Как конспектировать большие объемы информации

Коротко и ясно: как конспектировать информацию

Как запоминать на уроке всё самое важное

Как конспектировать большие объемы информации. %D0%BA%D0%B0%D0%BA %D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8 %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-%D0%BA%D0%B0%D0%BA %D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8 %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка %D0%BA%D0%B0%D0%BA %D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8 %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B

Как конспектировать большие объемы информации. %D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка %D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0

От умения конспектировать материал, который даётся на уроке, во многом зависят успехи в учёбе. Правильно составленный конспект содержит наиболее важную информацию, удобно её структурирует, ускоряет запоминание и помогает быстро повторить материал. Рассказываем, как научиться конспектировать и делимся простыми методами ведения конспектов.

Как конспектировать большие объемы информации. Frame 3. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-Frame 3. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка Frame 3

Как правильно конспектировать информацию

Большой текст, лекция на сложную тему, параграф из учебника или материалы к экзаменам — запомнить что угодно помогут конспекты. Самое важное, что нужно учесть при конспектировании, — правильное оформление. Старайтесь выделять из большого массива информации главное и выделяйте это в конспекте цветом или подчёркиванием. Ведите конспект структурно. В этом помогут, например, заголовки, пункты, списки и таблицы. Помните, что по конспектам легко повторять материалы, поэтому ведите из аккуратно и наглядно, чтобы в любой момент вернуться к нужной теме, блоку, части.

Методы конспектирования

👉 Метод Корнелла

Поможет научиться анализировать и структурировать информацию.

Как сделать

1. Берем лист А4. Одну линию проводим вверху листа — там будет дата и заголовок. Вторую — в самом низу листа, но так, чтобы под чертой поместилось несколько предложений.

2. Далее проводим вертикальную линию, чтобы разделить середину листа на две части. При этом правая колонка должна быть в два раза шире левой.

3. Во время урока в правую, широкую колонку, нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. После лекции в левую колонку переносится вся самая важная информация: правила, формулы, даты, имена.

4. В течение суток после лекции заполняется нижнее поле: там нужно записать краткое резюме всего занятия.

Как конспектировать большие объемы информации. A4 7. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-A4 7. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка A4 7

Вот так выглядит метод Корнелла на бумаге.
Скачайте шаблон и пользуйтесь на уроках.

👉 Метод Билла Гейтса

Нужно разделить лист бумаги на четыре квадрата. В каждом квадрате записывается отдельный блок данных из лекции. При этом материал оценивается прямо по ходу прослушивания и фиксируется в том или ином квадрате.

В зависимости от темы лекции квадраты могут содержать теорию, практические примеры, цифры, интересные факты. Благодаря этому методу можно избежать механического записывания, когда информация фиксируется на бумаге, но не откладывается в голове.

👉 Метод предложений

От обычного конспектирования, когда мы записываем всё, что говорит преподаватель, метод отличается тем, что каждое предложение пишется с новой строки и нумеруется. Нумерация помогает делать отсылки от одной части лекции к другой. В результате больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках и перечёркнутых записях — получается список, который удобно перечитывать.

Дополнительно советуем попробовать метод карточек для запоминания. Почитать об этом способе работы с информацией и разобраться в его плюсах можно тут.

Изображение на обложке: Karolina Kalinowska / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Правила конспектирования текста

«Конспект» в переводе с латинского означает «обзор». Под ним понимают письменный текст, в котором кратко и емко отображаются ключевые моменты из первоисточника.

Как конспектировать большие объемы информации. shablon llllllllllllllkadry 2. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-shablon llllllllllllllkadry 2. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка shablon llllllllllllllkadry 2

« Конспект » в переводе с латинского означает «обзор». Под ним понимают письменный текст, в котором кратко и емко отображаются ключевые моменты из первоисточника.

По сути, на лекциях в ВУЗах студенты занимаются именно конспектированием текста.

«Конспектировать» значит фиксировать основные моменты из первоисточника, формировать исключительно полезный текст.

Виды конспектов

«Золотые правила» конспектирования текста

Рассмотрим советы студентов и опытных педагогов о том, как правильно и грамотно конспектировать тексты.

Совет №1. Выделяйте главную мысль

Во время лекций фиксировать ключевые моменты лучше, когда преподаватель закончил основную мысль и перешел к ее комментированию, приводит примеры и пр.

Совет №2. Выделяйте заголовки

Чтобы позже было легче разобраться в собственных записях, выделяйте заголовки и подпункты. Для этого достаточно иметь 2 паст ы разных цветов или цветной маркер.

Если под рукой не оказалось ничего яркого или отличного, то стоит хотя бы подчеркивать заглавия и определения.

Совет №3. Используйте сокращения

Чтобы облегчить участь студентов и успеть зафиксировать все важные моменты, стоит либо увеличить скорость написания текста, либо использовать сокращения.

Второй вариант – самый оптимальный. Достаточно в конце тетради или на полях (на всякий случай) зафиксировать сокращение и его расшифровку, а затем можно использовать его на всех занятиях.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Совет №4. Старайтесь фиксировать все то, что записывает лектор на доске

Преподаватели на лекциях показывают ряд примеров или фиксируют на доске тезисы, которые помогут в дальнейшем понять ход мысли. Не стоит оставлять это без внимания. Обязательно переносите примеры и факты из доски в тетрадь.

Совет №5. Используйте графические навыки

Порой несколько тетрадных листов можно уместить в одной небольшой таблице или схеме. Если вам предстоит конспектировать большой объем информации, то досконально изучите весь материал.

Выделите важные моменты и постарайтесь их изложить с помощью таблиц, графиков, схем, сокращений и стрелок и пр. Это сократит не только место в тетради, но и время на написание конспекта.

Совет №6. Диктофон

Если скорость письма хромает, а восприятие информации на слух слабое, то лучше всего использовать диктофон, а затем, прослушивая в очередной раз запись, полноценно конспектировать данные.

Сейчас диктофон есть даже у школьника. Эта функция включена в состав любого (даже самого простого) мобильника.

Совет №7. Если не успеваете за лектором, пропускайте гласные в словах

К этой рекомендации следует прибегать в крайних случаях. Многие студенты и аналитики отмечают, что отсутствие гласных в словах не усложняет процесс восприятия информации.

Более того, в рамках одной дисциплины чаще всего используют одни и те же профессиональные «клише».

Например, «совокупность» можно сократить как « свкпнст ». Память человека – до сих пор не до конца изученный феномен. Многие слова можно вспомнить интуитивно или с помощью ассоциаций.

Таким образом, конспектирование текста предполагает выделение исключительно важных моментов. Данный процесс предполагает формирование полезного текста, без лишней информации.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Как правильно вести конспекты

Как сделать ведение конспекта увлекательным, а записи полезными.

Как конспектировать большие объемы информации. a583fa1e5213ee318ca922f7e76244df. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-a583fa1e5213ee318ca922f7e76244df. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка a583fa1e5213ee318ca922f7e76244df

Как конспектировать большие объемы информации. dfb3a5027b34cb27fb55ba2ce3a9060a. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-dfb3a5027b34cb27fb55ba2ce3a9060a. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка dfb3a5027b34cb27fb55ba2ce3a9060a

Конспект пригодится в любом обучении: в университете, на онлайн-курсах, при прослушивании вебинара или лекции. Он поможет зафиксировать информацию так, чтобы она оставалась в памяти и обучение было более эффективным.

Конспект (от лат. conspectus) — обзор, очерк, краткое изложение любого текста: урока, лекции, книги. В нём ёмко, в виде тезисов или вопросов, записывают ключевую информацию.

Кажется, нет ничего проще — нужно только записывать под диктовку лектора. Но тут есть сложность. Обычное копирование в тетрадь слово в слово огромных фрагментов текста бессмысленно. Чтобы конспект принёс реальную пользу и в нём было легко ориентироваться, важно конспектировать правильно. Этому искусству обычно не учат в школе и университете, но его можно освоить самостоятельно.

Как конспектировать большие объемы информации. 07013202062021 11a3428e7abc9bac29137421556331dcb1a157b9. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-07013202062021 11a3428e7abc9bac29137421556331dcb1a157b9. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка 07013202062021 11a3428e7abc9bac29137421556331dcb1a157b9

Пишет статьи о дизайне и маркетинге. Любит книги и путешествия в горы.

Какая польза от конспектов

Сначала разберёмся, зачем вообще надо вести конспекты.

Быстрее запоминать: когда вы просто читаете, то задействуете краткосрочную память. Записывание переводит информацию из краткосрочной в долгосрочную память, а зрительная память дополняется двигательной.

Быстро освежить в голове нужную информацию, найти ответ на срочный вопрос. Конспект сэкономит время: не придётся пересматривать лекцию или перечитывать книгу, достаточно пролистать тетрадь с важными тезисами.

Лучше концентрироваться на предмете. Когда вы записываете, то мозг не пассивно поглощает информацию, а обрабатывает её. Вы глубже погружаетесь в содержание лекции, анализируете материал. Можете начать искать примеры из жизни, становитесь активными и вовлечёнными. Такие знания уже будет легче применить на практике.

Пополнить базу знаний по конкретной теме и при необходимости углубляться в неё.

Где вести конспекты

От руки в тетради или в электронном виде на компьютере? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Исследования, в том числе проведённые учёными из Пристонского университета, показали, что при конспектировании от руки слушатели лучше усваивают и запоминают материал лекции. И по прошествии времени могут вспомнить гораздо больше, чем те, кто печатал на компьютере. Кроме того, используя ноутбук, гораздо проще отвлечься. Большинство студентов начинают проверять почту, играть в игры, смотреть открытые ссылки.

Но печатать гораздо быстрее, чем писать от руки, и конспекты получатся более подробными. Решая, где вести конспекты, отталкивайтесь от задач и своего удобства. Например, если вам нужно создать базу знаний по теме — больше подойдёт электронный формат. Если главное — запомнить и осмыслить много информации, пишите конспекты от руки.

Принципы ведения конспектов

Есть несколько правил грамотного составления конспектов.

Конспектируйте только самое важное. Это один из ключевых моментов. Не записывайте за преподавателем каждое слово. Так вы быстро устанете физически и эмоционально, ваше внимание будет сосредоточено не на материале, а на том, чтобы успеть записать. Вы мало что запомните, а потом ещё и не сможете разобраться в своих записях.

Чтобы оставаться вовлечённым:

Сокращайте. Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:

Вы можете придумать собственную систему обозначений. А чтобы расшифровать записи через какое-то время — сделайте на первой странице или в конце тетради ключ и внесите туда все символы и их значения.

Структурируйте информацию, делайте акценты, чтобы в записях было легче ориентироваться и читать их:

Визуализируйте, используйте графику.

Добавьте цвета. Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст.

Но не увлекитесь цветами, чтобы конспекты не превращались в раскраску. Тогда мозгу будет сложно понять, на что нужно обратить внимание. Достаточно двух-трёх основных цветов.

П еречитывайте конспект. Это важно, хоть и трудно найти на это время. И лучше делайте это несколько раз:

Подводите итоги для каждой темы или лекции. Напишите после занятия небольшое резюме по всему конспекту. Ответьте на вопросы: «Что вы усвоили? О чём был этот блок информации? Что было самым важным?» Когда вы пытаетесь ответить на них, мозг вынужден включаться в работу. Если какие-то моменты остались для вас непонятными, вернитесь к ним: погуглите ответ, спросите преподавателя или сокурсников, загляните в справочник.

Методы ведения конспектов

Корнелла

Метод разработал профессор Корнелльского университета Уолтер Паук в середине прошлого века. Эта техника подразумевает, что нужно записывать только самое важное, проанализировать большие потоки информации. Идея в разделении страницы на несколько основных блоков.

Как конспектировать большие объемы информации. 07104402062021 d3cfbcc5a4b11450171073d5b430a849a808c5de. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-07104402062021 d3cfbcc5a4b11450171073d5b430a849a808c5de. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка 07104402062021 d3cfbcc5a4b11450171073d5b430a849a808c5de

Возьмите лист А4 или обычный тетрадный и разделите его:

Можно скачать и распечатать готовые шаблоны.

Ментальные карты

Второй по популярности метод — майнд-карты (интеллект-карты, mind maps, карты мыслей). Информация конспекта представляется в виде древовидной схемы: от корневого элемента (темы) расходятся ветви (тезисы, идеи).

В центре страницы напишите основное понятие, ключевую идею, обведите в кружочек или рамку. В течение лекции к этому ядру присоединяйте остальные блоки, относящиеся к теме: слова, ассоциации, рисунки, мысли. Уводите эти «ветки» в разные стороны. Такой конспект поможет структурировать сложную информацию и лучше запомнить её.

У создателя этой техники Тони Бьюзена есть книга, где подробно описан метод.

Как конспектировать большие объемы информации. 07122402062021 c81a7ac3f5d9e59d068e0f67ecdc1f572c9c7a6f. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-07122402062021 c81a7ac3f5d9e59d068e0f67ecdc1f572c9c7a6f. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка 07122402062021 c81a7ac3f5d9e59d068e0f67ecdc1f572c9c7a6f

Метод предложений

Эта техника схожа с обычным конспектированием, когда вы пытаетесь записать всё, что говорит лектор. Но с важным отличием: каждое предложение или тезис нужно записывать с новой строки и нумеровать по порядку. Это поможет не запутаться во время чтения конспекта. А чтобы установить связь между разными частями текста, сделайте пометку, отсылая от одного предложения к другому (например, у предложения №5 напишите «См. №2»).

Такой конспект привычен, и к нему легко перейти. Он подходит для длинных лекций, когда преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую.

Как конспектировать большие объемы информации. 07133602062021 437a183cb232a86e6ac97e41924de3b8d501cfc5. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-07133602062021 437a183cb232a86e6ac97e41924de3b8d501cfc5. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка 07133602062021 437a183cb232a86e6ac97e41924de3b8d501cfc5

Метод течения

Flow method (метод потока, метод свободных ассоциаций) разработал Скотт Янг, канадский писатель и коуч. Он считает, что слушать лекцию нужно не пассивно, а развивая свои идеи и ассоциации. Только так можно получить максимальную пользу и научиться чему-то.

Суть метода в том, чтобы записывать за лектором только ключевые тезисы по теме. А дальше, размышляя над информацией, фиксировать свои мысли и комментарии. Записывать можно в любой удобной форме: таблицы, схемы, рисунки, интеллект-карты или всё вперемешку. Это помогает усвоить и запомнить материал сразу и понять, как можно применить новые знания в жизни.

Как конспектировать большие объемы информации. 07144502062021 41d3b213af182e94df6a7aac9d768b3e3d8b5265. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-07144502062021 41d3b213af182e94df6a7aac9d768b3e3d8b5265. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка 07144502062021 41d3b213af182e94df6a7aac9d768b3e3d8b5265

Такой способ можно использовать, когда не нужно дословно воспроизводить материал или собирать базу знаний. Подробнее о методе можно почитать в инструкции Скотта Янга.

Метод отступов

Суть метода — в изложении тезисов от общего к частному. Выберите четыре-пять ключевых моментов лекции. В левом верхнем углу запишите основное понятие или тему. Потом, используя отступы, к каждой основной теме добавляйте подтему. К ним — более подробные тезисы или мысли. Получится длинный список с несколькими уровнями вложения. Для маркирования можете использовать стрелки, цифры, буквы, точки. Заметки будут выглядеть примерно вот так:

Как конспектировать большие объемы информации. 07152102062021 dd51897b04e6e0e4cdf2ef03dc355a4ebb13c670. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-07152102062021 dd51897b04e6e0e4cdf2ef03dc355a4ebb13c670. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка 07152102062021 dd51897b04e6e0e4cdf2ef03dc355a4ebb13c670

Плюс метода — хорошая организация записей, их легко просматривать и редактировать, прослеживать взаимосвязь между элементами.

Метод боксов

Суть в том, чтобы помещать каждый тематический блок в отдельные «боксы».

Нарисуйте на странице несколько квадратов или прямоугольников. Расположите их в хаотичном порядке, чтобы всё не выглядело как таблица. В каждый бокс «заключите» основную тему и ключевые идеи, фразы, слова и другую информацию, связанную с ней.

Плюс боксов в том, что так визуально легче воспринимать информацию: ваше внимание направлено только на определённый аспект темы, факты не путаются между собой. Метод подходит для запоминания иностранных слов, дат, событий, изучения биографий людей, сопоставления нескольких понятий. В общем, много чего.

Как конспектировать большие объемы информации. 07162302062021 aa142f6bdbae36f0d91792a2c893415e4f52bfed. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-07162302062021 aa142f6bdbae36f0d91792a2c893415e4f52bfed. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка 07162302062021 aa142f6bdbae36f0d91792a2c893415e4f52bfed

Пробуйте разные методы ведения конспектов для разных задач и предметов, смотрите, что подходит и ближе всего именно вам. Экспериментируйте: скомбинируйте несколько методов, модифицируйте какой-то из них под себя или создайте свой собственный. Главное — чтобы он работал: информация легко усваивалась и оставалась надолго в памяти.

Ahmet Misirligul / Bohbeh / GaudiLab / Astro Ann / Shutterstock / Dana Moskvina для Skillbox

Источник

Как конспектировать правильно

Как конспектировать большие объемы информации. %D0%BA%D0%B0%D0%BA %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-%D0%BA%D0%B0%D0%BA %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка %D0%BA%D0%B0%D0%BA %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C

Умение быстро и правильно писать конспекты очень важно, ведь его можно считать одним из самых важных навыков для достижения успеха в учебе и даже в работе. Но, к сожалению, в школах и институтах нас практически не учат искусству конспектирования, поэтому осваивать его приходится самостоятельно. Сегодня мы расскажем вам о важных правилах составления конспектов, а также познакомим с несколькими интересными способами конспектирования, которые используют многие успешные люди.

Для чего нужны конспекты

Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.

Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе (кстати, у нас есть статья «Как составить конспект по истории»). Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.

Уже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.

Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует более быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда существенная экономия времени и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.

Умея правильно делать конспекты, вы сможете серьезно повысить свои шансы на успех в учебе и достижение целей в профессиональной, творческой и даже личной жизни. В доказательство этому приведем несколько тезисов о пользе конспектов.

При этом к ним можно обратиться даже по прошествии нескольких лет, когда потребуется вернуться к какой-то информации. Некоторые люди даже хранят конспекты не как источник ценных сведений, а как память.

Кстати, если вы считаете, что вести конспекты традиционным способом (с помощью ручки и бумаги) стало неактуально, и для этого гораздо удобнее использовать компьютер, рекомендуем посмотреть это небольшое видео на данную тему.

Базовые правила конспектирования

Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).

В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались). В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером).

Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:

Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:

Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте.

Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.

Как грамотно конспектировать лекции

Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.

Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно развивать умение концентрироваться, сосредотачиваться и не отвлекаться.

Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.

Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного. Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно.

Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:

Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал. И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально.

Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):

Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.

означает «-ание» или «-ение» (повед

Как конспектировать большие объемы информации. %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82 1. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82 1. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82 1

А вот пример удачной:

Как конспектировать большие объемы информации. %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82 2. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82 2. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82 2

Как конспектировать большие объемы информации. %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82 3. Как конспектировать большие объемы информации фото. Как конспектировать большие объемы информации-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82 3. картинка Как конспектировать большие объемы информации. картинка %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82 3

В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:

Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.

Эффективные методы конспектирования

Разу уж мы уже завели речь о картах памяти, то и начать этот блок будет логично именно с них.

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт, известный также как майнд-мэппинг, считается одним из самых популярных для составления конспектов по сложным темам. Он был разработан английским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном в 70-х годах ХХ века. (Сегодня, кстати, метод активно применяется при проведении брейнсторминга).

Вы берете чистый лист бумаги и размещаете посредине центральное понятие. Уже от него вы разбрасываете в разные стороны ветви или стрелки, ведущие к ключевым идеям, связанным с главной темой. Лучше всего записывать одно слово, опираясь на которое, с помощью ассоциаций вы будете извлекать из памяти касающуюся его информацию.

Для применения этого метода вам понадобятся разноцветные ручки или маркеры, т.к. ориентироваться в материале гораздо легче, выделяя определенные слова своими цветами. Но это лишь основы. Более подробно о методе ментальных карт вы можете почитать в наших статьях «Ментальные карты» и «Как использовать ментальные карты».

Метод Билла Гейтса

Метод конспектирования Билла Гейтса, как и следует полагать, был разработан самим Биллом Гейтсом – американским предпринимателем, филантропом и общественным деятелем. Во время переговоров он всегда делает пометки в блокноте или тетради, структурируя получаемую информацию.

В общих чертах метод выглядит так: вы делите лист бумаги на несколько квадратов, например, на четыре. В каждый квадрат вы в тезисной форме записываете информацию по конкретной теме. К примеру, в одном квадрате у вас могут быть даты, в другом – имена, в третьем – места или события, в четвертом – возникающие у вас вопросы и т.п.

По мнению некоторых людей, метод Билла Гейтса является несколько видоизмененным вариантом метода Корнелла. И с ним вам тоже обязательно нужно познакомиться.

Метод Корнелла

Метод Корнелла (или Корнелльский метод) разработал в середине ХХ столетия Вальтер Паук – профессор Корнелльского университета. Суть в следующем: вам нужно взять лист А4 и разметить его определенным образом.

Проведите две горизонтальные линии: одну сверху листа – для дат и заголовков, и одну снизу – для резюме по конспекту (под линией должно оставаться место для 5-6 предложений).

Посередине листа проведите длинную вертикальную линию, чтобы она делила лист на две колонки: колонка слева должна быть небольшой, а справа – большой (лучше, чтобы ее ширина была чуть более 6 см).

В процессе конспектирования статьи, книги или лекции ведите основные записи в правой колонке. Оставляйте между предложениями немного пустого места, чтобы можно было что-то дописать позже.

По окончании конспектирования заполните левую колонку. В ней нужно отметить наиболее важные идеи, даты, имена, места и т.п. Сюда же можно вносить возникшие у вас вопросы. Затем, не теряя времени, заполните место под нижней горизонтальной чертой – запишите туда в нескольких предложениях основную суть всего конспекта.

Не будет лишним заметить, что метод Корнелла приобрел большую популярность в США, а в ряде учебных заведений его даже хотят сделать обязательным к освоению учащимися, ведь он не просто помогает быстро и грамотно записать информацию, но и мотивирует к перечитыванию записей, их дополнению и переработке.

Метод течения

Метод течения подходит тем, кто не хочет писать вслед за лектором, словно стенографист. Разработал его канадский писатель и журналист Скотт Янг. Главная идея метода заключается в том, что лекцию нужно воспринимать не как пассивный, а как активный процесс, т.к. лишь в этом случае от него можно получить максимальную пользу.

В процессе конспектирования вы должны размышлять и развивать свои идеи, записывая только ключевые моменты, а остальное комментируя собственными словами. Естественно, в этом случае ваши записи будут отличаться от слов лектора, поэтому применять метод лучше, если дисциплина допускает последующее формулирование мыслей по-своему.

Если же приходится конспектировать массу каких-либо точных данных, а метод вам все равно нравится, возьмите для подстраховки на лекцию диктофон, чтобы потом, переслушав, дополнить конспект тем, что упустили.

Метод предложений

И, наконец, один из самых простых методов конспектирования – метод предложений. Он напоминает классический метод стенографирования, когда слушатель стремится зафиксировать абсолютно все, что слышит от лектора.

Однако отличие состоит в том, что вы записываете каждое предложение с новой строки, при этом нумеруя его. Благодаря нумерации вы сможете легко сослаться в одном предложении на другое, просто сделав соответствующую пометку, к примеру, «см. №17».

Думаем, что теперь в вашем арсенале появится несколько полезных инструментов ведения записей, и надеемся, что ваша учеба или работа станет немного легче, а результаты будут лучше. Но в заключении все же предлагаем еще одно небольшое видео с несколькими эффективными советами по конспектированию.

Желаем вам удачи и успехов!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *