Как коллектив влияет на личность
21. Личность и коллектив
21. Личность и коллектив
Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направленность данной общности. Через коллектив личность соотносится с другими коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, он неизбежно несет в себе его политические, эстетические, нравственные и другие идеи. Личность разделяет эти идеи, руководствуется ими в делах и поведении.
В ходе взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для развития и формирования цельной гармоничной личности.
Взаимоотношения личности и коллектива многообразны. Можно выделить: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив.
Влияние коллектива на личность. Коллектив заинтересован во всестороннем развитии личности, так как от полноты и богатства каждой личности, каждого члена коллектива делается полнокровнее жизнь коллектива. Вместе с тем нельзя отрицать того факта, что коллектив оказывает определенное воздействие на личность, входящую в него, равно и личность не может не оказывать влияния на коллектив. По отношению к личности коллектив выполняет ряд функций:
1) приобщает ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели, задачи привносит из общества. Если рассматривать личность в соотношении с коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к данной общности;
2) влияние коллектива на личность сказывается в воспитательной и корректирующей функции. Человек должен формировать себя, и тем более у него должно быть желание быть лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив – могучая сила. В своем арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности. Коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – не полный перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.
Влияние личности на коллектив. Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства.
Авторитет – общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным требованиям деятельности.
Указанные качества человека способствуют влиянию на коллективное мнение в силу признания уважения, подчиненности и взаимности интересов человека.
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 11. Личность и коллектив
ЛЕКЦИЯ № 11. Личность и коллектив Социальная сущность человека проявляется прежде всего в его деятельности, общении с другими людьми. Изолированный от других людей человек не может развиваться как личность. Лишь активная трудовая, общественная деятельность
КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ
КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ И. Гансвинд (автор-составитель), А. Бильжо, К. Газарян, М. Зыгарь, М. Иванов, А. Качуровская, А. Нарышкина, А. Никитина, А. Острогорский, В. Панюшкин, М. Петрищева, М. Сидоров, Н. Фохт, В. ШухминЭта книга построена на основе 60 интервью с представителями российского
Невротическая личность и личность с расстройствами характера
Невротическая личность и личность с расстройствами характера Есть еще два важных противоположных типажа. Личность, которая испытывает слишком сильную неуверенность в своей способности совладать с ситуацией и чрезмерную тревогу при попытках обеспечить свои базовые
21. Личность и коллектив
21. Личность и коллектив Первичная группа может рассматриваться с разных точек зрения. В качестве первичной группы был назван коллектив.Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.Четко и полно признаки коллектива установил А.
Лекция 27. Личность и коллектив как объекты управления
Лекция 27. Личность и коллектив как объекты управления Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных – социальной роли и «Я». Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он
Лекция 28. Личность и коллектив как субъекты управления
Лекция 28. Личность и коллектив как субъекты управления Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать «совокупность однородных
21. Личность и коллектив
21. Личность и коллектив Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направленность данной общности. Через коллектив личность соотносится с другими коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, он неизбежно
2. Малая группа и коллектив
2. Малая группа и коллектив 1. Понятие малой группы и коллектива.2. Структура малых групп.3. Межличностные отношения в группах и коллективах.4. Эффективность групповой сплоченности.1. В социальной среде, которая окружает личность, функционирует большое количество
Одиночка и коллектив
Одиночка и коллектив Как удавалось Хорхе точно рассчитать, чтобы конец сеанса совпал с концом сказки? Как он добивался того, что меня всю следующую неделю преследовала какая-нибудь навязчивая мысль?Иногда это казалось мне чудом. У меня было семь долгих дней, чтобы
1.5. Как превратить группу в коллектив
1.5. Как превратить группу в коллектив Если вы убедились, что руководимая вами группа коллективом не является, ждите неприятностей, когда настанут трудные времена. А кто этим должен заниматься? Ответ на этот вопрос напрашивается и вытекает из всего предыдущего изложения.
Авторский коллектив
Авторский коллектив Архангельский Аскольд Евгеньевич – доцент кафедры психиатрии ВМедА, доктор медицинских наук;Баурова Наталья Николаевна – психолог клиники психиатрии ВМедА, кандидат психологических наук;Галиев Ринат Фаридович – ассистент кафедры психотерапии
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ Коллектив педагогов школы – фактически трудовой коллектив, имеющий определенные задачи, программу деятельности, план «выпуска продукции». Как и всякий коллектив, он является частью нашего общества, созданной для выполнения определенной
Школьный коллектив
Школьный коллектив Наш воспитатель – наша действительность. М. Горький Когда ребенок начинает учиться в школе, происходят изменения и в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно серьезные. Прежде всего значительно увеличивается время, отводимое на
Пути и условия педагогического влияния коллектива на личность
Взаимовлияние коллектива на личность и личность на коллектив многогранно и в равной мере зависит как от характеристик коллектива, так и от индивидуально-психологических особенностей входящих в него детей.
Влияние коллектива на личность зависит от уровня развития коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее и многостороннее это влияние.
Рассмотрим механизмы (каналы) этого влияния.
1. Коллектив влияет на личность через совместную деятельность. Это воздействие будет эффективным при следующих условиях:
· если цель деятельности привлекательна для всех детей или для большинства;
· если цель деятельности совпадает с мотивами участия детей в данной деятельности;
· если ребенок является субъектом деятельности, ее активным участником. Потому что коллектив воздействует на личность в меру и в силу ее активности в коллективе (Т.Е. Конникова);
· если деятельность носит коллективный характер: когда результат деятельности зависит от вклада каждого.
2. Коллектив воздействует на личность через отношения.Здесь имеет значение то, какие отношения существуют в коллективе, и то, какое место (положение) занимает ребенок в системе отношений.
В коллективе между детьми складываются деловые и личные отношения. Деловые отношения возникают в совместной деятельности. Их еще называют отношениями взаимной ответственности, или отношениями руководства и подчинения (А.С. Макаренко). Эти отношения очень важны для воспитания дисциплины, ответственности, культуры поведения.
Личные отношения сопровождаются проявлением чувства симпатии и антипатии. Каждый ребенок занимает в них определенное место (положение): благоприятное или неблагоприятное, изолированное. Неблагоприятное положение в системе личных отношений вызывает у ребенка тяжкие переживания, это отталкивает его от коллектива, и он ищет другую группу, где его принимают и у него есть возможность стать уважаемым членом.
Естественно предположить, что воздействие коллектива будет сильнее на того ребенка, чье положение (статус) в системе личных отношений будет благоприятным.
3. Коллектив воздействует на личность через общественное мнение. Многие авторы (А.С. Макаренко, Т.Е. Конникова) склонны считать общественное мнение коллектива главным механизмом его воздействия на личность.
Общественное мнение вырабатывается в совместной деятельности, когда каждый член коллектива становится активным участником всех ее этапов от постановки цели до анализа результатов. Важное значение для формирования общественного мнения имеет коллективное обсуждение конкретного опыта коллектива, повседневных событий его жизни, положительных и отрицательных поступков отдельных его членов.
В традициях выражается отношение коллектива к старшим, к младшим, к классу (школе) в целом, к порядку, к дисциплинарным нормам и требованиям, к вещам и т.д. В традициях закрепляется то лучшее, что есть в коллективном опыте.
Не стоит смешивать традиции и традиционные мероприятия (праздники, школьные и классные дела и т.д.)
Традиции создаются и поддерживаются самими детьми, они пронизывают повседневную жизнь коллектива, выражают его ценностные отношения (к человеку, к школе, к учебе, к самому себе как личности) и становятся регулятором поведения членов коллектива.
Единство педагогических требований обеспечивает элементарное соблюдение норм общежития. Соуправление приобщает школьников к заботе об общем деле. Самоуправление выводит их на ответственность за дела и поступки каждого члена коллектива.
Самоуправление возникает при следующих условиях:
· когда существует конкретная деятельность;
· если школьникам предоставляются реальные, а не фиктивные права.
6. Коллектив воздействует на личность через психологический (эмоциональный) климат. И это влияние будет более глубоким, если в коллективе царит мажорный тон, существуют товарищеские отношения, постоянная готовность к действию, дети чувствуют себя защищенными, если у них выработана привычка торможения (сдержанность, вежливость и т.д.)
Таковы механизмы воздействия коллектива на личность.
[1] Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996. – С. 49-50.
[2] Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996. – С. 57.
[3] Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М. – Воронеж, 1996. – С. 294-308.
[4] Культура современного урока /Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. – С. 334-34.
Влияние коллектива на личность и личности на коллектив
Наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом. Мотивы приспособления личности к коллективу, его нормам и ценностям. Теория коллектива по А.С. Макаренко. Сосуществование как модель отношений. «Бунт» против коллектива.
Рубрика | Психология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.03.2018 |
Размер файла | 17,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
Кафедра «Инженерная педагогика»
по дисциплине «Социальная психология»
тема «Влияние коллектива на личность и личности на коллектив»
Коллектив как группа людей, стремящихся достичь необходимых и полезных обществу целей, оказывает сильное воздействие на формирование развития личности, и поведение человека, так как коллектив-это всегда еще и частица общества.
Как частица общества он несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека со стороны коллектива многообразно.
В коллективе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения. Однако и каждый член коллектива оказывает определенное влияние на коллектив в целом.
Влияние коллектива на личность и личности на коллектив
Если иметь в виду прогрессивное функционирование группы, то на высшей стадии своего развития она, по мнению отечественных психологов, характеризуется как коллектив.
Общепринятая среди них точка зрения состоит в том, что коллектив это группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности.
В соответствии с этим можно сказать, что всякий коллектив представляет собой группу (малую), но не всякая группа может быть признана коллективом.
Коллектив отличается рядом важных признаков. Это такие признаки как.
Общая социально значимая цель.
Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.
Отношения ответственной зависимости между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
Общий выборный руководящий орган кроме названных качеств, коллектив отличается и другими очень важными особенностями.
В дружном сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному.
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Большое значение А.С. Макаренко придавал внутриколлективным отношениям.
Сейчас приходится искать новые, соответствующие времени решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, нередко противоречив. Прежде всего, необходимо отметить, что он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, знаниями, умениями, многими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.
Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе.
Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит.
В научных исследованиях выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:
В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: коллектив, отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т.д.
Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально.
Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив “поглощает” личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.
По второй модели поведения возможны различные пути развития событий:
личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость;
личность открыто “бунтует”, сопротивляется, конфликтует.
В этом случае школьник только внешне воспринимает нормы и ценности коллектива, высказывает те суждения, которые от него ждут, ведя себя в различных ситуациях так, как это принято в коллективе. Однако вне школьного коллектива он и рассуждает, и думает иначе, ориентируясь на ранее сложившийся у него социальный опыт.
Такое состояние может быть временным, переходным, а может и оставаться постоянным. Последнее наблюдается тогда, когда сложившийся ранее социальный опыт личности, не адекватный опыту коллектива, получает подкрепление со стороны других коллективов (семьи, дворовой компании и т.д.).
Эти ребята наделены редкими природными коллективистскими качествами, а поэтому способны уживаться в любом коллективе, приобрели положительный социальный опыт человеческого общения и к тому же оказались в хороших сформированных коллективах.
В этом случае между личностью и коллективом никаких противоречий нет.
Личность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не будучи им по сути.
Одна из моделей взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто.
Все же, учитывая деятельность так называемых неформальных лидеров, а следовательно, и наличие двойных систем ценностей и отношений, эту модель нельзя игнорировать.
Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции.
В таком случае социальный опыт коллектива может измениться.
Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, так и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг.
Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все огромное многообразие отношений личности и коллектива, к анализу которого в каждом конкретном случае надо подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологии.
личность коллектив мотив бунт
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изучение важнейших психологических характеристик личности. Коллектив как социально-психологическое явление. Наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом. Методики символического моделирования межличностной ситуации.
реферат [28,5 K], добавлен 06.02.2013
реферат [30,5 K], добавлен 29.04.2011
Социально-психологическая структура личности. Характеристики и классификация групп, понятие коллектива. Личность в современном обществе и её социализация. Виды взаимоотношений в группе и коллективе. Групповые нормы как регулятор межличностных отношений.
курсовая работа [66,7 K], добавлен 10.10.2013
Структура личности воина и воинского коллектива, их составляющие. Методика работы должностных лиц роты по изучению личности военнослужащего и воинского коллектива. Направленность личности, признаки и социально-психологические явления коллектива.
курсовая работа [52,7 K], добавлен 06.03.2012
Понятие ученического коллектива, основы его формирования. Выявление эффективных условий для формирования детского коллектива в начальной школе. Теория и практика данного воспитания. Рассмотрение коллектива как средства формирования личности школьника.
дипломная работа [263,9 K], добавлен 27.06.2015
Влияние коллектива на развитие личности
Воспитание в коллективе и через коллектив – один из важных принципов воспитания, отражающий объективную закономерность человеческого общения. Воспитание в коллективе, с одной стороны, обеспечивает развитие индивидуальности, с другой – развивает общественное сознание его членов. Коллектив представляет особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива по педагогическому правилу: индивид в коллективе получает возможность всестороннего развития задатков.
Проблема коллектива и личности всегда оставалась в центре научно-педагогического внимания. Наиболее последовательно развивал теорию коллектива и продуктивность коллективного воспитания А.С. Макаренко. Он доказал, что принцип коллективного воспитания является одним из ведущих. А.С. Макаренко рассматривал коллектив воспитанников как сложное и подвижное социальное образование с присущими ему специфическими закономерностями развития и методами сплочения.
В развитии теории коллектива большой вклад принадлежит В.А. Сухомлинскому. Он показал, как надо строить отношения в коллективе за счет обогащения его духовной жизни.
Нельзя считать коллективом всякую группу людей. Коллектив обладает рядом признаков, которые отличают его от любых организованных групп людей. Коллектив представляет собой часть общества, в которой находят отражение нормы общественной жизни. Поэтому успешность его деятельности возможна лишь в случае отсутствия рассогласования целей коллектива и общества. Одним из ведущих признаков коллектива является целеустремленность и идейная направленность его жизни. Коллективность предполагает единство общих и личных целей, интересов и действий его членов.
Коллектив предполагает органы самоуправления. Он может являться частью более общего коллектива, с которым его связывают единство целей и особенности организации. Важнейшим признаком коллектива является совместная деятельность его членов, отвечающая потребностям общества. Социально-позитивная направленность деятельности коллектива – его определяющий признак. Важным для коллектива является способ и правила его организации, которые задают систему отношений между его членами.
В результате педагогически целесообразного способа и правил организации деятельности между членами коллектива складываются отношения деловой или идейной зависимости.
Совместная деятельность, пробуждая чувство ответственности за общее дело, сближает людей, способствует появлению чувства принадлежности к коллективу, усиливает потребность в коллективном общении. Между членами коллектива возникают избирательные эмоциональные отношения: симпатии и антипатии, аттракции и эмпатии. Личностные отношения изменяются в зависимости от содержания совместной деятельности членов коллектива, от характера и уровня деловых отношений – эти отношения складываются стихийно, но и они доступны для педагогического управления.
В коллективе необходимо различать официальную и неофициальную структуры. Каждый член коллектива занимает в рассматриваемой системе отношений то или иное место. Положение в коллективе существенно влияет на процесс формирования личности. Одним из показателей развитости коллектива считают внутреннюю согласованность его официальных и неофициальных структур. Официальная и неофициальная структуры не противоречат друг другу, когда они скоординированы, когда официальные лидеры занимают это же место и в системе неофициальных отношений, когда неформальные микрогруппы коллектива являются носителями его ценностей. Такая согласованность не возникает сама по себе. Она может быть достигнута в результате целенаправленных педагогических усилий.
Коллектив является высшей формой организации группы. Не всякую внешне и внутренне организованную группу можно назвать коллективом, а только ту, которая отвечает перечисленным выше признакам. Обязательный признак коллектива – педагогическое руководство им. Любое из объединений людей может не обладать признаками коллектива, но потенциальные возможности всегда там заложены. Правильное воспитание, считал А.С. Макаренко, должно быть организовано путем создания единого, сильного и влиятельного коллектива.
Коллектив воздействует на личность многогранно, всесторонне и многообразно. Личность в коллективе формируется наиболее целостно в мировоззренческом, нравственном и деятельностном планах. Совместная деятельность (сплоченность, обмен информацией) осуществляемая систематически и постоянно, порождает определенный социально-психологический климат коллектива, складывающийся из общественной морали, педагогической установки, взаимоотношений, настроений и мнений его членов. Это воспитывающие факторы, которые педагог должен использовать в интересах формирования коллектива.
Общественная мораль представляет собой совокупность знаний и осознанного поведения людей в соответствии с официальной идеологией и существующей законодательной базой. Она опосредованно принуждает людей и конформному сосуществованию и определяет социальный заказ педагогике и ее институтам.
Педагогическая установка является отображением общественной морали и социального заказа общества. Формируемые в соответствии с ней индивидуальные убеждения побуждают к определенному стилю поведения и поступкам каждого отдельного члена коллектива. Складываясь, поступки и поведение превращаются в коллективную психологию, которая определяет общественное мнение коллектива.
Мнение коллектива, основанное на выработанных оценочных стереотипах, является регулятором поведения его членов. Нормативные оценки событий со стороны коллектива затрагивают ум, чувства и волю каждого. В своем воздействии они превращаются в источники размышлений, в основания по выработке решений и в побудители изменения стиля поведения людей.
Настроения отражают состояния эмоционально-оценочных реакций членов коллектива по отношению к окружающим явлениям и событиям внутри группы. Они являются основой социально-психологической атмосферы и изменений в «климате» коллектива, который активно влияет на эмоциональное состояние его членов, повышая или понижая продуктивность его деятельности.
Степень воздействия коллектива находится в прямой зависимости от соответствия убеждений личности и установок коллектива; отсутствия противоречий между индивидуальным опытом личности и жизненной перспективой, проектируемой коллективом.
Диапазон воспитательных возможностей педагога в опоре на коллектив значительно расширяется, если им проводится соответствующая работа:
• определяются воспитательные возможности конкретного коллектива;
• изучаются личностные характеристики членов коллектива;
• проектируются стратегии и мероприятия воспитательных воздействий;
• последовательно решаются воспитательные задачи и вносятся коррективы в программу воспитания.
Развитие личности в коллективе обусловлено воздействием определенных форм. К ним относятся: педагогическое требование, оценивание и контроль,взаимопонимание, управление деятельностью, агитация и пропаганда.
Педагогические требования едины для всех членов коллектива. Они создают наиболее целесообразную последовательность жизнедеятельности.
Обязательность, точность и регулярность – условия, определяющие цикличность и стабильность воспитывающих обстоятельств. Регламентация порядка в деятельности и взаимоотношениях способствует собранности, организованности и деловитости членов коллектива. Система педагогических требований организуется таким образом, чтобы избежать прямолинейности воспитывающего влияния обстоятельств.
Педагогическое оценивание и контроль осуществляются в интересах воспитания личности. Индивидуальность подхода заключена в том, что оценивается соизмеримость выполненного поручения и возможности члена коллектива. Поручения подбираются с возрастающей сложностью заданий и трудностью их выполнения. Поручения должны быть выполнены обязательно. При этом важно, чтобы трудности преодолевались, а педагог постоянно наблюдал за действиями члена коллектива, контролировал процесс выполнения заданий, оценочно побуждал, порицал и поддерживал в интересах достижения цели.
Управление деятельностью сказывается на формировании личности в коллективе. Четкая постановка задач, ясный план, педагогический контроль, анализ результатов и другие управленческие функции педагога всегда имеют индивидуальную направленность. Это позволяет своевременно выявлять трудности, с которыми встречаются члены коллектива, реагировать на них и оказывать педагогическую помощь в их преодолении. Все это способствует нормальному развитию личности в коллективе. Усиление воспитательных воздействий происходит путем педагогической проницательности, способности педагога вычленять факторы воспитывающих ситуаций, видеть внутренние силы воспитанников.
Взаимопонимание в коллективе достигается пониманием смысла и значения деятельности, ее коллективного характера и индивидуальной роли в совместной работе. Предпосылками для взаимопонимания являются педагогические установки и нравственные принципы членов коллектива. Формированию потребностей и привычек во взаимопонимании способствует повседневная совместная деятельность. Педагог, культивируя положительную социально-психологическую атмосферу взаимной поддержки и доверия, нейтрализует взаимную настороженность и недомолвки.
Агитация и пропаганда. Ее смысловой фон, который создается средствами массовых коммуникаций, влияет на интересы людей, их культурный уровень и запросы. Педагогу необходимо учитывать их влияние на психологию восприятия личности: осмысленность, предметность, избирательность, активность, апперцепцию.
Воздействие коллектива на личность может носить неосознаваемый и осознаваемый характер. В том случае, когда индивид не осознает изменений в своем поведении, а они произошли под влиянием коллектива, то это явление можно определить как совершившийся, но не осознанный факт. Но такие же изменения человеком могут осознаваться. Он радуется и ставит перед собой цели дальнейшего развития. В этом случае коллектив выступает в виде побудительной силы самовоспитания человека.
Коллективные воздействия всегда будут встречать внутреннее противодействие его отдельных членов, выраженные в скрытой, реже в открытой формах. Это усложняет педагогический труд и снижает силу воспитательного влияния коллектива. Отсюда проблема позиции личности по отношению к групповым воздействиям. Ее основы объективны, а актуальность несомненна. При проектировании воспитания личности в коллективе педагог должен учитывать и соотносить личность (индивидуальный опыт, нравственные установки, цель в жизни) и коллектив (организующую идею, содержание деятельности, моральные установки, коммуникационную структуру).
Реальность и результативность воспитательных воздействий можно оценивать, если путем наблюдения личностные изменения определять качественными параметрами:
1. Изменение стиля поведения (аккуратен – неряшлив, обязателен –необязателен, добросовестен – недобросовестен и т.п.).
2. Изменение взглядов (положительное, отрицательное или нейтральное отношение к гражданским, моральным и эстетическим ценностям).
3. Изменение запросов (сиюминутная польза, материальная выгода, душевное равновесие, духовное развитие).
4. Изменение форм общения (с интересом – безразлично, внимателен – невнимателен, участлив – безучастен).
Подобные социально-психологические измерения, проводимые в педагогических целях, могут выступать в более или менее выраженном и совершенном виде. Это зависит от подготовленности и замысла педагога. Чтобы не впадать в заблуждение, необходимо иметь в виду, что наблюдаемые изменения личности под влиянием коллективных воздействий носят недостаточно устойчивый характер.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.