Как китайцы относятся к сталину
«В Китае Сталин забвению не подлежит»
Об отношении жителей «Поднебесной» к фигуре И. В. Сталина
В Поднебесной Иосиф Виссарионович остается символом многогранной советской эпохи, опыт которой помогает строительству социализма с китайской спецификой.
СССР на состоявшейся в июле-августе 1945 года Потсдамской конференции подтвердил свое обязательство вступить в войну с милитаристской Японией не позже чем через 3 месяца после капитуляции Германии. 8 августа советское правительство заявило, что с 9 августа «Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией». В результате стремительного наступления войск Красной Армии Квантунская армия в короткий срок была разгромлена, освобождены территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии — одного из наиболее экономически развитых районов), а также Северной Кореи, Южного Сахалина и Курильских островов. Победы Красной Армии сыграли решающую роль в капитуляции Японии и открыли перед великим китайским народом перспективы независимого развития.
Оценки решающего вклада СССР в победу над Японией в Китае никогда не подвергались ревизии. Они не менялись даже в годы осложнения отношений между нашими странами. Поэтому неудивительно, что там сохранились многочисленные памятники, обелиски и барельефы в честь советских воинов. В Северо-Восточном Китае всегда ухожены их кладбища. В этом регионе свыше 60 таких историко-мемориальных объектов.
Мао Цзэдун в ноябре 1967 года в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции отмечал, что «без СССР и Сталина могло бы не быть КНР и победы над Японией». А один из руководителей КНР и Народно-освободительной армии Китая маршал Чжу Дэ в беседе с военными делегациями Вьетнама, Румынии и Албании в мае 1971 года подчеркивал, что «никто не сможет оспорить решающую роль СССР в разгроме основных сил японских милитаристов и освобождении многих стран и территорий на Дальнем Востоке».
В Китае не принято «переписывать» собственную историю. Это подтверждают события не только второй половины ХХ века. Об этом же свидетельствуют современная политика и идеология Коммунистической партии Китая и Китайской Народной Республики. В решениях XVIII съезда Компартии Китая (ноябрь 2012 года) настойчиво подчеркивается, что методологической основой теории и практики китайского общества являются марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина, концепция социализма с китайской спецификой. III пленум ЦК КПК (ноябрь 2013 года) вновь указал на то, что в своих решениях исходил из этих фундаментальных научных положений. Это еще одно доказательство преемственности политического курса, о которой теперь заявляет пятое поколение китайских руководителей.
Именно с политической последовательностью и преемственностью в социалистическом строительстве с китайской спецификой оно связывает решение задач создания к 100-му юбилею КПК (2021 год) в Китае среднезажиточного общества, а к 100-й годовщине создания КНР (2049 год) — превращения Китая в богатую, могущественную, гармоничную социалистическую страну. При этом подчеркивается, что дверь «китайской мечты» распахнется для всех граждан КНР.
Утверждения Коммунистической партии Китая о ее приверженности марксизму-ленинизму постоянно подкрепляются идеологической работой и политической практикой. «12 декабря 2011 года в Пекине, — писала «Жэньминь жибао», — официально открыта выставка, посвященная истории распространения марксизма в Китае. Она стала плодом более чем годовых усилий сотрудников Института по изучению и переводу произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина при ЦК КПК. Данный выставочный павильон станет первым из подобных павильонов Китая, с постоянным бесплатным входом, специально ориентированных на ознакомление с историей распространения марксизма в Китае».
Имя И. В. Сталина в китайских документах всегда ставят в один ряд с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; он предстает как один из классиков марксизма-ленинизма. В КНР по сей день сохраняют имя Сталина почти все объекты, названные в его честь в конце 1940-х — первой половине 1950-х годов. К сожалению, в российских и западных справочниках по Китаю этот факт обычно замалчивают, а если о нем и говорят, то вскользь, мимоходом.
Между тем и сегодня есть проспекты Сталина в городах Урумчи и Кульджа на крайнем западе КНР, в Цзилине, столице одноименной восточно-китайской провинции, граничащей с Россией и Северной Кореей. Лучшие улицы в Люйшуне (Порт-Артур), Даляни (Дальнем), Харбине тоже носят имя Сталина. Огромные портреты Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина украшают поселок Нан Джи Кун, расположенный вблизи стыка границы КНР с Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. В Харбине еще в марте 1953-го был разбит огромный парк имени Сталина.
Теорию и практику социалистического строительства, тесно связываемые в КНР с именами и деятельностью Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, рассматривают здесь не как «неизменное правило» на все времена. Китайские коммунисты считают необходимым творчески развивать учение основоположников марксизма-ленинизма. Особое внимание они уделяют произведениям Сталина, рассматривая их в качестве марксистской идеологической базы деятельности Компартии, которая стояла у руля государственного строительства и достигла всемирно-исторических успехов.
Это, кстати, ничуть не мешает КПК не замалчивать ошибки и просчеты И. В. Сталина и критически обсуждать их. Но без шельмования и фальсификаций. «Сталин был прав на 70%, неправ на 30%», — говорил Мао Цзэдун еще в 1961 году (впрочем, в той же «пропорции» оценивают в КНР с середины 1980-х деятельность и самого Мао). Китайские аналитики часто отмечают, что марксистская идеологическая база китайских реформ была фактически обозначена в последней работе Сталина — «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 год).
В Китае досконально изучили, а затем использовали на практике рекомендации Сталина. И при этом не только сохранили социалистический строй, но и обеспечили его эффективное развитие путем реформ, регулируемых государством (это, конечно же, не исключает наличия в стране ряда социальных и других проблем). Что касается темпов индустриального развития, роста промышленного экспорта, продуктивности сельского хозяйства и доходов населения, то с 1980-х годов по этим важнейшим показателям КНР занимает лидирующие позиции в Азии.
В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» И. В. Сталин отмечал: «Полагают, что передача собственности отдельных лиц и групп в собственность государства является единственной или, во всяком случае, лучшей формой национализации. Это неверно. На самом деле передача в собственность государства является не единственной и даже не лучшей формой национализации, а первоначальной формой национализации, как правильно говорит об этом Энгельс в «Анти-Дюринге».
Коммунисты Китая стремятся нащупать оптимальные формы общественной собственности при социализме. Но сейчас, как не раз отмечалось в партийных документах, КНР находится еще на ранней стадии строительства социализма. А поэтому пока приходится широко и творчески использовать опыт советского нэпа, теоретическое осмысление которого дано не только в известных трудах В. И. Ленина, но и в работах И. В. Сталина 1930-х годов.
Развитие инициативы в экономике, регулируемое КПК и китайским государством, позволило КНР в короткие сроки осуществить рекордные прорывы во всех отраслях, включая сельское хозяйство. Рентабельность производства за последние 30 лет увеличилась многократно. Неудивительно, что рекомендации Сталина считаются в Китае одним из идеологических оснований продолжающихся реформ.
Что касается связи поражения советского социализма с бездумной и оголтелой критикой Сталина Хрущевым, то на вероятные опасные последствия такой политики китайские товарищи указывали еще на рубеже 1950-1960-х годов. Мао Цзэдун в 1961 году, обращаясь к Н. С. Хрущеву, заявлял: «Вы начали со Сталина, а завершите дело развалом Советского Союза». С тех пор в канун Дня образования КНР (1 октября) и перед годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции многие китайские СМИ публикуют материалы, в которых подчеркивается, что антисталинские решения ХХ и ХХII съездов КПСС, как и методы их реализации, привели в конечном счете к разрушению СССР и КПСС.
А еще в Китае помнят совет Сталина, данный Мао Цзэдуну в 1950 году: «Учитесь больше на наших ошибках, чем на наших успехах». После контрреволюции 1991-1993 годов китайские политики и обществоведы приложили немало усилий к осмыслению истоков и причин трагедии разрушения советского строя и союзного государства. В 2004 году китайское руководство пришло к выводу, что «крах СССР произошел из-за отхода Москвы после Сталина от ключевых принципов марксизма». С целью глубокого понимания случившегося с многомиллионной партией Центром исследований проблем мирового социализма при ЦК КПК в 2012 году создан многосерийный документальный фильм «20-я годовщина гибели советской партии и государства: рассказы россиян и уроки». Он был одобрен Центральным комитетом Компартии Китая.
Вот как описывала в конце прошлого года суть и значение этого фильма американская газета The Wall Street Journal: «Руководитель Компартии в восточно-китайской провинции Цзянсу Ло Чжицзюнь недавно собрал местных руководителей на обязательное для посещения мероприятие. Им показали документальный фильм из шести серий о распаде Советского Союза. Как сообщают государственные СМИ, по окончании показа в Цзянсу Ло Чжицзюнь призвал «правильно понять уроки истории».
Главный посыл фильма в том, что СССР распался из-за переродившейся, предательской правящей элиты, особенно из-за Горбачева и его окружения». В публикации отмечается: «Этот фильм стал частью идеологической кампании, начатой новым китайским руководителем Си Цзиньпином для укрепления партийных рядов и дисциплины членов партии. Его с сентября показывали десятки раз на самых разных политических совещаниях и собраниях. Столь частые показы говорят о том, что это составляющая часть борьбы, как говорят в партийно-государственных кругах, с «американским заговором».
Американское издание указывает: «Си Цзиньпин делает ставку на то, что китайская версия однопартийного правления преуспеет там, где СССР потерпел неудачу. КПК намерена поддерживать порядок в своих рядах и управлять меняющимся обществом», «Си Цзиньпин обвинил Горбачева в том, что тот потерял контроль над военными и позволил историческому нигилизму поставить под сомнение успехи, достигнутые при Ленине и Сталине». Кроме того, The Wall Street Journal считает, что КПК поставила стратегическую задачу: «Китай должен любой ценой сопротивляться влиянию Запада».
Подобная позиция пятого поколения руководителей Китая побуждает их широко использовать в идеологической деятельности партии труды об И. В. Сталине, созданные советскими и российскими авторами. Так, широкое распространение получила изданная в начале этого года государственным издательством «Шанхай жэньминь чубаньшэ» книга «Сталин: судьба и стратегия» российских авторов Святослава и Екатерины Рыбасов.
Этой же цели служит и широкая популяризация в Китае романа Максима Горького «Мать», его «Песни о Буревестнике», автобиографической трилогии («Детство», «В людях», «Мои университеты»), романа Николая Островского «Как закалялась сталь» и других произведений, ставших советской классикой.
В августе 2009 года «Жэньминь жибао» опубликовала фрагмент из сочинения одной из победительниц всекитайского конкурса на знание русского языка из города Цзилинь: «Моя любовь к России пробудилась с детства. Я родилась и выросла на северо-востоке Китая. В силу географического и исторического факторов русская культура влияла на мою родину и на меня тоже. Я узнала фамилию Сталин с 4-5 лет, так как самый большой проспект в нашем городе называется проспектом имени Сталина. С тех пор я постепенно знакомилась с Россией. Начав с изучения русского языка, узнав о культуре России глубже и больше, я сильно ее полюбила. Это важная часть моей жизни».
Как Китай отреагировал на вынос Сталина из мавзолея в 1961 году
Разоблачение культа личности Сталина в СССР китайские коммунисты восприняли крайне негативно. Не менее болезненно они отнеслись и к выносу тела советского вождя из мавзолея, полагая, что это явилось символом окончательного предательства марксистско-ленинских идей. Об этом пишет «Русская семерка».
«Товарищ главный хозяин»
Несмотря на утверждение ряда историков, что компартия Китая уже во второй половине 1930-х полностью дистанцировалась от КПСС, архивы Поднебесной свидетельствуют об обратном. Согласно этим источникам, Мао Цзэдун по-прежнему докладывал о своих планах Сталину и консультировался с Москвой по важным и не очень вопросам. Так в 1949 году Мао понадобилось мнение советских товарищей о целесообразности переноса китайской столицы из Нанкина в Пекин, в этом же году у Москвы интересовались, каким способом лучше информировать другие государства о намерении возобновить дипломатические отношения, «по радио или телеграммой».
Разумеется, главным и непререкаемым авторитетом для Мао был Сталин. Очевидно, он не питал к личности Сталина особо теплых чувств, однако осознавал, что обязан быть лояльным по отношению к нему как на словах, так и в делах. Ведь «товарищ главный хозяин» (так называл Цзэдун Сталина) всегда был готов помочь младшему брату советом и деньгами, а также оказать Пекину дипломатическую и военную поддержку.
Сталин действительно был крайне щедр в отношении Китая. Так в марте 1940 года соратник Мао Чжоу Эньлай привез и Москвы 300 тысяч американских долларов, которые должны были пойти на укрепление обороноспособности Китая, ведущего борьбу с империалистической Японией. Иосиф Виссарионович не оставил друзей из Поднебесной даже после вторжения в СССР гитлеровской Германии. 3 июля 1941 года, когда Люфтваффе вовсю бомбили Минск, Одессу, Смоленск и Киев, Политбюро на экстренном заседании приняло решение дать «один миллион американских долларов для оказания помощи ЦК Компартии Китая».
При этом многие историки уверены, что Сталин крайней взвешенно подходил к вопросам помощи южному соседу. Он прекрасно понимал, что страна, имевшая колоссальные людские ресурсы и огромный промышленный потенциал, может стать прямым конкурентом Советскому Союзу. Невысокого мнению Иосиф Виссарионович был и о Мао Цзэдуне, которого называл «пещерным марксистом».
Оказывая Китаю всестороннюю поддержку, Москва одновременно занималась прослушкой телефонных разговоров ее лидеров. Узнав об этом, Мао выразил советскому Политбюро письменный протест, однако дальше этого дело не пошло. Великий кормчий понимал, что не следует кусать кормящую руку. Демонстративно обижаться на Сталина он не мог.
Плохо, что не посоветовались
Смерть Сталина повергла китайских товарищей в шок. Там не видели достойных преемников лидеру, который принял «страну с сохой, а оставил с ядерной бомбой». Тем не менее Мао Цзэдун на похороны не поехал. Официально это объяснялось тем, что он боялся простудиться в морозной Москве. Хотя российские историки полагают, что Мао все еще таил обиду на советского вождя за прослушку, за нелицеприятные высказывания в свой адрес, за некоторые другие вещи, например, за фильм «Путешественник Пржевальский» (руководство Поднебесной полагало, что эта кинолента оскорбляет национальное достоинство китайцев, показывая их в свете «крайней бедности, темноты и невежества»).
В Пекине опасались, что пришедший на смену Сталину новый глава государства изменит политический курс в отношении Китая. Приход к власти Хрущева эти опасения подтвердил, хотя Никита Сергеевич и не делал резких выпадов в адрес южного соседа. 25 февраля 1956 года, когда Хрущев на XX съезде КПСС выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях», стало водоразделом, после которого отношения двух стран начали стремительно ухудшаться. Китайские коммунисты выразили недовольство обличительной речью Хрущева, отмечая, что генсек вместо дельного разбора заслуг и ошибок Сталина подверг его огульному охаиванию.
Антисталинская кампания в СССР серьезно беспокоила Мао Цзэдуна. Он поднимал эту тему в беседах с послом СССР в КНР Павлом Юдиным и выражал надежду, что дипломат донесет до советского руководства его позицию, которая неоднократно была озвучена в печати. Мао опасался, что поношения Сталина нанесут непоправимый вред не только советско-китайским отношениям, но и всему международному коммунистическому движению. Китайский лидер упрекал Кремль, что он не проконсультировался с братскими партиями и поставил их уже перед свершившимся фактом.
Останется в сердцах
Буквально в первые часы после своей кончины Сталин был доставлен в лабораторию, где его тело ждала процедура бальзамирования. Почившему советскому лидеру было уготовано место в мавзолее, подле вождя мирового пролетариата. Казалось, что Сталин там навсегда, и даже изменение отношения к генералиссимусу советских граждан после XX партсъезда не потревожило его покой. Только в 1961 году Политбюро решило, что не место товарищу Сталину, грубо нарушившему заветы Ленина, возле Владимира Ильича.
На XXII съезде окончательно постановили вынести Сталина из мавзолея и перезахоронить на мемориальном кладбище у Кремлевской стены. Операцию проводили под покровом ночи в условиях чрезвычайной секретности силами примерно трех десятков человек. Разумеется, родственники Иосифа Виссарионовича оповещены не были: в ЦК серьезно опасались, что это событие может расколоть общество и даже привести к беспорядкам.
В итоге народ поставили перед фактом: Сталина в мавзолее больше нет. Серьезных возмущений по этому поводу среди советских граждан не возникло, а вот китайские коммунисты отреагировали очень бурно. Мао Цзэдун, отвечая на открытое письмо ЦК КПСС, писал: «Хрущёв может, используя своё привилегированное положение, вынести тело Сталина из Мавзолея, но ему никогда не удастся, используя своё привилегированное положение, вытравить из памяти советского народа и народов всего мира великий образ Сталина».
Именно тогда пошла молва о том, что китайцы захотели перевезти тело Сталина в Поднебесную (или перенести, выстроившись цепочкой между Москвой и Пекином) и даже изложили такое намерение советской стороне. По слухам, Хрущев какое-то время обдумывал это предложение, но затем ответил категорическим отказом.
Сталин и Цзэдун навеки
До 1970 года на могиле Сталина лежала обычная мраморная плита, после чего ее заменили на бюст вождя. Что подвигло советское руководство на подобное решение? Существует версия, что Брежнев это сделал для умиротворения китайцев, с которыми накануне у СССР произошел вооруженный конфликт вокруг острова Даманский.
Более того, Кремль, сыграв на любви китайцев к Сталину, пообещал компартии КНР, что Волгограду будет возвращено имя вождя. Видимо моральное воскрешение Сталина в глазах жителей Поднебесной и некоторые другие бонусы сыграли свою роль: острую фазу советско-китайское противостояние миновало. Однако наиболее радикально настроенная группа китайских революционеров-хунвейбинов все же заблокировала советское посольство в Пекине с выкриками «Да здравствует товарищ Сталин!».
9 сентября 1976 года умер ученик и последователь Сталина Мао Цзэдун. Тело Великого кормчего по примеру советских партийцев незамедлительно подверглось процедуре бальзамирования. Однако, учитывая напряженные отношения между Пекином и Москвой, эту крайне сложную в технологическом плане работу пришлось выполнять китайским специалистам, опираясь лишь на вьетнамский опыт (в 1969 году был забальзамирован основатель компартии Вьетнама Хо Ши Мин).
Как и следовало ожидать, результаты бальзамирования Мао Цзэдуна оказались неудовлетворительными. Хорошо сохранить удалось лишь лицо вождя, кроме ушей, а с телом вышла целая катастрофа.
На похоронах Председателя Мао принимало участие свыше миллиона человек, а спустя некоторое время многотысячные очереди уже выстраивались в его мавзолей. Сегодня Мао Цзэдун по-прежнему главная фигура новейшей китайской истории, по отношению к которой недопустима никакая критика. Хотя среди молодых граждан Китайской республики образ Мао скорее всего лишь часть массовой культуры.
Образ Сталина также является культовым в современном Китае, хотя он и подвергнут критическому осмыслению. Там по сей день сохраняются многие объекты, названные в его честь в конце 1940-х — первой половине 1950-х годов. К примеру, в Харбине до сих пор существует парк имени Сталина. И конечно в Поднебесной все еще помнят совет Сталина, данный Мао Цзэдуну в 1950 году: «Учитесь больше на наших ошибках, чем на наших успехах».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Об отношении жителей Китая к фигуре Сталина
В Поднебесной Иосиф Виссарионович остается символом многогранной советской эпохи, опыт которой помогает строительству социализма с китайской спецификой.
СССР на состоявшейся в июле-августе 1945 года Потсдамской конференции подтвердил свое обязательство вступить в войну с милитаристской Японией не позже чем через 3 месяца после капитуляции Германии. 8 августа советское правительство заявило, что с 9 августа «Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией». В результате стремительного наступления войск Красной Армии Квантунская армия в короткий срок была разгромлена, освобождены территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии — одного из наиболее экономически развитых районов), а также Северной Кореи, Южного Сахалина и Курильских островов. Победы Красной Армии сыграли решающую роль в капитуляции Японии и открыли перед великим китайским народом перспективы независимого развития.
Оценки решающего вклада СССР в победу над Японией в Китае никогда не подвергались ревизии. Они не менялись даже в годы осложнения отношений между нашими странами. Поэтому неудивительно, что там сохранились многочисленные памятники, обелиски и барельефы в честь советских воинов. В Северо-Восточном Китае всегда ухожены их кладбища. В этом регионе свыше 60 таких историко-мемориальных объектов.
Мао Цзэдун в ноябре 1967 года в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции отмечал, что «без СССР и Сталина могло бы не быть КНР и победы над Японией». А один из руководителей КНР и Народно-освободительной армии Китая маршал Чжу Дэ в беседе с военными делегациями Вьетнама, Румынии и Албании в мае 1971 года подчеркивал, что «никто не сможет оспорить решающую роль СССР в разгроме основных сил японских милитаристов и освобождении многих стран и территорий на Дальнем Востоке».
В Китае не принято «переписывать» собственную историю. Это подтверждают события не только второй половины ХХ века. Об этом же свидетельствуют современная политика и идеология Коммунистической партии Китая и Китайской Народной Республики. В решениях XVIII съезда Компартии Китая (ноябрь 2012 года) настойчиво подчеркивается, что методологической основой теории и практики китайского общества являются марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина, концепция социализма с китайской спецификой. III пленум ЦК КПК (ноябрь 2013 года) вновь указал на то, что в своих решениях исходил из этих фундаментальных научных положений. Это еще одно доказательство преемственности политического курса, о которой теперь заявляет пятое поколение китайских руководителей.
Именно с политической последовательностью и преемственностью в социалистическом строительстве с китайской спецификой оно связывает решение задач создания к 100-му юбилею КПК (2021 год) в Китае среднезажиточного общества, а к 100-й годовщине создания КНР (2049 год) — превращения Китая в богатую, могущественную, гармоничную социалистическую страну. При этом подчеркивается, что дверь «китайской мечты» распахнется для всех граждан КНР.
Утверждения Коммунистической партии Китая о ее приверженности марксизму-ленинизму постоянно подкрепляются идеологической работой и политической практикой. «12 декабря 2011 года в Пекине, — писала «Жэньминь жибао», — официально открыта выставка, посвященная истории распространения марксизма в Китае. Она стала плодом более чем годовых усилий сотрудников Института по изучению и переводу произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина при ЦК КПК. Данный выставочный павильон станет первым из подобных павильонов Китая, с постоянным бесплатным входом, специально ориентированных на ознакомление с историей распространения марксизма в Китае».
Имя И. В. Сталина в китайских документах всегда ставят в один ряд с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; он предстает как один из классиков марксизма-ленинизма. В КНР по сей день сохраняют имя Сталина почти все объекты, названные в его честь в конце 1940-х — первой половине 1950-х годов. К сожалению, в российских и западных справочниках по Китаю этот факт обычно замалчивают, а если о нем и говорят, то вскользь, мимоходом.
Между тем и сегодня есть проспекты Сталина в городах Урумчи и Кульджа на крайнем западе КНР, в Цзилине, столице одноименной восточно-китайской провинции, граничащей с Россией и Северной Кореей. Лучшие улицы в Люйшуне (Порт-Артур), Даляни (Дальнем), Харбине тоже носят имя Сталина. Огромные портреты Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина украшают поселок Нан Джи Кун, расположенный вблизи стыка границы КНР с Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. В Харбине еще в марте 1953-го был разбит огромный парк имени Сталина.
Теорию и практику социалистического строительства, тесно связываемые в КНР с именами и деятельностью Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, рассматривают здесь не как «неизменное правило» на все времена. Китайские коммунисты считают необходимым творчески развивать учение основоположников марксизма-ленинизма. Особое внимание они уделяют произведениям Сталина, рассматривая их в качестве марксистской идеологической базы деятельности Компартии, которая стояла у руля государственного строительства и достигла всемирно-исторических успехов.
Это, кстати, ничуть не мешает КПК не замалчивать ошибки и просчеты И. В. Сталина и критически обсуждать их. Но без шельмования и фальсификаций. «Сталин был прав на 70%, неправ на 30%», — говорил Мао Цзэдун еще в 1961 году (впрочем, в той же «пропорции» оценивают в КНР с середины 1980-х деятельность и самого Мао). Китайские аналитики часто отмечают, что марксистская идеологическая база китайских реформ была фактически обозначена в последней работе Сталина — «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 год).
В Китае досконально изучили, а затем использовали на практике рекомендации Сталина. И при этом не только сохранили социалистический строй, но и обеспечили его эффективное развитие путем реформ, регулируемых государством (это, конечно же, не исключает наличия в стране ряда социальных и других проблем). Что касается темпов индустриального развития, роста промышленного экспорта, продуктивности сельского хозяйства и доходов населения, то с 1980-х годов по этим важнейшим показателям КНР занимает лидирующие позиции в Азии.
В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» И. В. Сталин отмечал: «Полагают, что передача собственности отдельных лиц и групп в собственность государства является единственной или, во всяком случае, лучшей формой национализации. Это неверно. На самом деле передача в собственность государства является не единственной и даже не лучшей формой национализации, а первоначальной формой национализации, как правильно говорит об этом Энгельс в «Анти-Дюринге».
Коммунисты Китая стремятся нащупать оптимальные формы общественной собственности при социализме. Но сейчас, как не раз отмечалось в партийных документах, КНР находится еще на ранней стадии строительства социализма. А поэтому пока приходится широко и творчески использовать опыт советского нэпа, теоретическое осмысление которого дано не только в известных трудах В. И. Ленина, но и в работах И. В. Сталина 1930-х годов.
Развитие инициативы в экономике, регулируемое КПК и китайским государством, позволило КНР в короткие сроки осуществить рекордные прорывы во всех отраслях, включая сельское хозяйство. Рентабельность производства за последние 30 лет увеличилась многократно. Неудивительно, что рекомендации Сталина считаются в Китае одним из идеологических оснований продолжающихся реформ.
Что касается связи поражения советского социализма с бездумной и оголтелой критикой Сталина Хрущевым, то на вероятные опасные последствия такой политики китайские товарищи указывали еще на рубеже 1950-1960-х годов. Мао Цзэдун в 1961 году, обращаясь к Н. С. Хрущеву, заявлял: «Вы начали со Сталина, а завершите дело развалом Советского Союза». С тех пор в канун Дня образования КНР (1 октября) и перед годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции многие китайские СМИ публикуют материалы, в которых подчеркивается, что антисталинские решения ХХ и ХХII съездов КПСС, как и методы их реализации, привели в конечном счете к разрушению СССР и КПСС.
А еще в Китае помнят совет Сталина, данный Мао Цзэдуну в 1950 году: «Учитесь больше на наших ошибках, чем на наших успехах». После контрреволюции 1991-1993 годов китайские политики и обществоведы приложили немало усилий к осмыслению истоков и причин трагедии разрушения советского строя и союзного государства. В 2004 году китайское руководство пришло к выводу, что «крах СССР произошел из-за отхода Москвы после Сталина от ключевых принципов марксизма». С целью глубокого понимания случившегося с многомиллионной партией Центром исследований проблем мирового социализма при ЦК КПК в 2012 году создан многосерийный документальный фильм «20-я годовщина гибели советской партии и государства: рассказы россиян и уроки». Он был одобрен Центральным комитетом Компартии Китая.
Вот как описывала в конце прошлого года суть и значение этого фильма американская газета The Wall Street Journal: «Руководитель Компартии в восточно-китайской провинции Цзянсу Ло Чжицзюнь недавно собрал местных руководителей на обязательное для посещения мероприятие. Им показали документальный фильм из шести серий о распаде Советского Союза. Как сообщают государственные СМИ, по окончании показа в Цзянсу Ло Чжицзюнь призвал «правильно понять уроки истории». Главный посыл фильма в том, что СССР распался из-за переродившейся, предательской правящей элиты, особенно из-за Горбачева и его окружения». В публикации отмечается: «Этот фильм стал частью идеологической кампании, начатой новым китайским руководителем Си Цзиньпином для укрепления партийных рядов и дисциплины членов партии. Его с сентября показывали десятки раз на самых разных политических совещаниях и собраниях. Столь частые показы говорят о том, что это составляющая часть борьбы, как говорят в партийно-государственных кругах, с «американским заговором».
Американское издание указывает: «Си Цзиньпин делает ставку на то, что китайская версия однопартийного правления преуспеет там, где СССР потерпел неудачу. КПК намерена поддерживать порядок в своих рядах и управлять меняющимся обществом», «Си Цзиньпин обвинил Горбачева в том, что тот потерял контроль над военными и позволил историческому нигилизму поставить под сомнение успехи, достигнутые при Ленине и Сталине». Кроме того, The Wall Street Journal считает, что КПК поставила стратегическую задачу: «Китай должен любой ценой сопротивляться влиянию Запада».
Подобная позиция пятого поколения руководителей Китая побуждает их широко использовать в идеологической деятельности партии труды об И. В. Сталине, созданные советскими и российскими авторами. Так, широкое распространение получила изданная в начале этого года государственным издательством «Шанхай жэньминь чубаньшэ» книга «Сталин: судьба и стратегия» российских авторов Святослава и Екатерины Рыбасов.
Этой же цели служит и широкая популяризация в Китае романа Максима Горького «Мать», его «Песни о Буревестнике», автобиографической трилогии («Детство», «В людях», «Мои университеты»), романа Николая Островского «Как закалялась сталь» и других произведений, ставших советской классикой.
В августе 2009 года «Жэньминь жибао» опубликовала фрагмент из сочинения одной из победительниц всекитайского конкурса на знание русского языка из города Цзилинь: «Моя любовь к России пробудилась с детства. Я родилась и выросла на северо-востоке Китая. В силу географического и исторического факторов русская культура влияла на мою родину и на меня тоже. Я узнала фамилию Сталин с 4-5 лет, так как самый большой проспект в нашем городе называется проспектом имени Сталина. С тех пор я постепенно знакомилась с Россией. Начав с изучения русского языка, узнав о культуре России глубже и больше, я сильно ее полюбила. Это важная часть моей жизни».