Как кидают таксистов через телеграмм
Схема лохотрона бота-такси в телеграмме
Всем привет. Это мой первый пост. Прошу строго не судить. Просто хочу предостеречь от очередной схемы развода.
Эта история произошла со мной в канун нового года. Все, думаю, знают про такси-боты в телеграмме, когда платишь 400/500 руб и катаешься на такси 1/2 часа. Сам я по такой схеме еще ни разу не ездил, но многие знакомые ездили и все было отлично. Так вот. Их достаточно много. Слышал, что кидальшики тоже есть. Но я, пол года назад, ( то есть получается, этот кидала @taxionlinereserv уже как минимум пол года работает) общался с одним из таких служб такси, когда надо было встретить отца с аэропорта, а сам не успевал. В результате договорился, что если не успею свяжусь с ним, но успел и его услуги оказались неактуальны. В общем, прошло пол года, и мне нужно было ехать забирать свою машину с сервиса с Одинцово в Котельники. Для тех, кто не в курсе, это противоположные концы заМКАДья. На улице темень, холод, на общественном ехать не хочется, а на обычном такси дорого. И тут я вспомнил своего «старого друга», думаю ну он уже давно в «бизнесе» и точно не кидальщик, обращусь ка я к нему, да и крайне вежливым он мне показался в первый раз. Обратился к нему. Все отлично. Договорился. Деньги отправил. и тишина. в общем, минут через 30 я понял, что меня кинули.
Хочу еще добавить, что у него в боте было написано, что «деньги оплачиваются по факту посадки в такси». Это мне придало еще большей уверенности, помимо того, что он уже пол года «в бизнесе» и, потому, я даже не стал пользоваться этой мерой предосторожности) это потом уже я понял, что, судя по всему, если бы я воспользовался этой «мерой предосторожности, было бы то же самое, но в конце поездки таксист просто попросил бы меня заплатить за поездку, потому как его просто вызвали и он ничего не знает про мои 2 часа за 500 руб)) скрины переписки прилагаю и, самое главное, запомните его фирменный логотип) надеюсь, этот пост спасет кого нибудь от неприятной ситуации, в которую попал я)
Одним словом, чтобы предрстеречься от лохотрона, пользуйтемь только реально проверенными каналами) таких тоже не мало, которые работают на совесть.
ПС с того момента, как он кинул меня, я просто периодически троллю его с другого телефона, что хочу заказать такси и задаю ему тупые вопросы) пока держится, паренёк)
Вот Логотип. В скринах на переписке его не видно, так как он добавил мой номер в чс. Пришлось воспользоваться телефоном супруги, чтобы скопировать этот логотип)
Опасная халява. Как хакеры обманывают крупные агрегаторы такси и их клиентов
Мошенники воруют данные клиентов Uber и Gett, чтобы с большим дисконтом катать на такси других.
Заплатить за стандартную поездку в такси Uber буквально копейки или купить авиабилеты с 30-процентной скидкой — вполне реально. Нелегальные услуги, которые раньше были доступны только в глубоком Интернете, теперь всё чаще предлагаются в социальных сетях и мессенджерах. Правда, как выяснил Лайф, бесплатный сыр по-прежнему бывает только в мышеловке: любители халявы получают дешёвые услуги за счёт других людей, у которых хакеры ранее взломали аккаунты и украли деньги с банковских карт, поэтому поездка в Uber для них может легко закончиться в полиции.
Фото: © РИА Новости / Наталья Селиверстова
С недавних пор в популярном мессенджере Telegram появились боты с говорящими названиями вроде Easylife и SaleMaster, которые предлагают широкий выбор различной халявы. Например, воспользоваться сервисом по заказу такси Gett или Uber по тарифам, которые значительно ниже, чем в официальном приложении. Или даже забронировать отель и авиабилет со скидкой в 30–50% от реальной стоимости.
Как достигаются такие скидки, сами продавцы услуг, или, как их ещё называют, селлеры, не скрывают. «Кардинг», — говорят они, отказываясь раскрывать какие-либо другие подробности. Так у специалистов называется сфера мошенничества, связанная с кражами и использованием электронных платёжных карт или их реквизитов.
Самый большой рынок теневых услуг — такси. Вам предложат поездки через популярные агрегаторы, причём они будут также делиться на короткие и длинные, а также по классу самого автомобиля.
Например, за часовую поездку в машине бизнес-класса как и в Uber, так и в Gett просят около 500–600 рублей.
Работает эта схема следующим образом. Клиент заказывает у селлера поездку на Uber, тот называет сумму поездки, которую необходимо заранее перечислить ему на счёт Qiwi-кошелька. При этом заходить в официальное приложение Uber или Gett не нужно. Селер сам кинет в Telegram телефон водителя и ссылку на программу, позволяющую отслеживать его местоположение. Правда, приложение откроется в англоязычной версии. Например, тестовая поездка на Uber обошлась Лайфу всего в 40 рублей и ничем не отличалась от легальной — приехал стандартный Ford Focus с эмблемой Uber.
Столь высокие скидки достигаются за счёт того, что сами поездки
оплачиваются со взломанных аккаунтов клиентов Uber или Gett. Дело в том, что к большинству учётных записей в сервисах привязана
банковская карта клиента, чтобы он мог расплачиваться безналичным способом. Получив доступ к учётной записи, хакеры меняют в ней пароли и затем заказывают такси уже своим «клиентам». Таким образом, аккаунт может быть похищен, например, во Франции, а услуга такси будет предоставляться в Москве.
Правда, есть риск, что «подпольный диспетчер» перестанет выходить на связь сразу после того, как получит от клиента деньги на Qiwi-кошелек.
Таких селлеров в профессиональных кардерских чатах в Telegram, посвящённых аферам с такси, называют кидалами. В таких чатах, как правило, обсуждаются рабочие вопросы и хвастаются, кто и на сколько кинул сервис по вызову такси.
Фото: © РИА Новости / Кирилл Каллиников
От подобных афер страдают сами агрегаторы такси, которым приходится возвращать деньги честным клиентам за поездки, которые они не совершали, а также выплачивать компенсации водителям. Представители Uber знают о такой проблеме, но масштабы убытков и количество взломанных аккаунтов Лайфу не раскрыли. В компании говорят, что борются с мошенниками различными методами, вплоть до применения инженерных решений, предотвращающих доступ к платформе.
— Мы рекомендуем воздержаться от пользования услугами мошенников, которые не дают никаких гарантий доступа к сервису Uber или гарантий качества, — заявили в пресс-службе Лайфу.
В свою очередь, в сервисе «Яндекс.Такси» уверяют, что к ним не поступало жалоб от клиентов на взлом аккаунтов и использование их банковских карт. Получить оперативный комментарий в Gett по ситуации со взломом аккаунтов Лайфу не удалось.
Перелёт за чужой счёт
«Лето уже началось. А значит, начались и скидки от Батона. Бронируйте отели за 20–25% от стоимости (при офиц. стоимости от 150 000 — за 20%). Также скидка на авиаперелёты 55% — аттракцион невиданной щедрости», — обещает в своём телеграм-канале некий truebaton.
Туристические услуги — ещё один популярный вид сервиса, которые предлагают селлеры в своих каналах. В объявлениях, как правило, они обещают хорошие скидки на отели и авиабилеты.
Всё, что для этого нужно, — выбрать нужный отель с датами или авиабилеты, выслать свои паспортные данные и, естественно, внести предоплату. По идее, такие селлеры также заказывают билеты и отели по ворованным американским или европейским картам. Получается, что за отдых любителей халявы платит владелец кредитки.
— Кардеры обычно покупают готовую базу кредитных и дебетовых карт со всеми данными, такими, например, как CVV-код, необходимый для онлайн-покупок. А затем пытаются купить по ним одежду, бытовую технику, ну и, судя по всему, авиабилеты и отели, — рассказал Лайфу представитель компании по поиску авиабилетов Aviasales.ru Янис Дзенис.
В телеграм-каналах, посвящённых дешёвым отелям и авиабилетам, можно найти множество восторженных отзывов от клиентов, которые воспользовались такими услугами, однако, насколько они реальные, проверить сложно.
Прачечная со скидкой: как Telegram используют для отмывания денег
В середине лета 2016 года в популярном мессенджере Telegram начали появляться специальные каналы и боты, предлагающие необычайно высокие скидки на повседневные услуги, включая поездки на такси, заказ еды в ресторанах и бронирование отелей. Пример тому — сервисы SaleMaster и Easylife, хотя подобных ботов гораздо больше. «Скидочные» боты работают по одной и той же схеме. Сначала пользователь видит категорию доступных услуг и выбирает интересующую его опцию. Затем бот демонстрирует ему набор поставщиков скидок и отзывы к ним, чтобы он убедился, что эта система действительно работает. Далее пользователь выбирает услугу и ведет общение непосредственно с продавцом на его канале.
Сделка с поставщиком выглядит так: пользователь перечисляет продавцу деньги через платежный сервис PayPal, а взамен получает выбранную услугу — доставку еды или поездку на такси. Обычно продавец услуги курирует поездки и покупки клиента от начала до конца, сопровождая весь процесс сообщениями в мессенджере. Таким образом, у покупателя складывается впечатление, что сервис связан партнерскими отношениями с поставщиком услуги (например, Uber или «Яндекс.Такси»). По завершении сделки клиент может оставить отзыв о поставщике на специальном форуме или в рамках функционала бота.
Оценить хотя бы примерный размер этого рынка РБК не удалось. В сервисе EasyLife, например, одних только поставщиков такси не менее 15. Поездки делятся на длинные и короткие, при этом скидки на первые куда более заманчивы: двухчасовая поездка на автомобиле BMW пятой серии или другой машине премиального класса обойдется всего в 700 руб. против 3 тыс. руб. у Uber, то есть на 76% дешевле. На короткие поездки скидка составляет около 60%. Помимо такси в боте также можно найти скидки на доставку цветов, заказ еды и покупку билетов в кино. В среднем дисконт составляет от 40 до 75%. Аналогичные предложения с сопоставимым диапазоном скидок доступны и в сервисе SaleMaster.
Двое участников рынка суперскидок, с которыми поговорил РБК, признались, что столь выгодные предложения в Telegram стали возможны благодаря махинациям c украденными картами и промокодами. У клиента, обратившегося за услугами таких поставщиков, нет никаких гарантий, кроме репутации продавца, которую очень легко потерять из-за плохого сервиса.
Обман с дисконтом
Львиная доля всех суперскидок в Telegram объясняется отмыванием денег с украденных карт и электронных кошельков, утверждает источник РБК, работающий на этом рынке. По его словам, ворованные данные карт и кошельков оптом скупаются у перекупщиков из «даркнета» (закрытого сегмента Глобальной сети). Карты обязательно должны быть выпущены в России. «Найти их довольно трудно. Хороший перекупщик — как иголка в стоге сена», — рассказал источник РБК.
Чтобы обналичить деньги, не подставив себя, теневые предприниматели покупают товары и услуги за полную стоимость, а затем продают их клиентам в Telegram с большим дисконтом. Таким образом махинаторам удается обналичить лишь часть суммы с украденной карты, но зато они остаются вне поля зрения правоохранительных органов. Ведь отследить связь между пополнением кошелька PayPal и вызовом такси в столице практически невозможно. Впрочем, владельцы каналов со скидками предпочитают покупать при помощи этой схемы товары из премиального ценового сегмента — например, дорогостоящую мебель и поездки на люксовых автомобилях. Это позволяет продавцам получить максимальную прибыль.
О существовании таких перекупщиков клиенты чаще всего узнают благодаря сарафанному радио, то есть от других пользователей. Однако раньше для привлечения покупателей использовались СМС-рассылки. Недостатка в клиентуре у махинаторов нет. По данным источника РБК, один из таких каналов в Telegram во время праздничного ажиотажа с 8 по 9 марта заработал больше 100 тыс. руб.
Карточный бум
Эксперты, опрошенные РБК, отмечают, что эта схема стала следствием большого количества краж банковских карт и данных электронных кошельков при помощи специальных вирусов. Особую опасность представляют собой вредоносные программы, разработанные для мобильной платформы Android, уточняет замруководителя лаборатории компьютерной криминалистики и исследования вредоносного кода Group-IB Сергей Никитин. Так, в 2015 году его организация посодействовала задержанию группировки «5 рейх», организовавшей вирусные атаки на мобильные устройства клиентов российских банков. С помощью поддельных веб-сайтов и окон, маскирующихся под магазин приложений Google Play и сайты российских банков, хакеры воровали карточные данные пользователей. Деньги перечислялись через сервисы перевода средств по СМС. Этот вид мошенничества называется фишингом.
Ситуация усугубляется тем, что методов сокрытия воровства от пользователя становится все больше. По словам Никитина, сейчас вирусы научились блокировать СМС о списании денег у пользователя и перенаправлять коды подтверждения транзакции злоумышленникам. «С помощью отправки кодов на короткие номера можно переводить до 30 тыс. руб. в день. В 2016 году количество вирусов выросло, а воровство теперь происходит в автоматизированном режиме», — объясняет эксперт. Пользователей iPhone риски тоже не обходят стороной: проведение операции Jailbreak, позволяющей пользователю получить абсолютный контроль над файловой системой телефона, делает смартфон уязвимым для вирусов и фишинговых программ, добавляет заместитель директора департамента аудита защищенности Digital Security Глеб Чербов.
Бизнес на купонах
Помимо украденных карт поставщики скидок собирают и активируют промокоды. На эту схему приходится меньшая часть рынка суперскидок. Как рассказали источники РБК, теневые предприниматели скупают оптом купоны со скидками, а также покупают в «даркнете» чужие банковские и сим-карты, зачастую оформленные на третье лицо без его ведома. При помощи этих карт они активируют промоакции по купонам, позволяющие новичкам получать скидки на товары и услуги, и продают их в Telegram. Эта схема, впрочем, требует постоянной докупки новых банковских и сим-карт. В основном скупщики купонов предлагают клиентам в Telegram короткие поездки на такси и доставку еды. Для этого они просто заказывают услугу у оператора, используя свой промокод, и указывают адрес заказчика.
В особом почете у мошенников такси-сервис Uber — якобы из-за возможности использовать для него промокупоны других стран. Представители пресс-службы Uber сообщили РБК, что знают о таких способах мошенничества и борются с ними «вплоть до применения инженерных решений».
Теневой рынок промокодов появился в России около шести лет назад вместе с запуском «Яндекс.Такси», рассказывает разработчик ботов для Telegram Александр. В 2016 году торги скидками переместились из общедоступных форумов и мессенджеров WhatsApp и Viber в Telegram. Предприниматели считали, что этот сервис менее прозрачен для правоохранительных органов. На практике это привело еще и к расширению базы покупателей.
Сам Александр по заказу теневых перекупщиков разработал бота для анонимного взаимодействия между клиентом и продавцом скидок. Этот бот, по его словам, не позволяет сотрудникам правоохранительных органов вклиниваться в разговор между владельцем канала и покупателем. Бот просто пересылает клиенту отформатированные сообщения, не содержащие данные продавца, и для программы Telegram диалога между двумя абонентами не происходит. «Заработок на купонах больше популярен среди школьников и студентов. Он не требуют специфичных навыков или особенных вложений», — добавляет Александр. Доход одной такой теневой ячейки из нескольких работников он оценил примерно в 100 тыс. руб. ежемесячно.
В чем опасность
Эксперты однозначно оценивают деятельность владельцев каналов со скидками как преступную. При этом пострадать от нее могут не только россияне, у которых украли данные банковских карт и электронных кошельков, но и покупатели услуг в Telegram.
Адвокат Алексей Гуров из коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и партнеры» поясняет, что пользователи Telegram, которые продают товары, купленные на украденные карты, могут быть привлечены по ст. 159.6 УК «Мошенничество в сфере компьютерной информации» (до десяти лет лишения свободы). При этом лицо, купившее у него товары или услуги, может быть признано соучастником. В этом случае покупателя скидок тоже будет ожидать уголовное наказание вплоть до лишения свободы, говорит Гуров. Меру наказания для соучастника определит суд.
Партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко уточняет, что, согласно этой статье, а также ст. 159.3 УК «Мошенничество с использованием платежных карт», мошенник может быть лишен свободы на срок до десяти лет с наложением штрафа в размере 1 млн руб. или заработной платы осужденного за период до трех лет. Махинации с купонами также чреваты привлечением к уголовной ответственности по ст. 165 УК «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» (до пяти лет лишения свободы). Но в этом случае покупатель скидки, скорее всего, избежит обвинения в соучастии, отмечает Гуров.
Для мессенджера Telegram действия продавцов скидок также не должны иметь правовых последствий, хотя органы исполнительной власти вправе потребовать заблокировать каналы, по которым преступники передают свои сообщения, а также при наличии соответствующей санкции раскрыть имеющуюся у оператора информацию о преступниках, говорит Шевченко.
Впрочем, глава юридической практики проекта «Роскомсвобода» Саркис Дарбинян отмечает, что раскрываемость дел, связанных с отмыванием денег в соцсетях, довольно низкая. Расследовать такие преступления может быть трудно из-за многослойной защиты анонимности, а также из-за сложностей установления состава преступления в случае торговли на базе промокупонов, резюмирует эксперт.
Как «кидают» таксистов или Таксист, не дай себя обмануть
Таксисты, наряду с работниками торговли и некоторыми представителями сферы услуг, очень часто по работе встречаются с разными мошенниками и кидалами. Нередко клиенты пытаются проехать бесплатно или всучить за свой проезд поддельные или ненастоящие купюры.
Как бороться с такими явлениями попробуем разобраться в этой статье.
Братан, довези по-братски, за меня заплатят когда приедем
По приезду на место они или убегают, или придумывают историю, что сейчас сходят за деньгами и вернутся или просто нагло уходят, не расплатившись или даже послав таксиста на три веселых буквы. В зависимости от личности и комплекции таксиста.
Даже если у них есть деньги на проезд, они попытаются проехать бесплатно. Ведь на сэкономленные лавешки можно купить дозу, сиги или фунфырик. Развести таксиста на поездку они считают за достижение и потом рассказывают в своей компании какие они “герои”.
Довольно часто такие “клиенты” подходят к таксистам прямо с улицы, но, иногда заказывают такси через приложения или по телефону. Сейчас агрегаторы такси, в погоне за клиентами и конкуренции между собой, слишком лояльно относятся ко всем пассажирам и очень редко заносят их в какие то “черные списки”. Обманщики это прекрасно знают и активно этим пользуются в своих целях.
Не рекомендуем возить пассажиров, которые не имеют денег на проезд (или какого то залога) и говорят, что за них кто то заплатит. Или клятвенно обещают, что “завтра” отдадут, положат “на телефон” или пришлют на карту. Такого “завтра”, если не будет залога, вы, скорее всего, никогда не дождетесь.
Оплата ненастоящими (фальшивыми) деньгами
Настоящими фальшивками сделанными как реальные купюры кидалы расплачиваются очень редко. Их не так просто достать, на каждом углу не продают. А вот сувенирными купюрами вроде “Банка приколов” пользуются постоянно. Такие сувенирные “деньги” можно купить почти в каждом киоске с газетами.
Расплачиваются суррогатами обычно в темное время суток, когда видимость сильно ограничена. Даже в машине при включенной лампе освещения не каждый сразу определит обман.
Во многих случаях целью негодяев является даже не столько бесплатный проезд, сколько получение сдачи с фальшивки, которую они подсунули невнимательному таксисту.
Настоящей удачей жулики считают когда удастся всучить за короткую поездку фальшивку номиналом 1000-2000 рублей и получить с нее сдачу. На профит можно сразу закупить в ночной аптеке что-нибудь вроде “Лирики” и вечер будет прожит не зря…
Одной из фишек кидал, которые подсовывают ненастоящие деньги является их манера “заговаривать зубы”. То есть, после посадки они часто начинают тараторить без умолку, рассказывать разные истории, чтобы войти водителю в доверие и легче его облапошить. Такая чрезмерная разговорчивость, инициированная именно пассажиром, должна насторожить таксиста, потому что это один из признаков, что либо у человека нет денег на проезд, либо он еще что то задумал что вам может не понравится.
Если вам подсунули купюру от “Банка приколов”, скорее всего нет смысла обращаться в полицию. Уголовное дело в большинстве случаев не возбудят, потому что сувенирные фантики в виде денег не считаются фальшивыми деньгами. Да и ущерб по закону слишком маленький. Заявление у вас, конечно, примут, т.к. обязаны. Но, скорее всего никакого серьезного продолжения не будет. Только зря потеряете время посещая (возможно много раз) полицейский участок.
Как определить мошенника или кидалу
Заранее стопроцентно определить пассажира, который не собирается оплачивать проезд почти невозможно. Таким может оказаться и вполне нормально выглядящий человек. Но, все таки есть определенные признаки, которые должны насторожить водителя такси.
К таким признакам можно отнести следующие:
Неопрятная одежда и несвежий запах от пассажира (не запах алкоголя, а запах давно немытого тела и нестиранной одежды)
Старый потертый телефон с клавиатурой (не смартфон), с которого можно только позвонить, но, нельзя установить приложение (один из признаков наркоманов, потому что дорогие телефоны у них долго не задерживаются, а звонить с чего то надо)
Чрезмерная разговорчивость и употребление специфических выражений в речи из арсенала наркоманов и шпаны
Как грамотно получить оплату за проезд вперед (до начала поездки)
Если к вам подошел пассажир с улицы и хочет ехать на приличное расстояние, но, он не показался вам достаточно платежеспособным можно сказать например, так:
«Пятьсот рублей! Деньги вперед и едем в пункт Н…»
Если такой пассажир возмущается почему деньги вперед, это может укрепить в вас подозрение о его неплатежеспособности. Просто скажите ему, что такие ваши условия и его право не соглашаться и не ехать. Обычно если надо ехать и есть деньги, то никто не против заплатить сразу. Так всем спокойнее.
Но, бывают более сложные случаи, когда пассажир такси заказал через приложение или по телефону и вы приехали к нему на заказ. Но, вид у него подозрительный и ведет он себя странно.
В этом случае просто спросите не мог бы клиент оплатить поездку заранее, мол случаи бывают разные и не хотелось бы остаться, в конечном итоге, без денег.
В большинстве случаев такие пассажиры начинают возмущаться: “Я что похож на того кто кидает таксистов? Я не такой! У меня самого отец (дед) столько то лет проработал таксистом. Я знаю что это за труд…и т.п.”
Вам просто нужно твердо настоять на своем и получить оплату вперед. Если пассажир пригрозит, что будет жаловаться в диспетчерскую или агрегатору, то пусть жалуется. В большинстве адекватных служб допускается, чтобы в таких случаях оплата бралась заранее. А вам в случае кидка фирма все равно ничего компенсировать не станет.
Старые опытные таксисты советуют поступать более находчиво — чтобы просьба об предварительной оплате выглядела более естественно. Например, сказать пассажиру, что в авто неправильно работает датчик топлива, бензин заканчивается и надо срочно заехать на заправку и для этого взять деньги у пассажира, потому что таксист только выехал и у него еще нет своих средств.
Некоторые неугомонные клиенты, при просьбе оплатить поездку вперед, начинают спорить: “Деньги у меня есть. Вот они (показывают).Какая разница дам я их тебе сейчас или по приезду?”.
Объясните такому гражданину, что разница в том, что если он просто не заплатит таксисту и уйдет (убежит), то это одно правонарушение (довольно легкое), за которое почти никакой ответственности если сумма небольшая. А вот если отдав таксисту деньги, он захочет забрать их обратно силой, то это уже совсем другая уголовная статья независимо от суммы, хоть сто рублей. Хотя и в том и в другом случае пассажир не заплатит за проезд.
И поэтому, чтобы не было никаких недоразумений и соблазнов, лучше отдать деньги до поездки.
При любых подозрениях в неплатежеспособности клиента не стесняйтесь попросить оплату вперед. Часто это можно определить заранее. Например, по теме разговора пассажира, когда он говорит с кем то по телефону. Или теме разговора пассажиров между собой.
Если же после просьбы таксиста оплатить поездку заранее пассажир отказывается, можете смело высаживать такого клиента. Также желательно все споры и конфликты с пассажирами записывать на диктофон или видеорегистратор. Это может пригодится как для диспетчеров и агрегаторов, так и при разборе ситуации с правоохранительными органами.
Советы таксисту
В любой сфере жизнедеятельности ситуации лучше прогнозировать и предотвращать, чем расхлебывать последствия.
Таксисту нужно учиться определять статус и платежеспособность клиента в первые секунды визуального контакта. Ниже приведены некоторые варианты клиентов такси и признаки, когда таксист может не волноваться и когда таксисту стоит насторожиться и возможно, попросить оплату вперед.
Итак, таксисту не стоит волноваться если в машину садится:
Опрятно одетый мужчина (парень) или женщина (девушка), которые здороваются при посадке
Прилично выглядящая пара любого возраста, которые ведут себя спокойно и не конфликтуют между собой
Пожилой мужчина, женщина или пара
Семья или один из родителей с детьми
С указанными выше клиентами практически не бывает проблем по поводу оплаты проезда.
Таксисту стоит насторожиться, и, возможно, попросить оплату поездки вперед, если в машину садятся:
Не очень опрятно одетый или дурно пахнущий мужчина (парень)
Явно нетрезвая женщина (девушка)
Пассажир проявляет повышенное возбуждение, при посадке старался пожать вашу руку, много разговаривает (это признаки нервозности, возможно у него нет денег на поездку или он что то задумал)
Группа подозрительных мужчин или молодых людей (несвежий вид и запах, специфическая лексика)
Подростки “неботанического” типа, похожие на шпану (АУЕшники, наркоты и т.п. стремяги)
Отдельно отметим, что с некоторыми указанными пассажирами вообще нужно быть настороже не только в плане оплаты, но и в части своей собственной безопасности. Например, по возможности, не позволять садиться кому то в машине у себя за спиной.
Прежде чем ночью остановиться и посадить к себе в авто голосующего на дороге человека, постарайтесь максимально визуально его оценить и типизировать в соответствии с вышеуказанными рекомендациями. Возможно, не стоит даже останавливаться, а лучше проехать мимо.
Дело в том что в крупных и средних городах сейчас настолько развиты службы такси, что вызвать себе машину не составляет никакого труда. Автомобиль приедет по заказу за две-три минуты. Любой сейчас может заказать такси и почти все это делают, а не голосуют на дороге. А это значит, что в большинстве случаев, голосующий ночью на дороге не имеет денег на проезд или телефона, а может и того и другого.
Возможно даже просто попросит закурить (да, были и такие случаи). Спрашивается — зачем таксисту возить таких? Хотя для проверки статистики можно остановиться и поинтересоваться что хочет человек. Вдруг повезет и это окажется вполне платежеспособный клиент, который редко ездит на такси и просто не знает номеров куда звонить и вызывать.
Еще по поводу “ненастоящих” денег, которыми с вами будут пытаться расплатиться…
Никогда не давайте сдачу не проверив как следует купюру, которую вам дают, особенно в ночное время. Это правило зарубите себе на носу. Как бы вам не “заговаривали зубы”, не торопили и не “забивали баки” — всегда проверяйте деньги. Не стесняйтесь при пассажире посмотреть купюру “на просвет” перед лампой освещения. Только так вы сможете избежать досадных разочарований, когда обнаруживаешь у себя в бумажнике фальшивку с которой ты еще дал сдачу в несколько сотен рублей…
Что делать если вас все таки обманули
Если вас все таки обманули — не заплатили или подсунули “ненастоящие” деньги — не отчаивайтесь. Через это проходили почти все таксисты. Только единицы среди таксистов могут похвастаться, что их никогда не обманывали, у них не убегали, не заплатив, пассажиры и они не брали фантики вместо денег. И то скорее всего они лгут.
Относитесь к этому философски — это жизнь. Там где люди плотно контактируют с другими людьми такое случается. Не надо принимать это близко к сердцу. Мошенники всегда были, есть и будут. Считайте, что это плата за обучение, чтобы лучше усваивалось.
Если ущерб небольшой, просто не волнуйтесь и считайте как текущие расходы, как бензин. Но, проанализируйте что вы сделали не так и выработайте стратегию на будущее, что следует делать и какие изменения и правила нужно внести в свои действия на этой работе.
Если же ущерб значительный (несколько тысяч рублей за дальнюю поездку, как пример), то, возможно есть смысл обратиться в полицию и предоставить всю информацию о нерадивых клиентах. Были случаи когда таких кидал органы правопорядка находили и привлекали к ответственности.
Крайне не советуем заниматься самостоятельным поиском и “наказанием” таких мошенников своими силами. Привлекая друзей и других таксистов. Возможно где то такое и пройдет, в некоторых регионах и населенных пунктах. Но, в обычном случае велика вероятность самому стать фигурантом уголовного дела за нанесение побоев, телесных повреждений, вымогательство и другие преступления. Это в зависимости от фантазии тех, кто на вас напишет заявление и полицейских, которые будут расследовать. Стоит ли так рисковать ради возврата пары-тройки сотен рублей?
Всем прочитавшим ни гвоздя, ни жезла и чтобы мошенники и негодяи никогда не попадались в вашей работе. И наши советы остались лишь теорией.