Как компенсировать недостаток родительской любви

Мама, люби меня обратно: как восполнить недостаток материнского тепла

Как компенсировать недостаток родительской любви. img 2036 1. Как компенсировать недостаток родительской любви фото. Как компенсировать недостаток родительской любви-img 2036 1. картинка Как компенсировать недостаток родительской любви. картинка img 2036 1

Психолог Людмила Петрановская, специалист по детско-родительским отношениям, автор множетсва книг и лектор Family Tree, провела несколько онлайн-лекций из серии «Дочки-матери», в которых рассказала о нарушениях привязанности между матерью и ребенком. Одно из своих выступлений Петрановская посвятила «скупым» матерям — женщинам, которые не падали своим детям тепла, любви и заботы. Family Tree приводит основные тезисы психолога, которые помогут вам разобраться в том, что такое «скупая» мать и где корни этого явления.

Что понимается под «скупостью» матери?

Как правило, «скупой» матерью считается та, которая, в понимании ребенка, систематически не удовлетворяла его потребности, например: не хвалила, не говорила ласковых слов, не уделяла достаточно времени, не играла, не выполняла просьб и так далее. Любая неудовлетворенная в детстве потребность, отзывающаяся у ребенка, а потом и взрослого человека, болью, говорит о том, что его мама недостаточно эмоционально была включена в заботу о нем. В обиходе ребенок, недополучивший от мамы теплы, считается недолюбленным.

Откуда берутся неудовлетворенные потребности?

Неудовлетворенная потребность возникает там, где нарушается так называемый «круг заботы», который выглядит таким образом.

Представим себе ситуацию: ребенку больно, и он подает об этом сигнал, на который заботливый родитель реагирует включением в ситуацию, утешает дитя, успокаивает и возвращает его в состояние покоя. Однако в случае, если мама регулярно отказывает ребенку в утешении, ласке, необходимом ему в той или иной ситуации, у него возникает болезненно неудовлетворенная потребность.

Что происходит с ребенком с неудовлетворенной потребностью?

По словам Петрановской, потребность «зависает», постоянно напоминает о себе, доставляет ребенку дискомфорт. Тогда возможны два самых распространенных варианта развития событий:

Ребенок с неудовлетворенной потребностью входи в цикл, постоянно ища и требуя утешения, успокоения. Невротическое повторение потребности может затянуться на долгие годы и быть сосредоточено как на фигуре мамы, так и на других людях — на друзьях, близких, партнерах и даже собственных детях. При этом боль никак не унимается, человек, страдающий от последствий недолюбленности, никак не может насытиться и напитаться теплом.

Ребенок с неудовлетворенной потребностью отключает ее, делая вид, что ничего с ним не происходит, руководствуясь принципом: «Не дают — и не надо». Вырастая, такие дети могут принимать чье-то внимание и любовь, поверхностно, не будучи способными полюбить и принять глубоко. У людей с отключенной неудовлетворенной потребностью часто развивается эгоцентричная нечувствительность к другим, поскольку они не имеют ресурса на то, чтобы почувствовать потребности близких или считать их состояние.

От чего зависит, как именно ребенок отреагирует на эмоциональную «скупость матери»?

Это зависит от нескольких факторов. Например, от возраста: малыш скорее отсоединится от неудовлетворенной потребности, а ребенок постарше — вероятнее, зациклится. Кроме того, реакция зависит от психотипа ребенка, от того, насколько он эмпатичен и чувствителен, а также — от эмоционального состояния маленького человека в конкретный период времени. Нередки ситуации, когда недолюбленный ребенок перескакивает с зацикленности на отключение и обратно.

Откуда берется недолюбленность, родительская «скупость»?

Как отмечает психолог, в большинстве случаев ситуация не так ужасна, как ощущается и запоминается ребенком. Причинами нарушения в «круге доверия» становятся распространенные материнские проблемы: усталость, нервное истощение, замотанность.

Петровская подчеркивает, что эмоциональная «скупость» матерей характерна для женщин, которые живут в России и на территории ближнего зарубежья. Это объясняется и социальными причинами, и местным менталитетом и устоями.

Особенно «скупости» на чувства по отношению к ребенку подвержены женщины:

без поддержки родных, мужа;
вынужденные много работать;
находящиеся в трудном материальном положении;
переживающие послеродовую депрессию (особенно в случае, если близкие люди отрицают ее наличие);
переживающие горе, потерю (мужа, близкого человека, беременности, ребенка);
повторяющие устоявшуюся модель поведения своих мам или бабушек;
имеющие разные с ребенком психотипы.

При анализе жизненного пути матери, выросший ребенок может понять, что именно стало причиной возникновения в его жизни неудовлетворенной потребности. Это может помочь переосмыслить свои ощущения и дать душевной ране затянуться.

Ситуации, когда женщины испытывают серьезную неприязнь к ребенку, достаточно редки, и объясняются, как правило, тем, что мать ассоциирует его с каким-то травматичным событием — изнасилованием, разводом с мужем, жестокостью, болью и так далее. Эти случаи требуют вмешательства специалиста.

Как восполнить недостаток материнской любви?

Если, прочитав этот текст, вы поняли, что вас воспитала «скупая» мать, не впадайте в отчаяние. Вы можете себе помочь. Вот что необходимо сделать.

Прежде всего, нужно понять: если мама чего-то не дала вам в детстве, сейчас она точно вам этого не даст. Причина проста — машины времени у нее нет, и она никак не может вернуться в те ситуации, которые были для вас особенно болезненны: она не проводит вас в школу, не похвалит за чистую посуду, не подарит вам тот подарок, о котором вы мечтали в шесть лет.

Более того, мама не сможет дать вам то, о чем вы до сих пор ее просите, даже если признает все свои ошибки, извинится перед вами и пройдет психотерапию. От мамы надо отстать и перестать за ней ходить, выпрашивая любовь задним числом.

Однако вы можете утешить своего внутреннего ребенка самостоятельно: дайте себе возможность погрустить, поплакать, пожалеть себя того, маленького, который никак не может успокоиться. Вы и есть тот самый ребенок. И теперь, когда вы выросли, вы можете прийти ему на помощь и унять его боль.

Значит ли это, что потребность так и останется неудовлетворенной?

Нет, не значит. После того, как вы признали тот факт, что мама при всем желании не может пожалеть вас в детстве, необходимо сместить фокус с ее фигуры на тех, кто вас окружает. Обратите внимание на другие источники, которые могут вас насытить, удовлетворить вашу потребность.

И прежде всего, это, как говорилось выше, вы и ваш внутренний ребенок. Сделайте то, что он просит — купите платье, похвалите его (то есть себя), покатайтесь с ним на самокате в парке.

Затем обратитесь за помощью к друзьям, партнеру. Повернитесь к ним, услышьте их, примите их заботу, их любовь, она не менее ценна, чем мамина. Не стесняйтесь обратиться с недолюбленностью к психологу — специалист поможет вам найти внутреннего ребенка, а также рассмотреть мамину любовь за ширмой усталости, занудства, критики и контроля, ведь для многих женщин вот такие приемы — это своеобразный язык любви.

Источник

Колыбель для взрослого: как восполнить нехватку материнской любви

У всех бывают моменты, когда хочется, чтобы кто-то заботливый взял нас за руку и успокоил. Сказал, что верит в нас, что поможет справиться с трудностями. А если рядом нет того, кто это сделает? Мы сами, потому что можем создать опору внутри себя — с помощью практики «добаюкивания».

Любовь — огромная сила. А материнская любовь к тому же — необходимая. Если в детстве ее было недостаточно, мы вырастаем с не­­утоленной потребностью в материнской заботе и нежности и продолжаем искать ее в других: партнере, друзьях и знакомых. Мы рискуем быть в поиске вечно, потому что никто не может любить так сильно и безусловно, как мать. Как восполнить этот дефицит?

Начало

Психотерапевтическая групповая практика «Добаюкивание», разработанная клиническим психологом Викторией Аверкиевой, помогает пережить опыт, максимально схожий с отношениями «мать — дитя». Каждый участник получает одну из двух ролей по жребию.

«Я доверяю информационному полю группы: кто какую роль вытянул, тот в ней и будет на первый день, а на следующий — в другой, — рассказывает мастер добаюкивания, телесноориентированный психолог и системный семейный терапевт Татьяна Тимченко.

— Мужчины тоже приходят в практику, но только в роли ребенка, потому что для материнской роли нужна женская энергетика, которую невозможно заменить. А на следующий день, когда «мама мальчика» станет «ребенком», ее добаюкает доула-помощница по пространству, или, как ее еще называют, няня мам».

Перед практикой «мамы» выходят в другое помещение, и ведущая рассказывает им, как интуитивно выбрать «своего ребеночка», а «дети» в зале устраиваются в гамаках и надевают повязки на глаза, которые снимут только в конце практики.

«Тренинг длится два дня по шесть часов, чтобы у нас было достаточно времени для неспешного включения в процесс, его проживания и экологичного выхода из него», — продолжает Татьяна Тимченко. Каждый участник проживает три периода развития ребенка:

1) внутри­утробный;
2) рождение;
3) возраст до одного года.

Возвращение в утробу

Включается запись, воспроизводящая звуки, которые ребенок слышит, находясь в животе матери: шум крови, стук сердца и звук дыхания. В этот момент клиенты в роли детей проживают перинатальный (дородовой) период. «В моей практике была женщина 62 лет, для которой я была в роли «мамы», — вспоминает Татьяна Тимченко. — Она не хотела рождаться, ей было хорошо в «животике», и она была уверена, что после рождения мама ее не полюбит».

Чувства и переживания, которые мы получили в детстве, живут с нами всю жизнь, они в нас прошиты. Но мы приходим в практику взрослыми и можем перезаписать новый опыт. «Мама» — как ключик, который открывает детское пространство, его содержимое проявляется, поднимается.

«Это и невыплаканные слезы, и невысказанные слова. «Мама» сопровождает «ребенка» в его процессе, контейнируя детские чувства, выдерживая его напряжение, — подчеркивает психолог. — Я забочусь о том, чтобы женщина в роли «мамы» не начала считать себя причиной того, что происходит с «ребенком» в гамаке. У них общее поле, обязательно будут какие-то пересечения, но процессы у каждого свои».

Новое рождение

Через час после начала «Добаюкивания» фоновые звуки меняются, и, как в настоящих родах, «ребенок» сам решает, когда появиться на свет. Если он уже чувствует импульс и желание, то начинает «рождаться» — выходить из гамака. Таким образом он принимает решение жить на уровне тела: оно наполняется витальной энергией.

Если ребенок рождается путем кесарева сечения или его вытаскивают щипцами, он не проходит важный этап «собирания тела». А в «Добаюкивании» он может сказать себе: «Я рождаюсь по собственной воле», добрав таким образом опыт, которого ему не хватало. «Это момент, когда мы берем пульт управления в свои руки», — замечает психолог.

45-летняя Надежда пришла на «Добаюкивание» с целью родиться природным путем: «Моей маме делали кесарево. Я интересовалась психологией и поняла, что это повлияло на мою жизнь: как будто я не совсем заслужила появление на свет. Но на этот раз я прошла свой путь на cвет заново и получила от «мамы» не только заботу и тепло, но и разрешение на то, чтобы быть собой, слушать себя, иметь свое мнение и защищать его».

Надежда по-прежнему работает на том же месте, живет в том же доме. Но ее самоощущение изменилось: она чувствует опору внутри себя.

Что взять с собой на Добаюкивание

«Ребенку»:

Благодарность

В третьей части практики звучат колыбельные. Мамы донеживают своих «новорожденных», кормят. Для детей это имеет символическое значение: «Я принимаю дары этого мира».

Затем «мама» пеленает дитя, приговаривая благословения, «ребенок» плотнее ощущает свое тело и его границы, а то внутреннее напряжение, с которым он живет, находит выход. Завершаются процессы, которым пора завершиться, и освобождается пространство для нового в жизни. После пеленания «ребенок» снимает повязку с глаз, встречается с «мамой», они обнимаются, обсуждают свои впечатления, благодарят друг друга. «Ребенок» дарит «маме» маленький подарок — признание ее трудов.

У ребенка в доречевом периоде нет словесной памяти, поэтому возможности разговорной терапии в исцелении детских травм ограничены, считает Татьяна Тимченко: «Если клиент замечает, что в голове пусто, значит, на ту глубину, где находится его уязвимая часть, нет доступа через слова. Но есть через тело, которое помнит все». Практика исцеляет бессловесные травмы и дает новый положительный опыт, который запечатлит память тела.

Источник

Лайфхаки: что делать, если вас недолюбили в детстве

Как компенсировать недостаток родительской любви. collins lesulie icQZf9zQJkY unsplash. Как компенсировать недостаток родительской любви фото. Как компенсировать недостаток родительской любви-collins lesulie icQZf9zQJkY unsplash. картинка Как компенсировать недостаток родительской любви. картинка collins lesulie icQZf9zQJkY unsplash

Взрослые «дети»

И так вырастают взрослые, которые только с виду кажутся взрослыми. А внутри они — раненые дети. Они ведут самостоятельную жизнь, ходят на работу, возможно, даже добиваются какого-то социального статуса, но в эмоциональном плане остаются на той стадии развития, на которой произошла травма.

И если присмотреться, можно обнаружить, что этому брутальному суровому мужчине на самом деле четыре года — именно тогда родители сказали ему, что плакать нельзя («не будь девчонкой!»). И с тех пор всю свою боль он скрывает за грозным выражением лица. А этой чересчур броско одетой девушке не более трех. И внутри она до сих пор слышит слова матери о том, что она серая мышка и никогда не встретит достойного партнера. А этот очень успешный предприниматель работает не покладая рук для того, чтобы доказать своему папе, что он чего-то стоит.

Как компенсировать недостаток родительской любви. juliane liebermann O RKu3Aqnsw unsplash. Как компенсировать недостаток родительской любви фото. Как компенсировать недостаток родительской любви-juliane liebermann O RKu3Aqnsw unsplash. картинка Как компенсировать недостаток родительской любви. картинка juliane liebermann O RKu3Aqnsw unsplash

Как родители травмируют нас

Как бы родители ни любили и ни старались дать нам самое лучшее, очень часто, даже сами того не осознавая, они наносят нам глубокие раны тем, что:

Из-за слишком сильных или повторяющихся травм психике может быть нанесен настолько сильный урон, что образно этот процесс можно описать как «умирание души» (ведь наш внутренний ребенок — это наше глубинное, подлинное «я»). Так происходит с людьми, которые перестают чувствовать себя, живут как будто не своей жизнью, не испытывают настоящего удовлетворения или радости. Доступ к этим чувствам у них просто закрыт. Потому что они потеряли очень важную часть себя — себя настоящего. Поэтому так важно обнаружить в себе «внутреннего ребенка», который прячется там, где прячется ваше истинное «я», и воссоединиться с ним.

Как компенсировать недостаток родительской любви. alex vinogradov 28CVgYF3QoI unsplash. Как компенсировать недостаток родительской любви фото. Как компенсировать недостаток родительской любви-alex vinogradov 28CVgYF3QoI unsplash. картинка Как компенсировать недостаток родительской любви. картинка alex vinogradov 28CVgYF3QoI unsplash

Что делать

1. Перестать ждать любви от родителей и взять ответственность на себя.

Мы часто требуем любви и заботы от тех людей, которые нам просто не могут этого дать. Как нищие, с протянутой рукой стоим у родительского дома в ожидании понимания, поддержки, похвалы. Хотя стоит просто туда зайти и обнаружить, что там нет того, чего мы требуем. Это как просить питьевой воды в пустыне. Скорее всего, ваши родители просто сами не получили того, что вы от них требуете, у них этого нет. А вы продолжаете просить еды у бездомного. Осознайте это и не пытайтесь их поменять. Просто возьмите ответственность за исцеление своего внутреннего ребенка на себя.

2. Важно наладить отношения с родителями в своем сердце, а не в реальной жизни. И лучше даже не взаимодействовать с ними какое-то время, но иметь гармонию в душе, чем постоянно соприкасаться с родителями и раниться друг об друга.

3. Вспомнить все свои раны.

Необходимо обнаружить и повторно прожить все свои детские травмы в присутствии поддерживающего человека — лучше всего психотерапевта. Если нет этой возможности, попробуйте выполнить эту работу самостоятельно. Вспомните все фразы и события, которые задели вас в детстве. Это может быть что-то вроде: «не мешай мне», «не лезь», «руки у тебя не из того места», «ты еще слишком маленький, чтобы что-то знать», «кем ты себя возомнил», «мне некогда заниматься этой ерундой с тобой», «если бы я тебя не родила, я бы сделала карьеру/нашла мужа», «я всем пожертвовала ради тебя», «лучше бы я сделала аборт», «какой же ты неловкий/рассеянный/глупый», «ничего у тебя не получится» и т.п.

Задумайтесь, не общаетесь ли вы точно так же со своим внутренним ребенком в настоящем времени? Произносите ли эти высказывания самому себе?

4. Возьмите своего внутреннего ребенка под защиту.

Запишите самые обидные выражения и после каждого подпишите опровержение: «нет, ты не такой», «да, ты имеешь право это чувствовать», «мне тебя жаль», «я прощаю тебя», «ты хороший», «я люблю тебя» и так далее.

Как компенсировать недостаток родительской любви. brandon hoogenboom zPt1gJgjkpg unsplash. Как компенсировать недостаток родительской любви фото. Как компенсировать недостаток родительской любви-brandon hoogenboom zPt1gJgjkpg unsplash. картинка Как компенсировать недостаток родительской любви. картинка brandon hoogenboom zPt1gJgjkpg unsplash

5. Установите связь со своим внутренним ребенком.

Это очень глубокий процесс, поэтому уделите ему достаточно внимания, создайте особую атмосферу.

Совершите путешествие в детство с помощью старых фотографий и видеозаписей. Вспомните все важные моменты. Что вы больше всего любили, как воспринимали мир, о чем мечтали, какими вы были. Пусть эти фотографии будут запечатлены в вашей памяти, поскольку они будут служить вам все время на протяжении вашей работы с внутренним ребенком.

Спросите своего внутреннего ребенка, как он себя чувствует. Что заставляет его грустить? Может, он даже не верит, что кому-то до него есть дело? Или он чем-то напуган? Боится проявлять себя, делать то, что ему хочется? Чувствует груз ответственности перед кем-то и считает, что не имеет права на что-то? Спросите, что бы он хотел? Может, ему одиноко? Скажите, глядя ему в глаза, что теперь у него есть вы и никогда его не оставите. С этого момента вы всегда будете рядом, будете слушать, замечать и оберегать его. Вы обещаете никогда не осуждать и не ругать его.

Чтобы установить тесную связь со своим детским началом, очень поможет игра. Вспомните, во что вы любили играть больше всего в возрасте до десяти лет, и попробуйте сейчас воспроизвести эту игру. Может, вам захочется полепить куличики в песочнице, покачаться на качелях, на коньках, возможно, построить крепость/шалаш или попрыгать «в резиночку». Попробуйте «впасть в детство» и подурачиться от души. Вероятно, вначале эта идея может показаться вам странной. Но поверьте, что стоит попробовать, как вы почувствуете необычный прилив энергии и ощущение особой теплоты и близости, контакта с самим собой.

Каждый ребенок любит творить — лепить, рисовать, сочинять стихи и песни, танцевать, играть на музыкальных инструментах, петь, мастерить поделки, конструировать, шить одежду для кукол, фотографировать, делать гербарии, придумывать истории и рассказы и т.п. Внутренний ребенок — это творец внутри нас. Вспомните тот вид творческой деятельности, который доставлял вам наибольшую радость в детстве, и попробуйте как-то встроить эту деятельность в вашу жизнь. Вы любили петь? Запишитесь на курсы вокала. Мечтали о танцах? Начните ходить в танцевальную школу. Может, всегда хотели сделать собственную фотовыставку? Дерзайте. Ваш внутренний ребенок отблагодарит вас за это, потому что творчество действует поистине целебно.

6. Проведите его по своей сегодняшней жизни.

А теперь очень важный момент. Покажите вашему ребенку все, что вас окружает, как вы живете, чем занимаетесь. Спросите у него, нравится ли ему ваша нынешняя жизнь. Что бы он изменил в ней? Внимательно наблюдайте за тем, как он смотрит на вашу жизнь, что чувствует, какие у него появляются идеи. Внутренний ребенок — источник ясности и мудрости внутри нас. У него незамутненное сознание, и он видит вещи более чисто и непосредственно, чем мы, взрослые. У него есть глубокая связь со своей природой, своим внутренним импульсом и своим сердцем, его невозможно обмануть или ввести в заблуждение.

7. Побалуйте своего внутреннего ребенка.

Устройте ему праздник. Отведите в самые лучшие магазины, купите красивую одежду, книжки, милые игрушки или безделушки, вкусные угощения. Спросите у него, чего ему хотелось бы сейчас больше всего. Даже если это будет чем-то абсолютно невообразимым, обязательно примите это к сведению и подумайте, о чем это говорит вам. В чем вы себе отказываете, считая, что должны жить как «взрослый человек», мыслить только рационально, что у вас куча важных дел и ответственности? Измените установки в своей голове. Создайте в своей жизни меньше «надо» и больше «хочу». Начните говорить себе: «Чем больше я занимаюсь собой и наполняю свою жизнь тем, что мне нравится, тем радостнее и счастливее я становлюсь».

Прислушивайтесь к вашему внутреннему ребенку как можно чаще, и по мере этой глубокой работы ваша жизнь начнет наполняться новыми невероятными красками и событиями. Иногда это похоже на чудо: вы можете захотеть поменять профессию, прическу, партнера, город, окружение, гардероб и даже полностью образ жизни. Не бойтесь этих желаний, если они идут из самой глубины вашего сердца. Вероятнее всего, именно их реализация сделает вас по-настоящему счастливым.

Здесь вы можете задать вопрос психологу.

Источник

Как компенсировать недостаток родительской любви

Аккредитованный терапевт, супервизор и ассоциированный тренер ВОПП ГП

Основатель Гештальт Клуба. Помогаю с кризисами, отношениями, бизнесом. Скайп: a.shiko

гештальт терапевт, юнгианский аналитик, консультация по скайпу

Психолог, семейный психолог, гештальт-терапевт. Консультации онлайн: вайбер, вотсап +.

Мероприятия

Как компенсировать недостаток родительской любви. t 650.650.img5c80d663c3ba3. Как компенсировать недостаток родительской любви фото. Как компенсировать недостаток родительской любви-t 650.650.img5c80d663c3ba3. картинка Как компенсировать недостаток родительской любви. картинка t 650.650.img5c80d663c3ba3

На днях задали вопрос: «Можно ли восполнить дефицит любви, недополученной в детстве?». Есть разные мнения психологов, в зависимости от терапевтической школы:

• нельзя, если в детстве не было велосипеда, он там не появится;
• можно, никогда не поздно иметь счастливое детство, все у нас в голове;
• можно частично.

Давайте разбираться. Разложим «долюбленность» и «недолюбленность» на действия по отношению к ребенку.

«Долюбили» – это когда:

• любили и принимали безусловно;
• уделяли внимание;
• принимали во всех чувствах: злым, раздраженным, плачущим;
• помогали проживать сложные чувства и периоды;
• были на стороне ребенка;
• интересовались мыслями и внутренним миром ребенка;
• помогали познавать себя и мир;
• считали привлекательным внешне и напоминали об этом;
• обнимали, говорили ласковые слова;
• родители любили себя, относились к себе с уважением, учили примером;
• и пр.

В этом описании может читаться, что родители должны быть идеальными. Вовсе нет. Родители могут срываться, иногда кричать, не обнимать, злиться и раздражаться. Вопрос в процентном соотношении: это стиль жизни или нечастые вкрапления.

«Недолюбили» – это когда:

«Долюбленный» ребенок учится любить себя, «недолюбленный» – не любить. Долюбленный прочувствовал, как это – быть принятым, защищенным, поддержанным. Недолюбленный – как быть отверженным, игнорируемым.

На психологическом языке «долюбленность» называется «безопасная привязанность»: когда у ребенка есть непоколебимая уверенность в своей важности и ценности для родителей.

Как формировать безопасную привязанность (подход работает не только с детьми)

1. Любить безусловно и быть на стороне ребенка

Типичная ситуация – учитель жалуется родителям, обсуждает не поступки, а личность. Не «получил двойку», а «тупой», не «случайно задел товарища», а «агрессивный драчун», не «забыл сменку», а «растяпа». Родитель в порыве стыда присоединяется к учителю. Мол, да, он у нас балбес, и вообще: туповат, плоховат, можно сказать – никчемный, вы уж простите его, плохиша такого. И тогда ребенок воспринимает предательство и публичное обесценивание как норму. Что с ним так можно. Ведь родитель не защитил, а нормализовал ситуацию унижения.

Позже, лет через двадцать, «Твой отчет сыроват» от коллеги услышится как «Ну ты и тупой». Долюбленный спросит, как исправить, а недолюбленный услышит оскорбление. Долюбленный знает, что ошибаться нормально, с ним все в порядке. Недолюбленный связывает оценку действий с посягательством на личность, а фразу «сырой отчет» воспринимает как нападение.

Послушайте диалоги незнакомцев в очереди, в транспорте – да где угодно. Они разворачиваются по схеме «нападение – защита». В нашей культуре у людей наблюдается запредельная концентрация недолюбленности и ощущения себя плохими. Безобидная фраза вызывает шквал агрессии. Это бунтуют недолюбленные девочки и мальчики, которых в детстве не защитили и не сказали: «Марьванна, да что вы такое говорите, у нас прекрасный талантливый ребенок. Да, получил двойку, но это не делает его плохим. Все ошибаются, идеальных нет. Давайте вместе подумаем, как исправить». Тот стыд прорывается в сегодня и требует защищаться даже там, где не нападают.

2. Давать ребенку достаточное количество любви

Ребенок каждой клеточкой должен ощущать, что он желанный, ему рады, он любим. Что он есть. Он – отдельный, а не продолжение родительских ожиданий.

Сравните два поздравления:

«С днем рождения! Будь хорошей девочкой, слушай маму и папу, получай хорошие оценки и не балуйся. Желаем хорошо закончить учебный год, и тогда мы купим тебе айфон». Или: «Ты наша любимая дочь, мы счастливы быть твоими родителями. Что бы ни случилось, знай – мы у тебя есть. Мы всегда будем на твоей стороне. Перед тобой открыты сотни дорог; пробуй, выбирай, а мы всегда будем рядом и поддержим. Мы любим тебя». Чувствуете разницу? Первое – о родительских ожиданиях, в нем нет ни слова о любви. Второе – о дочери и ее потребностях. Конечно, это очень сложно – заглянуть ребенку в душу, увидеть самое хорошее и рассказать об этом, поддержать. Для этого нужно уметь поддерживать себя.

3. Видеть в ребенке личность, признавать уникальность

Принимать увлечения и разделять радость от увлечений. Не: «Какой из тебя гитарист, что ты там бренькаешь», а: «Надо же, какое интересное увлечение, сыграешь для меня?». Не ставить ультиматумы плана «Мы – медицинская династия, не бывать тебе дизайнером». Тысячи, сотни тысяч дипломов заброшены со дня получения. Диплом – для родителей, а после начинаются поиски себя. Любовь – это помочь ребенку найти себя, его склонности и таланты, а не сбить поисковые настройки.

Важно понимать и принимать тип темперамента. Один схватывает на лету, другому нужно больше времени на глубокие раздумья; у кого-то развит слуховой канал восприятия, у кого-то визуальный; кто-то стремительный, кто-то медлительный. Это не делает ребенка плохим или хорошим. Это врожденное. Если ребенок медлительный, вы не сделаете из него гениального спринтера. Сделаете посредственного, попутно сломав то, в чем он действительно мог бы преуспеть.

4. Понятная система поощрений и наказаний

Недавно, по соседству в кафе, сидела дама с собачкой. Собака непрерывно скулила, выпрашивая еду. Дама то ругала, то давала лакомство. Пес не знал, что последует за выпрашиванием: крик или поощрение. Он скулил, прижимал уши, но просил. В его собачьей картине мира нет понимания: «нельзя – значит нельзя». С детьми так же, и тогда у ребенка формируется хаос в мыслях и в жизни.

Чтобы долюбить, стоит принимать ребенка, формировать доверие к миру, поддерживать, давать четкое понимание: «мы на твоей стороне». Помогать распознавать склонности и таланты, понимать темперамент и тип личности. Подбирать кружки и секции под ребенка, а не под свои амбиции. Знать возрастные нормы. Поддерживать творческие поиски и бережно, очень аккуратно направлять. Грамотно использовать поощрения и наказания, четко формировать причинно-следственные связи. Речь о жизненной стратегии. Ситуативные вкрапления «неидеальности» в виде криков и гнева могут быть даже у «идеальных» родителей.

Долюбленный ребенок перенимает способ обращения с собой и, со временем, сам относится к себе с любовью и бережно. Образно говоря, каждый ребенок рождается с пустой емкостью внутри, которая по мере взросления заполняется родительской любовью, и позже станет несущей опорой личности и частью самооценки. Если емкость не заполнили, то вместо веры в себя – неверие. Нет внутренней опоры. Человек не знает, какой он, но полагает, что плохой. Любовь к себе становится шаткой и зависимой от чужих слов и поступков. Похвалили – ура, меня любят, я ценный; показали недовольство – я ничтожество, жалкий, гадкий. И тогда формируется зависимость от похвалы и чужого мнения.

Недолюбленные девочки попадают в плохие истории. Сосуд любви пустой и требует наполнения любовью, но они не умеют отличать любовь от использования. У недолюбленных нет понимания «со мной так нельзя». Их затягивает водоворот насилия и медленного самоуничтожения. Осуждение окружающих еще глубже затягивает и лишает попыток выбраться. Они действительно винят себя и не видят способов спастись. В их картине мира нет таких способов.

Недолюбленные мальчики ищут сильных и авторитетных. На эту роль идеально подходят лидеры нехороших компаний. В такой компании недолюбленный мальчик чувствует себя сопричастным чему-то большому и важному, чувствует себя значимым. Жажда любви столь велика, что не важно, кто эту «любовь» демонстрирует. Даже если это компания по мучению котят, чувство сопричастности и единства становится важнее моральных принципов. Такой мальчик не в силах отличить любовь от использования. С девочками так же, с поправкой на тип социализации.

Конечно, это крайние точки. Человек с наполовину пустой емкостью просто чувствует себя неважным и незначимым. Идет работать на первую подвернувшуюся работу. Вступает в первые попавшиеся отношения, терпит плохое отношение. Даже больше – он не умеет отличать хорошие отношения от плохих и не понимает, что терпит.

Если емкость заполнена чуть больше, человеку свойственны метания. С одной стороны, он, будучи в отношениях, чувствует себя одиноко. С другой – не знает, что с этим делать: оставаться в текущих отношениях или строить другие – глубокие, с близостью и принятием. Переживает, что такие не найдет. Текущие отношения становятся тягостными. Вроде и нормальные, вроде такие, как у всех, но радость не приносят или приносят временную. Жизнь не ощущается в полную силу.

Можно ли «долюбить» себя самостоятельно? Сложный вопрос. Невозможно узнать вкус шоколада, если не попробуешь. Так и с принятием – сложно объяснить, что это, если в опыте не было.

Принятие можно «попробовать на вкус» не только с родителями, но и с другими – долюбленными, которые умеют принимать. Сложность в том, что долюбленным с недолюбленными тяжело и непонятно, они вряд ли пересекутся. А если и пересекутся, то долюбленный быстро устанет. Недолюбленный проявляется через манипуляции, требования доказать любовь, истерики, контроль, сарказм, попытки стыдить. Это его способы получения любви и подтверждения своей значимости. Но долюбленный себя понимает и умеет говорить спокойно. Ему не понятно, зачем общаться через манипуляцию. А недолюбленному сложно разговаривать спокойно, сквозь травму это почти невозможно.

Научиться совладать с травмой недолюбленности поможет психолог. Грамотные психологи обладают специальными инструментами: безоценочным принятием, умением создать принимающую атмосферу и дать направленное внимание. Без советов, рекомендаций и желания «починить».

Примерные этапы работы с психологом:

1. Оценить степень недолюбленности.

2. Признать, что недолюбили, прожить всю гамму чувств по этому поводу: отгоревать, прожить обиду, возмущение, злость, ненависть. Принять и прожить тот факт, что детство не повернуть вспять.

3. Позволить себе чувствовать. В детстве это, скорее всего, пресекали или не придавали значения чувствам, любили только «отличником». Научиться принимать себя в разных чувствах и состояниях.

4. Осознать и принять свою «хорошесть» и право быть. Просто быть, не заслуживая любовь. Наслаждаться собой, принять свое тело, его возможности, познакомиться с собой заново.

6. Двигаться дальше, осознать и принять ответственность за свою жизнь. Признать, что теперь не чужая оценка влияет на восприятие вашей хорошести, а только вы сами.

7. Проработать страхи и сопротивления в связи с новым пониманием.

8. Изучить свои психологические границы, научиться себя поддерживать.

9. Наметить план новой жизни, в которой вы сами для себя важны, значимы и ценны.

10. Начать воплощать.

На это могут уйти месяцы и годы. Побочный эффект – вы перестанете втягиваться в деструктивные и токсичные отношения. Познакомитесь с собой. Раскроете свои таланты, найдете занятие по душе. Перестанете пользоваться манипуляциями и требовать любовь. Отношения станут близкими, теплыми и принимающими.

Без помощи психолога многие застревают на пункте два. Это болезненный момент: признать, что родительская любовь не получена. Кто-то, осознав свою недолюбленность, может прийти к мысли, что родители виноваты во всем. В этом месте есть риск перенести ответственность на «виноватых»; зацепиться за эту идею, лелеять ее, искать причины всех своих бед и жить, как раньше, ничего не меняя. Вы имеете право на злость, ненависть. Имеете право не прощать. Очень важно пройти через это осознанно. Не просто провалиться в ненависть или чувство вины, а выплыть и принять новое решение о полноценной и здоровой жизни. Конечно, себя безумно жалко, но важно, чтобы вы управляли жалостью, а не она вами. Именно для этого нужен психолог: направить жалость и ненависть в нужное русло, при этом принять осознанное решение менять ситуацию.

Стартовый капитал в виде безусловной любви – это бесценно. Но многих ли вы знаете с таким капиталом? Только недавно появилась информация, как «правильно» любить детей. Большинство из нас ранены нелюбовью, но додать себе любовь, наполнить сосуд любви – в наших руках.

Если возможности работы с психологом нет, то следующие шаги по самостоятельной работе лучше, чем ничего:

1) Познакомиться со своей эмоциональной сферой. Эмоции – это доступ к своим состояниям, они же – возможность управлять собой.

2) Тренировать осознанность и освоить практику внимательности.

3) Вести дневник чувств и событий. Расчертить на две графы: слева – события, справа – чувства, которые вызвали эти события. Отмечать в дневнике все состояния, регулярно перечитывать. Замечать ситуации, в которых вы требовали любовь или сдавали свои позиции. Так вы ближе познакомитесь с собой.

4) Научиться слышать себя и других.

5) Пройти хотя бы несколько сессий с психологом. Если совсем нет средств, можно найти начинающих психологов, которым нужна практика. Если в вашем городе таких нет, можно искать онлайн и работать через Skype. Важно прожить принятие, прочувствовать. На словах это сложно объяснить, если не было в опыте.

Работа предстоит непростая. Но результаты того стоят.

Когда я думала получать второе высшее, тянула с поступлением. Снова потратить несколько лет на учебу – так себе идея. А потом поняла – эти годы все равно пройдут. Вне зависимости от того, пойду учиться или нет. Но если пойду, получу что хочу. Так во всем. Годы все равно пройдут, но по прошествии мы либо получим желаемое, либо останемся прежними. В наших силах наполнять эти годы тем, что ведет к счастью, гармонии и внутреннему балансу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *