Как конкуренты скликивают контекстную рекламу
Скликивание в Директе: что это и как с ним бороться
Многие рекламодатели рано или поздно сталкиваются со скликиванием, когда показы и клики резко растут, а продажи — нет. В этой статье мы разберем, чем отличается скликивание от естественного всплеска показов и как защитить рекламу.
Что такое скликивание
Скликивание (кликфрод) — это намеренная накрутка кликов, чтобы вывести конкурента из борьбы в аукционе. Если коротко и упрощенно: из-за того, что на объявления рекламодателя часто и много кликают, бюджет быстро расходуется, при этом сами клики не приводят к конверсии.
Вручную скликивать объявления конкурента довольно сложно, так как этот процесс требует много времени. Нужно постоянно вводить запросы, чтобы наткнуться на нужные объявления на поиске, к тому же поисковая выдача персонализирована.
В случае с РСЯ это тоже почти невозможно: в аукционе участвуют несколько рекламодателей, объявления показываются на тысяче сайтов и таргетируются на пользователя с задержкой.
Поэтому для скликивания злоумышленники используют фрод — это программа, которая нацеливается на определенную фразу, объявление или площадку и переходит по объявлениям, которые по ним показываются.
Если вы обнаружили всплеск показов и кликов, для начала убедитесь, что вас действительно скликивают.
Вас должно насторожить:
Однако ни один из этих факторов однозначно не подтверждает скликивание. Это может быть и естественный прирост показов, вызванный, например, изменением в настройках или праздниками и выходными.
Основной признак скликивания — резкий рост количества кликов по отношению к количеству показов, при высоком CTR, отсутствии конверсий и высоком уровне отказа.
Расскажем, как обнаружить его в отчетах.
Как понять, что вашу рекламу скликивают
В первую очередь обратитесь к «Мастеру отчетов». Найти его можно в разделе «Статистика» в Директе.
Выберите нужные срезы и столбцы для отчета.
Основные показатели, которые нужно анализировать:
Построить отчет можно:
Если вы подозреваете, что ваши объявления скликивают, обязательно сравните текущие показатели с предыдущим периодом. Скликивание естественным образом влечет за собой стремительный рост не только кликов, но и показов и CTR.
Рассмотрим на примерах. Сначала построим отчет по объявлениям.
На скриншоте виден равномерный рост показов и кликов сразу по нескольким объявлениям, но при этом нет стремительного роста CTR.
Заглянем в отчет по ключевым словам.
В нем тоже не видно скликивания нет: есть плавный рост кликов по ряду ключевых слов, но без роста CTR.
Чтобы проверить скликивание в РСЯ, также построим отчет по площадкам:
На нем заметно, что показы участились по большому количеству площадок сразу, выросло и количество кликов, но стремительного роста CTR по-прежнему нет.
Если бы в кампаниях из нашего примера было скликивание, то в любом из построенных выше отчетов можно было бы увидеть резкий рост показов, кликов и CTR по одному конкретному объявлению и фразе или площадке.
Как защититься от скликивания
Делимся рекомендациями, которые помогут защитить рекламу и усложнить задачу недобросовестным конкурентам и злоумышленникам.
Что можно сделать
Чего делать не стоит
Материал подготовлен на основе вебинара.
Вся контекстная реклама в eLama
Один кошелек для 15 систем, аналитика всех кампаний в одном кабинете, бесплатное обучение и поддержка на каждом этапе
Как победить скликивание в Я. Директ и AdWords на 600 тысяч рублей в месяц
За последние полгода нам удалось победить «скликивание» нашей контекстной рекламы с бюджетом в 1 миллион рублей в месяц.
Ключом победы над фродом стал поминутный мониторинг трафика с уведомлениями об аномальных изменениях и отключением проблемных объявлений по API, и ряд отчётов, которые отражают ситуацию в реальном времени.
Рисунок 1. Диаграмма количества посетителей по ключевым словам по декаминутам
Как узнать, что вас атакуют?
«В Яндекс Директ расходы на фрод автоматически возвращаются на баланс рекламной кампании. Количество кликов, отсеянных системой защиты от фрода, отображается в отчетах «статистика по дням» «общая статистика» в строке «недействительные клики за весь выбранный период.»
В AdWords отображение уровня «недействительных кликов» можно включить на вкладке «столбцы»:
Рисунок 2. Настроенные столбцы с уровнем «недействительных кликов» в AdWords
В нашем случае, при среднем уровне «недействительных кликов» в Директе ≈ 10%, Яндексе вдруг стал возвращать 40% рекламного бюджета, а через месяц и вовсе 54%.
Следующий признак фрода – это необоснованный рост количества переходов и сильные изменения поведенческих показателей по ряду групп объявлений.
Мы заметили, что по ряду ключевых слов, по которым никогда не было больше 200 посетителей в день, вдруг появились всплески до 3 000 посетителей. По факту, бюджет, в дни подобных активностей, мог уйти на одну рекламную кампанию, если её вовремя не останавливали.
Рисунок 3. Необоснованный рост трафика по определенной группе объявлений в Директ
Яндекс и Google не защищают от фрода
Достаточно прочесть обсуждение уровня фрода в контекстной рекламе в официальном Клубе Директа, чтобы убедиться: многие рекламодатели теряют из-за фрода деньги.
Google официально признаёт ошибки своей системы защиты и предоставляет рекламодателям «Refund Claims» (возврат израсходованного бюджета). По статистике сервиса ClickSease, Google Ads в среднем возвращает 12% рекламного бюджета.
Необходимо отправить жалобу на «недействительные клики» в Адвордс, после рассмотрения которой вам возместят ≈ 12% потраченных средств. Также сервис ClickSease автоматический отправляет в Google подобные требования на возврат денег раз в 2 месяца.
В нашем случае, Google AdWords сначала признал 18% нашего трафика «недействительными» и вернул за них деньги, а когда мы отправили жалобу «refund claims», Google возместил ещё 13% бюджета.
Яндекс же не признаёт уязвимость собственных фильтров защиты и на жалобы об очевидных случаях фрода, отправляет шаблонный ответ, что проблема заключается в рекламодателе и его сайте.
В нашем случае, процент «недействительных кликов» в отчёте Я. Директа никогда не поднимался выше заветных 50% ни по одной из рекламных кампаний, даже в дни самых яростных всплесков, когда 80% бюджета «сливалось» на обычно мало популярную группу объявлений без звонков и заявок.
Рисунок 4. Уровень «недействительных кликов» в одной из кампаний в Директ
С каким уровнем атаки мы столкнулись
Мошеннический трафик направлялся по четырем направлениям бизнеса в двух городах. При подключении новых рекламных кампаний или запуске давно остановленных, в течение нескольких часов «скликивание» перераспределялось и на них.
Click Fraud не привязывался ко времени, и перераспределение бюджета, например на ночь, не давало никакого эффекта: свой объем левого трафика мы всё равно получали. «Скликивание» происходило одинаково активно и в РСЯ, и на поиске Яндекса, и в КМС Google.
На сайте боты симулировали поведение пользователя, переходили по разделам сайта, выделяли текст, естественно скролили и перемещали курсор.
Есть ли готовые средства защиты?
У всех сервисов защиты от кликфрода есть всего один инструмент прямой борьбы – это блокировка подозрительных IP адресов или площадок размещений в кампаниях Я.Директ и AdWords.
В случае, если против вас используются динамические IP, любой сервис борьбы с клик фродом всегда будет отставать на один шаг от мошенников в блокировке их по IP: бот уже совершит несколько кликов по вашей рекламе к тому моменту, когда сервис внесет этот IP в черный список и остановит по нему показ рекламы. К тому же, после того, как мошеннический софт не сможет увидеть вашу рекламу, он просто поменяет IP адрес, Hardware-ID и продолжит свои действия.
При атаке на рекламу в КМС или РСЯ, обычно используются различные места размещения, и системы автоматической защиты не могут обнаружить подозрительных площадок для блокировки.
Вернемся к блокировке по IP – здесь мы подходим к самому интересному – если в AdWords допускается блокировать до 500 IP адресов, то в Яндекс Директ можно блокировать всего лишь 25 уникальных IP адресов на одну рекламную кампанию! Столь маленький черный список IP адресов уже не актуален, так как сейчас можно спокойно закупить 500 IPv4 адресов за 10 тысяч рублей и обойти это ограничение.
Защититься от «скликивания», выполняемого на высоком уровне, можно всего двумя способами:
Отрезать часть аудитории, чтобы сохранить её большую часть
Если научиться не показывать рекламу клик ботам или мошенническим пользователям – то и навредить они не смогут.
Ищем паттерны во фроде через сервисы защиты
Для того, чтобы иметь представление о том, как именно нас атакуют, и вручную отследить закономерности в мошенническом трафике, мы подключили российский сервис защиты от фрода ClickFrog. Продукт это давно всем известный, популярный в среде CPA и так далее.
ClickFrog быстро доказал полную недееспособность:
ClickSease оказался полезнее: он начал вылавливать по 300-400 уникальных мошеннических IP в день. По каждому заблокированному IP сервис отдает статистику:
Ищем паттерны во фроде вручную
Однако даже таких очевидных паттернов оказалось мало для снижения вреда от фрода, да и отключать рекламу на мобильных не хотелось. Сервисы обычно способны только дать идеи по выявлению схожих паттернов во фроде, а дальше необходимо обнаружить фрод в Метрике (в случае атаки на Директ) и выделить его в отдельных сегмент Яндекс Аудиторий для последующего анализа и блокировки.
Рисунок 5. Пример анализа трафика по возрастным группам в Метрике для поиска паттернов фрода
а) вам удалось найти очевидный паттерн фрода, относящийся к полу, возрасту или мобильности:
Строим диаграммы, которые показывают фрод
Фрод всегда порождает очевидные очаги и пики, будь то заумный софт с имитацией поведения настоящего пользователя или группа фрилансеров, выполняющих техническое задание.
Рисунок 6. Диаграмма количества посетителей по ключевым словам по декаминутам
Для визуализации лучше всего подойдёт Google Data Studio, поскольку корректно собирать данные, разбитые по времени на 1 и 10 минут, способен только Analytics, а Метрика, при построении отчетов по декаминутам, отдаёт некорректные показатели.
По умолчанию, в Analytics или Data Studio нельзя строить графики поминутно или по 10 минутам, однако это можно сделать следующим образом в Дата Студии:
Шаг 1. Открываем редактирование полей
Шаг 2. Создаем копии следующих полей: Год, Месяц года, День месяца, Час, Минута, и называем их, например, Год (число), Месяц года (число) и так далее. Также в скопированных полях необходимо изменить Тип с формата времени и даты на „число“ как показано на рисунке.
Шаг 2. Изменяем тип скопированного поля с «даты» на «число»
Шаг 3. Создаем новое поле, в котором прописываем следующую формулу: Год (число)*10000000+Месяц года (число)*100000+День месяца (число)*1000+Час (число)*10+FLOOR(Минута (число)/10)
Шаг 3. Создаём вычисляемое поле «Время по 10 минут»
Шаг 4. Сохраняем созданное поле, затем возвращаемся к списку всех полей и находим наше новое поле «Время по 10 минут (декаминут)». Необходимо изменить его тип с «Число» на «Дата и время» как показано на рисунке, а затем обратно присвоить этому полю тип «Число».
Шаг 4. Создаём вычисляемое поле „Время по 10 минут“
Шаг 5. Создаем «Комбинированную диаграмму» и ставим как параметр наше новое поле «Время по 10 минут», как показано на рисунке. Готово.
Шаг 5. Создаём «комбинированную диаграмму»
Настраиваем уведомления на очаги фрода
Чтобы не следить за всеми случаями фрода вручную, я сделал отчёт в Google Таблицах, который обновляет данные каждую минуту и уведомляет о начале фрода.
Google Таблицы поддерживают Core Reporting API, обращаться к которому можно через «Редактор скриптов» в Таблицах.
Шаг 1. Заходим в редактор скриптов для обращения к Analytics
Рисунок 7. Редактор скриптов для обращения к Analytics Core Reporting API через Гугл Таблицы
Шаг 2. Прописываем API запрос к Analytics, чтобы получать данные о нужных показателях (например, о количестве пользователей, перешедших по платной рекламе, в каждую минуту суток, как в нашем случае).
Шаг 3. Задаем триггер на обновление данных каждую минуту:
Рисунок 8. Запрашиваем свежие данные каждую минуту для оперативного реагирования на фрод
Шаг 4. Создаем сводную таблицу из листа, обновляемого нужными данными раз в минуту, и анализируем эти показатели для настройки триггеров для уведомлений на электронную почту или же отключения групп объявлений по API Я.Директа или AdWords.
Рисунок 9. Пример настройки формул для уведомлений об аномалиях
Итоги: как победить скликивание
Противодействие клик фроду можно подразделить на три группы:
Любой адекватный конкурент будет минимизировать свой ущерб при атаке на других:
Чтобы было проще анализировать конкурентов, с которыми вы пересекаетесь, можно смотреть все включенные объявления конкурентов по каждому ключевому слову в интерефейсе Директа:
Рисунок 9. Все объявления конкурентов по ключевому слову
Кто также столкнулся со скликиванием контекстной рекламы – пишите в комментариях, постараемся помочь друг другу!
5 «серых» механик конкурентов, которые вредят вашей контекстной рекламе
Когда настраиваешь рекламу, обычно фокусируешься на правильных вещах: подборе семантики, качестве объявлений и стратегиях назначения ставок. Но когда оказывается, что бюджет еще до обеда улетает из-за скликивания, а брендовый трафик из-под носа уводят конкуренты, опускаются руки.
О конкурентах с их честными и не очень механиками полезно помнить всегда — даже если в вашей нише нет оголтелой конкуренции, когда каждый готов на все, лишь бы подпортить жизнь коллеге по цеху.
Мы разобрали 5 серых механик, которые практикуются конкурентами по контекстной рекламе. Привели примеры и рассказали, что делать, чтобы выйти с наименьшими потерями.
Скликивание (кликфрод) — это намеренные клики по объявлениям, цель которых — быстрее израсходовать бюджет рекламодателя.
Допустим, ваше объявление занимает первое место на поиске Яндекса по запросу «заказать пластиковые окна» в регионе Москва. Ниша перегрета, и у ближайшего конкурента не хватает бюджета, чтобы перебить вашу ставку. Он скликивает ваше объявление до тех пор, пока у вас не израсходуется дневной бюджет. Ваша реклама останавливается, а ближайший конкурент попадает на верхнюю строчку и получает переходы по более низкой цене — пока вы не поймете, что реклама не откручивается, и не увеличите бюджет.
Именно по причине скликивания часто «выгорают» рекламодатели, которые настраивают рекламу для себя. Не разобравшись, в чем дело, они делают вывод, что контекст не работает, и забрасывают этот канал.
Конкуренты могут скликивать объявления двумя способами: ручным и программным.
При ручном методе по объявлениям кликают люди:
Для программного метода используется софт. По объявлениям переходят боты, которые имитируют поведение пользователей. Простейшие программы покидают сайт сразу после перехода. Более продвинутые — могут показывать визиты длительностью до 15 секунд. Резкая просадка в дневном бюджете — чаще всего именно результат работы ботов.
Скликивание имеет два последствия:
Если у рекламодателя достаточно бюджета на то, чтобы пережить последствия кликфрода, во всем разобраться и дождаться решения проблемы, скликивание обернется неприятными, но не критичными издержками. Но бывает и по-другому — ушедшая на скликивание сумма может быть настолько критична, что рекламодателю придется отказаться от размещения в рекламной системе.
Не прибегая к анализу лог файлов вручную или специальными сервисами, опознать кликфрод можно по статистике рекламных кампаний.
Если вас скликивают, скорее всего, в отчетах вы увидите такие признаки:
Начнем с того, что у Яндекс.Директа и Google Ads есть свои системы отслеживания и борьбы с мошенническими кликами. Каждый переход по объявлению проверятся по множеству факторов и проходит десятки фильтров. При этом трафик фильтруется не только в момент клика, проверки продолжаются и через время после перехода. Подробнее об этом мы рассказывали в этой статье.
Если защитные механизмы систем контекстной рекламы вычислили недобросовестные клики, рекламодателю делать ничего не нужно — деньги за такие переходы не списываются. Или возвращаются на счет, когда кликфрод вычислили через какое-то время после перехода.
Узнать количество переходов, которые система контекстной рекламы посчитала недействительными, можно в отчетах.
Google Ads. Откройте отчет по кампаниям, кликните на значок «Столбцы» над таблицей и в открывшемся окне поставьте галочку напротив пункта «Недействительные клики» в блоке «Эффективность».
Не забудьте применить изменения
Яндекс.Директ. Увидеть число переходов, которые система отфильтровала как кликфрод, можно в отчетах «Общая статистика» и «Поисковые запросы». Они прописываются отдельной строкой в конце таблицы, указывается общее количество отфильтрованных переходов за весь выбранный период.
Посмотреть, как вели себя пользователи в подозрительных визитах, можно в инструменте Яндекс.Метрики «Вебвизор», а увидеть все клики — и засчитанные и отфильтрованные — там же, в отчете «Рекламные системы».
Защитные механизмы систем контекстной рекламы развиваются, обучаются и распознают кликфрод лучше с каждым годом. Но они все еще могут давать сбои. Если в статистике вы видите гораздо больше похожих на скликивание визитов, чем недействительных кликов в отчетах рекламных систем, стоит сообщить об этом — подать жалобу в отдел клиентского сервиса Яндекса или заполнить форму для оценки качества кликов Google Ads.
Реклама по брендовым запросам — это когда конкурент таргетируется на ваши брендовые запросы.
Такой прием актуален, например, для новичков в отрасли и малоизвестных компаний, у которых есть конкуренты с именем (их знают и ищут в поиске по названию бренда). Например, очередной инфобизнесмен запускает онлайн-курс по интернет-маркетингу. Похожий продукт есть у известного обучающего центра Cybermarketing. Автор нового курса добавляет брендовые запросы вроде «кибермаркетинг» в свою рекламную кампанию, чтобы охватить чужую теплую аудиторию и привлечь внимание к своему продукту.
Впрочем, таким приемом пользуются не только ноунеймы, но и именитые конкуренты — тот же Яндекс.
Если компания показывает рекламу по брендовым запросам конкурента с аналогичным продуктом и целевой аудиторией, она получает часть его трафика и потенциально теплых клиентов. Ведь раз пользователь вводит в поиск бренд, значит он точно знает, чего хочет.
Особенное преимущество конкурент получает, если рекламодатель, по брендовым запросам которого он рекламируется, не прорабатывает такие фразы в своих кампаниях. Многие их упускают — ведь сайт по таким запросам находится в топе органической выдачи. Вот только рекламные позиции выше, и для конкурента это шанс перехватить трафик.
При идеальном сценарии конкурент, который рекламируется по вашим брендовым запросам, получает ваш трафик и ваших клиентов. Однако, чтобы клиент, который искал вас, в итоге сделал заказ у конкурента, должны сработать два фактора:
Еще один неприятный момент — если вы тоже запускаете рекламу по своим брендовым запросам, из-за активности конкурента цена клика может вырасти, и эти фразы станут уже не такими выгодными.
Самый очевидный способ — вбить в строку поиска название своего бренда и посмотреть на рекламные объявления, как мы это сделали в примере с запросом «кибермаркетинг». И еще пример — по запросу «клик ру» запускает рекламу другая компания:
Если вы крутите рекламу по своим брендовым запросам, об активности конкурентов можно судить по изменившейся статистике — снижении количества переходов и увеличении стоимости клика по таким фразам.
Сначала неприятная новость — использовать чужие брендовые запросы в своих рекламных кампаниях не запрещено ни законодательством, ни правилами рекламных систем.
Так что подать жалобу, официально запретить использовать свой бренд в ключевых фразах и получить компенсацию не удастся. Если только конкурент не использовал название вашего бренда в самих заголовках и текстах объявлений, чтобы ввести пользователей в заблуждение или указать на свои конкурентные преимущества перед вами.
Например, конкурент крутит по вашему брендовому запросу объявление, в котором указывает название вашей компании, чтобы пользователь решил, что это ваш сайт, и кликнул. Или пишет в тексте что-то вроде «Доставка в 2 раза быстрее, чем у бренда N». Если название вашей компании зарегистрировано как официальный товарный знак, такая реклама — прямое нарушение законодательства. Процедуры борьбы есть и у Яндекс.Директа, и у Google Ads.
На деле на столь грубое нарушение решаются немногие. Но даже если в объявлениях конкурентов не указано название вашей компании, реклама по брендовым запросам — это неприятно. Что же делать, если официальных рычагов воздействия нет?
Заставить конкурентов отключить объявления по вашим брендовым запросам, конечно, не получится. Но можно снизить вред, который приносят их действия, и уравнять ваше положение:
Суть в том, что конкуренты выгружают ключевые слова, по которым вы крутите рекламу, и таргетируются на них.
Сделать это проще, чем кажется. Не нужно вручную перебирать семантику и смотреть, есть ли в выдаче объявления конкурентов — есть специальные сервисы. Например, с помощью инструмента «Слова и объявления конкурентов» Click.ru можно собрать не только поисковые запросы, но и тексты объявлений, просто введя адреса сайтов конкурентов.
Представьте, вы установили ставку для фразы «установка пластиковых окон», чтобы показываться на верхней позиции и получить максимум кликов по цене 172,80 руб.
Ближайший конкурент спарсил ваш запрос и установил более высокую ставку, чтобы вытеснить вас с верхней строчки. Ваше объявление опускается ниже. Для возврата позиций вам придется повышать ставку, тем самым перегревая аукцион. В итоге вы можете перебивать друг друга, пока для кого-то реклама станет невыгодной.
Если же вы сами хотите спарсить ключевые слова и объявления конкурентов, читайте наш гайд по анализу конкурентов с помощью бесплатного инструмента от Click.ru.
В первую очередь нужно рассчитать свою искреннюю ставку — максимальную цену клика, по которой закупать трафик будет выгодно. Для этого умножьте приемлемую стоимость заказа (CPO — сумма, в которую вам обходится один заказ с сайта) на коэффициент конверсии.
Допустим, вам выгодно получать заказы максимум по 800 руб, а коэффициент конверсии сайта — 3%. Тогда:
800 руб. х 0,03 = 24 руб.
Ваша искренняя ставка — 24 руб.
Предположим, что перебивкой ставок вы с конкурентом подняли списываемую цену до 20 руб. Вы можете сразу поставить ставку, при которой списываемая цена поднимется до приемлемых для вас 24 руб. Есть вероятность, что для конкурента это станет невыгодно, и на этом все закончится.
Если этого не произойдет (или ваша искренняя ставка не позволит перебивать дальше), можно попробовать «подсидеть» конкурента. Сначала резко поднять ставку. А когда конкурент снова перебьет ее, снизить ставку. При такой схеме списываемая цена для первой позиции взлетит, и конкурент будет нести убытки.
Фальшивые объявления — это реклама, которую недобросовестный конкурент запускает на ваш сайт. То есть он указывает в объявлениях ваши страницы в качестве целевых и, возможно, название вашего бренда в текстах.
Поскольку, в системах контекстной рекламы не нужно подтверждать владение сайтом и можно запускать для одного и того же ресурса множество кампаний с разных аккаунтах, такое вполне возможно.
Прием этот используется довольно редко и преимущественно в репутационных войнах.
На первый взгляд, конкуренту незачем вести трафик на ваш сайт, да еще и платить за него. Это так, если только он не использует объявления для того, чтобы испортить вашу репутацию.
Например, вы занимаетесь грузоперевозками. В фальшивых объявления конкурент может указать совершенно непривлекательные условия — высокую стоимость для этой услуги или «сроки доставки по Москве от 30 дней». На фоне нормальных объявлений в блоке такие тексты будут выглядеть отталкивающе. У пользователей, которые не знакомы с вашим брендом, может сложиться неверное впечатление, и они даже не будут рассматривать вашу компанию в качестве потенциального партнера.
В отличие от перебивки ставок и рекламы по брендовым запросам, эта тактика не просто серая — это уже недобросовестная конкуренция. Заявляя в рекламных материалах недостоверную информацию о качестве вашего продукта и условиях работы, конкурент нарушает закон. Поэтому с таким ударом по репутации можно и нужно бороться.
Поскольку такие объявления нарушают законодательство, можно смело подавать жалобы через формы в Яндекс.Директе и Google Ads. А если реклама сильно повредила вашей репутации или вы не хотите ждать, пока это произойдет, можно сразу отправить жалобу и в Федеральную Антимонопольную службу. Именно она контролирует недобросовестную рекламу.
CTR (показатель кликабельности объявлений) — важная метрика, от которой косвенно зависит сумма, которую вы платите за переход по рекламе, и позиция объявления в выдаче. Чем выше CTR, тем дешевле клики и выгоднее размещение.
CTR равен отношению кликов к показам. В обычных условиях этот показатель зависит от того, насколько качественно настроена реклама — проработаны ключевые и минус-слова, составлено объявление. Ну и от окружения в выдаче — объявления конкурентов тоже влияют на CTR.
Поскольку CTR влияет на эффективность рекламных кампаний, недобросовестные конкуренты могут попытаться искусственно снизить этот показатель по вашим кампаниям.
Чтобы снизить CTR, конкурент вручную или с помощью специального софта отправляет поисковым системам запросы, по которым показываются объявления. Предварительно свою рекламу он останавливает, чтобы CTR не пострадал. Запросы отправляются множество раз. Для системы контекстной рекламы получается, что показы есть, а кликов нет — CTR падает.
Представьте, ваше объявление откручивалось с CTR 3,2 %, а потом из-за действий конкурента количество показов увеличилось в 3,5 раза. Число кликов осталось прежним.
CTR упал до 0,9%, а значит, упал рейтинг объявления, и уже нужна более высокая ставка для компенсации.
Поскольку свои объявления конкурент предусмотрительно отключил, побороть такую схему в прямом противостоянии не получится. Антифрод-механизмы рекламных систем тоже не сработают — кликов то нет. Поэтому варианта развития событий два:
Вот что можно сделать для повышения CTR:
Все эти действия не помешают конкуренту скручивать ваш CTR, но позволят сгладить последствия этого приема.
Недобросовестная конкуренция будет существовать всегда. Применить серый метод, чтобы обойти конкурента, гораздо проще, чем выиграть в честной борьбе, развивая продукт и совершенствуя маркетинг. К счастью, в контекстной рекламе возможностей для этого не так много — системы борются с недобросовестной конкуренцией в интересах как пользователей, так и самих рекламодателей.
Чтобы обезопасить себе, будьте бдительны:
И самое главное — как можно быстрее реагируйте на действия конкурентов. И тогда все будет в порядке.
Спасибо за статью, все верно написано, хочу немного дополнить.
Мы в botfaqtor.ru занимаемся защитой от ботов и скликивания яндекс директ и гугл адс. За последние годы проверили более 100 млн визитов на сайтах наших клиентов.
Ботфактор анализирует более 100 поведенческих и технических параметров визита. Каждый из параметров имеет свой «вес», сумма этих «весов» дает четкое понимание, перед нами человек или бот. А дальше в зависимости от сервиса выполняются те или иные алгоритмы.
Весь трафик мы разделяем на 3 типа: целевой, нецелевой и боты. В отчетах наглядно видно качество трафика из разных источников.
Ближе к делу.
Как защититься от скликивания я.директ?
Как боремся: Мы научились детектировать таких посетителей и уже более полугода защищаем от скликивания рекламу наших клиентов, собрав базу в
200 000 людей и огромное количество ботов, выполняющих подобного рода задания на разных биржах (базы периодически пополняются).
Как боремся:
Мы сделали “Отчет по площадкам в РСЯ”. В нем показываем качество трафика с площадки (целевой/нецелевой/бот). С помощью этого отчета можно добавить все плохие площадки в исключения и не показывать на них свою рекламу. Скоро сделаем автоматическое добавление плохих площадок во все защищаемые кампании.
Если есть вопросы по ботам, пишите, с удовольствием отвечу 😉