Как кольцо попало к бильбо
Кольцо Всевластия
В этой статье вы узнаете:
Если вы большой поклонник Властелина Колец и Хоббита, то вам должно быть интересно: когда и как появилось злосчастное кольцо Всевластия. В этой статье вы увидите его долгий путь от создания в горе Ородруин до гибели там же.
ПУТЬ КОЛЬЦА ВСЕВЛАСТИЯ
Создание
Магические Кольца были созданы Келебримбором и эльфами Эрегиона с помощью Саурона.
Девять Колец были отданы людям, семь гномам. Ещё три кольца были выкованы эльфами втайне от Саурона и не несли в себе тёмной силы.
Саурон тайно выковал на горе Ородруин Единое Кольцо, вложив в него большую часть своей силы и воли. Став хозяином Кольца, он стал зависеть от него; тем не менее, именно Саурон повелевал Кольцом, а не наоборот.
Способности
Кольцо обладало собственной волей, благодаря чему могло, самостоятельно покинуть владельца.
Надетое кем-либо, кроме Саурона, кольцо делало носителя невидимым, продлевало ему жизнь, давало власть, но одновременно и развоплощало. Оно могло подчинять другие Кольца Власти, что послужило причиной войны, в результате которой был разрушен Эрегион, а Келебримбор был убит.
Одно кольцо, чтоб всех найти,
Чтоб заковать их в кандалы
Исилдур
В Битве Последнего Союза Исилдур, сын Элендила, победил Саурона, отрубив ему палец и вещь перешла новому хозяину.
Правитель эльфов Элронд посоветовал Исилдуру уничтожить Единое Кольцо. Однако, оно развратило человека, и тот отказался, оставив его себе. Исилдур намеревался сделать Кольцо фамильной драгоценностью и передать его по наследству. Но этому не суждено было случиться. Воля Кольца привела нового хозяина к гибели, когда отряд попал в ловушку орков из Мглистых гор. Кольцо оказалось на дне реки Алдуин.
Голлум
Единое Кольцо пролежало в реке Андуин долгие годы, пока не было случайно найдено Деаголом. Его приятель, Смеагол (Голлум), завладел Кольцом, убив Деагола. Поскольку Голлум был слаб духом, то Кольцо немедленно поработило его; и именно под его влиянием Голлум совершил своё первое убийство и бежал в подземные пещеры, по которым протекала часть реки Андуин. Голлум прожил многие сотни лет, поддерживаемый Кольцом.
Бильбо Бэггинс
В 2941 г. Т. Э., во время своего путешествия с гномами, хоббит Бильбо Бэггинс заблудился в пещерах Мглистых гор. Кольцо Всевластья решило покинуть Голлума и перейти к новому хозяину. Бильбо нашёл Кольцо и вскоре установил его свойство делать невидимым носителя.
Бильбо владел Кольцом в течение нескольких десятков лет. Хоббиты, являлись наиболее устойчивыми к воздействию тёмных сил среди всех смертных народов Средиземья, и Кольцо так и не смогло полностью подчинить его себе.
Фродо
На 111 лет — по совету мага Гэндальфа, Бильбо решил оставить Кольцо своему племяннику Фродо.
Когда Саурон узнал о место нахождении кольца и на его поиски были отправлены назгулы, Фродо был сопровождён Арагорном, в Ривенделл к Элронду.
На Совете Мудрых было установлено, что владение Кольцом Власти необратимо изменяет носителя, делая его либо рабом, либо новым Тёмным Властелином. Кольцо было решено уничтожить. Единственным способом сделать это было бросить его в жерло вулкана Ородруин в Мордоре.
Фродо, Сэм, Пиппин, Мерри, Гэндальф, Арагорн, Боромир, Леголас и Гимли, названные Братством Кольца, вызвались отнести Кольцо в Мордор.
Уничтожение кольца
Фродо и его товарищу — хоббиту Сэму удалось добраться до Ородруина. Там, встав на краю жерла, Фродо внезапно принял иное решение и, отказавшись уничтожать Кольцо Всевластья, надел его и объявил своим. Однако в тот же момент Голлум, вознамерившийся вернуть себе Кольцо, набросился на Фродо и откусил ему палец вместе с Кольцом. Оступившись, Голлум вместе с Кольцом упал в жерло Ородруина.
Так Кольцо Всевластья было уничтожено, а Саурон потерял большие из своих сил.
Единое Кольцо
Единое Кольцо
Создано:
Создатель:
Владелец:
История уничтожения Кольца описана в Алой Книге Западных Пределов, как и большая часть истории самого Кольца.
Содержание
История создания Кольца [ ]
Тед Несмит. Создание Единого Кольца
Кольца Власти были созданы эльфами Гвайт-и-Мирдайн по наущению и с помощью Саурона. Девять Колец были созданы для людей, Семь Колец — для гномов, во всех них была заложена часть тёмной силы и воли Саурона. Три Кольца для эльфов были выкованы Келебримбором лично, втайне от Саурона, и не несли в себе тёмной силы.
Ещё во время создания Колец Власти Саурон тайно отправился на гору Ородруин, где сам выковал Единое Кольцо, вложив в него большую часть своей силы и воли. Таким образом, став хозяином Кольца, он одновременно стал зависеть от него; тем не менее, именно Саурон повелевал Кольцом, а не наоборот; но Кольцо было средоточием и основой его силы. Кольцо Саурон создал из золота, так как это был элемент Моргота в Материи Арды; Саурон использовал его для «магических» и иных действий – как с ним, так и над ним.
Владыка Тьмы пытался разорить королевство эльфов Линдон, догадываясь, что Три находятся там, но ему помешало войско нуменорцев. Саурон был наголову разгромлен и бежал в Мордор, поклявшись отомстить.
Саурон исполнил свою клятву, когда король Нуменора Ар-Фаразон атаковал Мордор. Слуги Саурона были распуганы, но сам он сдался лишь затем, чтобы разрушить Нуменор изнутри. Единое Кольцо Саурон взял с собой и благодаря ему быстро подчинил умы нуменорцев, приведя их ко злу. Однако на такую затратную работу Саурон истратил значительное количество сил Айну. Из-за этого, когда Эру уничтожил Нуменор и Саурон в виде духа бежал в Мордор (унося и Кольцо), он утратил способность принимать прекрасный облик. Тем не менее, с помощью кольца он быстро облёкся в плоть и собрал своих слуг.
Проклятие Исильдура [ ]
Саурон ударил по выжившим Верным нуменорцам, что создали в Средиземье свои королевства. Тем не менее, он поспешил, так как к тому времени ещё не набрал полного могущества. Нуменорцы объединились с эльфами и разгромили Саурона в Войне Последнего Союза. Во время Осады Барад-дура Гиль-галад и Элендиль победили Саурона, а Исильдур, сын Элендиля, развоплотил его, отрубив Саурону палец, на котором было надето Верховное Кольцо; последнее перешло к Исильдуру.
Находка Кольца и его возвращение в мир [ ]
Бильбо и Кольцо в Лихолесье
Единое Кольцо пролежало в реке Андуин долгие годы, пока не было случайно найдено Деаголом. Его приятель, Смеагол (впоследствии ставший Голлумом), завладел Кольцом, убив Деагола. Поскольку Голлум был слаб духом, то Кольцо немедленно поработило его; и именно под его влиянием Голлум совершил своё первое убийство и бежал в подземные пещеры Мглистых гор. Там он вёл жизнь изгнанника. Голлум прожил многие сотни лет, поддерживаемый Кольцом. И хотя само Кольцо он при этом надевал чрезвычайно редко (пользуясь им в основном для охоты на орков), это, однако, не помешало Кольцу навсегда поработить его.
В 2941 г. Т. Э., во время своего путешествия с гномами, хоббит Бильбо Бэггинс заблудился в пещерах Мглистых гор. Кольцо Всевластья решило покинуть Голлума и перейти к новому хозяину, но нового Кольценосца избрала не воля Саурона, а некая Иная Сила (и писатель не имеет в виду себя, а, возможно, указывает на божественный промысел Эру Илуватара, не называя его – письмо 192). Бильбо нашёл Кольцо и вскоре установил его свойство делать невидимым носителя; это позволило ему безопасно покинуть подземелье и помогло в дальнейшем путешествии; тем не менее, Бильбо не догадывался об истинном характере своей находки.
Бильбо владел Кольцом (надевая его лишь изредка) в течение нескольких десятков лет (Кольцо таким образом поддерживало его долголетие и замедляло процессы старения). Хоббиты, как позднее было установлено, являлись наиболее устойчивыми к воздействию тёмных сил среди всех смертных народов Средиземья, и Кольцо так и не смогло полностью подчинить себе Бильбо, хотя и он не был настоящим хозяином Кольца. Ещё одной причиной было то, что овладение Кольцом Бильбо начал с жалости, не убив Голлума, когда у него была такая возможность.
Тем временем Совет Мудрых, который возглавлял Саруман Белый, занялся поисками Единого Кольца. Однако в своих поисках Саруман, используя палантир, попал в подчинение воле Саурона. Последний же, собрав силы, вернулся в своё владение – Мордор, где приступил к созданию новых армий орков. Вместе с ним вернулись в мир и назгул, которым тотчас было поручено разыскать Кольцо Всевластья.
Голлум тем временем покинул Мглистые горы и отправился на поиски «Прелести». Он бродил по Средиземью многие десятилетия, и в конце концов был схвачен и допрошен Сауроном. Именно от Голлума Тёмный Властелин узнал про Шир и Бэггинса.
Война Кольца [ ]
Другой член Совета Мудрых, Гэндальф Серый, носитель эльфийского Кольца Огня Нарья, единственный из Совета заинтересовался хоббитами. Он первым установил, что кольцо, найденное Бильбо, и есть Кольцо Саурона.
Бильбо, сильно истощённый влиянием Кольца, на свой юбилей – 111 лет – по совету Гэндальфа решил оставить Кольцо своему племяннику Фродо. Через некоторое время, узнав о поисках назгул, Гэндальф предостерёг Фродо, велев ему немедленно покинуть поселения хоббитов, и назначил встречу в посёлке Пригорье.
Гэндальф сообщил Саруману, не зная о его предательстве, что нашёл Кольцо. Однако Саруман, сам желавший заполучить его, заточил Гэндальфа в своей башне (Ортанк) в Изенгарде. В это время Девятеро уже приближались к Ширу (Голлум был схвачен шпионами Саурона), с целью вернуть Кольцо Тёмному Властелину.
Гэндальфу удалось освободиться из заточения. Фродо со спутниками был сопровождён наследным королём Гондора и Арнора, Арагорном, в Ривенделл к Эльронду, где хоббит встретился с Гэндальфом. На Совете Мудрых было установлено, что владение Кольцом Власти необратимо изменяет носителя, делая его либо рабом, либо новым Тёмным Властелином – если носитель обладает достаточной волей и силой; Кольцо было решено уничтожить. Единственным способом сделать это было бросить его в жерло вулкана Ородруин в Мордоре, в недрах которого Кольцо было выковано.
Фродо, Сэм, Пиппин, Мерри, Гэндальф, Арагорн, Боромир, Леголас и Гимли, названные Братством Кольца (англ. Fellowship of the Ring ), вызвались отнести Кольцо в Мордор.
В конечном итоге Фродо и его товарищу – хоббиту Сэму в сопровождении встретившегося им по пути Голлума удалось добраться до Ородруина. Там, встав на краю жерла, Фродо внезапно принял иное решение и, отказавшись уничтожать Кольцо Всевластья, надел его и объявил своим. Однако в тот же момент Голлум, вознамерившийся вернуть Кольцо себе, наивно полагая, что может стать его хозяином повторно, набросился на Фродо и откусил ему палец вместе с Кольцом – но, оступившись, упал в жерло Ородруина. Так Кольцо Всевластья было уничтожено, а вместе с Ним иссякла сила всех колец, созданных до Него.
Альтернативный исход [ ]
В черновике письма к миссис Эйлин Элгар (№246) Толкин рассуждает, что было бы с Фродо, если бы на него в Саммат Наур не напал Голлум. Возможно, Фродо бросился бы в лаву вместе с Кольцом, но если бы он это не сделал, то его настигли бы назгул. Однако ситуация отличалась бы от той, что на развалинах Амон Сул: тогда Фродо действовал только из страха, но на Ородруине он уже был духовно выросшим, обладавшим более сильной волей, так что Кольценосцы не попытались бы на него напасть. Правда, чтобы Фродо научился пользоваться Кольцом для подчинения чужих воль (и в то же время Кольцо овладело им), время всё равно было слишком коротким. Но даже если бы он дожил до этого времени, его намерения долго оставались бы добрыми.
Итак, назгул притворно признали бы Фродо новым властелином и подчинялись бы малейшему его распоряжению, на самом деле оставаясь бы верными поручению Саурона: выманить Фродо подальше от Роковой горы. Они учтиво предложили бы ему осмотреть «его новое королевство и оплот власти, который он должен объявить своим», и Фродо погрузился бы в фантазии о правлении и преобразовании – подобно Сэму, минутно представившему себя полководцем, идущим сокрушать Барад-Дур, но его фантазии были бы грандиознее. Как только Фродо вышел бы из пещеры, один из назгул завалил бы вход. Если бы Фродо понял подвох и отказался бы идти в Барад-Дур немедля, то он и кольценосцы просто подождали бы. Но Саурон всё равно явился бы, и его воля сломила бы Фродо (как и любого другого, кто был менее могуществен, чем сильнейшие из майар, например, Гэндальф). В итоге Фродо был бы разбит наголову, обращен в пыль или обречен на мучительную участь утратившего рассудок раба.
Свойства [ ]
С помощью Кольца Саурон мог управлять прочими Кольцами, и вся их сила зависела от Единого. Надевая Единое Кольцо, Саурон мог видеть всё, что делалось с помощью меньших колец, мог проникать в мысли их владельцев и управлять ими. Нося Кольцо, Саурон становился намного сильнее, так как его власть над материей по сути возрастала.
Единое Кольцо не смог бы уничтожить ни один кузнец, уступающий мастерством Саурону. Его нельзя было расплавить ни в каком огне, кроме лишь огня Роковой Горы. Кольца Власти плавились в драконовом пламени, но на время Войны Кольца, как заметил Гэндальф, не осталось достаточно могучих драконов, чтобы расплавить оставшиеся. Единое Кольцо, что создал Саурон, не смог бы расплавить даже Анкалагон, величайший из драконов.
Соблазн Кольца был так силён, что любой, кто им пользовался, попадал под его власть; ни у кого не достало бы силы воли (даже у самого Саурона) повредить Кольцо, выбросить его или пренебречь им. В этом Саурон был твёрдо уверен и никогда не опасался такого развития событий; он носил кольцо на пальце. Суть мороков Кольца отчасти состояла в том, чтобы заполонить сознание образами высшей власти.
Кольцо мог подчинить себе тот, кто обладал достаточно сильной волей и могуществом. Пока кольцо было цело и неподвластно кому-либо, оно постоянно находилось в контакте с Сауроном, не давая ему стать бессильным духом (даже если было вдали от него). Если бы кольцо оказалось захвачено и сделавший это смог бы одолеть Саурона, тот стал бы бессильным духом. Однако кольцо вело бы нового владельца лишь к злу, и тот в итоге стал бы новым Властелином Тьмы. Притом, таковой Властелин мог не следовать политике Саурона (в которой зло было очевидно), но творить добро, исходя из своего разумения, в итоге подменяя понятия и делая добро злом.
Кольцо обладало собственной волей, благодаря чему могло, в частности, самостоятельно покинуть владельца (например, соскользнув с пальца). Кольцо могло принадлежать (полноценно) лишь Саурону и в случае, если новый владелец не взял контроль над ним, могло привести его к гибели из стремления к хозяину (как случилось с Исильдуром).
Кольцо Всевластья, надетое кем-либо, кроме Саурона или достаточно могущественного майа (например Тома Бомбадила), переносило владельца в призрачный мир; не привязанные к телу майар и возрождённые эльфы, из которых в Средиземье был известен лишь Глорфиндель, могли переходить в мир духов по своему желанию. Также кольцо продлевало владельцу жизнь, давало некоторую власть, но одновременно и развоплощало, судя по всему, питаясь жизненной энергией владельца. Кроме того, оно увеличивало чувствительность хозяина, и позволяла понимать смысл произнесенного кем-либо, независимо от наречия его.
Надпись на Кольце Всевластья [ ]
Надпись на языке Мордора
Если Кольцо бросить в огонь, на нём можно увидеть тонкие налитые огнем линии внутри и снаружи. Это эльфийские буквы старинного начертания, складывающиеся в слова наречия Мордора. Сами слова — отрывок из древних стихов:
Ash nazg durbatulûk, ash nazg gimbatul, ash nazg thrakatulûk, agh burzum-ishi krimpatul.
В переводе на язык людей Арды (в оригинальной книге, обозначалось просто текстом на английском языке):
One ring to rule them all, one ring to find them, One ring to bring them all and in the darkness bind them.
В дословном переводе на русский:
Одно кольцо чтобы править всеми, одно кольцо чтобы найти их,
Одно кольцо чтобы привести их всех и в тьме связать их.
Как кольцо попало к бильбо
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
В чем на самом деле сила Кольца Всевластия из «Властелина колец» и почему Фродо не захватил с ним ве
Если честно, когда я впервые посмотрел «Властелин колец», для меня осталось непонятным, почему же Кольцо Всевластия было таким важным для сюжета.
И почему тогда Фродо, Бильбо и Голлум не поработили весь мир, хотя носили Кольцо очень даже долго?
Понятное дело, что уже после я прочитал книги «Властелин Колец», «Сильмариллион» и другие работы Толкина, и тогда эти вопросы для меня прояснились.
Как появилось Кольцо Всевластия
Во Второй Эпохе Саурон, который мечтал о безграничной власти, понял, что просто военными силами и магией ему не победить народы Средиземья, особенно эльфов. Тогда он придумал взять их коварством и хитростью.
Для этого он решил создать Кольца Власти. Девять колец людям, семь колец гномам, три кольца эльфам и одно кольцо себе, чтобы править всеми остальными и, следовательно, подчинить себе все народы Средиземья.
И пусть план его на поздних этапах раскусили эльфы и выковали свои кольца самостоятельно, но свое Кольцо Всевластия Саурон действительно создал и заключил в него большую часть своей силы.
С его помощью он подчинил себе 9 людских королей, которые стали назгул. С его помощью он втерся в доверие к правителям Нуменора и склонил их во тьму, чем привел к уничтожению этого государства.
С его помощью он правил своими слугами и смог вернуть себе тело после развоплощения. Однако даже кольцо не спасло его от поражение в войне Последнего Союза, после которой перешло к предку Арагорна Исильдуру, а затем на долгие годы затерялось, пока его не нашел Голлум.
Какими силами обладало Кольцо
В целом, можно сделать вывод, что Кольцо давало его владельцу не столько магическую и военную мощь, сколько политическую: влияние на умы живых существ, манипулирование правителями, подчинение своей воле и т.п.
Кольцо не помогло Саурону в сражениях против нуменорцев и Гиль-Галада с Исильдуром, значит, силы его были вполне ограниченными.
Почему же Фродо, Бильбо и Голлум не стали могущественными с этим кольцом?
И последний вопрос, который частенько задают не особо посвященные фанаты «Властелина колец». Причина того, что Кольцо не сделало этих хоббитов могучими правителями, кроется в одной его особенности.
Кольцо дает тем больше власти, чем мощнее духом и амбициознее его владелец. Условно говоря, Гэндальф, Галадриэль или Арагорн с помощью кольца стали бы по силе равными Саурону и даже могли бы победить его. Но и их оно бы все равно в итоге склонило ко злу, пусть это и заняло бы долгие годы.
Как Кольцо Всевластия разрушило жизнь Голлума — а затем Голлум разрушил само Кольцо
Имя Голлум (Gollum) происходит от древненорвежского слова gull (goll), значившего «золото», «драгоценность» или «сокровище». А словосочетание fingr-gull переводится как «кольцо». Goll превратилось в Gollum, чтобы лучше показать, насколько персонажу проще произносить гортанные звуки, нежели говорить нормальной речью.
По одной маловероятной версии, Голлум получил своё имя благодаря голему, искусственному глиняному человеку из еврейской мифологии.
Прежнее имя Голлума, Смеагол (Sméagol), родственно древнеанглийским словам sméah, «красться» или «проникать», и smygel, «нора» или «место, в которое вползают». Сам Толкин писал, что имя Смеагол родственно хоббитскому слову «смиал» (smial), которым называли крупные норы.
Это имя, как и многие другие во «Властелине колец», адаптировано для англоязычных читателей с языка вестрона — или, по его самоназванию, адуни. Просто Толкин в книге показывал, будто весь сюжет — перевод хоббитской «Алой книги», написанной на вестроне. Того же Фродо Бэггинса на его родном языке на самом деле зовут Маура Лабинги. Смеагола на вестроне правильно называть Трахальдом, что с древнеанглийского переводится как «копать норы».
Часто Голлума сравнивают с Гренделем из эпоса о Беовульфе. Оба персонажа — чудовищно-звериной внешности, отчуждённые от всякого общества и ведущие образ жизни, при котором они особо любят тьму, уединение, подземелья и воду. На версию происхождения Голлума от Гренделя указывает то, сколько всего Толкин почерпнул из «Беовульфа» для своего легендариума.
Судьба двоюродного брата Смеагола, Деагола (Déagol), была неразрывно связана с будущим Голлумом, так что стоит сказать пару слов и о его имени. Это древнеанглийское слово, чьё значение — «скрытый» или «спрятанный». На вестроне Деагола зовут Нахальдом.
Как ещё один возможный источник вдохновения для Голлума можно вспомнить морлоков из «Машины времени» Герберта Уэллса.
Эти выродившиеся рабочие жили в подземной тьме, бегали на тонких руках и ногах, словно пауки. У них была бледная кожа и горящие серовато-красные глаза. И они ели людей, хоть и сохранили часть человеческого интеллекта
Голлум жил в одной из тёмных пещер во Мглистых горах, охотился на рыбу на своей лодке и подстерегал мелких заблудившихся гоблинов. Даже когда Голлум говорил с кем-то другим, он всегда обращался только к самому себе.
Однако при встрече с Бильбо он вёл себя неожиданно честно. Да, он хотел бы съесть хоббита, но только если бы тот проиграл ему в игре с загадками. А в случае победы Бильбо он предлагал тому своё кольцо, подаренное ему некогда на день рождения.
В первых изданиях «Хоббита» будущее Кольцо Всевластия было обычным волшебным кольцом, к которому Голлум относился с полнейшим спокойствием. Он в этой версии порой величал себя «прелестью» — но никогда не называл так кольцо.
А затем появился «Властелин колец». Толкин изначально не планировал делать продолжение для «Хоббита», а хотел написать про события, происходившие за тысячи лет до рождения Бильбо — сейчас они знакомы нам по «Сильмариллиону». Но издатель настоял на продолжении истории.После выхода «Властелина колец» Толкин решил плотнее увязать «Хоббита» со своей новой книгой, а потому переделал многие детали в истории Бильбо Бэггинса, чтобы избежать противоречий.
Всю трагедию Голлума невозможно передать без рассказа о Кольце Всевластия.
В разгар Второй эпохи Средиземья Саурон под обличьем мудрого эльфа Аннатара вступил в общество эльдар-мастеров Гвайт-и-Мирдайн. Там он даровал тайные знания великим кузнецам, которые в итоге помогли им создать Кольца власти.
Эльфийские кузнецы долго практиковались, прежде чем создать что-то действительно могучее. Поэтому появилось много малых Колец власти — как раз за одно из таких Гэндальф поначалу принимал артефакт Бильбо.
В конце концов появилось девятнадцать колец. Они наделяли хозяев большим могуществом, давали им силы исцелять, бороться со злом и сохранять эльфам свои земли в неизменном состоянии. Хотя при этом они чаще всего не давали каких-то преимуществ на поле боя.
Кольцо было неуничтожимым. Гэндальф рассуждал о том, как пламя достаточно могучего дракона могло расплавить Кольцо власти — но даже оно вряд ли причинило бы хоть какой-то вред Единому Кольцу. Оставалось только разрушить его там, где его создали. Всё усложнялось одним фактом: никто из тех, кто достаточно долго продержал Кольцо у себя, не захотел бы его разрушить.
Оно обладало собственной волей — сказывалось то, что в нём заключена часть души Саурона. Причём эта воля была независима от самого Саурона. Хоть оно и стремилось вернуться к изначальному хозяину, но кто-то достаточно могучий мог окончательно присвоить его себе.
Кольцо могло соскользнуть с пальца и покинуть своего нового хозяина, как это случилось с Исильдуром в Андуине и Голлумом во Мглистых горах. И оно умело звать к себе.
Смеагол изначально был малодушным, трусливым и жадным хоббитом, а его двоюродный брат не шибко лучше, отчего Кольцо так мгновенно завладело их волей. Без Кольца Смеагол вряд ли бы когда-нибудь причинил столько зла своему соплеменнику.
Смеаголу удалось скрыть убийство. Но Кольцо стремительно меняло хоббита. С тех пор он часто издавал булькающие звуки, отчего все вокруг дразнили его именем Голлум.
Он стремительно утопал в своей порочности. Его преступлениям не было числа, так что его бабушка изгнала Смеагола из поселения. Судя по всему, там царил матриархат, а будущий Голлум жил в роду хоббитов-аристократов, где неплохо выучил некоторые науки: иначе бы он потом не смог говорить с Фродо о событиях самого начала Третьей Эпохи.
Изгнанный Смеагол в итоге поселился в пещерах под Мглистыми горами, где постепенно превратился в существо, в котором почти невозможно было разглядеть хоббита — но благодаря Кольцу он там не умер.
Когда Бильбо встретил его, Голлуму стукнуло 511 лет. Для хоббита это было ужасающе много: они жили только около ста лет. Бильбо, которому во «Властелине колец» исполнился 131 год, считался большим долгожителем — и это опять же из-за Кольца. Лишь от хоббитской выносливости Голлум так и не превратился в призрака.
Несмотря на то, что часто Голлум описывался темнокожим, это лишь из-за того, что он часто носил тёмные обноски и крался во тьме. На самом деле его кожа была бледной или светло-жёлтой.
За годы жизни в одиночестве речь Голлума сильно изменилась. Он говорил о себе только во втором и третьем лице, много шипел и издавал булькающие звуки. А его речь наполнилась кучей своеобразных словечек вроде «хоббитцев» и «жёлтого лица», означавшего солнце. Кольцо он называл «своей прелестью».
За столетия Кольцо и одиночество сильно искорёжили психику бывшего Смеагола. Голлум многое забыл. Он с трудом контролировал свои мысли и действия. Его личность раздвоилась.
Где-то в глубине всё ещё существовала личность Смеагола, наивная и простодушная. У неё были хоть какие-то представления о дружбе и любви. Смеагол всей душой ненавидел Кольцо и раскаивался за всё, что натворил раньше.
Но Смеагола подавляла другая личность — Голлум, хитрый и злобный. Он ненавидел всё, кроме Кольца. При этом они знали о существовании друг друга и временами переговаривались. Из-за личности Голлума этим существом двигали только голод и неостановимая жажда владеть Кольцом.
Но даже за столетия уединения и пыток (а владение Кольцом иначе не назовёшь) Голлум так и не растерял до конца своих социальных навыков. Он присоединился к компании Сэма и Фродо в надежде в итоге забрать у них «свою прелесть», для чего старался играть на их чувствах — это очень манипулятивный и социальный ход. Он составлял хитрые загадки для Бильбо. У Голлума даже сохранились остатки чувства юмора.
Когда Голлуму исполнилось 589 лет, он напал на Фродо с Сэмом, чтобы забрать Кольцо — но они его скрутили и связали эльфийской верёвкой, страшно его мучившей. Хоббитам он был нужен в качестве проводника, а Голлум очень хотел втереться к ним в доверие и стащить Кольцо. Они взяли с него клятву, что он не навредит им, а Голлум думал улучить момент, чтобы её нарушить.
Но то, что было обычной хитростью, заставило проснуться некогда дремавшую личность Смеагола. Тот хотел помочь Фродо в его путешествии, ведь Смеагол видел в нём родственную душу: хоббита тоже тяготило Кольцо. Порой Голлум даже выглядел как просто старый и усталый хоббит. Хотя он всё равно страстно желал Кольцо — но в то же время как никогда сильно это желание боролось в нём с ненавистью к артефакту.
Сам Фродо очень сочувствовал Голлуму. Он понимал, что это не его выбор быть таким, это всё ломающая воля Кольца. Хоббит замечал в нём оставшиеся крупицы добра. И он видел в нём своё отражение, то, во что он может превратиться из-за Кольца, если провалит свою миссию.
Если говорить терминологией Юнга, то Голлум — тень Фродо, то, что он пытается отвергнуть в себе, но что снова и снова всплывает в его сознании.
Он предал своих спутников и отправил их в лапы Шелоб, где те чуть не погибли. Сэм его за это чуть не прикончил, но вспомнил запрет Фродо и оставил Смеагола в живых.
На Ородруине власть Кольца сильна как нигде в мире, так что Фродо, который носил его с собой много месяцев, уже не мог устоять от соблазна присвоить артефакт себе. Сэм не мог навредить своему другу и отобрать у него злосчастное Кольцо. Но тут появился Голлум, откусил хоббиту палец с Кольцом и, прыгая от счастья на краю пропасти, случайно упал в жерло вулкана. Так сгинули Кольцо Всевластия и Голлум — существо, сильнее всех в мире пострадавшее от него.
Если бы не вмешательство Голлума, вся миссия Фродо пошла бы прахом. Назгулы бы схватили хоббитов и доставили Кольцо Саурону. Или же Фродо сам бы бросился в раскалённое жерло Ородруина, чтобы «Прелесть» больше никому не досталась.
В итоге получается, что ведомый только злобой и страстью к Кольцу Голлум против своей воли послужил всеобщему добру и уничтожил артефакт. Его точно так же, как Гэндальфа, направляла сама воля Эру Илуватара, бога-создателя. И если бы хоббиты, Гэндальф и Фарамир не проявили чувство сострадания и убили Голлума, то обрекли бы Средиземье на уничтожение.
Толкин рассуждал, что даже если бы Сэм не нарушил тогда раскаяние Смеагола, и тот действительно подружился с Фродо, то финал его истории был бы таким же. Но с одной оговоркой: чтобы сохранить дружбу с Фродо и удовлетворить своё желание обладать Кольцом, Голлум бы бросился в Ородруин с Кольцом добровольно.
Голлум — несчастный и невольный раб сил, с которыми ему невозможно совладать. Пускай даже Смеагол с самого начала был испорченным хоббитом, он явно не заслуживал подобной участи. Его по праву можно считать персонажем, сильнее всех пострадавшим от Кольца. Но именно он в итоге поспособствовал спасению Средиземья — пусть и сделал это ради удовлетворения собственных страстей.
Автор Илья Цуканов
1.9K постов 8.5K подписчиков
Правила сообщества
Бан/мут(на выбор модератору):
1. Маты, ругань, унижения в жесткой форме.
2. Троллизм и устраивание холливаров.
3. Расизм/притеснение меньшинств в острой форме.
4. Банхаммер недопустим! 🙂
С тобой мой меч, с тобой мой лук, с тобой мой топор.
Будьте вежливыми и уважайте русский язык.
Пост неполон без этой картины:
Имя Голлум (Gollum) происходит от древненорвежского слова gull (goll), значившего «золото»,
Это говнофанатские догадки из википедии.
Прохфессор всё объясняет в «Хоббите».
Тащемта, Деагол не был его кузеном. Они просто дружили.
He had a friend called Deagol
Вторая иллюстрация будто от Туве Янссон.
Пиздёшш, Голлум не предлагал кольцо Бильбо за выигрыш, он предлагал его вывести из пещер)
Потому что его вела воля бога-создателя
Давно где-то читала, что Толкин и Льюис договорились написать на спор книгу на основе Библии, типа у кого лучше выйдет. В итоге Льюис к последним книгам скатился вообще к какой-то религиозной хрени, а вот Толкин выдержал все книги на одном уровне. Лет в семь в Хрестоматии вычитала кусок, где Бильбо камнями закидывает пауков и так впечатлилась, что это положило начало моей любви к ВК. Когда вышли Две Твердыни на большой экран, я валялась дома с сотрясением и пила ноотропы, даже читать нельзя было. Брат тайком отвел меня в кино на премьеру, это был один из лучших моих дней того года 🙂
А почему его упорного называют хоббитом? Он же жил на Андуине, где и нашел кольцо, «сбежавшее» от Исильдура, а Андуин находится на другой стороне мглистых гор от мест, населенных хоббитами. И в книге вроде как его называют речным жителем, а не хоббитом.
Ещё факт: имя Смеагол родственно имени Смауг. Соответственно Трахальд и Трáгу (имя Смауга на языке жителей Дейла).
Наконец-то я узнал, почему обычное кольцо невидимости, с подавляющим психику дебаффом, называется кольцом всевластия.
Гномы и эльфы
Почти Австралия
Арт «Хоббитон»
Хоббиты: Начало
Первые орки
Комментарий автора (перевод мой):
Разрушение Утумно (как и осада Мордора силами Последнего союза в более поздние годы) — работа, законченная лишь наполовину. Мелькор низложен и заточён, но многие из его слуг, великих и малых, прячутся в тенях и просачиваются в мир как ядовитые миазмы после того, как Валар покинули Средиземье. И вновь это диссонанс Мелькора, источник зла, неизбежно играющий свою роль в теме Творения, и именно в это время на сцене впервые появляются орки, выведенные во тьме из семени пленных эльфов. Мне нравится представлять, что орки этих времён все ещё в некоторой степени эльфы. Поколения пыток превратили их в уродливых, сломленных созданий, но в какой-то степени они по-прежнему похожи на то, за что их приняли первые эльфы, столкнувшиеся с ними, т. е. за эльфов, которые стали дикими и злыми, «тёмным феями», если угодно, гоблинами. Поэтому я представляю, какими их будут помнить люди: другая половина мира, сотканного из древней магии, в который они впервые явились, прямая противоположность «дивного народа».
Тот, что слева, был задуман как вождь или жрец/духовные лидер среди своего народа, связующее звено с тёмным властелином, который создал всех орков; вероятно, «болдог» или какой-то промежуточный ранг. Возвышающаяся груда черепов была вдохновлена статуями многоголовых демонов из юго-восточной Азии и трёхголовыми норвежскими троллями. Один череп над головой принадлежит гному, а два с обеих боков напротив головы — оркам, возможно, соперникам, а может быть и его братьям. Мне представляется что братоубийство Каином Авеля — важный для орков символический мотив, который, вероятно, способствует их духовному вырождению.
О внешности Хоббитов
Толкин неоднократно описывал внешность хоббитов, но цвету их кожи особого внимания не уделял (например, этого нет в Письме 27). При описании этого народа в «Хоббите» (гл. 1) он пишет, что хоббиты «have long clever brown fingers» («у них длинные ловкие коричневые пальцы рук») – и это единственное указание на цвет кожи.
У нас есть два цветных рисунка к «Хоббиту», где герой определённо изображён светлокожим, включая кисти рук (Бильбо у орлов и Бильбо, плывущий на бочке). Оба они (наряду с некоторыми другими, к нашему вопросу отношения не имеющими) были созданы в мае-июле 1937 г., когда американский издатель попросил дополнительные цветные иллюстрации, и оба противоречат тексту в некоторых деталях: так, Бильбо изображён в обуви (Толкин попытался объяснить это в письме 27), а на картинке с бочками изображено другое время суток.
«In his lap lay Frodo’s head, drowned deep in sleep; upon his white forehead lay one of Sam’s brown hands, and the other lay softly upon his master’s breast».
«Голова объятого глубоким сном Фродо лежала у него на коленях; одна из коричневых рук Сэма прикрывала бледный лоб Фродо, а другая мягко покоилась на груди его хозяина».
«White» может означать не только «белый», «белокожий», но и «бледный». Во всяком случае, это свидетельство о том, что у Фродо, по крайней мере, частично, была светлая кожа.
В другой раз упоминание встречается в главе 1 книги 5 (вновь по контрасту со светлым – на этот раз, со вспышкой фиала):
«Sam drew out the elven-glass of Galadriel again. As if to do honour to his hardihood, and to grace with splendour his faithful brown hobbit-hand that had done such deeds, the phial blazed forth suddenly »
«Сэм снова достал эльфийскую склянку Галадриэли. Как будто для того, чтобы почтить его мужество и украсить великолепием его верную коричневую хоббичью руку, совершившую такие деяния, фиал внезапно засиял ».
В черновиках эпилога «Властелина колец» (не вошедшего в опубликованный текст) Сэм беседует с дочерью Эланор. Сначала даётся её описание:
«on a stool beside him sat Elanor, and she was a beautiful child more fair-skinned than most hobbit-maids and more slender».
«…на табурете перед ним сидела Эланор, и была она прекрасным ребёнком, более светлокожим, чем большинство девушек-хоббитов, и более стройным».
В другом варианте сказано:
«She was a beautiful girl, more fair of skin than most hobbit-maidens, and more slender, and the firelight glinted in her red-gold hair».
«Она была прекрасной девчушкой, с более светлой кожей, чем большинство хоббитских девушек, и более стройной, и отсветы огня блестели в её рыжевато-золотистых волосах».
Под конец же говорится:
«Her hand felt for his, and his brown hand clasped her slender fingers».
«Её рука ощутила его [руку], а его коричневая рука обхватила её тонкие пальцы».
В «Прологе» к «Властелину колец» Толкин дал объяснение присутствию светлокожих и темнокожих хоббитов. Существовало три племени (породы, «breeds») хоббитов: Stoors, Harfoots и Fallohides. Все три названия образованы от древних английских слов. Stoor – «широкий, сильный», Harfoot – «обладающий ступнёй, покрытой шерстью», а Fallohide происходит от «fallow» (бледный, желтоватый) и hide (шкура или кожа). Условно можно перевести их как «крепыши», «шерстоноги» и «бледнокожие» (далее под «бледнокожими» имеются в виду именно Fallohides и образованное от этого слова прилагательное Fallohidish).
Одна из ветвей хоббитов, Stoors, предки Голлума, в отношении цвета кожи, по-видимому, занимала промежуточное положение. Две другие, в числе прочих различий, характеризуются так:
«The Harfoots were browner of skin The Fallohides were fairer of skin and also of hair The Harfoots were the most normal and representative variety of Hobbit, and far the most numerous. The Fallohides, the least numerous, were a northerly branch. In Eriador they soon mingled with the other kinds that had preceded them, but being somewhat bolder and more adventurous, they were often found as leaders or chieftains among clans of Harfoots or Stoors. Even in Bilbo’s time the strong Fallohidish strain could still be noted among the greater families, such as the Tooks and the Masters of Buckland».
«Шерстоноги были более коричневыми кожей Бледнокожие были светлее кожей, а также волосами Шерстоноги были самой стандартной и репрезентативной разновидностью хоббитов, и представлявшей подавляющее большинство. Бледнокожие, наименее многочисленные, были северной ветвью. В Эриадоре они вскоре смешались с другими разновидностями, которые им предшествовали, но будучи в некотором роде более решительными и более склонными к приключениям, они часто оказывались лидерами или вождями среди кланов шерстоногов или крепышей. Даже во времена Бильбо всё ещё можно было заметить сильную линию признаков бледнокожих среди более видных семей, таких как Туки или хозяева Бакленда».
Слово «предшествовали» здесь я понимаю не как «являлись предками», а как «раньше пришли в Эриадор». Тем не менее, я предполагаю, что более светлая кожа не была изначальной характеристикой бледнокожих, а была ими приобретена в результате того, что они стали северной (то есть когда-то переселившейся на север) ветвью хоббитов.
Концепция трёх ветвей хоббитов – поздняя, возникшая после написания основного текста, включавшего эпилог, в 1948 г., но до лета 1950 г. В основном тексте из них упоминаются лишь крепыши, но это очень поздняя вставка. Концепция эта родилась при подготовке Приложения о языках (F), но затем Толкин решил переместить эту информацию в Пролог. Описание цвета кожи хоббитов принципиально не отличается от опубликованного варианта, однако в черновике присутствовало следующее примечание:
«Thus it is said to have been clans of a still markedly Stoorish strain that first moved on west again from Bree and colonized the Shire, attracted originally to the riverbanks of the Baranduin. In Bilbo’s time the inhabitants of the Marish in the East Farthing, and also of Buckland, still showed Stoorish characteristics. Yet even there the chief families, notably the Brandybucks, had a strong Fallohidish strain in their make-up».
«Таким образом, говорится, что именно кланы, всё ещё обладавшие ярко выраженной линией признаков бледнокожих, первыми снова двинулись на запад из Бри и колонизировали Шир, первоначально привлёкший их берегами Барандуина. Во времена Бильбо обитатели Мариша в Восточном фартинге, а также Бакленда, всё ещё проявляли характеристики шерстоногов. Но даже там главенствующие семьи, в особенности Брендибаки, имели в облике сильную линию признаков бледнокожих».
(Я предполагаю, что бледнокожие хоббиты появились в развитие описания Фродо, ранее данного Гэндальфом: «But this one is taller than some and fairer than most». Слово «fairer» здесь можно понять по-разному: он может быть «более красивым», чем большинство хоббитов, или же «более светлым», причём во втором случае также неясно – светлее ли он по цвету кожи или волос.)
Можно добавить, что в неоконченном варианте 1960 г. Толкин перестроил всё описание хоббитов, и в обновлённом тексте упоминание о цвете пальцев пропало: «They had long and skilful fingers and made many useful and well-shaped things, mostly of wood or clay or leather [> glass]». Однако он отказался от переделки сказки, и в третьей редакции (1965) сохранился исходный фрагмент с «коричневыми» пальцами.
С учётом сказанного в Прологе «Властелина колец», я считаю невероятным существование «мозаичных» хоббитов, у которых белый лоб, а коричневые – лишь кисти рук. Я считаю, что в конце Третьей Эпохи и начале Четвёртой кожа большинства хоббитов была целиком коричневой, что позволяло описывать «коричневые пальцы», говоря о хоббитах в целом. Типичным представителем хоббитов, в том числе по цвету кожи, был Сэм Гэмджи с его «коричневой» рукой. Однако крупные и влиятельные семейства (greater, а по черновому примечанию – chief, «главенствующие») – Туки, Брендибаки и другие (к которым принадлежали, по крайней мере, по материнской линии, главные герои – Бильбо, Фродо, Мерри и Пиппин), сохраняли заметные внешние признаки происхождения от бледнокожих, в частности, более светлую кожу – настолько, что по контрасту с кожей рук обычного хоббита её можно было назвать «бледной» (или даже «белой»).
Эланор, дочь и наследница Сэма, по-видимому, получила благословение свыше за заслуги её отца, и это проявилось в редком золотом цвете волос и том, что она получила прозвание «Fair» («Прекрасная»), а её потомки – «Fairbairns». В эпилоге (в опубликованный текст и авторские комментарии к нему эта концепция не вошла) Эланор характеризуется не только как более стройная, но и как обладающая более светлой (fair) кожей, чем большинство её ровесниц, и чем её отец – при том, что семья её матери, Коттоны, вряд ли была светлокожей. Можно расценить это как свидетельство того, что светлая кожа у хоббитов имеет положительную коннотацию. Другим свидетельством, на мой взгляд, является то, что бледнокожие не покорили шерстоногов, а выдвинулись в представители их политической и экономической элиты благодаря достоинствам – личным и своего рода.
Особый вопрос – что подразумевается под словом «коричневый». Как и русское слово, английское brown относится ко всем вариантам коричневого – от очень светлого медово-коричневого и золотисто-коричневого – до бронзового, кофейного и шоколадно-коричневого, в связи с чем английская «Википедия» пишет, что кожа большинства людей носит коричневый оттенок. В современном английском языке это слово применительно к общностям людей может относиться к людям южноазиатского, ближневосточного и латиноамериканского происхождения, но оно не столь жёстко и явно закреплено, как «белые» и «чёрные». Какой именно оттенок коричневого имел в виду Толкин, нам неизвестно.
В заключение хотелось бы отметить, что с «коричневой рукой» Сэма перекликается встречающаяся незадолго до этого в тексте «коричневая рука» южанина – тоже «brown hand». И именно глазами Сэма мы видим погибшего южанина. Но насколько различна судьба этих персонажей, оказавшихся вдали от дома! Один, поддавшийся ли злу всем сердцем, или уступивший лжи или угрозам, бесславно погиб. Другой стал главным героем повествования. И не только судьба делала этот выбор, но и они сами – собственными поступками, не зависящими от цвета кожи.