Как кирсанов относился к дворянству
Отношение к дворянству Базарова, к природе, искусству, аристократии (таблица)
Отношение к дворянству Базарова, к природе, искусству, аристократии (таблица)
Кирсанов Павел Петрович и Базаров Евгений, герои романа «Отцы и дети», постоянно вступают в конфликт на почве разных взглядов на общество, политику и мир в целом.
Павел Петрович Кирсанов
Отношение к дворянству и аристократии
Евгений Базаров считает аристократию и дворянство пережитком прошлого. Сам Евгений происходит из простого народа, любит крестьян и ненавидит «угнетателей» простого народа, коими являются дворяне.
В аристократах Базаров не видит никакой пользы. Они существуют как пережиток прошлого и ничего не делают полезного.
Павел Петрович Кирсанов относится к представителям дворянства, к тому же он аристократ. Вступая в спор с Базаровым он пытается доказать, что этот слой общества ‒ лучшие люди, именно за ними будущее России. Они несут в себе патриархальные, заложенные веками нравственные ценности.
Отношение к природе и искусству
Нигилисты отрицали красоту и другие проявления чувственности, поэтому не понимали красоты природы и смысла искусства. Базаров, как материалист, верил только в науку, считая хорошего ученого в двадцать раз дороже всякого поэта.
Павлу Петровичу было дико такое мировоззрение Базарова, потому что аристократия понимала, принимала и любила все прекрасное, в число которого входит природа и искусство.
Отношение к нигилизму
Базаров пропагандирует нигилизм. Он считает, что это учение имеет твердую основу и жить нужно умом, а не чувствами, менять жизнь к лучшему. Он был сторонником предреволюционных идей.
Нигилизм Кирсанова раздражал, поскольку он считал его бессмысленным явлением, которое разрушает душу. Он выступал против общественного переустройства, потому что людям итак хорошо живется.
Отношение к дворянству Базарова, к природе, искусству, аристократии (таблица)
Кирсанов Павел Петрович и Базаров Евгений, герои романа «Отцы и дети», постоянно вступают в конфликт на почве разных взглядов на общество, политику и мир в целом.
Павел Петрович Кирсанов
Отношение к дворянству и аристократии
Евгений Базаров считает аристократию и дворянство пережитком прошлого. Сам Евгений происходит из простого народа, любит крестьян и ненавидит «угнетателей» простого народа, коими являются дворяне.
В аристократах Базаров не видит никакой пользы. Они существуют как пережиток прошлого и ничего не делают полезного.
Павел Петрович Кирсанов относится к представителям дворянства, к тому же он аристократ. Вступая в спор с Базаровым он пытается доказать, что этот слой общества ‒ лучшие люди, именно за ними будущее России. Они несут в себе патриархальные, заложенные веками нравственные ценности.
Отношение к природе и искусству
Нигилисты отрицали красоту и другие проявления чувственности, поэтому не понимали красоты природы и смысла искусства. Базаров, как материалист, верил только в науку, считая хорошего ученого в двадцать раз дороже всякого поэта.
Павлу Петровичу было дико такое мировоззрение Базарова, потому что аристократия понимала, принимала и любила все прекрасное, в число которого входит природа и искусство.
Отношение к нигилизму
Базаров пропагандирует нигилизм. Он считает, что это учение имеет твердую основу и жить нужно умом, а не чувствами, менять жизнь к лучшему. Он был сторонником предреволюционных идей.
Нигилизм Кирсанова раздражал, поскольку он считал его бессмысленным явлением, которое разрушает душу. Он выступал против общественного переустройства, потому что людям итак хорошо живется.
Спор Базарова и Павла Петровича – таблица взглядов и отношения к искусству
Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».
Политические взгляды
Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.
Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.
Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.
В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.
Отношение к дворянству, аристократии и принципам
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;
«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»
«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;
«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»
Планы на общественное будущее
«Сперва нужно место расчистить»
«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»
Отношение к народу
«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?»;
«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)
«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;
«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)
Философские взгляды
Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.
Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы
Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества
«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»
«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;
«И эта зараза уже далеко распространилась»
Нравственные ценности
«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;
«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»
«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»
Отношение к искусству
«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;
«Рафаэль гроша медного не стоит»
Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»
Отношение к природе
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.
Споры Базарова и Павла Петровича — таблица
Мы подготовили для наших читателей сравнительную таблицу взглядов, ценностей Базарова и Павла Петровича Кирсанова во время их споров в романе Тургенева «Отцы и дети». Используйте этот материал для урока в школе.
Спор | Базаров | Кирсанов |
---|---|---|
Отношение к дворянству, аристократии и принципам | «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»; «Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…» | «Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»; «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию» |
Планы на общественное будущее | «Сперва нужно место расчистить» | «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить» |
Отношение к народу | «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?»; «Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» | «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»; «А вы говорите с ним и презираете его в то же время» |
Философские взгляды | Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы; «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем» | «Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»; «И эта зараза уже далеко распространилась» |
Отношение к любви | Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»; «Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр» | «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!» |
Отношение к искусству | «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»; «Рафаэль гроша медного не стоит» | Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа» |
Отношение к природе | «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» | Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой |
Предлагаем вашему вниманию также несколько вариантов сочинений о спорах Базарова и Кирсанова для урока литературы
Сочинение 1
В основе романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социально-политических направлений того времени – дворянским либерализмом и революционной демократией в период отмены крепостничества.
Конфликт поколений возникает в случае несоответствия взглядов старшего поколения на жизнь представлениям о ней молодых людей. Со временем обстановка вокруг меняется. Новые обстоятельства оказывают значительное влияние на формирование характера человека, его отношение к жизни. Довольно часто люди старшего возраста оказываются неспособны воспринимать другую точку зрения, принимать другой образ жизни, или просто не желают этого делать.
Подобное непонимание нередко приводит к настоящей конфронтации между людьми разных поколений, как это произошло по сюжету романа. Представителем либерально настроенного дворянства выступает Павел Петрович, человек поистине достойный, умный, честный и благородный. В своих мыслях и поступках он руководствуется старыми принципами. Окружающие считали его в какой-то степени насмешливым и самоуверенным. Учитывая то, что в молодости Павел Петрович был очень успешным чиновником, которого любили и который мог позволить себе многие капризы и желания, то можно смело назвать его человеком, избалованным роскошью.
Базаров относится к революционно-демократическому направлению. Молодой человек хорошо образован, высоко интеллектуален и полон энергии. Главным его увлечением является изучение естественных наук. Он постоянно чем-то занят, так как безделье навевает на него ужасную скуку. Несмотря на то, что Базаров относится к разночинцам, своего происхождения он нисколько этого не стесняется.
Много раз они с Павлом Петровичем заводили беседу, но в каждом из этих случаев разговор заходил в тупик. Кирсанов человек принципиальный, и в людях ценит такое же качество. Базаров же, по своему убеждению, отрицает всякий авторитет и не признает принципов.
В своем отношении к простому народу герои также кардинально отличаются. Базаров презирает русский народ, поскольку тот, по его мнению, заслуживает подобного отношения. Кирсанов упрекает Базарова за такие слова. В то же время молодой человек неоднократно упоминает о своей связи с народом, рассказывая о том, что его дед всю жизнь работал в поле. Тем самым Базаров подчеркивает, что лучше других знает и понимает русский народ, в отличие от того же Кирсанова.
Между Базаровым и Павлом Петровичем были расхождения по очень многим вопросам, но главное, что стоит отметить: Базаров – это человек дела, а Кирсанов – человек слова. Именно такие люди, как наш главный герой, нужны для развития и процветания страны.
Сочинение 2
Роман «Отцы и дети» был написан Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1860 году. В своем творении автор поднимает множество проблем, главной из которых является проблема поколений. Это вечная тема, которая порождает собой конфликты. Время идет, поколения меняются и у каждого из них разные цели, интересы и взгляды. Вот и у Евгения Базарова и Павла Кирсанова завязывается спор.
Двух этих персонажей не связывают кровные узы, но при этом они относятся к разным поколениям.
Павел Петрович Кирсанов – аристократ, который когда – то был «светским львом». Он либерал и джентльмен, придерживается старых обычаев и не одобряет новых порядков. Павел воспитанный и вежливый человек, но порой бывает вспыльчивым и холодным.
Евгений Базаров – нигилист, человек, который отрицает все. Он умный, ироничный и насмешливый, будущий врач. Базаров не разговорчив, холоден и резок. В отличие от семейства Кирсановых он не аристократ. Евгений также активный и жесткий человек, который ни перед кем не преклоняется.
Как можно увидеть, Евгений Базаров и Павел Кирсанов совершенно разные люди. Именно поэтому на протяжении всего произведения у них неоднократно возникают конфликты. При этом Евгений и Павел спорят на разные темы: их мнения расходятся в отношении развития, музыки, литературы, природы и даже любви. Когда Базаров утверждает, что нигилисты отрицают все, Кирсанов приходит в ужас, ему сложно поверить в существование таких людей. Павел поистине наслаждается природой, а вот у Евгения лишь потребительское отношение к окружающей сребе: «…природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…». Кирсанов любит музыку и литературу, а Базаров говорит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Евгений вообще не видит смысла в искусстве, он утверждает, что Рафаэль гроша медного не стоит. Базаров и Кирсанов старший даже жителей Германии по–разному называют: немцы и германцы. Евгений не уважает женщин, а от таких понятий как любовь и брак его отделяют тысячи километров: «… ты придаешь еще значение браку; я от тебя этого не ожидал…». В то время как Павел Петрович признает существование чувств и даже сам однажды испытал их.
Базаров хочет создать что – то новое, но при этом только говорит и ничего не делает. А Павел Кирсанов даже не хочет ничего менять, его устраивает патриархальный строй, который только разделяет людей на бедных и богатых. Подводя итог, можно сказать, что спор Базарова и Кирсанова старшего так ни к чему и не привел. Каждый остался при своем собственном мнении.
Споры между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым
Роман Тургенева «Отцы и дети», написанный через год после отмены крепостного права, переносит читателя во времена кризиса социально-политической системы в царской России и обострения конфронтации между либералами и революционерами-демократами. Споры Базарова и Павла Петровича стали лакмусовой бумажкой эпохи второй половины XIX века, когда в стране сформировались два противоборствующих лагеря, и произошло обличение противоречий между поколениями.
Темы, затрагиваемые героями
Ключевой проблемой, поднятой Иваном Сергеевичем Тургеневым в своем знаменитом романе, является спор Базарова и Кирсанова, которые рьяно отстаивают взгляды разных поколений. Отставной офицер Павел Петрович и студент-нигилист Евгений — ярчайшие представители «отцов» и «детей». Их идеологические разногласия всплывают наружу уже при первой встрече, когда высокомерный молодой человек имел смелость вступить в полемику с повидавшим многое на своем веку аристократом.
Базаров и Павел Петрович имеют диаметрально противоположные мнения буквально по каждому вопросу. Именно через споры в романе «Отцы и дети» происходит раскрытие основной сюжетной линии произведения — конфликта поколений.
Отношение к дворянству
По мнению Кирсанова, аристократы — главная движущая сила общества, поскольку в них развито чувство собственного достоинства, а без их самоуважения любая социальная система обречена на вырождение. Слова Павла Петровича о том, что когда-то дворянство подарило Англии свободу, Базарову кажутся пустой болтовней.
Юноша считает, что после XVII века многое изменилось, поэтому святая вера Кирсанова в непогрешимость старой интеллигенции выглядит абсурдом.
От привилегированной знати нет никакой пользы. Они плывут по течению и думают только о том, как выглядят.
Аристократизм — чуждое простому народу слово. В бездействии и бессмысленном трепе Базаров видит главный политический принцип всего высшего сословия, живущего за чужой счет.
После того как Евгений в резкой форме высказался об аристократии, Кирсанов побледнел и в дальнейшем не возвращался к этому вопросу, тем самым признав свое поражение.
Рассуждения о нигилизме
Базаров считает своих идейных единомышленников рациональными и умными людьми, которые всегда действуют обдуманно. Все поступки нигилистов приносят пользу обществу и поддаются логике. Они не согласны с правилами, установленными государственными деятелями, не признают самодержавие и религию. Главная задача нигилистов — сломать все старое, чтобы освободить пространство для преобразований, однако строительством нового общества будут заниматься другие. Такие, как он, отрицают все:
Молодой человек говорит, что свобода, о которой так пекутся чиновники, вряд ли обернется чем-то полезным для граждан. Он не принимает реформу как средство, способное изменить сложившийся порядок вещей. Отрицание воспринимается Базаровым как деятельность, а не пустые разговоры. В нигилизме героя проявляется его революционность.
Павел Петрович, будучи человеком консервативным, ратует за сохранение старых порядков. Он очень боится в одночасье лишиться того, что ему дорого. Если Базарова можно причислить к реакционерам, то Кирсанов скорее либерал, согласный пойти на мелкие изменения.
Не разделяя нигилистической доктрины центрального персонажа, Тургенев тем не менее восхищается его огромной нравственной силой.
Судьба русского народа
Кирсанов рассуждает о патриархальности русского народа, жизненными ориентирами которого являются вера и уважение к традициям. В отсталости своих соотечественников он видит залог спасения общества. По убеждению героя, Россия рано или поздно превратится в прогрессивную цивилизованную страну.
Базаров, напротив, крайне возмущен тем, что русский народ загнан в рабство и лишен всяких прав. В то же время он презирает необразованность и суеверие простых людей. Евгений видит не только ущемление гражданской свободы, но и нарастающие недовольство бедных крестьян. Ярким свидетельством связи Базарова с народом служит его речь, в которой в избытке присутствуют:
Речь Павла Петровича не отличается простотой и меткостью выражений. Он намеренно искажает слова, использует иностранные выражения.
Взгляды на искусство и любовь
Кирсанов отдает должное искусству и считает его полезным для общества, но сам не проявляет к нему интереса. По мнению Базарова, пользы от порядочного химика намного больше, чем от какого-нибудь поэта. Чтение Пушкина — пустая трата времени, говорит герой.
Рассматривая любовь с точки зрения одной лишь физиологии, Базаров добровольно отказывается от романтических чувств. Встреча с Анной, покорившей его сердце, становится трагическим испытанием для молодого человека. Благодаря превосходным внешним данным Павел Петрович всегда пользовался успехом у женщин. У него трепетное и почтительное отношение к дамам. Любовь воспринимается Кирсановым как великий дар.
Проведя анализ споров героев романа, можно сделать вывод, что Базаров и Павел Петрович — абсолютные противоположности. Один отличается закоснелостью и эгоизмом, а другой — нетерпимостью и заносчивостью.
То, о чем спорили Кирсанов и Базаров, дает огромную пищу для размышлений. При написании сочинения по роману «Отцы и дети» необходимо сказать несколько слов о позиции автора. Тургенев старается не занимать ничью сторону в этом конфликте, поэтому в споре нет победителя.
Важно, чтобы поколения мирно сосуществовали, совместно решая личные и общественные проблемы, а каждая новая эпоха была наследницей уходящей, стремясь почерпнуть из нее все самое лучшее.