Как конфликтология связана с другими науками
Связь конфликтологии с другими науками
Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно.
При исследовании конфликта как социально-психологического явления конфликтология опирается на требования методологических принципов, сформулированныхфилософией.
Методологические_принципы:
-Принцип_развития;
-Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики;
-Принцип_системного_подхода;
-Принцип_конкретно-исторического_подхода;
-Принцип_объективности;
— Принцип всеобщей связи.
Конфликтология как наука связана и с естественными науками, в частности с математикой. В математике конфликт представляется в виде абстрактной математической модели, которая может быть применена к конкретному конфликту.
В экономике, спорте, военном деле для некоторых частных случаев математическое моделирование конфликтных ситуаций оказывается полезным. Возможно, с разработкой более совершенного математического аппарата, особенно в компьютерных игровых моделях, связи конфликтологии с математикой станут более тесными.
5.Методы исследования конфликтов.
На уровне межличностного общения эксперимент, как правило, проводят психологи.
Еще более рискованными являются попытки изучения причин и динамики конфликта, но уже с использованием насилия. Исследователь может применить стимулирующие или подавляющие меры (независимые переменные), которые ведут к каким-либо результатам. Например, если провести воздействие на группу испытуемых, то можно обнаружить ответное усиление или ослабление агрессии, фиксируя различные его проявления (крики, стук, угрозы и т.д.).
Любопытно было бы попытаться применить этот метод в российских магазинах в конце 80-х гг. Разумеется, при обеспечении необходимой безопасности для экспериментаторов.
В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды письменных документов: официальная документация государственных и общественных организаций, литература; пресса; личные документы (письма, дневники); фонетические (радио, магнитные записи, грампластинки). В последние десятилетия появились и продолжают появляться новые физические носители для хранения документации, например микрофильмы. Универсальным способом хранения и распространения становится представление информации в машиночитаемой форме на магнитных (магнитные ленты, дискеты и т.п.) и оптических (оптические диски) носителях для компьютера.
Конфликтологи по интересующим их проблемам часто используют ответы людей. Эти данные можно получить как от стороны, участвующей в конфликте, так и от его очевидцев. Важную вербальную информацию могут дать и специалисты в этой области (эксперты). В частности, для измерения психологии участников конфликта разработано большое количество тестов и опросников.
Профессиональными наблюдателями являются журналисты, комментаторы, врачи, учителя, представители многих других специальностей. Наблюдение обычно производятся в естественных условиях, чем и отличается этот метод от других.
Конфликтолог в зависимости от целей исследования и складывающейся ситуации может наблюдать, являясь либо участником события (включенное наблюдение), либо сторонним наблюдателем (обычное наблюдение).
Взаимосвязь конфликтологии с другими областями знания
Достаточно продолжительный исторический период конфликтология как наука развивалась в рамках других отраслей научного знания. На различных этапах ее развития и становления конфликтологические проблемы рассматривали древние философы, социалисты-утописты, экономисты, психологи, социологи и другие представители естественных и гуманитарных наук.
Конфликтология как наука пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых других наук, если это помогает в изучении конфликтов.
Конфликтология как наука использует:
Социально-гуманитарные науки: Фактический материал >>
Рассмотрим, как конфликтология связана с другими науками:
Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно.
При исследовании конфликта как социально-психологического явления конфликтология опирается на требования методологических принципов, сформулированных философией.
Методологические принципы:
Охарактеризуем эти принципы более подробно.
В соответствии с принципом развития конфликтология рассматривает конфликт с диалектических позиций как непрерывно развивающееся социально-психологическое явление. И не только от простого к сложному, но и наоборот. В процессе изучения конфликта выявляются основные тенденции его эволюции. При его длительном непрерывном развитии анализируется переход от одних форм к другим, как правило, ОТ простых к более сложным. Такой анализ позволяет делать более точные и долговременные прогнозы возможных вариантов его развития и результата. Таким образом, конфликт не есть что-то постоянное, это динамично развивающееся многообразное, системное, неповторяющееся явление. Но процесс развития конфликта идет в соответствии. С определенными общими закономерностями. Эти закономерности как раз и позволяет выявить учет принципа развития.
Принцип всеобщей связи требует при изучении конфликта выявлять максимальное количество как внутренних связей конфликта, так и внешних, связывающих его с другими социальными и психическими явлениями и процессами. При этом конфликтология опирается на основные законы и парные категории диалектики, выполняющие методологическую роль при изучении конфликта.
Основные законы диалектики:
Парные категории позволяют определить общий подход, ориентироваться в общей оценке правильности сформулированных выводов.
Основные парные категории диалектики:
Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики. Исходя из этого принципа, конфликтология рассматривает конфликт любого уровня с точки зрения оптимального соотношения его теоретической и практической компонент. Несоблюдение требований данного принципа приводит к снижению эффективности вырабатываемых ею практических рекомендаций.
Исходя из требований принципа системности, конфликтология рассматривает конфликт как системное явление. Любой конфликт включает: соответствующие компоненты, эти компоненты между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и функционируют в соответствии с определенными тенденциями и закономерностями.
В соответствии с принципом конкретно-исторического подхода конфликтология подходит к рассмотрению конкретного конфликта с учетом конкретных исторических, временных и социальных условий, в которых он возникает, развивается и разрешается.
Принцип объективности требует от конфликтологии как науки рассматривать конфликт в большей степени минимизируя влияние субъективных факторов, как личностных, так и групповых.
Тесная взаимосвязь конфликтологии с социологией и психологией обусловлена тем, что она рассматривает конфликт как социально-психологический феномен, как результат противоречивости функционирования психики человека, как форму социального взаимодействия людей. Зародившись почти одновременно в недрах социологии и психологии как самостоятельная наука, ей свойственны две новые традиции: психоаналитическая и социально-психологическая.
Конфликтологическая проблематика поднимается не только в рамках конфликтологии. Проблема конфликта рассматривается в педагогических, исторических, экономических, военных науках, психологии, политологии, искусствоведении и др. Однако все они рассматривают конкретные конфликты в конкретных сферах и условиях. Например, психология в большей степени отдает предпочтение рассмотрению внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов на уровне малых групп. Педагогика рассматривает конфликт в сфере обучения и воспитания, экономические науки в сфере производства и потребления, политология отдает предпочтение рассмотрению конфликтов в политической сфере, а военные науки в военном деле. Искусствоведение изучает конфликт в различных видах художественного творчества как эстетическую категорию. Исторические науки рассматривают международные конфликты, роль международных организаций в их предупреждении и разрешении.
Конфликтология как наука связана и с естественными науками, в частности с математикой. В математике конфликт представляется в виде абстрактной математической модели, которая может быть применена к конкретному конфликту. Такая попытка еще в 1920 году была предпринята российским математиком Г.Ф. Гаузе. В развитии отношений конфликтологии и математики можно выделить ряд этапов.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА:
Однако человеческие конфликты настолько сложны, разнообразны и специфичны, что упрощающие допущения, которые необходимо вводить для математического описания, делают их мало-информативными. Достаточно эффективно математические модели зарекомендовали себя при моделировании масштабных конфликтов. В частности, Т. Саати на математической модели американско-вьетнамской войны доказал необходимость вывода американских войск из Вьетнама еще до ее окончания.
В экономике, спор те, поенном деле для некоторых частных случаев математическое моделирование конфликтных ситуаций оказывается полезным. Возможно, с разработкой более совершенного математического аппарата, особенно в компьютерных игровых моделях, связи конфликтологии с математикой станут более тесными.
Таким образом, конфликтология, выделившись в относительно самостоятельную отрасль научного знания, и на сегодняшний день тесно взаимосвязана не только с социальными науками, но и с естественными.
Связь конфликтологии с другими науками.
Достаточно продолжительный исторический период конфликтология как наука развивалась в рамках других отраслей научного знания. На различных этапах ее развития и становления конфликтологические проблемы рассматривали древние философы, социалисты-утописты, экономисты, психологи, социологи и другие представители естественных и гуманитарных наук.
Конфликтология как наука пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых других наук, если это помогает в изучении конфликтов.
Конфликтология как наука использует:
Социально-гуманитарные науки: Фактический материал >>
· Философия дает общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и борьбы противоположностей, общую методологию.;
· Математики — математические методы моделирования конфликта как абстрактных математических моделей;
· Социология рассматривает конфликт как способ социального взаимодействии в социуме.
Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно.
При исследовании конфликта как социально-психологического явления конфликтология опирается на требования методологических принципов, сформулированных философией.
Методологические принципы:
· Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики;
· Принцип системного подхода;
· Принцип конкретно-исторического подхода;
· Принцип всеобщей связи.
Охарактеризуем эти принципы более подробно.
В соответствии с принципом развития конфликтология рассматривает конфликт с диалектических позиций как непрерывно развивающееся социально-психологическое явление. И не только от простого к сложному, но и наоборот. В процессе изучения конфликта выявляются основные тенденции его эволюции. При его длительном непрерывном развитии анализируется переход от одних форм к другим, как правило, ОТ простых к более сложным. Такой анализ позволяет делать более точные и долговременные прогнозы возможных вариантов его развития и результата. Таким образом, конфликт не есть что-то постоянное, это динамично развивающееся многообразное, системное, неповторяющееся явление. Но процесс развития конфликта идет в соответствии. С определенными общими закономерностями. Эти закономерности как раз и позволяет выявить учет принципа развития.
Принцип всеобщей связи требует при изучении конфликта выявлять максимальное количество как внутренних связей конфликта, так и внешних, связывающих его с другими социальными и психическими явлениями и процессами. При этом конфликтология опирается на основные законы и парные категории диалектики, выполняющие методологическую роль при изучении конфликта.
Основные законы диалектики:
· Закон единства и борьбы противоположностей;
· Закон отрицания отрицания;
· Закон перехода количественных изменений в качественные.
Парные категории позволяют определить общий подход, ориентироваться в общей оценке правильности сформулированных выводов.
Основные парные категории диалектики:
Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики. Исходя из этого принципа, конфликтология рассматривает конфликт любого уровня с точки зрения оптимального соотношения его теоретической и практической компонент. Несоблюдение требований данного принципа приводит к снижению эффективности вырабатываемых ею практических рекомендаций.
Исходя из требований принципа системности, конфликтология рассматривает конфликт как системное явление. Любой конфликт включает: соответствующие компоненты, эти компоненты между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и функционируют в соответствии с определенными тенденциями и закономерностями.
В соответствии с принципом конкретно-исторического подхода конфликтология подходит к рассмотрению конкретного конфликта с учетом конкретных исторических, временных и социальных условий, в которых он возникает, развивается и разрешается.
Принцип объективности требует от конфликтологии как науки рассматривать конфликт в большей степени минимизируя влияние субъективных факторов, как личностных, так и групповых.
Тесная взаимосвязь конфликтологии с социологией и психологией обусловлена тем, что она рассматривает конфликт как социально-психологический феномен, как результат противоречивости функционирования психики человека, как форму социального взаимодействия людей. Зародившись почти одновременно в недрах социологии и психологии как самостоятельная наука, ей свойственны две новые традиции: психоаналитическая и социально-психологическая.
Конфликтологическая проблематика поднимается не только в рамках конфликтологии. Проблема конфликта рассматривается в педагогических, исторических, экономических, военных науках, психологии, политологии, искусствоведении и др. Однако все они рассматривают конкретные конфликты в конкретных сферах и условиях. Например, психология в большей степени отдает предпочтение рассмотрению внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов на уровне малых групп. Педагогика рассматривает конфликт в сфере обучения и воспитания, экономические науки в сфере производства и потребления, политология отдает предпочтение рассмотрению конфликтов в политической сфере, а военные науки в военном деле. Искусствоведение изучает конфликт в различных видах художественного творчества как эстетическую категорию. Исторические науки рассматривают международные конфликты, роль международных организаций в их предупреждении и разрешении.
Конфликтология как наука связана и с естественными науками, в частности с математикой. В математике конфликт представляется в виде абстрактной математической модели, которая может быть применена к конкретному конфликту. Такая попытка еще в 1920 году была предпринята российским математиком Г.Ф. Гаузе. В развитии отношений конфликтологии и математики можно выделить ряд этапов.
Дата добавления: 2021-04-06 ; просмотров: 89 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Конфликтология в системе наук
Достаточно продолжительный исторический период конфликтология как наука развивалась в рамках других отраслей научного знания. На различных этапах ее развития и становления конфликтологические проблемы рассматривали древние философы, социалисты-утописты, экономисты, психологи, социологи и другие представители естественных и гуманитарных наук.
Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена в двух аспектах, а именно:
1. Конфликтология опирается на принципы познания, выработанные в рамках философии и других наук, они позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. К таким принципам относятся: принцип всеобщей связи; принцип детерминизма; принцип развития; принцип системного подхода; принцип личностного подхода.
2. Конфликтология творчески использует методы исследования других наук. Рассмотрим, как конфликтология связана с другими науками:
— Философия дает общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и борьбы противоположностей, общую методологию.;
— Математики — математические методы моделирования конфликта как абстрактных математических моделей;
— Социология рассматривает конфликт как способ социального взаимодействии в социуме.
Конфликтологическая проблематика поднимается не только в рамках конфликтологии. Проблема конфликта рассматривается в педагогических, исторических, экономических, военных науках, психологии, политологии, искусствоведении и др. Однако все они рассматривают конкретные конфликты в конкретных сферах и условиях. Например, психология в большей степени отдает предпочтение рассмотрению внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов на уровне малых групп. Педагогика рассматривает конфликт в сфере обучения и воспитания, экономические науки в сфере производства и потребления, политология отдает предпочтение рассмотрению конфликтов в политической сфере, а военные науки в военном деле. Искусствоведение изучает конфликт в различных видах художественного творчества как эстетическую категорию. Исторические науки рассматривают международные конфликты, роль международных организаций в их предупреждении и разрешении.
Наряду с этим можно отметить и обратное влияние конфликтологии на смежные науки. Например, изучение конфликтологических проблем в сфере межличностных отношений стимулирует решение многих псиъхологических, социологических, правовых и нравственных проблем, в частности проблем межличностного общения, социально-психологического климата, психологической совместимости.
Зарождение конфликтологии
Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. Взять, к примеру, сюжет с “яблоком раздора”, библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы; можно вспомнить русские былины.
Конфликтология как самостоятельная наука является одной из самых молодых отраслей научного познания, несмотря на то, что проблемы конфликта волновали человечество с момента осознания им себя как социально-психологического феномена. Подтверждение этому мы находим в легендах, древних эпосах, сказаниях, сказках, мифах, религиозных трактатах.
Конфуций еще в VIв. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он наставлял, что нужно улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы “тяжбы не велись”. Сам Конфуций обладал несомненными достоинствами, по словам его многочисленных учеников, был “ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив”. Ему были чужды, по крайней мере, четыре недостатка: “склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство, себялюбие”.
Древнегреческий философ Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть “отец всего и царь всего”.
Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V – I V вв. до н. э.). Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а так же в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.
Уже позже, в 18-19 вв. в конфликтологии предпринимаются попытки научного обоснования конфликта, причин его возникновения, приемов и способов предупреждения и разрешения применительно к набирающему силу индивидуализму. В это время конфликт становится отдельным предметом научного познания.
В это время складываются два основных направления в конфликтологии:
— социологическое, ориентированное на изучении социальных межличностных и межгрупповых конфликтов и роли конфликта для
становления и развития общества;
— психологическое, ориентированное на изучение внутриличностных субъективных причин возникновения конфликтов.
Г. Гегель рассматривает войну как позитивное явление общественной жизни.
Ч. Дарвин выдвигает теорию биологической эволюции. Вслед за ней появляется социальный дарвинизм как направление в социальной отрасли научного познания. Его сторонники Г. Спенсер, У. Сампер, Л. Гумплович и др. рассматривают общественное развитие как результат действия биологических законов естественного отбора. При объяснении конфликтов появляются ссылки на наследственные признаки, инстинкты, психофизиологические свойства людей.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс, впоследствии В. Ленин, рассматривают конфликт как возможное и неизбежное социальное явление в форме классовой борьбы в рамках существования антагонистических формаций.
На этом этапе наряду с социологами проблемой конфликта вплотную занимаются психологи.
Г. Зиммель (немецкая школа социологии) считается первым, кто ввел в научный оборот понятие «социальный конфликт», специально занявшись разработкой теории конфликта. Среди относительно устойчивых форм социального взаимодействия (авторитет, договор, сотрудничество и др.) особое место, по его мнению, принадлежит конфликту, который выступает исключительно важной формой общественного развития. Он способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований.
Э. Дюркгейм (французская школа социологии) поставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Основанием для объединения людей выступает не необходимость в противостоянии, а взаимная потребность друг в друге. Конфликт, разрешаемый конструктивными способами, выполняет двоякую функцию: сигнализирует о социальной проблеме, а его разрешение восстанавливает социальный баланс.
В отличие от социологов психологи объясняли природу конфликта с точки зрения специфики функционирования психики человека.
Так, по мнению Зигмунда Фрейда, источник конфликта лежит в противоречивости психики человека (результат борьбы слоев «Эго», «Ид» и «Супер Эго»). Он пришел к выводу, что главным источником конфликта является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм.
Альфред Адлер в отличие от 3игмундта Фрейда предпочтение в человеческом поведении отдает социальным факторам, единству, а не расчлененности личности, рассматривая человека как социальное существо, как продукт общественного развития. Он одним из первых поднял проблему компенсаторных механизмов как величайшего смысла жизни и творческой силы человека при преодолении конфликтов.
Таким образом, если социологи ориентировались на анализ межгрупповых конфликтов, то психологи сосредоточиваются преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, одновременно участвуя и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений.
Наибольшую значимость в становление конфликтологии как науки внесли известные социологи и психологи. Основоположником французской социологической школы, представителем идеализма был Эмиль Дюркгейм. Считал что люди объединяются в общество не ради вражды а в связи с взаимной потребностью друг в друге. Решающая роль в жизни общества принадлежит Платону. Нравственность как совокупность социальных норм обладает свойством регулирования конфликтов.
Карл Маркс предложил весьма детальную концепцию социального конфликта. Конфликты свойственны всем уровням социальной жизни, вся история существования обществ была историей борьбы классов, причиной которой являлась частная собственность.
Зигмунд Фрейд пришел к выводу что главным источником конфликта является изначально присуще человеческой психике противоречие между сознательным и бессознательным. Дисгармония души является источником всех источников конфликтов: внутриличностных, межличностных и межгрупповых.
Таким образом, если социологи ориентировались на анализ межгрупповых конфликтов, то психологи сосредоточиваются преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, одновременно участвуя и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений.
Многие положения основных концепций, разработанных социологами и психологами в этот период, актуальны и в наши дни.