинка diplom ruk big

Как кавказ повлиял на лермонтова. Spivak. Как кавказ повлиял на лермонтова фото. Как кавказ повлиял на лермонтова-Spivak. картинка Как кавказ повлиял на лермонтова. картинка Spivak

Как кавказ повлиял на лермонтова. image 2003 5 600. Как кавказ повлиял на лермонтова фото. Как кавказ повлиял на лермонтова-image 2003 5 600. картинка Как кавказ повлиял на лермонтова. картинка image 2003 5 600

Как кавказ повлиял на лермонтова. image 2003 4 200. Как кавказ повлиял на лермонтова фото. Как кавказ повлиял на лермонтова-image 2003 4 200. картинка Как кавказ повлиял на лермонтова. картинка image 2003 4 200

ВЛИЯНИЕ КАВКАЗА НА ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

На одном поэтическом вечере дагестанский поэт Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!»

Кавказ – одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М.Ю. Лермонтова.Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил.

Целью моей работы было:

— познакомиться с работами Лермонтова, посвященными Кавказу;

-определить значимость для творчества первых впечатлений Лермонтова-мальчика о Кавказе;

-выявить грани художественного таланта поэта в произведениях, посвящённых Кавказу.

Кавказ занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу». Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет.

Здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь. Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Вспоминая, через пять лет златокудрую девочку и Кавказские горы, он записал в тетрадку свою: «Говорят (Байрон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки».

В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт называет себя «сыном Кавказа»:

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;

На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой,

Всегда и всюду твой!

Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. Как пишет Лермонтов: «Синие горы Кавказа … вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и с той поры все мечтаю об вас, да о небе…».

Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта:

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой.Они меня в младенчестве носилиИ к небесам пустыни Приучили…

Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова. Природа Кавказа таинственна и полна волшебства, с ней поэт стремится слиться, а вот с людьми, юный и мятежный, Лермонтов такой связи не находит, чувствует свою оторванность от их мира. Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая есть.

Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе три дня жизни на свободе.

Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт.

Природа прекрасна и бесконечна, человек же мал и ничтожен, недостоин того величия, которое окружает его. Лишь виды и красоты Кавказа оживляют дух лирического героя, внушают ему мысль, что среди этой первозданной, торжественной красоты и тишины должны быть и необыкновенные люди, достойные этого величия.

Люблю я цепи синих гор,Когда, как южный метеор,Ярка без света и краснаВсплывает из-за них луна,Царица лучших дум певцаИ лучший перл того венца,Которым свод небес поройГордится, будто царь земной.

Об этом явлении «любви» к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: «Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова».

Лермонтов изображает природу Кавказа правдиво, без преувеличений. В стихотворении «Утро на Кавказе» он любовно описывает звезды, луну, облака; «дикой пеленой» вьется туман вокруг лесистых гор.

Вот на скале новорожденный лучЗарделся вдруг, прорезавшись меж туч,И розовый по речке и шатрамРазлился блеск, и светит там и там.

Присущая Лермонтову мятежность, тревога звучит и в его пейзажной лирике, посвященной Кавказу. Он стремится «за стеной Кавказа» укрыться от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей» голубых мундиров, найти покой и справедливость. Но, к огромному своему сожалению, в ущельях и скалах он видит все те же несчастья, которые встречал по всей стране:

Кавказ! далекая страна!Жилище вольности простой!И ты несчастьями полнаИ окровавлена войной.

Об исключительной значимости для творчества Лермонтова периода его пребывания в 1837 году в Пятигорске и Кисловодске лучше всего свидетельствует роман «Герой нашего времени», в котором нашли отражение пятигорские наблюдения поэта.

Лермонтов решил развить в своем очерке образ штабс-капитана Максим Максимыча, в лице которого он отразил лучшие черты кавказского офицерства.

Лермонтов сознательно подчеркнул это сходство. Подобно доброму штабс-капитану, кавказец его молчалив, «сидит себе да покуривает из маленькой трубочки». Он, точно так же, как и Максим Максимыч, возит с собой только чайник «ровно и в жар и в холод носит под сюртуком архалук на вате и на голове баранью шапку; у него,- по словам Лермонтова,- сильное предубеждение против шинели в пользу бурки».

«Не зная истории России и европейской политики,- говорит о нем Лермонтов,- он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного. Он понял вполне нравы и обычаи горцев, узнал по именам их богатырей, запомнил родословные главных семейств. Знает, какой князь надежный и какой плут; кто с кем в дружбе и между кем и кем есть кровь. Он легонько маракует по-татарски…».

Лермонтов от начала до конца показывает служебный путь кавказского ветерана, восполняет недосказанное в «Герое нашего времени».

Изучая творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, я открыла для себя не только великого поэта, но и одаренного художника.

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному, тем не менее, одаренность писателя сказалась и здесь.

Лермонтов рисовал с детства. В четырнадцать лет написал поэму «Кавказский пленник» в подражание пушкинской. И сам изготовил к ней картинку: черкес тянет пленника на аркане, фон-горы.

Сохранилась акварель в альбоме, в котором Лермонтов рисовал в те ранние годы для себя. Она еще не умелая, но интересно, что Лермонтов изобразил море, волны и парус. Стихотворение «Парус» еще не написано. А образ одинокого паруса уже зарождается.

Стихотворение «Родина» будет написано еще только через десять лет, а чету белеющих берез мы уже видим на полудетском рисунке.

Его рисунки необычайно выразительны, динамичны, живописные полотна великолепны по колориту.

Немного было в мире поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор посредством стиха и прозаической фразы, звучание которых составляет неизъяснимую прелесть, заключенную в музыкальности каждого слова и в самой поэтической интонации. Немного рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так – динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, Лермонтов мог бы стать настоящим художником.

Один из самых известных портретов Лермонтова, едва ли не лучший, тот, где поэт изображен на фоне гор, в бурке, накинутой на куртку с кавказскими газырями. Через плечо, на ремне, перекинута черкесская шашка. Лицо – с огромными печально взволнованными глазами, и хотя черты неправильны – лицо прекрасное, вдохновенное. Замечательно в портрете то, что он гармонирует с нашим восприятием поэзии Лермонтова. И не менее замечательно, что Лермонтов написал портрет сам, написал акварелью, глядя на себя в зеркало, и автопортрет – одна из его лучших живописных работ.

По итогам моей работы можно сделать выводы. Еще когда стремительно набирающий высоту поэтический дар юного Лермонтова делал первые шаги, Кавказ занимал видное место в его творческой палитре.

С раннего детства и на всю жизнь «Синие горы Кавказа» станут для поэта священны. Всю жизнь он будет щедро, с восторгом и упоением дарить им свой удивительный талант.

Все его произведения отличает сочетание простоты и возвышенности, естественности и оригинальности.

Пробуждение первого чувства соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы.

Лермонтовский Кавказ – это ощущение свободы, душевного спокойствия. В лирике Лермонтова Кавказ дает ощущение свободы, незыблемости мироздания. Как будто отдельно взятый человек вдохнул полной грудью воздух свободы… Особенно хорошо понимаешь это, глядя на картины Лермонтова.

Немного рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так – динамично, объемно, красочно,- как Лермонтов.

Как сладкую песню отчизны своей, люблю я Кавказ!

Список литературы

И. Андроников Лермонтов.- Москва, «Советский писатель», 1951г.

Лермонтовская энциклопедия. – Москва, «Советская энциклопедия», 1981г.

А.В. Попов Лермонтов на Кавказе. – «Ставропольское книжное издательство», 1954г.

Источник

Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова

Как кавказ повлиял на лермонтова. lertmontov. Как кавказ повлиял на лермонтова фото. Как кавказ повлиял на лермонтова-lertmontov. картинка Как кавказ повлиял на лермонтова. картинка lertmontov

Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова

Самые ранние свои стихотворения Лермонтов посвятил Кавказу. 14-летний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» (1828 г.), «Кавказский пленник» (1828 г.) и пр., в которых сильно подражает Пушкину.

Чуть позже Лермонтов пишет стихотворение «Прими, прими мой грустный труд. » (1830 г.), где описывает природу Кавказа. В этот же период юный поэт выражает свою привязанность к Кавказу в одноименном стихотворении «Кавказ». Вообще в своих юношеских тетрадях Лермонтов часто возвращается на Кавказ в своих воспоминаниях.

Вспоминая Кавказ, юный Лермонтов создает целый ряд поэм из жизни кавказских горцев: в 1830-1831 гг. поэму «Каллы» (черкасская повесть), «Демон» (начало работы), «Измаил-Бей». Немного позже, в 1833-1834 гг., Лермонтов пишет поэмы «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи». Все эти произведения имеют отношение к Кавказу.

В 1839 г. молодой поэт Лермонтов завершает работу над знаменитой поэмой «Демон», над которой работал с 14 лет. На последних этапах работы в «Демоне» появляются описания природы Кавказа и местных жителей. Главной героиней поэмы является грузинка Тамара.

«Лермонтов не только русский поэт; он, кроме того, поэт кавказский. Он так много воспевал Кавказ, так часто жил здесь, что трудно говорить о творце «Героя нашего времени», «Демон», «Мцыри», не упоминая об его отношениях к нашему краю.

Если поэт так много заимствовал от кавказской природы и жизни, то не менее ценный дары он принес своей второй родине. Поэтизируя наш край в среде всей образованной части русского общества, он, быть может, более чем кто-нибудь другой сблизился и сроднил Кавказ с остальною Россиею. Всякий приезжий к нам северянин, интересующийся нашим краем, знает наизусть Лермонтова, и наоборот, всякий образованный обитатель обширной русской территории, знающий наизусть Лермонтова. невольно заинтересовывается и нашим краем, как чудным сказочным миром, как волшебною родиною поэзии. Точно также и образованная часть кавказского туземного общества, в лице Лермонтова, полюбила русскую поэзию, русское образование, русскую культуру.» (Г. М. Туманов, «Характеристики и воспоминания. Заметки кавказского хроникера», кн. 1, 1900 г.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *