Как конспектировать монографию по истории
Конспектирование монографий
Конспектирование монографий также является одной из главных форм самостоятельной работы студентов. С одной стороны, внимательно ознакомившись хотя бы с одной из монографий по профильной дисциплине в семестр, студент глубже усваивает фактический и теоретический материал. С другой стороны, эта форма работы позволяет ему понять специфику, структуру и методику научного исследования, что, безусловно, окажет впоследствии помощь в написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Преподаватель в начале семестра должен представить студентам список монографий по своей дисциплине.
Алгоритм работы по конспектированию монографии следующий:
— Конспект монографии должен быть оформлен в отдельной тетради.
— Вначале указываются автор и точные выходные данные монографии, количество страниц.
.-Структура конспекта должна полностью соответствовать структуре книги.
— Читая специальную литературу, следует делать выписки конспективного характера, а не переписывать монографии.
— Наиболее важные формулировки, выводы должны быть выписаны дословно со ссылками на автора и указанием страниц его работы.
— При чтении и конспектировании монографии нужно обращать внимание на методологию и методы, используемые исследователем (можно делать отметки на полях).
Написание научного доклада.
— Доклад представляет собой небольшое самостоятельное исследование, поэтому, считаю, что он должен быть написан на основании источников и монографической литературы, включая информацию соответствующих сайтов Интернет
— Доклад должен быть небольшим по объему: от 10 до 15 страниц рукописного текста.
— Он оформляется как небольшая курсовая работа (с планом, актуальностью темы, научными ссылками на источник, с заключением, списком используемой литературы и т.д.)
— Во введении, как и в курсовой работе, представлена актуальность темы, дается подробный анализ используемых источников.
— Докладчик на семинаре не должен слово в слово читать по страницам, он должен свободно владеть текстом.
— Доклад обсуждается на семинарском занятии. Преподавателем и студентами дается его оценка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Научно-
образовательный
портал IQ
Как написать аналитический конспект
«Муки творчества» Леонид Пастернак, XIX век / Wikimedia Commons
Аналитический конспект книги или статьи — первый шаг к написанию реферата или самостоятельного исследования. Конспект призван продемонстрировать, что вы внимательно прочли текст, поняли его, способны изложить основные тезисы и оценить сильные и слабые стороны аргументации автора. IQ публикует советы от Алексея Плешкова, директора ИГИТИ им. Полетаева НИУ ВШЭ, и Ольги Алиевой, доцента и преподавателя Школы философии НИУ ВШЭ, как законспектировать статью так, чтобы получившийся текст отражал всю суть исследования — и мог при случае помочь и вашим коллегам.
Аналитический конспект должен передавать основное содержание текста и его структуру. Он должен быть написан ясным языком и быть понятен тому, кто не читал статью. Поэтому избегайте экспрессивных эпитетов («прекрасная/ужасная работа» и т.п.), пустых фраз («над этой проблемой люди ломают голову еще с древности…») и риторических вопросов. Помните о том, что вы пишете не публицистический текст.
Если вы используете сокращения (Т, Т’, А1), то стоит добавить легенду (Т — основной тезис, Т’ — вспомогательный тезис, А1 — первый аргумент). Чрезмерная формализация не нужна, но из конспекта должно быть очевидно, каков основной тезис автора, какие аргументы приводятся в его поддержку, какова структура повествования. Собственно, поэтому конспект обычно — это небольшая работа. Но не стесняйтесь фиксировать любые детали, которые, на ваш взгляд, будут полезны в дальнейшей работе. Это можно сделать, например, в критической части: вы не согласны с тезисом или предложенной интерпретацией; напротив, вы можете усилить аргументацию автора дополнительным доводом или уточнить тезис.
Аналитический конспект не требует обязательного оформления сносок и библиографии, однако при работе над конспектом стоит заглянуть в ту литературу, на которую ссылается автор (это позволит понять интеллектуальный контекст, «горизонт ожидания», из которого автор исходит). Кроме того, стоит фиксировать страницы, к которым вы отсылаете: конспект — это опорный пункт, к которому вы будете обращаться при дальнейшей работе, а поэтому ориентироваться по нему должно быть максимально просто.
«Просвещение XXI века» / RSA Animation
Два замечания. (1) Само собой, хороший конспект — это серьезная работа, поэтому писать конспекты каждой прочитанной статьи или книги невозможно. Однако ключевые для вашего реферата или самостоятельного исследования тексты стоит конспектировать. (2) Конспект не заменит и не исключает повторного чтения. Ключевые тексты потому и ключевые: перечитывая их, всегда можно найти что-то новое (доверяй, но перепроверяй, в т.ч. — сам себя).
Наконец, помните, если статья кажется вам рыхлой, если тезис не получается обнаружить, а аргументы не складываются в систему, вполне вероятно — это ваша недоработка. В любом случае, конспект нужен не для того, чтобы осудить, но чтобы понять. Поэтому ваша задача — представить текст в наиболее сильном, «выгодном» для его автора свете, руководствуясь т.н. «принципом академической благожелательности», ПАБ (Charity Principle).
Ниже изложено несколько простых шагов к написанию конспекта.
Само собой, ПАБ не означает, что вы должны во всем соглашаться с автором, закрывать глаза на ошибки или провалы аргументации. Поэтому
5. Последняя часть аналитического конспекта — критическая. В ней следует обозначить, насколько аргументы автора поддерживают его основной тезис. Если какие-то из доводов показались вам неубедительными, об этом тоже нужно сказать. Но не забывайте, критичность — это не критиканство. Критичным может быть и продуманное одобрение. Любое ваше утверждение должно быть обосновано, даже если вам оно кажется очевидным.
«Изменение парадигм образования» / RSA Animation
Критическая часть должна быть взвешенной и неэмоциональной. Например, вы можете:
оценить, насколько все аргументы складываются в систему и поддерживают авторский тезис, есть ли скрытые противоречия между разными аргументами, все ли по делу;
защитить позицию, с которой спорит автор;
подкрепить или развить тезис автора собственными аргументами;
привести контраргументы, опасные для авторской интерпретации, не обязательно опровергая ключевой авторский тезис;
сравнить преимущества различных позиций по поводу рассматриваемого вопроса;
показать, что автор исходит из невыраженных предпосылок, и атаковать их;
сделать выводы из утверждений автора и оценить их убедительность;
и др.
Не забывайте, что конспектом будут пользоваться ваши коллеги, и от того, насколько серьезно вы подойдете к делу, зависит успех и их работы. Наука — общее дело.
IQ
Конспектирование монографий
Конспектирование монографий также является одной из главных форм самостоятельной работы обучающихся. С одной стороны, внимательно ознакомившись хотя бы с одной из монографий по профильной дисциплине в семестр, обучающийся глубже усваивает фактический и теоретический материал. С другой стороны, эта форма работы позволяет ему понять специфику, структуру и методику научного исследования, что, безусловно, окажет впоследствии помощь в написании курсовых и выпускных квалификационных работ по криминалистике.
Алгоритм работы по конспектированию монографии следующий:
— конспект монографии должен быть оформлен в отдельной тетради;
— вначале указываются автор и точные выходные данные монографии, количество страниц;
— структура конспекта должна полностью соответствовать структуре книги;
— читая специальную литературу, следует делать выписки конспективного характера, а не переписывать монографии;
— наиболее важные формулировки, выводы должны быть выписаны дословно со ссылками на автора и указанием страниц его работы;
— при чтении и конспектировании монографии нужно обращать внимание на методологию и методы, используемые исследователем (можно делать отметки на полях).
После проверки конспектов преподаватель назначает время «защиты». Целесообразной, на наш взгляд, является защита обучающимися конспектов монографий (так же, как защита курсовых работ) в присутствии группы. Обучающийся готовит короткий доклад, уделяя при этом внимание ключевым и дискуссионным проблемам, отвечает на вопросы аудитории и лишь после этого преподаватель оценивает его работу. Группа, в свою очередь, выслушав доклады каждого, значительно пополняет запас знаний об исследовательской литературе. Аналогичным образом можно предложить обучающимся законспектировать статьи – публикации последних лет проблемно-дискуссионного характера из центральной периодической печати.
Написание научного доклада
— доклад представляет собой небольшое самостоятельное исследование, поэтому, он должен быть написан на основании источников и монографической литературы, включая информацию соответствующих сайтов Интернет;
— доклад должен быть небольшим по объему: от 10 до 15 страниц рукописного текста;
— он оформляется как небольшая курсовая работа (с планом, актуальностью темы, научными ссылками на источник, с заключением, списком используемой литературы и т.д.);
— во введении, как и в курсовой работе, представлена актуальность темы, дается подробный анализ используемых источников;
— докладчик на семинаре не должен слово в слово читать по страницам, он должен свободно владеть текстом;
— доклад обсуждается на семинарском занятии. Преподавателем и обучающимися дается его оценка.
Подготовка терминологических словарей и справочников
В тетради для практических занятий последние страницы следует отводить под терминологический словарь и справочник.
— они составляются обучающимися во время прослушивания лекций и самостоятельной подготовки к практическим занятиям;
— преподаватель во время лекции и практических занятий обращает внимание обучающихся на термины обязательные для запоминания;
— обязательные для усвоения термины должны быть включены в тестовые задания, контрольные работы и т.д.;
— окончательные проверка знаний терминологии курса происходит во время экзамена.
Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающихся.
Методические рекомендации по составлению процессуальных документов
Все процессуальные документы, а именно протокол осмотра (фрагмент протокола) и постановление о назначении судебной экспертизы составляются в строгом соответствии с требованиями УПК РФ.
При этом при описании в протоколе осмотра места происшествия обстановки в целом или отдельных следов преступления и иных объектов, имеющих значение для дела, настоятельно рекомендуется использовать только общепринятые в криминалистике термины, воздерживаясь при этом от пространных или предположительных суждений о местонахождении, происхождении, количественном и качественном составе тех или иных объектов.
В связи с этим для более полного и качественного описания отдельных следов преступления в протоколе их осмотра рекомендуется воспользоваться специально разработанными учебными, учебно-методическими или практическими пособиями по описанию отдельных следов преступления.
При составлении постановления о назначении судебной экспертизы (в частности, при формулировании вопросов эксперту) настоятельно рекомендуется воспользоваться соответствующими учебными или практическими пособиями по отдельным родам (классам) судебных экспертиз.
Процессуальные документы должны выполняться разборчивым почерком с помощью шариковой ручки чернилами синего или черного цвета, выполнение процессуальных документов карандашом недопустимо.
Измерительным материалом контроля освоения изучаемого материала является рекомендуемое кафедрой «Пособие по криминалистической технике для аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся» (автор и сост. доц., к.ю.н. Воробьёва И.Б.).
Фонд оценочных средств
9.1. Вопросы для проведения экзамена по магистерской дисциплине
«Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений»
1. Понятие криминалистической методики.
2. Система и задачи криминалистической методики.
3. Исходные положения формирования частных криминалистических методик.
4. Структура частной криминалистической методики
5. Этапы процесса расследования и их характеристика.
6. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании террористических актов.
7. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела при расследовании террористических актов.
8. Первоначальный этап расследования террористических актов.
9. Типичные следственные ситуации расследования террористических актов. Особенности планирования расследования.
10. Особенности производства отдельных процессуальных действий при расследовании террористических актов. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами.
11. Последующий этап расследования террористических актов.
12. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
13. Особенности возбуждения уголовного дела и планирования расследования при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.
14. Особенности тактики следственных действий при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними. Судебно-психологическая экспертиза.
15. Понятие организованной преступности. Характеристика криминальной деятельности организованных преступных групп.
16. Особенности первоначального этапа расследования преступлений, совершаемых организованными группами лиц.
17. Специфика оперативно-розыскной деятельности, связанная с выявлением преступлений, совершаемых организованными группами лиц.
18. Типичные следственные ситуации и тактические операции, проводимые на последующем этапе расследования преступлений, совершаемых организованными группами лиц.
19. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях против правосудия.
20. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела. Начальный этап расследования преступлений против правосудия.
21. Типичные следственные ситуации по делам о преступлениях против правосудия. Особенности планирования расследования.
22. Особенности производства отдельных процессуальных действий по делам о преступлениях против правосудия. Методы выявления подозреваемого.
23. Последующий этап расследования по делам о преступлениях против правосудия. Изобличение виновного. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами.
24. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий.
25. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела. Начальный этап расследования злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий.
26. Типичные следственные ситуации по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышения должностных полномочий. Особенности планирования расследования.
27. Тактика отдельных следственных действий при расследовании злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами.
28. Значение деятельности следователя по раскрытию преступлений прошлых лет. Факторы, затрудняющие и облегчающие расследование нераскрытых преступлений прошлых лет.
29. Методика анализа следователем материалов дела, приостановленного за неустановлением виновных.
30. Действия следователя после возобновления производства по делу о нераскрытом преступлении. Планирование расследования. Особенности тактики производства отдельных следственных действий.
31. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем и лицом в результате совершения им преступления (ст. 174, 174¹ УК РФ). Виды и способы отмывания (легализации) денежных средств, приобретенных преступным путем.
33. Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании легализации денежных средств и иного имущества.
34. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о торговли людьми. Специфика выявления признаков преступления и возбуждения уголовных дел о торговли людьми.
35. Следственные ситуации и тактические операции первоначального этапа расследования. Организация взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран при расследовании торговлю людьми.
36. Особенности расследования торговли женщинами и детьми с целью сексуальной эксплуатации.
37. Особенности расследования торговли людьми с целью эксплуатации рабского труда.
38. Особенности проведения отдельных следственных действий по делам о торговле людьми.
39. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях, совершаемых в сфере компьютерной информации.
40. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования преступлений, совершаемых в сфере компьютерной информации.
41. Тактика отдельных следственных действий. Особенности взаимодействия правоохранительных органов различных стран при расследовании компьютерных преступлений.
42. Понятие и характеристика противодействия расследованию преступлений. Виды противодействия.
43. Содержание и субъекты противодействия расследованию преступлений.
44. Выявление признаков противодействия расследованию.
45. Средства и методы преодоления противодействия расследованию.
Методы конспектирования: как составить конспект по истории?
В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.
Что такое конспект?
Слово «конспект» пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).
Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).
«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).
Отличия конспектирования от стенографии
Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?
Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла.
«Рациональное» (скоростное) конспектирование
«Корнельский метод конспектирования»
Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.
Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.
Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.
В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.
Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).
В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1.
Рисунок 1. Пример корнельского конспекта
Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект
Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).
Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.
Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).
Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия –
, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).
Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)
Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.
Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.
Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3.
Рисунок 3. Оболочка план – конспекта по теме: «Первая мировая война 1914-1918 гг.»
Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.
Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.
Многие историки и литературоведы выписывают цитаты своих «героев» на отдельные карточки небольшого размера: так на основе архивных выписок получаются целые картотеки, посвящённые высказываниям отдельного человека. Карточки можно систематизировать по хронологии, тематике, упоминанию в них других персоналий и прочим признакам; на основе такой тематической подборки опытный исследователь может делать доклад на конференции или симпозиуме, не прибегая более ни к каким записям и конспектам.
Заключение
Мы не ставили себе целью перечислить абсолютно все виды конспектов или перечислить все известных нам способы сокращения вербальной информации, которую произносит учитель или лектор. Что касается наших примеров, то они также не могут дать исчерпывающего представления о способах сокращения отдельных слов или их замене на условные обозначения. Поэтому мы призываем читателей активно обсуждать нашу статью и делиться своими «рецептами» составления конспектов в форме для комментариев. Идеального конспекта нет и быть не может. Перефразируя известного героя: больше конспектов, хороших и разных! Для отзывов и комментариев используйте форму ниже.
Также читайте урок по структурированию информации для наилучшего ее запоминания.
Узнайте как развивать мышление и эффективнее обучаться на курсе Когнитивистика: развитие мышления.
На тренинге используются интерактивные игры, кейсы и упражнения, лучшие мировые тесты. Присоединяйтесь!