Как комплектуются классы начальной школы

Комплектование классов

В первые классы принимаются только те шестилетние дети, которым до 1 сентября текущего года исполняется шесть лет. Первые классы из таких детей комплектуются в школах и школах-интернатах с учетом территориальных особенностей, типа поселения, численного и национального состава населения, специфики сети школ и дошкольных учреждений.

Территориальные особенности комплектования классов-шестилеток связаны с учетом расстояния, на котором находится школа от места проживания учащихся. По данным проведенного обследования затраты времени учащихся-шестилеток от дою до школы в городской местности составляют в основном 5-10 минут, в сельской — 10-20 минут. При этом большой процент городских родителей (более 50%) провожает и встречает шестилетних учеников, но многие ходят в школу сами и с другими детьми. Для села, особенно например, республик Средней Азии, характерны семьи, где 4-5 и более детей. Такие семьи отличаются опекой младших со стороны старших.

Тот факт, что дети идут в школу и возвращаются из школы сами и с другими детьми, говорит о некоторой самостоятельности шестилеток. Вместе с тем, следует обратить внимание на то что в условиях всеобщего обучения детей с шести лет потребуется организация подвоза детей к школе в значительных масштабах, так как по статистическим данным большой процент учащихся проживает на расстоянии более, чем на три километра от школы.

В качестве интересного образца можно привести опыт организации подвоза детей в сельской Златоустовской средней школе Волновахского района Украинской ССР, Специально выделенный автобус собирает детей из прилегающих населенных пунктов и подвозит их к школе. Водитель автобуса «сдает» детей учителю. После занятий в школе учащихся провожает до автобуса воспитатель группы продленного дня» проверяет наличие всех детей по списку и оставляет их под наблюдение водителя. В населенных пунктах, где проживают дети, их встречают родители.

Наполняемость классов-шестилеток — 30 детей. В сельских школах, не имеющих параллельных I-IV классов, при комплектовании классов необходимо учитывать требования нормативных документов: если число учащихся двух начальных классов до 30 детей, трех — до 15, а четырех — до 10, то с этими детьми занимается один учитель. Если же число учащихся в каждом конкретном случае равно или превышает указанные нормы, то учащиеся объединяются в два класса-комплекта, с каждым из которых занимается один учитель.

Определенный опыт объединения классов в комплекты при наличии шестилетних учеников накоплен в школах Белорусской ССР. Здесь в ходе эксперимента по проблеме «Обучение детей с шестилетнего возраста» выявилось, что наиболее рациональным является сочетание класса — шестилеток и современного второго класса (восьмилетних детей), современного первого и третьего класса. Если учесть, что в новой четырехлетней начальной школе класс шестилеток будет 1, то классы будут сочетаться так: I и III, II и IV. В условиях однокомплектной школы учитель занимается со всеми учащимися начальной школы сразу. Здесь особое внимание уделяется составлению расписания, при котором в первом полугодии обеспечивалась возможность два урока вести занятия только с учащимися-шестилетками.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Первые дни ребенка в школе

Главная > Реферат >Педагогика

Изучение особенностей сотрудничества детского сада и школы в период подготовки и адаптации первоклассников к школе.

Беседа с завучем начальной школы Сидоренко Ириной Валерьевной.

1. Как комплектуются классы? Какие методы сбора информации используются (характеристика из ДОУ, анкетирование семьи, беседы с родителями и пр.)?

— Комплектация классов начинается задолго до поступления ребенка в 1 класс. Учителя, которые будут принимать детей в 1 класс, проводят собрания с родителями будущих первоклассников. На собрании они рассказывают о программе, которые они будут реализовывать в школе, о своих требованиях, рассказывают о себе. Затем родители пишут заявление в школу с указанием программы, по которой ребенок будет проходить обучение. На этом основании комплектуются классы. Информацию о ребенке собираем с помощью характеристик из ДОУ, анкетирования семьи.

2.Учитываются ли образовательные программы, по которым ведется работа в ДОУ?

-Раньше работа в школе велась по традиционным программам. Сейчас идет внедрение программы «Гармония», по которой проходят обучение и дети в ДОУ.

3. Учитывается ли принцип физиологического нормирования при составлении учебной нагрузки?

— Конечно, мы руководствуемся СанПином, который точно регулирует учебные нагрузки в соответствии с возрастом детей.

4. Соответствует ли режим учебных занятий, методы преподавания, содержание учебных программ, условиям внешней среды, возрастным возможностям первоклассников?

— Как я уже сказала, мы стремимся подбирать такие методы преподавания, содержание учебных программ, чтобы дети как можно быстрее прошли процесс адаптации к школе.

5. Как организуется взаимодействие образовательных учреждений с целью обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования?

— На базе МДОУ №3 п. Адамовка организована площадка «Преемственность ДОУ и начальной школой». В ДОУ проходят собрания, семинары, практикумы, участниками являются воспитатели и учителя начальных классов, заведующие ДОУ, завучи начальных школ по данной проблеме. Также проходят взаимопосещения учителей и воспитателей уроков и занятий.

6. Есть ли договор о совместной работе ДОУ и школы?

— Да, такой договор существует.

7. Каковы цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязательства ДОУ и школы.

8. Как проводятся обсуждение, составление и утверждение совместной работы между и школы?

— В школе и в ДОУ проводят анкетирование родителей, цель которого является выявление проблем, запросов и пожеланий родителей. Педагоги проводят анализ работы за прошедший период, выявляют проблемы. Результаты обсуждаются на совместных собраниях. Таким образом проходит составление плана работы школы и ДОУ, который утверждается Советом ДОУ, Советом школы и руководителями образовательных учреждений.

9. Какие проблемы в осуществлении преемственности дошкольного и начального школьного образования видит школа?

— С введением программы «Гармония» в школе и в ДОУ, проблема стартовых возможностей детей, посещавших детские сады ушла. Но существует еще такая проблема как возможности детей, не посещающие детские сады. Знания таких детей значительно отличаются от детей, которые проходили обучение в детских садах. Сейчас не у всех есть возможность посещать детский сад: нет мест, высокая оплата за посещение детского сада и мн. др.

10. Возможны ли пути решения этих проблем с точки зрения администрации школы?

— Да, конечно возможны. Это создание групп кратковременного пребывания в школе. Многие школы уже практикуют создание таких групп.

Анализ плана работы ДОУ №5 и АСОШ №2.

Основными задачами, поставленных перед начальной школой и ДОУ в 2009-2020 учебном году являются:

1. Продолжать развивать систему непрерывного дошкольного и начального школьного образования.

2. Привлекать родителей к участию в совершенствовании системы экологического образования дошкольников и младших школьников.

Работа ведется в 4 направлениях: работа с детьми, родителями, педагогами и специалистами (психологом), методическая работа.

С целью реализации методического направления были проводятся следующие мероприятия:

1. Организация в подготовительных группах уголка « Школьника ».

2 Создание проекта для будущих школьников « Мы исследуем школу »

3. Неделя преемственности « Школа и детский сад: лицом друг к другу ».

(взаимопосещение воспитателями ДОУ и учителями АСОШ №2)

4.Изучение литературы по теме «Психологические компоненты готовности к школе».

5.Изучение развития детей и контроль за ними, начиная с подготовительной группы учителем, который будет комплектовать 1 класс в АСОШ №2.

6. Диалог « Преемственность по речевому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста ».

Педагогами – психологами проводятся диагностика готовности детей к школе, анализ их успеваемости, разработка мероприятий, облегчающих процесс адаптации детей к школе.

В детском саду и школе организованы уголки для родителей с полезной для них информацией. Проводится анкетирование «Готов ваш ребенок к школе?» В рамках реализации задач по преемственности между ДОУ и школой организуется консультационный день « Сотрудничество » для родителей старших и подготовительных групп, информационное ассорти «Ваш ребенок идет в школу», где встречаются воспитатели, родители детей старших, подготовительных групп и учителя начальных классов АСОШ № 2.

С детьми организуются праздники, забавы, спортивные эстафеты и развлечения. Это «День знаний », э кскурсия – обозрение в школу (посещение классов, кабинетов, библиотеки, спортивного зала), праздник « Веселые старты » с участием детей подготовительных групп ДОУ и учащихся 1-х классов школы, посещение детьми начальных классов и учителями школы новогодних утренников ДОУ, подготовка и проведение совместных игр и забав.

Таким образом, можно сказать, что совместный план работы ДОУ и школы насыщен разнообразными формами работы с родителями, детьми, педагогами. В плане отражены и праздники, спортивные развлечения, беседы, консультации, анкетирование, экскурсии, брифинги и взаимопосещение. Изучив анализ адаптации первоклассников за прошедшие года, важно отметить, что такая совместная работы ДОУ и школы наиболее эффективна.

Анализ документации АСОШ №2.

В учебном году педагогический коллектив школы работает над проблемой «Ориентация образовательного процесса на общечеловеческие ценности, освоение гуманистических технологий обучения и воспитания, создание в школе среды, формирующей личность, способную к самореализации», решаемой посредством следующих образовательных и воспитательных задач, предусматривающих:

— формирование здорового образа жизни, способствующего самореализации личности обучающегося в учебной и общественной деятельности, его успешной социализации в обществе;

— создание условия для обеспечения доступного, качественного образования путем широкого использования здоровьесберегающих, информационных, инновационных технологий;

— систематизацию работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, изучения экологии личности, созданию условий для укрепления здоровья, формирования устойчивых норм здорового образа жизни;

— формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания в повседневной жизни;

— совершенствование образовательного пространства для обеспечения нового качественного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями;

— обеспечение овладением обучающимися содержанием новых образовательных стандартов, вооружение осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление;

— способствованию изменения отношения учителя к задачам учебного процесса, которые предполагают не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

В УМК «Гармония» реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. В УМК «Гармония» отдаётся приоритет частично-поисковым и исследовательским методам, которые отражены в приемах наблюдения, разноплановом рассмотрении объектов, их сравнении, преобразовании и конструировании. Активно используется метод моделирования: устанавливается соответствие между предметными, вербальными, графическими, схематическими и символическими моделями. Приоритетными формами работы на уроке являются индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа учащихся в группах.

Источник

Положение о порядке приема и комплектования классов на ступени начального общего образования (1-х классов) МОУ СОШ №1

Как комплектуются классы начальной школы. 1459145255afn2k. Как комплектуются классы начальной школы фото. Как комплектуются классы начальной школы-1459145255afn2k. картинка Как комплектуются классы начальной школы. картинка 1459145255afn2k

на педагогическом совете № 5

о порядке приема и комплектования классов на ступени начального

общего образования (1-х классов) МОУ СОШ №1

1.1. Настоящее Положение о порядке приема и комплектования классов на ступени начального общего образования МОУ СОШ №1 (далее – Положение) разработано в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 01.01.01 года № 000, Положением о порядке приема в общеобразовательные учреждения Советско-Гаванского района на ступени начального, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом управления образования от 01.01.2001 г. № 000, СанПин 2.4.2.1178-02 от 01.01.2001 г., Уставом МОУ СОШ №1.

1.2. Положение устанавливает порядок приема и комплектования классов на ступени начального общего образования (1-х классов) МОУ СОШ №1.

2. Общие требования к приему в МОУ СОШ №1

2.1. Образовательное учреждение обеспечивает приём всех подлежащих обучению граждан, проживающих на обслуживаемой территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

2.2. Детям, проживающим на обслуживаемой территории, не может быть отказано в приеме в соответствующее образовательное учреждение.

2.3. Приём лиц, не достигших установленного возраста или превышающих его, и другие вопросы, касающиеся приёма лиц для обучения в образовательное учреждение, не предусмотренные настоящим Уставом и Положением о приёме обучающихся в образовательное учреждение, разрешаются совместно с Управлением образования.

2.4. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на устройство детей в общеобразовательное учреждение наравне с гражданами Российской Федерации. Прием детей из семьи беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания без учета наличия или отсутствия регистрационных документов.

2.5. Иностранные граждане пользуются правом на получение образования наравне с гражданами Российской Федерации.

2.6. Может быть отказано в приеме и детей в МОУ СОШ № 1 гражданам, проживающим на территории микрорайонов других образовательных учреждений: при отсутствии вакантных мест в учреждении; при наличии медицинских противопоказаний.

2.7. Администрация школы обязана ознакомить родителей поступающих (законных представителей) с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, информировать о порядке приема.

2.8. Школа предоставляет родителям поступающих (законным представителям) возможность ознакомиться с содержанием реализуемых образовательных программ.

2.9. Для зачисления ребенка в первый класс родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение:
— заявление о приеме,
— медицинскую карту ребенка,
— оригинал свидетельства о рождении;

— документ, удостоверяющий, что заявитель является законным представителем ребенка.

2.10. Документы, представленные родителями (законными представителями) регистрируются в журнале приема заявлений в первый класс. После регистрации родителям (законным представителям) выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления о приеме в МОУ СОШ №1, перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью ответственного секретаря за прием документов с печатью общеобразовательного учреждения, сведения о сроках уведомления о зачислении в первый класс, контактные телефоны для получения информации.

2.11. Для поступления в первый класс возраст ребенка должен составлять не менее 6 лет и 6 месяцев и не более 8 лет.

2.12. При поступлении в первый класс в возрасте младше 6 лет и 6 месяцев или в возрасте старше 8 лет вместе с иными документами необходимо дополнительно представить:

— заключение психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению;

— разрешение (согласование) комиссии по соблюдению прав граждан на получение общего образования управления образования администрации Советско-Гаванского муниципального района.

Для получения заключения психолого-медико-педагогической комиссии необходимо обратиться в городскую ПМПК.

2.13. Комплектование классов производится на основании заявлений родителей (законных представителей) и медицинской карты.

3. Порядок проведения приема

3.1. Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1 класс образовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Прием детей в первые классы во все виды образовательных учреждений на конкурсной основе, проведение тестирования, собеседований и других видов диагностирования уровня развития детей не допускается.

3.2. Прием заявлений в первые классы проводитя с 1 апреля по 30августа текущего года при наличии пакета вышеперечисленных документов (п. 2.9.).

4. Порядок комплектования первых классов

4.1. Комплектование классов производит руководитель МОУ СОШ №1.

4.2. Класс комплектуется из граждан в количестве 25 человек на основании Устава школы и Постановления Губернатора Хабаровского края от 01.01.2001г. № 000

4.3. При комплектовании классов учитывается:

— выбор родителями образовательной программы;

— в случае, когда выбор родителями образовательной программы превышает установленные нормативы комплектования классов, учитывается регистрационный номер и дата подачи заявления на зачисление ребёнка в первый класс;

— количественный состав комплектуемого класса с учетом равномерного распределения мальчиков и девочек.

5. Зачисление в первые классы

5.1. Руководитель образовательного учреждения визирует заявление родителей с указанием о приеме или отказе в приеме ребенка в образовательное учреждение, с указанием причины в случае отказа.

5.2. Зачисление в образовательное учреждение проводится после окончания приема заявлений, оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения родителей (законных представителей).

5.3. Зачисление детей с других микрорайонов осуществляется при наличии свободных мест после 30 августа.

5.4. После зачисления проводится ознакомление детей и их родителей (законных представителей) с условиями обучения и выбранной образовательной программой.

6. Отказ о приеме в первый класс

6.1. При пропуске сроков подачи заявлений или отказе в приеме заявлений по причине отсутствия мест родитель (законный представитель) вправе обратиться в другие общеобразовательные учреждения, где есть свободные места и (или) в муниципальный орган управления образования, где им будет предоставлена информация о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории.

Источник

Первый раз в первый класс: особенности организации процесса обучения и рекомендации по адаптации первоклассников

Как комплектуются классы начальной школы. perviy raz v perviy klass osobennosti organizatsii protsessa obucheniya i rekomendatsii po adaptatsii pervoklassnikov 300. Как комплектуются классы начальной школы фото. Как комплектуются классы начальной школы-perviy raz v perviy klass osobennosti organizatsii protsessa obucheniya i rekomendatsii po adaptatsii pervoklassnikov 300. картинка Как комплектуются классы начальной школы. картинка perviy raz v perviy klass osobennosti organizatsii protsessa obucheniya i rekomendatsii po adaptatsii pervoklassnikov 300
Smile19 / Depositphotos.com

По данным, озвученным Министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым на брифинге о готовности системы образования к началу учебного года, в этом году в 39 тыс. школ пойдут 17 млн учащихся, что примерно на 300 тыс. школьников больше, чем в прошлом году. Из них около 2 млн – это первоклассники. Для последних начнется новый период в жизни – им не только предстоит привыкать к новым формам организации учебного процесса, но и придерживаться четкого расписания, соблюдать дисциплину, налаживать социальные связи с педагогами и одноклассниками.

Пока родители первоклассников были заняты сбором своих детей в школу, немногие из них задавались вопросами о том, какая учебная нагрузка ждет их ребенка в первом классе, каким требованиям должны соответствовать помещения, в которых детям предстоит проводить немало времени, как должно быть обеспечено их питание и предусмотрены ли какие-то особенности организации образовательного процесса именно для первоклассников.

Ответы на эти и другие вопросы попробуем найти в законодательных нормах и санитарных правилах, а также в рекомендациях заинтересованных ведомств.

Несмотря на то что в каждой школе – своя специфика, свои уставы и правила, есть ряд общих, обязательных для всех школ, требований, которые должны соблюдаться всеми общеобразовательными организациями, в том числе теми, которые реализуют программы начального общего образования. Это касается вопросов, связанных с:

Об этих требованиях мы рассказывали ранее. Здесь практически нет исключений для обучающихся первых классов, разве что в части:

К первоклассникам частично применимы и общие требования к организации образовательного процесса – например, относительно начала первого урока (не ранее 8.00), недопустимости проведения нулевых уроков и т. п. (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20), продолжительности перемен между уроками – не менее 10 минут, большая перемена (после 2 или 3 урока) – 20-30 минут или вместо одной большой две перемены по 20 минут каждая.

Максимальное количество обучающихся в классе в настоящее время не ограничено конкретным числом – оно определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных кабинетах (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20).

Не менее важным является общее положение о запрете включения расходов на реализацию образовательной программы, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (например, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и т. д.) в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях (ч. 9 ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Закон об образовании, Письмо Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня»).

Остальные требования применяются с некоторыми особенностями в отношении обучающихся 1-х классов.

К требованиям, которые применяются к 1-м классам с учетом некоторых особенностей, можно отнести следующие:

Если в общеобразовательной организации осуществляется присмотр и уход в группах продленного дня, то также должны быть созданы условия, включающие организацию полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения (абз. 19 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Еще в 2000 году Минобразования России совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, Институтом возрастной физиологии и Центром начального образования Института общего среднего образования РАО выпустило Письмо от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 с рекомендациями по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. В нем, в частности, содержатся советы по организации обучения первоклассников в адаптационный период. Речь идет о наиболее напряженном для всех детей периоде адаптации – в течение первого месяца, когда не рекомендуется повышать нагрузку и темп работы, а учителю предлагается быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. «Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей», – говорится в письме.

Специалисты ведомства призывают учителей в период адаптации детей в школе не делать им резких замечаний, не одергивать, а стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях. Они полагают, что в начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в привычном для него темпе и без замечаний типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т. п.

Что касается стиля общения учителя с первоклассниками, то здесь тоже следует учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. «Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения – обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т. п.», – подчеркивается в документе.

Требования к выполнению школьных норм поведения рекомендуется вводить постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий, используя при этом игровые и творческие задания, применяя моделирующую деятельность со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т. п.

В дополнение к указанному письму было выпущено Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13, в котором помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период, акцентировано внимание на специфике организации уроков по отдельным предметам – математике, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, труду.

Отметим, задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Несмотря на то что указанные письма были разработаны давно и носят не нормативно-правовой, а рекомендательный характер, они не противоречат действующим СанПиН и вполне могут быть применены на практике и сейчас. Ведь эксперты утверждают, что если педагог не будет учитывать трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

В соответствии со ст. 66 Закона об образовании начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Первоклассникам предстоит освоить азы чтения, письма, счета, получить основные навыки учебной деятельности, познать элементы теоретического мышления, научиться простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, основам личной гигиены и здорового образа жизни (ст. 66 Закона об образовании). Эти навыки и умения будут закрепляться и в последующих классах начальной школы.

Программа начального общего образования включает три раздела:

Объем обязательной части образовательной программы начального общего образования должен составлять 80% (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). При ее реализации допускается применение различных образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, модульного принципа представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. ФГОС допускает также дифференциацию обучения при реализации программы начального общего образования. Речь идет о делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметов (п. 20 ФГОС). При этом проведение сдвоенных уроков в 1-х классах запрещено, за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке и плаванию (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

В целом общий объем учебной нагрузки для первоклассников при 5-дневной учебной неделе не должен превышать 21 часа, а недельный объем внеурочной деятельности – 10 часов. Сама структура урока в первом классе должна быть «дробной», то есть включать несколько, желательно связанных единой темой, видов деятельности. Их количество может варьироваться в пределах 3-7, при этом чередовать их надо каждые 5-7 минут (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Регламентирована также плотность урока, то есть отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени, – 60-80%. Обязателен минимум двухминутный перерыв во время занятий для гимнастики (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения (п. 21 ФГОС).

К использованию при реализации образовательных программ начального общего образования допускаются только те учебники, которые входят в специальный Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254. Этот перечень включает в себя только те учебники, которые прошли экспертизу, проводимую ведомством при участии уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ (ч. 5-6 ст. 18 Закона об образовании). Стоит отметить, что он предоставляет достаточно широкий выбор учебников, выпущенных разными издательствами и подготовленных разными группами авторов.

Перечень учебников для начальной школы был обновлен в 2020 году Приказом Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766. Его актуализированная редакция применяется с 13 марта 2021 года.

В части учебников следует также обратить внимание на положения п. 36 ФГОС, который определяет учебно-методические условия реализации программы начального общего образования. В нем закреплена обязанность образовательной организации предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников и (или) учебного пособия в печатной форме, допускаемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего образования, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю. Это относится не только к тем учебникам, которые входят в обязательную часть указанной программы, но и к тем, которые необходимы для реализации программы, формируемой самими участниками образовательных отношений (п. 36.1 ФГОС).

Дополнительно разрешено предоставлять учебные пособия в электронной форме на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю, входящему в обязательную и дополнительную части программы. Кроме того, обучающимся должен быть обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее – ЭОР), в том числе размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Наконец, необходимыми комплектами учебников и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана должна быть укомплектована и школьная библиотека (п. 36.2 ФГОС). Также в ней нужно сформировать фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию программы начального общего образования.

Что касается веса учебного издания, то для первоклассников он не должен быть больше 300 г, (превышение этого параметра более чем на 10% недопустимо), но учебники, предназначенные для работы только в классе, могут быть и тяжелее – до 500 г, однако на их титульном листе обязательно должно быть указание на специфику использования (п. 197-198 СанПиН 1.2.3685-21). Специфические требования к учебникам для 1-х классов касаются и размера шрифта – при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, шрифты – из группы рубленых нормального или широкого, светлого или полужирного начертания, а также междусловного пробела – не менее кегля шрифта текста (п. 205 и 208 СанПиН 1.2.3685-21).

Остальные предписания, касающиеся учебных изданий, не отличаются от общих.

Оценки и домашние задания

В части оценки знаний первоклассников имеется существенное отличие от всех остальных школьников – в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся (п. 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115). Кроме того, по мнению специалистов Минобразования России, выраженному в Письме от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки, смайлики и т. п.).

Допускается только словесная объяснительная оценка – «молодец», «правильно» и т. п. А вот употреблять формулировки «не думал», «не старался», «неверно» при неправильном ответе ученика нельзя, лучше заменять их фразами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Кроме того, недопустимо оценивать темп работы ученика, его личностные качества, особенности психических процессов (памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Также обучающихся 1-х классов не могут оставить на второй год.

Что касается домашних заданий, то здесь не все так однозначно. Ранее заинтересованные ведомства придерживались позиции, согласно которой в первом классе школы домашние задания не задаются. Такая позиция содержится, например, в Письме Минобразования РФ от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13. Это же положение прописано в п. 24 вступившего в силу с 1 сентября 2021 года Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115.

Сам же Закон об образовании прямо не регламентирует этот вопрос, хотя он предусматривает, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно в соответствии с ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы (ст. 12 и 28 Закона об образовании), а также дает педагогическим работникам академические права свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины или модуля (п. 2-3 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании). На основании этих норм можно сделать вывод о том, что вопросы обязательности или необязательности домашнего задания относятся к компетенции самой образовательной организации и ее педагогических работников.

В пользу того, что домашние задания в 1-х классах все-таки возможны, говорит и факт закрепления в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» продолжительности выполнения домашних заданий и для 1-х классов. На это отводится максимум 1 час.

Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение физического или психического насилия по отношению к обучающимся не допускается (ч. 3 ст. 43 Закона об образовании). Хотя закон разрешает применение к обучающимся мер дисциплинарного взыскания за неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к первоклассникам они не имеют никакого отношения. Однако ч. 4 ст. 43 Закона об образовании прямо запрещает применять такие меры к обучающимся по образовательным программам начального общего образования.

Это касается не только замечаний и выговоров, но и отчисления из школы за неоднократное совершение дисциплинарных проступков – его применение допускается только в отношении учеников, достигших возраста 15 лет (ч. 8 ст. 43 Закона об образовании).

Статья 38 Закона об образовании допускает установление организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды, знакам отличия, и правил ее ношения. Такие требования должны быть утверждены соответствующим локальным нормативным актом организации, принятым с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников или обучающихся (при его наличии). Требования к одежде обучающихся устанавливаются в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами госвласти субъектов РФ. Также в регионе могут быть определены особенности обеспечения отдельных категорий обучающихся одеждой за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Отмечается, что решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений должно учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей. А локальный нормативный акт образовательной организации не должен определять конкретную фирму (организацию, хозяйствующего субъекта), в которой родители обязаны приобрести для ребенка школьную форму (ФАС России «Об установлении требований к одежде обучающихся в общеобразовательных организациях»).

Никаких особенностей в отношении первоклассников нет – так же, как и у других обучающихся, их школьная форма должна соответствовать техническим регламентам Таможенного союза в части биологических и химических требований – гигроскопичности (поглощение водяных паров) и воздухопроницаемости ткани. Материалы школьной формы должны быть устойчивы к потере цвета при воздействии влаги, стирке и сухом трении. Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют родителям при выборе школьной формы отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, так как именно такая одежда обладает хорошими гигиеническими свойствами (Информация Роспотребнадзора от 15 августа 2019 г. «О рекомендациях по подготовке школьников к новому учебному году»).

Отметим, согласно Модельному нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, сформированному Минобрнауки России и направленному для использования Письмом от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08, введение единых требований к школьной одежде преследует цели: обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни; устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками; укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Как правило, требования к школьной форме касаются 3-х видов одежды: повседневной; парадной, используемой в дни проведения праздников и торжественных линеек (обычно это повседневная одежда, дополненная светлой сорочкой или блузкой или праздничным аксессуаром); спортивной одежды для занятий физической культурой и спортом. Не исключены и отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели) – эмблемы, нашивки, значки, галстуки и т. д. При этом не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой.

В соответствии с ч. 2.1. ст. 37 Закона об образовании обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка. Горячее питание финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных законных источников финансирования. Для компенсации этих затрат региональным бюджетам могут предоставляться целевые субсидии из федерального бюджета (ч. 5 ст. 37 Закона об образовании). Для питания обучающихся в расписании занятий должен быть предусмотрен перерыв достаточной продолжительности – как правило, это перемена после 2 или 3 уроков продолжительностью 20-30 минут (ч. 2 ст. 37 Закона об образовании, абз. 22 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

При этом стоит учитывать, что в школах может быть организовано обеспечение обучающихся начальной школы горячим питанием более одного раза в день, предусматривающим наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда, организованного по СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Напомним, СанПиН определяет количество обязательных приемов пищи в общеобразовательных организациях в зависимости от продолжительности нахождения ребенка в организации: один прием пищи (завтрак или обед) при нахождении в организации менее 6 часов; не менее 2-х приемов пищи (либо завтрак и обед для детей, обучающихся в первую смену, либо обед и полдник для детей, обучающихся во вторую смену) – при продолжительности учебного дня более 6 часов (Приложение № 12 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Между тем, СП 2.4.3648-20 предписывают, что возможность организации горячего питания обеспечивается уже при нахождении детей в образовательной организации более 4 часов (п. 1.9 СП 2.4.3648-20).

Питание детей и молодежи может осуществляться с привлечением сторонних организаций, юрлиц или ИП, осуществляющих деятельность по производству готовых блюд, кулинарных изделий и деятельность по их реализации.

Обеспечение питанием несколько раз в день организуется в соответствии с региональными или муниципальными нормативно-правовыми актами и за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования, в том числе родительской платы. Специалисты Минпросвещения России подчеркивают, что бесплатное двухразовое питание может быть организовано для школьников льготных категорий, установленных региональными или муниципальными актами по усмотрению регионов или муниципалитетов (Письмо Минпросвещения России от 9 сентября 2020 г. № ГД-1425/09 «О направлении информации»).

Вместе с тем, в Письме от 5 ноября 2020 г. № АН-1889/09 «О направлении разъяснений» Минпросвещения России разъяснило, что нормы об организации бесплатного горячего питания предполагают его обеспечение общеобразовательными организациями и их учредителями непосредственно в образовательной организации, то есть для тех обучающихся, которые находятся в школе. Это означает, что в расчет субсидии на горячее питание не входят ни периоды выходных и праздничных дней, ни каникулярные периоды, ни периоды действия ограничительных мер, в связи с которыми обучающиеся временно переводятся на карантин или дистанционный формат обучения. «Применение иных подходов к организации мероприятий, реализуемых с использованием средств субсидии, по мнению Минпросвещения России, противоречит целеполаганию предоставления бесплатного горячего питания непосредственно в образовательной организации, а также не позволяет обеспечить контроль за целевым характером использования средств субсидии, то есть гарантировать направление соответствующих средств федерального бюджета именно на организацию горячего здорового питания обучающихся 1-4 классов (содержащего сбалансированный набор питательных веществ и микроэлементов, соответствующих требованиям СанПиН», – подчеркивается в письме.

Однако содержится оговорка о том, что указанные ограничения использования средств субсидии не исключают возможностей реализации регионами или муниципальными образованиями мероприятий, предусматривающих иные формы организации питания (выдачу сухих пайков, продуктовых наборов и т. п.) для переведенных на дистанционное обучение или карантин обучающихся начальных классов. Но такие мероприятия должны финансироваться не за счет субсидии, а за счет средств консолидированных региональных бюджетов.

Еще одним возможным вариантом обеспечения младших школьников питанием в период дистанционного обучения может быть включение в контракт на оказание услуг по организации питания условия об обязанности исполнителя обеспечить учеников, переведенных на дистанционное обучение, продуктовыми наборами взамен горячего питания. Положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяют учреждению-заказчику при описании объекта закупки и составлении проекта контракта включить в него такое условие. И исполнитель будет обязан обеспечить предоставление продуктовых наборов в случае перевода детей на дистанционное обучение по санэпидпоказаниям. Однако здесь опять возникает вопрос о целевом характере использования средств субсидии, расчет которой основан исключительно на количестве учебных дней в году для обучающихся с учетом учебной недели без периодов каникул, выходных и праздничных дней (п. 3-4 Письма Минфина России и Минпросвещения России от 25 мая 2021 г. №№ 24-05-06/40032, АН-942/09).

Татьяна Голикова на состоявшемся 30 августа оперативном совещании Председателя Правительства РФ с вице-премьерами отметила, что в результате реализации мероприятий по обеспечению горячим питанием учащихся 1-4-х классов с 1 сентября такое питание будут получать 7,4 млн учащихся начальных классов в 38,8 тыс. школ страны. На указанные цели в федеральном бюджете на 2021-2023 годы зарезервировано более 183 млрд руб. При этом с начала учебного года увеличен объем субсидий на цели предоставления горячего питания бюджетам 10 регионов страны, которые устранили ранее выявленные недостатки.

Начальное общее образование является одним из уровней образования, который наряду с основным общим и средним общим образованием должны пройти все дети. Этот важный период просто необходим, поскольку согласно ч. 5 ст. 66 Закона об образовании без освоения школьной программы ребенка не допустят к обучению на следующих уровнях образования – в ссузах и вузах.

Несмотря на то что первый класс является лишь маленькой ступенькой на большом пути к знаниям, именно он способен заложить у ребенка стремление к обучению, выработать интерес к получению новых знаний, сформировать такие качества, как старательность, усидчивость, ответственное отношение к учебе, а также наладить социальные связи с педагогами и одноклассниками. В этой связи выполнение законодательных предписаний, сформированных экспертами с учетом психологических и физиологических особенностей и возможностей первоклассников, приобретает особую значимость. И это – не только ответственность руководителей общеобразовательных организаций и педагогического состава, но и родителей, которые не просто вправе, а и обязаны следить за тем, чтобы их дети получали качественное образование, соответствующее нормам федеральных законов, ФГОС и актуальным положениям СанПиН.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *