Как классифицируются виды судового электрооборудования
Классификация судового электрооборудования
Электроэнергию, производимую судовыми электростанциями, потребляют многочисленные приемники электроэнергии, в совокупности образующие судовое электрооборудование.
В зависимости от назначения, различают следующие виды судового электрооборудования:
1. Электроэнергетические системы;
2. Электрические приводы;
3. Гребные электрические установки;
4. Системы контроля;
5. Системы и устройства связи, управления и сигнализации;
6. Электрическое освещение и электронагревательные приборы.
Электроэнергетические системы предназначены для производства и распределения электроэнергии. Эти системы состоят из источников электроэнергии – дизель- и турбогенераторов, электрораспределительных щитов, а также кабельных и проводных распределительных сетей.
Электрические приводы предназначены для приведения в движение разного рода механизмов.
Различают следующие виды судовых электроприводов:
2. Якорно-швартовные (брашпили и шпили, автоматические швартовные лебедки)
3. Грузоподъёмные (грузовые лебёдки и краны, лифты);
4. Судовые нагнетатели (насосы, вентиляторы, компрессоры );
5. Механизмы специального назначения.
К последним относят электроприводы:
1. Подруливающих устройств (на многих типах современных судов);
2. Систем кренования и дифферента (на ледоколах и судах ледокольного типа);
3. Успокоителей качки (на пассажирских судах, судах-паромах);
4. Систем откренивания судов (на судах типа ро-ро);
5. Буксирных лебедок (на буксировочных судах и ледоколах).
Гребные электрические установки предназначены для приведения в движение гребного винта (винтов).
Различают ГЭУ постоянного, переменного и двойного рода тока. На последних переменный ток сети преобразуется в постоянный ток, который далее посылается на гребные электродвигатели постоянного тока. Иначе говоря, в таких ГЭУ используются два рода тока – переменный и постоянный, отсюда название – установки двойного рода тока.
ГЭУ применяют на судах, где требуется плавное и в широких пределах изменение скорости движения судна, а также частое изменение направления движения судна посредством реверса гребных электродвигателей.
К таким судам относятся ледоколы, паромы, транспортные суда ледокольного типа, в том числе с атомными паропроизводящими установками.
Системы контроля предназначены для автоматического сравнения измеряемых параметров, характеризующих контролируемый объект, например, главный двигатель, со значениями этих параметров, принятыми за нормальные или допустимые. На судах системы контроля объединены с системами управления объектов в единое целое – системами централизованного контроля.
Современные микропроцессорные системы контролируют до нескольких тысяч параметров – давление, температуру, уровень, скорость и др.
Разновидностью систем контроля являются системы технической диагностики (СТД), которые на основании результатов измерений выдают обобщенные сведения о состоянии объекта, характере неисправностей и способах их устранения. В СТД широко используются вычислительные и логические устройства.
К последней относятся системы пожарной и трюмной сигнализации.
Электрическое освещение и электронагревательные приборы предназначены для создания необходимых комфортных условий работы и жизни экипажа.
К приборам электрического освещения относятся светильники с лампами накаливания и люминисцентными, осветительные и сигнальные прожекторы и др.
К электронагревательным приборам относят приборы сопротивления – электроплиты, утюги, грелки, калориферы, водо- и маслонагреватели, хлебопекарные печи, котлы для приготовления пищи, а также индукционные (микроволновые печи) и радиационные (лампы инфракрасного излучения). Последние обеспечивает глубокий прогрев крупных устройств, поэтому их рационально использовать при сушке электрических машин.
Генераторные агрегаты
Генераторным агрегатом называют устройство, предназначенное для производства электроэнергии и состоящее из приводного двигателя и самого генератора.
На современных судах применяют 3 типа генераторных агрегатов (ГА), получившие название в соответствии с типом приводного двигателя: дизель-генераторы, турбогенераторы и газотурбогенераторы.
На теплоходах, где СЭУ представляет комплекс с двигателем внутреннего сгорания, применяют ДГ. При мощности ГД свыше 11-15 МВт целесообразно применение УТГ, который использует теплоту отработавших газов ГД.
Классификация судового электрооборудования
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Классификация судового электрооборудования
Электроэнергию, производимуюсудовымиэлектростанциями, потребляютмного-
численныеприемники ЭЭ, в совокупностиобразующиесудовоеэлектрооборудование.
В зависимости от назначения, различают следующие виды судового электрообору
1. электроэнергетические системы;
2. электрические приводы;
3. гребные электрические установки;
4. системы контроля;
5. системы и устройства связи, управления и сигнализации;
6. электрическое освещение и электронагревательные приборы.
Электроэнергетические системы предназначены для производства и распреде-
ления электроэнергии. Эти системы состоят из источников электроэнергии – дизель- и турбогенераторов, электрораспределительных щитов, а также кабельных и проводных распределительных сетей.
Электрические приводы предназначены для приведения в движение разного рода механизмов.
Различают следующие виды судовых электроприводов:
2. якорно-швартовные ( брашпили и шпили, автоматические швартовные лебедки)
3. грузоподъёмные ( грузовые лебёдки и краны, лифты );
4. судовые нагнетатели ( насосы, вентиляторы, компрессоры );
5. механизмы специального назначения.
К последним относят электроприводы:
1. подруливающих устройств ( на многих типах современных судов );
2. систем кренования и дифферента ( на ледоколах и судах ледокольного типа );
3. успокоителей качки ( на пассажирских судах, судах-паромах );
4. систем откренивания судов ( на судах типа ро-ро );
5. буксирных лебедок ( на буксировочных судах и ледоколах ).
Гребные электрические установки предназначены для приведения в движение гребного винта ( винтов ).
Различают ГЭУ постоянного, переменного и двойного рода тока. На последних переменный ток сети преобразуется в постоянный ток, который далее полается на гребные электродвигатели постоянного тока. Иначе говоря, в таких ГЭУ используются два рода тока – переменный и постоянный, отсюда название – установки двойного рода тока.
ГЭУ применяют на судах, где требуется плавное и в широких пределах изменение
скорости движения судна, а также частое изменение направления движения судна посред-
ством реверса гребных электродвигателей ).
К таким судам относятся ледоколы, паромы, транспортные суда ледокольного типа, в том числе с атомными паропроизводящими установками.
Современные микропроцессорные системы контролируют до нескольких тысяч па
раметров – давление, температуру, уровень, скорость и др.
Разновидностью систем контроля являются системы технической диагностики (СТД), которые на основании результатов измерений выдают обобщенные сведения о состоянии объекта, характере неисправностей и способах их устранения. В СТД широко используются вычислительные и логические устройства.
Системы и устройства связи, управления и сигнализации предназначены для обе-
спечения внутрисудовой связи, в основном, при помощи телефонов, дистанционного уп-
равления судовыми объектами, например, главными двигателями из рулевой рубки, и раз-
К последней относятся системы пожарной и трюмной сигнализации.
Электрическое освещение и электронагревательные приборы предназначены для создания необходимых комфортных условий работы и жизни экипажа.
К приборам электрического освещения относятся светильники с лампами накалива
ния и люминисцентными, осветительные и сигнальные прожекторы и др.
К электронагревательным приборам относят приборы сопротивления – электропли
ты, утюги, грелки, калориферы, водо- и маслонагреватели, хлебопекарные печи, котлы для приготовления пищи, а также индукционные ( микроволновые печи ) и радиационные ( лампы инфракрасного излучения ). Последние обеспечивает глубокий прогрев крупных устройств, поэтому их рационально использовать при сушке электрических машин.
Обзор судового электрооборудования и автоматики
Судовое оборудование, автоматика и другие устройства
Современное плавсредство обязано обладать внушительным списком качеств для того, чтобы успешно выполнять поставленные задачи и эффективно служить по своему прямому назначению. Большинство этих качеств напрямую зависит от оснащения плавстредства соответствующим оборудованием и судовой автоматикой.
Требования, предъявляемые к судовому оборудованию в наши дни весьма высоки. Судовая электроника производится на самой современной элементной базе с использованием самых последних технологий в архитектуре и программном обеспечении. Вместе с тем, судовое оборудование должно обладать интуитивно понятным интерфейсом управления, быть компактным, комфортным и экологичным с точки зрения безопасности жизнедеятельности экипажа и пассажиров.
Как видим, требования, предъявляемые к судовому электрооборудованию и автоматике весьма высоки, что означает необходимость значительных инвестиций для разработки и производства такого рода устройств, поддержания научно-технической базы, инженерно-технического потенциала и сохранения высокой репутации компании-производителя в течение неограниченного времени. Неудивительно, что успешным производством судовой автоматики занимаются в основном достаточно крупные и хорошо зарекомендовавшие себя компании, имеющие устойчивое положение на рынке уже несколько десятилетий. Наукоемкие ниши любого рынка всегда были труднодоступны для компаний, целью которых являлись не инвестиции в будущее, а извлечение сиюминутных прибылей. Тем не менее, рынок судового электрооборудования весьма разнообразен и может вместить в себя огромное количество участников.
Судовое электрооборудование и судовую автоматику в целом можно разделить на несколько основных направлений:
Навигационное оборудование включает в себя обширный перечень устройств различного назначения, решающих задачи определения местоположения судна, маршрута и взаимодействия с другими судами. Рассмотрим некоторые из них.
Применение устройств отслеживания (морских радаров) регулируется специальной публикацией, издаваемой Международной морской организацией (IMO). Данная публикация носит название МППСС (Международные правила предупреждения столкновений судов в море). Коротковолновые морские радары используются на всех судах, а также береговыми службами для мониторинга трафика судов даже во время их стоянки.
Электронная картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС) работает при помощи глобальной системы позиционирования GPS и позволяет с большой точностью определять местоположение судна, а также отображать его на карте. Навигационные маршруты отображаются в СОЭНКИ. Это, так называемая, Система отображения электронных навигационных карт и информации. Данные устройства, пожалуй, как ни какие другие отражают влияние научно-технического прогресса на современное мореплавание, поскольку в должной мере визуализируют то, что морякам прошлых поколений приходилось вычислять исключительно по звездам.
Согласно этой же Конвенции все суда водоизмещением свыше 3000 т должны иметь регистратор данных рейса (РДР, VDR). Это устройство собирает данные от всех систем судна и сохраняет эту информацию в специальном блоке по аналогии с «черными ящиками» в авиации. Данные, собранные посредством РДР, в дальнейшем могут быть использованы как для расследования происшествий, так и в целях контроля правильности эксплуатации судна, анализа работы его систем и узлов, что также вносит значительный вклад в обеспечение безопасности на море.
Навигационные системы в общем смысле включают в себя специальные многофункциональные дисплеи, приемники ГНСС (для получения спутникового сигнала), судовые мониторы, радарные антенны, контроллеры и прочие судовые устройства. Комплектация навигационной системы напрямую зависит от назначения судна и сложности его эксплуатации.
Оборудование связи на судне предназначены для организации внутрисудовой и внешней связи. В условиях большого судна внутрисудовая связь просто необходима для слаженной работы его экипажа, четкой передачи информации между соответствующими службами. Наличие радиостанции морского диапазона даже на небольших судах соответствует требованиям ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам) и определяется в большей степени соответствию мощности используемой морской радиостанции энергетической установке самого судна.
Оборудование ГМССБ включает в себя:
Судовые системы автоматизации и контроля применяются для обеспечения безотказной работы прочего судового оборудования и мониторинга его состояния в режиме реального времени. К данным системам относятся:
При проведении электромонтажных работ принципиально важно использование проверенного периферийного оборудования и аксессуаров: электроразъемы являются важным коммутационным звеном судового электрооборудования. Соединительные коробки, розетки, штепсели и выключатели, используемые в проектах «Маринэк» проверены временем, просты в монтаже, надежны и безотказны при работе даже в самых сложных условиях. Используя проверенную периферию при оснащении судов электрооборудованием можно заложить не только крепкий фундамент базы комплектующих, но и уверенность в надежной коммутации электрических цепей судна. Размещая заказ в Маринэк, заказчик получает проект, в котором учтены многие нюансы практической эксплуатации судна в течение длительного времени. Такой опыт можно приобрести исключительно долго занимаясь оснащением и техническим обслуживанием огромного числа судов различных типов. Доверяя Маринэк свое судно, вы делаете экономически обоснованный шаг с точки зрения его долгосрочной эксплуатации.
Для создания приемлемого уровня комфорта на судне существует широкий спектр специального судового оборудования, можно сказать, целая рыночная ниша, вмещающая в себя все устройства, используемые нами в быту, но имеющее судовое исполнение. К такому оборудованию относятся судовые холодильники, судовые кондиционеры, судовые обогреватели, судовое освещение и т.п. Отправляясь на судне в плавание, не стоит забывать о таких элементарных вещах как тепло в каюте, свежая еда, уютный свет в ночное время суток и прочие привычные стороны нашего существования в обычных условиях. Незаметные дома, в открытом море особенно сильно ощущаешь, насколько важными являются эти бытовые мелочи, поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать судовым оборудованием, способным создать домашнюю атмосферу на судне вдали от берега. Производители судовой бытовой техники также остро конкурируют между собой, как производители всех возможных судовых систем. Выбирая судовой холодильник или кондиционер, не забывайте, что от их установки в значительной степени зависит их работоспособность на протяжении длительного времени, поэтому выбор и установку таких устройств следует доверять специалистам. Инженеры компании Маринэк хорошо изучили рынок судовой периферии и постоянно закрепляют практикой свои навыки. Объективное видение рынка и особенностей оборудования разных производителей позволяет специалистам Маринэк достигать оптимального результата, соблюдая отличное соотношение цены и качества оборудования и работ, связанных с его монтажом, пусконаладкой и техническим обслуживанием.
В современном мире сложность любой техники несет в себе не только удобство и простоту управления крупными объектами (в том числе, судами), но и риски человеческого фактора, отказа отдельных узлов и возникновения непредвиденных ситуаций. Именно поэтому оборудование судовой электроники и автоматики имеет, как правило, дублирующиеся функции, регулируется множеством нормативных актов и конвенций, обязано соответствовать высочайшему уровню качества и поставляться исключительно проверенными и признанными в морском сообществе поставщиками.
Компания Маринэк долгое время работает со всеми известными производителями судового электрооборудования и автоматики, имеет междисциплинарный взгляд на достоинства тех или иных устройств, в состоянии рекомендовать и монтировать сложные системы, отвечающие всем нормам безопасности на море, находить оптимальные технические решения при оборудовании судов всем необходимым оборудованием.
Обращаясь в компанию Маринэк, заказывая оборудование через наш интернет-магазин или напрямую через профессионального менеджера, Вы можете быть уверены в соответствии предлагаемого технического решения тенденциям сегодняшнего дня, высокой квалификации всех участников партнерства и отличном результате, достигаемом в кратчайшие сроки самым оптимальным путем.
Судовое оборудование, поставляемое компанией Маринэк и наши специалисты оставят у Вас самые наилучшие впечатления.
Судовое электрооборудование
Развитие морского и речного транспорта. Использование электроэнергии на судах, передовые позиции в вопросах электрификации флота. Генераторы судовых электростанций, выбор рода тока и напряжения. Расчет электрической сети и коммутационной аппаратуры.
Рубрика | Транспорт |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.11.2014 |
Размер файла | 105,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Судовое электрооборудование представляет собой совокупность электротехнических изделий или электромеханических устройств, предназначенных для выполнения заданной работы на судах.
В состав судового электрооборудования современных судов входят следующие элементы: судовая электростанция; электроприводы судовых машин и механизмов; электрическое освещение; внутрисудовая связь и сигнализация; судовые электросети; грозозащита судов.
Необходимость развития морского и речного транспорта органически связана с дальнейшим усовершенствованием судового электрооборудования.
Россия всегда занимала передовые позиции в вопросах электрификации флота. Первый судовой электрический привод был предложен Борисом Семеновичем Якоби в 1838 г., когда он провел успешные испытания первого практического электродвигателя, созданного им несколько ранее (1834 г.), для привода гребных колес катера. Однако отсталое электромашиностроение в царской России сдерживало развитие электрооборудования судов. На речных пароходах и теплоходах того времени электрическая энергия использовалась только для целей освещения, а привод вспомогательных механизмов осуществлялся от паровых машин.
Пассажирские дизельэлектроходы типа «Россия» и теплоходы типа «Октябрьская революция» и «Валериан Куйбышев» построены в Чехословакии. Пассажирские теплоходы типов «Родина», «Красногвардеец» и «Советская Украина» построены на верфях Германской Демократической Республики. Речные ледоколы и плавучие краны построены в Финляндии и т. д,
В начале пятидесятых годов на речном флоте стала применяться трехфазная система переменного тока. Сейчас она является основной на всех средних и крупных судах.
Энерговооруженность речных судов неуклонно растет, повышается и мощность судовых электростанций. Если тридцать лет тому назад она измерялась десятками киловатт, совсем недавно сотнями, то сейчас мощность судовой электростанции теплохода «Валериан Куйбышев» уже превысила тысячу киловатт.
С ростом мощности судовых электростанций увеличивалось напряжение на шинах их главных электрораспределительных щитов. При небольшой мощности напряжение обычно не превышало 115 В, затем оно было повышено до 230 и 400 В, сейчас же на крупных речных ледоколах напряжение на шинах достигает 690 В.
Современные речные суда оснащены необходимыми средствами связи и радионавигационными устройствами: радиостанциями, радиолокаторами, эхолотами и т. д.
Непрерывно совершенствуется судовое электрическое оборудование. В качестве источников электрической энергии на вновь строящихся судах повсеместно используют автоматизированные дизель-генераторные установки с синхронными генераторами с самовозбуждением, амплитудно-фазовым компаундированием или с электронными регуляторами напряжения, что обеспечивает высокое качество вырабатываемой электрической энергии.
Отечественная электротехническая промышленность выпускает современные электродвигатели серии 4А общего применения, в ближайшее время приступит к выпуску новой серии АИ, единой для всех стран СЭВ. Разработаны новые типы судовых кабелей, допускающих температуру нагрева до 90°. Их применение позволит увеличить плотность тока и использовать кабели меньшей площади поперечного сечения токопроводящих жил, что приведет к экономии цветных металлов и снижению массы кабельных сетей. Электротехническая промышленность также осваивает выпуск новых судовых генераторов и статических тиристорных преобразователей для управления судовыми электроприводами. В перспективе на судах речного флота появятся новые экономичные источники электрической энергии с прямым преобразованием ее, а именно: термоэмиссионные источники, топливные элементы и, возможно, магнитогидродинамические генераторы.
На судах речного флота на основе электрификации все шире внедряется комплексная автоматизация различных установок и процессов, которая проводится на базе широкого использования электронных приборов, микропроцессоров и ЭВМ.
Широкое применение электротехнических и электронных устройств на судах речного флота невозможно без квалифицированных кадров.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА СУДАХ
Использование электрической энергии на судах тесно связано с развитием электротехники и электротехнической промышленности.
В начальный период электрооборудование судов выполнялось на постоянном токе напряжением не свыше ПО В. Последующее развитие судового электрооборудования характеризуется внедрением переменного тока, обладающего по сравнению с постоянным током рядом технических и эксплуатационных преимуществ. В настоящее время на судах речного флота преимущественное применение нашли электроустановки переменного тока.
Широкому применению электрической энергии на судах способствовало внедрение механизации и комплексной автоматизации производственных процессов, направленных на повышение производительности труда, безопасности плавания, улучшение технико-экономических показателей работы судна.
Современные речные суда представляют собой сложные инженерные сооружения с высокой степенью электрификации и автоматизации, в которых основным видом привода является электрический.
Для обеспечения потребности судна в электроэнергии все самоходные суда имеют собственные электрические станции, состав потребителей электроэнергии которых разнообразен и зависит от назначения, класса и габаритов судна. К числу наиболее энергоемких потребителей относятся судовые электроприводы: гребных винтов (для дизель-электроходов), подруливающих, рулевых, якорных, швартовных и грузовых устройств, шлюпочных лебедок, лифтов и транспортеров, насосов, вентиляторов и компрессоров. Общая установленная мощность этих электроприводов составляет до 90% мощности судовой электростанции.
Менее энергоемкими потребителями являются: электрическое освещение, электронагревательные устройства и отопительные приборы, приборы внутрисудовой электрической связи и сигнализации, электрические навигационные приборы, радио и телевидение. Общая установленная мощность потребителей этой группы на вновь строящихся судах речного флота имеет тенденцию к росту. Но в общем балансе для судов транспортного флота она не превышает 10% мощности судовой электростанции.
К числу ответственных устройств, нормальная работа которых обеспечивает безопасность плавания судна, безопасность находящихся на судне людей и сохранность грузов, относятся: электроприводы рулевого, подруливающего и якорного устройств, пожарного и осушительного насосов, механизмов, обеспечивающих работу главной силовой установки, компрессоров пускового воздуха и воздуха для звуковых сигналов, возбудителей и преобразователей, агрегатов холодильной установки грузовых трюмов, радиосвязь, навигационные приборы, отличительные и сигнальные огни, приборы управления судном и др.
Рост народного хозяйства страны требует ускоренного развития всех видов транспорта, в том числе и речного. Речной флот непрерывно пополняется мощными буксирами-толкачами, грузовыми теплоходами повышенной грузоподъемности, большегрузными составами, более совершенными типами пассажирских судов.
КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
Судовые электростанции предназначены для производства, преобразования и распределения электрической энергии. В состав судовой электростанции входят источники электроэнергии, преобразователи тока, напряжения и частоты, главный электрораспределительный щит (ГЭРЩ) с приборами управления, контроля и защиты.
Судовые электростанции классифицируются по назначению, роду тока, типу первичного двигателя, способу отбора мощности. Но назначению судовые электростанции разделяются на основные, аварийные и специальные.
Основная электростанция предназначена для обеспечения электроэнергией всех потребителей, установленных на судне, и
располагается в машинном отделении. В ее состав входят: основные и резервные генераторы, преобразователи электрической энергии и ГЭРЩ. Ось вращения электроэнергетических агрегатов должна быть параллельна диаметральной плоскости судна, а ГЭРЩ устанавливается перпендикулярно ей. Обычно ГЭРЩ располагают в машинном отделении или в центральном посту управления и контроля (ЦПУ).
Аварийная электростанция служит для обеспечения электроэнергией ограниченного числа потребителей, выбираемых согласно Правилам Речного Регистра при выходе из строя основной электростанции. Она состоит из аварийного дизель-генератора или аккумуляторной батареи и аварийного электрораспределительного щита (ГЭРЩ) и размещается выше главной палубы в специальном отапливаемом помещении с непосредственным выходом на открытую палубу.
Электростанция специального назначения служит для обеспечения электроэнергией особых потребителей: гребных электрических установок (РЭУ), технологического оборудования земснарядов, приводов отдельных крупных механизмов и устройств.
Различают судовые электростанции постоянного и переменного тока. По типу первичного двигателя они разделяются на дизель-генераторные и турбогенераторные. На судах речного флота применяются дизель-генераторные электростанции. По способу отбора мощности различают судовые электростанции с приводом генераторов от главных двигателей гребной установки или от валопровода (валогенераторы).
ГЕНЕРАТОРЫ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
Судовые электрогенераторы должны давать электрическую энергию с максимально-возможным постоянством напряжения и частоты при изменении нагрузки от холостого хода до номинальной, выдерживать значительные перегрузили токи короткого замыкания. Они должны обеспечивать устойчивую параллельную, работу друг с другом практически независимо от их мощностей.
Наилучшим постоянством напряжения при колебаниях нагрузки обладают генераторы смешанного возбуждения (компаундные). Поэтому на судовых электростанциях постоянного тока применяются только компаундные генераторы. Наличие у них последовательной обмотки возбуждения способствует быстрому восстановлению напряжения на зажимах генератора после короткого замыкания или включения большой нагрузки. Опыт показывает, что у компаундных генераторов при колебаниях нагрузки от холостого хода до номинальной колебания напряжения на зажимах составляют в среднем не более 2—3%. Поэтому такие генераторы не требуют автоматических регуляторов напряжения (но не регуляторов скорости вращения), а имеют ручные регуляторы, с помощью которых можно установить напряжение с точностью 1-2%.
В качестве генераторов переменного тока применяются только синхронные генераторы преимущественно трехфазного тока как с машинным возбудителем, так и с самовозбуждением. Они имеют внешнюю характеристику, аналогичную внешней характеристике генераторов постоянного тока с независимым возбуждением. Кроме силы тока нагрузки, напряжение синхронных генераторов зависит от коэффициента мощности соз ф. Поэтому оно испытывает значительные колебания как при плавном, так и внезапном изменении нагрузки от холостого хода до номинальной. Для уменьшения как самих колебаний напряжения, так и времени восстановления напряжения до номинального значения синхронные генераторы всегда снабжаются автоматическим регулятором напряжения.
рис.1 Синхронный генератор типа МС-128-4 с машинным возбудителем
При оценке степени важности фактора надежности следует учитынать, что генераторы судовой электростанции работают подолгу безостановочно и что машины постоянного тока требуют тщательного повседневного ухода. У генераторов с самовозбуждением система автоматического регулирования напряжения действует в 3—6 раз быстрее из-за отсутствия вращающегося возбудителя, электромагнитная инерция которого затягивает переходный процесс при регулировании. В настоящее время преимущёственное распространение в судовых электростанциях получают синхронные генераторы с самовозбуждением. Все элементы цепи возбуждения таких генераторов обычно монтируют на самом генераторе.
Конструктивно оба типа генераторов выполняются брызгоза-щищенными, причем с расчетом удобства их обслуживания в стесненных судовых условиях. Они изготовляются из высококачественных магнитных, проводниковых и изоляционных материалов. Судовые генераторы постоянного тока, как и синхронные генераторы, отличаются высокой механической прочностью и удобством обслуживания. Нашей промышленностью изготовляются судовые генераторы постоянного тока типов КГ, ПН, ГМП и ПГ мощностью от 2,9 до 300 кет на напряжение 28, 36, 115 и 230 в. Генераторы переменного тока типа МС изготовляются мощностью от 25 до 1200 кет при соз 2