Как казахи относятся к киргизам

Как казахи относятся к киргизам

Ни для кого не секрет, что киргизы и казахи – народы родственные, у них схожие обычаи, языки и традиционная одежда. Даже приготовление блюд национальной кухни и свадебные обряды во многом совпадают. В различных документах Российской империи казахи часто назывались киргизами.

И все же, это два разных народа. Они отличаются друг от друга не только тем, что одни живут на бескрайних просторах Центральной Азии, другие – в горах Тянь-Шаня, Северного Памира и по берегам легендарного озера Иссык-Куль. В чем же на самом деле заключается различие между казахами и киргизами?

Древний народ

Согласно историческим данным, киргизы – народ очень древний. Эти тюркоязычные кочевники-скотоводы испокон веков обитали в верховьях Енисея и на территории Южной Сибири, затем они перебрались в восточный Тянь-Шань. Еще в III веке до н.э. китайский летописец Сым Цянь упомянул в своем произведении «Ши цзи» о государстве киргизов.

История этого народа знает много побед и поражений, владения кочевников-скотоводов то разрастались до огромных размеров, то уменьшались под давлением не менее воинственных соседей. Так, в IX веке Кыргызский каганат захватил уйгурское государство, распространив свое влияние на Монголию и Тыву. Но во времена походов Чингисхана киргизы, как и многие другие народы, были поглощены завоевателями. После распада Золотой и Белой Орды, основанных монголами, большинство киргизов мигрировали на Тянь-Шань и север Памира, где живут и сейчас.

Длительная история народа отразилась в устном творчестве. Киргизы создали самый объемный поэтический эпос в мире, повествующий о жизни богатыря Манаса, который объединил свой народ, согласно легенде. Эпос передавали из уст в уста. Одна из версий «Манаса», записанная в исполнении известного народного сказителя Джусупа Мамая, была опубликована в 18-ти томах, выходивших в г. Урумчи с 1984 по 1995 годы.

Молодой народ

Казахи – очень молодой народ, а по сравнению с киргизами – просто новорожденный. Первые исторические упоминания казахов датируются серединой XV века. Керей и Жанибек – два султана из династии Чингизидов – были недовольны властью хана Абул-Хайра, который возглавлял Узбекский улус (это государство возникло после распада Золотой Орды). Недовольные султаны увели свои племена в степи, расположенные на юго-востоке современного Казахстана.

Поскольку тюркское слово «казак» использовалось многими людьми для обозначения свободного, вольного человека, отказавшегося жить, подчиняясь властям, то племена Жанибека и Кирея стали называть себя именно так. Ведь они самовольно покинули Узбекский улус ради свободной жизни.

Официальные структуры Российской империи, в XVIII веке продвинувшей свои границы далеко на восток и активно заселявшей Урал и Южную Сибирь, столкнулись с проблемой. Нужно было как-то различать казаков, живущих на Дону и Кубани, от тюркоязычных кочевников-скотоводов, называвших себя тем же словом. Поэтому появился этноним «киргиз-кайсак». О народе киргизов русские хорошо знали, а «кайсак» – это исковерканное слово «казак».

Впоследствии дополнение «кайсак» исчезло из составного этнонима, и казахов в Российской империи стали именовать просто киргизами, не утруждаясь излишними разбирательствами. Самоназвание народа «казак» было утверждено уже при советской власти, а в 1936 году руководство СССР решило ввести этноним «казах» – опять, чтобы избежать путаницы с казаками. Так и повелось.

Матриархат

Изначально у тюркоязычных кочевников-скотоводов был матриархат. Отдельные историки отмечают, что женское правление племенами Центральной и Средней Азии закончилось примерно в V веке н.э. Хотя процесс утверждения патриархата шел неравномерно, и имеются свидетельства путешественников об отдельных женщинах-правительницах, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами, вплоть до XIII века.

Будучи древним народом, киргизы сохранили многие традиции матриархата, что заметно даже сейчас. У этих людей настоящий культ женщины-матери, а слово хозяйки домашнего очага для ее детей – это закон. И даже влияние ислама, который киргизы приняли вместе с другими народами Средней Азии, мало отразилось на отношениях между людьми в семье.

Жителям Российской империи было известно о матриархате, бытовавшем у киргизов. Не случайно ода «Фелица» известного поэта Гавриила Державина (1743-1816 гг.), посвященная Екатерине II, начинается так: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна…» Далее из текста ясно, что именно эта «царевна» мудро и добродетельно управляет всем государством, к чему автор призывает и российскую императрицу.

В эпосе «Манас» также есть упоминания традиций, свойственных матриархату. Так, после гибели главного героя его сын Семетей воспитывается в семье своего дяди Исмаила (старшего брата матери, которую звали Каныкей). То есть, ответственность за ребенка возлагается на его родственников по материнской линии, ведь и сам малыш считается продолжателем этой династии.

У казахов, которые как народ сформировались гораздо позже, когда патриархат уже прочно засел в головах людей, в том числе и под влиянием религии, женщины играют не меньшую роль в семье, но делают вид, что все решают мужчины. Все-таки традиции кочевой жизни, когда главное слово было за матерью, хранительницей очага, все еще крепки в народном сознании.

Головные уборы

Национальная одежда двух народов во многом похожа, но есть и некоторые отличия. Например, киргизский мужчина носит ак колпак – головной убор конусообразной формы с полями, который шьется из четырех клиньев белого войлока, расширяющихся книзу. Ак колпак традиционно украшается этнической вышивкой.

А национальный головной убор казаха – айыр калпак представляет собой шляпу с полями, загнутыми кверху. Она изготавливается из тонкого войлока, а снаружи отделывается бархатом или атласом, расшитым золотыми нитями у богатых людей.

Киргизские женщины носили элечек – сложный и объемный головной убор, стоящий из нижнего платка, шапочки, тюрбана и верхнего платка. На изготовление тюрбана состоятельных женщин уходило до 30 метров белой ткани, такой элечек украшали подвесками из драгоценных металлов.

Казахский традиционный женский головной убор называется кимешек. Он проще и состоит всего из двух частей: белого платка и тюрбана, который наматывается сверху. И ткани на изготовление кимешека тратилось гораздо меньше.

Как отмечают этнографы, различия в головных уборах двух народов обусловлены тем, что киргизы жили в горах. Ак колпак прекрасно спасал мужчин от летнего зноя и злых зимних ветров, а ткань элечека использовалась для перевязки раненных, ведь во время кочевок по горным ущельям травмы случались довольно часто.

Язык и произношение

Отличить представителей двух народов проще всего по произношению. Хотя киргизский и казахский языки похожи друг на друга больше, чем русский и белорусский, ученые все же относят их к разным подгруппам.

Изначально киргизский язык, на котором говорили жители верховий Енисея и Южной Сибири в III веке до н.э., относился к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков. Но постепенно под влиянием соседних племен он изменился и теперь относится к киргизско-кыпчакской подгруппе, в которую также входят южноалтайский и ферганско-кыпчакский языки.

Казахский ученые-лингвисты распределили в кыпчакско-ногайскую подгруппу вместе с ногайским, карагашским и каракалпакским языками.

То есть, этнически казахам ближе ногайцы, а киргизам – алтайцы.

По утверждениям лингвистов, произношение казахов ближе к русскому, а киргизы говорят значительно жестче и тверже. Кроме того, большинство фраз они произносят на выдохе. Если в слове есть слоги «чэ» или «чы», то киргиз так и скажет, тогда как в устах казаха это будут «че» и «чи» (заметно мягче).

А сдвоенные гласные киргизы произносят на одном выдохе, как в случае названия горного хребта Ала-Тоо. В отличие от них казах сделает чуть более длинную паузу между двумя звуками «о», чтобы отделить их друг от друга.

Источник

Из истории казахско-киргизских взаимоотношений

Как казахи относятся к киргизам. 73e8d723f583f80dfad13049327b4b1b. Как казахи относятся к киргизам фото. Как казахи относятся к киргизам-73e8d723f583f80dfad13049327b4b1b. картинка Как казахи относятся к киргизам. картинка 73e8d723f583f80dfad13049327b4b1b

Поскольку Кыргызстан – это независимое государство, мы должны знать историю соседа.

Во времена «Қыргыс уйэтэ» киргизы рассыпались, словно птичий помет, одна часть осталась в поселениях древних усуней на Алатау, вторая часть ушла в Приаралье, а третья часть осталась в Сибири. Киргизы, оставшиеся в Сибири, сопротивлялись Российскому государству, затем, как известно, вошли в состав Джунгарии.

Как казахи относятся к киргизам. Kyrgyz Wedding Rites Ironing Hair WDL10891(1). Как казахи относятся к киргизам фото. Как казахи относятся к киргизам-Kyrgyz Wedding Rites Ironing Hair WDL10891(1). картинка Как казахи относятся к киргизам. картинка Kyrgyz Wedding Rites Ironing Hair WDL10891(1)

После этого в источниках упоминается имя киргизского вождя Кокема, который был близок к Есим хану. Опираясь на древние легенды Ч. Валиханов писал, что в те времена киргиз-казахские отношения были очень близкими:

«С киргизами отношения в те времена были более дружны и миролюбивы. Ишим хан имел в своем распоряжении родоначальника бия Кукема, при помощи которого ему удалось низвергнуть Турсуна катаганского и чанчклинского. В память союза киргизов и казаков Ишим построил в Ташкенте башню, которая существуют до сих пор и называется «Көкемнің көк күмбезі» (Синий купол Кукема).

Также имя Есим хана упоминается в связи с происхождением рода под названием Катаган. По этим легендам выясняются подробности войны между Есимом и Турсыном:

«Түгелдүн малы эсеби жоқ көп болгон үчүн Түгөл көп малын айдап, көчүп, Сусамырды жайлатын, андан ары Олуя-Ата-Таласқа көчүп түштү. Олуя-Атанын қаны Эр Эшимкандын элине арашалшып, көшулуп конот».

Похоже, так состоялось знакомство Есим хана и киргизского бая Тугеля. Во время подготовки похода против калмыков Тугель бай подарил Есим хану скакуна Сарыпкула (Шапкула, Шарыпкула):

«Шапкуланын сөөгү туюк болду деп минип алып, өзүнүн элинен миң киши қол алып, жана катаган кан Турсун дегенден миң киши қол алып, элин кан Турсынга тапшырып, эки мын қол менен жөнөп кетет. Қалмаққа барып, мөрөйү үстүп болүп, олжо аттын кара капталынан болүп, үч жылы токтолүп, қалмакты сурап калат».

Вернувшийся с калмыкского похода Есим хан застал свою ставку разбитой и разграбленной:

«Олуя-Атаға барса кеткен карга жок, жан адам таппай, аң-таң болыпты…Эшимкан калмакка қол аттанып, үш жылга кечигип калганда, катаган кан Турсын Эшимкандын елин чаап алып, Олуя-Атадан суруп, кол башы тесейнне жана ар кайсы жактарга, Анжиян, Ташкенге жана казакка тентриретип жиберипти».

Таким образом началась война между Есим ханом и Турсыном, которая завершилась полным крахом народа катаган и гибелью Турсын хана. Услышав весть о победе Есим хана, взятии Ташкента и гибели Турсын хана, Тугель бай отправил своего сына Мангыта к Есим хану с просьбой сауга (дар, подарок из военной или охотничьей добычи). Хан, в благодарность за скакуна Сарыпкула и поддержку в войне с катаганами, подарит ему одну из дочерей Турсун хана:

«Эми ошол кан Турсундүн кызынан туулган Мангыттың балдары…Сүйоркул батыр, Казыгул, Эсиркемиш, дегендерди тууган. Ошон үчүн, энелери Катаган кызы болгондуктан бул үчеенүн уругы Катаган деп аталып калды» (Қырғыздар: санжыра, тарых,мурас,салт. Т. 2, Бишкек,1993. 59 б. )

Внешняя политика Салкам Жангира была тесно связана с Восточным Туркестаном. Возможно, это было связано и с нарастающей угрозой со стороны ойратского союза. Поэтому имя Салкам Жангира в большинстве своем упоминается в связи с казахско-джунгарскими отношениями, и погиб он в 1652 году во время отражения джунгарской атаки на киргизов. В калмыкском устном творчестве это история повествуется с конкретными доказательствами:

«Зимою года усун лу (1652г.) Цецен-хан возвратился в свои кочевья из похода на бурутов; в этом походе 17-летний Галдама лично заколол Янгир-Хана, повелевавшего бурутами и киргиз-кайсаками и питавшего непримиримую вражду к зюнгарскому Ердени Батур-Хон-тайчжию и его союзнику и зятю хошоутовскому Цецен-Хану» (Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста, 1969, с.45.).

Резюмируя этот период, как и писал Белек Солтоноев: «1628-жылында казак ханы эңчер бойлуу эр Эшимге кыргыздын карап тургандыгы анын баласы 1717-жылында өлгөн Тооке ханга кыргыз Анжиан, Алайга жете калмактан качканга чейин (1684-85) карап турган». Итак, согласно Белеку Солтоноеву: «демек кыргыз 1510-1685 жылдарда карап турган. Буга караганда кыргыз 170-жыл чамалуу казакка карап турган деп айтууга мүмкүн болсо керек».

Здесь следует уточнить: киргизы отделились от казахов во времена «Ақтабан шұбырынды» «когда казахи пили сок березы, киргизы перешли Гиссар». Но к середине ХVІІІ века в Центральной Азии снова установилась традиционное политическое состояние. В результате кровопролитных войн Джунгарское ханство исчезло с лица земли, казахи обозначили границы со своим новым соседом Китаем. И в это время киргизы, переселившиеся из Бадахшана, стали грызться из-за земель между Иле и Чу, тес самым отбирая покой у казахов. Кокжал Барак со своими батырами в 1767 году погиб от рук киргизов, из их голов была сооружена «кәлла мұнара (башня из голов)» определяющая границу. Б. Солтоноев объясняет, что это случилось, чтобы вернуть прежний статус казахско-киргизским отношениям:

Лишь после этой бойни в 1770 году Абылай отправился в Алатау. Как пишет Белек Солтоноев, после умерщвления Барака и безнаказанности за содеянное, киргизы возгордились:

«Кыргыз менен казактын арасы сан Барак жеңилген соң катуу бузулуп, кыргыздын көкүрөгү өсүп, казакты баштагыдан бетер уурдап, талап, жыгып алып карактап, чоң кордук көрсөтүп, көбүнчө сайак кыргызынан: чакыр, уман, жаманак (кабалардын хан Садырдын күчөгөнчагы, ошого сүйөнүп) тынчын алганда, чыдай албастан, казактар кеңешип короолош уругунан Жоогаш баатырды Абылай ханга жиберген. Абылай ханга барып Жоогаштын айтканы:

— Алдаяр таксыр! Алатоону жердеген макоо кыргыз, көбүнчө Көкжал Барактын согушунан соң, бизди тынчытпастан кордук көрсөттү, малыбызды урлады, өзүмүздү карактады. Кыргыздын баштыктарына көбүнчө Каба Арзыматтын уулу хан Садырга киши кийирсек, анын берген жообу: Чапырашты, Жапекти өлтүрдүм. Абак-Таракты алдым. Көкжал Баракты алдым, Чолок Коргон Созокту алдым. Сор аяк Абылай хан сартыңды алууга аз калдым деген. Абылай:

Ошол жылы Абылай хан Сары Аркадан аттанып келип Ташкенди кыдырып жаныш (дуулат) казагынан Байтикти улук кылып, өзү Ташкенди кыштап калган. Кыргыздан элчи барып көпкө жатып калып кыргыздын көпчүлүгү менен кеңешип, жооп берүүгө убадалашып кайткан. Көктөмдө Абылай Ташкенден келип, Меркенин түн багыты Короготу өзөнүндө «Түйүшкөн» деген жерге колу менен жатып калып, кыргыздын жообун алып кел деп Жоогашты жиберген. Жоогаш келип, солто кыргызы Жайыл менен Момоканга сүйлөшүп, ыгы келише албай бузулушуп кайткан».

Как казахи относятся к киргизам. IMG 4096(1). Как казахи относятся к киргизам фото. Как казахи относятся к киргизам-IMG 4096(1). картинка Как казахи относятся к киргизам. картинка IMG 4096(1)

Уже не раз говорилось о «Жаильской бойне», поэтому мы приведем лишь краткий отрывок из записи М.Ж. Копейулы: «И тогда хвастался киргизский правитель Садыр бала: Кази Мамека взял, Алибек Шолака взял, Кокжал Барака взял, говорят на Арке есть старик по имени Абылай. Что он мне сделает?!». Абылай, услышав эти слова, собрал все три жуза, бросил клич Алаш «Қыл құйрық», отправился к кыргызам. разбили киргизов в пух и прах, обратили в бега, казахи их преследовали и не дав им до перевалов Карабалта, Сокылык, уничтожили многих.

Этот «аманат» был в силе вплоть до Кенесары. В случае нарушения клятвы, род, предоставленный в качестве аманата, подлежал истреблению. Кенесары десять лет воевал с русскими, когда он со своим народом приблизился к границе киргизов, принцип аманата действовал как документ с печатью. Б.Солтоноев пишет:

«Кыргыз менен элдешип турууга киши жиберели, эгерде болбосо күч менен караталы деп, 1846-жылы эрте көктөмдө Кенесары көчүп келип Жангарач, Жантай, Тыналы, Төрөгелдиге элчи жиберген». Қырғыз басшылары «чаар атка жолборстун терисин жаап, тартуу кыла» елшілік жіберген күні «бөлөкбай кыргызы төкөлдөш уругунан Илип деген барып, Кенен хандын тогуз кысыр ак чаар байталдарын уурдап келип, семизин союп, арыктарын өткөрүп жиберген». И когда пришел человек Кене хана, его выпроводили со словами: «мында казактын жылкычысы жок» деп, күлүшүп жооп бербеген».

После того, как Кенесары начал наказывать киргизские рода со словами: «раз не вняли послам, может поддадитесь враждебным намерениям», Жантай манап отправил своего посла «Калыгулду элчиликке жиберген». «Калыгул өз сөзүндө бул сапарда берген убадасы аныгы мындай болгон: казак, кыргыздын жоосу болсо биргелешип жоолайлы, өзүбүз эл болуп туралы, чоң кеңешибизди Кенеханга салып, анын айтканынан чыкпайлы». После этого киргизы убили Саурык батыра и снова начинается вражда.

О соглашении Калыгула с казахами Белек Солтоноев говорит, что слышал этот рассказ от него самого: «Бул сөздүн баарын 1895-жылында Калыгулдун үйүндө олтуруп, элге айтып берип жатканда оозмо-ооз жаздым. Кенесарынын башын алып барганда алган алтын медалдары бар экен. Түштөнүп олтурган элдин өтүнүчү боюнча көрсөттү». Это и есть первоисточник тех разговоров, которыми нас упрекают сегодня, говоря, что Кенесары напал на киргизов.

Как казахи относятся к киргизам. 23b889c001d2786a3bdbd858ba8d6360(1). Как казахи относятся к киргизам фото. Как казахи относятся к киргизам-23b889c001d2786a3bdbd858ba8d6360(1). картинка Как казахи относятся к киргизам. картинка 23b889c001d2786a3bdbd858ba8d6360(1)

Каким бы не было государство, оно не может сразу создать традиции самостоятельной государственной деятельности. Существует целый комплекс наук об управлении страной, к тому же и у народа есть какая-то внутренняя связь и ответственность к государству. Издревле казахи свою политическую власть давали ханам-чингизидам, и поэтому несли ответственность перед ханским родом. Это видно даже из традиции здороваться с ханской династией. И в свою очередь представители династии Чингис хана считали своим главным долгом служить государству, и, если будет нужно, отдать свою жизнь за него.

Киргизы – народ, у которого только начинает формироваться государственная традиция, только начинают появляться механизмы управления государством, межгосударственная этика. Как и многовековая ханская традиция, верховная власть должна наизусть знать все механизмы разрешения, предотвращения конфликтов с соседними странами. Власть, которая не может предотвратить конфликты с соседней страной, невольно наталкивает на мысли, что они не знают историю киргизско-казахских отношений.

Источник

Почему казахов называли киргизами

Как известно, до революции казахов называли киргизами. Журналисты попробовали разобраться в том, почему это произошло и откуда пошла путаница.

Поговорите на Иссык-Куле с любым местным жителем, и он обязательно спросит: «А ты знаешь, что до революции казахов называли киргизами?» Да и в начале советских времён не было никакого Казахстана, а была Киргизская ССР?», пишет газета «Экспресс К». Действительно, почему до Октябрьской революции казахов называли киргизами? Как-то автор материала попробовал задать такой вопрос ещё в школе, но учитель истории что-то туманно бормотал про общность наших народов и про киргиз-кайсаков. Ему пришлось выяснять самому, но лишь недавно он узнал историю этого вопроса с помощью ведущего сотрудника Института истории и этнологии Ирины Ерофеевой.

Оказывается, вся эта путаница случилась по вине журналистов, живших 280 лет назад. Казахи стали киргизами из-за обычного журналистского ляпа. Но начнём по порядку.

Слово «қазақ» появилось в XV веке, когда в 1460 году ханы Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сыр-Дарьи в Семиречье – на земли правителя Могулистана Есен-буги. Там в 1465 году они образовали Казахское ханство. Эти племена стали именовать себя свободным людом – «қазақтар» (в русском языке «казахи»). Долгие годы и века те кочевники гордо именовали себя «мен қазақ». Даже в царских документах казахи упоминаются под своим собственным именем.

Например, в журнале русского посланника в Джунгарию Ивана Унковского (1722) можно встретить упоминания о казахах именно под именем «казак». Но Унковского тогда мало кто читал. Более популярной была книга голландца Николая Витзена. Сей нидерландский негоциант по заданию Петра I должен был собирать данные о народах, живущих к югу от Российской империи. Задание в принципе он выполнил, хотя не очень честно. Побоявшись ехать в опасные степи, он обосновался недалеко и стал брать «интервью» у приезжих чиновников, путешественников и купцов, которые побывали там.

Кто-то дал правдивый сказ, а кто и приврал, но, как бы то ни было, все рассказы уместились в сборник Витзена «Северная и Восточная Тартария». В этом труде действительно много полезной информации: к примеру, есть данные об отце хана Абулхаира – султане Кажы. В своей книге Витзен распределил народы Азии по географическому признаку: он дал описание башкир (башкортов), енисейских кыргызов, хакасов и казаков. Информация о казахах была помещена в главу «Бухария». Казахи фигурировали у него под собственным именем «казаки» или «татарские казаки» – подданные Бухары.

Последнее связано вот с чем. Казахское ханство в конце XVII века вело борьбу с Бухарским ханством за сферы влияния на территории Средней Сыр-Дарьи. В те времена отдельные территории современного Южного Казахстана постоянно переходили из рук в руки. Какое-то время Бухара распространила там своё политическое влияние, поэтому голландец Витзен в разделе «Бухария» и поместил очерк, посвящённый казахам. Вроде и книжка его познавательная, и казахи названы своим собственным именем, но в 1734 году случился казус.

В Санкт-Петербург с официальным визитом прибыла делегация, которую возглавлял сын хана Абулхаира султан Ералы. В то время русская публика мало что знала о казахском народе, поэтому газета «Санкт-Петербургские ведомости» решила дать большую статью на эту тему. Главный редактор Михайло Ломоносов поручил это дело одному сотруднику редакции. Тот сразу схватился за книгу Витзена. Беда всех журналистов – это вечная спешка: кровь из носа срочно статью в номер! Поэтому тот шелкопёр до главы «Бухария» просто не долистал.

Он добавил от себя ремарку: «Казахи произошли от енисейских киргизов». Кое-как состряпав статью и добавив немного интриги, журналист сдал свой опус в номер. В нём подразумевалось, что речь идёт о казахах, а на самом деле – о енисейских киргизах, или будущих хакасах. «Санкт-Петербургские ведомости» – это был главный официальный рупор Российской империи, поэтому всё, что было написано в этой газете, воспринималось читателями как истина в последней инстанции. По этой причине «филькину грамоту» о казахах все восприняли как достоверную. В официальных документах и делопроизводстве, имеющих государственное значение, слово «казах» было заменено на «киргиз».

«Возникла крайне анекдотичная ситуация, поскольку эта статья появилась в официальной газете царского правительства. Это было воспринято как закон для употребления, – говорит Ирина Ерофеева. – Фактически с этого времени чиновники во всех официальных документах стали именовать казахов киргизами». Тем более для царских чиновников это было удобно, чтобы отличать казахов от сибирских и яицких казаков. Хотя этимология этих слов разная, но поскольку в русский язык ещё не были введены графические знаки, фиксирующие фонетику, то возникала путаница между таким социальным слоем, как казаки, и названием целого народа казахи.

Надо сказать, что серьёзные учёные пытались исправить этот журналистский ляп. О том, что не нужно путать киргиз-кайсаков с казахами, первым написал в 1750 году академик Миллер. В 1771 году в своей рукописи об этом же говорил русский путешественник Барданес. Свой труд он так и назвал – «Киргизская или казахская хорография». Он уделил особое внимание тому, что так называемые «киргизы» никогда не называли себя киргиз-кайсаками, а говорили «мен казак» – «я казах». С этой исторической ошибкой боролся и Чокан Валиханов.

Но кто у нас слушает учёных! Как начали называть казахов киргизами, так на 200 лет это и осталось. Да, велика журналистская вина, но единственным оправданием служит лишь то, что название «казах» вернулось тоже благодаря журналисту. И не просто журналисту, а писателю, поэту, государственному и общественному деятелю Сакену Сейфуллину. В газете «Енбекши казах» была опубликована его статья «Давайте называть казахов казахами – исправим ошибку». Сейфуллин был председателем Совета Народных Комиссаров республики, то есть главой правительства, поэтому его слово много значило.

«Каждому казахскому гражданину нужно прекратить называть себя «киргиз», необходимо почаще говорить «казах», чтобы это слово стало привычным для слуха других народов. Центральное правительство Казахстана должно прекратить использовать слово «киргиз» и должно издать декрет о применении слова «казах» при названии народа».

Потом последовали и другие статьи Сакена Сейфуллина на эту тему. В них он постоянно поднимал вопрос о переименовании киргизов в казахов и упорно именовал республику не Киргизской АССР, а Казахстаном. И переломил-таки общественное мнение! С V съезда Советов 1925 года казахов стали называть правильно. Тогда же появилось и название страны – Казахстан.

Публикация Said Argyn в группе Фейсбук «Tengri»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *