Как классифицируются научные направления менеджмента
III. Классификация направлений менеджмента.
Всемирная история возникновения и становления науки менеджмента классифицируется видными мировыми исследователями по различным научным и практическим направлениям деятельности по управлению организацией.
Эти достижения группируются по десяти направлениям, при этом некоторые из них в настоящее время изучаются как отдельные дисциплины:
· финансы и бухгалтерский учет;
· трудовые отношения и методы управления человеческими отношениями;
· исследование операций / систем и управленческие информационные системы (УИС);
По некоторым данным, самый первый известный вклад в развитие такой самостоятельной в настоящее время области управленческого мышления, как финансы и бухгалтерский учет, сделал Лука Пачоли, живший во Флоренции в эпоху Ренессанса в XV в.
В эпоху бурного развития производства (ХХ в.) потребовалось создание более сложных методов ведения отчетности. Так, уже с этого времени бухучет развивался в качестве самостоятельной университетской дисциплины в Германии, Франции, США, несколько позже – в России. Важнейший вклад в развитие этой дисциплины внесли такие ученые, как Г. Бенсон, Т. Лимпберг, У. Пэйтон, Э. Шмаленбах и др.
Бизнес-экономикс рассматривает поведение организаций, рынков, отраслей, т.е. в более широком смысле подразумевает «описание и прогнозирование взаимосвязанного поведения на макроэкономическом уровне».
Пожалуй, первым и наиболее известным ученым, определившим наши представления о возможности подобных связей, был Адам Смит (XVII в.). Это направление управленческой мысли выразилось в развитии бизнес-экономикс, микроэкономики, макроэкономики и теории фирмы. Среди виднейших ученых-исследователей этого направления менеджмента наиболее известными являются А. Маршалл, Г. Саймон, Дж. М. Кейнс, М. Фридман, Дж. К. Гэлбрейт, Й. Шумпетр, П. Сэмюэлсон и др.
Сравнительный менеджмент ориентирован на исследование менеджмента с учетом культурных особенностей различных стран, и его исследования частично совпадают с международным менеджментом. В этой области наиболее известны работы М. Портера, Ф. Лютенса и др.
Исследования в области трудовых отношений и методов управления человеческими отношениями проводятся по разным аспектам. В течение многих лет важными составляющими менеджмента как науки являются: 1) трудовые отношения; 2) управление персоналом и 3) методы управления человеческими ресурсами (УЧР).
Интересно, что до начала Второй мировой войны многих специалистов-первопроходцев в этой области – Ф. Тейлора, М.П. Фоллетт и Э. Мэйо – нередко обвиняли в чрезмерном внимании к проблемам управления и исключительном стремлении к достижению гармонии интересов администрации и работников. Однако после войны (с 1945 г.) с тех же самых позиций критиковались и достижения представителей школы человеческих отношений и приверженцы неочеловеческих отношений – С. Перлман, Дж. Страус, А. Фландрес, Х. Клегг.
Большое влияние на развитие данного направления оказали такие специалисты по организационному управлению, как А. Гулднер, Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Герцберг, К. Исикава и др.
Производственный менеджмент был ориентирован на управление производственными предприятиями и организациями.
Среди ученых, оказавших значительное (как теоретическое, так и практическое) влияние на управление производством и совершенствование производственных операций, были американцы: Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберт, Г. Форд, Т. Уотсон – и японцы: К. Исискава, Т. Оно, К. Мацусита, С. Синго и представители семейства Тойда. Японские ученые были создателями всемирно признанных методов управления производством.
Не только в Японии, но и во всем экономически развитом мире широкое распространение получило управление тотальным качеством – TQM (Total Quality Management), так популярное в последнее время в нашей стране.
Маркетингв качестве самостоятельной дисциплины возник сравнительно недавно – с 1860 г. Но еще А. Смит уделял большое внимание анализу рынков и отмечал, что «обеспечение потребления единственной целью и задачей производства».
Среди наиболее известных зарубежных авторов, создателей теории маркетинга можно выделить Ф. Котлера.
Исследование операций / систем и управленческие информационные системы (УИС) связывает друг с другом «поведение действующих систем, созданных из явлений природы, людей и машин». Основополагающий вклад в развитие этой области науки внесли П. Блекетт, П. Риветт, и другие ученые. Представление о системах, которое может быть названо современным и учитывающим потребности социальных наук и бизнеса, возникло в 1940-х гг.
Понятие системы, которое до этого момента формулировалось лишь с использованием биологических терминов, получило дальнейшее развитие до представления о неком целостном явлении любого типа, другими словами, до уровня «системы в общем». От Л. Фон Берталанфии, Дж. Викерса и Н. Винерра и до Р. Анкоффа и Дж. Форрестера и других такое мышление вне зависимости от того, было ли оно «жестким» или «мягким», породило так называемое «системное движение». Оно прошло путь от описания мира в повседневных языковых терминах до разработки конкретных процессов моделирования.
Организационное поведение – это в настоящее время самостоятельная научная дисциплина (и одновременно «исследование на стыке наук»), в рамках которой было сделано много важных открытий.
Многие пионеры-исследователи (от Ф. Тейлора и М. Вебера до М.П. Фоллет и Э. Мэйо) и современные ученые (Дж. Чайлд, Дж. Фримен, П. Сенге и К. Вейк и др.) внесли значительный вклад в развитие этого направления.
Организационное поведение включает в себя десять наиболее явных самостоятельных направлений:
· исследование бюрократии (от М. вебера к Т. Бернсу, М. Крозье, Д. Пью и Астонской группе, делавшим акцент на анализе организационных структур);
· исследование процесса принятия решений (Дж. Марч, Р. Стайерт, Г. Саймон); изучение поведение людей в группах, выявление роли «неформальных» групп (Э. Жаке, Э Мэйо и К. Левин);
· лидерство (М. Вебер, Ф. Филдер и Дж. Коттер);
· мотивация (А. Маслоу, Ф. Герцберг);
· власть (М. Крозье, Дж. Преффер и Дж. Салансик);
· организационная экономика (К. Болдуинг и О. Уильямсон);
· организационное обучение (К. Аржирис, Д. Шона и П. Сенге);
· выбор стратегии и структуры управления (А. Чандлер);
· проблемы организации и технологии, а также социотехнических систем (Ф. Тейлор, Ф. Эмери и Э. Трист, Дж. Томпсон и Дж. Вудворд).
Стратегия – развитие данного обособленного направления менеджмента исторически восходит к достижениям военной науки, но уже достаточно давно широко применяется для решения проблем бизнеса.
Длинный список людей, внесших вклад в разработку этой темы, простирается от древнекитайского военачальнике Сунь-Цзы до нашего современника А. Чандлера, который первым попытался выявить связь стратегии и структуры. Большие достижения в области исследования конкуренции были сделаны М. портером.
Общий (генеральный) менеджмент – именно здесь представлены все основные направления, характеризующие менеджмент как самостоятельную науку, содержащую множество отдельных интегрированных подтем. Среди них:
· цели и функции управления организацией;
· организация как объект управления;
· методы управления организацией;
· процесс принятия решений;
· роль человека в организации;
· коммуникации и мотивации в управлении;
· организационные структуры управления организацией;
· измерение и оценка эффективности организации.
Наиболее известны работы таких видных ученых, как Ч. Барнард, П. Друкер, А. Файоль, Ю. Фукудзава, Дж. Коттер, С.Н. Паркинсон, Т. Питерс и Л. Урвик и др.
Заключение.
Внедрение современного менеджмента в Украине требует структурной реорганизации органов государственного управления экономикой, усовершенствования методов и форм их влияния на производственно-хозяйственную деятельность предприятий, содействия приливу в органы государственной власти рыночно мыслящих людей.
Полиструктурная экономика обуславливает разнообразие систем управления хозяйствующими субъектами – от командно-административного управления до менеджмента, разнообразие моделей поведения их во внешней среде. Становление рыночных отношений требует формирования новой системы управления – менеджмента. Необходимость внедрения современного менеджмента уже осознали представители многих отечественных корпораций, особенно те, которые постоянно контактируют с зарубежными партнерами. На этом сегменте украинской экономики сформировался рынок управленческих кадров, система их подбора на основе деловых и моральных качеств, необходимых современному менеджеру. Об этом свидетельствует то, что большинство представительств зарубежных фирм, совместных предприятий возглавляют местные кадры.
Список использованной литературы:
1. Хміль Ф.І. Основи менеджменту: Підручник. – К.: Академвидав, 2003. – 608с. (Альма-матер);
2. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 304 с. – (Серия «Профессиональное образование»);
3. Шегеда А.В. Менеджмент: Навч. Посіб. – К.: Т-во „Знання”, КОО, 2002. – 583 с. – (Вища освіта ХХІ століття);
4. Стадник В.В., Йохна М.А. Менеджмент: Посібник. – К.: Академвидав, 2003. – 464 с. (Альма-матер);
5. Менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 528 с.;
6. Макмиллан Ч. Японская промышленная система: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. О.С. Виханьского. – М.: Прогресс, 1988. – С.193;
7. Анософф И. Новая корпоративная стратегия/Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуровского. – СПб: Питер, 1999. – С. 411 – 414.
Классификация направлений менеджмента
Можно выделить несколько школ, характерных для классификации направлений менеджмента. Классическое направление менеджмента представлено школой научного менеджмента, административной школой, бюрократической школой.
Классификация направлений менеджмента
Гуманитарное направление менеджмента включает школу человеческих отношений и наук о поведении. Классификация направлений менеджмента также содержит современные направления, в число которых включена количественная школа методов, системный, процессный и ситуационный подход к менеджменту.
Научный менеджмент и административная школа
Основатель научной школы менеджмента являлся американский ученый, инженер Ф. Тейлор. Часто именно Тейлора называют отцом научного менеджмента, поскольку им были предложены различные научные методы исследования процессов труда и их управления.
Основоположники данной школы (Гилберт, Эмерсон, Форд и др.) придерживались мнения, что наблюдения, замеры и анализ способствуют усовершенствованию многих операций ручного труда, что позволит увеличить его эффективность.
Классификация направлений менеджмента включает также административную школу, основателем которой являлся Анри Файоль. Последователи данной школы разрабатывали подходы совершенствования управления предприятием в целом, создавая универсальные принципы управления.
Гуманитарное направление менеджмента
Классификация направлений менеджмента включает гуманитарное направление (середина 20 века), основоположником которого стала школа человеческих отношений. Она возникает в качестве реакции на недостаток ранних школ управления, который заключался в низком внимании к человеческому фактору и психологии личности.
Доктрина человеческих отношений разрабатывалась ученым Мэйо в качестве социологической концепции. Мэйо проводил так называемые хоторнские эксперименты.
В соответствии с основным положениями данной школы на предприятии определяющими являются не официальные отношения (собственность, власть, нормативно-закрепленные функции), а неформальные, выстраиваемые индивидуальным восприятием, связями, взаимными привязанностями и др.
Школа наук о поведении
В середине 20 века классификация направлений менеджмента пополнилась еще одной школой наук о поведении, чему способствовало развитие психологии и социологии. Тогда в психологии активное развитие получило научное направление бихевиоризм, определяющее поведение человека. Развитие именно теории бихевиоризма повлияло на менеджмент.
В соответствии с теорией бихевиоризма необходимо изучать не сознание, а поведение человека, которое представляет собой реакцию на соответствующий стимул. Повторяющиеся положительные стимулы закрепляют положительную реакцию, вырабатывая устойчивое человеческое поведение.
Впоследствии школа человеческих отношений трансформируется в школу поведенческих наук, главной идеей которой стали отношения между менеджерами и рабочими через вознаграждения (материальные или моральные) и положительные реакции в виде эффективной работой.
Современные направления менеджмента
Классификация направлений менеджмента современности представлена школой количественных методов, которая возникает после завершения Второй мировой войны в ходе бурного развития точных наук.
Методы, разработанные в рамках этой школы, используют в управлении последние достижения информатики, математики, теории игр, моделирования (имитационного, стохастического), теории массового обслуживания и оптимальных систем.
Классификация современных направлений менеджмента может быть представлена операционным менеджментом (исследованием операций), разработкой управленческих информационных систем, теорией массового обслуживания, теорией систем, ситуационным подходом, управлением знаниями и др.
Современные подходы к менеджменту
Классификация направлений менеджмента, которые используются по настоящее время, включает системный, процессный и ситуационный подходы.
В соответствии с системным подходом к управлению, в его основе лежит система, представленная упорядоченной совокупностью взаимосвязанных и взаимно влияющих частей, которые составляют устойчивое единство.
Основой процессного подхода можно считать понятие процесс в качестве последовательности выполнения работ (функций, операций), которые направлены на создание результата.
Ситуационный подход в основе использует ситуацию, то есть условия и обстоятельства, которые создают определенную обстановку.
Вопрос 2. Классификация научных направлений и школ менеджмента
Знания об управлении формировались, в основном, эволюционным (постепенным) путем. Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют «управленческими революциями».
Таблица 1.
Управленческие революции [4]
№ | Наименование (по характеру) | Хронологический период | Связь с историческими лицами или событиями | Особенности качественных изменений в менеджменте |
Религиозно-коммерческая революция | V тыс. до н.э. | Зарождение письменности в древнем Шумере, которое привело к возникновению особой прослойки общества – жрецов, занимающихся коммерческой деятельностью. | Выделился новый религиозный слой, который занимался торговыми операциями | |
Светско-административная революция | 1792-1750 гг. до н.э. | Царь Хаммурапи создал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами | Произошло отделение функции управления государством от церковной власти | |
Производственно-строительная революция | 605-562 гг. до н.э. | Правление Навуходоносора (автора проекта Вавилонской башни и висячих садов). Навуходоносор создал систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах | Выделилась группа людей, профессионально занимающихся управлением в области производства и строительства | |
Зарождение профессионального управления | XVII – XVIII вв. | Период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации. Внедряются прикладные разработки и эксперименты, помогающие определить нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда | Отделение управления от собственности. Появление профессиональных наемных управляющих. | |
Бюрократическая революция | конец XIX – начало XX вв. | Концепция «рациональной бюрократии» М. Вебера. Формирование больших иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязательств и ответственности менеджеров | Выделение специализированных групп управленцев, за которыми закрепляются функции |
Однако, как вы помните, менеджментом мы называем не любую управленческую деятельность, а профессиональное управление хозяйственными организациями, обеспечивающее их эффективное функционирование и развитие. При этом в наши дни менеджмент представляет собой сложную, многогранную и очень интересную науку. Поэтому, в этой главе речь пойдет не об истории управления, как сферы человеческой деятельности вообще, и даже не об истории развития знаний об управлении, а об основных этапах становления научного менеджмента, заложившего теоретические основы профессионального управления. Другими словами, вы познакомитесь с развитием теории и становлением научных школ менеджмента.
Научная школа менеджмента – это совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя, лидера) школы выдвинутую им программу исследований.
Интенсивные систематические исследования в сфере управления, проводимые с применением научных методов, начались в США в 1885 году под руководством американского инженера и ученого Фредерика Уинслоу Тейлора. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 году его книги «Принципы научного менеджмента» (Frederick Winslow Taylor – «The Principles of Scientific Management») (см. доп. материал).
Начиная с этого периода, и по настоящее время ведутся разнообразные исследования в области менеджмента, появляются новые научные направления, теории и концепции, публикуются научные труды, учебники и руководства для практикующих менеджеров.
В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента. Для правильного понимания идей и направлений развития научных школ менеджмента мы воспользуемся следующей классификацией:
1. Классическое направление менеджмента:
· школа научного менеджмента;
2. Гуманитарное направление менеджмента:
· школа человеческих отношений;
· школа наук о поведении.
3. Современные направления менеджмента:
· школа количественных методов;
· системный подход к менеджменту;
· ситуационный подход к менеджменту;
· процессный подход к менеджменту.
В следующих темах вы узнаете имена основоположников и познакомитесь с основными положениями этих научных направлений и школ менеджмента.
Контрольные вопросы:
1. Приведите варианты объяснения этимологии слова «менеджмент».
2. Что означает современный термин «менеджмент»?
3. Как вы понимаете смысл выражения Конфуция: «Когда ведёшь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведёшь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь»?
4. Перечислите основные «управленческие революции»?
5. Что понимается под «научной школой менеджмента»?
6. Когда начались интенсивные систематические исследования в сфере управления с применением научных методов?
Практические задания:
Прочитайте статью Е. Шековой «Краткая история эволюции менеджмента». Ответьте на вопросы:
1. Как менялись требования к профессионализму менеджеров и предпринимателей в разные исторические периоды развития менеджмента?
2. Почему, по мнению автора статьи, «менеджмент принял вид непрерывного (перманентного) нововведения»?
Классификация направлений менеджмента — Этапы развития управления в мире
Практика управления столь же стара, как и организации, а это означает, что она действительно очень старая. Из археологических раскопок можно увидеть старейшие свидетельства организаций: Даже доисторические люди часто жили в организованных группах, которые требовали управления. Однако и управление, и организации в древности сильно отличались от того, что мы наблюдаем сегодня.
В начале, когда группы были небольшими, управление во всех областях осуществлялось одним человеком — лидером этой группы. Затем, по мере расширения групп и усложнения выполняемых ими функций возникла необходимость в разделении труда и дифференциации функций. Однако на это ушли века.
Египетские пирамиды, построенные между 3000 и 2000 гг. до н.э., являются впечатляющим свидетельством управленческих навыков египтян. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
Древние греки уделяли особое внимание организации и управлению производственными процессами, обеспечивали четкую специализацию работников.
Сократ дает понимание управления как особой области человеческой деятельности. Он сказал, что главное в управлении — поставить правильного человека на правильное место и поставить ему задачи.
Линейная структура управления нашла свое выражение в системе управления Римской империей. Главной его проблемой был сбор налогов со всех его частей, которые были далеки друг от друга. Прямое правление со стороны Рима было чрезвычайно трудным для осуществления. Изменение структуры управления укрепило власть Римской империи.
В практике управления есть примеры организаций, которые были созданы в древние времена и успешно функционируют и сегодня благодаря созданию рациональной структуры управления. К ним относится Римско-Католическая церковь, имеющая самую простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и священник.
Взлет производственных отношений связан с промышленной революцией, начавшейся в середине 18 века. Здесь можно проследить разделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего, мастер появляется на производстве (что вскоре было ненавистно рабочим). На данном этапе развития менеджмента только начинает проявляться тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации работы на научной основе. Промышленная революция также дала толчок развитию теоретических исследований и управленческой практики.
Нельзя игнорировать большой вклад английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики. Раньше, чем другие, он заметил и оценил роль человеческого фактора в производстве, о необходимости рассмотрения которого другие исследователи пришли только через 100 лет. Работы К. Маркса и Ф. Энгельса оказали большое влияние на формирование теории управления в социалистическом обществе. Не изучая сущность и природу управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс из развития сотрудничества вывел необходимость разделения труда: Капиталист часто не может самостоятельно управлять своей фабрикой. Не было необходимости и в этом, поскольку надзорная власть, полностью отделенная от собственности на капитал, всегда предлагалась в изобилии. Таким образом, стало ненужным, чтобы эта надзорная работа осуществлялась капиталистом. Результатом разделения труда стало разделение руководства, которое рассматривалось как особая функция каждого трудового сообщества.
В то же время Ф. Энгельс указал, что необходимо различать управление вещами и управление людьми. В будущем многие ученые будут руководствоваться этой диссертацией в своих исследованиях.
Однако до эпохи империализма функцию управления выполнял сам капиталист и небольшая группа близких ему людей. Роль специально подготовленных менеджеров особенно усилилась в период развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией и нестабильной внешней средой, менеджеры разработали систему знаний о том, как лучше всего развернуть ресурсы.
Таким образом, условия и источники для формирования менеджмента как особого вида управления:
Для систематизации этапов развития теории управления изначально использовался исторический подход по хронологическому принципу. Позже американские ученые Г. Кунц и С. 0’Доннелл разработали более детальную классификацию подходов, которая, однако, не привела к желаемым результатам.
На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи проблем управления пытались разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предлагаемые ими классификации в некоторой степени носят условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти универсальный принцип, который должен стать основой для классификации.
Этапы развития управления в мире
Одна из задач — показать мировому сообществу этапы развития менеджмента в ХХ веке. Существует 8 этапов развития управления с некоторыми конвенциями.
Первый этап в развитии менеджмента начался в начале ХХ века и связан с учением Ф. Тейлора после выхода в свет его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Разработанной Ф. Тейлором системой управления американские компании и вся Америка четко доказали ее практическое значение и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ модели управления, предложенный Ф. Тейлором, показал, что эта система Тейлора имела ограниченное применение, так как рыночные структуры, фирмы и их менеджеры не понимали ее сущности.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии теории управления, основанными на учении Ф. Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и будет апробирована на практике так называемая классическая (административная) школа менеджмента, основателем которой стал А. Файоль, впервые предложивший новую теорию менеджмента, показывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента был назван «неоклассическим». Это связано с появлением школы «человеческих отношений», развитие которой связывают с именами ученых Е. Майо и А. Маслоу. На данном этапе признается социологическая концепция группового принятия решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 г.г. В эти годы развитие управленческого мышления было направлено на развитие теории организации управления на основе достижений психологических и социологических наук, оказывающих решающее влияние на человека в системе управления. Таким образом, МакГрегор был первым, кто установил свою теорию и доказал, что отношение менеджера к подчиненным существенно влияет на их поведение и рабочий климат в организации. Теория «Х» утверждает приоритет управляющего, а теория «Y» — принцип распределения объективности. (Годы разработки этой концепции — 1950-1960).
Пятый этап развития управленческого мышления отличается от всех предыдущих появлением современных количественных методов обоснования управленческих решений под влиянием широкого использования экономико-математических методов и электронной вычислительной техники на практике. Этот процесс успешно развивается и по сей день.
Шестой этап развития управления можно отнести к периоду 1970-1980 годов. Ученые в области менеджмента разработали новые подходы в развитии теории управления, суть которой заключается в том, что организация является открытой системой, которая должна адаптироваться к внешней среде. Исходя из этого, были установлены связи между типами окружающей среды и различными моделями управления. К этому периоду относятся следующие теории: «стратегическое управление» И. Ансоффа, «теория силовых структур между организациями» Г. Саланчика, «конкретная стратегия, конкурентоспособность, потребительские качества продукции и ресурсов» Портера и др.
Седьмой этап относится к 1980-м годам и характеризуется появлением новых подтипов в управлении, неожиданным открытием «организационной структуры» как мощного механизма управления, успешно используемого в основном Японией и другими странами, с основными методами управления с точки зрения власти.
Восьмой этап развития управления относится к 1990-м годам:
По мнению М. Мескона и других, в ходе эволюционной истории систем управления человечество разработало только три принципиально разных инструмента управления, а именно: воздействие на человека.
На каждом этапе развития менеджмента формируются соответствующие школы менеджмента. М. Мескон выделяет четыре такие школы, показывая методы и принципы их формирования: школа научного менеджмента, классическая (административная) школа в менеджменте, школа человеческих отношений и поведенческих наук и школа науки управления (количественные методы). Давайте посмотрим на каждого из них чуть внимательнее.
Школа научного менеджмента
До конца XIX века управленческие функции в компании выполнялись владельцем, который полагался на помощников. Но в конце века наступил глобальный экономический кризис, для преодоления которого предприятия начали расширяться и объединяться. Появились монополии, предприятия вышли на крупномасштабное и массовое производство. Тогда крупные компании сталкиваются с проблемой управления: прежние методы управления перестали работать.
В этом контексте в начале 20-го века происходит появление современной теории управления, связанной с именами Ф.В. Тейлора, Фрэнка и Лили Гилбрет и Генри Ганта, и формируется школа научного менеджмента. Важной заслугой этой школы была позиция, что управление может быть «научно» основано на экономических, технических и социальных экспериментах, а также на научном анализе явлений и фактов процесса управления и их обобщении.
Впервые термин «научное управление» был предложен в 1910 году. Л. Брайдейс. После смерти Тейлора это имя получило широкое признание в связи с его концепцией.
Метод исследования Тейлора заключался в том, чтобы разбить процесс физического труда и его организацию на составные части (исполнительный и управленческий труд), а затем проанализировать эти части. Целью Тейлора было создание системы организации научной работы на основе экспериментальных данных и анализа физических процессов работы и их организации. Данный метод исследования предполагает анализ рабочего процесса и его разделение на отдельные операции и приемы с целью выбора наилучшего, т.е. минимального времени, способа выполнения операции и всего рабочего процесса в целом.
Этот метод исследования был впервые применен в одной компании американским инженером Ф.У. Тейлором, которого можно считать основателем научного управления производством.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался вопросами рационализации труда рабочих. Тейлор уделял большое внимание оптимальному использованию средств производства компании. Настоятельная необходимость рационализации была также распространена на планирование предприятия и мастерских.
Функция реализации взаимодействия производственных элементов была возложена на отдел планирования или продаж компании, который занимал центральное место в системе Taylor.
Основные положения системы Тейлора, основанные на четырех принципах управления, привели к формулировке комплекса общих принципов организации работы. Они включают в себя:
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа руководства является отдельной специальностью. Тейлор видел главную задачу предложенной им системы в сближении интересов всех сотрудников компании.
Философской основой системы Тейлора было понятие так называемого экономического человека, которое широко использовалось в то время. Эта концепция была основана на утверждении, что единственным движущим стимулом для людей являются их потребности. Тейлор считал, что при соответствующей системе оплаты труда можно достичь максимальной производительности труда. Еще одним ложным принципом системы Тейлора было провозглашение единства экономических интересов работников и руководителей. Цели не были достигнуты.
F. Идеи Тейлора получили дальнейшее развитие у его последователей, главным из которых был Генри Гант, его ближайший ученик. Гантт внес значительный вклад в развитие теории лидерства.
Фрэнк Гилбрет и его жена Лиллиан Гилбрет работали над оптимизацией рабочей силы и изучением путей увеличения производства за счет повышения производительности.
Большой вклад в развитие системы Тейлора внес Дж. Эмерсон. Изучал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству, независимо от характера его деятельности.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. Система Тейлора сосредоточена на ручном труде. Ford заменил ручной труд на машины, тем самым сделав еще один шаг в развитии системы Taylor.
Концепция научного управления стала важным поворотным моментом, благодаря которому управление получило широкое признание в качестве самостоятельной научной области. Впервые практикующие управленцы и ученые увидели, что методы и подходы, основанные на науке и технике, могут эффективно применяться на практике для достижения организационных целей.
Классическая школа менеджмента
Основателем этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. Имена А. Файола и его преемников наиболее часто упоминаются в истории менеджмента в связи с функциями, принципами и задачами, которые эти авторы определили и развили. Одним из их важнейших достоинств было умение синтезировать идеи своих современников и предшественников.
В отличие от школы научного менеджмента, решающей проблему повышения эффективности на уровне ниже управленческого, представители классической школы занимались разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, которые в случае их соблюдения привели бы организацию к успеху. Файоль и другие ссылались на менеджмент организаций, поэтому классическую школу также называют менеджментом.
Заслуги Файола заключаются в разграничении управленческих функций. Они представляют собой наиболее общие направления, каждое из которых относительно независимо, но в то же время коррелирует с другими направлениями в рамках процесса управления. Эти функции:
Таким образом, А. Файоль создал обобщенный образ менеджера как планировщика, организатора, координатора и контролера, который впоследствии стал известен как функциональный образ менеджера. Из качеств, требуемых от менеджера, Fayol сделал наибольший акцент на компетентность и наличие знаний. Он считал, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентен во всех аспектах ведения крупного бизнеса; объем знаний увеличивается с увеличением опыта.
Промышленность, или мир бизнеса, как представлял себе Файоль, включает в себя 6 видов деятельности:
Еще один впечатляющий список принадлежит Файолю — он выделил 14 универсальных принципов управления — основные правила, определяющие структуру и функционирование системы управления; основные требования, соблюдение которых обеспечивает эффективное управление (разделение труда, полномочий и ответственности, дисциплина, управление одним человеком, единство управления и т.д.).
Некоторые из принципов существовали до Файоля, другие были обобщены, третьи были сформулированы впервые. Формулируя эти принципы, Файоль сосредоточился на главной задаче школы менеджмента, а именно на разработке универсального рецепта успешного менеджмента, который, по мнению представителей этой школы, безусловно, должен существовать.
Все вышеперечисленные организационные принципы актуальны на сегодняшний день, хотя достижения научно-технического прогресса наложили на них определенный отпечаток (например, широкое использование компьютеров упростило связь между организационными органами, ускорив обработку информации). Линейно-таблеточная организационная структура, введенная компанией Fayol, применима и в современных компаниях.
В целом, классическая школа менеджмента характеризуется тем, что она игнорирует людей и их потребности. По этой причине представители этой школы справедливо критикуются теоретиками и практиками менеджмента.
Школа психологии и человеческих отношений
Школа научного менеджмента и классическая школа зародились еще в зачаточном состоянии. В начале двадцатого века многие серьезно усомнились в тогдашней новой фрейдистской концепции бессознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, скудные знания человеческого разума в то время не имели никакого отношения к проблемам работы. Соответственно, хотя авторы научного менеджмента и классического подхода признали важность человеческого фактора, их дискуссии ограничились такими аспектами, как справедливая оплата труда, экономические стимулы и создание формальных функциональных отношений.
Движение за человеческие отношения получило распространение в 1930-х и 1950-х годах в ответ на неспособность в полной мере охватить человеческий фактор в качестве основного элемента организационной эффективности. Поскольку она возникла в ответ на недостатки классического подхода, школу человеческих отношений иногда называют неоклассической школой. Новое направление, называемое школой человеческих отношений, возглавил профессор Гарвардского университета Элтон Майо.
Практика управления требовала других способов управления компанией, которые учитывали не только возможность лучшей организации, новое оборудование и технологии, но и инициативу, энтузиазм сотрудников.
Двух ученых, Мэри Паркер Фоллетт и Элтон Майо, можно назвать величайшими авторитетами в развитии школы управления человеческими отношениями. Именно г-жа Фоллетт впервые определила руководство как «выполнение работы с помощью других». Знаменитые эксперименты Элтона Майо, особенно те, которые проводились на заводе Western Electric в Хоторне, открыли новое направление в теории управления. Представители этой школы начали изучать зависимость производительности от морально-психологического состояния индивида и обнаружили, что сотрудники сильнее реагировали на давление со стороны сверстников, чем на пожелания руководства и материальные стимулы. А. Маслоу считает, что это связано с тем, что мотивами действий людей в первую очередь являются не экономические силы, как полагают сторонники и последователи школы научного менеджмента, а различные потребности, которые могут быть удовлетворены лишь частично и косвенно за счет денег. Он разработал теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В ней потребности человека могут быть представлены в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные, физиологические потребности, а ближе к вершине — духовные потребности. Их выявление и использование является задачей менеджера.
Однако в целом рекомендации Школы человеческих отношений касаются необходимости создания менеджерами механизмов изучения возникающих требований работников, а не оказания им сопротивления.
Поведенческая школа управления начала распространяться в 1950-х годах в США после Второй мировой войны. Это происходило в условиях резкого роста производства, быстрого увеличения благосостояния американцев, отсутствия безработицы, роста заработной платы и, как следствие, текучести кадров, поскольку менеджеры стали делать акцент на вторичных потребностях, чтобы удержать сотрудников в организации.
Среди наиболее видных представителей бихевиористского направления: C. Аргирис, Р. Ликерт, Д. МакГрегор и Ф. Герцберг, которые изучили различные аспекты социального взаимодействия, мотивацию, природу власти и авторитета, организационную структуру, коммуникацию в организациях, лидерство, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Целью исследования является создание таких условий труда, при которых в полной мере проявятся способности каждого сотрудника, что приведет к повышению степени удовлетворенности исполнителя его работой и повышению эффективности организации в целом. А развитие психологии и социологии, совершенствование методов исследования сделали изучение поведения на рабочем месте строго научным.
Так, Дуглас МакГрегор разработал теорию двух типов человеческого поведения на работе и, соответственно, двух типов управления сотрудниками. Это теории «Х» и «Y». Согласно теории «Х», люди в той или иной организации изначально ленивы и склонны избегать ненужной работы, работают только под давлением и хотят, чтобы их направляли. Согласно теории «Y» — работа — это потребность в здоровом человеческом теле, поэтому руководитель должен создавать такие условия, при которых работник сможет удовлетворять не только физиологические, но и духовные потребности. Позже В. Оучи добавил к этой классификации третий тип рабочего и создал теорию «Z», которая описывает хорошего рабочего, склонного к коллективизму и имеющего долгосрочные стабильные цели.
В школе для упрощения решения психологических задач используется психогеометрия, т.е. разделение людей на несколько психотипов, обозначаемых геометрическими фигурами.
Школа дает рекомендации по правильному формированию коллектива, подбору рабочих заданий с учетом психологических особенностей сотрудников, созданию условий для развития их личности.
Главная заслуга школы — это внимание не только к работнику, но и к группе работников. Достижения школы применяются и сегодня, но только тогда, когда экономика находится на подъеме, растет спрос на рабочую силу, нет безработицы, есть хорошие рынки сбыта.
Недостатком школы является односторонний взгляд на проблему; конфликтные ситуации часто возникают из-за ошибок в управлении.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института