Как кинематограф влияет на человека
Заводной апельсин. Влияние кино на человека
Современное общество подвержено влиянию множества внешних факторов. Музыка, литература, живопись, кино имеют неоспоримое влияние на человека и его мировоззрение. Одним из самых молодых и актуально востребованных видов искусств является кино. И оно для большинства — самое понятное для восприятия искусство. В нем максимально явно и четко показаны готовые визуальные образы, которые вызывают эмоциональные реакции.
Степень влияния киноиндустрии сильно зависит от каждого человека персонально. Особо впечатлительные люди после просмотра очередного фильма почувствуют в себе изменения или тягу к ним. Именно поэтому диктаторы и правители использовали кинематограф как способ мотивации и пропаганды собственных идей. Сами же великие художники, зная силу своего влияния, относились и относятся к индустрии исключительно творчески или с научной точки зрения, оставляя в картинах интеллектуальный посыл.
Человек идет в кино за жизненным опытом, потому что кинематограф, как ни одно из искусств, расширяет, обогащает и концентрирует фактический опыт человека, и при этом не просто обогащает, но делает длиннее, значительно длиннее.
Одним из наиболее положительных фактов влияния кино на человека является расширение знаний о культуре и истории человечества. Да, школьная программа исторических предметов — это полезно. Изучать в дальнейшем историю также интересно. Но оживленные образы исторических персонажей и событий с жизненными сюжетами — это другое. Пример тому — лауреат премии «Оскар» за лучшую картину 2001 года «Гладиатор». Обладатель пяти «Оскаров» и номинант еще семи показывает жизнь гладиаторов, политическое положение Рима и общее состояние, в котором находился мир. Вымышленная сюжетная линия персонажей лишь усиливает внимание зрителей и приковывает к экранам еще больше. Зритель сопереживает героям и одновременно получает представления о римской культуре.
Существует теория отрицательного влияния кино на психику человека. Люди могут подсознательно пытаться быть похожими на персонажа, которого они видят в фильме, который им очень нравится, даже если у этого персонажа не самые добрые и искренние намерения. Человек чаще всего запоминает отрицательных персонажей.
В 1971 году вышел классический «Заводной апельсин» Стенли Кубрика.
Фильм спровоцировал в Лондоне целую волну подражателей под названием «Bovver Boys», одевающихся, как герои фильма. Этот образ стал настолько тесно ассоциироваться с уличным криминалом, что в 1974 году фильм оказался изъятым из проката, и долго время был доступен лишь в виде нелегальных копий на VHS-кассетах. Разумеется, это только добавило фильму таинственности. Сам Кубрик и его семья получали неоднократно письма с угрозами, а запрет на демонстрацию фильма длился до 1999 года до самой смерти режиссера.
«Попытка навязать искусству ответственность за реальную жизнь мне видится подходом не с того конца. Искусство воссоздает жизнь, но не создает жизнь и не порождает жизнь», — говорил Кубрик, отвечая на претензии.
Одна из теорий заключается в том, что он был взбешен созданием «Темного рыцаря: Возрождение легенды», поскольку это оскверняет его любимый комикс.
В большинстве случаев кино все же оказывает положительное влияние, вызывая желание на новое полезное хобби и даже полноценную профессию. Мотивацию изучать языки, начать танцевать, петь или рисовать. Существует огромное количество фильмов, после которых молодое поколение начинает увлекаться спортом профессионально или на любительском уровне. В любом из этих случаев эффект от этого вида искусства есть и его не стоит недооценивать.
Православная Жизнь
Как занять свое свободное время? Среди вариантов заполнения своего досуга можно назвать прогулки, посиделки в кафе, посещение театра, концертов, а также часто выбираемый молодежью вариант – поход в кино, или просто просмотр в домашней обстановке хорошего фильма. Люди очень часто ходят в кинотеатры, так сказать, «зависают» при просмотре многочасового фильма дома или в гостях, в дороге. А вообще, в какой мере просмотр видеофильмов влияет на человека? И есть ли хоть какая-то польза в таком варианте времяпрепровождения? Ответ на эти вопросы попробовал найти студент II курса КДА Дмитрий Чеботарев.
Из всех видов искусства кино занимает уникальное место в современном мире, а соответственно и в жизни человека. Кинематограф — это целый социальный институт. Он влияет на жизнь общества, формируя сознания зрителя. В свою очередь, общество требует от кинематографии новых достижений: усовершенствования технических приемов и креативности идей. Таким образом, между обществом и миром кино существует постоянная связь. И эта связь способна передавать наши чувства, привычки, обычаи и традиции, даже погружать человека в мир его иллюзий. Более того, можно сказать, что киноиндустрия способна охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино дает возможность человеку воспринимать жизнь немножко под другим углом, чем он ее воспринимал до того. Но надо понимать и помнить, что кино не может заменить собой реальную жизнь, а превращает ее лишь в некую иллюзию. Поэтому кинолента неким образом освобождает зрителя от напряжений реального времени, от разного рода негативных чувств: тоски, вины, страха. Кино объединяет людей — в этом состоит одно из самых важных качеств кинематографа.
У нас, то есть зрителей, вызывает восхищение просмотренная кинолента: непревзойденная игра актеров и каскадеров, мастерство режиссеров, постановщиков и других членов съемочной команды. Но самой главной изюминкой кинофильма выступает его эмоциональность. Когда мы просматриваем кино, мы получаем большой заряд эмоций. Мы вместе с героями киноленты начинаем переживать, радоваться, удивляться и вообще как будто проживаем еще одну жизнь. Даже в том или ином фильме мы можем получить ответ на вопрос, который тревожил нас ранее. Хотя, с другой стороны, в этом может быть и подводный камень, ведь далеко не всегда эмоции бывают позитивными. Например, эмоции после просмотра фильма ужасов.
Кадр из фильма «Война миров Z»
Кинематограф действенно влияет на человека и занимает в его жизни определенное, важное место. И в этом моменте прослеживается некое отрицательное явление, которое рассмотрим ниже.
В этом контексте мы можем просмотреть «эволюцию» кинематографа.
Если провести грань между кинофильмами прошлого десятилетия и нынешнего времени, то можно увидеть процесс развития как в хорошую, так и в плохую сторону. Например, в советских фильмах милиционеры были показаны как честные, умные и достойные люди. Этой профессией гордились. А теперь во всех современных российских фильмах милиционеры и полицейские изображаются как подлые личности, не уважающие никого, и сами не подчиняются закону, который, между прочим, призваны блюсти. И у общественности складывается мнение, что полицейские — это нарушители закона и порядка, вымогатели, иными словами — отрицательные персонажи. Вот один из примеров влияния киноиндустрии на общественное мнение. Интересно, что в американских фильмах их полицейские — это уважаемые люди, к которым всегда идут за помощью, у них спрашивают совета. Помимо этого, можно увидеть и смену ценностей в кино. Если в тех же советских фильмах сцены интимного характера практически отсутствуют, то в современных кинолентах этот аспект выставляется напоказ для всеобщего обозрения как норма.
По уровню развития кинематографа в стране можно в какой-то степени судить о состоянии общества вообще. Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино. Пропаганда в киноиндустрии существует во всех странах, во всех обществах. Она проходит в форме борьбы с нацизмом, воспитания чувств любви к Родине, культа любви и наслаждения и т. д. В какой-то степени правильным будет утверждение, что через кино государство манипулирует населением. Через кинопродукцию, рассчитанную на массового потребителя, очень удобно, например, переписывать историю. Этого можно достичь, искажая в кинохронике факты прошлого, вырезая из нее «ненужные» места и т.д. Акцентируется внимание на том, что выгодно в данный момент для определенных влиятельных сил общества.
В настоящее время современное общество стало очень привязано к просмотру кинофильмов, особенно молодежь. Сейчас для многих даже не составит дилеммы такой вопрос: почитать книгу или просмотреть фильм? Ответ очевиден — фильм! Порой тратится очень много времени для просмотра очередной киноленты, но получает ли человек для себя взамен какую-то пользу, не считая удовольствия?
Как на это смотрит Церковь?
Православная Церковь не запрещает смотреть кинофильмы, проводить время в кинотеатрах, смотреть их в дома. Но нас волнует вопрос качества этой кинопродукции, то есть её прямое воздействие на человека, какие эмоции фильм пробуждает в душе человека.
Человек сегодня стал настолько привязан к инновационным технологиям, что даже сам не замечая того стал их заложником. Например, мы перестали читать печатные книги, потому что фактически вся информация уже есть в компьютере, а это намного быстрее и удобнее, чем книга. Читать про ту или иную историческую эпоху или про выдающегося деятеля искусства или государства незачем, потому что альтернативой выступает фильм на аналогичную тематику, сериал, телепередача и т.д. В принципе, на первый взгляд, здесь нет ничего плохого, ведь все это делается для удобства, экономии времени. Но именно в этом аспекте скрывается некая опасность — постепенный отход человечества от такого явления, как, например, чтение книг независимо от их формата. А ведь каждый православный христианин обязан читать ежедневно Священное Писание. Напоследок хотелось бы кратко обратить внимание на одну продукцию киноиндустрии, которая не так давно вызвала много шума в нашем обществе. Сегодня огромный всплеск популярности как по просмотру в кинотеатрах, так и по чтению книг имеет фильм «50 оттенков серого». Этот фильм еще лет 10-15 тому назад для массового зрителя вообще запретили бы. С христианской точки зрения он является безнравственным, пошлым и не имеющим смысла. Но еще поразительно то, что по состоянию на 20 февраля 2015 года установлено около 96 миллионов просмотров одного только трейлера к этому фильму. В противовес «безнравственной дыре» современного кинематографа хочется привести абсолютно противоположный продукт киноиндустрии 2012 г., который основанный на реальных событиях, под названием «Невозможное», или фильм «Только ты». К сожалению, на сегодняшний день они практически неизвестны. Несмотря на это, указанные фильмы наполнены настоящими христианскими ценностями: верности в семьях, искренней любви и высоконравственных поступков. Но так уж сложилось, что в наше время это показывать и об этом говорить не выгодно. Поэтому и не стоит удивляться распущенности нашего общества, и в частности, молодого поколения. Не стоит удивляться и тому, как в недавних «лихих 90-х», после показа сериала «Бригада», большинство юношей ходили с кличками «Космос», «Фил», «Белый» и бросались разными так называемыми «блатными словами». А что уж говорить о развратных фильмах, как «50 оттенков серого», которые разжигают страсти и опустошают человека изнутри, пагубно влияя на его действия и мысли.
На этом элементарном примере можно отчетливо увидеть, в какой мере действительно полезно нам так много времени тратить на ненужную для нас продукцию киноиндустрии. Нужно выяснить самим для себя, как мы проводим свое свободное время. По этому поводу следует привести слова святого апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10,23), по этому принципу должен действовать человек, занимая свой досуг.
Когда мы будем иметь во всем рассуждение, то тогда все чем бы ни заняли свое свободное время, то все пойдет нам на пользу и на обогащение нашей души. Тогда интерес к чему-либо «нехорошему», в том числе и к просмотру безнравственных и пустых фильмов исчезнет сам по себе.
Чеботарев Дмитрий, студент II курса КДА
По материалам журнала «Академический летописец»
Как фильмы влияют на человека: объясняет психолог
Безусловно, фильмы и даже детские сказки могут сформировать в будущем определенное поведение человека.
Сегодняшние произведения кинематографа ко всему прочему во многом наполнены сценами жестокости и насилия.
О том, как влияют фильмы на психику человека, рассказывает эксперт сетевого издания «БелНовости» психолог Яна Якупова.
Проблема в основном заключается в следующем: взрослый человек отказывается принимать тот факт, что фильмы на него влияют, а подростки, более того, стараются смотреть как можно больше фильмов, которые держат их в постоянном напряжении.
Как это может сказаться на поведении человека?
Это, в свою очередь, негативно отражается на здоровье, может спровоцировать обострение хронических заболеваний, вызвать мышечные боли, привести к повышенной возбудимости, тревожности, головным болям, бессоннице.
Во-вторых, такие фильмы способны вызвать у человека воспоминания из прошлого, когда он был ребенком и видел сцены насилия, когда чувствовал беспомощность, страх, безысходность, боль.
После просмотра таких фильмов у человека может в разы снизиться уверенность в себе, своих силах, появиться состояние апатии, что приведет к отказу от значимых проектов.
И, главное, он может даже не понимать, что с ним происходит, что повлияло на его резкое ухудшение самочувствия.
Кроме этого, в фильмах зачастую нам показываются определенные модели поведения по отношению к себе, друзьям, семье, как решаются конфликты, строятся отношения.
Например, в последнее время много сериалов, в которых есть однополые пары, причем в некоторых выпусках эта пара в одной из главных ролей. Чаще это как раз те сериалы, которые смотрят подростки, очень сильно переживая за главных героев.
Но то, что в большинстве любимых продуктов кинематографа главные герои являются лицами нетрадиционной сексуальной ориентации, оказывает немалое влияние на подростков.
Они считывают определенную модель поведения и стремятся подражать любимым героям. Подростки еще не определились, чего сами хотят, к кому испытывают истинные чувства. Не стоит забывать и о страхе перед противоположным полом. Смотря такие сериалы, некоторые могут начать подражать, забывая про свои истинные чувства.
Более того, подростки начинают демонстрировать свой выбор везде. Они ведут активные переписки в социальных сетях, снимают поддерживающие видео в «Тик-токе», ставят аватарки в символике ЛГБТ, раскрашивают кроссовки, борды, футболки, пеналы, покупают брелки, подвески.
Однако есть существенная разница между выбором двух взрослых людей и навязанным телевидением или обществом решением.
Отключите антенну и каждый фильм выбирайте осознанно. Если в вашей жизни слишком много сериалов и день не обходится без телевизора, стоит задуматься о причинах, по которым вы живете не своей жизнью, а проживаете сценарии героев кино.
Люди, которые убирают из своей жизни телевизор, через некоторое время начинают ощущать себя более энергичными, уверенными, счастливыми.
У них появляется время на хобби, спорт, на разговоры с родными, чтение книг, зарабатывание денег и на то, чтобы принимать собственные решения и исполнять свои желания, чтобы испытывать эмоции свои, а не героев фильмов и сериалов.
Жизнь одна, и каждому из нас самим решать, как ее прожить.
Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи
Дата публикации: 09.01.2017 2017-01-09
Статья просмотрена: 13827 раз
Библиографическое описание:
Плотникова, С. О. Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи / С. О. Плотникова, Ю. Е. Болотин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37670/ (дата обращения: 27.12.2021).
Кино в современном мире является одним самых молодых и в то же время весьма востребованных массовых искусств. Заметно его влияние на людей, в том числе и на молодых, так как у них еще не до конца сформировано собственное мировоззрение. Тема сложного воздействия киноискусства на внутренний мир человека очень актуальна сегодня, в связи с тем, что с экрана телевизоров подрастающему поколению навязывают образ жизни, чувства, психологические и социальные модели, систему мировоззрения, морально-нравственные ценности.
В современной жизни активно используются интернет и новейшие технологии. Молодые люди значительное количество времени проводят в социальных сетях. Виртуальная жизнь начинает заменять реальную действительность. Чтобы привлечь аудиторию, в сети проводится множество рекламных акций привлекательных товаров и услуг для упрощения и облегчения жизни. И молодёжь с удовольствием уходит от бытовых трудностей, становится бездумным потребителем благ, не хочет думать о проблемах и искать их решения. Юноша или девушка, выбравшие комфорт и удобства, отказываются от духовности, становятся черствыми и равнодушными к проблемам окружающих, не способны сочувствовать и сопереживать. Ведь, когда тебе тепло и уютно, не хочется думать, что где то существуют голодные и обездоленные, не хочется выходить из зоны комфорта, терпеть неудобства ради того, кто нуждается в помощи. Это происходит благодаря привлекательной и порой очень навязчивой рекламе красивой беззаботной жизни.
Сегодня социологи бьют тревогу по поводу активной трансляции насилия в эфирах масс-медиа, сцен изощренных убийств на экране, распространения кровавых компьютерных игр, цинизм которых превосходит все нравственные барьеры.
Приведём результаты опроса с сайта «Социология» (Социология, 2016). На вопрос «Как влияет кино на общество?» были даны ответы:
1) Кино — один из видов искусства, поэтому это прекрасно — 56,73 %.
2) Положительно, кино развивает молодёжь и даёт реальную картину мира — 9,61 %.
4) На мою жизнь кино не влияет — 9,61 %.
Несмотря на то, что большинство считают кино прекрасным искусством, отрицательное влияние кино на общество отметили достаточно большой процент респондентов. Это говорит о том, что подавляющее большинство ощущают на себе влияние кинематографа и только 9,61 % всех опрошенных относятся равнодушно к киноискусству. Трудно не заметить и нельзя игнорировать негативное воздействие на сознание современных детей и молодых людей. Современная жизнь похожа на игру, правила в которой устанавливаем не мы и происходит подмена истинных человеческих ценностей на ложные. Молодые люди начинают гордиться отрицательными качествами характера, способностью проявить агрессию, наглостью, хамством. Этому процессу воздействия на неокрепшие умы и души молодежи, безусловно, необходимо противостояние. И оно существует, поэтому обратим внимание на положительные аспекты влияния кинематографа.
Формирование мировоззрения — сложный процесс, влекущий за собой серьёзные личностные изменения как результат воздействия на психическую и когнитивную сущность человека. Выделяют три основных вида формирования мировоззрения личности: стихийное, целенаправленное и самовоспитание. И именно о стихийном виде нужно говорить, когда речь идёт о просмотре кинофильмов в офлайн или онлайн кинотеатрах, где изменения в личностной сфере человека происходит порой — бурно, порой — незаметно, но по сути, всегда в результате случайных воздействий. Кинематограф представляет ценность для воспитания и формирования личности не только как одно из лучших средств воспроизведения действительности, но и как способ ее осмысления. Характеру юношей и девушек свойственны романтическая приподнятость, яркая эмоциональность. Эффективность психологического воздействия находится в прямой зависимости и от содержания фильма, интересной темы и от умения заинтересовать аудиторию, найти с ней контакт и ненавязчиво способствовать формированию мировоззрения.
Интеллектуальное развитие студентов вузов зачастую опережает эмоциональное. Фильмы помогают исправить эту ситуацию и способствуют формированию всесторонне развитой личности. Кинематограф — один самых популярных среди молодежи вид искусства, так как вызывает достаточно стабильный интерес у молодых людей. Поэтому с помощью качественного кино возможно формирование личности в нужном направлении.
Технические возможности кинематографа обеспечивают особую наглядность информации о событиях, ситуациях трагедиях и радостях, происходящих в реальной жизни, о которых каждый из нас когда-то слышал, но понять и глубоко прочувствовать смог только, увидев на экране. Кино делает эту информацию максимально доступной для восприятия.
Кинокадры вызывают чувственное отображение объектов действительности, информирующее о конкретной ситуации, практических действиях. Документальные кинокадры, благодаря этой функции, служат оптимальным видом доказательства достоверности сообщаемых в устном рассказе фактов и событий, т. е. подтверждают подлинность слов.
«На заседаниях Международного военного трибунала защита и подсудимые — главные нацистские военные преступники — пытались опровергнуть все показания и письменные документы. Когда же состоялась демонстрация документальных фильмов о зверствах гитлеровцев на оккупированной территории, экран в зале суда стал неопровержимым свидетелем обвинения. … Рассказ режиссёра М. Ромма убеждает, что кино — сильнодействующее средство: «Кинематографические документы этого рода оказались настолько сильны, что, если пользоваться терминологией Эйзенштейна, происходил «нокаут» зрителя. Он закрывал глаза и не мог смотреть на экран. Когда из Красногорского архива привезли на «Мосфильм» демонстрировавшийся на Нюрнбергском процессе фильм о зверствах гитлеровцев на оккупированной территории СССР, то оказалось, что выдержать подряд семь частей. почти невозможно. Показали это группе молодых ребят. Трое выскочили из зала на второй части»» (Пензин С. Н., 1973, с. 13).
Мы связаны с окружающим миром множеством хитросплетенных нитей. Талантливый фильм помогает нам их распутать. Он содержит большое количество самой разнообразной информации: зритель воспринимает ее, не отдавая себе в этом отчёта. Сидя в кинотеатре молодые люди, казалось бы, даже ничего и не пытаются запоминать, понимать, во что-то вникать… Они просто сидят, смотрят, слушают (часто — похрустывая попкорном…). Но всё же эта пассивность — обманчива. Расслабившись внешне, юноши и девушки неизбежно испытывают серьёзное внутреннее напряжение, обусловленное активной работой мозга, который все фиксирует, «откладывает» в память и когда-нибудь при необходимости, каком-то стечении обстоятельств, он этот «опыт» воспроизведёт. Вот так кино способно помочь полнее раскрыть и использовать все возможности и резервы каждой личности.
А. С. Макаренко говорил: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в условия, когда он мог бы проявить мужество» (А. С. Макаренко, 1990). Это справедливое утверждение, основанное на богатом педагогическом опыте Антона Семёновича. Действительно, трудно воспитать героя в тепличных условиях только на рассказах о подвигах былинных богатырей. С другой стороны, создавать искусственные трудности глупо и нелогично. Возникает противоречие, справиться с которым помогает кино. Фильм выполняет функцию своеобразного тренажера, создаёт предлагаемые обстоятельства, требующие принятия решения. Выдающийся кинорежиссер С. М. Эйзенштейн (1946) замечал по этому поводу: «Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения, фиктивно. чувствовать себя мудрым Фаустом, страстным Ромео. В результате такого «фиктивного» поступка зритель переживает совершенно реальное, конкретное удовлетворение».
В жизни много примеров подобного влияния хороших фильмов: посмотрел и по-иному взглянул на мир, что-то изменилось в душе. Но в основном человек не меняется сразу после просмотра, происходит не внезапное, а постепенное воздействие. Воздействие произведений экранного искусства на формирующуюся личность происходит неизбежно и весьма активно, но — довольно сложно организованно. Кинематографические идеи воспринимаются молодыми зрителями не как посторонняя сила, а как созревшая внутри их самих. Каждый просмотр фильма здесь уже выступает как воспитательное мероприятие, которое нуждается в специальной организации и должно иметь чёткий план, строго определенную тематику. Этим вполне должны бы (или — могли бы) заниматься в детстве родители, а в студенческом возрасте — кураторы академических групп, выполняющие воспитательные функции.
Создатели выдающихся кинолент всегда пытаются раскрыть на экране мысли, переживания, характеры людей через выразительные средства — актерскую игру, слово, действия и поведение персонажей. Искусство экрана имеет возможность освоения сторон жизни, которые не поддаются непосредственно фиксации кинокамерой. Кинематограф так же, как литература и театр, стремится проникнуть во внутренние процессы духовности человека, делает непосредственным предметом своего исследования таинство рождения идей, эмоций, мотивов поведения личности. Киноэкран дает возможность проверить, на что способен современный человек, каковы внутренние ресурсы личности в различных сложных условиях. И этим нужно пользоваться при организации воспитательной работы со студенческой молодёжью.
Кинорежиссер И. Хейфиц писал о силе киноискусства: «Зритель всегда жаждет мысленно пожать руку такому вот «своему парню» и поблагодарить его за то, что он сказал за сидящего в зале заветные слова и совершил то, что хотел бы совершить сидящий в зале. Но сделал это искуснее, а главное — в самый подходящий момент».
Чем чувствительнее человек, тем внимательнее он к окружающим, тем ответственное относится к своим обязанностям, тем скромнее он ведет себя в обществе. Такой человек способен сопереживать и сочувствовать, оказать помощь, разделить чужую беду. Молодым людям необходимо воспитывать культуру чувств, чтобы сформировать определённые взгляды и убеждения. Идею формирования нравственности молодого человека посредством воздействия на его эмоциональную сферу отстаивал К. Д. Ушинский: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования» (К. Д. Ушинский, 1974; с. 117–118).
Таким образом, лучшие фильмы, каковыми их для себя считают молодые люди, по сути дела становятся своеобразными учебниками жизни, однако, в полной мере воспитательная функция современного киноискусства не может рассматриваться упрощенно, в аналогии с воздействием кино на поколения молодых людей предыдущих поколений. Наша жизнь существенно усложняется, её восприятие сегодня также требует существенно более сложных и напряжённых усилий и, поэтому, требовать от авторов кино простых ответов на самые важные вопросы, по меньшей мере, наивно и по большому счёту — бессмысленно. Молодёжь не хочет готовых и простых рецептов «на блюдечке», она хочет до всего «дойти» сама. Это похвально. Однако, в таком случает современное произведение киноискусства должно быть таким, чтобы зритель не пытался «понять» его «истинный» смысл, а активно работал над поиском «своего», адекватного его сегодняшним потребностям смысла, интерпретируя информацию, представленную в произведении его автором.