Как классифицируются группы здоровья дошкольников

I группа

К I-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия.

По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

II группа

В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения. Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).

Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых.

К II группе здоровья относятся граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний

Граждане со II группой здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом.

Гражданам со II группой здоровья при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска.

III группа (а и б)

К группе III а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи. Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма. Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни.

К категории III б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.

Граждане с III а и III б группами здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Группы здоровья для детей

Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых).

Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.

1 группа

К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.

2 группа

Данная категория включает в себя детей, не страдающих хроническими заболеваниями, но обладающих при этом пониженным иммунитетом. Такие малыши могут несколько раз в год перенести острые инфекции, но не более того. Обычно их разделяют на несколько подгрупп по типу риска. Например, в категорию «А» входят дети с проблемной наследственностью, а в «Б» включены малыши, подверженные риску развития хронических заболеваний.

3 группа

К 3-ей категории относят детей, имеющих какое-либо хроническое заболевание. Однако пациентов данной категории отличает тот факт, что такая болезнь протекает в состоянии компенсации. Это значит, что, несмотря на наличие патологии, ребенок не сталкивается с тяжелыми последствиями либо обострениями болезни и может вести нормальный образ жизни.

4 группа

Данная категория здоровья обозначает детей с хроническими недугами в стадии субкомпенсации. В этом состоянии уже наблюдаются значительные ухудшения самочувствия, нарушение работы некоторых органов и сниженная сопротивляемость организма. Таким детям зачастую нужно постоянное лечение и реабилитация, при этом их заболевания чаще всего выражены в какой-то физической неполноценности, а нервно-психическое развитие находится в состоянии нормы.

5 группа

К данной категории относятся дети с серьезными хроническими болезнями в состоянии декомпенсации. Это дети-инвалиды с тяжелыми проблемами в развитии либо сниженными функциональными возможностями. Стоит отметить, что заболевания этой группы не всегда являются врожденными. Абсолютно здоровый ребенок после перенесенной болезни, операции или травмы может получить 5 группу. Такие дети практически всегда требуют постоянного надзора и помощи.

Заключение

Таким образом, группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, как взрослого, так и ребенка.

Учитывая осмотры узких специалистов, группу здоровья определяет педиатр или терапевт, который в свою очередь осуществляет комплексную оценку состояния организма человека.

Источник

Как классифицируются группы здоровья дошкольников

Как классифицируются группы здоровья дошкольников. semja. Как классифицируются группы здоровья дошкольников фото. Как классифицируются группы здоровья дошкольников-semja. картинка Как классифицируются группы здоровья дошкольников. картинка semja

Конституция Российской Федерации обязывает государство способствовать охране здоровья граждан страны. Для этой цели работает государственная медицина, создано социальное страхование. С этой же целью проводится регулярная диспансеризация населения. Чтобы адекватно оценить здоровье человека, а значит, оказать ему необходимую медицинскую помощь, предоставить оптимальный перечень медицинских услуг, были разработаны группы здоровья детей и взрослого населения.

Их критерии учитывают состояние здоровья населения страны.

Группы здоровья детей

Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет обычно участковый педиатр, либо медицинский работник в дошкольном учреждении с учётом здоровья ребёнка, при наличии всех обследований.

Нужно понимать, что выставленная группа вовсе не статичный, не неизменный показатель. Группа может изменяться со временем. Однако, к сожалению, чаще всего группа меняется в худшую сторону: первая на вторую или, что чаще, вторая на третью.

Рассмотрим коротко каждую группу:

Данная группа имеет две подгруппы:

• К подгруппе А относят вполне здоровых детей. Однако их наследственность либо отягощена, либо у мамы наблюдались осложнения во время беременности, родов.
• К подгруппе Б относятся дети с функциональными отклонениями, либо существует риск развития некоторых хронических заболеваний.

Группы здоровья взрослого населения

В соответствии с законодательством нашей страны в области здравоохранения, всех взрослых пациентов относят к определенной группе здоровья, в зависимости от состояния организма.

Для определения этого параметра, для выявления имеющихся патологий, проводится диспансеризация. Ее целью является выявление хронических неинфекционных заболеваний. Они уже давно стали основной причиной ранней инвалидности и смертности взрослого населения.

По итогам проведенных обследований пациентов разделяют по группам здоровья. Тем, у кого обнаружены факторы риска по развитию хронических неинфекционных заболеваний, проводят необходимые коррекционные медицинские мероприятия в отделениях или кабинетах медицинской профилактики. Пациенты с выявленными хроническими заболеваниями направляются на лечение, им также предоставляют возможность санаторного лечения.

Рассмотрим коротко особенности групп здоровья, используемых большинством лечебных учреждений и страховых компаний:

Помимо определения состояния здоровья, выявления хронических или острых заболеваний, общее медицинское обследование помогает выявить лиц, страдающих туберкулезом, а также тех, кто злоупотребляет алкоголем, принимает наркотики, психотропные вещества, что также немаловажно.

В Приказе Минздрава РФ от 13 марта 2019 года N 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения». Нормативный акт выделяет четыре группы здоровья взрослого населения – 1, 2, 3а и 3б.

Источник

Как классифицируются группы здоровья дошкольников

В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении здоровья нации. Государство проводит ряд мер по решению этой проблемы. Это прежде всего устранение или снижение уровня неблагоприятных экологических факторов, пропаганда здорового образа жизни и питания среди населения, повышение качества и своевременность оказания квалифицированной медицинской помощи. Особое внимание уделяется вопросам сохранения здоровья детского населения.

Дети и подростки наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных факторов среды в силу возрастных анатомо-физиологических особенностей, а также несовершенства механизмов адаптации. Организм ребенка более чувствителен к повреждающим факторам, и даже минимальные перегрузки способствуют развитию патологического процесса и нарушению здоровья. При этом ребенок самостоятельно не может обеспечить соблюдение здорового образа жизни для укрепления своего здоровья. Многое зависит от родителей, педагогов или воспитателей.

В настоящее время можно говорить о тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Выраженные негативные сдвиги в состоянии здоровья происходят на всех этапах развития ребенка, в том числе и дошкольном. Изучение и оценка состояния здоровья детей относится к числу ключевых вопросов гигиены детей и подростков. В дошкольном возрасте дети наиболее чувствительны к воздействию неблагоприятных влияний. Здоровье детей и подростков находится в прямой зависимости от воздействия целого ряда факторов, так, например, образ жизни детей обуславливает от 3 до 11 % заболеваемости. В настоящее время отмечается тенденция к малоподвижному образу жизни, выбор отдыха и обучения связан преимущественно с использованием компьютерных технологий не только среди взрослых людей, но и среди подрастающего поколения. Кроме того, более 20% отводят на условия и факторы образовательных учреждений, пребывание в которых является неотъемлемым элементом образа жизни организованных детей [2,3.4]. По этой причине необходимо создание и поддержание благоприятной среды воспитания и условий обучения детей и подростков в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях. За последние 5 лет в Пензенской области отмечено увеличение количества детских дошкольных учреждений с 346 до 360. В области построены и введены в эксплуатацию новые детские дошкольные учреждения, а также отмечается рост количества детей, посещающих дошкольные учреждения [5].

Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Простое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров. Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г. В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья. В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы [1].

По результатам комплексной оценки здоровья детей и подростков, учитывающей наличие или отсутствие у ребенка хронических заболеваний, функциональных отклонений, уровень достигнутого физического и психического развития, а также сопротивляемость организма, ребенка можно отнести к одной из пяти групп здоровья. Распределение детей по группам здоровья очень важно для: характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья; сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени; оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую; выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков; определения потребности в специализированных службах и кадрах.

По данным литературы, при поступлении в детские дошкольные образовательные учреждения около 20% детей имеют хронические заболевания, морфологические или функциональные отклонения. Среди дошкольников, посещающих детские сады в возрасте от 3 до 7 лет, уменьшается количество детей, относящихся к I-й группе здоровья, и увеличивается количество детей III-ей группы здоровья [6]. Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии. В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах. При оценке индивидуальной динамики, переход ребенка из I-ой группы во II-ю, а затем в III-ю является сигналом ухудшения состояния здоровья ребенка, и требует проведения оздоровительных мероприятий, как со стороны образовательного учреждения, так и со стороны родителей.

Целью нашего исследования стала динамическая оценка групп здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в разные периоды, на примере одного из детских садов города Пенза.

Для реализации поставленной цели осуществлен анализ распределения детей по группам здоровья в динамике всего учебного процесса, в одном из детских дошкольных учреждений города Пенза. Оценка проводилась на основе данных ежегодных медицинских осмотров, проводимых поликлиникой на базе дошкольного образовательного учреждения. Данные о группах здоровья получены путем выкопировки из учетных форм медицинской документации. Группа здоровья определялась по «Алгоритму определения групп здоровья детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно (по результатам профилактических медицинских осмотров)». Данные оценивались в динамике с 2015 по 2018 годы.

Согласно результатам анализа медицинских карт мальчиков, наибольшее количество детей в разные годы наблюдения были отнесены ко второй группе здоровья (рис.1). Ко второй группе здоровья относят здоровых детей, но имеющих функциональные и некоторые морфологические отклонения. При этом среди выявленных функциональных нарушений, позволяющих отнести их ко II-й группе были выявлены: дизартрия, задержка речевого развития, наличие пупочной грыжи, плоско-вальгусные стопы, нарушение осанки, астигматизм, функциональный систолический шум и сниженный иммунитет (частые простудные заболевания).

Рис.1 Распределение мальчиков по группам здоровья в разные возрастные периоды

Как классифицируются группы здоровья дошкольников. image001. Как классифицируются группы здоровья дошкольников фото. Как классифицируются группы здоровья дошкольников-image001. картинка Как классифицируются группы здоровья дошкольников. картинка image001

2015-2016 учебный год (возраст 3-4 года)

Как классифицируются группы здоровья дошкольников. image002. Как классифицируются группы здоровья дошкольников фото. Как классифицируются группы здоровья дошкольников-image002. картинка Как классифицируются группы здоровья дошкольников. картинка image002

2016-2017 учебный год (возраст 4-5 лет)

Как классифицируются группы здоровья дошкольников. image003. Как классифицируются группы здоровья дошкольников фото. Как классифицируются группы здоровья дошкольников-image003. картинка Как классифицируются группы здоровья дошкольников. картинка image003

2017-2018 учебный год (возраст 5-6 лет)

В динамике трех лет обучения, особое внимание обращает на себя рост процента мальчиков, отнесенных к третьей группе здоровья, т.е. группе с наличием хронических заболеваний. По данным литературы, на сегодняшний день отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость 3-й группы здоровья возрастает у детей в дошкольном периоде и продолжает прогрессировать в школьном возрасте. По результатам проведенного анализа, среди часто встречающихся патологий были выделены заболевания ЛОР-органов и опорно-двигательного аппарата, фимоз и атопический дерматит. В численном выражении, в динамике трех лет, процент мальчиков, отнесенных к третьей группе вырос с 12,5 % до 29,2 %. Параллельно этому количество мальчиков, составляющих первую группу здоровья заметно снизилось с 41,7 % до 9,2 %, что отражает негативную тенденцию.

По результатам оценки среди девочек, так же, как и среди мальчиков, больший процент детей был отнесен к второй группе здоровья, но в отличии от группы мальчиков, разрыв в количественном отношении с первой группой был выражен не значительно (рис. 2). Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений, и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем по России с 20 до 35 %, что нашло подтверждение и в нашем исследовании.

По данным оценки самыми распространенными отклонениями у девочек, позволяющих их отнести к второй группе являлись частые простудные заболевания, нарушение осанки, вальгусная стопа, задержка речевого развития, пупочная грыжа, гиперметропия средней степени, астигматизм, миотонический синдром.

Уже в дошкольном возрасте происходит формирование хронической патологии. В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья начинает расти у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде. По результатам проведенного анализа, среди хронических заболеваний у девочек были отмечены: заболевания глаз (гиперметропия высокой степени, косоглазие); заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сколиоз 1, 2 степени); заболевания сердечно-сосудистой системы (функциональная кардиопатия); заболевания мочевыделительной системы (пиелоэктазия, нейротизм мочевого пузыря). Аналогично группе мальчиков у девочек также отмечена тенденция к увеличению процента входящих в третью группу в динамике трех лет с 9,7 % до 22,6 %. При этом следует отметить, что в данном детском учреждении, в группе девочек, тенденция к снижению наполняемости I-ой группы здоровья не так выражена, как в группе мальчиков.

Рис. 2. Распределение девочек по группам здоровья в разные возрастные периоды

Как классифицируются группы здоровья дошкольников. image004. Как классифицируются группы здоровья дошкольников фото. Как классифицируются группы здоровья дошкольников-image004. картинка Как классифицируются группы здоровья дошкольников. картинка image004

2015-2016 учебный год (возраст 3-4 года)

Как классифицируются группы здоровья дошкольников. image005. Как классифицируются группы здоровья дошкольников фото. Как классифицируются группы здоровья дошкольников-image005. картинка Как классифицируются группы здоровья дошкольников. картинка image005

2016-2017 учебный год (возраст 4-5 лет)

Как классифицируются группы здоровья дошкольников. image006. Как классифицируются группы здоровья дошкольников фото. Как классифицируются группы здоровья дошкольников-image006. картинка Как классифицируются группы здоровья дошкольников. картинка image006

2017-2018 учебный год (возраст 5-6 лет)

Анализ полученных данных позволяет констатировать наличие различных функциональных отклонений и заболеваний у детей и выделить группы здоровья. По данным проведенного анализа можно сделать вывод, что отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей дошкольного возраста в период от 3 до 6 лет. Более выраженная отрицательная динамика, обусловленная появлением хронической патологии, отмечена у мальчиков дошкольного возраста.

Своевременное выявление и оценка показателей здоровья детей позволяет определить основные направления профилактики заболеваний и принять своевременные меры по укреплению их здоровья. Кроме того, незамедлительное выделение в группу риска часто болеющих детей и их оздоровление позволит существенно снизить заболеваемость детского населения в целом.

Источник

Группа здоровья у детей в таблице

Группа здоровья у детей — это условный показатель физического и психического состояния ребенка. В зависимости от установленной группы, у него будет доступ или ограничение к спортивной и социальной деятельности. Цель такого распределения — сохранить здоровье ребенка и предоставить ему максимально полезную среду для развития.

Если в летнем лагере на длительную утреннюю пробежку выгоняют и крепышей, и ребят с проблемным здоровьем, отдых не только не укрепит, но и подорвет здоровье последних. При поступлении ребенка в садик, школу, институт, в лагеря отдыха и санатории важен такой показатель, как группа здоровья. Группу здоровья присваивает ребенку врачебная комиссия, состоящая из педиатра, психолога, невролога и других узких специалистов на основании обследований и анализов.

Как классифицируются группы здоровья дошкольников. 5d0838cd539c26.37924033. Как классифицируются группы здоровья дошкольников фото. Как классифицируются группы здоровья дошкольников-5d0838cd539c26.37924033. картинка Как классифицируются группы здоровья дошкольников. картинка 5d0838cd539c26.37924033

По каким критериям оценивают здоровье детей

Чтобы комплексно оценить здоровье ребенка, врачи учитывают:

Группы здоровья у детей: описание, таблицы

Группу здоровья назначают по наибольшей проблеме (наиболее тяжелому заболеванию). Здоровых и практически здоровых деток относят к первой и второй группам.

Физ. группа у детей, таблица (первая, вторая группы)

Группа здоровьяФункциональные отклонения органов, системСтепень развития, гармоничность развитияОстрые заболевания (простуда, ОРЗ)Хронические заболевания, патологии
ПерваяБез отклонений.Соответствует возрасту.Болезни нечастые (1-2 раза в год), легко протекающие.Нет.
ВтораяНезначительные функциональные изменения.Нормальное физическое развитие, допускается избыток массы первой степени, незначительный дефицит массы тела.

Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отклоняется.Простудные заболевания частые или длительные (или и то, и другое).Нет.

Деткам третьей группы нужна консультация врача по занятиям спортом. Для сохранения и поддержания здоровья нужно уделять внимание восстановлению после спортивных занятий. Требуется контроль темпа выполнения занятий. К спортивным мероприятиям таких деток допускают с согласия врача.

Физкультурная группа здоровья у детей, таблица (третья группа)

Группа здоровьяФункциональные отклонения органов, системСтепень развития, гармоничность развитияОстрые заболевания (простуда, ОРЗ)Хронические заболевания, патологии
ТретьяЕсть функциональные отклонения.• Избыток массы тела первой, второй степени;
• дефицит массы тела;
• низкий рост;
• допускается незначительное отставание нервно-психического развития.
ОРЗ продолжительные, период выздоровления и восстановления затяжной (вялость, повышенная возбудимость, нарушается сон, аппетит, долго держится температура в пределах от 37 до 37,9 °C.Хронические заболевания в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями.

Степень компенсации не ограничивает возможность обучаться и трудиться.

Активность детей четвертой и пятой групп значительно ограничивается, спортивные занятия заменяются ЛФК (лечебной физкультурой). Занятия проводят под надзором специалистов по специально разработанным и утвержденным программам.

Группа здоровья у детей, таблица в школе (четвертая и пятая группы)

Группа здоровьяФункциональные отклонения органов, системСтепень развития, гармоничность развитияОстрые заболевания (простуда, ОРЗ)Хронические заболевания, патологии
Четвертая• Функции пораженных органов изменены;
• выраженное проявление заболевания.
• Нормальное физическое развитие;
• дефицит или избыток массы тела 1, 2, 3 степени;
• непропорциональное телосложение;
• низкий рост;
• нервно-психическое развитие нормальное или отстает.
Частые обострения основного хронического заболевания.Есть тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации.
ПятаяВыраженные изменения функций пораженных систем, органов.• Дефицит или избыток массы тела 2, 3 степени;
• нервно-психическое развитие значительно отстает от нормального.
Частые обострения основного хронического заболевания.Есть тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности.

Есть таблицы, в которых сразу указано, к какой группе здоровья будет относиться ребенок при наличии у него определенных наиболее часто диагностируемых нарушений здоровья и развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *