Как казахи относятся к татарам

Как казахи относятся к татарам

Как казахи относятся к татарам. . Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка7533

Татары Казахстана: многовековая история дружбы и общности

Татары являются одной из самых многочисленных и исторически сложившихся этнических групп Республики Казахстан. Хотя массовое заселение татарами казахских степей относят к XVIII веку, более глубокие исследования показывают: присутствие предков татар в Степях имело более длительную историю, начинающуюся еще в X-XIII веках до формирования Золотой Орды.

С распадом Золотой Орды в начале XV века западную территорию Казахстана охватывало кочевое государственное образование Ногайская орда. «Ногайский компонент» в дальнейшем сыграл весомую роль в этногенезе татар, казахов и башкир.

Как казахи относятся к татарам. 14. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-14. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 14 Как казахи относятся к татарам. detail d844c27bab89b5a5b981dc07e951de0e. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-detail d844c27bab89b5a5b981dc07e951de0e. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка detail d844c27bab89b5a5b981dc07e951de0e

Татары первыми из тюрков перешли на оседлый образ хозяйственной деятельности. Уже в первой половине XVII века начинает формироваться Татарская слобода в Уральске, где помимо казаков селятся татары, занимающиеся земледелием, ремесленной деятельностью, торговлей. Во второй половине XVII века татарские купцы из Астрахани появляются в основанном в 1640 году Нижнем Яицком городке (современный г. Атырау). В первой половине XVIII века татары в качестве писарей и переводчиков казахских ханов присутствовали и в других регионах Степи.

Заселение татарами степей Казахстана во второй половине XVIII века было обусловлено целым рядом причин. Важнейшим внешнеполитическим фактором стало присоединение в 1730-х годах Младшего и части Среднего жуза к России.

Наиболее близкими для казахов из народов Российской империи были татары и башкиры. Этнические группы сближало общее происхождение, близость языков (татарский, башкирский и казахский относятся к кыпчакской группе тюркских языков), религия: ислам суннитского толка, который у казахов был перемешан с традиционными верованиями и только получал распространение.

Первые татарские школы в местах компактного проживания татарского населения в казахской Степи появляются еще в XVIII веке, несмотря на то, что официально зарегистрированными они становятся значительно позже. В конце XIX века татарские медресе функционировали практически во всех крупных городах казахской Степи и сельских татарских населенных пунктах. В татарских школах массово обучались не только татары, но и казахи, этому способствовала близость двух национальных языков.

Подготовительным этапом «проникновения» татар в казахскую Степь стало массовое заселение ими приграничных западных территорий современного Казахстана.

В Семипалатинске с 60-х годов до середины 90-х годов XVIII века торговые татары размещаются на территории Меновой слободки, находившейся на полуострове Полковничьем. Из-за сильных разливов Иртыша в 1798 году слободка была перенесена на новое место, которое позже стало называться Татарской слободой, где купцы построили гостиничный двор и мечеть. Татарская слобода вскоре становится одной из самых больших слобод в городе и срастается с форштадтом крепости, где в основном проживало русское население. Численность татар в Семипалатинске в 1836 году составляла около 1500 человек. Татары начинают селиться и в близлежащей к Семипалатинску крепости Усть-Каменогорской, вблизи местного менового двора.

В XVIII-XIX веке татары расселяются практически по всей территории казахской Степи. Их общее количество в казахской Степи достигло более 50 000 человек.

Всплеск изданий татарской периодической печати пришелся на революционное и постреволюционное время. В начале XX века в казахской Степи среди мусульман начинает набирать популярность и театральное движение. Сначала там гастролировали приезжие труппы из Казани «Сайяр», «Hyp», «Ширкат». Они часто привлекали на небольшие роли местных татар, которые потом стали инициаторами создания театральных трупп в таких городах, как Акмолинск, Петропавловск, Верный, Кустанай, Семипалатинск.

С казахской землей связана жизнь и деятельность многих известных представителей татарской культуры. В Степи родились татарский поэт Нури Арсланов (1912-1991), публицист и драматург Акрам Галимова (1892-1913), историк Курбангали Халиди (1846- 1913), журналист и певец Камиль Мутыги (1883-1941), художник Макмун Сутюшев (1906-1990) и т.д.

Тесная интеграция казахской и татарской культуры в Степи привела к тому, что многие татарские публицисты, поэты писали свои произведения на казахском языке, и эти произведения являются знаковыми для той и другой литературы.

С развитием городов и транзитной торговли со Среднеазиатскими ханствами и Китаем в Степи значительно возрастает численность татарских купцов. Торговля, как правило, была семейным делом татар.

Татарские купцы и промышленники принимали активное участие в самоуправлении города и регулярно избирались в гласные городской думы степных городов.

В XIX – начале XX века в казахской Степи формируется мощная прослойка татарской буржуазии, которая внесла весомый вклад в социальную поддержку, выстраиванию духовной инфраструктуры, а также оказала существенное влияние на общественную жизнь городов.

Революция и последовавшая за ней гражданская война, голод 1919-1922 годов привели к значительным демографическим трансформациям в Казахстане. Если по официальным данным численность татар за 9 трагических лет сократилась на 17 642 человек или на 18,4%, составив 79 758 человек, то по альтернативным подсчетам известного казахстанского демографа А. Н. Алексеенко, в 1926 году в Казахстане проживало лишь 62 200 татар.

Численность татарского населения, согласно переписи 1939 года, составляла 108 127 человек, по альтернативным подсчетам – приблизительно 95 100 человек, что все же уступает предреволюционным показателям. Наибольшее количество татар концентрируется, согласно новому административному делению, на севере Республики Казахстан в Северо-Казахстанской области, на востоке в Семипалатинской области, на юге в Алматинской области и в бурно индустриализирующейся Южно-Казахстанской области.

После завершения Великой Отечественной войны масштабный характер приобретает освоение целинных земель, что привлекает огромное число татар из Татарстана, Башкирии и других регионов России.

В 1954 году по соглашению советского и китайского правительств началась репатриация татар из Синьцзяна в СССР. Несколько тысяч татар вернулись в Казахстан, где они обосновались, главным образом, в южных регионах Республики.

В результате индустриализации, регионами наиболее массового заселения татар становятся центральная и южная часть Казахстана — Карагандинская и Чимкентская области, где приблизительно в равной степени стало проживать в общей сложности свыше 50 000 человек, или более 25% от всей татарской общины Республики.

В Казахстане количество татар в 1970 году достигает отметки в 287 712 человек, увеличившись за 11 лет в полтора раза.

В 1989 году численность татар, проживающих в Казахской ССР, достигает своего исторического максимума — 329 982 человек.

Ярким индикатором ассимиляции выступает трансформация брачного поведения татар. Если в 1959 году количество смешанных браков у представителей татарской национальности составляло лишь 28,1%, то в 1979 году уже — 59,8%, а в настоящее время — около 90%.

Дома татар располагались в городах казахской Степи весьма компактно, образуя вместе с мечетями и медресе национальные махалля, которые до сих пор имеют так называемые народные названия, например, район «Татарка» есть в Алматы, «Наримановка» — в Костанае и т. д.

Как казахи относятся к татарам. 18. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-18. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 18 Как казахи относятся к татарам. bcb74c3f912e2c6a2fe032fb0db2c. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-bcb74c3f912e2c6a2fe032fb0db2c. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка bcb74c3f912e2c6a2fe032fb0db2c

В настоящее время наиболее богатая музейная коллекция национальной татарской одежды и предметов быта хранится в Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике (Усть-Каменогорск). На его базе был открыт «Татарский дом», а затем «Татарская усадьба» в этнодеревне. В доме воссоздано традиционное убранство национального жилища, основная часть экспонатов – подлинная. Женские платья и камзолы хранятся также в Северо-Казахстанском областном историко-краеведческом музее (Петропавловск), Центральном государственном музее Республики Казахстан, в Музее истории Алматы и в семейных коллекциях.

Взаимодействие татарской и казахской культур прослеживается в головных уборах, нагрудниках и нагрудных украшениях, обуви.

В условиях современных процессов глобализации в наибольшей степени сохранила национальные черты кухня татарского населения.

Для современной татарской кухни Казахстана характерно широкое распространение жидких горячих блюд – супов («шурпа»). Популярностью пользуются мучные изделия из пресного или дрожжевого теста. На празднества печеные изделия с несладкой начинкой (пәрәмячи, эчпочмаки, губадия) подаются часто вместо второго блюда или с бульоном. Любовь к сладостям в Казахстане продолжает оставаться такой же отличительной чертой, как и сто лет назад.

Подавляющее большинство татар, переселившихся в казахскую Степь, были мусульманами. Ислам в дореволюционное время для татар был не просто религией, а образом жизни.

Из нерелигиозных праздников, отмечаемых в дореволюционное время татарами казахской Степи, следует выделить самобытный народный праздник Сабантуй (праздник плуга), который устраивали до начала сева.

Как казахи относятся к татарам. 24. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-24. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 24 Как казахи относятся к татарам. fa6371a0b405dd38e71f4a1ec167315e. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-fa6371a0b405dd38e71f4a1ec167315e. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка fa6371a0b405dd38e71f4a1ec167315e

Религия определяла и семейные нравы татар казахской Степи. Мужчина являлся полновластным главой, а по мнению сторонних наблюдателей, иногда даже и «деспотом». Коран ограничивал появление женщины в мужском обществе, для чего дома татар, как правило, были разделены на две части: мужскую и женскую.

В 1970-е — 1980-е годы многие традиционные татарские обычаи и обряды в Казахстане были утрачены. Конец 1980-х годов в Советском Союзе стал временем «этнического ренессанса». В это время в городах Казахской ССР начинают массово появляться татарские центры и татарские музыкальные ансамбли. Во многих средних образовательных школах открываются классы, а в садиках — специальные группы для желающих изучать татарский язык. При татарских центрах, благодаря энтузиазму местных активистов, открываются воскресные школы, где преподают не только язык, но историю и культуру татарского народа.

Как свидетельствует массовое исследование, подавляющая часть современных татар Казахстана продолжает соблюдать семейные обряды: более половины респондентов утверждают, что полностью придерживаются их.

Как казахи относятся к татарам. 2. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-2. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 2 Как казахи относятся к татарам. 4b24d6221cc750595384f138cd3f5ca9. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-4b24d6221cc750595384f138cd3f5ca9. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 4b24d6221cc750595384f138cd3f5ca9

В настоящее время существенную роль в сохранении татарской культуры в Республике играет созданная в 1995 году по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева Ассамблея народа Казахстана, одной из задач которой является «возрождение, сохранение и развитие национальных культур, языков и традиций народа Казахстана». В 2016 году организация провела более 30000 культурных мероприятий, в том числе связанных и с популяризацией татарской культуры.

По материалам книги кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института истории им. Ш. Марджани (Казань)Зуфара Махмутова «Татары Казахстана».

Источник

Хитрые татары и доверчивые казахи)

Среди казахов есть миф, что во времена когда казахи только приобщались к понятию «современное общество», казанские татары которые были миссионерами ислама в средней азии решили подработать, и обменивали кусочки плавленного сахара на отары казахских овец говоря казахам, что это слеза пророка Мухаммеда. С тех пор у казахов осталась пословица «Татар көтiн сатар» перевод татар готов и ж..пу продать.
За достоверность этой истории не ручаюсь, но среди казахов она широко распространена. Ну и конечно если данное действие со стороны татар имел место быть, то мы сами виноваты конечно в своей отсталости на то время) К татарам претензий нет, да и татаров наверное наши претензии не особо волнуют)

Как казахи относятся к татарам. 1628263909140570901. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-1628263909140570901. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 1628263909140570901

Во время войны наши взяли в плен ССовца.

«Татаров наши претензии не волнуют. «

Один татарин, а не татар. Много татар, а не татаров.

А всё-таки сладкие были слезы?

Таааак. А мы-то думали, что обидные пословицы и поговорки про татар есть только у русских. Ну всё ясно, всё ясно.

Представил как человек роняет кристаллические слёзы, левый глаз задёргался

Как казахи относятся к татарам. 1478189420255384259. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-1478189420255384259. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 1478189420255384259

Поднять щиты за Императора

Как казахи относятся к татарам. 1640443257132046624. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-1640443257132046624. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 1640443257132046624

Как казахи относятся к татарам. m3519487 1971444962. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-m3519487 1971444962. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка m3519487 1971444962

Как казахи относятся к татарам. 1619373790288599869. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-1619373790288599869. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 1619373790288599869

Как казахи относятся к татарам. 1501689848261747441. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-1501689848261747441. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 1501689848261747441

Как казахи относятся к татарам. 1638962702150941884. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-1638962702150941884. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 1638962702150941884

Как казахи относятся к татарам. m3306560 1798385571. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-m3306560 1798385571. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка m3306560 1798385571

Как казахи относятся к татарам. 1501689848261747441. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-1501689848261747441. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 1501689848261747441

Бота, или чужое как свое.

Об этом случае рассказал, знакомый.

После перелома передвижение у него было несколько ограничено. Как назло срочно потребовался новый смартфон. Ехать пришлось в центр города, раскиданного по степи.

Медленно выйдя из автобуса, знакомый осмотрелся на месте в поисках нужного магазина.

Рядом неслышно появилась жещина средних лет, предложила свою помощь, чтоб перейти через широкий проспект. Знакомый смутился, но женщина настояла, был гололед.

По пути к магазину женщина рассказала, что у ее сестры тоже проблемы со здоровьем, рассказала о племяннице с ДЦП в сложной форме. Жизнь складывается непросто.

Как казахи относятся к татарам. m3641135 1776930346. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-m3641135 1776930346. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка m3641135 1776930346

Как казахи относятся к татарам. 1501689848261747441. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-1501689848261747441. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 1501689848261747441

Варламов не смог попасть в Керуен сарай, на постройку которого потратили 87 миллиарда тенге

87 млрд тенге стоил новый комплекс «Керуен-сарай» в Туркестане. На территории комплекса сооружены два современных отеля с ресторанами, баром, спа-центром премиум-класса, кинотеатром и фуд-кортом. Торговый и семейно-развлекательный центры способны принять до 300 тысяч посетителей в год. В интернете неоднократно появлялись видео, где стены комплекса были сделаны из пенопласта, и видео с падающим потолком.

Как казахи относятся к татарам. m1074188 1456238920. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-m1074188 1456238920. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка m1074188 1456238920

Обычный казахский торт

Как казахи относятся к татарам. m2008181 11716932. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-m2008181 11716932. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка m2008181 11716932

Как казахи относятся к татарам. 1501689848261747441. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-1501689848261747441. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 1501689848261747441

Жюль Верн про восстание «татар»

Как казахи относятся к татарам. 1631942052163930337. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-1631942052163930337. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 1631942052163930337

Жюль Верн (1828-1905), классик мировой приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики, написал много книг о необычных приключениях своих героев в самых разных уголках нашей планеты и даже за ее пределами. Но лишь самые горячие его поклонники знают, что действие двух его романов – «Михаил Строгов» и «Клодиус Бомбарнак» происходит на территории Сибири, Северного Казахстана и Туркестана.

За четверть века до выхода романа казахский хан Кенесары Касымов поднял восстание, цель которого, объединить три жуза и восстановить ханское правление. Восстание было подавлено, Кенесары-хан убит. Бытует легенда, что его голова до сих пор хранится то ли в Омске, то ли в Санкт-Петербурге, совсем недавно прошла новость, что череп хана найден и будет возвращен в Казахстан.

Отголоски этих событий нашли свое воплощение в романе. В романе восставшие захватывают всю Сибирь — от «Ходжента, Коканда и Бухары до Урала и Иркутска. Писатель называет действия жестокого Феофара «татарским нашествием». Возможно, во Франции знали, что Кенесары является потомком Чингисхана, воинов которого издавна называли татарами.

Войсками у хана в романе командует беглый русский Иван Огарев, что также свидетельствует об осведомленности Верна. Исследователь Л. Мейер пишет: «К характеристике Кенесары надо прибавить ещё то, что он обращался с русскими пленными очень снисходительно. Факт этот подтверждён многими примерами. Вообще он имел великий дар привязывать к себе людей, у него сражались несколько русских беглых».

Как казахи относятся к татарам. 16319440491928479. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-16319440491928479. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка 16319440491928479

Описанные в романе экзотические приключения в Сибири стали очень популярны в мире.

Долгие годы роман был очень популярен во Франции и всей Европе и занимал четвертое место среди прочих произведений Верна. К 1893 году роман, как сообщал в одном из интервью сам Жюль Верн, принес издателям около семи миллионов франков дохода.

Неудивительно, что «Михаил Строгов» стал одним из самых экранизируемых произведений Жюля Верна. Татарский вождь Феофар представал в адаптациях то в образе персидского шаха, то бухарского эмира, то турецкого султана. Существует более 10 экранизаций романа.

В 2018 году съемочная группа французского телевизионного канала ARTE проехалась по городам Сибири для создания документального фильма «По следам Михаила Строгова».

Замужество или рабство?

Я хочу рассказать реальные истории про келинок (невесток) и через что им приходится проходить и терпеть, чтобы не дай Бог быть не отвергнутым обществом.

1. Девочка из общаги целую неделю не моет свою одежду, белье и постельное белье. Всю свою грязную одежду она складывает в пакет. На мой вопрос почему она так делает, ведь в общаге есть стиральная машина, она отвечала: зачем мне стирать, если у моего брата есть жена?

Девочка из глухомани, где воду таскают из уличного крана. Ее невестке, чтобы постирать все белье семьи, приходится таскать воду, греть ее, стирать в ручную, сливать грязную воду, опять таскать воду, чтобы ополоснуть, опять сливать грязную воду, а потом выжимать и вешать на веревку. И вот одна невестка стирает всю одежду от трусов, носков до курток и матрасов всей семьи, то есть одежду и белье родителей своего мужа, свою и своего мужа и вдобавок одежду сестры мужа, которой не лень таскать грязное белье до со своей глухомани, чтобы невестка постирала. Мне было жаль женщину, которую я никогда не видела.

2. Мамина коллега ей призналась, что не навещала свою семью уже 10 лет. Муж и свекровь ей не разрешают идти и повидаться своих родителей. Типа, теперь ты наша, а они уже тебе чужие. А ее мама тайком приходит к ней на работу в обед, чтобы увидеться и поболтать. И не дай Бог муж узнает об их тайных свиданиях! Вот такое добровольное рабство.

3. Моя четвероюродная сестра призналась, что свекровь ее бьет. Найдет хоть пылинку в доме, то все скандал и рукоприкладство. Я слышала, такие истории когда муж бьет свою жену, но чтобы свекровь. У меня не было слов, чтобы хоть что-либо сказать. Почему же они не съедут от свекрови и свекра? Потому что они типа семья, а семья не должна делиться. У казахов не пристало съезжать от родителей и оставлять их одних. А почему муж не заступится? Потому что мужу все равно на ее проблемы, уйдет эта жена, так он найдет другую, а жена вряд ли найдет еще лучше. Да и она сама виновата, что такая неумеха! Учись!

4. Моя коллега просыпается в 5 утра. А засыпает в 2. Вместе с нею живут ее муж, свекровь, сестра мужа и ее муж, их ребенок, брат мужа, еще не женатый. Она просыпается в 5 утра, ставить чайник, подметает двор (убирает снег зимой), топит печку зимой углем и дровами, готовит стол. Будит всех. Они все садятся завтракать. После завтрака убирается за столом, моет посуду. Переодевается и бежит на работу, пока едет в автобусе старается поспать. На работе быстро обедает за 10 мин, а остальные 50 мин. спит на кресле. После работы опять спит в автобусе. А дома ее ждет посуда, которая осталась после обеда, ставит чайник, топит печку, после вечернего чаепития моет посуду, готовит еду. Пока готовится еда, уборка дома, после ужина мойка посуды. После посуды стирает грязные штанишки дочери сестры мужа. Не знаю когда она находит время замесить тесто, потому что после стирки она обычно печет хлеб на завтра. Печет 5-7 лепешек, больше не может, потому что на следующий день хлеб уже не считается свежим. И спать ложится в 2. В доме работает только она, ее муж и брат мужа. Остальные не могут найти работу и сидят целый день дома. Но затопить печку, или помыть в обед посуду не могут, да и зачем? Есть же дома келинка. Зарплату она свою целиком отдает свекрови, потому что деньги семьи должны лежать в одних руках. Свекровь все знает и умеет тратить деньги. После зарплаты, свекровь с ее дочерью делают ревизию в ее спальне, типа не умыкнула ли невестка лишнее себе на наряды? Уже три года так и живет, я уже удивляюсь ее терпению и жду, когда же оно все-таки лопнет?

А ведь я сама даже не знаю, что сама буду делать в таких ситуациях. Когда муж после работы лежит и смотрит телевизор, а я после работы иду топить печку и таскать воду, параллельно готовя пищу и стирая носки? Когда сестра мужа целый день лежит дома и плюет в потолок, а мне приносит свои грязные трусы, не с просьбой, а требуя их постирать? Когда свекровь меня бьет из-за того, что я не завязала платок на голову и не поклонилась ей этим утром? А свекр ругает и плюет в мою сторону, за то что не принесла таз с горячей водой и не помыла ему ноги? Что делать в таких случаях? Как отстоять за себя? У меня нет ответа на этот вопрос. До свадьбы все парни и девушки хороши, так откуда берутся плохие жены и мужья?

Неужели так трудно оставить в прошлом такие ненужные традиции?

Источник

Как казахи относятся к татарам. YUnusov. Как казахи относятся к татарам фото. Как казахи относятся к татарам-YUnusov. картинка Как казахи относятся к татарам. картинка YUnusov

Курбангали Юнусов: “К татарам в Казахстане отношение хорошее”

Внушительная часть татарского этноса, как известно, проживает в Казахстане и в странах Средней Азии. Они, особенно те, кто живет там уже не первым и даже не вторым поколением, несут где-то внутри себя, неосознаваемый ими самими неуловимый отпечаток народа, среди которого живут. При этом всегда стоит помнить, что татары, живущие там, в «тюркском подбрюшьи России», в большинстве своем составляют интеллектуальную элиту. Вот и мой собеседник – интеллигентный, умный, голубых кровей татарин. Люди, которые бывали у него дома, говорят прежде всего об огромном количестве книг. Курбангали Нуркеевич Юнусов 15 лет был судьей в Алматы, причем единственным татарином среди судей, сейчас занимается адвокатской практикой. В то же время является вице-президентом Союза мусульман Казахстана. Круг интересов Курбангали эфэнде поражает воображение: это и положение мусульман в мире, и проблемы энерго и водобеспечения в мировом масштабе, и связи самого разного уровня, пронизывающие тюркский мир, и многое-многое другое. А в его родословной можно найти много славных имен. В подтверждение его княжеского происхождения в декабре 2008 года ему было выдано соответствующее свидетельство. Интересно, какими ветрами забросило потомка знатного рода в предгорья Алатау.

– Курбангали эфэнде в своей родословной Вы достаточно подробно пишете о многих своих предках, но мне осталось непонятным, кто же из ваших предков первым перебрался в Казахстан?

– Когда началась русско-турецкая война мой дед в четвертом колене по имени Узун Ибрай (Ибрагим) как мусульманин, для которого понятие единого тюркского мира было свято, негласно стал оказывать содействие тем, кто собирал деньги для помощи турецкой армии. Тогда, как известно, даже женщины уезжали сестрами милосердия в Турцию. Это, естественно, не могло понравиться Москве и все достаточно быстро пресекли. Узун Ибрай был весьма своеобразный человек, в частности, он держал в тайне наличие у него единственного сына, которого он опасаясь репрессий отправил в Среднюю Азию вместе с купцом Габдулвали. Откуда потом вся семья перебралась в крепость Верный, где в 1863 году открыли торговый дом. Там уже родился мой прадед Абдрахман. Его сын Нури воспринял революцию как средство освобождения от имперского гнета, все свои сбережения отдал на дело революции. Мой отец Нурмухаммет, или как все его называли Нуркей, один единственный выжил во время голода, который разразился после революции. Он был очень творческим человеком, мой отец был одним из участников татарского театра, который вырос из драматической труппы, существовавшей еще до революции. Ее создатель Хан Исмаилов смог возродить труппу и после революции, впоследствии она работала как татарский театр. Но театр закрыли, и мой отец стал работать в музее, туда же он вернулся на работу после войны.

Моя мама из-под Уфы. Ее деревня называлась Карамалбашы, я пытался ее разыскать, но оказалось, что после всех «оптимизаций» она исчезла. Мамина судьба очень интересная. Она рано осталась без матери, и чтобы не быть «лишним ртом» в новой семье отца, в 16 лет вышла замуж за одного вдовца, родила ему пятерых детей. Ее первый муж пропал на войне, а в семье случился мор – один за другим умерли дети, остались мама и один из ее сыновей. Ей посоветовали дать выжившему ребенку имя умершего сына и уехать из тех мест, чтобы «запутать смерть». Так она оказалась в Алматы у своей сестры. Каждый день разговаривая с сыном по-татарски, она ходила в магазин мимо музея, где работал мой отец. Папа, все еще ни разу не женившийся в свои 36 лет, заинтересовался, что это за татарка. И влюбился. Моя мама поначалу его отговаривала: «Зачем, мол, тебе женщина, которая уже была замужем, родила пятерых детей». Но отец настоял.

Я родился на Курбан-байрам, поэтому и имя мне дали Курбангали. Так предложил Гаффар мулла, который тогда фактически исполнял обязанности муфтия Казахстана.

– Курбангали эфэнде, Ваша семья уже несколько поколений живет далеко от Татарстана, тех мест, где компактно проживают татары. На многое происходящее у нас Вы смотрите как бы «со стороны». Как по-вашему, спрошу словами Тукая: «наш народ умер, или просто спит?»

– Мы живы и будем жить. Миллионной Чечне ничего не смогли сделать, а нас по самым скромным подсчетам 8 миллионов. Хотя я специально записал то, что сказал Селезнев в программе Познера «Времена». Там подводились предварительные итоги переписи, и Селезнев прочитал данные: «Татар 20 миллионов». Потом, правда, все скорректировали и заявили, что это всего мусульман в России 20 миллионов.

В этот мой приезд в Казань, меня огорчила фраза экскурсовода, который упомянул, что в Казани татары до сих пор не составляют даже половину населения. В Алматы в свое время было только 8 процентов казахов. Однако за несколько лет, причем этот процесс начался еще при советской власти, сделали так, что теперь в городе казахи составляют большинство. Как вы знаете, после того, как Казань была захвачена, была прорыта черта оседлости, и все татары были выселены. Только через 132 года черту оседлости зарыли. И до сих пор татары не могут в количественном плане перерасти. Демократическими методами надо стремиться сделать Казань татарским городом! Масса все определяет. Например, в Узбекистане нет языковой проблемы, там 80 процентов узбеков было при советской власти, и сейчас их 98-99 процентов. В Азербайджане тоже самое. В Казахстане примерно такая же проблема, как и в Татарстане, но все же легче. Все-таки независимое государство. Финансы, все у себя. Но в Казахстане очень осторожно проводят политику, потому что 5 млн русских, и все понимают, что гусей дразнить очень опасно. Но русские постепенно осознали, что надо изучать язык.

– А сколько в Казахстане сейчас татар? И как поживают наши татарские общества?

– Максимальная официальная цифра в предыдущие годы была 350 тысяч татар, из них в Алматы жило 40 тысяч. Сейчас в Алматы порядка 25 тысяч татар. В целом по Казахстану примерно 230-240 тысяч.

Татарская диаспора в Алматы образовывалась 5-6 «волнами» татар. И в принципе это отражает и ситуацию по всему Казахстану. Первые – это татарские купцы, которые вместе с русскими основали крепость Верный. Потом еще одна дореволюционная «волна». Третья «волна» после революции, четвертая – перед отечественной войной, пятая – уже после войны. Самая последняя «волна» приехала из Китая. Самые первые переселенцы были из Казани, следующие в основном из Уфы. Это и понятно. Люди двигались сначала из Казани в Уфу, потом, оседая по дороге, по линии горьких озер через Петропавловск, Семипалатинск, и потом уже Алматы.

В каждой области есть как минимум одна областная татарская организация, кое-где районные организации есть. Для того, чтобы их открыть, очень много ходили наши «старики». Ведь как в 1937 года все закрыли, ничего такого не было. А тут разрешили регистрировать. И я помогал, тогда я работал судьей и как мог, содействовал быстрейшему прохождению бумаг. Мы сразу организовывали татаро-башкирскую организацию, помня о том, что в свое время пытались создать татаро-башкирскую республику. Профессора Марата Абдулхаевича Каримова избрали председателем. Во время проведения Всемирного конгресса татар, он там многим запомнился тем, что назвал Минтимера Шаймиева президентом всех татар. Тогда же его избрали в президиум всемирного конгресса татар. Но с приходом нового руководителя конгресса, и, видимо, по необходимости ротации, Каримова даже не захотели приглашать на очередной конгресс татар, но казахстанские татары его все же избрали. А в это время решили открыть представительство Татарстана в Казахстане. Кто будет представителем? Шаймиев и Назарбаев оба хорошо знают Каримова, на его кандидатуре и остановились. Каримова назначили, а так как он гражданин Казахстана, то он был исполняющим обязанности 5 лет. Потом в Алматы представителем Татарстана приехал Ильдус Тарханов. У каждого человека есть «плюсы» и «минусы», к тому же человек всю жизнь проработал чиновником. Так получилось, что Тарханова не восприняли здесь так же, как Каримова. В силу каких то неизвестных мне обстоятельств, везде встречают Каримова как первого татарина, как представителя казахстанских татар и Татарстана. И что-то между ними произошло, в результате чего все татарское движение раскололось. Сейчас в Алматы 5 татарских организаций.

Обидно, и вот еще за что. Пока Каримов работал, он получил прекрасное здание. А когда он ушел из представительства, передал все. Когда здание было выделено – это был развалившийся детский сад. Его ремонтировали и Каримов, и Тарханов. А когда все посольства перевели из Алматы в Астану, Тарханов взял и передал это здание кому-то, несмотря на то, что в городе действуют пять татарских организаций. Теперь там казахская школа. Татары потеряли такое прекрасное здание. Я понимаю, пять центров, он не мог отдать кому-то одному, не обидев других. Но это же самый простой способ. Можно было, наверно, разделить как-то. Ведь в каждой их пяти организаций ведется работа, каждый «крутится». Один молодой татарин – Зайнулла очень старается, у него есть организационные способности, он может и деньги привлечь, ему нужна всего лишь поддержка. Мечтает возродить татарский театр. Сейчас ему около 35, и боязно, еще чуть-чуть, и молодой запал пройдет…

В принципе, у нас все хорошо, за исключением разных мелочей, но это как везде. В Москве вот 20-30 обществ по принципу землячества. Я со всеми в равных отношениях и для этого специально ушел в Союз мусульман Казахстана.

– А что представляет собой Союз мусульман Казахстана?

– Возникают ли какие-либо проблемы у татарских организаций с властями Казахстана?

– Абсолютно нет. В свое время татары и казахи были одним народом. В дастане «Идегей» есть прямое указание на это. Казахи, отделившись от татар, разделились на три части. Казахские ханы откочевали, территория огромная же – степи. Судьба оказала казахам свою благосклонность, они сумели эти степи проконтролировать.

К татарам отношение хорошее. Иногда на бытовом уровне бывают разные конфликты. Ура-патриоты же везде бывают. На последнем сабантуе во время дискотеки кое-кто из молодых казахов кричал: «Что тут делают татары на нашей казахской земле…» Единичные такие проявления могут быть, но неприязни нет. Имейте в виду и то, что у 80 процентов казахской интеллигенции матери или жены татарки. Взять в жены татарку считается престижным. А вот татары на казашках не женились, но теперь такая тенденция появилась. Казахские девушки ухаживать за собой научились, и ноги как-то выпрямились… Татары тоже чувствуют себя комфортно, разве что те, у кого отношение к казахам «русское», испытывают определенные сложности.

– А как проводятся сабантуи?

– Сабантуи проводятся везде. Один из них – республиканский. В этом году, действительно, он прошел в Семипалатинске. В Алматы сабантуй проводился в пятнадцатый раз. Это в новое время. Понятно, что до тридцатых годов, он тоже проводился. Каждый год из Казани приезжает представитель всемирного конгресса татар. Много раз приезжал Фердинанд Салахов, а в прошлом году – Хания Фархи приезжала. Сабантуй проводится очень хорошо. Казахские руководители относятся исключительно положительно, обязательно их приглашаем, когда из Казани приезжают официальные лица.

– У нас с Вами состоялась исключительно интересная беседа. Спасибо Вам большое!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *